Город не сдавался, не сидели сложа руки и наши войска. Как писал не то с сожалением, не то с возмущением немецкий генерал Вальдемар Эрфурт, «русские думали не о том, чтобы прекратить бой восточнее Тихвина, а о том, чтобы... перейти в контрнаступление в направлении группы армий «Север»». Надо сказать, русские не только думали, они ещё и делали.. Начало наступления Генерал Мерецков отбивался от финнов у Лодейного Поля. Кто бывал в Александро-Свирском монастыре, знает это место, восточнее Ладожского озера. Он едва начал приходить в себя после ареста. Его взяли как «пособника фашистов» на второй день войны, избивали, мочились на голову. Кирилл Афанасьевич не выдержал, всё подписал, но в конце августа обратился к Сталину с просьбой отправить его на фронт. К этому времени было потеряно столько генералов, что Мерецкова выдернули из камеры, отправив командовать 7-й армией. Словно не было ничего, даже в звании не понизили. Нет, он ничего не забыл. Открыто говорил, что больше не хочет жить, что сломался на допросах. Он презирал себя, но, думаю, продолжал надеяться, что позор можно искупить. Тихвин, который ему поручили взять, приняв командование 4-й армией, был для него символом спасения. Спасения не только Ленинграда, но и собственной души. Началось всё плохо. Дивизии его новой армии по численности были в лучшем случае полками, в худшем - батальонами, как 44-я Петроградская. Они всё ещё ходили в летнем обмундировании - в чём встретили войну, в том и остались. Не было патронов, гранат, давно забыли, что такое горячая еда. С едой Мерецков вопрос решил быстро: перебросил самолётами полевые кухни 7-й армии. Это было отличное решение - на запах потянулись даже те, кто потерял связь со своими частями. Потом нашлись и боеприпасы, и тёплая одежда. Армия начала оживать и даже верить, что она армия, а не несколько тысяч выживших в страшных боях. Одиннадцатого ноября атаковали. Немцы этого не ждали, откатились. Не до Тихвина, конечно, километрах в пятнадцати от города пришли в себя, но это всё равно была настоящая, большая победа. Вместо того чтобы совершить последний бросок навстречу финнам, враг, потеряв немало танков и солдат, вынужден был занять оборону. Пришла его очередь напряжённо ждать удара, поражения, смерти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Довольно активно за Бутырскую тюрьму взялась Армия спасения, основанная методистским проповедником У. Бутсом в 1865 г. и реорганизованная по военному образцу в 1965 г. Они ходят лишь в хозобслугу, но раздают по камерам Евангелия и литературу неправославного содержания. Посещают Бутырки и другие протестанты. Армия спасения появилась здесь в середине 1992 г. — и о первом посещении ею тюрьмы знала вся Америка. А православные к тому времени ходили сюда больше полугода, служили Литургии, но никаких сообщений об этом ни в нашей, ни в зарубежной прессе не было. Протестантские организации, как правило, стараются обежать множество камер, передать Евангелия, Библию и протестантские книги, ведут антиправославную пропаганду. Пытались крестить. Просто без молитв покропят водою и говорят: «Ты крещена». После такого крещения арестованная идет, ничего не смущаясь, на исповедь и желает причаститься Святых Даров в православном тюремном храме. Православными в Бутырской тюрьме становятся. Не знаю случаев перехода в иные конфессии, но развитие скепсиса после посещения инославных чувствуется. «Где же ваша истина, когда вы между собой не можете договориться», — примерно таково настроение от визитов протестантов. Сплошь и рядом миссионеры-иностранцы отталкивают своим самодовольным видом, незнанием русской литературы и быта и огромным чувством превосходства над заключенными и всем русским. Православие для них — религия варваров. Одним словом, в тюрьме приходится сталкиваться со всеми трудностями, которые встречаются в миру. Проповедь христианства в России возможна только через Православие. Здесь человека окружает православная культура, православные храмы; православный проповедник может сказать: «Помнишь, как молилась твоя бабушка?» — и многие в тюрьме, как и в миру, вспоминают своих православных предков. И для заключенных как для рядовых мирян нужна массовая литература, разъясняющая различия между Православием и другими конфессиями. Вопрос о соотношении конфессиональной проповеди в тюрьме может быть разрешен следующим образом. Москва каноническая территория Русской Православной Церкви, основная масса заключенных — люди православные или тянущиеся к Православию, в тюрьме более двух веков стоит православный храм, который может принадлежать только Русской Православной Церкви. Только ей может принадлежать и право свободного посещения камер во избежание столкновений в камерах на религиозной почве.

http://pravmir.ru/koridor-6-2/

Корпус встает. Когда установится полная тишина, капитан приподнимает на своих руках ребенка и произносит: «Вечный воинств! прими это дитя (имя и фамилия дитяти) и пусть оно Тебе принадлежит». Сказавши это, капитан произносит импровизированную молитву, после которой говорит: «Во имя Бога и корпуса армии спасения (такого-то), я принял это дитя, которое всецело посвящено Богу его родителями для спасения мира. Пусть Господь спасет, благословит и сохранить это дитя! Аминь». Затем обращаясь к родителям, он произносит: «Пред Богом и пред этим корпусом армии спасения, я заклинаю вас, родители этого ребенка, выполнить обещание, произнесенное вами по отношению к нему». После этого, он возвращает ребенка родителям, объясняя в нескольких словах их обязанности; потом он обращается к корпусу со следующими словами: «пусть поднимут руки те, которые обещаются молиться за этих родителей и за этого ребенка и всячески помочь им в выполнении их обещаний». «Да благословит Господь родителей»! – «Аминь»! «Да благословит Господь это дитя»! – «Аминь»! «Да благословит Господь армию спасения»! «Аминь»! Слова «да благословит Господь» и т. д. говорит капитан, а слово – «аминь» произносит лейтенант. Затем следует команда: «Солдаты! На колени»! Капитан и несколько других лиц молятся. После чего приглашают присутствующих подойти к скамье кающихся. Посвященные дети вносятся в реестр; причем родители собственноручно свидетельствуют, что они посвятили свое дитя Богу и армии спасения. При представлении дитяти Богу, вода не должна употребляться. 152 Брак совершается в собрании, устройством которого занимается капитан. Он может сохранить несколько мест платных и свободных, причем он должен заботиться о том, чтобы солдаты занимали лучшие места. Офицеры, жених и невеста с своими родителями могут войти в зало собрания в кортеже, сопровождаемой музыкой. Затем они занимают приготовленные для них свободные места. Если же жених и невеста вступают не в кортеже, то офицер должен, пред их прибытием в залу собрания, быть на эстраде.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

В действующих правилах, утвержденных Св. Синодом, все с § 9 оставлено без изменения. IV. Рождественский Ар., прот. Армия спасения. Гл. 2. Учение салютистов.//Миссионерское Обозрение, 1897, Ноябрь, кн. 1. С. 980–991.(Продолжение) 91 Учение салютистов Содержание: Сочинения, послужившие главным материалом при изложении учения салютистов. Отношения салютистов к христианским исповеданиям. Предшественники салютизма. Источники учения салютистов. Общий взгляд на их учение. Понятие об армии. Ее цель. Учете салютистов. об искуплении мipa. О всецелом избавлении от греха. Возможность обладания святостью в настоящей жизни. Условия приобретения святости: отречение, посвящение, вера. При изложении учения салютистов мы пользовались, главным образом, двумя сочинениями. Одно из них под заглавием «Святая жизнь, или то, как учит армия спасения об освящении» делится на шесть глав, из которых в первой решается вопрос: в чем состоит освящение? во второй: можно ли его достигнуть? в третьей говорится, что освящение достижимо; в четвертой указываются условия этого достижения. Пятая глава содержит в себе разрешение возражений, направленных против учения об освящении. В шестой перечисляются плоды освящения. Сочинение это издано от имени главных квартир армии, находящихся в Париже, Лондоне, Женеве, и Стокгольме. Оно содержит в себе, как говорится в предисловии к нему, только часть учения салютистов. «Мы», говорить его автор, не претендуем на то, чтобы дать кому-либо понятие о божественной истине исключительно при помощи письма, или речи. Те, которые желают знать, при каком положении Иисус может спасти, должны прибегнуть к Нему, и мы, благодаря Бога, опытом убедились в том, что Он, как Спаситель, как друг и как учитель, никогда не отказывается употребить всю силу Своего могущества на всякую душу, к Нему обращающуюся». 92 Второе сочинение имеет такое заглавие: «Размышления и опыты салютиста». Оно написано г. А. Пэроном, и издано главной квартирой армии спасения, находящейся в Париже. 93 Сочинение это, как видно из содержания его, имеет две части: в одной сообщаются исторические сведения, а в другой излагается учение. Вторая половина изложена в форме поучений. В общем сочинение отличается безъискуственностью. 94

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На сколько велико число салютистов в Англии, мы не можем сказать. По сообщению корреспондента «Фигаро», от 1892 г только в одном ЛондОни их считают более 100 тысяч 55 . Г. Бутс, распространивши свою секту преимущественно в среде самых низших и беднейших слоев английского народа, переносит, в начале 80 годов, знамена армии спасения на континент Европы и в другие части света. 4 февраля 1881 г. г. Бутс произнес в собрании своих последователей речь, в которой между прочим сказал: «мы пригласили вас, чтобы вместе испросить благословение свыше для нашей попытки перенести во Францию то, что нам принесло столько пользы на родине» 56 . В апреле началась пропаганда салютизма в Париже 57 . Первый пост устроен был в Ангулемской улице (rue d» Angoolème) в квартале дю Тампль (du Temple), потом окончательно устроен на набережной Вальми 87, (quai Valmy). Второй пост устроен в улице Бельвиль (rue de Belleville). Третий пост, весьма значительный, в улице Обер (rue Auber) недалеко от оперы. Салютисты занимают таким образом два полюса Парижа. В первом из них гнездится жалкая нищета, а во втором, около оперы, золоченая бедность. Среди этой золоченой бедности устроена главная квартира армии спасения. Главными начальствующими лицами являются так называемая маршальша Екатерина Бутс Клибборн и её муж в качестве генерального комиссара армии. Труд у них строго разделен. При главной квартире находится до пятнадцати бюро: интендантства, редакции, экспедиционный отдел, склад произведений печати, бюро справок и проч. Зало, где происходят собрания, очень обширно, хорошо вентилировано и освещается лампами Эдисона: в ней продают журнал «Вперед» (Еп Avant) и разные брошюры. В Парняге находятся две военные салютистские школы: одна для молодых людей (кадетов), а другая для молодых девиц (кадеток). Окончившими курс в этих школах комплектуются ряды офицеров армии 58 . По заявлению главной квартиры к 1889 г., через семь лет от начала своей деятельности во Франции армия имела в ней 77 постов и аванпостов, раскинутых в 19 департаментах. Для своих религиозных собраний она имеет три залы в Париже, две в Лионе, две в Марсели, две в Нице, и по одной в городах: Бордо, Тулузе, Балансе, Монпелье, Алэ, Дюнкерке, Сетте, Кале 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Лица правительственные натурально сочувствовали армии, потому что бедные классы много приносят хлопот администрации. Сама масса людей заброшенных, потерявших здравый смысл от бедности и разного рода слабостей и пороков и при этом невежественная могла представлять из себя самую удобную почву для всякого рода учений. При этом нужно заметить, что пропагандисты салютизма не только учили, но так или иначе, хотя и бедно, устраивали своих агентов, не оставляли их, по крайней мере, умирать от голода и холода. И ловкая, настойчивая и энергичная пропаганда имела, таким образом, успех. Г. Бутс не любил и нелюбит, молча, делать добро; он глух к изречению Спасителя: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». С необыкновенным апломбом он трубит во все трубы о своих добрых делах, о величайшей пользе его труда для всего человечества. Находилось много лиц, веривших ему на слово, и, вследствие этого, текли пожертвования. Имея уже огромное здание в Клоптоне, стоящее ему 575000 фр., он в 1883 г. купил греческий театр, и здание очень известной гостинницы Орла. Об этой покупке он объявил в одном из торжественных религиозных собраний, на котором присутствовали до 3000 человек. «Восторг солдат, говорил Вернье, присутствовавший на этом собрании, дошел до крайних пределов. Салютисты, по словам Вернье, горели желанием вырвать в народном квартале где находится этот театр, тысячи душ у сатаны». 44 Покупка театра и приспособление его к нуждам армии стоила г. Бутсу около полмиллиона франков. Чрез несколько лет и пресса, а за нею и большинство общества признали заслуги армии. «Первый раз серьезное внимание, говорит профессор Янжул, общественное мнение в Англии обратило на это общество в 1889 г., во время столь знаменитой и многолюдной стачки портовых рабочих с доков. Армия спасения в то время употребила всю свой деятельность на помощь семьям, особенно детям. Для сотен тысяч рабочих, оставшихся без хлеба, она устроила множество народных кухонь с крайне дешевой пищей, где за полпенни, а то и даром многие тысячи детей были спасены от голодной смерти. Вся пресса единогласно, не исключая самых решительных противников этого филантропического общества, признала огромную пользу, приносимую армией спасения бедному народу». 45

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Аванпост – это известное число солдат, живущих в деревне или же в какой-нибудь части большего города. Солдаты эти имеют такие же собрания, какие существуют в корпусе. Иногда несколько постов могут оказывать друг другу взаимную помощь. Каждый аванпост должен иметь залу собрания. Собрания должны происходить по возможности каждый вечер. Офицер должен быть осторожен в выборе сержанта для аванпоста. Сержант, но требованию офицера, должен давать подробный отчет о деятельности своих солдат. Офицер не должен только быть хорошо знаком с деятельностью аванпоста, но он должен сам принимать участие в его работе. Время от времени может приходить в собрание на помощь аванпосту и корпус. 179 Капитан не только управляет корпусом, но на него возлагается обязанность найти средство для содержания корпуса. По возможности, капитан должен делать сборы в пользу главных квартир и распространения действий армии. Раз здоровый отросток посажен в землю, говорит г. Бутс, земля должна сделать остальное. Раз армия спасения установила свое дело в стране, последняя должна дать средства для развития его... Это общее правило. 180 Г. Бутс предлагает такого рода правила для сбора пожертвований: а) старайтесь разузнать, какие лица могут оказать помощь; б) пригласите их в собрание. Не забывайте приглашать их на специальные собрания: посылайте им для этого пригласительные билеты. Старайтесь, чтобы они знали все об успехах армии; представьте им солдат, беседа которых могла бы их поразить; в) если вам отказали в первый раз, не стесняйтесь этого, – возобновляйте ваши просьбы. Ведь вы много раз обращаетесь к одним и тем же лицам с просьбой посвятить Богу их сердце и их жизнь; делайте то же самое и относительно денег; г) делайте ваши призывы к пожертвованиям с соблюдением известных правил. Часто не обращайтесь к одному и тому же лицу. Частое обращение охлаждает жертвователя – и дверь, которая открылась бы, запирается; д) почтительно приглашайте к пожертвованиям. Вы не должны требовать пособия. Верно, что каждый христианин должен давать деньги на дело Божие, однако настойчиво требовать не следует.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Так или иначе французы нам изменили. Но всего замечательнее, что в конечном счете эта измена оказалась катастрофой для Франции, а не для России. VII. Русская ориентация Тут мы имеем дело с своего рода историческим чудом. После поражения Германии французская ориентация казалась последней ставкой России, единственной ее надеждой на спасение. А между тем именно в тот день, когда эта надежда рухнула, спасение оказалось близким и доступным. Оно явилось вопреки всем соображениям рассудка именно там, где его не ждали. Несколько месяцев тому назад восстановление России ее собственными средствами представлялось из всех выходов самым невероятным, немыслимым; между тем оно-то и оказалось единственно возможным. Ошибка сторонников иностранных ориентаций была естественна. С одной стороны, распавшаяся на части Россия действительно казалась мертвым телом: в особенности на Украйне и в Одессе почти все, что мы видели, производило впечатление мертвого, а не живого; зловещие признаки тления замечались во всех общественных слоях – в народных массах, в социалистических партиях и в буржуазии. Порою казалось, что во всем этом общественном теле, которое мы наблюдали, нет ни одной живой ткани: все гниет и разрушается. А рядом с этим, как не поверить в непобедимую мощь европейских и тех американских армий, которые сокрушили Германию! Рассуждение сторонников союзнической ориентации казалось неопровержимым и однако оно было опровергнуто жизнью. События и на этот раз доказали полную несостоятельность всех материалистических расчетов. Сторонники союзнической ориентации слишком верили в материальную мощь тех иностранных армий, которые они звали на помощь. Напрасная мечта: во-первых, если бы Россия действительно была мертвым телом, как это казалось многим, никакая вещественная сила извне не могла бы сделать мертвое живым… Во-вторых, на примере французов мы могли бы лишний раз убедиться, что сила и слабость армии зависит прежде всего от причин духовных. Те французские войска, которые бежали перед большевистскими бандами, представляли собой не живую силу, так же как русская армия в дни революции: это было тело без духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Мне в этом отношении повезло. В том самом черном старом чемодане была, среди прочего, тонюсенькая бумажная папочка, на которой рукой прадеда было написано: «Революция в армии». В ней было всего несколько документов. И главный из них – сохранившийся у Андрея Николаевича черновик письма, которое он писал в ноябре 1917 года – ровно 100 лет назад – своему товарищу, подполковнику Алексею Ивановичу Косяченко, офицеру для поручений при интенданте Северного фронта. Черновик написан неразборчиво, на тонкой пожелтевшей бумаге. И уже старческим почерком, на советской бумаге в клеточку, разборчиво переписан – прадед явно считал, что это может быть интересно потомкам. Интересно ли это кому-нибудь, кроме родственников, – судить не мне. В письме речь идет большей частью о вопросах службы – возвращения или невозвращения прадеда на должность дивизионного интенданта 76-й пехотной дивизии из затянувшейся командировки в штаб 12-й армии, где он временно исполнял обязанности начальника интендантской части этапно-хозяйственного отдела.   И вот, обсудив на нескольких страницах лично-служебные коллизии, Андрей Николаевич дальше пишет (сохраняю пунктуацию автора): «Хочу немного сказать о деле. Немного – потому, что нечего много говорить. Ясно – продовольственный вопрос безнадежный. Может быть благодаря героическим мерам, чуть не фуражировкам в свою страну, как в неприятельскую, мы что-нибудь вытащим. Проживем месяц-другой. А дальше и этого не получить. Омертвела жизнь страны. Умрет и армия. Морально она уже умерла и, как труп, начала разлагаться, – души армии уже нет, но сохраняет еще форму внешнюю армии, вернее – сборища. Но скоро тело армии рассыпется и потеряет форму. Мы – интенданты сейчас в самом ужасном положении, мы в роли врача умирающего. Все смотрят на нас с упреком во взгляде с требованием дать все, что нужно для спасения армии. Мы и даем что можем, но знаем, что это не спасет, и видим что процесс омертвения расширяется и смерть армии близка. Для спасения ей недостает только одного – совести, но что же делать если этим интендантство снабдить не может. Армия потеряла совесть. Напр. с вещами, – сколько наглой лжи, криков о голых и босых, угроз, насилия, все чтобы получить сапоги и вещи, продать и опять требовать, даже вымогать. Целые толпы депутатов и к стыду сказать, даже командиры частей и начальники дивизий являются, и чаще прямо к командарму настойчиво требуя, уверяя о нищенском виде солдат. И не раз цифры заставляли их конфузиться. Солдата нет. Есть торгаш, наглец и барышник, который всегда будет иметь нищенский вид.

http://pravmir.ru/sudboy-myi-vyinuzhdeny...

Чтобы доказать смысл своего существования и в целях пропаганды, салютисты любят рассказывать о быстром распространении своей армии. В тех же видах они красноречиво говорят о своем геройском самоотвержении и о той массе пользы, которую они приносят человечеству. Касательно результатов деятельности армии, г. Пилат рассуждает таким образом: «я утверждаю, говорит он, что результаты, какого бы рода они ни были, как бы они ни были обширны и превосходны, не говорят ничего ни за, ни против какого бы то ни было учреждения; ни за, ни против известной доктрины; ни за, ни против употребления известных приемов деятельности. Вы мне указываете на неожиданное появление религиозного общества, на его быстрое развитие и удивительное возрастание средств его деятельности. Вы мне, например, говорите, что армия спасения, просуществовавши менее двадцати лет, имеет уже 910 корпусов, 2332 офицера, на много миллионов недвижимых имуществ и ежегодного дохода от одного миллиона восьмисот тысяч до одного миллиона девятисот тысяч франков. Я вам отвечу: служит ли это доказательством законности её существования? – Вы мне указываете на преданность, самоотречение, героизм членов общества; например, солдат армии спасения, подвергающихся, как это случается с некоторыми из них, бедности, преследованию, побоям, тюрьме, даже смерти, если вам угодно. Я вам отвечу: – служит ли это доказательством чистоты их учения? – Вы мне говорите о тысячах исправившихся грешников, обращенных при помощи проповеди «солдат». Я соглашусь даже с тем, что вы мне их показали, даже более, что вы на самом деле доказали мне устойчивость перемены, совершившейся в них. Я вам отвечу: – доказывает ли это превосходство приемов, употребляемых ими для укрепления и пропаганды их учения? История нам показывает другое общество, организованное на началах чистого милитаризма. Главнокомандующий генерал, иерархия, абсолютное повиновение, – все на лицо. Чрез семнадцать лет, после смерти своего основателя, оно насчитывает сто огромных учреждений, тысячу превосходных отличных начальников. Достигши, менее чем через полтора столетия, до своего апогея, оно является таким могущественным обществом, какого свет никогда не видал. Оно насчитывает 22509 офицеров, владеет 669 средними школами, в которых оно обучает молодежь, оно образовывает своих офицеров в 176 семинариях, ему принадлежит 80 университетов. Центры его миссии в количестве 272 распространены по всему миру. Оно владеет огромными капиталами. Что касается самоотвержения, то это общество представляет бесчисленные и высокие примеры. По приказу их начальника, члены его оставили все: титулы, почести, богатства, отечество, жизненные удобства, свободу, жизнь. Оно считает сотнями, тысячами таких своих членов, которые в Индии, Китае, Японии и у других варварских народов с радостью приняли мученичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010