564 О вселенских соборах: Hefele, Conciliengeschichte, I, II, III. Michaud, Discussion sur les sept conciles oecuméniques étudiés au point de vue traditionnel et libéral. Berne. 1878. Schulte, Stellung der Concilien. Papste und Bischofe u s. w. Prag, 1871. Fromann, Geschichte und Kritik des vatkanisch. Concils. Gotha, 1872. Краткая история первого вселенского собора. Христ. Чтение. 1842, II, 73. Кратк. ист. второго всел. собора. Там же, 1846, III, 443. Кратк. ист. третьего в. с. Там же, 1842, III, 339. Краткая ист. четвертого а. с. 1847, IV, 112. Кратк. ист. пятого в. с. Там же, 1847, IV, 447. Кратк. ист. шестого в. с. Там же, 1848, II, 11. Кратк. ист. седьмого в. с. Там же, 1848, III, 394. Барсова, О вселенских соборах. Там же 1869, II, 191, 378, 795, 981. Первый вселенский собор. Там же 1875, 328. А. Н. С-ва, Второй вселенский собор. Там же, 1878, II, 180. Иоанна, еп. Алеутск. История св. вселенских соборов: Никейского, Константинопольского и Ефесского. Душеполезное Чтение, 1870–71, в приложении. Проф. А. П. Лебедева, Из истории вселенских соборов (IV–VII). М. 1876. (Тоже в Душеполезн. Чтении, 1875–1876 гг.). Его же, Вселенские соборы IV и V века. М. 1879. К. Смирнова, Обозрение источников истории первого вселенского собора. Яросл. 1888. Деяния вселенских соборов, в русском переводе. Казань, 7 т. 565 Шульте полагает, что епископы присутствовали на соборах в качестве представителей поместных церквей (их диэцезов), а Фроман и Гвиниус утверждают, что они присутствовали в качестве представителей епископата. Hinschius, Das Kirchenrecht der Katholiken und Protestanten in Deutschland. Berlin, 1883. В III. S. 333–338. Schulte, Lehrbuch des katholischen und evangelischen Kirchenrechts, Giessen, 1886. S. 194–196. 566 Догматические определения и каноны – в Книге Правил; определения, каноны и судебные решения – в Деяниях всел. соборов. 567 Арий учил: «было время, когда Сына Божия не было; Сын сотворен из несущего (ξ οκ ντων), а никак не рожден из сущности Отца; притом рожден во времени, а не от вечности не как Бог истинный от Бога истинного, но сотворен как орудие для создания прочих тварей; он и по естеству ниже Отца и по воле изменяем; называется же сыном не по естеству, а по усыновлению, как послушный воле Отца». Сократ, Ц. И. I, 6. Созомен, Ц. И. I, 15. Феодорит, Ц. И. I, 5. Афанасий, Слово 1-е против ариан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Скачать epub pdf О святителе Геннадии Константинопольском Предисловие Во святых отец наш Геннадий жил во времена императора Льва Великого (прозванного также «Макеллой» 311 ). Вначале он был пресвитером Константинопольской церкви 312 , а затем в 458 г. 313 , после смерти Анатолия, присутствовавшего на IV Вселенском соборе, был возведен на Константинопольский престол. Назначив экономом церковного имущества Маркиана, обратившегося в православие из ереси кафаров, он повелел, чтобы через него клирики каждого храма получали свою часть из приносимого во все церкви, а не забирала бы все себе Великая церковь , как то было в обычае прежде. Этот треблаженный муж не рукополагал никого, кто не знал наизусть Псалтири 314 . Он был чудотворцем, потому что своей молитвой исцелил иссохшую руку того живописца, который изобразил Господа нашего Иисуса Христа в виде Зевса 315 (т. е. с густыми и длинными волосами на голове и такой же бородой). А св. Елевферию он написал такую жалобу на одного его 316 клирика: «Святой мученик Божий Елевферий, твой воин живет беспутно. Или исправь его, или пресеки его жизнь». И, о ужас! Клирик тотчас же умер. Другой раз, войдя ночью в алтарь для молитвы, св. Геннадий увидел бесовское явление. Святой запретил демону, а тот в ответ прокричал, что, пока святой жив, он будет вести себя тихо, но после того, как Геннадий умрет, он потрясет Церковь . Устрашенный этим, святой воззвал к Богу, а спустя немного времени почил о Господе, в 471 г. 317 . Кроме прочих составленных им сочинений, св. Геннадий в 459 г. вместе с Собором 73 епископов 318 319 написал и настоящее каноническое послание против симонитов. Это послание косвенно подтверждается правилом VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2 и благодаря такому подтверждению получает некоторым образом силу правил Вселенских соборов. Послание находится в «Пандектах» (т. 2), в толковании Вальсамона (с. 1085) и в книге под названием «Греко-римское право» (с. 187). Во святых отца нашего Геннадия, патриарха Константинопольского и его Собора. Каноническое окружное послание ко всем преподобнейшим митрополитам и к папе Римскому 320

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

73, говорит, что нужно полагать руку не на живот, а на перси, т. е. на грудь, а вместо плеч говорит о предплечьях). Как учит Кирилл Иерусалимский (оглашение 13), христиане не должны начинать никакой работы, не перекрестившись, находятся ли они в доме, на улице или в любом другом месте, ночью или днем (Cyr. Hieros. Catech. 13. 36//PG 33, 816АВ). То же самое говорит и божественный Златоуст в 1-м слове против иудеев (Ioan. Chrysost. Adv. Jud. 1. 9//PG 48, 826.). Смотри также VI Всел. 73 и примечания к нему. 217 Дионисий Ареопагит в 7-й гл. «О церковной иерархии» тоже говорит, что тайные молитвы, благословения и призывания в таинствах, освящающие и совершительные, взяты из неписаного предания: «А совершительные призывания непозволительно истолковывать письменно, равно как и выносить из-под покрова на всеобщее обозрение их тайну и действующие в них Божии силы, но, в соответствии с нашим священным преданием, тот, кто узнал о них по неразглашаемым поучениям...» (Dion. Areop. De eccl. hierarch. VII, 10//PG 3, 565С.). Поэтому и церковный обычай читать эти молитвы всегда тайно, а не вслух, как слова Господа, напоминает нам об этом молчаливом, неписаном и тайном предании. 218 Да будут посрамлены паписты, видя, как Василий Великий , этот тринадцатый апостол, говорит здесь, что Господних слов Приимите, ядите... и Пийте... недостаточно для совершения божественных таинств, как они лукаво и неправильно говорят, но вместе с ними необходимы молитвы и призывания, тайно произносимые иереем. А что это сущая правда, ясностью превосходящая солнце, показывает при помощи бесспорных и замечательных доказательств ученейший муж Евстратий Аргентис в своей книге «О Таинствах» на страницах с 92-й по 250-ю. Их и прочти. 219 Множеством преимуществ восхотел Бог почтить святой день Господень, и первое из них – это то, что прочие дни сотворены или первозданным светом, или светилом солнцем, созданным в четвертый день, а день Господень Сам Бог сразу привел из небытия в бытие. Ведь прежде создания тварного мира не было ни времени, ни дня, и когда Моисей говорит: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 .), то это, по св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Каноны запрещают обыкновенное неосвященное употребление всяких богослужебных принадлежностей (как выражается правило: " вне алтаря устрояемые " ); особенно строгому осуждению подлежат такие действия относительно освященных вещей (по правилу: " из числа находящихся в алтаре " ), как осквернение святыни (Двукр. 10, Апост. 73). То же чувство благоговения к святому храму и священнодействиям обязывает, по возможности, изготовлять священные и освященные вещи из достойных и наилучших материалов, и сохранять их в приличествующем их священному назначению порядке. Самыми употребляемыми не только в церквах, но и вне их, священными вещами являются святые иконы. Относительно них в церковном уставе и гражданском законодательстве существуют особые частные постановления. Иконами называют изображения Ликов Господа Бога, Пресв. Богородицы, св. Ангелов и прославленных Богом святых людей. Употребление и почитание св. икон, всегда существовавшее в Церкви от ее начала, было подтверждено церковным законом на VII вселенском (II Никейском) Соборе, во время иконоборческих смут. По определению этого Собора, иконы должны быть одним из средств к поддержанию, укреплению и выражению истинной веры и благочестия, а именно: а) иконы, как книги, написанные не буквами, а лицами и вещами, должны поучать христиан истинам веры и благочестия; б) они должны поддерживать внимание молящегося, возносить его мысли и чувства к тому, что изображено на них; в) они должны служить свойственному человеческой природе выражению благоговенных чувств молящегося и его любви к изображенным на иконах лицам, - проявляющимся через поклонение, лобзание, каждение, возжигание светильников и проч. (догмат VII всел. Собора). Поэтому, Церковь требует, чтобы иконы были сообразны с таким важным их назначением и по своему содержанию, и по характеру искусства. Так, не допускаются к употреблению: 1) Иконы, писанные по суемудрию, т. е. такие, в изображениях которых заключается нечто противное истинам веры, суеверное, произвольно измышленное; подобные иконы способствовали бы поддержанию и распространению заблуждений больше, чем книги. В этом смысле духовному начальству вменено в обязанность следить и за тем, чтобы святым иконам не приписывались вымышленные чудеса, и тем самым не наносился бы вред истинному благочестию, а иномыслящим не подавался бы повод к поношению православных (Дух. регл. 1). Иконы, провозглашаемые чудотворными без исследования высшей церковной власти, велено изымать из частных домов и переносить в кафедральные соборы или монастыри.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Для мирян и низших клириков неприкосновенен престол с находящимися на нем священными предметами. Женщинам вообще запрещается входить в алтарь. На практике исключение делается для живущих в чистоте пожилых женщин, производящих уборку в алтаре.    В церкви нельзя совершать что бы то ни было, кроме богослужения, иметь в ней какие бы то ни было изображения, кроме икон, нельзя вносить в храм ничего, кроме предметов, относящихся к богослужению. Не принимается на хранение в храме частное имущество. Как гласит 3 Апостольское правило: «Аще кто, епископ или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иныя некоторыя вещи, или мед, или млеко, или вместо вина приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторыя животныя, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых класов, или винограда в надлежащее время, да будет извержен из священнаго чина. Да не будет же позволено приносити ко алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения».    Если церковь сломана, то сам материал, из которого она сделана, считается священным. Дерево идет на отопление нового храма, а мусор от разобранных стен употребляется для бута нового храма. Священно и место, прилегающее к храму. По возможности оно должно быть огорожено; внутри ограды запрещается производить куплю и продажу, ставить лавки, кроме иконных и свечных. В синодальную эпоху вблизи храмов запрещалось открывать питейные и увеселительные заведения.    Относительно священных сосудов и ризничных вещей, освященных употреблением при отправлении богослужения, не допускается профанации. Их запрещено употреблять на житейские нужды: «Сосуд златый, или сребряный освященный, или завесу, никто уже да не присвоит на свое употребление. Беззаконно бо есть. Аще же кто в сем усмотрен будет: да накажется отлучением» (Апост. 73, 72; 10 прав. Двукр, Соб.). Церковных вещей нельзя ни продавать, ни дарить, ни отдавать в заклад (12 прав, VII Всел. Соб.).    Кроме церквей, существуют еще молитвенные дома, не имеющие внешнего вида православных храмов. К освященным зданиям относятся также часовни, сооруженные в честь чудотворных икон или в память важных событий, а также — на кладбищах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Для мирян и низших клириков неприкосновенен престол с находящимися на нем священными предметами. Женщинам вообще запрещается входить в алтарь. На практике исключение делается для живущих в чистоте пожилых женщин, производящих уборку в алтаре. В церкви нельзя совершать что бы то ни было, кроме богослужения, иметь в ней какие бы то ни было изображения, кроме икон, нельзя вносить в храм ничего, кроме предметов, относящихся к богослужению. Не принимается на хранение в храме частное имущество. Как гласит 3-е Апостольское правило: «Аще кто, епископ или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иныя некоторыя вещи, или мед, или млеко, или вместо вина приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторыя животныя, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых класов, или винограда в надлежащее время, да будет извержен из священнаго чина. Да не будет же позволено приносити ко алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения.» Если церковь сломана, то сам материал, из которого она сделана, считается священным. Дерево идет на отопление нового храма, а мусор от разобранных стен употребляется для бута нового храма. Священно и место, прилегающее к храму. По возможности оно должно быть огорожено; внутри ограды запрещается производить куплю и продажу, ставить лавки, кроме иконных и свечных. В синодальную эпоху вблизи храмов запрещалось открывать питейные и увеселительные заведения. Относительно священных сосудов и ризничных вещей, освященных употреблением при отправлении богослужения, не допускается профанации. Их запрещено употреблять на житейские нужды: «Сосуд златый, или сребряный освященный, или завесу, никто уже да не присвоит на свое употребление. Беззаконно бо есть. Аще же кто в сем усмотрен будет: да накажется отлучением» (Апост. 73, 72; 10 прав. Двукр, Соб.). Церковных вещей нельзя ни продавать, ни дарить, ни отдавать в заклад (12 прав, VII Всел. Соб,). Кроме церквей, существуют еще молитвенные дома, не имеющие внешнего вида православных храмов. К освященным зданиям относятся также часовни, сооруженные в честь чудотворных икон или в память важных событий, а также - на кладбищах.

http://sedmitza.ru/lib/text/432446/

Такое почитание св. креста имеет для себя твердые основания в слове Божием, которое свидетельствует, что крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Еще Авраам рад был видеть день, когда будет принесен в жертву единородный Сын Божий, и видел, когда приносил в жертву сына своего Исаака, и возрадовался ( Ин. 8:56 ). Когда израильтяне гибли в пустыне от укусов ядовитых змей, посланных на них Богом в наказание, то Моисей, по повелению Божию, повесил на дерево медного змея, и всякий, взиравший на этого змея с верой, исцелялся ( Чис. 21: 8–9 ; Прем. Солом. 16:6–7; сн. Ин.3:14; 12:32 ). Священные писатели и пророки называли крест Христов «благословенным» деревом (Прем. Солом. 14:7), прославленным подножием ног Господних ( Ис. 60:13 ). Сам Господь Иисус Христос смотрел на крест, как на орудие, посредством которого Он привлекает всех к се6е ( Ин. 12:32–38 ), и говорил, что второму Его пришествию на землю будет предшествовать знамение Сына человеческого – крест (Мф. 24:30). Апостолы же хвалятся крестом Христовым ( Гал. 6:14 ) и считают его средством умиротворения земного с небесным ( Кол. 1:20 ); слово о кресте называют «силой Божией и «благовествованием Христовым» ( 1Кор. 1:18 , Рим. 1:16 ); злых людей признают врагами креста Христова ( Фил. 3:18 ). Поэтому крест свято почитается с самых первых веков христианства, как об этом свидетельствуют древние писатели, напр., Игнатий Богоносец , писавший о кресте: «мой дух – в прахе перед крестом», и Иустин Философ , говорящий язычникам: «крест есть величайший символ власти и силы Христовой» (I апол., гл. 72). В конце II и нач. III вв. почитание креста было настолько распространено, что о нем знали язычники и издевались над христианами, называя их крестопоклонниками. Со времени Константина Вел. почитание креста еще более усилилось, а в VII в. оно было утверждено собором (73 пр. 6 всел. соб.). 638 Несмотря на это, сектанты отвергают почитание креста Христова, самый крест называют виселеций, плахой, дьявольским знаком и другими хульными и позорными именами и говорят, что почитание его хуже идолопоклонства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

431 Если мысль наша с первого взгляда кажется произвольной, то в дальнейшем нашем исследовании, надеемся, она получает все нужные для нее основания. 432 Правда, у Сократа (III, 7) встречаем известие, что будто собор александрийский 362 года положил не употреблять выражение „сущность” в отношении к Лицам Св. Троицы; но это известие, по справедливому замечанию Гефеле (В. I, 727), лишено всякого основания. 434 Theodor. V, 9. Col. 1216. Следует заметить, что выражение: „по писаниям», которое встречается и в Константинопольском символе, по мнению Каспари, есть черта, отличающая символы, вышедшие из церквей антиохийского круга, по сравнению с символами других церквей (Quellen. III, 73). 436 Неандер нерешительно говорит, что Григорий Нисский „кажется» имел влияние на ход догматической деятельности II вселенского собора (Neandcr. В. I, s. 645). Гефеле известие Каллиста прямо считает незаслуживающим доверия (Hefele В. II, s. 10). 443 Что македониане согласны были с собором во всем прочем в вероучении, по нашему мнению, свидетельствует тот факт, что с ними и речи не было о Духе Св. В Духа Св. они, если не все, то по крайней мере те, кои были на соборе, нужно полагать, веровали одинаково с отцами, т. е. правнльно, в духе православия. Кстати заметить, что распространенное мнение о том, что собор II вселенский созван был против македониан, вследствие их неправильных мыслей о Духе Св., лишено всякого основания. Оно произошло от следующих причин: во- первых, известно было из историков церковных, что на соборе появлялись и македониане, и этот факт принят был за повод к созванию собора. Во вторых, позднее в церкви явилась мысль: приписать собору II вселенскому какую-либо определенную задачу, подобно тому, как это имело место в отношении к I вселенскому собору; а так как самым видным актом собора было составление члена о Духе Св., то повод к созванию собора и начали искать в макидонианах (Евагр. Церк. истор. I, I. Деян. Вс. собр. в русск. пер., т. IV, 107. Изд. 1-ое.) По ясному свидетельству древних церковных историков, собор созван был просто для утверждения никейского учения (Sosom. VII. 7) и вообще против ересей (II Всел. соб., пр. 1); вопрос же о македонианах был делом второстепенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

За упомянутые только что незлонамеренные неправиль- —386— ности дух. лиц, по правилам церкви не должно быть допущено лишение сана. Ибо духовное лицо, которое с чистой совестью, подобно всякому хозяину, тратит на хозяйство деньги, думая, что так и должно быть и что в этом нет ни какого греха, – такое лицо, из-за того только, что им не были записаны в книги истраченные 25 дин., лишить сана – это равносильно нанесение церкви великого злодеяния. По всем многочисленным церковными канонам за подобные дела церковь от каждого забывчивого своего служителя безусловно требует все недочеты и убытки, получаемые в результате неисправной его деятельности, покрыть материальным же вознаграждением, хотя бы недостающие деньги и не были присвоены виновным, а убытки и не имели в виду корыстную цель. Затем, таких лиц церковь раз навсегда, лишает права руководить хозяйством; этой церковной мерой для невнимательных и забывчивых пресекается возможность повторения в будущем подобных неправильностей. Во всяком случае церковь не требует почти невинного, случайно совершившего какую-нибудь неисправность, стереть с лица земли, тем более, что эти лица в жизни могут быть полезными гражданами, священнослужителями, примерными работниками, словом отличными деятелями в церкви и государстве. «Если епископ или игумен роздали бы монастырское имущество, то таковое, по прав. 13 и 19 VII Всел. Соб. возвращается, а (виновный) ссылается в другой монастырь на послушание». – А если кто-нибудь присвоит себе принадлежащее церкви, по см. прав. 72, 73, должен вернут в пять раз больше; кроме того, подлежит отлучению. Об этом же говорят прав. Трул. 79, Антиох. 24, 25, I–II Соб. пр. 10, Кир. – Алекс, пр. 2. Из сказанного очевидно, что лицо духовного звания, совершившее незлонамеренное упущение, в виде наказания возмещает причиненный им материальный ущерб, а также лишается места. У нас же над духовным лицом совершается ничем не оправдываемое насилие, противное и гражданским и церковным правилам: случайно провинившийся наказуется тройной карой – 1) каторгой, сопровождаемой 2) лишением сана и 3) потерей права на пенсию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

713  Neander. Cit. op. 1, 616. Епископ Иоанн История Вселенских Соборов. Новочеркасск. 1896. Стр. 45–47. 715  Conciliengeschichte II, 10. S. К Гефеле примыкает русский учёный Чельцов (Древние формы символа СП. 1896. 64–65 стр.). 716  Caspari. Quellen zur Geschichte d. Taufsymbols. Т. I, S. 104. Hort. Two dissertation. Cambridge and London, 1871. 73–115 p. 718  Marcus Eremita. Ein neuer Zeuge für das altkirchl. Taufbekenntnis. Leipzig, 1895. Das Nicänisch-Konstantinopolitanische Symbol. Leipzig, 1898. В русской литературе взгляд Кунце на Константинопольский символ был подвергнут разбору проф. Л. П. Лебедевым в его ст. „Новый взгляд на происхождение константинопольского символа” – журнал „Вера и Церковь ”, 1899. II том, стр. 535 и далее. Ср. также Спасского А. А. Ист. догм. движ. I. 726  Лебедев Α. Π. Вселенские соборы IV-V b. Стр. 119 и далее; Спасский А. А. Цит. соч., стр. 587. 727  Socrat. Hist. Eccl. V, 8 . PG LXVII, col. 576; русский перевод 397 стр. Sozomen. Hist. Eccl. VII, 7 . PG LXVII, col. 1429; русский перевод 485 стр. Ср. Лебедев A. П. Всел. соборы IV-V. Цит. изд. I, 142 стр. О символе нашей правосл. Церкви – Б. Вестник 1902. I, 60 стр. и далее. Спасский А. А. Цит. соч. стр. 601–602. 731  Mansi. III, 559. DBG. I, 109. Hefele. II B. S. 11. Лебедев A. П. Вселенские соборы IV-V b. I, стр. 116. Спасский А. А. Стр. 615–616. 732  Marcelli fragm. 108 – Rettberg. Marcelliana. Göttingen, 1794. Ср. Zahn. Marcellus v. Ancyra. Gotha, 1867. S. 123–128. Loofs. DG. S. 245. Tixeront. HD. II, 39 p. 735  См. например, отзывы о Маркелле св. Афанасия Вел. – Hist. arian PG XXV, col. 700; русский перевод II, 82. Папа Юлий пытался пред антиохийцами доказать правоту Богословия Маркелла – Apud Athan. Apologia contra arian. PQ. XXV, col. 301; русский перевод I, 323. Ср. Theodoret. H. Eccl. II, 6–7 . Parmentier S. 100, 102; русский перевод 116, 119. 737  Ср. выше, абзац сноски Mansi III, 461, 509 pp. Hefele I, 866. Ср. Basilii epist. 261. PG XXXII, col. 987; VII, 238. Об осуждении Аполлинария вторым вселенским собором см. Mansi III, 559. DBC. I, 109, 111. Ср. Mansi XI, 631; DBC. VI, 467. Ср. Hefele II, 14. Спасский А. А. Историч. судьба соч. Апол. Лаод. Цит. изд. стр. 85. Лебедев А. П. Вселенские соборы IV-V b. I, 116 стр., Спасский А. А. Ист. догм, движений, стр. 615.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010