Город Ростов, расположенный на низменном и открытом северо-западном берегу озера Неро, не отличается здоровым климатом, особенно в летнее и осеннее время. Посему неудивительно, что некоторые из ростовских владык оставляли на это время город и искали убежища в окрестных монастырях, более благоприятных в климатическом отношении. Так предшественник преосвященного Арсения, архиепископ Самуил, впоследствии митрополит Киевский, и сам удалялся на лето из Ростова, и ему советовал делать тоже 17 . Последуя этому доброму совету, преосвященный Арсений в мае 1786 г. уехал в Переяславль Залесский, где только лишь упразднена была епархия, и епископ Феофилакт Горский переведён был на Коломенскую кафедру 18 . Может быть вследствие жалобы архиепископа Арсения на неблагоприятные климатические условия жизни в Ростове, первенствующий член Св. Синода, архиепископ С.-Петербургский Гавриил, сочувствуя любимому и уважаемому им архипастырю, внёс в Синод предложение о том, что Государыня находит нужным перенести архиерейскую кафедру в г. Ярославль, и вслед за тем последовало Высочайшее повеление, объявленное преосвященному Арсению чрез Ярославского генерал-губернатора Мельгунова, в следующих словах: «Ростовскому и Ярославскому архиепископу иметь пребывание в губернском городе Ярославле». Таким образом, в 1786 г. архиеп. Арсений оставил Ростов и переселился в Ярославль. На переезд и перевоз всего дома архиерейского, семинарии и прочего повелено было выдать из казначейства три тысячи рублей 19 . С перемещением из уездного города в губернский, жизнь архиепископа потекла более широкою струёй. В Ярославле он вступи в ближайшие, непосредственные п разнообразные отношения с высшим гражданским начальством и городским обществом; здесь для него открылось более широкое поле для воздействия на общество как молитвою, так и пастырским словом; здесь чаще представлялись ему случаи для торжественных служений, которые так любил. Но упомянув о торжественных служениях, нельзя не упомянуть и о том, что преосвященный Арсений в Ярославле так же, как прежде в Твери, торжественные служения совершал иногда с некоторыми особенностями и необычными обрядами.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

архиепископ с 16.06.1731 25.12.1741 бывший митрополит Тобольский и Сибирский с 28.05.1742 по 14.04.1763 лишён сана и сослан в Белозерский монастырь; 14.10.1767 расстрижен и назван Андреем Вралём; 28.02.1772 Афанасий I (Вольховский), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 26.05.1763 15.02.1776 Самуил (Миславский), епископ бывший епископ Крутицкий и Можайский, с 17.03.1776; архиепископ с 22.09.1777 по 22.09.1783 митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Верещагин), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский, с 22.09.1783; архиепископ с 27.03.1785 по 16.10.1799 переименован архиепископ Ярославский и Ростовский См. Ярославскую кафедру. РЯЗАНСКАЯ Учреждена в 1198 году Муромская и Рязанская Кафедра в Муроме Имена Сведения Арсений, епископ рукоположен с 26.09.1198 по 1213 взят в плен Владимирским князем Всеволодом; неизвестно Евфросин (святогорец), епископ упоминается с 1223 по 1237 неизвестно; (вероятно, убит при нашествии хана Батыя в 1237 году. Известно, что от руки этого хана в 1237 году погиб Рязанский князь Феодор Георгиевич (Юрьевич) и вся его семья) Вследствие нашествия монголов епархия оставалась без архипастыря до 1284 года Филипп, епископ упоминается в XIII веке неизвестно Евфимий, епископ упоминается в XIII веке неизвестно Иосиф I, епископ рукоположен Рязанская и Муромская С 1291 года. Кафедра в Рязани Имена Сведения Василий I, епископ, свт. рукоположен в 1285; на кафедре с 1286 1295 (3.07.1294) Стефан, епископ упоминается неизвестно Митрофан, епископ упоминается в XIV веке неизвестно Савва, епископ упоминается неизвестно Григорий, епископ упоминается в 1325, 1326, 1340 неизвестно Феодул, епископ упоминается в первой половине XIV века неизвестно Михаил, епископ упоминается в XIV веке неизвестно Кирилл, епископ упоминается в 1334 (1295–1343) неизвестно Иосиф II, епископ упоминается неизвестно Георгий, епископ упоминается 1360 (1367) Василий II, епископ рукоположен неизвестно Афанасий, епископ рукоположен с 1360 по 1376 (1378) неизвестно Вассиан, епископ упоминается

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

91 . АНАСТАСИЙ III Братановский, Архимандрит Ново-Спасский. Наконец, Архиепископ Астраханский, с 12 Ноября 1795 года по 15 Ноября 1797 года. В 1805 году он присутствовал в Святейшем Синоде. В 1806 году, Декабря 7 пожалован Членом оного и в том же году, Декабря 9 скончался в Астрахани. 92 . ИСИДОР Петрович, Духовник ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Протопресвитер Благовещенский, с 16 Ноября 1796 года. В 1805 году, Октября 1 скончался. 93 . АРСЕНИЙ III Москвин, Архимандрит Калязинский и Ректор Тверской Семинарии с 31 Января 1798 по 11 Октября 1798 года. Наконец, Епископ Воронежский. 94 . АРСЕНИЙ IV Верещагин, Архиепископ Ростовский, с 8 Ноября 1793 года. В 1799 году, Декабря 23, скончался. 95 . ФЕОФИЛАКТ III Русанов, Архимандрит Антоновский, ныне Архиепископ Рязанский, с 8 Ноября 1798 года по 30 Октября 1799 года. В 1807 году был чередным присутствующим. В 1808 году, Февраля 21 пожалован Членом Синода. В 1813 году, Ноября 11 уволен в Епархию. Павел Пономарёв с 1799 года (см. выше, 85). 96 . ПАВЕЛ III Яковлевич Озерецковский, Армии и Флота Обер-Священник, с 6 Апреля 1799 года. В 1807 году, Мая 12, скончался. 97 . ВАРЛААМ III Ксантий-Еристов, Архиепископ Грузинский, с 24 Января 1801 года. В 1808 году уволен в Грузию. В 1811 году, Июля 8, пожалован Экзархом Грузинским, Митрополитом Мцхетским и Карталинским, а в 1814 году, Августа 30 – Экзархом и Имеретинским. В том же году, Октября 17 – председательствующим Грузино-Имеретинской Святейшего Синода Конторы. 98 . ГАВРИИЛ IV Бадони, прежде Митрополит Киевский, а ныне Кишинёвский и Хотинский и Экзарх в Бессарабской области. С 1802 года и доныне только именуется. Примечание: Он во время бытности своей в Санкт-Петербурге в 1812 году, по делам Молдовлахийским, присутствовал в Святейшем Синоде. Мефодий Смирнов, с 1803 года (см. выше, 86). 99 . СЕРАПИОН Александровский, Митрополит Киевский, с 1803 года, только именуется. 100 . ГАИЙ Такаов, Епископ Пензенский, в 1806 году присутствовал. Он ныне Архиепископ Астраханский. 101 . СЕРГИЙ II Федорович Фёдоров, ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Духовник, Протопресвитер Благовещенский, с 19 Января 1806 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Архиепископ Екатеринославский Иов (Потемкин; 1750–1823) был, насколько мы сумели это выяснить, единственным русским епископом XVIII в., сформировавшимся под духовным руководством старца Паисия Величковского, подвизавшегося в Молдавии. Он был двоюродным братом знаменитого князя Г. А. Потемкина, перед ним открывалась блестящая офицерская карьера , но он пренебрег ею и в 29 лет неожиданно вышел в отставку; в 1779 г. он отправился в Молдавию, где несколько лет провел под руководством старцев, которые были связаны с Паисием. Затем мы видим его уже настоятелем Успенского монастыря в Бессарабии (1785–1793), впоследствии Иов стал епископом Феодосийским (1793–1797), потом Минским (1797–1812) и, наконец, архиепископом Екатеринославской епархии (1812–1823). Будучи епархиальным архиереем, он отличался особой энергией, независимым поведением в отношениях с Синодом и настойчивостью в проведении мероприятий по улучшению монастырской жизни . Ближайшим помощником митрополита Гавриила в ту пору, когда он управлял Тверской епархией (1763–1770) и предпринимал там первые попытки возрождения монастырской жизни, был настоятель Отроча монастыря (1765–1773) Арсений (Верещагин; 1736–1799). Впоследствии, уже будучи митрополитом Новгородским и Петербургским, Гавриил продолжал свое дело, благодаря чему вошел в историю старчества, а архиепископ Арсений Верещагин, управлявший несколькими епархиями — Архангельской (1773–1775), Тверской (1775–1783) и Ростовской (1783–1799), везде с большим размахом и успехом занимался совершенствованием образования приходского духовенства и организацией духовных школ . В XIX в. епископы, вышедшие не из среды ученого монашества, по-прежнему были редким явлением. Напомню о двух архиереях: Ювеналии (Половцеве; 1826–1904), архиепископе Литовском (1898–1904), и Флавиане (Городецком; 1840–1912), митрополите Киевском (1903–1912) [ 1210] . Ювеналий Половцев был единственным архиереем, прошедшим школу у старцев Оптиной пустыни. Дворянин по рождению, офицер, окончивший высшее артиллерийское училище, он в 1847 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

Все кавалеры российских орденов шли по старшинству и по классам, а за ними следовал и Государь с Государыней под балдахином, потом вся фамилия. По выслушании литургии, которую совершал Серапион, епископ Дмитровский, читан был статут об орденах Российских, а по прочтении благодарственный молебен. По окончании всего, провожали Государя из собора в Грановитую Палату таким же порядком 37 . 27 ч. преосвященный Арсений оставил Москву и 4-го мая благополучно возвратился в Ярославль, где духовенство и граждане радостно встретили его и поздравляли с монаршею наградою. В сентябре 1796 г. обретено было нетленное тело основателя Тотемского Спасо-Суморина монастыря, Вологодской епархии, игумена Феодосия, почившего 28 января 1568 г. По распоряжению епархиального архиерея, епископа Арсения (Тодорского), оно освидетельствовано было двумя членами консистории, при строителе монастыря (Израиле) и при некоторых градских священниках, в присутствии чиновников и почётнейших граждан, потом донесено было Св. Синоду 38 . Но Св. Синод предписал ростовскому архиепископу Арсению снова освидетельствовать, совместно с епископом Вологодским, нетленное тело Угодника Божия. Для исполнения столь важного поручения, преосвящ. Арсений должен быль немедленно отправиться в Тотьму. Путь лежал чрез Вологду. Прежде, чем предпринять такое отдалённое путешествие, и притом в зимнюю пору, преосвященный вступил в переписку с соименным ему епископом Вологодским. И вот что он на первый раз писал от 31-го октября 1797 года: «О Тотемских мощах преподобного Феодосия указ из Св. Синода я ещё не получил, а уповаю, что в следующий понедельник или вторник получу, и как я не знаю его содержания, то ничего теперь сказать не могу, а по получении, с первою почтою вас уведомлю. Радуюсь и я, что приятный буду иметь случай к взаимному с вами свиданию; но одно меня беспокоит, что я еще не совершенно выздоровел от подагры, а путь не близкий п по времени не способный» 39 . Затем, от 7-го ноября опять пишет преосвященный в Вологду: «Из Святейшего Синода указ Тотемской комиссии касательный, с приложением разных копиев, сего ноября 2-го дня получил и я.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Сего ноября 22 дня получил я указ, чтоб мне присутствовать в Св. Синоде и отправляться без замедления в С.-Петербург. Не знаю, что делать. Отказываться боюсь, а ехать мои лета, недуги и болезни крайне препятствуют, да и жить не знаю где. Ростовское подворье мало, тесно, не удобно, да и церкви в нем нет и поместить негде. Каково ж Петербургское житье, вам – довольно известно. Вот хлопоты и беспокойства под старость лет, в которыя ничто уже не льстит. Но Высочайшей воли надобно повиноваться и не так жить, как хочется, а как Бог велит» 50 … Преосвященный митрополит Платон, получивши это письмо, писал от 26-го числа в Петербург к присутствовавшему в Св. Синоде архиепископу Казанскому Амвросию (Подобедову) : «Теперь к вам будет новый сожитель преосвященный Ростовский. Сколько радуюсь о сем – столь же печалюсь, зная его старость и слабость здоровья. Но как он честный и рассудительный человек, то достоин вашея любви и дружбы, паче других» 51 . 25-го ч. архиепископ Арсений писал Новгородскому митрополиту Гавриилу; «В силу полученного мною сего ноября 22 числа из Св. Синода указа о бытии мне в нем членом и об отправлении в С.-Петербург без замедления, должен я поспешить, но болезни, коим я подвержен, крайне мне препятствуют. Забочусь при том, что Ростовское подворье к жительству моему и свите моей очень неудобно по его тесноте, да что церкви в нем нет. Бывшие же в нем жильцы, господа синодальные на поправку его требовали и довольно получали отселе денег, но об устройстве, как ныне слышу, мало имели попечения. Ежели хоть нисколько получу от болезней моих свободу, должен в следующем месяце из Ярославля отправиться, чтобы поспешить к 25-му числу декабря. Желал бы я, чтоб сей жребий пал на преосвященного Тверского Павла, который и помоложе и попривычнее к петербургскому климату, но повиноваться (должно) Вышняго судьбе. Да благоволит Бог узреть вас во здравии и лично засвидетельствовать почтение и усердие 52 каковыми всегда был и есть к особе вашей преисполнен» 53 . 16-го декабря преосвященный Арсений писал Обер-прокурору Св. Синода, князю В. А Хованскому:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

К Усп. собору приписана кладбищ. каменная церковь, устроенная в 1883 г. на месте деревянной, во имя Успения Божией Матери, существ. на кладбище с 1786 г. (а до сего года бывшей в селе Ванчугове). Успенский причт совершает богослужения в Тюремной церкви, устроенной в 1868 г. и освященной в честь Божией Матери «Утоли моя печали». С Успенским собором связан своим происхождением и воспитанием замечательный архипастырь конца XVIII стол. Арсений Верещагин, сначала епископ Архангельский, затем Тверской и, наконец, архиепископ Ярославский. Архиепископ Арсений, в мире Василий, сын священника Успенского собора Иоанна Алексеевича Верещагина, родился в 1736 г.; был ректором Тверской семинарии с 1768-1773 г.г.; при его содействии в Кашине открыто первое в епархии духовное училище; с 1775-1783 г. был епископом Тверским; при его содействии на устройство Воскресенского собора пожаловано от казны 7000 руб. Умер в 1799 г., погребен в Калязинском монастыре, в соборе, близ правого клироса. По материалам: Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности. (С кратким житием благоверной кн. Анны). - С.-Пб., 1909. Воскресенский собор - пятиглавый храм с апсидой, трапезной и трёхъярусной колокольней высотой 76 метров, общая длина постройки составляет 63 м, ширина – 26 м. Собор находится в историческом центре города Кашина, является одним из самых больших на тверской земле. Воскресенский собор в Кашине расположен на территории бывшего Кашинского кремля, внутри уникальной излучины, имеющей форму сердца. Впервые деревянный храм Воскресения Христова упоминается в летописи в 1382 году, в нём был погребён кашинский князь Василий Михайлович. В начале XVI в. на его месте построили кирпичную соборную церковь. К концу XVIII столетия она обветшала, поэтому было принято решение отстроить храм заново. В 1817 году в собор были перенесены мощи Святой благоверной княгини Анны Кашинской из Успенской церкви. Главным украшением собора был девятиметровый иконостас, выполненный по так называемому Кашинскому чину. Рамы на иконах в трёх иконостасах позолотили червонным золотом. В соборной ризнице хранились ценные серебряные сосуды, предназначенные для русской посольской церкви в Париже.

http://sobory.ru/article/?object=61607

51 . СЕРАПИОН II. Из Отроча монастыря. В 1741 году. 52 . ИОАННИКИЙ Скобовский. Из Отроча монастыря. В 1745 году. 53 . ВАРЛААМ II. Из Желтикова монастыря. В 1748 году, Декабря 23. 54 . ФЕОДОСИЙ III. Из Желтикова монастыря. В 1755 году, Мая 25, потом был Епископом Тамбовским, где и скончался. 55 . ИОАСАФ VI. Из Отроча монастыря. В 1758 году, Сентября 11 дня. Скончался в сем монастыре. 56 . АРСЕНИЙ I Верещагин из Отроча монастыря. В 1771 году, Сентября 26. Потом хиротонисан в Епископа Архангелогородского. После того был Епископом в Твери, а наконец Ростовским Архиепископом, и в 1798 году Членом Святейшего Правительствующего Синода. Скончался в Санкт-Петербурге. Тело же его погребено в Колязине монастыре в соборной церкви, по левую сторону Преподобного Макария 123 . 57 . ТИХОН III. Из Отроча монастыря в 1774 году, Января 31. 58 . ВИКТОР Лодыженский. Переведён из Курского монастыря. Он в бытность свою в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения и Святейшего Правительствующего Синода Членом скончался в 1775 году. 59 . ИЛАРИОН. Переведён из Ставропигиального Киевомежигорского монастыря в 1775 году. Потом был Епископом Переяславским, после Новгородско-Северским, где и скончался в 1799 году, Января 13. 60 . СТЕФАН. Переведён из второклассного Борисоглебского монастыря, что в Торжке, в 1776 году, Сентября 14, потом уволен был от управления монастыря с пенсией и скончался в Отроче монастыре в Твери. 61 . ФЕОКТИСТ Мочульский. Переведён из Полтавского Крестовоздвиженского монастыря в 1781 году, Марта 4. Потом был Епископ Севский, а ныне Архиепископ Курский и Белгородский и ордена Св. Александра Невского и Св. Анны 1 класса Кавалер. 62 . ИГНАТИЙ II. Из Новгородского второклассного Николаевского Вяжицкого монастыря. В 1783 году, Ноября 22. После переведён был в Черниговский Елецкий монастырь, где и скончался. 63 . АРСЕНИЙ II Москвин. Из Игуменов Желтикова монастыря, произведён в Архимандрита в 1789 году, Февраля 11 дня в Санкт-Петербург. После был Епископом Старо-Русским, а наконец Воронежским и ордена Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Новому ректору дан совет иметь «в учении умеренность» и «в трудах раздох» 3627 . Иеромонах Сильвестр, в мире Симеон Игнатьевич Страгородский, был сын Царскосельского придворного священника, родился в 1725-м году и своею крестною матерью имел великую княжну, впоследствии Императрицу Елисавсту Петровну. С 1735-го года поступить в Невскую Семинарию, осиротел, заболел глазами и в 1743-м году должен был выйти из Семинарии. Но, получив облегчение от болезни, вернулся в Семинарию, окончил ее курс и был в 1745-м году оставлен в ней учителем. В 1748-м году принял пострижение с именем Сергия. Ректором он был недолго. По расстроенному здоровью он взял в июне 1757-го года отпуск на год, вернулся, но снова взял отпуск уже на 2 года и, по ходатайству епископа Переяславского Амвросия (Зертис-Каменского), 5-го марта 1760-го года произведен во архимандрита Переяславль-Залесского Никитского Монастыря. По-видимому, с отпуска 1757-го года он уже не вступал в должность ректора: у Богданова он отмечен «отбывшим от Семинарии» в 1757-м году. 23-го декабря 1761-го года он был хиротонисан во епископа Переяславского, в 1768-м году переведен на Крутицкую кафедру, в 1771-м году вышел на покой в Угрешский Монастырь, в 1785-м году перешел в Новый Иерусалим, в 1788-м году назначен управляющим Андроньевым Монастырем, в котором и скончался 19-го октября 1802-го года 3628 . По отбытии из Семинарии иеромонаха Сергия «правление принял» префект, иеромонах Иоанникий (Святковский), а когда и он выбыл в 1758-м году из Семинарии, то « философический учитель», иеромонах Гавриил (Огинский), после же назначения иеромонаха Гавриила в 1762-м году в Архангельскую епархию, – «философический учитель», иеромонах Арсений (Верещагин), после него, с 1764-го года, иеромонах Исаия (Германовсгай), по-лучивший вместе с этим звание префекта, который, наконец, в 1766-м году был назначен ректором 3629 . Иеромонах Арсений перешел, по-видимому, в Тверь, где он в 1767-м году числится префектом, а потом и ректором Семинарии. В 1773-м году он был хиротонисан во епископа Архангелогородского, с 1775-го года был переведен на Тверскую кафедру, в 1783-м году – в Ростов и скончался архиепископом Ярославским в 1799-м году, 23-го декабря. Погребен в большой церкви Калязинского Троицкого Монастыря 3630 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В клейме на торце раки, у изголовья, М. Я., которому летящий ангел подносит венок, представлен со сложенными на груди руками в молении Иисусу Христу. Фоном композиции, названной в надписи «Святой благоверный князь молится о спасении града Твери и о людех», служит панорама Твери с крепостью и Спасским собором; облик святого соответствует установившейся в Твери традиции, хотя интерпретирован в духе барокко. Сцены на раке представляют собой уникальный образец житийного цикла М. Я., практически не известного по др. памятникам. Существуют и др. произведения прикладного искусства XVIII в. с образом святого - напр., потир 1781 г. (ТГОМ), выполненный московским мастером Ф. П. Студенцовым для Спасского собора по заказу архиеп. Арсения (Верещагина), с эмалевым изображением М. Я. и свт. Арсения на поддоне (на остальных медальонах поддона также представлены Тверские святые: преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские, Макарий Калязинский и Нил Столобенский - Русское серебро в собр. Тверского музея.: Кат./Сост.: Т. А. Царева. М., 1991. С. 4, 32. 31). Свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской в молении перед образом «Преображение Господне». Икона. 1802 г. (собрание рус. икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) Свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской в молении перед образом «Преображение Господне». Икона. 1802 г. (собрание рус. икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) Значительная часть образов М. Я. XVIII-XIX вв. размещена на иконах, на к-рых он вместе со свт. Арсением показан в качестве одного из наиболее почитаемых святых Тверской епархии. По-видимому, подобные произведения заказывались Тверским архиерейским домом и Жёлтиковым мон-рем местным иконописцам (так, икона 1747 г. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ) подписана «тверитином» Ильей Овсянкиным; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 457). Памятники близки друг ко другу по иконографии (святые изображены в молении Спасителю, реже - образу Преображения; облик князя типичен для тверских памятников XVII в., иногда дополняется изображением креста и меча), однако нек-рые отличительные признаки позволяют разделить их на неск.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010