Его нездоровье началось еще в Киеве. Впоследствии он записал в дневнике: «Холод не вредит. (...) Однак помалу к нему привыкат(ь) должно. И я, приехавши в Киев, крайне простудился, употребляя венгерское зимное платье. В протчем вижу, что здесь многие зимою могут ходить босиком, без шапки, роскрывши грдь, в одном кавтанчнке» (Там же. С. 618). Макарий так и не приспособился к местному климату. В Твери он прожил лишь два года. Как писал епископ Арсений (Верещагин) (епископ Тверской и Кашинский с 1 апреля 1775 по 22 сентября 1783 года), при Макарии бывший учителем риторики в Тверской семинарии, а после кончины Макария ставший префектом, а потом и ректором этой семинарии, Макарий «оставил трудов своих немалое число сочинениев и вечную память добродетелной своей жизни. Скончался чахотною болезнию 1765 года декабря 24 дня и погребен в Желтикове монастыре, по завещанию ево, в паперти близ церковных дверей с южной стороны. Науками просвещен был довольно, разум имел основательной, память хорошую; нравов тихих, ласковых и приятных; осторожен, но чистосердечен; росту средняго, волосы имел черные, продолговатые, взор и лице приятное, голос и произношение соответствующие приятности души его благоразумной и добродетельной...» (ГАТО, ф. 1409, оп. 1, 1162, л. 12–12 об.). Архимандрит Макарий очень ценил дружбу. «Скуку разогнат(ь) два имеются способа: Бога в мысли всегда иметь, оттуду удоволствие и радост(ь), да с другом, или живым, или мертвым, разговариват(ь), откуду происходит добродетелное щастие», – писал он в дневнике под 8 февраля 1765 года (см.: Семячко С. А. Тверской агиограф архимандрит Макарий и его дневник. С. 617). У него было немало друзей и приятелей, среди которых – известный русский поэт и драматург Александр Петрович Сумароков. Можно думать, что Макарий был в курсе самых последних литературных новаций. Однако как литератор он проявил себя в одном из самых традиционных и этикетных жанров, жанре жития, укорененном в русской книжности практически с момента ее возникновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XLV и XLVI). 3298 Дингельштедт, Закавк. сект. 63: На молениях Закавк. прыгунов при Рудометкине прыганье «все чаще и выше» «заканчивалось совершенной пляской, сопровождаемой страшным ломаньем и кривляньем». 3304 Чистович, Дело о богопр. сборищ. 69. На радении хлыстов Кагальницкой станицы (Дон. об.) пророк Афиногенов «неистово прыгал и бил себя скрученым полотенцем по плечам и по спине» (Н. Кутепов, Из современной жизни местного сектантства, Дон. Е.В. 1888, 22, с. 953–4). 3305 Иером. Арсений, Лжехристы монтано-молоканские: Иван Григорьев и Григорий Верещагин. К истории монтано-молоканской секты, 3 изд. Афон. рус. Пантел. монастыря, М. 1891, с. 20. 3310 Сикорский, Психоп. эпид. 12–13. Скакуны-лютеране среди чухонцев Петергоф, у. во время общего возбужденнего прыганья издают «какие-то нечленораздельные звуки, порой похожие на крик курицы, а иногда и на лай собаки; кто ревет, кто стонет, кто воет» (Секта скакунов, Мисс. Обозр. 1898, май, с. 796). Другие аналогичные примеры спастических криков см. ранее, Богосл. Вестник, 1907, апрель, с. 795–803. 3312 В. Кутепов, К вопросу о мест. сект. (Дон. Е.В. 1888, 1, с. 26), Ср. Печерский, На горах, ч. 3, гл. 10: радеющие хлысты, «исступленные до самозабвения, кричат в источный голос». 3314 Кириллов, Амур. прыгуны (Камчат. Е.В. 12, с. 241). У Тамбовских хлыстов-богомолов подобные движения назывались «чудесами» или «чудотворениями». 3322 За Кавказом (Отеч. Зап. 1867, Вонь, кн, 1. с. 493). Ср. Б.К., Скопческие секты Таврической г. (Москов. Ведомости, 1860, 54): скопчихи «пляшут, пока не упадут в изнеможении, иногда в судорогах со рвотой». 3323 Дингельштедт, цит. соч. 49; ср. Кавказ. Е.В. 1873, 24, с. 795: шалопут-пророк, совершая экстатическая движения, «падаль и бился об пол, бил себя в грудь, в голову и под бока». 3326 Там же, 13–14. Отсюда можно заключать, что именно страстные позы и движения являются первоисточником символических действий, выполняемых сектантскими пророками на радениях. 3333 Карфагенский собор (пр. 71) запрещает «непристойные пляски» (ρχσεις μυσαρς), совершавшиеся «в священныхъ местах» (ερος τπους) и «даже в дни памяти блаженных мучеников». Cp. Ernst Lucius, Die Anfänge des Heiligenkults in der christlichen Kirche, herausgeg. v. G. Anrich, Tubingen 1904, S. 322–324.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В М. К. м. располагалась книгописная мастерская. В кон. XIX в. в б-ке хранилось ок. 1 тыс. книг, в т. ч. пергаменный Пролог (XV в.; ГИМ. Муз. 4063), по преданию происходивший из дома прп. Макария Калязинского (вклад Кожина 1812 г.); Слова свт. Григория Богослова (ТГОМ. КЗМ. КП-851) - рукопись прп. Паисия Угличского , племянника прп. Макария, к-рый неск. лет был насельником мон-ря; Евангелие 1533 г. (Там же. КП-193), обложенное малиновым штофом и считавшееся вкладом царя Иоанна IV Васильевича; лицевая Псалтирь (XVI в.), содержащая 250 миниатюр, пожалованная Д. И. Годуновым; Житие прп. Макария (1547). Среди старопечатных книг имелись Евангелия (М., 1634, 1686 и др.), Постная Триодь (М., 1588), кн. «Зерцало Богословия» (К., 1618) архим. Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого), Номоканон (К., 1627), Требник (К., 1646) митр. Киевского свт. Петра (Могилы), сб. «Меч духовный» (К., 1666) архиеп. Лазаря (Барановича) и др. В Троицком соборе были похоронены: постриженик мон-ря свт. Серапион (Сысоев), митр. Сарский и Подонский († 1653), Арсений (Верещагин), архиеп. Ярославский и Ростовский, архимандриты Гедеон (Замыцкий), Феофан (Александров), Макарий (Каменский), Иосиф (Воинов). Близ Троицкого собора погребали родственников прп. Макария. Фамильные надгробия Кожиных сохранились. Особенности богослужений В сер. XIX в. в М. К. м. за богослужением звучало столповое пение. До 1610 г. ежегодно совершался крестный ход в с. Кожино Кашинского у., на родину прп. Макария, для поминовения его родителей. По грамоте патриарха Филарета (Романова) в 1632 г. этот обычай был восстановлен, но позднее забыт. В 1-й пол. XIX в. он возобновился, 1 июня ежегодно служили панихиду в с. Кожине. Ежегодно 26 мая после малой вечерни мощи преподобного выносили на середину Троицкого собора, перед гробницей пели величание при открытых царских вратах, и молящиеся прикладывались к мощам. На следующий день совершался крестный ход с мощами от церквей Калязина к монастырю. В обители с особой торжественностью 16 нояб. праздновали день памяти ап. Матфея, т. к. прп. Макарий в миру имел имя Матфей. Вотчина

http://pravenc.ru/text/2561264.html

Постамент с частью этого священного камня посреди придела служит для установки переносного св. престола при совершении православной литургии на Гробе Господнем, а каменное ложе, на котором покоилось пречистое тело Иисуса Христа, – жертвенником. Над ложем Гроба Господня находятся три иконы Воскресения Христова, а в западной части гробницы на стене – образ Богоматери. Марии Магдалины церковь на Елеонской горе Мироносицы равноап. Марии Магдалины церковь у подножия Елеонской горы около Гефсиманского сада – небольшой пятиглавый храм в строгом русском стиле, построенный по проекту архитектора Д.И. Гримма на средства Императора Александра III, его братьев и сестры в память их матери Императрицы Марии Александровны и освященный в 1888 г. в присутствии Великих князей Сергея Александровича, Павла Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. Роспись храма и иконы в иконостасе из белого мрамора с черной бронзой выполнены В.П. Верещагиным совместно с другими известными мастерами. В конце XIX в. при храме существовала русская женская община монастырского типа. В 1934 г. при храме открылся монастырь под юрисдикцией Русской Зарубежной Церкви. Среди наиболее почитаемых икон – чудотворный образ Богоматери Одигитрии (Скоропослушница Елеонская) XVI в., привезенный из Ливана, икона св. Марии Магдалины с частицей ее мощей. В храме покоятся мощи прмц. Великой княгини Елисаветы Федоровны и св. инокини Варвары, перевезенные в Иерусалим в 1921 г. На территории монастыря сохранились ступени, по которым, по преданию, шел Господь Иисус Христос в день Своего торжественного входа в Иерусалим. Петра и Павла церковь в Яффе Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – русский храм с высокой колокольней в северной части Яффы (в древности – Иоппии), на месте, где, по преданию, находился дом праведной Тавифы, которую воскре сил св. апостол Петр ( Деян. 9:36–43 ). Закладка храма состоялась в 1888 г. в присутствии Великих князей Сергея Александровича, Павла Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Государственная теория митрополита Филарета – теория Священного царства, как оказалось, далеко не во всем совпадала с николаевским официозом. Согласно Филарету, Государь всю законность своей власти получает от церковного Помазания, то есть в Церкви и через Церковь. Таким образом, помазуется только Государь, но не государство, а стало быть органы государственной власти в церковных делах не имеют никакой юрисдикции. Однако Филаретовский образ мыслей был чужд государственным деятелям Николаевского времени, которым он казался слишком уж либеральным. И тем не менее владыка смиренно и настойчиво стремился проводить в жизнь те идеи, которые казались ему оправданными и необходимыми с точки зрения нужд Церкви. Впрочем, не это было определяющим для нас сегодня то огромное, почти судьбоносное значение святителя Филарета в путях русской духовности. Посему стоило бы перейти к рассказу о том, что сам владыка считал главным делом своего жизненного пути – а именно, переводе на современный русский язык текста Священного Писания (см. продолжение). Рейтинг: 9.7 Голосов: 97 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 К примеру, в Киево-Могилянской академии до последней четверти XVIII в. в стенах Alma Mater студенты обязывались даже между собой общаться только на латыне. Как не странно, но именно выпускники Киевской академии впервые начали вводить русский язык в преподавание богословия и богословские диспуты, правда, не в Киеве. Впервые это новшество ввел в 1764 году в Тверской семинарии ректор архим. Макарий (Петрович), угорский серб, но учившийся в Киеве и Москве, бывший также префектом Московской академии (1734-66). Макарию следовал и его приемник Арсений (Верещагин), впоследствии архиеп. Тверской (1775-83). Но с назначением в Тверь архиепископом Платона (Левшина) монополия латыни была восстановлена (1770-75). Венец этим судьбоносным преобразованиям довелось положить много позднее одному из преемников митрополита Филарета на посту ректора Московской Духовной академии архимандриту Антонию (Храповицкому): его Катехизис исправляет последние кальки латинских догматических определений, а вместе с тем и самого дискурса " латинского " богословия.

http://pravoslavie.ru/1608.html

Знаменский  . Может быть, это и верно в качестве характеристики управленческого механизма, однако Знаменский сам признает, что епископ, обладая почти неограниченной властью, был в состоянии проявить собственную инициативу, если сам не был захвачен патриархально–бюрократическим духом времени. Лишь немногие выдающиеся представители церковной иерархии, такие, как Гавриил Петров, Платон Левшин, Ростовский архиепископ Арсений Верещагин, Рязанский архиепископ Симон Лагов и Тамбовский епископ Феофил Раев, пытались улучшить управление и облегчить положение духовенства. «Самая духовная власть оставалась… с тем же первобытным своим патриархально–бюрократическим характером… При таких условиях вся епархия обращалась в какое–то частное владение своего архиерея, где вся его административная деятельность носила характер его личного домашнего дела, в которое никто не должен вмешиваться»  . Казалось бы, именно такая система, построенная исключительно на благоусмотрении одного–единственного лица, должна была служить могучим стимулом к возникновению развитого чувства ответственности. Однако жизнь показала, что иерархи отнюдь не обладали им в достаточной мере, чтобы не поддаться упоению властью, памятуя о том, что власть Церкви покоится на совсем иных принципах, чем государственная. Самовластие архиепископа Феодосия Яновского доходило до того, что он требовал от подчиненного ему духовенства присяги на верность ему лично. То же самое позднее ставилось в упрек Арсению Мацеевичу. «Всякая тень контроля над епархиальным управлением казалась епархиальным архиереям уже несправедливостью, нарушением их патриархальных прав»  . Даже предписание вести инвентарные книги воспринималось как произвол, в том числе и таким образованным архиереем, каким был Платон Левшин. Представление о полнейшем бесправии духовенства по отношению к епископу в иерархах XVIII в. было врожденным. В малейшем проявлении чувства собственного достоинства со стороны духовенства епископу виделось личное оскорбление, которое каралось как покушение на его права.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В храме хранилась богатая коллекция старинных икон. В главном иконостасе сохранялись иконы первой половины XVII в. 02.11.1899 г. состоялось освящение построенной рядом с храмом аудитории, вместимостью до 1000 человек, для собеседования со старообрядцами ,духовных концертов и религиозно-нравственных чтений. В 1938 г. храм закрыли. Здание заняли мастерскими и складом, затем – скульптурной мастерской Художественного фонда. Храм находился в скверном состоянии.В 1985 г. его передали в качестве филиала Центральному государственному музею древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. К 1990 г.провели реставрацию, а 31.08.1990 г. храм возвратили верующим. В 1991 г. возобновились богослужения. См.: Сорок сороков. 2004. Т. 3. С. 262–265.) (Храм Христа Спасителя – кафедральный соборный храм Христа Спасителя в г. Москве, построенный «в ознаменование благодарности нашейк Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели в 1812 г.». Былзаложен в 1839 г. на Пречистенской набережной, на месте разобранных построек Алексеевского женского монастыря. Торжественное освящение храма совершил митрополит Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев) 26.05.1883 г. в присутствии Императора Александра III. Храм являлся самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 тыс. человек). Главный престол храма – Рождества Христова, приделы на хорах – свт. Николая и блгв. кн. Александра Невского. Надвнутренним убранством работали художники В.П. Верещагин, Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамской.Мраморные барельефы и скульптурный декор фасадов выполнили А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт и др. В галерее храма размещались 177 мраморных досок с датами важнейших сражений Отечественной войны 1812 г. и именами погибших, раненых и награжденных офицеров, названиями воинских частей. 15.08.1917 г. в храме состоялось открытие Поместного Собора Православной Российской Церкви, а 05.11.1917 г. – избрание Патриарха Всероссийского, которым стал митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин). В 1922–1923 гг. храм захватили обновленцы, а 05.12.1931 г. его взорвали. На его месте планировалось строительство Дворца Советов, однако проект не осуществился, и в 1960 г. на этом месте открылся бассейн «Москва». В 1990 г. принято решение о восстановлении храма. 07.01.1995 г. состоялась торжественная закладка храма. В 2000 г. завершились все внутренниеи внешние отделочные работы. 19.08.2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении собора архиереев совершилторжественное освящение главного престола. См.: Сорок сороков. 2004. Т. 2. С. 90–116; Чапнин С.В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М., 2006. С. 17–19; Храм Христа Спасителя: Сб./Сост. Л.Д. Полиновская. М., 1996.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ТАЛДОМСКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм во имя Архангела Михаила в городе Талдоме, 2004 год. Фото с сайта sobory.ru Храм во имя Архангела Михаила в городе Талдоме Дубненско-Талдомского благочиния Сергиево-Посадской епархии В XVII веке в селе уже существовал деревянный храм. Известно, что в 1755 году священник Антипа Федоров просил Тверского архиерея епископа Вениамина (Пуцек-Григоровича) разрешить подрубить необходимое число венцов, поскольку церковь " пришла несколько с фундаменту в обветшание " . Также в этом прошении он указывал, что крестьяне-прихожане " желают, чтобы при этой церкви вновь с северной стороны пристроить придел во имя святого пророка Илии " . При перестройке потребовалось разбирать всю церковь. В марте 1767 года перестройка церкви и пристройка придела закончились, а в мае этого же года они были освящены. В 1778 году во время пожара в селе сгорело много домов и вместе с ними и церковь. В июне 1778 года жители просили архиерея разрешить строить новую деревянную церковь. Архиепископ Арсений (Верещагин) дал указ, что по такому " великоприходству следственно быть каменной церкви " . В ответ на это прихожане обещали построить каменный храм, а пока просили построить новую или купить старую деревянную церковь. Архиерей благословил купить старую деревянную церковь, которая нашлась в селе Зятьково . В июле 1779 года церковь была перевезена, поставлена и убрана святыми иконами. Освящение этого деревянного храма было разрешено архиереем в 1780 году после подписки священником и прихожанами обязательства построить каменную церковь. В 1800 году построили каменное здание церкви. 7 января 1801 года состоялось освящение приделов храма во имя пророка Илии и святителя Николая . Сам же храм Архангела Михаила достраивался и украшался еще семь лет и был освящен в июне 1808 года.

http://drevo-info.ru/articles/13676035.h...

   Платон заботился об улучшении преподавания родного языка в младших классах (введение русской грамматики и риторики, по Ломоносову, сверх латинских). И все-таки боялся, что простое обучение русской грамоте и письму может помешать успешности латинских учений...    “Самая большая вольность против латыни, до какой только могли дойти в Троицкой семинарии в богословских лекциях уже к концу XVIII-ro столетия, состояла в том, что в их латинский текст стали вставлять тексты Священного Писания по славянской Библии без перевода на латинский язык” (Знаменский). Первым решился на это Мефодий Смирнов уже в 90-х годах...    Редкие пробы делались и раньше. Когда Платон был назначен в Тверь (в 1770), он застал здесь в богословском классе преподавание по-русски. Это новшество ввел здесь в 1764-м г. ректор Макарий Петрович (родом угорский серб, из Темешвара, но учившийся в Киеве и в Москве, одно время проповедник и префект Московской академии, 1734—1766). Книга Макария была издана после его смерти (“Церкви восточные Православное учение, содержащее все что христианину своего спасения ищущему, знать и делать надлежит” Спб. 1783). Макарий и школьные диспуты переводил на русский, старался превратить их в собеседования с инакомыслящими, притом и на отеческой основе (“куда чтение святых отец принадлежит”). Макарию следовал и его преемник Арсений Верещагин (из Московской Академии, позже архиепископ Тверской)...    С назначением Платона все это было отменено и восстановлен латинский порядок...    Много позже, уже в 1805-м году, при обсуждении нового плана духовной школы, Платон резко высказался против перехода в преподавании на русский. Он боялся падения учености и особенно ученой чести. “Наши духовные и так от иностранцев почитаются почти неучеными, что ни по-французски, ни по-немецки говорить не умеем. Но еще нашу поддерживает честь, что мы говорим по-латыне и переписываемся. Ежели же латинскому учиться так, как греческому, то и последнюю честь потеряем, поелику ни говорить, ни переписываться не будем ни на каком языке. Прошу сие оставить...”

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Высокопреосвященнейший Владыко! Духовенство Тверской епархии имеет знаменательную историю своего умственного и нравственного развития, которая служит для него прекрасной апологией. В течении последних ста пятидесяти лет оно состояло под управлением таких доблестных архипастырей, которые составляют не только честь и славу Тверской епархии, но честь и славу всей Церкви Русской. Митрофан 251 Слотвинский, Гавриил 252 Петров впоследствии Митрополит С.-Петербургский, Платон 253 Левшин, знаменитый Митрополит Московский, Арсений 254 Верещагин, впоследствии Архиепископ Ярославский, родич тверской, – Серафим 255 Глаголевский, впоследствии Митрополит С.-Петербургский, Филарет Дроздов , впоследствии незабвенный Митрополит Московский, Амвросий 256 Протасов, один из лучших ораторов и законоведов церковных, Григорий Постников , впоследствии Митрополит С.-Петербургский, Филофей Успенский, впоследствии Митрополит Киевский, Евсевий Ильинский , бывший Экзарх Грузии, – все они весьма ревностно заботились об умственном и нравственном развитии духовенства Тверской епархии, и некоторые из них весьма долго, и весьма усиленно, и неусыпно трудились в этом святом делании, и своими трудами поставили Тверское духовенство, – это мы можем сказать не обинуясь, – на значительную высоту умственного и нравственного совершенства и впоследствии отзывались о нем с самой лучшей похвалой. Вы, Владыко Святый, сами изволите видеть и знать нас более 12-ти лет; мы священнослужители г. Твери, постоянно все пред вашими очами. Вы видите сами, кто из нас до того предается нетрезвости, что служит унижением и стыдом для Тверской епархии? Вы знаете лично все духовенство всех городов в епархии, знаете все духовенство сельское: много ли в среде его таких священнослужителей, которые пятнали бы своим поведением честь и славу Тверской епархии? Правда, в таком большом количестве духовенства в епархии есть некоторые личности, нечуждые нетрезвости; но много ли их? И в семье бывает не без урода. И не употребляются ли с вашей стороны все меры к искоренению таких злополучных людей. И меньше ли их в других епархиях?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010