По званию викарного епископа стал председателем братства св. Гурия, разрешил к печати множество духовно-нравственных книг на всех местных наречиях, радовался изданию Псалтири на татарском языке (в переводе Н. И. Ильминского и В. Т. Тимофеева). С осени 1891 г. ввиду болезни архиеп. Павла (Лебедева) фактически управлял делами епархии. Н. также был председателем экзаменационной комиссии для лиц, ищущих священнического или диаконского сана, и комиссии по капитальному ремонту семинарских зданий и по расширению зданий Казанского ДУ. Дважды ревизовал епархию: с 1 по 15 июня и с 22 по 25 нояб. 1891 г. (по распоряжению архиеп. Павла (Лебедева)) посетил 53 прихода и вызвал 4 причта из дальних сел, осмотрел 64 храма и с 1 по 8 сент. 1892 г. (по распоряжению архиеп. Владимира (Петрова) ) объехал более 20 церквей в Казанском и Царёвококшайском уездах (Отчет по обозрению церквей Спасского и отчасти Лаишевского, Чистопольского и Казанского уездов Казанской епархии//Казанский сб. статей. 1909. С. 784-807; Отчет по обозрению церквей Казанского и Царевококшайского уездов в 1892 г.//Казанский сб. статей. 1909. С. 807-831). Со 2 авг. по 20 нояб. 1892 г. Н. возглавлял комитет по постройке церквей-школ и школ, созданный для организации общественных работ на казенные средства (35 тыс. р.) с целью предоставить заработок пострадавшим от неурожая в Поволжье в 1891-1892 гг. Под рук. Н. построено 10 церквей-школ и 10 школ в местностях, населенных преимущественно инородцами, что, по мнению Н., положительно повлияло на духовное просвещение епархии (Отчет Казанского центр. строительного комитета по постройке церквей-школ и школ в 1892 г.//Там же. С. 769-783). 16 апр. 1893 г. Н. был Высочайше утвержден епископом Архангельским и Холмогорским (указ Синода от 26 апр. 1893). Перед отъездом 17 мая он служил литургию в Преображенском мон-ре, 20 мая покинул Казань. По пути в Архангельск заезжал в Москву и С.-Петербург, 30 мая 1893 г. участвовал в хиротонии архим. Арсения (Иващенко) во епископа Каширского, викария Тульской епархии, проходившей в Исаакиевском соборе. В Архангельск прибыл 8 июня, в эти дни здесь также находился прот. Иоанн Кронштадтский (Сергиев).

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Одно из самых ярких исполнений Арапетской (Аравийской) иконы Божией Матери   Вообще говоря, из-за географической близости Индии и Аравии православные христиане этих двух земель исторически достаточно близки. Епископ Арсений (Иващенко) в «Судьбах христианства в Южной Аравии...» пишет, в частности, что «древние писатели называли Индией все юго-восточные страны Азии за пределами римской империи (от Аравии начиная и кончая нын. Индией), а ближайшей или Счастливой [Индией] называли Аравию южную с прилежащими частями Абиссинии». Расширенное толкование географической Индии как побережья Индийского океана позволяет почитать древних аравийских святых вполне как индийских, несмотря на сегодняшнюю политическую обособленность регионов друг от друга. Таковы, в частности, св. Грегенций-Григорий Омиритский (память 19 декабря января] ) и свмч. Симеон Персидский (память 17 апреля) (многая часть паствы св. Симеона была вынуждена бежать в пределы нынешней Индии в 325 году из-за гонений царя Сапора, согласно «Летописи» того же Еп. Арсения). Гибкий подход к формированию списка местночтимых святых не следует считать натяжкой хотя бы ради православных пакистанцев, у которых сложились хорошие и дружеские связи с Аравией, а стабильность и крепкие отношения в регионе являются залогом развития. К тому же почитание святых соседствующих стран оправдано в рамках концепции широкого индийского мира, о которой мы подробно писали в первой части материала. С неоднозначностью понятия «Индия» мы столкнемся далее ещё в житиях святых Апостолов Варфоломея и Филиппа. А из жития святителя Фрументия мы и вовсе узнаем, что «под Индией... разумеются вообще страны, лежащие по берегам Чермного моря и Индийского океана. Под этим общим названием разумелись: Ефиопская, Арабская и Браминская Индия». Отметим, что почитание своих местных святых и святынь психологически всегда понятно. Существует и традиция почитания соборов местночтимых святых. Однако расширенное толкование географического понятия «Индия» послужило бы на долгую перпективу профилактикой самостийности в украинском изводе, когда сложилась абсурдная ситуация, что не почитает среди других святую Матрону Московскую. О проблеме и риске самостийности мы будем рассуждать в своём последнем материале.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/08/...

Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, беседа на вторую половину первого псалма: (По рукописи Моск. Син. Библиотеки 315)/Греч. текст и пер. еп. Арсения (Иващенко)//ЧОЛДП. 1891. [Кн. 2.] 5/6. Прил. [пагинация 4-я]. С. 1–20. (Отд. отт.: М., 1891. 20 с.) Максим Исповедник , прп. Толкование на 59 псалом/Пер. и коммент. А. И. Сидорова //Символ 22. 1989. 187–198. Переизд.: Максим Исповедник , прп. Творения. М., 1993. Т. 1. С. 208–214. Толкования русских святителей Филарет (Дроздов) , митр. Руководство к познанию книги Псалмов//ЧОЛДП. 1872. Кн. 1. С. 1–21. Он же. Толкование второго псалма//ЧОЛДП. 1873. 1. С. 3–27. То же/Предисл. иером. Ианнуария (Ивлиева) //Богословские труды. М., 1986. Сб.: 175-летие Ленинградской духовной академии. С. 281–294. Иннокентий [Смирнов И. Д.], еп. Пензенский, свт. Надеющиеся на Христа блаженны: Изъяснение I, II псалмов. М., 2002 (Святоотеческое наследие). 78 с. Псалмы первый, второй и пятьдесят первый, истолкованные еп. Феофаном. М., 1897. 52 с. Феофан (Говоров), свт. Толкование на псалмы Шестопсалмия третий и тридцать седьмой. М., 2001 (переизд. в 2002). 63 с. Впервые толкование на Шестопсалмие было издано в «Тамбовских епархиальных ведомостях». 1871. 9–10. Феофан [Говоров] Затворник, еп. Тридцать третий псалом. 1 М., 1871. 111 с.; 2 1889. 116, с.; 3 1903. 120, с. (рБ. м.: Б. и., Б. г.); М., 1997. Исследования Devreesse R. Les anciens commentateurs grecs des Psaumes. Città del Vaticano, 1970. (Studi e Testi; 264). 337 p. Schlieben R. Cassiodors Psalmenexegese: Eine Analyse ihrer Methoden als Beitrag zur Untersuchung der Geschichte der Bibelauslegung der Kirchenväter und der Verbindung christlicher Theologie mit antiker Schulwissenschaft. Göttingen, 1979 (Göttinger Akademische Beiträge; 110). VII, 292 p. Peri V. Omelie origeniane sui Salmi: Contributo all " identificazione del testo latino. Città del Vaticano, 1980 (Studi e Testi; 289). 196 ρ. Rondeau M.-J. Les commentaires patristiques du Psautier: III–V-e siècles. Vol. I. Les travaux des Pères grecs et latins sur le Psautier: Recherches et bilans. Roma, 1982 (OCA 219). 357 p. [монографические разделы, посвященные 25 греч. и лат. отцам Церкви]; Vol. II. Exégèse prosopologique et théologique. Roma, 1985. (OCA 220). 481 ρ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Большую ценность имеет брошюра «Похвальное слово св.Фотию Фессалоникийскому». Об этом святом в православной агиографии нет никаких известий. «Слово» было заимствовано из греческой рукописи 12–13 веков и содержит обстоятельные сведения о св.Фотии. Опубликованием житий почти совсем неизвестных восточных подвижников епископ Арсений оказал великую услугу православной агиографии, обогатив ее новыми памятниками, ценными не только в агиографии, но и для истории, так как они дают новые данные о политической, церковной или бытовой жизни народа, а также для литературоведения и филологии. Весьма важным трудом является и издание интересной рукописи Филофея, патриарха Константинопольского, – три речи к епископу Игнатию с объяснением изречения книги Притчей: «Премудрость созда себе дом». В этом издании имеются новые, до того времени совершенно неизвестные науке, памятники византийской богословско-экзегетической литературы 14 века. Это издание имеет не только большое научное значение, но и весьма пригодно для популярного чтения, как образцовый памятник возвышенного и строго православного византийского восточного богословствования. Таких переводных трудов Преосвященного Арсения по византологии известно до двадцати. Большую ценность представляют и его статьи церковно-исторического характера, в частности «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, – от Рождества Христова до 1879 года». В ней погодно обозреваются факты церковной истории. Эта книга выдержала четыре издания, а в 1900 году, в пятом издании, доведенная до 1898 г. Видно, что автор, придерживаясь провиденциального взгляда на церковную историю, вместе с тем предлагает и чисто научное объективное ее исследование. События описываются кратко, излагается самая сущность. Книга ценна тем, что в нем можно найти точные данные о событиях из государственной и церковной областей жизни. Автор должен был очень много потрудиться, чтобы дать хотя и кратко исторические сведения за девятнадцать веков. Ценным и облегчающим труд нахождения нужной темы является «Алфавитный указатель имен, лиц, названий мест и других предметов, встречающихся в Летописи», помещенный в конце книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

107 См.: Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов: Три очерка. 2–е изд., испр. и доп. СПб., 1998 (в изд. включены переводы «Разговора богатых и бедных» Макремволита, «Монодии на павших в Фессалонике» и «Слова о пренебрежении к смерти» Кидониса). 108 Некоторые рукописи, содержащие произведения Григория Паламы , в т.ч. фрагменты «Триад в защиту священнобезмолвствующих», его переписку с Акиндином и полемику с «великомнящим о себе» Варлаамом Калабрийцем и «пустеньким мудрецом» и «урожденным невеждой» Григорой, а также Святогорский и соборные (1341,1347 и 1351 гг.) томосы в защиту священнобезмолвствующих (рукопись, переписанную иждивением главного драгомана Порты Николая Маврокордата в 1708 г., а также рукопись 150 глав «физических, богословских, нравственных, практических и очищающих от заразы Варлаама»), обнаружил в афонской Великой Лавре Св. Афанасия («внутренность книгохранилища не обширна и неказиста. Тут две комнаты. ...Рукописи размещены на открытых полках у стен второй комнаты, которая гораздо больше первой. Их не очень много. Списка им нет. Из них я выбрал 60 рукописей, рассмотрел их внимательно в течение 13 дней, составил для себя отчетливый каталог их и выписал из них все, что показалось мне замечательным и новым в области человеческого ведения») Порфирий (Успенский) – см.: Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского . М., 2006. С. 232, 235–266 (нижн. паг.). 109 Petit L. Documents relatifs au Concile de Florence. (Euvres anticonciliaires de Marc d’Ephese. T. 15, 17; idem. Marc d’Ephese/Diet. Theol. Cath. Vol. 9; Grumel V. Marc d’Ephese: Vie, dcrits, doctrine/Estudias Franciscanas. Barcelona, 1925. 36; переводы еп. Арсения (Иващенко): Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения касательно нравственной немощи человека/Странник. 1872. Т. 3; Ритора Мануила о Марке Ефесском и Флорентийском соборе/Христ. чтение. 1886. Т. 2. См. также: Каллист Властос Агиорит из Эфеса, монах. Марк Эфесский и Флорентийский собор: Историческое исследование об отделении Западной Церкви от Православной Восточной Церкви и о бывшем на Флорентийском Соборе коварстве и насилии по отношению к православным. М., 2009 (греч. изд.: Афины, 1896; греч. афонское переизд.: 1991); а также работы на греческом яз.: Диамантопулос А. Марк Евгеник и Собор во Флоренции. Афины, 1899; Калогирас Н. Марк Евгеник и кардинал Виссарион. Афины, 1893; Пападопуло–Керамевс А. Марк Евгеник как отец Православной Кафолической Церкви/Byz. Zeit. 1902. Bd. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

иером. Антония. Одесса, 1889 [переизд.: СТСЛ, 2004]); «Слово к Иоанну и Феодору» (Святого Григория Паламы, митрополита Солунского, три творения, доселе не бывшие изданными/греч. текст и рус. пер. еп. Арсения (Иващенко). Новгород, 1895); несколько «Бесед» (напечатаныв: Воскресное чтение. 1853. 16. С. 145—147; Церковные ведомости: Прибавления. 1898. 18—20; 1900. 34, 47,52; ПМ. Вып. 8.1951. С. 86—112). Новый русский перевод всех «Бесед» Паламы недавно напечатан архим. Амвросием (Погодиным): Григорий Палама. Беседы. Наконец, напечатан сделанный Г. М. Прохоровым перевод «Прения с хионами»: Прохоров Г. М. Прение Григория Паламы «с хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих»//ТОДРЛ. Т. 27. 1972. С. 364—369. Переводы некоторых других произведений Паламы, сделанные в Париже архим. Киприаном (Керном), имеются лишь в рукописи [в том числе диатог «Феофан», «Житие Петра Афонита» и ряд гомилий; см.: Григорий Палама, св. Беседа XIV на Благовещение Всенепорочной Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии/пер. с греч. архим. Киприана (Керна)//Символ. 11. Париж, 1984. С. 157—163; пер. о. Киприана использовался при подготовке издания: Григорий Палама. Сто пятьдесят глав].    Патриарх Константинопольский Филофей (1354—1355, 1364—1376), близкий ученик Паламы и автор его «Жития», описывая события 1339—1341 гг., сообщает: «Мудрый [Григорий] тогда составил всего девять слов, разделенных на три триады». — Philotheus. Encomium Gregorii Palamae//PG 151, col. 588d; cp. не слишком точный пер. иером. Антония: Житие и подвиги иже во святых отца нашего святителя Григория Паламы… С. 58. В современной литературе слова против Варлаама для удобства именуются «Триадами» [см.: Григорий Палама. Триады].    См.: Meyendorff J. Introduction à l’étude; англ, пер.: Idem. Study of Gregory Palamas [Введение в изучение]; здесь исторические и богословские данные о спорах XIV в. приводятся более подробно. Недавно появившийся библиографический обзор новой литературы о Паламе и паламизме охватывает около трехсот названий; см.: Stiernon D.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Антонина Капустина (1818—1894), епископа Арсения Иващенко (1830—1903), епископа Амфилохия Казанского (1818—1893), архиепископа Макария Миролюбова (1817—1894), архиепископа Сергия Спасского (1830—1904), — это были скорее собиратели, чем исследователи, но вклад их в историю русской науки не следует умалять...    Особый интерес возбуждала история русского “старого обряда,” так торопливо и неосторожно в свое время осужденного. Исторически этот “обряд” оказывался теперь скорее оправданным. Но тем очевиднее становилось, что действительная острота русского “старообрядчества” не столько в этом “старом” обряде, сколько в болезненном и ложном чувстве церковности... Нужно упомянуть еще о работах по истории церковного искусства, византийского и древнерусского. Это была новая дисциплина, взамен старой “археологии,” созданная всего больше трудами русских исследователей: Ф. И. Буслаева, Н. П. Кондакова, Н. В. Покровского и других...    Методологически важен был прием постоянного сопоставления памятников вещественных и литературных...    Исторический метод был перенесен и в науку церковного права. Отчасти это чувствовалось уже у Иоанна Смоленского, в его анализе канонических источников. Гораздо сильнее это сказывается у его продолжателей. Особенный интерес возбуждали вопросы по истории покаянной дисциплины. Следует назвать имена А. С. Павлова, прот. М. И. Горчакова, Н. С. Суворова, Н. А. Заозерского, Т. В. Барсова, В. Ф. Кипарисова, И. С. Бердникова. И не раз поднимался вопрос об “изменяемости” канонической дисциплины и о “каноничности” существующего Синодального строя...    Так в исторической школе перерабатывается церковное самосознание. И богослову оставалось сделать свои выводы из нового опыта. 7. Исторический метод систематического богословия    Развитие церковно-исторических интересов сразу же отражается и на разработке догматического или систематического богословия. Уже с тридцатых или сороковых годов входит в привычку “исторический метод.” Впрочем, строго говоря, далеко не всегда это был метод “исторический” в собственном смысле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

42) Гавриил 2-й, сербин; 43) Гавриил 3-й, грек; 44) Викентий, сербин из Срема; 45) Паисий 2-й, из митрополитов ужицких, сербин; 46) Кирилл, грек, присланный из Царьграда, и 47) Гавриил 4-й, грек; о последнем замечает Гласник: «потурчися 1762 года и наречен Мехмед-ефенди». Затем 48) Василий Берчичь, бывший некогда архидиаконом Арсения IV в Карловце. Управлял церковью недолго; осенью 1763 г. пришел в Белград для свидания с родственниками своими из Карловца, но по этому случаю заподозрен турками в измене, схвачен и заточен на одном из островов Средиземного моря, бежал оттуда и укрылся в Черногории, где жил еще в 1780 году 35 . Из того обстоятельства, что на печском престоле после 1737 года сидели то греки, то сербы, видно, что клиру сербскому удавалось по временам пользоваться своим прежним правом – самому свободными голосами избирать патриарха. Но после Василия Берчича опять был прислан из Царьграда грек, – именно 49) Каллиник 2-й. Это был последний патриарх в Сербии. В Гласнике говорится: «испразднися патриаршия сербская по причине такой, что греки, прогнавше Василия Берчича, хотели впредь в патриаршии сербской греком бывати, а народ сербский не хотел того допустити, претили камением убити грека патриарха. Того ради греки родом епископи по Сербии (многи бо суть), воставше, идоша к патриарху константинопольскому Самуилу Мекнеду и обьявиша, что сербина не хотят имети за патриарха; таже патриарх шед возвестил сие султану турскому, что он платити будет таксу (т.-е. установленную дань, за патриаршию сербскую, только, чтобы она совсем упразднилась, и ни грек ни сербин не были там впредь патриархами» 36 . Следует вспомнить, что тогда греки задались идеею панэллинизма, и патриарх константинопольский, поборник ее, хотел сначала в своих руках сосредоточить судьбы православного народонаселения турецкой империи, впутать его в борьбу за еллинскую независимость и проложить путь к восстановлению греческой империи. Независимый патриархат сербский мешал затеям: и вот представился случай к уничтожению его. Сам Каллиник, вероятно, не сочувствовал этому делу, потому что сочли нужным низложить его (11 сент. 1766 г.) и прислать в Печь иного митрополита, бывшего амасийского, Гавриила. В Гласнике выставлен 1765 год годом уничтожения патриархии, но, кроме других свидетельств 37 , 1766 год представляется и на надписи Введеиского калиничского монастыря в нынешнем княжестве сербском, как время, в которое Каллиник еще занимал престол. Говорится там, что монастырь совершенно обновлен разными благотворителями «тогда святейший престол славено-сербский правящу и содержащу господину патриарху хаджи кир Калинину при господину митрополиту белградскому кир Еремии лета от Адама 7274, от рождества же по плоти Бога Слова 1766».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Aussenzio di Bitinia/Introd., trad., comment. P. Varalda. Alessandria, 2014; Kaldellis A., Polemis I., transl. Psellos and the Patriarchs: Letters and Funeral Orations for Keroullarios, Leichoudes, and Xiphilinos. Notre Dame, 2015. Рус. пер.: Похвальное слово Симеону Метафрасту/Пер. архиеп. Арсения (Иващенко)//Воронежские ЕВ. Приб. 1869. 5. С. 100-111; Слова на свершившееся во Влахернах чудо/Пер. П. В. Безобразова//ЖМНП. 1889. Т. 262. С. 77-91; Обвинительная речь против патр. Михаила Кирулария//Там же. Т. 265. С. 23-84; Литаврин Г. Г. Три письма Михаила Пселла Катакалону Кекавмену//RESEE. 1969. Vol. 7. N 3. P. Михаил Пселл. О характерных чертах нек-рых сочинений/Вступ. ст.: С. С. Аверинцев; пер.: Т. А. Миллер//Идеи эстетического воспитания: Антология. М., 1973. Т. 1. С. 281-283; Михаил Пселл. О сочетании частей речи; Обзор риторических идей; Ипертима Пселла слово, составленное для вестарха Пофоса; Сравнение Еврипида с Писидой/Пер. с греч.: Т. А. Миллер//Античность и Византия. М., 1975. С. 156-174; Зайцев А. И., Любарский Я. Н. Два письма Михаила Пселла//Bsl. 1978. T. 39. C. 24-28; Богословские сочинения/Пер.: архим. Амвросий (Погодин). СПб., 1998; Хронография: Краткая история/Пер. Я. Н. Любарского, Д. А. Черноглазова, Д. Р. Абдрахманова. СПб., 2003; Судье Фракисийской фемы Ксиру; Константину Мономаху, монаху Феревию, Исааку Комнину, Константину Дуке, Роману Диогену; речи: К спрашивающим, сколько родов философских учений; Похвала блохе; Похвала вши; Речь к ученикам, не пришедшим в школу по случаю дождя; К ученикам, редко приходящим в школу; К манкирующим ученикам; К нерадивым ученикам/Пер. П. В. Безобразова// Безобразов П. В., Любарский Я. Н. Две книги о Михаиле Пселле. СПб., 2001. С. 49, 56-58, 61-63, 85-88, 106-108, 124-125, 132-138, 144-150, 162-169. Лит.: Скабаланович Н. А. Визант. наука и школы в XI в.//ХЧ. 1884. 3/4. С. 344-369; он же. Визант. государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. СПб., 20042. 2 кн.; Sonny A.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

1884. Т. 2. 7/8. С. 181-229 (отд. отт. СПб., 1884); Феофан Керамевс, архиеп. Тавроминский Х в. и проповедник//Странник. 1884. 5. С. 3-23; 6. С. 161-181; 7. С. 453-473; Из Царьграда во святый град Иерусалим (в 1893 г.)//ДЧ. 1894. Май/июнь. С. 264-295; Авг. С. 623-636 (отд. отт.: М., 1894). Изд.: Геннадий (Георгий) Схоларий, патр. Константинопольский. Разговор. Новгород, 1896; он же. Новый мыслитель, или Туманная болтовня. Новгород, 1896; Записки о мученичестве св. Арефы и других с ним в г. Негране, служащие к пояснению истории христианства в южной Аравии VI в.//Странник. 1873. 6. Отд. 1. С. 217-262; Мануил Пелопоннесский, великий ритор. Ответ иеропсалту, Герасиму иеромонаху: О богоначальном мановении//ЧОЛДП. 1884. 1, 3; он же. О Марке Ефесском и Флорентийском соборе и проч.//ХЧ. 1886. Ч. 2. С. 102-162; он же. Ответ доминиканцу Франциску//ЧОЛДП. 1889. 7/8. С. 79-97; он же. Сочинение, написанное для уяснения догмата об обожении плоти Господа нашего Иисуса Христа и о прославленном Его состоянии//Там же. 1890. 5/7. (Прил.); Григорий Кипрский, патр. Константинопольский. Похвальное слово Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому//Там же. 1889. 3/5. Прил. С. 1-70 (отд. отт. М., 1889); Иосиф Студит, еп. Фессалоникийский. Похвальное слово св. вмч. Димитрию Солунскому//Там же. 1890. Вып. 2; Арефа, митр. Кесарии Каппадокийской. Проповедь на 1-й псалом. М., 1891; Матфей Властарь. Письмо к принцу Кипрскому Гюи де Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия. М., 1891; Нил Диазорен, митр. Родосский. Четыре неизданных произведения. М., 1891; Три статьи неизвестного греческого писателя нач. XIII в. в защиту Православия и обличения новостей латинских в вере и благочестии. М., 1892; Мефодий, архиеп. Константинопольский, свт. Слова о святых иконах//ЧОЛДП. 1893. Вып. 11/12. (Прил.; отд. отт.); Некоего митрополита Ефесского, XIII в., неизданное доселе произведение. М., 1893; Григорий Палама, свт. Три творения, доселе не бывшие изданными. Новгород, 1895; Нил Дамила, иером. Ответ греколатинянину монаху Максиму на его письмо в защиту латинских новостей в вере/Ред. греч. текста и пер. еп. Арсения (Иващенко) и Е. Ловягина. Новгород, 1895; Послание с исповеданием веры, посланное от всех святогорцев к царю Михаилу Палеологу. М., 1895; Николай Гидрунтский (Отрантский), игум. греч. мон-ря в Казулах. Три записки о собеседовании греков с латинянами по поводу разностей в вере и обычаях церковных. Новгород, 1896; Николай, еп. Мефонский. 2 неизданных произведения: Против латинян по поводу клеветы их на Духа Святого. Об опресноках. Новгород, 1897; Похвальное слово св. Фотию Фессалийскому. Новгород, 1897; Филофей, Патр. Константинопольский. Три речи к еп. Игнатию с объяснением изречения Притчей «Премудрость созда Себе дом». Новгород, 1898; Житие и подвиги св. Феодоры Солунской. Юрьев, 1899; Димитрий Кидонис. О презрении смерти. СПб., 1900; Михаил Акоминат, митр. Афинский. 4 неизданные беседы. Новгород, 1901.

http://pravenc.ru/text/76230.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010