«Если ты идешь в церковь к Богу, то найдешь Его» Беседа с православным армянином Аркадием Рамазяном (+ВИДЕО) Священник Георгий Максимов Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие. Гость сегодняшней программы – Аркадий Рамазян. О том, как обычному пареньку из армянской неверующей семьи открылся Бог, почему он оказался в русском православном монастыре, об армянском Православии – историческом и современном, о деятельности православной армянской общины Москвы – беседа с ним. Отец Георгий: Здравствуйте! В эфире передача «Мой путь к Богу». Сегодня у нас в гостях представитель православной армянской общины города Москвы. Пркадий, расскажите, пожалуйста, как началось ваше движение к Богу? В этом древнем монастыре мне, ребенку, всегда было радостно, хотя тогда я и не осознавал, что это место молитвы Аркадий Рамазян: Можно сказать, с детства у меня было трепетное отношение к духовному миру. Дело в том, что мое детство до семи лет проходило на севере Армении, где расположен Санаинский монастырь, и наш дом как раз был рядом с монастырем, так что часто я именно там проводил время, играл. Этот древний монастырь принадлежал Армянской Апостольской церкви, но к тому времени давно был недействующим. Меня привлекала его красота, тишина этого места. Часто бывало, что, если случалось что-то не так, например с друзьями поссорился, я всегда уходил туда, где было спокойно и никто не мешал. В монастыре мне всегда было радостно, хотя тогда я и не осознавал, что это место молитвы. Первый класс я закончил в Армении, а потом мы переехали в Россию. И со второго класса я учился уже в Волгоградской области. Жизнь шла своим чередом. Со временем, уже когда я поступил в Сельхозакадемию, я стал задумываться: для чего живу? Какой смысл того, что я сейчас делаю, например? Но долго на этих вопросах внимание не задерживалось, все-таки текущие дела казались важнее. Во-первых, учеба, а во-вторых, заработки – в это время мы с ребятами уже задумывались о том, чтобы самим зарабатывать. Все учились в Сельхозакадемии, все из сел: у кого-то отец фермер, у кого-то – директор совхоза. Начали расспрашивать, узнавать, какая техника кому нужна – в Волгограде же много было знакомых организаций и людей. Так по ходу учебы начали заниматься предпринимательской деятельностью: технику продавали, б/у трактора – после капитального ремонта. Внешне они выглядели как новые. И вот в то время у меня возникли первые конфликты с совестью.

http://pravoslavie.ru/88621.html

Первосвятительский визит в Армению ЦВ 6 (427) март 2010 /  26 марта 2010 г. Первосвятительский визит в Армению С 16 по 18 марта состоялся первый официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Армению. В ходе визита Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II и с Президентом Армении Сержем Саргсяном. 16 марта Святейший Патриарх Кирилл прибыл с официальным визитом в Республику Армению. В аэропорту Звартноц Предстоятеля Русской Церкви встречали Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II, и иерархи и духовенство Армянской Апостольской Церкви, а также настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной Церкви в Ереване протоиерей Арсений Григорян. В аэропорту в беседе с представителями средств массовой информации Святейший Патриарх Кирилл отметил особенности своего первого официального визита в Армению. «Обмены официальными визитами между руководителями Церквей имеют большое значение, — сказал Предстоятель Русской Церкви. — Во-первых, это символическая акция, которая свидетельствует о высоком уровне двусторонних отношений. Но, кроме того, такие визиты совершаются, чтобы развивать эти отношения… Памятуя о том, что мы принадлежим к древней апостольской традиции, которая хранит в себе нравственные, духовные ценности, очень важно, чтобы такого рода визиты делали нас реальными соработниками, в том числе в деле сохранения и защиты этих ценностей в жизни как наших народов, так и всего мира». Затем Предстоятели Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей направились в первопрестольный святой Эч-миадзин. Под молитвенное пение святому Григорию Просветителю в центр собора была вынесена величайшая святыня Армянской Апостольской Церкви — десница святителя, которая была возложена на аналой, установленный у Алтаря Сошествия. Под пение величания святому Григорию Просветителю на церковнославянском языке Святейший Патриарх Кирилл благословил верующих десницей святителя.

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

ред. С. Аревшатян Мученичества Мученичество Воскянов Мученичества Воскянов и Сукиасянцев принадлежат к наиболее древним памятникам армянской агиографии. Согласно оценке большинства исследователей этих двух мученичеств, они написаны в V в. и по своим стилистическим особенностям и языку относятся к классическому периоду древнеармянской литературы. В основе этих мученичеств лежат предания, восходящие к первым векам нашей эры. Они как бы являются предысторией распространения христианства в Армении, которая, с точки зрения создателей этих мученичеств, была привержена к христианской вере еще до ее крещения Григорием Просветителем. Авторы этих мученичеств, несомненно, имели целью дать ответ на вопрос о месте армянской церкви среди других церквей соседних стран и государств. После создания национальной письменности, в условиях политического кризиса, армянская церковь взяла на себя и некоторые функции светской власти, заняв в то же время господствующее положение в идеологической жизни страны. Находясь в контакте с соседними церквами (сирийской, греческой и др.), она нуждалась в памятниках, удостоверяющих ее давность, ее апостольское происхождение. Тем самым она желала укрепить свой авторитет как в глазах собственной многочисленной паствы, так и соседей-соперников. К этому времени, как известно, относится появление наиболее важного с этой точки зрения памятника, каким является «История» Агатангехоса, посвященная истории крещения Армении в начале IV в. Если «История» Агатангехоса основана по преимуществу на исторических данных, письменных и устных источниках, удостоверяющих, что армянская церковь действительно является одной из древнейших, то целью публикуемых агиографических памятников было не столько точное воспроизведение исторической действительности, сколько утверждение армянской церкви в правах апостольской, т. е. передвижение времени ее возникновения к I веку. В то время, как известно, между различными церквами продолжались споры из-за чести считаться первопрестольной, за верховенство и старшинство. Эти споры шли между Римом, Константинополем, Иерусалимом, Антиохией и др. Каждая из этих церквей претендовала на роль древнейшего центра христианства, основанного учениками самого Христа. Армянская церковь включилась в этот спор и призвала на помощь предание об апостолах Варфоломее и Фаддее, проповедовавших христианство в Армении и основавших ее церковь уже в I в. Согласно другому преданию, современный им армянский царь Абгар находился в переписке с самим Христом. Здесь важна была не историческая достоверность этих преданий, а необходимость противопоставить греческой, римской и сирийской церквам свою тенденцию и обосновать свои права на равность и автокефалию

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Сочинение священномученика Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди», считавшееся утраченным, было обнаружено, как известно, в начале двадцатого века. До этого времени имелись только сообщения древних историков, в первую очередь Евсевия Кесарийского, (Церковная история V, 26) о том, что автор обширного труда «Против ересей» написал еще, кроме прочего, сочинение «в доказательство апостольской проповеди». Однако греческий оригинал до настоящего времени остается неизвестным. Архимандрит Эчмиадзинского монастыря Карапет Мкртчян обнаружил в 1904 году только армянский перевод «Доказательства». Издание новооткрытого памятника было осуществлено в 1907 году в серии «Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur» . В том же году издание вышло в Лейпциге отдельным оттиском. Задержка между открытием и изданием произошла по причине занятости армянского ученого. Сам он в предисловии пишет об этом следующее: «В декабре 1904 года я перелистывал рукописи, которые хранятся в монастыре Пресвятой Богородицы города Еревана, и был удивлен обнаружением в одной из них пространных книг под именем Иринея. Первая из этих книг (которым предшествует указатель глав) имеет оглавление: “Иринея доказательство апостольской проповеди”. Поэтому сначала я подумал, что вся совокупность книг является армянским переводом упомянутого у Евсевия в “Церковной истории, V, 26” сочинения, адресованного Маркиану – ες πδειξιν το αποστολικο κηργματος. Однако более точный просмотр убедил меня, что здесь на первом месте расположились две последние книги большого противоеретического сочинения Иринея, которые, впрочем, оканчивались верной подписью: “Иринея пять книг обличения и опровержения лжеименного знания”. Только после этого с повторным надписанием следует “Доказательство апостольской проповеди” – сочинение того же самого автора, до сих пор считавшееся утраченным. Однако мои служебные обязанности воспрепятствовали мне тотчас приступить к изданию и переводу этого сочинения, и так минул год, пока для меня не стало возможным совместно с Ервандом Тер-Минасянцем осуществить работу и представить ученой публике армянский текст старинной рукописи с немецким переводом» .

http://bogoslov.ru/article/2466349

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДВИНСКИЕ СОБОРЫ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ , созывались в VI-VIII вв. в Двине, где находилась резиденция Армянских католикосов. Постановления Д. С. имели важное значение для определения позиции Армянской Церкви в вопросах вероучения. Своды канонических правил, принятые на Соборах, вошли в «Армянскую книгу канонов». В Д. С., как и в др. Соборах Армянской Церкви, наряду с епископами принимали участие представители светской власти. 505-506 гг. Собор был созван католикосом Бабгеном I Вотмсеци для обсуждения догматических вопросов, в частности отношения Армянской Церкви к несторианству. Участвовали 20 епископов, монахи, священники, 14 нахараров во главе с марзпаном (наместником Персидской Армении) Варданом Мамиконяном, представители Церкви Сюника, католикосы и епископы Грузинской и Албанской Церквей. Из принятых Собором документов сохранилось 1-е «Послание армян к православным в Персии», написанное Бабгеном I в ответ на обращение еп. Симеона Бет-Аршамского. Призывая армян оказать помощь христианам в Персии, преследуемым несторианами, еп. Симеон просил Армянского католикоса опровергнуть утверждение несториан, будто армяне, греки, грузины и албаны (алуанцы) придерживались единого с ними вероучения. Бабген I подтвердил от имени Собора, что Армянская Церковь отрицает и анафематствует учение патриарха К-польского Нестория . Послание было составлено по-армянски и по-персидски и скреплено подписями всех участников Собора. На том же Соборе было принято несохранившееся «Договорное послание», именуемое также «Послание о вере», в к-ром опровергались решения IV Вселенского Собора (451) и томос Римского папы св. Льва Великого. Т. о., в христологических спорах Армянская Церковь встала на сторону умеренных монофизитов, исповедовавших одну богочеловеческую природу Иисуса Христа, и осудила не только несторианство и крайнее монофизитство (евтихианство), но и учение правосл. Церкви. Собор продемонстрировал высокий авторитет Армянской Церкви среди Восточных христ. Церквей в нач. VI в. 554-555 гг.

http://pravenc.ru/text/171492.html

Архив Пн С 16 по 18 марта состоялся официальный визит Предстоятеля Русской Церкви в Республику Армения 18 марта 2010 г. 19:23 С 16 по 18 марта 2010 г. состоялся официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Армения. В поездке Его Святейшество сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей  игумен Филипп (Рябых) .   16 марта 16 марта 2010 г. Святейший Патриарх Кирилл прибыл с официальным визитом в Республику Армения. В аэропорту Звартноц Предстоятеля Русской Церкви встречали Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и иерархи Армянской Апостольской Церкви , министр образования и науки Республики Армения Армен Ашотян, Чрезвычайные и Полномочные Послы Российской Федерации, Украины, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Туркменистана, аккредитованные в Республике Армения. Состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с представителями средств массовой информации. Затем Предстоятели Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей направились в Первопрестольный Святой Эчмиадзин . В кафедральном соборе Эчмиадзина Святейший Патриарх Кирилл поклонился деснице святого Григория Просветителя. Из кафедрального собора Святейший Патриарх Кирилл и Католикос всех армян Гарегин направились в главную Патриаршую резиденцию Первопрестольного Святого Эчмиадзина, где состоялась официальная церемония приветствия Святейшего Патриарха Кирилла. Затем состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между городами Эчмиадзин и Сергиев Посад. После посещения Первопрестольного Святого Эчмиадзина Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II прибыли к памятнику русским воинам , погибшим в сражении при Ошакане в русско-персидской войне 1826-28 гг. Предстоятель Русской Православной Церкви и Католикос всех армян возложили венки к монументу.

http://patriarchia.ru/db/text/1117002.ht...

Скачать epub pdf Поскольку задают вопросы, придется кратко объяснить, почему Армянская Апостольская Церковь православными называется монофизитской, а также прокомментировать некоторые утверждения ее защитников. Но вначале пару принципиальных моментов: 1 . Помимо части народа, принадлежащего так называемой Армянской Апостольской Церкви (далее ААЦ), часть армянского народа на протяжении полутора тысяч лет и вплоть до настоящего момента принадлежала к Православной Церкви. Нет ни одного момента в прошлом, когда бы не было группы армян-халкидонитов. Поэтому отождествлять ААЦ со всем армянским народом и веру ААЦ воспринимать как единственную национальную армянскую веру нет фактических оснований. 2 . Лично я глубоко сожалею и скорблю о том разделении, которое есть между Православной Церковью и ААЦ, и искренне желал бы, чтобы произошло соединение в истине. Теперь про монофизитство. В древности были разные течения монофизитов, условно говоря, умеренные и крайние. Крайние, последователи Евтихия, говоря о единой природе Христа, практически отрицали в Нем реальность человечества, говоря, что при соединении оно растворилось в Его божественной природе как капля в океане. Умеренные же монофизиты – например, Севир Антиохийский и другие, – осуждали евтихианство и, учили, что у Христа одна природа, но человечество не исчезло, так что каким-то невыразимым образом при воплощении одна природа стала составной из божества и человечества. Этому же учению, как мы увидим ниже, продолжает следовать ААЦ. Когда представители ААЦ протестуют против того, чтобы их называли монофизитами, они исходят из представления, что монофизитством должно быть названо только евтихианство. Но это противоречит истории возникновения самого термина. С самого начала его появления он употреблялся равно и в отношении «крайних» и в отношении «умеренных» сторонников учения об одной природе Христа, в чем нетрудно убедиться, почитав, например, «Путеводитель» прп. Анастасия Синаита или «Источник знания» прп. Иоанна Дамаскина . Этот термин употреблялся ко всем, учащим об одной природе Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Армянский конкордат РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26690.html 01 марта 2006 Александр Щипков Армянский конкордат Опубликовано: НГ-Религии (приложение к Независимой газете), 26 сентября 2001  Поездка Папы Иоанна Nabлa II в Армению в сентябре 2001 года автоматически привлекает внимание мирового сообщества к этой трехмиллионной христианской стране, зажатой исламскими тисками Азербайджаном, Ираном и Турцией. Выехать из страны можно только двумя путями – узкой горной дорогой через малодружественную армянам Грузию или по воздуху. Информационные агентства напоминают читателю о трагедии армян в Спитаке, когда в 1988 году земля поглотила несколько тысяч человек, и о триумфе армян в победе над Азербайджаном во время войны за Нагорный Карабах. Западные журналисты подсчитывают, сколько армянский туристический бизнес может " заработать на папе " , и вновь ошибочно называют Армянскую Апостольскую Церковь " православной " . Российские СМИ посвящают свои материалы рассуждениям об очередном витке " католической экспансии на территории бывшего СССР " . Однако неожиданные или, лучше сказать, непредусмотренные последствия папских визитов в ином: они провоцируют обострение внутренних религиозно-политических проблем в регионе и делают их прозрачными для наблюдателя. Вместе это возбуждает новое направление религиозной жизни, которое сам Ватикан не в состоянии контролировать. Армения празднует 1700-летие со дня провозглашения христианства государственной религией. Историки, принадлежащие к иным христианским традициям, оспаривают эту дату, но, как бы там ни было, Армения остается первым в мире христианским государством. Случилось так не столько по прихоти повелителей, сколько потому, что Армянская Церковь с самого начала своего существования оставалась и по сию пору остается церковью одного народа. Вселенский собор в г. Халкидоне возле Константинополя (451 г.) определил, что в Лице Христа соединены две природы – божественная и человеческая. Армянская Церковь, утверждавшая, что у Христа одна божественная природа (монофизизм), на столетия сохранила за собой название " монофизитской " , противопоставив себя " халкидонитам " – католикам и православным.

http://religare.ru/2_26690_1_21.html

Е.И. Ловягин, Н.И. Глориантов, И.Е. Троицкий Содержание Предисловие к новому изданию Краткая библиография по истории литургии Основная литература, использованная в «Собрании древних литургий» Введение. Предварительные сведения о цели и составе сборника Древние свидетельства о литургии Свидетельства священного писания Свидетельства мужей апостольских Свидетельства св. отцов и церковных писателей второго и третьего столетий Свидетельства, заимствуемые из правил апостольских и канонических посланий святых отцов Свидетельства из актов мученических Свидетельство проконсула Плиния младшего Раздел первый. Литургии Иерусалимско-Антиохийские Литургия Апостольских Постановлений Предисловие Чинопоследование литургии Апостольских Постановлений Греческая литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование греческой литургии Святого Апостола Иакова Сирийская литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование сирийской литургии Святого Апостола Иакова Греческая литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование греческой литургии святого Василия Великого Сирийская литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование сирийской литургии святого Василия Великого Литургия святого Иоанна Златоуста Предисловие Чинопоследование литургии святого Иоанна Златоуста Литургия святого Григория, просветителя Армении Предисловие Чинопоследование литургии Армянской церкви Приложение к первому разделу древних литургий Святой Прокл, патриарх Константинопольский Слово о предании Божественной литургии Раздел второй. Литургия эфиопского текста Апостольских Постановлений Чинопоследование литургии эфиопского текста Апостольских Постановлений Литургия Святого Апостола и Евангелиста Марка Предисловие Чинопоследование литургии Святого Апостола и Евангелиста Марка Коптская литургия святого Кирилла Александрийского Предисловие Чинопоследование коптской литургии святого Кирилла Александрийского Общая Эфиопская литургия Предисловие Чинопоследование общей Эфиопской литургии Приложение ко второму разделу древних литургий Иаков, епископ Эдесский, письмо к Фоме пресвитеру о древней сирийской литургии Раздел третий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед соотечественниками в храме Покрова Пресвятой Богородицы города Еревана 17 марта 2010 г. 17:50 17 марта 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II посетили русский православный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване. Предстоятель Русской Церкви совершил краткую молитву и обратился со словом приветствия к прихожанам и соотечественникам, собравшимся в храме. Ваше Святейшество! Дорогие отцы, братья и сестры! Для меня особая радость видеть наш русский православный храм в Ереване. Мы прибыли сюда по любезному приглашению Его Святейшества, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. Вчера началась моя официальная программа. Сегодня утром мы помолились на месте поминовения армян, погибших в 1915 году и позднее. Вспомнили о геноциде армянского народа и вспомнили о том, что, если бы не вера христианская, то от армянского народа ничего бы не осталось. Но когда я молился сегодня на этом скорбном месте, я вспомнил и наш народ, который также прошел через суровые годы испытаний — годы репрессий, годы безбожия. И трудно сказать, что было бы с нашей страной и с нашим народом, если бы не православная вера. Когда я говорю о православной вере, я имею в виду не только Российскую Федерацию. Я имею в виду всю историческую Русь — и Украину, и Белоруссию, и Молдову. Народы этих стран вдохновляются словом Божиим, получая благословение Православной Церкви. Вот и здесь, в диаспоре, в Армении живут представители и российского, и украинского, и белорусского, и казахского народов, православные люди. И я бы хотел бы сердечно приветствовать всех вас, а также представителей дипломатических ведомств тех государств, которые я назвал. Когда люди живут в диаспоре, то особенно остро сознается необходимость  поддержания культурных, национальных и духовных основ жизни. В этом смысле очень большую роль в жизни армянской диаспоры играет Армянская Апостольская Церковь. В России очень большая армянская диаспора, и армяне полностью интегрированы в жизнь российского общества — занимают заметное положение и вносят свой вклад в развитие Российской Федерации.

http://patriarchia.ru/db/text/1116776.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010