Может быть, это и верно в качестве характеристики управленческого механизма, однако Знаменский сам признает, что епископ, обладая почти неограниченной властью, был в состоянии проявить собственную инициативу, если сам не был захвачен патриархально-бюрократическим духом времени. Лишь немногие выдающиеся представители церковной иерархии, такие, как Гавриил Петров, Платон Левшин, Ростовский архиепископ Арсений Верещагин, Рязанский архиепископ Симон Лагов и Тамбовский епископ Феофил Раев, пытались улучшить управление и облегчить положение духовенства. «Самая духовная власть оставалась... с тем же первобытным своим патриархально-бюрократическим характером... При таких условиях вся епархия обращалась в какое-то частное владение своего архиерея, где вся его административная деятельность носила характер его личного домашнего дела, в которое никто не должен Казалось бы, именно такая система, построенная исключительно на благоусмотрении одного-единственного лица, должна была служить могучим стимулом к возникновению развитого чувства ответственности. Однако жизнь показала, что иерархи отнюдь не обладали им в достаточной мере, чтобы не поддаться упоению властью, памятуя о том, что власть Церкви покоится на совсем иных принципах, чем государственная. Самовластие архиепископа Феодосия Яновского доходило до того, что он требовал от подчиненного ему духовенства присяги на верность ему лично. То же самое позднее ставилось в упрек Арсению Мацеевичу. «Всякая тень контроля над епархиальным управлением казалась епархиальным архиереям уже несправедливостью, нарушением их патриархальных Даже предписание вести инвентарные книги воспринималось как произвол, в том числе и таким образованным архиереем, каким был Платон Левшин. Представление о полнейшем бесправии духовенства по отношению к епископу в иерархах XVIII в. было врожденным. В малейшем проявлении чувства собственного достоинства со стороны духовенства епископу виделось личное оскорбление, которое каралось как покушение на его права. Главнейшим принципом епархиального управления была строгость, что в тот страшный век было равнозначно жестокости.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Р. S. Писал дрожащею рукою, прошу извинить. 3 . Высокопреосвященнейший владыко, почтеннейший мне о Господе отец и благодетель! Благоприятнейшее писание вашего высокопреосвященства, которым угодно было вам восприветствовать меня праздником Христова Рождества и новым годом, я имел честь получить с особливым моим удовольствием. Принося за оное чувствительнейшую мою вашему высокопреосвященству благодарность, взаимно желаю вам от Господа Бога всех тех благ, каковых и вы мне желать изволили. Впрочем, препоручая себя святительским вашего высокопреосвященства молитвам, честь имею пребыть с истинным моим к особе вашей высокопочитанием и преданностию, вашего высокопреосвященства, почтеннейшего мне о Господе отца и благодетеля, покорнейшей слуга Архимандрит Ириней. Генваря 3 дня 1791 г. Р. S. За две недели пред сим получил я еще от вашего высокопреосвященства любезнейшее писание и при оном приобщенный дар, состоящий в двух цветных нахтышах 120 чрез отца Иоанна Сабуровского, за что равномерно приношу вашему высокопреосвященству искреннюю мою благодарность. Много изволите меня одолжать, так что я не знаю как и возблагодарить вашему высокопреосвященству искреннюю мою благодарность. Примите хотя слабый знак моей благодарности, состоящий в моей предике, которую при сем препровождаю, прося удостоить оную вашего прочтения. О. Архимандрит Арсений, после Крещения, отправится от нас во свояси. Он бы поехал и прежде, но дожидается окончания своих проповедей, которые здесь печатаются. Добрым поведением и хорошею жизнию, так же разумом и учением он привлек здесь многих к себе любовь. Дай Бог, чтоб таковых людей у вашего высокопреосвященства было побольше. 4 . При сей верной окказии, долгом поставляю засвидетельствовать пред вашим высокопреосвященством мое истинное к особе вашей высокопочитание и преданность. О здешних обстоятельствах пространнее донесет, яко живое письмо, сей письмовручитель, которого вашему высокопреосвященству препоручаю, яко друга моего в ваше покровительство и отеческия милости. О нем писал я и в прежнем моем письме, посланном к вашему высокопреосвященству чрез человека, отправленного от Дмитрия Никитича Малышкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

98 Архимандрит Василий Базилевич с 1778 г. Ректор Год кончины его в 1798 г. в Ист. Российск. иерархии (Т. 1, стр. 643) показан неверно. 100 Иеракс (Емельянов) – префект Харьковского Коллегиума. Сведения о нём в Ист. российс. иерархии (стр. 643) не точны. 101 Амфилохий Леонтович из Ростовского Яковлевского монастыря переведён в 1786 г. в Киевский Межигорский. 102 Иоиль с 1776 г. архимандрит Спасского в Ярославле монастыря: 3-го июля 1787 г. уволен на покой, а монастырь обращён в архиерейский дом. 103 Из архимандритов Новгородского Хутынского монастыря 21 апреля 1786 г. рукоположен в епископа Старорусского, Викария Новгородской епархии; с 6-го мая 1788 г. епископ Тамбовский, – скончался 23 декабря 1811 года. 104 Арсений (Димитрий) Тодорский родился в 1744 г., учился в Коломенской и Рязанской семинариях, и затем в Московской академии. В 1771 г. пострижен в монашество и назначен префектом Коломенской семинарии; 1773 г. определён игуменом Спасского Коломенского монастыря; с 6 апреля 1774 г. архимандрит Голутвина Богоявленского монастыря и ректор семинарии; 30 июня 1788 г. настоятель Ростовского Борисоглебского монастыря и ректор Ярославской семинарии. Отсюда вызван в Петербург на чреду священнослужения и в 1792 г. назначен настоятелем Троицко-Сергиевой пустыни, близ Петергофа; 16-го декабря того же года переведён в Кириллов Белоезерский, а отсюда 21-го июня 1796 г. – в Новгородский Юрьев монастырь; 15-го августа того же 1796 года рукоположен в епископа Вологодского, и там 15-го июня 1802 года скончался. 106 В дневнике А. Арсения под 20 марта 1786 г. записано: «писаны по почте письма к Обер-Секретарю Наумову и Каменскому. 107 Царевич Грузинский (Карталинский?) Антоний II – хиротонисанный 30 июля 1786 года в Царском селе в митрополита Ниноуминдского, вступил на Мухедскую кафедру из митрополитов Алавердских в 1789 г.; вызван 1811 г. июня 10 дня в Москву; жил с 1812 г. в Нижнем-Новгороде, сохраняя звание католикоса; скончался 21 декабря 1827 г. и погребён в Нижегородском Преображенском соборе. (Иерархия Всероссийской церкви, Н. Д. М. 1892 г., стр. 187).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Так, в новый, напр., год молебен после литургии начинался у него в алтаре и при пении священниками тропаря «Спаси Господи люди Твоя», он трижды кадил вокруг престола, а для чтения Евангелия выходил на средину храма, и Евангелие читалось им и протодиаконом по статьям, как обыкновенно делается в день Пасхи 20 . В 1791 г., 8-го апреля, – это было во вторник страстной седмицы, преосвященный получает пред литургией от имени Императрицы золотую медаль с её изображением, выбитую по случаю заключения мира со Швецией. Он этот же день после литургии совершает, с колокольным звоном, торжественный молебен. Пред началом молебна приказал поставить среди церкви два аналоя; на одном положен был образ великомученицы Екатерины, на другом положена была, на серебряном блюде, присланная медаль. При окончании молебна, во время пения «Тебе Бога хвалим», все духовные сначала прикладывались к иконе, а потом, став пред другим аналоем, отдавали поклон изображённому на медали Высочайшему лицу 21 . Архиеп. Арсений очень часто служил не только в кафедральном соборе и в своей крестовой церкви, но и в приходски церквах по случаю их храмовых праздников, и редкое служение проходило без пастырского поучения и рукоположения во пресвитера или дьякона. В дневнике его то и дело читаем: «литургисал, хиротонисал и пастырское поучение говорил» 22 . После церковных богослужений предметом особенного внимания и попечения для доброго архипастыря были: семинария и духовные училища. Он не редко посещал их: в семинарии каждый почти раз присутствовал на богословских и философских диспутах; иногда сам изъяснял ученикам воскресные и праздничные Евангелия. В праздники и высокоторжественные дни пред литургией принимали от семинарии приветствия в речах и стихах на разных языках. По духу и обычаям того времени, он дозволял ученикам, в удобное время, сценические представления непредосудительного конечно содержания: допускал это даже в своём архиерейском доме. Так, 29-го октября 1786 г. вечером были представлены у него: пьеса «Авелева смерть» и драма: «не любо, да смейся».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

89 Виктор Онисимов родом из Новгорода и обучался в тамошней семинарии. В 1766 г. произведён в архимандрита Вяжицкого Николаевского монастыря; в 1770 г. переведён в Иверский Богородичный монастырь, а отсюда в 1775 г. – в Юрьев. 1782 года 3-го июля рукоположен в епископа Олонецкого, викария Новгородской епархии; 22 сентября 1783 г. – епископ Владимирский; 1788 г. – Суздальский и Владимирский; 1798 г. Владимирский и Суздальский. В мае этого года Император Павел Петрович с двумя великими Князьями, по пути в Казань, посетил Владимир и принимая ласково епископа Виктора, сказал ему: «здраствуй, архиепископ» (эти слова значили тогда пожалование в архиепископское достоинство). Ободрённый Царскою милостью, престарелый архипастырь стал просить у Государя позволения переселиться назад в свой Суздальский дом, но Государь прогневался и отвечал ему: «жить тебе здесь, а не в Суздале. – Прощай епископ». Так преосвященный Виктор, архиепископ на несколько минут, снова сделался епископом. (Влад, губернск. вед. 1876 г., часть неофициальная, 46). 1800 г. февраля 24 дня Епископ Виктор отставлен на смирение и ему повелено иметь пребывание в Новгородском Юрьеве монастыре. В тоже время все члены владимирской консистории отрешены были от присутствия в оной. – Преосвящ. Платон, митрополит Московский в письме своём от 8-го марта 1800 года к преосвящ. Амвросию, архиеп. Петербургскому, пишет: «желал бы знать, за что он (Виктор) сменен и на, каком основании». (Письма митр. Платона к Амвросию Подобедову , изд. С. Смирновым М. 1870 г., стр. 48), Еп. Виктор сконч. 29 марта 1817 г. 90 Вот что писал архиепископ Арсений от 12 мая Епископу Виктору: «Подателя сего, коллежскаго ассесора Ивана Ивановича Мотовилова рекомендую в благосклонность вашу. Усердно при том желаю благополучно вам встретить и проводить Высочайших Гостей, коих пришествия и Ярославль ожидает. Каковым же образом при сих обстоятельствах, с духовной наипаче стороны, совершены будут церемонии, покорно прошу меня уведомить». (См. Дневник архиепископа Арсения, лист 23 оборот).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Преосвященный Арсений обращал должное внимание и на учеников уездных церковных школ, поступающих в семинарию, и, если оказывалось, что ученики недостаточно подготовлены в этих школах к слушанию семинарских уроков, он подвергал строгому взысканию надзирателей и учителей этих школ. Так случилось с надзирателями и одним учителем Кашинских школ. Вот что записано под 3 ч. октября 1779 г. л. 17 в книге записной определений еп. Арсения: «Присланные как из прочих церковных, так наипаче из Кашинских школ для промоции в поэзию синтаксимы ученики, обучавшиеся в одной синтаксиме по два года и более, по экзамену здесь оказались крайне неисправными как в письме русском и латинском, так и в сочинениях грамматических и впрочем, в чем чрез долговременное обучение и по природным своим способностям должны были довольный оказать успех. А чрез то ощутительно доказалось надзирателей оных школ и учителя синтаксимы величайшее нерадение, кошту казённому последовала трата, лет ученических бесполезное протечение, родителям учеников оскорбление, и благонамерению в учреждению оных школ сожалительное несоответствование: чего ради с надзирателей оных школ Клобукова монастыря строителя Иосафа, и Дмитровского монастыря Иоанникия: взыскать штраф по 10 рубл. за нерачение и не смотрение над учителями и учениками, а притом воспрещается строителям при священнослужении надевать набедренники дóндеже докажут действительное тщание своё в надзирательской деятельности. С учителя же синтаксимы, Вознесенской церкви священника Василия Феодорова взыскать во штраф за целый прошедший год полученное им семинарское жалование, и оные деньги прислать немедленно в консисторию, а от должности благочиннической оного священника отрешить, и вместо ево немедленно избрать духовному правлению двух кандидатов и представить. Впредь же учителям жалование не выдавать без резолюции нашей во всех училищах епархии нашей. А дабы и прочих церковных школ надзиратели тщательнее имели смотрение над учителями и учениками о том из Консистории в сходственность сего нашего определения послать к ним указы: а семинарскому правлению подтвердить, дабы все возможные доставляло способы к благоуспешеству во учении, честности и благонравии, как в семинарии, так и в церковных школах, предписывая к тому нужные учреждения и требуя действительного исполнения».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Присутствующим в Консистории и в Семинарской Конторе членам сделаны (на штрафные деньги) ряски шелковых матери разного цвета, всего шести человекам, которые мы и обновили в день тезоименитства Его преосвященства. Препоручая себя архипастырскому вашего преосвященства благоволению, осмеливаюсь просить святительского вашего благословения, вашего высокопреосвященства, милостивейшего отца и покровителя, всенижайший послушник и преданнейший слуга Префекта Игумен Арсений. 28 ноября 1785 года. Желтиков. 2 . Высокопреосвященнейший владыко, премилостивейший отец, архипастырь и Покровитель! За долг почитая уверить архипастырскую особу вашу об истиннейшей преданности к вашему высокопреосвященству учеников Тверской семинарии, купно с ними осмеливаюсь и себя повергнуть к стопам вашим архипастырским. Примите, великий Архипастырь, краткие изъяснения несказанных чувствий, каковыми исполнены сердца всех к особе вашей. О себе за нужное почитаю донести вашему высокопреосвященству новость поразившую меня несказанно. Сего января 21-го дня прислан в Тверь из Святейшего Синода указ, в котором написано, что жалуют меня в Тамбовскую епархию, в нижеломовский Богородицкий монастырь архимандритом и ректором. Вашему высокопреосвященству известно с какими чувствиями сие я приемлю. Признаю и почитаю святый и божественный промысл, благость и правосудие Божие: но, по человечеству судя, отяготе на мне рука Господня. Знаю, что нет для меня худого в сем случае; но потребно очень великодушие. Я не знаю, как мне оставить любезные все предметы и пуститься вдруг во все то, что противно моим свойствам, но быть так: воле Господней повинуюсь, и кто противиться может. Преосвященному весьма сие прискорбно, особливо что, не предуведомив его о сем, вдруг сверх сверх чаяния сделано. Хочет писать партикулярно на сей почте; но я думаю, что тщетно. Не переменят уже определения своего, когда уже и указы разосланы: еще и прошение в Святейший Синод послал и письма к разным особам о сем же. Одно только утешить меня может в семь случае, ежели я удостоюсь архипастырского вашего благословения и наставления, какового всенижайше осмеливаюсь просить.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В Чудов монастырь его стекались слушать и купцы и простонародье. Но дани этой аудитории в смысле народливости мы в проповедях его не находим. Елисаветинские проповедники любили иногда прибегнуть к грубовато-реалистическим обличениям барских затей и помещичьих прихотей. У Димитрия Сеченова встречаем: «Люблю Христа: у меня – запонки, пряжки, табакерки золотые, чайники и рукомойники серебреные; а в церкви Христовой свинцовые сосуды. Люблю Христа: у меня златотканные завесы, одеяла; а страшные Христовы тайны крашенинным покрываются покровом. Люблю Христа: сам шампанские и венгерские вина вместо квасу употребляю; а в церковь никогда и волошского галенка 675 не посылал» 676 . Или у Гедеона Криновского : «Путь [во ад] столько широк, что берлином ли или коляскою захочет кто поехать: удобно по нем проедет». А путь к небесному граду – «мы думали, что цветами и мягкою травою поросл, чтоб иногда караваном седши, водочкою или другим чем подвеселиться могли; ан прискорбен есть» 677 . У Платона редко встречаем выходки подобного стиля, например: «Но другие скажут: “как некуда деньги девать? А на строение домов? на уборы? на вина? на банкеты? на собак и на прочие забавы?“» 678 В проповеди 3 марта 1784 г. в Чудовом он рассказывает анекдот о вдове и пьяном судье 679 . Такие чёрточки грубоватого быта – редкость 680 . Митрополит говаривал о себе, что застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам. Он принадлежал к числу тех проповедников XVIII столетия, которые умели или, по крайней мере, пытались сочетать монашество со светским укладом и привычками. Таков был Гедеон Криновский , у которого гардероб с шелковыми и бархатными рясами занимал целую комнату, и который любил щеголять шелковыми чулками и башмаками с брилиантовыми пряжками, по моде помещиков и царедворцев того времени 681 . Таков был Арсений Верещагин, сочинявший стишки о влюбленных голубках 682 . Филарету в 1814 году пришлось проповедывать во дворце в присутствии императрицы Марии Федоровны и членов царской семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не трудно заметить из приведенных примеров умозаключений Ивана Григорьева, что его проповедь не отличалась стройностью мыслей и ясностью изложения. Но она произносилась человеком горячего и пылкого воображения, человеком хитрым и бывалым, произносилась властительным и страстным тоном. Это и послужило одною из причин того изумительного успеха, какой имел Иван Григорьев среди молокан Новоузенского уезда в течение нескольких месяцев. Из орловских молокан и из некоторых других сел Новоузенского уезда он менее чем в год основал свою монтано-молоканскую секту. Но вот, по каким-то причинам, Иван Григорьев стал собираться обратно к двоюродному брату в Турцию. В последних прощальных беседах он изрек своим последователям великие обетования. «Благодать Христова, – проповедывал он, – устроенная Апостолами по воскресении Христову от мертвых, исчезла с лица земли, так что тьма бысть после того по всей земле, то есть, – неведение Божие. Теперь отчасти возобновляется эта благодать в вашем роде. Но денница солнца правды еще не воссияла в вас вполне. Вы не будьте якоже Сарра в сени, но будьте яко Дева Мария. Как она изрекла: се раба Господня, буди мне по глаголу твоему, – так и вы приимите слово благовествования моего: в сердцах ваших преобразится Дух Христов, и будут в среде вашей пророки и апостолы; также народится у вас сам Сын Божий. Но только гоните, дóндеже постигнете 7 . «Что сотворим, – спросило его собрание, – да живот вечный наследуем?» Григорьев отвечал: «Како писано есть: имеяй две ризы, неимущему дай, и брашна такожде имейте вся обща. Сердце и душа едино да будет нам, писано бо есть: Бог вселяет в дом свой единомышленные; тако и вы будьте дом Божий и церковь Бога жива». Кроме того, Иван Григорьев заповедал своим последователям продолжительные и строгие посты (некоторым дня по два ничего не велел есть); а также к женам запретил прикасаться. В заключение, он велел своим последователям присылать ему в Турцию денег, «как в Писании сказано: за грехи нужно во Иерусалим посылать». Затем, Иван Григорьев оставил своих последователей и отправился в Турцию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lzhehris...

Издалече всех видать, Яко облаки летят. Дух святый в сердцах наших воссиял, Вечну радость возвещал. Мы везде все разпройдем, И на Сион гору взойдем, На Сион гору взойдем, По-ангельски запоем; Кого в царствие возмем, Кого прахом разбием. К каждому стиху припевалось: Слава Богу! Слава царю! Слава Духу Святому! Это произведение Ивана Григорьева сильно понравилось его последователям. Заметив это, он им сказал: «это только начало». Очевидно, что до этого времени они не слыхали песен от своего наставника. Увеличение дохода кружки Чрез месяц Иван Григорьев усмотрел, что в общей кружке денег чрезвычайно мало, и что причина этого заключалась в скупости верующих, которые клали в нее не более 3–5 коп. сер. На ближайшем молитвенном собрании Иван Григорьев, по этому поводу, с своими последователями повел такую беседу. «Я, братие», – начал он, – «хочу вам сказать слово истины. Как Бог послал меня к вам для спасения вашего, то я и должен все ваши недостатки высказывать и делать вам наставление. Прежде вы были в заблуждении, в идолопоклонстве, а теперь – люди святы. Прежде вы не люди были, ныне же – люди моим ходатайством (cp. 1Пет.2:10 ). Теперь я вас спрошу, утверждены ли вы в той истине, что вы стали Церковь Бога жива?» Монтано-молокане ответили: «Веруем, что теперь мы в истине находимся, а прежде были во тьме неведения; – поклонялись рукотворенным, а теперь кланяемся Богу живу, – о твоем наставлении и руководстве». – Иван Григорьев продолжал: «Когда вы были в языческой церкви, то на свечи и фимиам – не Богу, а рукотворенным идолам – не жалели 10, 20 коп., 1 рубля, даже 5 рублей и больше. Α теперь, когда вы стали служить Богу истинну, усердия вашего является только на 5 копеек! Из этого я замечаю, что плохое у вас усердие к истиному Богу». Монтано-молокане спохватились и наперерыв друг перед другом спешили класть в кружку уже рублями и десятками рублей; через год в ней набралось, по словам Ивана Артемьева, целых 100,000 р. на ассигн., «потому что много было верующих», – так замечает Иван Артемьев для объяснения громадности этой цифры.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lzhehris...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010