Речь, произнесенная его высокопреосвященством архиепископом Новгородским Арсением пред открытием религиозно-нравственных бесед в Софийском соборе 2-го октября Источник Господи благослови! Настоящим молитвенным посланием мы полагаем начало религиозно-нравственным беседам, которые будут предлагаемы, как здесь в Софийском соборе, так и в других храмах г. Новгорода в назидание и душевное спасение верующих чад Православной Церкви. В этом мы следуем примеру св. апостолов, которые просвещая народ светом евангельского учения, не оставляли забот об усовершенствовании их в истинах веры Христовой, в познании преподанного им учения. Вместе с тем они обращались с молитвою, дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец Славы, дал Духа премудрости и откровения в познании Его. ( Eфec. I, 17 ). И я молюсь об этом и обращаюсь к вам, возлюбленные, с апостольским увещанием: возрастайте в познании Бога и Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( Koл. I, 10 . Ср. 2Петр. 3, 18 ). Быть может кто либо из вас скажет: приложимы-ли эти слова к христианам нашего времени? Нуждаемся-ли и мы в наставлениях относительно усовершенствования в познаниях истины Христовой? Действительно, казалось бы, что, в течение 19-и веков, исповедующие Христову веру имеют достаточное познание об истинах веры Христовой, и 20-й век, богатый разного рода познаниями в области природы, не скуден будет и познаниями о Боге, Творце и Промыслителе мира, о Христе, и вообще в занятиях христианских. Казалось бы, что теперь уже настало время, когда, когда, по словам Пророка, все от малого до большого будут знать Бога (Иерем. 31 – 34. Сн. Евр. 8, 11 ). Но, к прискорбию, употребляя слово апостола, что некоторые из вас не знают Бога (Кор. 15, 34), а непогрешимым быть может, если скажем с пророком, что путь богопознания на земле ( Ос. 4, 2 ). Этот недостаток богопознания составляет одно из величайших несчастий нашего времени. Наши православные мало знают свою веру, а многие из принадлежащих к званию христианскому и не считают для себя необходимым, знать, как следует, учение своей веры, законы и постановления Церкви, к которой принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Будем избегать этих, утративших веру богоотступников, лжеучителей, клеветников. Будем убегать, но не в пустыни, а живя среди современного и язычествующего общества, будем стараться изменить гибельный дух его, водворяя святой, спасительный дух христианства. Если заметим, что среди нас господствуют языческие обычаи, мы должны их уничтожать. Если, например, обычаи света в распределении порядка дня не совпадают с определенными уставом церковным часами для богослужения и молитвы, изменим их соответственно сему. Если люди заботятся о соблюдении так называемого этикета, светских приличий, боясь прослыть за неисполнение их людьми отсталыми, то почему же именующие себя христианами, принадлежащими к членам Церкви Христовой, не исполняют ее уставов, не опасаясь быть клятвопреступниками против той веры, которой они сподобились в таинстве крещения и клялись пребывать в ней до конца своей жизни. Боятся прослыть отсталыми людьми за неисполнение светских приличий, а не стыдятся, именуя себя христианами, поступать вопреки евангельскому закону и уставам Церкви. Нет сомнения, что подобное изменение языческих обычаев и борьба с ними будет сопровождаться раздорами. Но этим смущаться не следует. Такую борьбу и вражду предсказал Спаситель, говоря: думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей ( Лук. 12:51–53 ). Вот какое действие, по пророчеству Христа, произведет исповедание святой веры Его. Я думаю, что и вы, отцы и матери, можете подтвердить пророчество Христово. Разве вы не знаете семейств, где происходят разногласия в делах веры и относительно исполнения церковных установлений, – разногласия, имеющие иногда и печальный исход... Но пусть будет это разделение; оно лучше единения, которым прикрываются гибельные разногласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Второй вид неверия – неверие легкомысленное. Конечно, не собственные и не серьезные изыскания приводят человека к этому виду неверия. Неверующий по легкомыслию человек является в области религии отрицателем с чужого голоса. Если образцами упорного, злого неверия могут служить книжники и фарисеи, то примерами людей, неверующих по легкомыслию, может служить челядь книжников и фарисеев, говорившая с их голоса. Нравственный облик этой челяди достаточно обрисовывается в следующем обстоятельстве. Наряду с другими иудеями эта фарисейская челядь была свидетелем великого чуда воскрешения Лазаря. Но тогда как многие из Иудеев после этого чуда уверовали в Спасителя, принадлежавшие к книжнической челяди пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус ( Ин. 11:46 ). Если представителей злого неверия следует назвать вместе с Апокалипсисом змеями, драконами, то неверующих по легкомыслию следует назвать пресмыкающимися, которые не имеют своих взглядов. Это флюгеры, ветряные мельницы, обращающиеся в ту сторону, в которую дует ветер. «Что книга последняя скажет, то на душе ему сверху и ляжет». Говорить с такими людьми большей частью бывает бесполезно. Есть, наконец, неверие, которое можно назвать извинительным неверием. Это сомнение пытливых людей, подобное неверию апостола Фомы. Источник его – особый склад ума тех людей, которые все хотят узнать опытно. Эти люди хотят веровать, но самая высота веры порождает в них сомнения. Нельзя не сочувствовать таковым людям, в рядах которых особенно много встречается юношей... И благо им, если неверие у них разрешается так же, как у апостола Фомы: Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! ( Ин. 20:26–28 ). Задача Братства Св. Софии и заключается прежде всего в борьбе со всеми указанными видами неверия. Другой задачей Братства является раскрытие слабых сторон, обнажение ложной веры. Есть здоровая вера, и есть вера больная, врачевать которую опять же и призвано Братство. Больная или ложная вера – это, во-первых, вера фанатичная, отрицающая всякие разумные основания веры; во-вторых – суеверная, которая покоится и ищет ложных для себя оснований. Больная вера, в-третьих, – слабая, едва мерцающая вера, которая потому не отражается на жизни человека, на его деятельности. Болезнь веры, наконец, представляет безразличие в вере или индифферентизм. Это самая худшая болезнь веры, о которой в Апокалипсисе пишется: Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты... не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих ( Откр. 3:15–16 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Выпускник Пажеского Его Величества полка (1860). Перешел награжданскую службу, коллежским секретарем. С 22.02.1874 г. камергер, новгородский вице-губернатор. С 03.09.1882 г. действительный статский советник, архангельский губернатор. С 22.07.1883 г. уфимский губернатор. С 16.02.1889 г. тайный советник, казанский губернатор. С 16.12.1904 г. член Государственного совета.) 328 (Ректор Академии – имеется в виду Алексий (Молчанов Алексей Васильевич, 05.10.1853–20.05.1914) – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Родился в с. Кильмезь Сарапульского уезда Вятской губернии. Окончил Вятскую ДС (1876), определен учителем в земскую школу с. Сметановского Яранского уезда, затем заведовал 2-классным Кукорским земским училищем. В 1883 г. поступил в КазДА. 21.11.1883 г. рукоположен во диакона, 22.10.1885 г. – во иерея. Окончил КазДА со степенью кандидата богословия (1887). С 01.09.1887 г. законоучитель 3-й казанской гимназии. 19.05.1888 г. удостоен степени магистра богословия. Магистерское сочинение«Святой Киприан Карфагенский и его учение о Церкви» (Казань, 1888). С 09.11.1890 г. законоучитель в казанском училище глухонемых детей, с12.08.1892 г. – в Мариинской женской гимназии, с 01.01.1895 г. – в 1-й казанской гимназии. В 1897 г. овдовел. 04.09.1899 г. пострижен в монашество. С 07.09.1899 г. ректор КазДС, с возведением в сан архимандрита. С 20.07.1900 г. ректор КазДА. 09.09.1900 г. хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. С 26.03.1905 г. епископ Таврический и Симферопольский. С 05.11.1910 г. епископ Псковский и Порховский. С 17.04.1912 г. епископ Тобольский и Сибирский. С 02.11.1913 г. архиепископ Карталинскийи Кахетинский, экзарх Грузии, член Св. Синода. Погребен на родине, в Вятской губернии. Основные труды: «Христианский взгляд на бедствия и несчастья жизни» (Казань, 1891); «От чего душа болит» (Симферополь, 1905); «Антихрист» (М., 1914). Подробнее о нем см.: Архиепископ Карталинскийи Кахетинский, экзарх Грузии Алексий: Некролог//ПрибЦВед. 1914. С. 972; Мануил (Лемешевский) , митр. 1979. Т. 1. С. 130–143; История иерархии.С. 587–588; Алексей (Молчанов) – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии//ПЭ. М., 2000. Т. 1. С. 669–670.) 329 (...из Первого послания к Тимофею, 4 гл. 1–6. – «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителями учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал».)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

евангелии, в котором заключается так много чуждого первоевангелии, эта мысль выражается еще сильно в словах: «если любите Меня, то заповеди Мои соблюдете». Во время своей деятельности Он уже замечал таких, которые чтили Его и выражали Ему преданность, но которые не заботились следовать Его проповеди. К ним Он обращался с суровыми словами: «не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в царство небесное, а только тот, кто исполняет волю Отца Моего». Следовательно, замечает Гарнак, Иисус не имел в намерении дать учение относительно Своего лица и Своего достоинства, ограничиваясь прямым делом – возвещения евангелия. Во-2-х, Владыку неба и земли, Он называл своим Богом и Отцом, признавал Его бльшим Себя и единственно благим. К какой цели направляются приведенным разъяснения Гарнака, едва ли нужно раскрывать. Ими он дает понять, чтобы воздерживались от иллюзий при суждении о личности И. Христа. Положительного эти разъяснения, замечает Гарнак, еще ничего не дают. Поэтому, мы, продолжает он, ближе раз смотрим два наименования, каше прилагает к себе Иисус, именно: Сын Божий и Мессия. Что значит выражение: Сын Божий? В одной из своих речей Иисус в особенности ясно показывает, почему и в каком смысле Он именует себя «Сыном Божиим»? В евангелии Матвея находим такие Его слова: «Никто не знает Сына, кроме Отца, и никто не знает Отца, кроме Сына и того, кому Сын восхощет открыть Его». Отсюда видно, что Богопознание и есть Богосыновство. Чрез это богопознание Иисус научился понимать святое Существо, царствующее на небе и на земле, как Отца, как Своего Отца. Сознание Иисуса, что Он Сын Божий, поэтому есть ничто иное, как практическое следствие познания Бога, как Отца и Отца своего. Правильно понятое выражение: богопознание обнимает все содержание Богосыновства. Но к этому нужно прибавить еще следующее: Иисус был уверен, что Он знает Бога так, как никто до Него, и что Он призван сообщить это познание Бога всем другим, посредством слова «и посредством дела. Во имя этой обязанности Он считал

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К сожалению, голос проповедника часто бывает голосом вопиющим в пустыне, конечно – не в физической а в духовной пустыне. Часто проповедь его пред многочисленным собранием, в храмах, переполненных народом, бывает малодейственною, как если бы он проповедовал в безлюдной пустыне, пред одними скалами и камнями. В этом случае он испытывает судьбу притчевого сеятеля. Из семян Слова Божия, которые он сеет, одна часть, как говорит Сам Спаситель в своей притче, падает на дороге и затаптывается проходящими, другая попадает на каменистую почву и не восходит, третья падает между терниями и заглушается сорною травою, и только небольшая часть падает на добрую почву и приносит плод. Не такова-ли часто бывает участь и проповедника – сеятеля Слова Божия? Многие слушают его, но только телом, а не душою; не воспринимают проповеди его своим сердцем, не следуют тому, что им проповедуется, а потому Слово Божие не производит на них должного впечатления; они идут своим путем, отходя все дальше и дальше от Бога. Он хочет пробудить нравственно заснувших от их глубокого сна, а они не трогаются его словами, Если же, наконец, он, объятый праведным гневом, смело и неустрашимо возвышает свой голос против явных и тайных пороков в своей пастве, то или подвергается насмешкам и презрению, или же делается предметом явного и тайного преследования врагов своих, которые при этом не стесняются в средствах. И исполняются над такими мужественными проповедниками – обличителя слова Премудрого, который устами обличаемых нечестивцев так изображает участь праведника: «Устроим оковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в делах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания. Он пред нами – обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью, и удаляется от путей наших, как от нечистот. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его» (Прем. Сол. 2, 12, 14, 15, 16, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Как же должно радоваться? Возглашая гимны, совершая молитвы, воспевая псалмы вместо позорных тех песен. Таким образом Сам Христос будет присутствовать при твоей трапезе и исполнит благословения все пиршество, – когда ты будешь молиться, когда будешь петь духовные песни, когда призовешь нищих к участии в предлагаемом тобою, когда на своем пире ты будешь соблюдать полное благочиние и умеренность. Не говори мне, что ныне заведен другой, обычай, но исправь то, что худо» (Творения св. И. Златоуста, т. 10, стр. 789). Закончу свое слово словами ап. Павла, которыми и начал: ночь прошла, а день приблизился; итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти ( Римл. 13:12–14 ). Слово в неделю сыропустную, произнесенное в Псковском кафедральном соборе за Литургией Об опасности душевного сна Час уже нам от сна востати. ( Римл. 13:11 ) Это наставление ап. Павел преподал Римским христианам. Но оно имеет близкое отношение и к нам. Св. Церковь напоминает его нам в преддверии четыредесятницы и чрез то дает повод вникнуть каждому в себя, в свой внутренний мир. Апостол приглашает восстать от сна. Какой же это сон?... Есть два сна: сон телесный и сон душевный. Сон телесный естествен, необходим для всех. Он успокаивает нервы, восстановляет ослабевшие за дневной работой силы. Без сна человек не может существовать, бессонница – ужасная болезнь... Не то – сон душевный. Насколько первый – природная потребность, настолько второй – противоестественное явление. Насколько первый полезен, настолько второй вреден. Если душа спит, она, значит, больна: сон ее не служит к ее выздоровлению и восстановлению сил. Из этого различия двух родов сна видно, что ап. Павел убеждает нас восстать от сна не физического, а душевного. Каковы же свойства душевного сна? Если он не одинаков с телесным по значению его для нас, то по происхождению и проявлениям тожествен.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Не такова ли часто бывает участь и проповедника – сеятеля слова Божия? Многие слушают его, но только телом, а не душою, не воспринимают проповеди его своим сердцем, не следуют тому, что им проповедуется, а потому слово Божие не производит на них должного впечатления; они идут своим путем, отходя все дальше и дальше от Бога. Он хочет пробудить нравственно заснувших от их глубокого сна, а они не трогаются его словами. Если же, наконец, он, объятый праведным гневом, смело и неустрашимо возвышает свой голос против явных и тайных пороков в своей пастве, то или подвергается насмешкам и презрению, или же делается предметом явного и тайного преследования врагов своих, которые при этом не стесняются в средствах. И исполняются над такими мужественными проповедниками-обличителями слова Премудрого, который устами обличаемых нечестивцев так изображает участь праведника: «Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания. Он пред нами – обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его; он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его» (Прем. Сол. 2:12, 14, 15, 16, 19). Такая участь действительно и постигала ветхозаветных праведников, пророков, Иоанна Предтечу и наконец Самого нашего Пастыреначальника Христа, примеру Которого мы и должны следовать, помня обетование блаженства за поношения ради имени Его. Проповедник слова Божия не должен падать духом, когда проповедь его не имеет действенного успеха. Его обязанность настойчиво продолжать свои благовестнические труды. Он всегда должен твердо помнить наставление ап. Павла: проповедуй слово, настой 6лаговременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением ( 2Тим. 4:2 ). Идите же, отцы, из этого храма в свои храмы и проповедуйте неленостно: и сущим в отдалении от Бога грешникам, и глухим, и тем, которые спят сном духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Ревность о Боге, о славе имени Божия, о чистоте христианской веры, как основывающейся на святой любви, разумеется не должна быть ревностью не по разуму. Ревность христианская не есть фанатическая ревность Магомета: с вещественным оружием в руках привлекать последователей своего учения. Не соединяясь с внешним насилием, она не соединяется и ни с подкупами, обманом, хитростью. Спаситель, посылая своих учеников на проповедь , не велел им запасаться деньгами для приобретения последователей. Такую ревность ап. Павел называет нечистою, предостерегая от нее Галатян, Коринеян и всех последующих христиан: «ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Хорошо ревновать в добром всегда» 5 . «Ревную о вас ревностию Божиею... Но боюсь, чтобы как змей хитростию своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе». 6 А между тем, как много есть таких нечистых ревнителей-лжеучителей, которые путем хитрости совращают с прямого пути чад Церкви, приявших в простоте сердца слово истины и совершающих свое спасение в детском послушании учению и уставам Св. Церкви! С такой нечистой ревностью должна бороться ревность истинная, святая, чистая. Но такая борьба должна быть духовной, и оружие ее – духовное. Тот же апостол говорит: «облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских... и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности... А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленныя стрелы лукаваго, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» 7 . И Спаситель, посылая Своих учеников на проповедь , заповедал: «шедше, научите... и если вас будут гнать в одном городе, бегите в другой» 8 . Итак, средствами истинной ревности является духовное оружие: 1) Слово Божие, дышащее любовью, «полезное для научения, для обличения, для исправления, для наставления в справедливости, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» 9 . 2) Чистая, святая жизнь, по слову Спасителя: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша, прославят Отца нашего, иже на небесех». 3) Неутомимый труд, перенесение страданий и вера во всепобеждающую силу благодати Христовой».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Родители, простите детей, которые, быть может, не оказывали вам должного почтения. И вы, дети, простите родителей, если они не оказывали вам должной заботы, попечения, любви. Знайте, что они родили вас, и вы должны почитать их во исполнение пятой заповеди Закона Божия. Братие и сестры, простите друг друга, простите делом, а не словом только. Что пользы, если кто упадет в ноги, а в душе будет чувствовать ненависть к брату... Простите друг друга и меня, вашего архипастыря, который, быть может, кому-либо что-либо недоброе сделал; что-нибудь, быть может, смолчал, когда следовало бы сказать. Простите, что я, быть может, вас не научал, как должно, и так часто. Простите, если я согрешил пред вами словом, делом, помышлением, и облегчите мою душу. Слово, произнесенное в Псковском кафедральном соборе в неделю сыропустную Против увеселений накануне праздников Ночь прошла, а день приблизился; итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. ( Римл. 13:12–13 )   Эти слова нынешнего апостольского чтения имеют ближайшее отношение к наступлению четыредесятницы. Этими словами святая Церковь напутствует нас на путь подвига поста, покаяния и молитвы. Хотя они были сказаны ап. Павлом 19 веков назад по другой причине, к другим людям, но они имеют вечное значение и так же своевременны теперь, как и в то время. Ап. Павел писал эти слова Римским христианам, недавно обращенным из язычества, и, побуждая их быть верными христианскому званию, указывал им различие христианского и языческого учения и жизни. Язычество – тьма религиозного неведения; христианство – свет богооткровенного учения. Под покровом тьмы язычники предавались разного рода порокам, о которых стыдно и говорить, а не то, что делать. Христиане же, как чада света, должны вести жизнь святую, праведную, душу свою соделать домом Христовым, чтобы Христос облегал нас как одежда, был для нас всем и внутри и совне.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010