25 апреля 2010 г. в рамках визита в Азербайджан Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в заседании Межрелигиозного совета СНГ, которое состоялось в конференц-зале Духовного управления мусульман Кавказа. 25 апреля 2010 г. в рамках визита в Азербайджан Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в заседании Межрелигиозного совета СНГ, которое состоялось в конференц-зале Духовного управления мусульман Кавказа. По предложению председателя Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде участники заседания почтили память Святейшего Патриарха Алексия, внесшего большой вклад в создание Межрелигиозного совета СНГ, минутой молчания. После этого председатель Управления мусульман Кавказа, пожелав Святейшему Патриарху Кириллу успехов в его служении, поздравил его с избранием на пост сопредседателя Межрелигиозного совета СНГ. А. Паша-заде высоко оценил усилия Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха Кирилла по преодолению конфликтов на постсоветском пространстве, в том числе в деле установления диалога между Управлением мусульман Кавказа и Армянской Апостольской Церковью и поиске путей совместного решения нагорно-карабахской проблемы. А. Паша-заде подтвердил полное согласие с позицией Его Святейшества, заявившего в ходе недавнего визита в Армению о необходимости мирного решения карабахского вопроса. Выразив уверенность, что «эта проблема должна найти свое решение в процессе развития диалога между народами и религиями», шейх-уль-ислам заявил о готовности религиозных лидеров «создавать соответствующую среду, в которой люди смогли бы сблизиться, вместо того чтобы нападать друг на друга». «Уверен, что в предстоящие годы при поддержке Всемогущего Творца мы успешно справимся с задачами, стоящими в контексте межрелигиозного диалога и сотрудничества», — заявил глава Управления мусульман Кавказа. В своем выступлении Святейший Патриарх Кирилл обратился к теме глобализации, которая, по словам Предстоятеля, не только несет «выгоды экономического и инфраструктурного характера», но и таит в себе существенные опасности, среди которых «культурное обезличивание народов, потеря нравственной ориентации, релятивизм в отношении к главным устоям человеческого бытия».

http://pravmir.ru/v-baku-sostoyalos-zase...

Первым из глав М. считался правосл. К-польский патриарх. Его адм. власть после падения Мамлюкского султаната формально распространилась на Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Патриархаты, хотя 2 последних до кон. XVII в. существовали вполне автономно. Под непосредственную юрисдикцию К-польского патриарха перешла паства упраздненных Печского Патриархата (1766) и Охридской архиепископии (1767). Процессы эллинизации, сопротивления ей и обратной национализации Поместных Православных Церквей стали основной парадигмой их истории в османский период. Гораздо более гетерогенным образованием являлся арм. М., в к-рый были включены все христиане, не признававшие греко-правосл. традицию: монофизиты, несториане, католики и др. Поскольку резиденция Эчмиадзинского католикоса располагалась во владениях враждебной османам Сефевидской державы, был создан арм. К-польский Патриархат, к-рому административно подчинялись Киликийский (Сисский), Ахтамарский и Иерусалимский престолы Армянской Апостольской Церкви. За состояние дел в каждом из М. официально отвечал его глава (миллет-баши), статус которого приравнивался к статусу трехбунчужного паши. Он был членом имперского совета (диван-и хумаюн) и утверждался самим султаном. Обладая правом с согласия мусульманских властей назначать и смещать церковных иерархов, миллет-баши в свою очередь не мог править, игнорируя волю и интересы духовных и светских лидеров своей общины. Соответственно продолжительность пребывания главы М. на посту зависела от того, как долго ему удавалось пользоваться поддержкой влиятельной части паствы и не давать оснований османам усомниться в своей лояльности. Из 159 К-польских патриархов времен османского правления 6 были казнены, 27 отреклись от престола, 105 были смещены и только 21 мирно скончался в патриаршем сане. Система М. позволяла гос-ву контролировать иноверные общины через их религ. институты. Церковные иерархи наделялись существенными адм., фискальными и судебными прерогативами, позволявшими им применять практически любые меры принуждения и наказания своих «духовных чад». В то же время они несли перед Высокой Портой ответственность за лояльность единоверцев, а также за бесперебойную выплату ими налогов. Административные и судебные полномочия наряду с духовным авторитетом религиозных лидеров общин служили основой функционирования своеобразной, не имевшей территориальных границ «теократической автономии», обеспечивавшей османским властям эффективное управление иноверными подданными, в какой бы части империи те ни проживали.

http://pravenc.ru/text/2563216.html

Интересны материалы, в которых речь идет о церковно-правовом понятии «кафедра епископская», о титуле «Католикос», который исторически был в употреблении в Грузинской и Антиохийской Православных Церквях, Армянской Апостольской Церкви и ряде других инославных Церквей. Важный материал нового тома повествует о Кафизме Псалтири. Среди материалов страноведческого и историко-краеведческого характера необходимо отметить статьи «Кахети» (историческая провинция Грузии), «Каффа» (так в прошлом назывался город Феодосия в Крыму), «Кения». Отдельные статьи посвящены города Кентербери (Англия) и Кёльн (Германия), а также их знаменитым соборам и другим памятникам церковного зодчества и изобразительного искусства. О древних христианских памятниках и церковной истории городов, игравших большую роль в раннехристианскую и византийскую эпоху, также рассказывают статьи «Кесария Каппадокийская», «Кесария Приморская (Палестинская)» и «Кесария Филиппова». В 32-м томе «Православной Энциклопедии» читатель может ознакомиться со статьями, касающимися темы монастырской жизни и ее устроения: «Келарь», «Келейник», «Келья». Крупный материал «Келлии» рассказывает о знаменитом древнем монастырском комплексе в Нижнем Египте. Литургическая тема представлена в новом томе «Православной Энциклопедии» статьей «Кельтский обряд», которая рассказывает о древней литургической традиции Ирландской Церкви. Тема церковного искусства представлена статьями «Кашинский чин» (рассказывает о крупном комплексе икон Тверской школы XV в.), «Квасовы» и «Кваренги Джакомо», в которых речь идет о знаменитых зодчих эпохи барокко и классицизма, трудившихся в России в XVIII в. Религиоведческая тематика представлена в 32-м томе, прежде всего, целым комплексом статей, касающихся Католической Церкви. Обширная статья «Католицизм» обстоятельно рассматривает особенности католической триадологии, христологии, сотериологии, мариологии, эсхатологии, учения о Церкви, благодати и таинствах. Статья «Католическая Лига», рассказывает о событиях религиозных войн во Франции во 2-й пол. XVI в. Статья «Кафедра апостола Петра» повествует о Римском папском престоле. Отдельные статьи посвящены Католическому институту в Париже, квиетизму, кардиналу Каэтану — крупному католическому теологу и церковному деятелю, игравшему значительную роль с событиях, связанных с началом Реформации в Западной Европе. Также том содержит материал, посвященный кардиналу Кёнигу, архиепископу Венскому, известному теологу и историку религии.

http://pravenc.ru/shop/1594724/

В этот трудный период необходима сплоченность, послушание и помощь правительству, согласно установленным государствами приказам в борьбе с пандемией. Мы вместе, благодаря сплоченности, гражданскому сознанию, смирению и благодаря нашему Господу преодолеем и это испытание. Жизнь – есть самый дорогой Божий дар, и мы должны заботиться о ней с любовью друг к другу. Да благословит и сохранит нас всех Господь. Аминь!» В сообщении Киликийского Католикосата уточняется, что эти правила будут действовать до 9 апреля.  Однако Армения будет находиться в объявленном с 17 марта чрезвычайном положении до 14 апреля. На 18 марта, согласно официальной сводке Министерства здравоохранения Армении, в стране насчитывается 84 подтверждённых случая заболевания коронавирусом COVID-19, число изолированных, в разных курортных населенных пунктах, по предписанию Минздравом Армении людей с подозрениями на вирус составляет 700 человек, число людей, которым посоветовали самоизолироваться достигло 799 человек. Последним рекомендуется в своих квартирах оставаться и не выходить на физический контакт ни с кем, кроме врачей. Данные о ситуации с коронавирусом быстро меняются. Премьер-министр Армении Никол Пашинян в одном из своих видеообращений в фейсбуке выразил мнение, что далее может возникнуть необходимость закрыть эту сводку, однако пока все сведения остаются открытыми для всех.  Первый случай заражения был зарегистрирован 1 марта у прибывшего из Ирана в Армению гражданина. Он выздоровел и уже выписан из больницы.      В период Чрезвычайного положения учащиеся и офисные работники переходят на онлайн режим. Наринэ Киракосян Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 18.08.2022 14:58 В Москве не планируют вводить ограничения по COVID-19 в церквях 24.06.2022 14:32 Архиепископ Афинский Иероним во второй раз заразился коронавирусом 03.06.2022 15:36 Ватикан временно смягчил антиковидные ограничения 23.03.2022 10:27 Ряд антиковидных мер в московских храмах остался – мэрия

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Однако сегодня мы встречаемся впервые после того, как Господь призвал меня на Патриаршее служение. Я очень ценю тот факт, что первый Патриарх, который посетил Москву — это Верховный Патриарх и Католикос всех армян, Ваше Святейшество. Наши личные контакты с Вами неизменно характеризовались братской теплотой, сердечностью и искренними дружескими чувствами — подобно тому как такие же связи, исполненные братской любви, существовали всегда между нашими Церквами. Конечно, мы говорим на разных национальных языках, между нашими Церквами существуют богословские различия, но тем не менее мы являемся братьями, и это не случайно, ведь именно по-братски сложились отношения между Россией и Арменией. Наша общая история скрепляла эти братские связи между народами, а Церкви всегда эти связи поддерживали. Если говорить о наших отношениях — как между народами, так и между Церквами, — то они выдержали испытание временем. Несмотря на политические катаклизмы последних лет, Армения и Россия остались верны своей вековой дружбе. Взаимосвязи между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью по-прежнему тесные, интенсивные; мы разделяем радости друг друга и горести друг друга. Наши Церкви, я хотел бы это особо подчеркнуть, являются надежными соработниками и, я бы сказал, даже союзниками в очень непростом межхристианском и межрелигиозном диалоге, который мы совместно осуществляем. Основу столь стабильных и добрых отношений между нами я вижу, конечно, в духовной целостности армянского и российского народов, потому что в течение многих веков, вопреки всевозможным треволнениям и гонениям, наши народы  — и армяне, и русские — видели основу своего существования в христианской Церкви. Может быть, мы и сохранились как нации на этих исторических, межцивилизационных перепутьях, где было так много горя, именно благодаря нашему национальному самосознанию, в центре которого всегда была принадлежность к христианству. Я глубоко убежден, что и сегодня, когда нет открытых гонений на веру, множество людей в России и в Армении стремятся руководствоваться именно христианскими идеалами, несмотря на то, что современное светское общество проповедует совсем другие, противоположные церковным, ценности и идеи».

http://patriarchia.ru/db/text/695711.htm...

В авг. отбыл в Москву для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был избран заместителем председателя соборного отдела по устройству Церкви в Закавказье. В сент. 1917 г. прервал участие в заседаниях Поместного Собора и вернулся в епархию. 24 мая 1918 г. М. упразднил духовную консисторию и передал ее полномочия выборному епархиальному совету, однако в условиях гражданской войны епархиальное управление с большим трудом поддерживало связь с приходами. Участились случаи разбойных нападений на священнослужителей. В авг. 1918 г. М. вместе с представителями исламского духовенства Владикавказа, раввином, лютеран. пастором, католич. ксендзом и священником Армянской Апостольской Церкви подписал обращение о предотвращении межрелиг. вражды. 30 марта 1919 г., после взятия Владикавказа белыми войсками, М. торжественно приветствовал их командующего ген. А. И. Деникина во владикавказском Михаило-Архангельском кафедральном соборе. В мае того же года принял участие в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе, на котором для организации церковной жизни на территории, занятой войсками ген. Деникина, было учреждено Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). М. был избран кандидатом в члены ВВЦУ ЮВР, однако активного участия в его работе не принимал. В марте 1920 г. Владикавказ был взят Красной Армией, М. остался в городе. 10 окт. того же года он предстал перед судом Терского областного ревтрибунала по обвинению в контрреволюционной деятельности во время правления белых - произнесении приветственной речи в адрес ген. Деникина, распространении листовок, призывавших к борьбе с советской властью, а также в сокрытии материальных ценностей. Во время суда М. заявил о своем сочувствии декрету «Об отделении Церкви от государства...». Трибунал приговорил его к заключению в лагерь принудительных работ на все время гражданской войны, но, принимая во внимание преклонный возраст осужденного, заменил наказание на высылку в Пермскую губ. Видимо, высылка была отменена из-за обострения болезни епископа, в янв. 1921 г. ему была сделана операция с трепанацией черепа. В февр. того же года он был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тогда же решением местных властей был распущен епархиальный совет. 18 апр. 1921 г. М. был приговорен к 5 годам лишения свободы в лагере принудительных работ, но уже в конце мая того же года его освободили ввиду ухудшения состояния здоровья.

http://pravenc.ru/text/2561396.html

Церковному, верующему человеку нужна такая наука и такая книга, которая бы могла объяснить ему смысл всего того, что он слышит в храме за богослужением. Если же вместо этого говорится и пишется о «неоплатонизме патристических авторов», доказывается влияние платонизма или аристотелизма на того или иного автора, сопоставляются разночтения рукописей, сличаются армянские, грузинские и сирийские версии текстов, и т.п., то происходит один из неприятных парадоксов нашей науки. Сообщая читателю массу интересных и важных научных фактов, жонглируя замысловатыми словечками типа «динамизм», «экзистенциализм», «синтез», «аналитический подход», «анабасис» и «катабасис», цитируя различные богословские термины на древних восточных языках, исследователи оставляют без внимания самое главное: богословие нашего богослужения. Без этого такая наука перестаёт быть подлинно православной, она неизбежно превращается в западное подражание, пусть и на первый взгляд безупречное с точки зрения православной догматики. Это печальное явление, как уже было замечено выше, объясняется тем, что представители нашей отечественной науки, некритически увлекаясь западной методологией, плохо понимают смысл православного, я бы сказал, литургического учения об Отцах Церкви. Для того, чтобы лучше понять проблему, рассмотрим прежде вопрос о том, как патрология понимается на западных богословских факультетах. О предрассудках западной патрологии На Западе, как известно, патрология в её современном виде появилась сравнительно недавно. Рассмотрим несколько хороших её образцов. Работа Дж. Квастена (J. Quasten) 4 – это ценное пособие, переведённое на многие языки и неоднократно переизданное. Дж. Квастен пишет сжато, но очень увлекательно и ясно. Но что же составляет самую сущность его подхода? Дж. Квастен подходит к святоотеческой литературе исключительно хронологически : сначала рассматривается апокрифическая литература, затем Мужи Апостольские, и т. д. Так получается (и навязывается читателю) сомнительная схема; получается примитивная модель развития от простого к сложному.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ch...

10 июня 1988 г. состоялось награждение 15 иерархов РПЦ во главе с Патриархом Пименом гос. орденами за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси. 11 июня во время встречи Председателя Президиума Верховного Совета СССР А. А. Громыко с участниками празднования было высказано в целом положительное отношение к возможности осуществления религ. орг-циями благотворительной деятельности. Громыко упомянул, что вопрос о предоставлении РПЦ прав юридического лица находится в стадии рассмотрения. В тот же день в честь участников торжеств Советом по делам религий был устроен прием в Большом Кремлевском дворце. Официально новый курс партии по отношению к религии был закреплен на XIX партконференции (28 июня - 1 июля 1988). Касаясь вопроса прав человека в сфере свободы совести, Г. особо отметил, что все верующие независимо от их вероисповедания являются полноправными гражданами, и указал на недопустимость адм. давления в утверждении материалистического мировоззрения. Однако четкой концепции взаимоотношений гос-ва и религ. орг-ций выработано не было. В советском руководстве существовали разногласия по вопросам о степени свободы, к-рая может быть реально предоставлена Церкви. Позиция Совета по делам религий часто вызывала противодействие у консервативной части центрального партийного аппарата и у местных руководителей, возмущенных «потворством церковникам». Тем не менее власти уже практически не чинили препятствий открытию в приходах воскресных школ, проведению внебогослужебных катехизических занятий с верующими. Священнослужители получили доступ к СМИ, стали принимать участие в публичных дискуссиях о проблемах нравственного состояния общества и путях его оздоровления, культурного наследия, сохранения мира. Фактическое устранение партийных и гос. органов от вмешательства в дела религ. объединений привело к возрождению религ. жизни. Празднование 1000-летия Крещения Руси открыло дорогу массовому возвращению религ. орг-циям храмов, молитвенных домов, мечетей и др. культовых сооружений, отобранных у верующих за годы советской власти. Общая численность зарегистрированных в СССР религ. объединений выросла в 1985-1990 гг. почти в 1,5 раза - с 12 438 до 16 990. Росла численность практически всех религ. конфессий. Если за первые 5 месяцев 1988 г. было зарегистрировано 60 новых приходов РПЦ, в оставшиеся месяцы года Церкви возвратили более 1 тыс. храмов. В 1990 г. в РПЦ было уже 10 110 приходов (в 1985 - 6806), число зарегистрированных общин старообрядцев всех согласий увеличилось с 337 до 361, более чем в 5 раз стало больше приходов Грузинской Православной Церкви (51 приход в 1985 и 270 - в 1990), с 33 до 50 увеличилось число приходов Армянской Апостольской Церкви .

http://pravenc.ru/text/Горбачёв.html

Банк был создан в 1978 г., в его штат принимались лучшие военные финансисты. До того оплата производства вооружений шла через Управление кассового исполнения бюджета Московского отделения Госбанка. Но видимо, способность его штатских руководителей держать язык за зубами оценивалась в военных кругах невысоко. И они добились создания своего карманного банка. Паркбанк с успехом выполнял свою задачу, скрывая военный бюджет так долго, как того хотели политики. С оглашением действительных военных расходов нужда в его сверхсекретной работе отпала. Но сверхсекретность сохранилась. Работники банка категорически отказывались отвечать на любые вопросы, ссылаясь на грозившую им уголовную ответственность за разглашение военной тайны. Да и само местонахождение банка и его телефоны держались в строжайшем секрете. В Паркбанке по-прежнему было что прятать. Но теперь, скорее, не от чужих, а от своих. Дело в том, что огромная военная машина, ассоциирующаяся только с расходами, имеет и свои доходы. В прежние времена – от военторгов, военных ателье, предприятий Минобороны. В нынешние – от различной коммерческой деятельности. Эти доходы не контролировались со стороны гражданской власти никем и никогда 321 . ... Когда шла подготовка к очередному миротворческому форуму, то его участников уже насмешливо называли «писники» (англ. peace – мир), а к одному из слов девиза конгресса добавляли приставку, убийственную по смыслу: «Религиозные деятели – за прочный мир, за разоружение и установление гос безопасности в Европе». В том, что это не просто игра слов, показало начало правления Горбачёва. «Минеральный секретарь» устраивает в Кремле миротворческую встречу с религиозными деятелями. Под бдительными взорами «шестёрок» из «девятки» (9-е управление КГБ – правительственная охрана) иерархи шествуют в зал заседаний. Рассадка свободная, но главы Церквей желают быть «в первых рядах». Среди них – армянский католикос Вазген I. Удобное кресло, хороший обзор... И откуда было знать первоиерарху, что он сел «не по чину» и что это место – «служебное»? Молодой наглый комитетчик в штатском, наклонившись к старцу, строго говорит: «Попрошу освободить!». – Возмущённый католикос: «Я – глава Армянской Апостольской Церкви!». – Гебист невозмутимо: «Да хоть папа римский! Я при исполнении! Это кресло – для сотрудников! "

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Нельзя также утверждать, что апология была представлена императору лично. Если Евсевий говорит, что она была обращена к императору и представлена ему (τοτω Κοδρατος λγον προσφνησας ναδδωσιν πολογαν), то последнее могло и не иметь достаточных оснований: из самой апологии можно было только вывести заключение, что автор ее имел намерение представить ее императору или поставил его имя в адрес апологии; но в данном случае, как и в других, мы не знаем, возможно ли было автору такой апологии представить ее императору. Намерение, с каким Кодрат писал свою апологию, может только доказывать, что обстоятельства открывали место для надежды представить ее императору и что, следовательно, последний находился в легко достижимой для него близости. Если это так и если родиной и местом деятельности Кодрата была асийекая провинция (может быть, согласно греческим минеям – Магнезия), то одно из путешествий императора Адриана в эту провинцию могло дать повод Кодрату написать обращенную к нему апологию, вызванную несправедливыми притеснениями христиан в ближайшее к этому время. Так как твердо установлено, что император Адриан в Малой Азии был в 123   и осенью 129   г., то на один из этих годов падает и написание апологии Кодрата. Евсевий в «Хронике» (по армянскому переводу) к 2140   г. от Авраама сообщает, что апологии Кодрата и Аристида, будучи представлены императору Адриану, в связи с благожелательным заступничеством за христиан Серения Граниана, вызвали благоприятный для христиан эдикт императора, чтобы без какой-либо вины и предъявленного обвинения их не осуждали (ut sine ullo damno et ineusatione non damnarentur). Но в «Церковной истории» Евсевий не указывает этой прагматической связи между апологиями и указом Адриана на имя Минуция Фундана. Замечания о содержании апологии; свидетельства о ней древности Апология Кодрата не сохранилась до нашего времени. Евсевий имел ее и из чтения ее вывел заключение, что она блестящим образом свидетельствует об уме автора и верности его апостольскому учению; но он сообщает только одно место из нее для доказательства древности Кодрата, и цитата действительно подтверждает его положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010