В июле месяце 1911 г. владыка собирает первый съезд учителей пения и регентов епархии. Этому съезду была поставлена задача выработать определённые и однообразные напевы. Для выбора песнопений были указаны нотные книги, содержащие знаменные, киевские, болгарские и греческие напевы, как малые, так и сокращённые. Этот съезд продолжался семь дней. На нём был составлен план упорядочения клиросного церковного пения с подробным указанием назначенных к исполнению песнопений и с ссылками на нотные книги. К началу 1912 г. в постановлениях певческого съезда при руководстве владыки Арсения были изданы «Журналы заседаний съезда учителей пения Новгородской епархии», которые были разосланы по всем приходским церквам епархии. Журналы съезда в количестве 2 000 экземпляров разошлись в течение двух лет. Это издание легло в основу изучения церковного пения на курсах псаломщиков при архиерейском доме. Далее стали открываться краткосрочные курсы для послуживших псаломщиков, как бы мы сейчас сказали – повышения квалификации. Ненормальность церковного пения в епархии сознавалась многими и исправлялась добрыми инициативами архипастыря и трудами руководителей съезда. 20–25 июня 1913 г. в Новгороде проходил второй съезд ревнителей церковно-певческих традиций. Своей резолюцией от 20 ноября 1913 г. архиепископ Арсений поставил задачу перед этим собранием, которая заключалась в подготовке церковно-певческого материала из годичного круга богослужебных песнопений для издания их в сборнике «Спутник псаломщика». Выход этого издания давал надежду на упорядочение клиросного пения в Новгородской епархии. Руководители съезда замечали, что выполнение данной задачи могло поставить Новгородскую епархию в состояние «одиночества» в отношении улучшения клиросного пения среди других епархий РПЦ. Организаторы съезда замечали также, что эту задачу было необходимо реализовывать и в других епархиях, «где еще жива русская православная душа, любящая дорогие церковные заветы своей родины» 6 . «Спутник псаломщика» вышел в трёх изданиях и получил самое широкое распространение во всех местностях нашей Родины 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Патриарх Алексий почувствовал во владыке Кирилле ревность по вере, подлинную молитву – Интересно, они не общались, когда митрополит Арсений отбывал свою ссылку? – Никаких сведений о том, что туда, в Ташкент, в это время приезжал митрополит Алексий (Симанский), нет. Но говорили, что связь между ними все равно поддерживалась постоянно. И чем мог, по-видимому, владыка Алексий (Симанский) помогал ссыльному митрополиту, своему учителю. И вот, на эту-то Ташкентскую кафедру, где служили некогда митрополиты Арсений (Стадницкий) и Никандр (Феноменов), сразу же – как только он был выбран Патриархом – Алексий (Симанский) послал моего владыку Кирилла (Поспелова). Вызвал из Пензы и сразу же послал в Ташкент! За этим поступком, я думаю, стояло только одно: Патриарх Алексий просто почувствовал во владыке Кирилле дух Православия, ревность по вере, подлинную молитву. Это тоже ведь один из интересных эпизодов церковной жизни того времени… Священник Константин Былинкин Здесь хочу рассказать еще об одном случае из жизни, раздумывая над которым, я вспоминаю поставленный мне некогда вопрос и пытаюсь решить для себя: прав ли я был. А дело в том, что в свое время, когда я был назначен старшим иподиаконом и келейником владыки (хотя, честно говоря, на тот момент ничего в службе не понимал, а только потом ко всему привыкал), я туда приехал, а там уже был некий иподиакон Константин Былинкин. Помню сегодня только, что он был огненно-рыжим. И вот, оказывается, он-то как раз и был иподиаконом и у митрополита Арсения (Стадницкого), и у архиепископа Никандра (Феноменова). И, конечно же, настоящие иподиаконские черты и замашки у него все присутствовали в полном объеме. Я выказал ему свою «благосклонность», пригласив иподиаконом (не первым, конечно, несмотря на его опыт, – первым остался сам) к владыке Кириллу. И сделал его вторым иподиаконом. – А владыка Кирилл был не против? – Нет, конечно. Ведь он всецело мне доверял. Я же сам набирал себе штат иподиаконов и управлял им, владыка в это даже не вмешивался. Конечно, я не был тираном, но моей строгости (как они потом сами мне говорили) они страшно боялись!

http://pravoslavie.ru/117715.html

326 Разумеем его сочинение: De statu hodiernorum Graecorum (греч. и латинск. текст). Lipsiae, 1671. 330 Проф. Ф.А. Курганова . Устройство церкви королевства греческого, стр. 49. Слич. Икономоса. Τριακονταετηρς κκλεσιαστικ, σελ. 132. – Нужно сказать, что вышеописанным образом поступали и архиереи с подчинённым духовенством: они иногда без всякой основательной причины лишали священника или диакона, принадлежащего им сана и места; но потом опять и сейчас все восстановляли их в их достоинстве, как скоро получили денежный подарок с мнимо провинившихся. Maurer. Das Griechische Volk in offentl und kirchlich. Beziehung. B. I, 401. Heidelb., 1835. 335 Собрание мнений и отзывов митр. Филарета по делам на Востоке, стр. 158. Было бы напрасно думать, что подобные «вымогательства» имели место лишь по отношению к болгарам. По свидетельству даже грекофилов (как Леонтьев) прежние архиереи «то же самое делали и в Эпире, и Крите и других греческих странах». Леонтьева. Восток, Россия и славянство, т. I, стр. 50. 339 Карловой (псевдоним славянофила Гельфердинга). Турецкая провинция. «Вести Европы». 1870 г., июль, стр. 162. 343 Еписк. Арсения (в миру: Авксентия) Стадницкого. Гавриил Банулеско, Экзарх Молдо-влахийский, стр. 223. Кишин., 1894. 344 Валахийские монастыри и их имения преклонены были некоторым афонским монастырям, а чрез них патриарху Константинопольскому, которому подчинён Афон; патриаршему престолу города Антиохии; св. гробу Господню или точнее святогробскому братству, во главе которого стоит патр. Иерусалимский и так дал. 345 В книге о. Арсения можно читать плачевную эпопею о том, как национальные имущества, приписанные преклонённым монастырям, попали в руки греческих церковных общин. Мало сказать, что дело происходило нечисто (в особенн. стр. 199–205). 347 Даже у нас ничего такого не встречается. Правда в прошлом году, во время богослужения курского архиерея в каком-то селе, озорники пели неприличные песни, но это не более, как модное хулиганство. 358 Сам Hartmann см. «Geschichte der Metaphisik@ 1900 B. II. Указывает, как быдополняя Falkenberg’a, на то, что Вундт, кроме того, «bleibt der Sewohnheit der Naturwissenschaften true» … (S. 537)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Известный киевский священник Анатолий Жураковский , арестованный в 1930 г. и приговоренный к смертной казни, замененной 10 годами концлагеря, отбывал свой срок в Карелии на строительстве Беломорканала. В письме, отправленном из лагеря в Надвойцах 4 февраля 1935 г., отец Анатолий писал: «Последнее время сильно утомляюсь на своей работе... на лесном заводе... И все-таки жизнь кажется такой содержательной, богатой и интересной... Первое и самое важное, это та внутренняя задача – строительство внутреннего храма,– которая неотступно стоит перед сознанием. Я чувствую, как малы мои усилия, и вижу: за весь пройденный путь даже не положил начала благого. Тут приливы и отливы, и так часто отлив относит назад за прежнюю черту и разрушает как будто уже собранный плод работы. И тем не менее, какими полными и содержательными делают день и ночь и самые смены разных духовных упражнений и деланий. Вкрапляясь в физическую работу, они притупляют и ее жало, труд незримо претворяют в служение. И ведь это схождение внутрь переживается как служение миру. И, перебирая, как драгоценные четки, длинный ряд имен любимых, чувствую, как близкими сердцу становятся отделенные далями пространства. Второе – это работа мысли. В самые трудные дни я обладал способностью читать трудные вещи и думать над ними. И теперь, придя с работы и отдохнув, я берусь за книги, и за чтением и мыслями я не слышу суеты и шума барачной жизни. И все направляется к единому центру, и острие, направленное против основ моего миропонимания, становится во мне радостным утверждением осанны...» 310 Смерть священнослужителя не в расстрельном подвале и не на каторжных лагерных нарах в 30-х гг. была редкой удачей. Своей смертью и у себя дома скончался один из видных архипастырей XX столетия митрополит Арсений (Стадницкий) . После смерти митрополита Никандра (Феноменова) владыка Арсений, отбывавший ссылку с начала 20-х гг. в Туркестане, был назначен на овдовевшую кафедру. Ташкент, являвшийся местом его ссылки, стал еще и местом его архипастырского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

547 53-е и 54-е Деяния Собора 27 и 28 ноября (10 и 11 декабря) 1917 г. Председатель: архиепископ Новгородский Арсений. Повестка дня на обоих заседаниях: 1. Текущие дела, 2. Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении «О распределении круга дел в органах Высшего Церковного Управления». Докладчик проф. И. И. Соколов (продолжение) (См.: Деяния... Т. 5. С. 57–85, 87–115). – Примечание. 548 2 ноября 1917 г. в Новочеркасске (на Дону) начала формироваться Добровольческая армия под командованием генерала от инфантерии М. В. Алексеева. С начала декабря к созданию армии подключился прибывший на Дон генерал Л. Г. Корнилов. 25 декабря 1917 г. получила официальное наименование «Добровольческая армия», которая ставила своей задачей освобождение России от большевиков. Ее верховным руководителем стал генерал Алексеев, главнокомандующим – Генерального штаба генерал от инфантерии Корнилов, начальником штаба – генерал А. С. Лукомский. – Примечание. 549 Каледин Алексей Максимович (1861–1918), российский военный деятель, генерал от кавалерии, атаман Войска Донского, участник Белого движения. Проходил службу в Русской армии на офицерских должностях с 1879 по 25 октября 1917 г. 18 июня 1917 г. Войсковым Кругом Донского Казачьего войска был избран Донским Войсковым Атаманом. К Февральской революции А. М. Каледин отнесся отрицательно, отказался выполнять распоряжения Временного правительства о демократизации в войсках и был отстранен от командования армией, не получив нового назначения. 14 августа 1917 г. в речи на Московском Государственном совещании потребовал в целях доведения войны до победного конца поставить армию вне политики, запретить митинги и собрания в воинских частях, упразднить все Советы и комитеты выше полковых, а компетенцию оставшихся ограничить хозяйственными вопросами, дополнить декларацию прав солдата декларацией его обязанностей, решительными мерами поднять дисциплину на фронте и в тылу. Поддержал августовское выступление генерала Корнилова 1 сентября 1917 г. 25 октября 1917 г. А. М. Каледин выступил с обращением, в котором объявил захват власти большевиками преступным, и заявил, что впредь до восстановления законной власти в России Войсковое правительство принимает на себя всю полноту власти в Донской области. 27 октября объявил в Области военное положение и пригласил в Новочеркасск членов Временного правительства и Временного Совета Российской республики («Предпарламента») для организации борьбы с большевиками. 26 ноября 1917 г. власть в Ростове и Таганроге захватили большевики. Каледину, по его словам, «было страшно пролить первую кровь», однако он все-таки решил вступить в вооруженную борьбу. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Духонин отказался, заявив, что такие переговоры может вести только центральное правительство, но не командующий армией. После этого ему объявили, что его снимают с поста главнокомандующего, но он должен продолжать выполнять свои обязанности до прибытия нового главнокомандующего Н. В. Крыленко. 20 ноября в Ставку в Могилев прибыл Крыленко, который отдал приказ о своем вступлении в должность Главковерха и передал Духонину, что он будет отправлен в Петроград в распоряжение Совета Народных Комиссаров. Н. Н. Духонин был арестован и на автомобиле доставлен на железнодорожный вокзал, где его отвели в вагон Крыленко. Было сказано, что Духонина отправят в Петроград. Однако затем матросы, прибывшие с Крыленко, возбужденные известием об освобождении генералом из тюрьмы в Быхове руководителей корниловского мятежа (генерала Л. Г. Корнилова, А. И. Деникина и др.), потребовали, чтобы Духонин вышел из вагона. Когда Духонин вышел на площадку вагона, кто-то выстрелил ему в голову, а затем его добили штыками и прикладами. «Отправить в штаб Духонина» на сленге ЧК, ГПУ и НКВД означало «казнить». – Примечание. 539 49-е, 50-е, 51-е Деяния Собора (23,24,25 ноября (6, 7,8 декабря) 1917 г. Председатель архиепископ Арсений. Повестка дня: «Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении: “Об органах Высшего Церковного Управления”». Докладчик проф. И. И. Соколов (См. Деяния ... Т. 4 (2) С. 100–129, С. 130–160, 161–184). – Примечание. 540 Большая часть подвалов Зимнего дворца была приспособлена для хранения вин; при этом среди прочих винных хранилищ был «заповедный» погреб, где хранились коллекционные вина, выдержанные в течение нескольких десятков лет. После захвата Зимнего дворца большевиками стала известна тайна дворцовых подвалов. Слухи о винных складах поползли по городу, и караул дворца уже не в силах был остановить хлынувший туда поток любителей спиртного. В Петрограде начались винные погромы. Ленин призвал к борьбе с ними. 14 ноября, обсудив создавшееся положение, Военно-революционный комитет принял решение: караул в Зимнем сменить, выделить для охраны дворца группу надежных матросов, а винные склады замуровать, за две с небольшим недели вынуждены были несколько раз менять состав караула.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В этих условиях, когда аресты следовали один за другим, монахиня Евдокия (Перевезникова) не покинула арестованного в очередной раз митрополита Кирилла, принося ему для передачи в тюрьму еду и теплую одежду. Но 13 июля была арестована и сама матушка Евдокия 670 . Немногим ранее (9 июля) будет арестована Людмила Петрова; немногим позже (29 июля) – Феодор Захаров, странник, часто привозивший почту из Ташкента, поначалу от митрополита Арсения (Стадницкого) , позже (после смерти владыки Арсения в феврале 1936 года) – от архиепископа Бориса (Шипулина), которого, по словам епископа Евгения, митрополит Кирилл считал «тайным своим соратником» 671 и с которым имел письменное общение митрополит Иосиф. Аресты будут осуществляться вплоть до осени 1937 года. В результате НКВД сумеет «организовать» несколько следственных дел по т. н. «Всероссийскому контрреволюционному центру». По этим делам будет арестовано, а затем приговорено к расстрелам и заключению в концлагерь 64 человека! Две недели спустя после ареста (7 июля 1937 года), двум старцам-митрополитам: 74-летнему владыке Кириллу, 64-летнему владыке Иосифу, а также епископу Евгению, были предъявлены обвинения и зачитаны постановления о привлечении их в качестве обвиняемых. Митрополит Иосиф от подписи в предъявленном ему обвинении отказался 672 , так что следователь вынужден был сам расписаться вместо митрополита Иосифа. И вместо подписи обвиняемого митрополита оказалась подпись «контрреволюционер» 673 . Тюремное существование для расстроенного многолетним пребыванием в ссылках и тюрьмах здоровья митрополита Кирилла было чрезвычайно тяжело. Но опыт семнадцатилетних лагерных скитаний и упование на помощь Божию, укрепляющую немощь человеческую, придавали и в этих условиях священномученику Кириллу уверенность в том, что не оставит его Господь и в это последнее земное испытание (а, думаем, что митрополит Кирилл догадывался, что испытание это будет для него последним). Условия содержания заключенных в чимкентской тюрьме были невыносимы. Тюремная стража, выполняя поручение следователей, не давала заключенным спать, пытаясь довести арестованных до крайнего изнеможения. Еда была несносной, вода пахла гнилью. Этими условиями заключенные подготавливались к допросу. Известно, что некоторые уже на этом этапе сдавались, подписывали любые «признания», лишь бы поскорее быть осужденными и через то избежать ужасных условий содержания в тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—330— блазнительные, будучи заимствованы из этого завета, угрожали опасностью христианской свободе вообще, и свободе развития церковного устройства и богослужебных и дисциплинарных порядков. Едва ли нужно делать какие-либо замечания по поводу разъяснения Гарнаком сейчас указанных недостатков апостольского периода церкви. Все эти недостатки получаются только с условной научной точки зрения немецкого историка. Наприм., он смотрит на Христа, как на простого человека, а потому он не сочувствует тем возвышенным определениям личности Христа, которые встречаются у Павла и в которых Господь описывается, как существо божеского характера: он находит, что будто бы такие определения повреждали первоначальную простоту христианства. – Или же Гарнак утверждает, что Ветхий Завет оказывал вредное влияние на образование христианской церкви и вину этого влияния готов приписывать ап. Павлу. Но нет сомнения, такие странные мысли могут рождаться только у такого ученого, как Гарнак, который прямо говорит, что во многих местах Ветхого завета раскрывается иная религия и иное нравоучение, чем какое принадлежит существу христианства. С подобными взглядами Гарнака, конечно, не согласится никто из числа верных последователей христианской религии (Окончание следует) А. Лебедев. —331— Арсений, архиеп. Волоколамский. В стране священных воспоминаний. (Описание путешествия в Св. Землю, совершенного летом 1900 года Арсением, еп. Волоколамским, Ректором Московской Духовной Академии, в сопровождении некоторых профессоров и студентов)//Богословский вестник 1901. Т. 3. 10. С. 331–379 (2-я пагин.). (Продолжение) В стране священных воспоминаний . 1605 (Описание путешествия в Св. Землю, совершенного летом 1900 года преосвященным Арсением, епископом Волоколамским, Ректором Московской Духовной Академии, в сопровождении некоторых профессоров и студентов) 26-е Июня. Понедельник. Поездка в Иерихон и к Мертвому морю После обеда, как только стала спадать невыносимая полуденная жара, часов около пяти, снова тронулись в путь, дорожа каждою минутою пребывания в Св. Земле. На этот раз путь лежал на восток, туда, где «у ног Иерусалима, Богом сожжена, безглагольна, недвижима, мертвая страна» – Иорданская пустыня. В описаниях путешествий наших древних паломников путь к Иордану представляется невероятно трудным. Е нему вела извилистая тропа, доступная только для пешеходов и вьючных животных; эта узкая тропа, усеянная камнями, то поднималась круто вверх, то спускалась вниз, в пропасть, делая движение по ней крайне трудным и не безопасным. Даже в ближайшее к нам время, каких-нибудь 8–9 лет тому назад, дорога к Иордану была затруднительна. В одном из бывших с нами описаний путешествия, совершенного в 92-м году, было сказано, что дороги на восток от Иерусалима представляются узкими тропами, усеянными камнями; в экипаже по ним ехать нет никакой возможности; даже верхом ехать рядом могут не более двух всадников (Картавцев, по Египту и Палестине). 1606 Те-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Синод выполнял также функции духовного суда: судил представителей духовенства, а также мирян по некоторым категориям гражданских дел (прежде всего – по бракоразводным делам). Присутствие в Св. Синоде составляли архиереи: синодальные члены (в их числе первоприсутствующий), назначавшиеся именными указами, и присутствующие, назначавшиеся Высочайшими повелениями. Звание синодального члена было пожизненным, но не все синодальные члены постоянно находились в составе Присутствия. Они вызывались из своих епархий в Присутствие Высочайшим повелением. Присутствующими в Св. Синоде назывались как епархиальные архиереи, не имевшие титула синодальных членов и вызывавшиеся для заседаний в Синоде на неопределенное время, но не освобождавшиеся от управления своими епархиями и монастырями, так и постоянно заседающие в нем преосвященные, освобожденные от управления епархиями или управлявшие ставропигиальными монастырями. В 1890–1900 гг. в Присутствии постоянно заседало 6–8 архиереев, 3 митрополита; первоприсутствующий назначался императором. В качестве представителя государственной власти при Св. Синоде состоял обер-прокурор, ответственный только перед царем и имевший право непосредственного сношения с ним (см. примеч. к гл. I, л. 41 – ссылка 113). 588 Софийский дом – резиденция киевских митрополитов, расположенная рядом с Софийским собором; памятник барокко начала XVIII в. 589 Студент III курса церковно-исторического отделения КДА Арсений Селецкий подозревался в связях с революционерами; в марте 1884 г. у него был произведен обыск (см.: Титлинов Б.В. Молодежь и революция: Из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений 1860–1905 гг. 2-е изд. Л., 1925. С. 45). В конце 1883/84 учебного года Селецкий был уволен из Академии. Совет КДА его кандидатское сочинение «Острожская типография и ее изделия» признал неудовлетворительным (по Уставу 1869 г. кандидатское сочинение писалось на III курсе академии). В отзыве доцента Голубева на сочинение отмечалось: «Автор трудился много и не без успеха...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Книга представляет собою то характерное явление в нашей литературе этого рода, что высокопреосвященный автор выступает в ней не столько учителем отвлеченных истин догматики и морали, сколько общественным деятелем в сфере церковной и политической, как неутомимо деятельный архипастырь и член Государственного Совета. Где бы ни выступал он со своим словом, главным мотивом для него служит всюду наблюдаемое им печальное явление – малодейственности православия, как основы жизни. «Недостаток богопознания составляет – по словам автора – одно из величайших несчастий нашего времени. Наши православные мало знают свою веру, а многие из принадлежащих к званию христианскому и не считают для себя необходимым знать, как следует, учение своей веры, законы и постановления церкви, к которой принадлежат… и это приходится сказать не только о простецах, но и о считающих себя образованными, которые будучи сведущими в разных науках, обнаруживают в деле веры поразительное неведение» 2 . Этот главный мотив определяет и основную идею его проповедческой и ораторской деятельности – вера, как основа жизни» 3 . Своих слушателей он всегда призывает, так сказать, к деятельному христианству: к религиозному и церковному самообразованию путем посещении церковных собеседований и изучения религиозной литературы, внушает необходимость самоиспытания, важное значение ночной молитвы; призывает духовенство и мирян к сплоченному действованию в борьбе с неверием и сектанством; к борьбе с установившимися противоцерковными обычаями (посещения спектаклей накануне праздничных дней), и, в особенности, повсеместным недугом пьянства, грозящего положительным вырождением русского народа-богатыря. Свои слова и речи автор и произносит главным образом по поводу событий, имеющих церковно-практическое значение, напр. при годичных собраниях Кирилло-Мефодиевского Братства, открытии и освящении Епархиального Дома, им самим устроенного, на противоалкогольных съездах в Москве и Новгороде, и всюду слышится его призывный к деятельности голос: «время нам от сна восстати!...»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010