От карфагенские церкви, именем всея Африки, да пошлется к царской палате в грамотах епископов благодарение за отриновение донатистов (Карф.47, 57, 66-69, 91-93, 99, 117-119, 124). Все вышеприведенные четыре правила касаются донатистов, о которых говорилось в толковании 47 карфагенского правила. Примечания: 196. Карф.собора 405 г.; в Кормчей оно вместе со следующим составляет одно 95 правило. Правило 95(106). О том, яко не быти общему и всецелому собору, разве по нужде. Разсуждено, яко не есть необходимо, впредь ежегодно утруждати братию: но когда потребует общая, то есть всея Африки нужда, по грамотам, откуда либо приходящим к сему престолу, тогда подобает быти собору в той области, в которую призовет потребность и удобство. Дела же не общии, да судятся в каждой области порознь (Ап. 37; 1 всел. 5; IV всел. 19; трул. 8; VII всел. 6; антиох. 20; лаод. 40; карф. 18, 51, 73, 76). Мы видели, что 18, 51 и 73 правила этого собора предписывают собирать ежегодно в определенное время, а именно 21 августа, общий собор всей Африканской церкви. Данное правило, отменяяэти постановления, говорит, что общий собор нужно созывать только в тех случаях, когда того потребует какое-либо особое дело, касающееся всей Африканской церкви, в противном же случае ежегодно должны созываться обычные епархиальные соборы для решения всех дел, которые не суть общие ( ου ο). Под общими делами, как говорит Вальсамон, подразумеваются дела догматические (ο-), все же остальные дела называются (speciales seu privatae) и их надлежит решать в каждой области (ε ε ε) Причина, ради которой карфагенские отцы издают это правило, весьма уважительна, а именно, чтобы не беспокоит напрасно епископов и без крайней нужды не оставлять народа без пастырей. Примечания: 197. Прав. 1 карф. собора 407 г. 198. Аф. Синт., III,536. Правило 96(107-108). 107. О возбранении переносити дела от судей добровольно избранных. Аще случится перенесение дела в высший суд, и недовольный первым решением изберет судей, купно же с ним и тот, против которого требует он новаго суда: то после сего ни которому из них да не будет позволено перенесение дела в иной суд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Как видно из правила, крещение новорожденных считалось в то время (401 г.) общим законом африканской церкви, поэтому правило предписывает крестить каждого ребенка, относительно которого неизвестно, был ли он крещен ранее, или нет, конечно в том случае, когда сам ребенок по своему возрасту не способен сообщить, было ли принято им крещение, и нет лица, могущего засвидетельствовать это; такое постановление карфагенские отцы мотивируют тем, что нельзя, вследствие неизвестности, лишить ребенка очищения такой святыней, как таинство крещения. Поводом к изданию этого правила послужило то, что многие христиане покупали от нехристианских народов рабов, среди которых попадались нередко и дети, и для того, чтобы последние имели возможность стать истинными членами церкви, необходимо было сделать упомянутое постановление. В настоящее время это постановление имеет главным образом значение для подкидышей. Правило 73 (84) Заблагоразсуждено такожде, день покланяемыя пасхи возвещати всем чрез приписание под определениями собора. День же собора да соблюдается тот самый, который назначен на иппонском соборе, то есть двадесять первый августа. И о сем должно написании к первенствующим всех областей, дабы, когда созывают собор у себя, сей день оставляти неприкосновенным.   ( Ап. 37 ; I Всел. 5 ; IV Всел. 18 ; Трул. 8 ; VII Всел. 6 ; Антиох. 20 ; Карф. 34 , 51 , 95 , 106 ).   На основании постановления 51 правила этого собора, должно было ежегодно объявлять всем церквам проконсульской Африки после общего собора, созывавшегося в Карфагене, о дне, в который надлежало в текущем году праздновать Христово Воскресение. Последнее было установлено еще на иппонском соборе 393 г., а затем возобновлено 34, 51 и наконец данным (73) правилами настоящего собора 419 года. На том же иппонском соборе было установлено также, в какое время надлежит ежегодно созывать общий епископский собор для Африканской церкви. То же подтверждается и данным собором, причем днем Созыва Собора указывается προ δκα καλανδν Σεπτεμβρων (ante decimum calendas Septembris), т.е. 21 августа. В этом же правиле карфагенские отцы предписывают всем первенствующим епископам (митрополитам) строго соблюдать этот день в своих епархиях, т.е. созывать свои обычные епархиальные соборы с тем расчетом, чтобы к указанному дню, когда надлежит собраться общему собору, все их дела были вполне закончены. Правило 74 (85)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 19 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Дошло до слуха нашего, что в областях не бывает установленных правилами соборов епископов, и от сего многие церковные дела, требующие исправления, остаются в небрежении. Посему определил святый собор, согласно с правилами святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется. А епископам, которые не приидут на собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии, и свободны от всякого необходимого и неотложного занятия, братолюбно сказати слово прещения . ( Ап. 34 , 37 ; I Всел. 5 ; II Всел. 2 ; Трул. 8 ; VII Всел. 6 ; Антиох. 20 ; Лаод. 40 ; Карф. 18 , 73 ) . В настоящем правиле упоминаются «соборы епископов» ( σνοδοι τν πισκπων), под которыми надлежит разуметь соборы митрополичьей области, на которых присутствуют все епископы этой области, под председательством митрополита. Об этих соборах мы говорили в толкованиях 37 правила Апостольскаго и 5 пр. I вселенского собора 908 . Повод к изданию этого правила отцы собора указывают в первых словах: «Дошло до слуха нашего, что в областях 909 не бывает установленных правилами соборов епископов, и от сего многие церковные дела, требующие исправления, остаются в небрежении». Это особенно чувствовалось во времена халкидонского собора, когда в церковной жизни налицо была масса нестроений, имевших место благо-даря именно отсутствию соборов епископов; по епархиям распространялась масса всевозможных неправославных учений, рост которых, однако, в виду несозыва соборов, не мог быть остановлен. Отдельные епископы ни в том, ни в другом отношении не имели возможности все это исправить и упорядочить собственной властью, соборы же между тем, по выражению отцев, не собирались; отсюда являлась надобность – напомнить о существовании определений прежних отцев, надобность в издании настоящего правила. В указанных Правилах (37 Ап. и 5 пр. I Вселенского Собора) не говорится о том, что кто-либо из епископов может и не явиться на собор. Надо полагать, что, в течение этого времени, подлежащие митрополиты созывали соборы, однако епископы не являлись, вследствие чего соборы не могли состояться. Вот почему отцы вводят некий род наказания, называемый в данном правиле выговором, который, хотя и «братолюбно» ( δελφικς πιπλττεσθαι.) делается, все же нужно считать наказанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Причем они получали прощение лишь в том случае, если об этой причине заявляли заблаговременно своему первому епископу, иначе они, как постановляет правило, должны были пользоваться общением только в своей церкви ( ο υ ε ε, suae esse ecclesiae communione contenti), a это значит, что они не лишались права священнодействовать, но только отлучались на некоторое время от общения с остальными епископами По постановлению 19 правила IV вселенского собора каждый не явившийся на собор епископ подвергался братскому выговору. Примечания: 161. Правило 11 карф.собора 401 г.; в Кормчей пр. 77 162. Толкование Вальсамона в Аф. Синт., III,498. Правило 77(88). О Кресконии вилларекентийском заблагорассуждено всеми: отселе возвестити первенствующему епископу нумидийскому, да ведает, яко должен он своею грамотою увещати вышереченного Крескония о пришествии, да не отлагает он предстати на ближайший общий африканский собор. Аще же вознерадит прийти: да ведает, яко суд на него изречен будет (Ап. 37; I всел. 5; IV всел. 19; трул. 8; VII всел. 6; антиох. 20; лаод. 40; карф. 18, 48, 73, 76, 95). Относительно Крескония, о котором говорит данное правило, уже упоминалось в 48 правиле этого собора; но так как и после того епископ этот продолжал упорствовать и оставаться на незаконно занятой им кафедре, то карфагенские отцы предписывают ему в данном правиле явиться пред общим собором, так как в противном случае приговор будет произнесен в его отсутствие. Примечания: 163. Прибавление к 11 правилу карф. собора 401 г.; в Кормчей прав. 78. Правило 78(89). Оставление иппонийския церкви без правителей не долженствует долго быти в небрежении: и поелику тамошние церкви находятся во власти тех, которые отреклись от незаконного общения с Екитием: то заблагоразсуждено послати от настоящего собора епископов: Ритина, Алипия, Августина, Матерка, Феасия, Еводия, Плакиана, Урвана, Валерия, Амвивия, Фортуната, Куодвултдея, Онората, Ианнуария, Пиита, Онората, Ампелия, Викториана, Еваггелла, Рогатиана: и им собрати и вразумити тех, которые по упорству, достойному порицания, полагают ожидати окончания бегства того самого Екития, и с общею молитвою поставити им епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Правило 19. Дошло до слуха нашего, что в областях не бывает установленных правилами соборов епископов, и от сего многие церковные дела, требующие исправления, остаются в небрежении. Посему определил святый собор, согласно с правилами святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется. А епископам, которые не приидут на собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии, и свободны от всякого необходимого и неотложного занятия, братолюбно сказати слово прещения. (Ап.34, 37; I всел. 5; II всел. 2; трул. 8; VII всел. 6; антиох. 20; лаод. 40; карф. 18, 73). В настоящем правиле упоминаются " соборы епископов " (σνοδοι τν πισκπων), под которыми надлежит разуметь соборы митрополичьей области, на которых присутствуют все епископы этой области, под председательством митрополита. Об этих соборах мы говорили в толкованиях 37 правила Апостольскаго и 5 пр. I вселенского собора Повод к изданию этого правила отцы собора указывают в первых словах: " Дошло до слуха нашего, что в областях не бывает установленных правилами соборов епископов, и от сего многие церковные дела, требующие исправления, остаются в небрежении " . Это особенно чувствовалось во времена халкидонского собора, когда в церковной жизни налицо была масса нестроений, имевших место благо-даря именно отсутствию соборов епископов; по епархиям распространялась масса всевозможных неправославных учений, рост которых, однако, в виду несозыва соборов, не мог быть остановлен. Отдельные епископы ни в том, ни в другом отношении не имели возможности все это исправить и упорядочить собственной властью, соборы же между тем, по выражению отцев, не собирались; отсюда являлась надобность - напомнить о существовании определений прежних отцев, надобность в издании настоящего правила. В указанных Пгравилах (37 Ап. и 5 пр. I вселенского собора) не говорится о том, что кто-либо из епископов может и не явиться на собор. Надо полагать, что, в течение этого времени, подлежащие митрополиты созывали соборы, однако епископы не являлись, вследствие чего соборы не могли состояться. Вот почему отцы вводят некий род наказания, называемый в данном правиле выговором, который, хотя и " братолюбно " (δελφικς πιπλττεσθαι) делается, все же нужно считать наказанием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

Поводом к изданию настоящего правила могли послужить распри между Ивой едесским и Афанасием перрским, разбирательством которых занимался собор на своих 10-м и 14-м заседаниях; и раз необходимо было положить конец самовольным поступкам клириков и прочих, которые разрушают церковный мир и составляют заговоры против своих старейшин, собор, ссылаясь на подобные определения гражданского законодательства, издает настоящее правило, которое имеет быть мерилом на все времена и которое и ныне должны бы иметь в виду все те, которые, не всегда разбирая есть ли что достойное осуждения в епископе, готовы вступить в заговор против своих церковных старейшин, чем, конечно, только вред церкви причиняют. Примечания 109. Аф. Синт., II,264. 110. Harduini, II, 609,610. " Гражданские законы, говорит Вальсамон в толковании этого правила (Аф. Синт., II, 264), назывались внешними законами потому, что большую часть их составили люди, знавшие внешнюю письменность ( ), т.е. Эллины " 111. Tum.IX, гл.37; ср. mum.XI, гл.6 (Аф. Синт., I,230,258). 112. Нечто подобное мы находим и у Вальсамона, который говорит: " Я думаю, что тому же наказанию подвергаются посвященные лица и тогда, когда они замышляют нечто подобное и против мирских особ " . Аф. Синт., II,264. Правило 19. Дошло до слуха нашего, что в областях не бывает установленных правилами соборов епископов, и от сего многие церковные дела, требующие исправления, остаются в небрежении. Посему определил святый собор, согласно с правилами святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется. А епископам, которые не приидут на собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии, и свободны от всякого необходимого и неотложного занятия, братолюбно сказати слово прещения. (Ап.34, 37; I всел. 5; II всел. 2; трул. 8; VII всел. 6; антиох. 20; лаод. 40; карф. 18, 73). В настоящем правиле упоминаются " соборы епископов " (οο ), под которыми надлежит разуметь соборы митрополичьей области, на которых присутствуют все епископы этой области, под председательством митрополита. Об этих соборах мы говорили в толкованиях 37 правила Апостольскаго и 5 пр. I вселенского собора

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

Причем они получали прощение лишь в том случае, если об этой причине заявляли заблаговременно своему первому епископу, иначе они, как постановляет правило, должны были пользоваться общением только в своей церкви (τη κοινωνα της Ιδιας αυτν ρχεΤσθαι εκκλησας, suae esse ecclesiae communione contenti), a это значит, что они не лишались права священнодействовать, но только отлучались на некоторое время от общения с остальными епископами По постановлению 19 правила IV вселенского собора каждый не явившийся на собор епископ подвергался братскому выговору. Примечания: 161. Правило 11 карф.собора 401 г.; в Кормчей пр. 77 162. Толкование Вальсамона в Аф. Синт., III,498.  Правило 77(88). О Кресконии вилларекентийском заблагорассуждено всеми: отселе возвестити первенствующему епископу нумидийскому, да ведает, яко должен он своею грамотою увещати вышереченного Крескония о пришествии, да не отлагает он предстати на ближайший общий африканский собор. Аще же вознерадит прийти: да ведает, яко суд на него изречен будет (Ап. 37; I всел. 5; IV всел. 19; трул. 8; VII всел. 6; антиох. 20; лаод. 40; карф. 18, 48, 73, 76, 95). Относительно Крескония, о котором говорит данное правило, уже упоминалось в 48 правиле этого собора; но так как и после того епископ этот продолжал упорствовать и оставаться на незаконно занятой им кафедре, то карфагенские отцы предписывают ему в данном правиле явиться пред общим собором, так как в противном случае приговор будет произнесен в его отсутствие. Примечания: 163. Прибавление к 11 правилу карф. собора 401 г.; в Кормчей прав. 78.  Правило 78(89). Оставление иппонийския церкви без правителей не долженствует долго быти в небрежении: и поелику тамошние церкви находятся во власти тех, которые отреклись от незаконного общения с Екитием: то заблагоразсуждено послати от настоящего собора епископов: Ритина, Алипия, Августина, Матерка, Феасия, Еводия, Плакиана, Урвана, Валерия, Амвивия, Фортуната, Куодвултдея, Онората, Ианнуария, Пиита, Онората, Ампелия, Викториана, Еваггелла, Рогатиана: и им собрати и вразумити тех, которые по упорству, достойному порицания, полагают ожидати окончания бегства того самого Екития, и с общею молитвою поставити им епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О взаимных отношениях клириков между собою, в сфере своих служебных обязанностей, говорится: в 29, 15, 33, 13, 55, 56, 28, 11 45, 65, 70, 71, 72 и 73 ап. правилах. 29 ап. правило подвергает извержению из сана и отлучению от церкви как принявшего за деньги рукоположение клирика, так и рукоположившего: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон волхв мною Петром.» Господь Христос, сообщая апостолам сокровища своей Божествен, благодати ко спасению верующих, заповедал им: «туне приясте, туне дадите» (Мф.10:8). Апостолы, верные этому слову Спасителя, так и поступали в церкви Христовой. А когда Симон волхв думал за деньги приобрести от апостолов дары Святого Духа для чудотворений, то ап. Петр в ответ сказал ему: «сребро твое да будет с тобою в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати» ( Деян.8:18,20 ). От Симона волхва произошло поносное имя симонии, или святокупства, когда кто за деньги старается получить, или другому сообщить благодать священства, и таким образом непродаемую благодать Св. Духа делает предметом купли, чем–то служебным, подчиненным. Апостольское правило полагает за симонию чрезвычайное, двойное наказание: и извержение из сана, и отлучение от церкви. Такому же наказанию правило подвергает и рукополагающего за деньги, как виновного вдвойне, и в корыстном злоупотреблении даров благодати, и в поставлении заведомо недостойных служителей церкви. Взять за рукоположение, когда бы то ни было, прежде ли, после ли, вовремя ли рукоположения, по правилам церковным, все равно (Вас. Вел. 90 пр.). Не только за рукоположение, но кто из епископов или пресвитеров требует за преподаниие святого причастия денег или чего иного, тот должен быть извержен, по 23 пр. VI всел. соб. Точно также должен быть извержен, по 19 пр. VII всел. соб. и тот, кто за деньги принимает в монашество. 15 ап. прав, запрещает пресвитерам и прочим клирикам переходить из одного прихода или епархии в другое место без воли своего епископа: «Аще кто, пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, в иный от идет, и совсем преместяся, в другом жити будет без воли епископа своею: таковому повелеваем не служити более, и наипаче, аще своего епископа, призывающего ею к возвращению, не послушал.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Положено, чтобы никто не продавал церковныя собственности: но аще сия собственность не приносит доходов, и настоит великая нужда: то представляти о сем первенствующему епископу области, и с определенным числом епископов совещаться, что учинити должно. Аще же толикая нужда настоит для церкви, яко не возможно совещаться прежде предания: то да призовет епископ во свидетельство хотя соседних епископов, и да испечется представити собору все прилучившиеся церкви его обстоятельства. Аще сего не сотворит: то продающий явится повинным пред Богом и собором, и лишится своея чести.   ( Ап. 38 , 39 , 40 , 41 , 73 ; IV Всел. 24 , 26 ; Трул. 35 , 49 ; VII Всел. 11 , 12 , 13 ; Анкир. 15 ; Антиох. 24 , 25 ; Карф. 33 ; Кирилла Алекс. 2 ; Феофила Алекс. 10 ).   Относительно того, что церковные имущества должны всегда находиться в ведении церкви и сохраняться неприкосновенными ( χιντους κα νεκποητα, salvas et incolumes), говорят многие правила и, между прочим, 12 правило VII вселенского собора, на толкование которого и нужно обратить здесь внимание. В данном карфагенском правиле это предписание выражено категорически: чтобы никто не продавал церковной собственности ( πργμα κχλησιαστικν μηδεις πνπρσκη, rem ecclesiasticam nemo vendat). если же встретится в церкви в чем-либо крайняя нужда ( πολλ τις ανγκη), а есть у церкви какое-либо имущество, не приносящее никакого дохода, но от продажи которого можно было бы пополнить недостающее, то в таком случае правило допускает отступление от общей нормы и дает предписание, как нужно поступить при продаже этого имущества; а именно, правило постановляет, чтобы подлежащий епископ представил все это митрополиту, который по соглашению с подчиненными ему епископами решит, что надлежит предпринять. Если же дело настолько спешно, что надлежащий епископ не имеет времени сообщить о нем митрополиту и посоветоваться с надлежащими епископами, тогда он должен, по крайней мере, пригласить в качестве свидетелей ближайших епископов для удостоверения того, что нужда действительно неотложна, а церковное имущество не приносит никакого дохода и, следовательно, свободно может быть продано для удовлетворения нужд церкви, – и только после всего этого он может совершить продажу. Но в таком случае епископ обязан, как только соберется епархиальный собор, представить ему это дело и оправдать его перед собором. Если он не поступит таким образом, то становится виновным перед Богом (Ап. 38), а собор за такой поступок лишит его той чести, которой он пользовался, т.е. лишит его епископства. Правило 27 (36)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Ознакомившись с постановлением Народного комиссариата по просвещению об освобождении помещений из-под домовых церквей при учебных заведениях и о ликвидации имущества этих церквей и усматривая в сем постановлении оскорбительное для чувства верующего православного народа отношение к Церковным Святыням, Всероссийский Церковный Собор постановляет: Войти чрез особую делегацию в Совет народных комиссаров с настойчивым указанием: 1) на безусловную недопустимость того способа «ликвидации» домовых храмов и храмового имущества, какой намечается постановлением Комиссариата по просвещению (Ап. пр. 73, VII Всел. Соб., пр. 13; Двукр. Соб. пр. 10); 2) на необходимость строгого соблюдения – при освобождении храмовых помещений – церковных правил о неприкосновенности Святынь для лиц непосвященных (IV Всел. Соб., пр. 69; Лаод. Соб., пр. 19), и 3) на обязательность передачи священных предметов упраздняемых домовых церквей приходским обществам и братствам на точном основании ст. 13 Декрета о свободе совести 1346 . Арсений За секретаря Собора                              Гурьев ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 153. Л. I. Подлинник. VII.29.5. Докладная записка заведующего VIII отделом НКЮ РСФСР П.А. Красикова в Управление делами СНК РСФСР о протесте Священного Собора по поводу ликвидации домовых церквей при учебных заведениях и их имущества 18 сентября 1918 г. В Управление делами Совета народных комиссаров Рассмотрев постановление так называемого церковного собора, вынесенное им по поводу распоряжения Нар[одного] комиссариата просвещения об освобождении помещений из-под домовых церквей при учебных заведениях 1347 , VIII отдел Народного комиссариата юстиции считает это постановление в его целом совершенно безосновательным и рассматривает его как очередной демонстративный протест контрреволюционной соборной клики. Церковный собор, как и следовало того ожидать, протестует, во-первых, против самого факта освобождения помещений из-под домовых церквей при учебных заведениях и, во-вторых, против намечаемого Народным комиссариатом просвещения порядка ликвидации имущества этих церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010