Как не одного и того же естества дело – и плакать, из сострадания по умершем друге, и воскрешать его из мертвых, несмотря на четырехдневное его пребывание во гробе, или висеть на древе и, в то же время, превратить день в ночь и поколебать основания земли, или, быть пригвожденным ко кресту и, в то же время, отверзать разбойнику двери рая – так, не на одно и то же естество указывают слова: Я в Отце и Отец во Мне и Отец Мой – более Меня ( Ин. 14:11; 28 ). Ибо, хотя в Господе Иисусе Христе, Божеское и человеческое естества составляют одно лицо, однако, иное дело – откуда происходит общее того и другого уничижение, а иное – откуда проистекает общее их прославление. По участию в нашем естестве, Он, как человек, менее Отца, а по причастию в естестве Своего Отца, Он, как Бог, равен Отцу. По этому-то единству лица, состоящему в единении обоих естеств между собой, говорится, что Сын человеческий сошел с неба и Сын Божий воспринял плоть от Девы; и, еще утверждается, что Сын Божий распят и погребен, тогда как Он претерпел сие не Божеством, по которому единосущен, единороден и совечен Отцу, а немощной человеческой природой. Потому-то, все мы и в Символе (веры) исповедуем, что Единородный Сын Божий распят и погребен, исповедуем на основании сих слов апостольских: ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы ( 1Кор. 2:8 ). Когда Сам Господь наш и Спаситель, наставляя учеников Своих в вере, посредством вопросов, спросил их: за кого люди почитают Меня, Сына человеческого? ( Мф. 16:13 ) – на их ответ, что разные (люди) различно об этом думают, Он сказал: а вы за кого почитаете Меня? ( Мф. 16:15 ) – т. е. за кого считаете Меня – Сына человеческого, Которого вы видите в образе раба и в истинном теле? Тогда блаженный Петр, вдохновенный Богом, дабы через свое исповедание доставить назидание всем народам, отвечал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16:13–16 ). И достойно назван блаженным от Самого Господа и от сего первообразного Камня стяжал твердость и сущность своего имени – тот, который исповедал Его, по откровению Бога Отца – и Сыном Божиим, и Христом; потому что ни одно из этих наименований, взятое отдельно, не приносило бы никакой пользы для спасения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Личное имя нашего Спасителя «Иисус» (что значит Ягве – Спаситель) Апостолы обычно сочетают со словами: Господь и Христос, подчеркивая спасительную силу Имени Богочеловека. В известном месте послания ап. Павла к Филиппийцам, которое мы слышим в литургийном апостольском чтении в Богородичные праздники, почитание Имени Господня ставится в прямую связь с исповеданием Иисуса Богом и истинным Мессией, т. е. Господом и Христом: «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Фил. 2:9–11 ). В Символе веры мы говорим: «Верую... во Единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия Единороднаго...». Перед началом важнейшей части Божественной Литургии – ее Евхаристического канона – мы слышим слова апостольского благопожелания: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами!» В так называемой «Иисусовой молитве», которую Церковь советует чаще произносить каждому христианину, мы также употребляем это сочетание трех священных наименований нашего Спасителя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» Православные богословы подлинно церковного направления, говоря о Спасителе, как правило, не называют Его просто именем «Иисус», а пользуются исполненным благоговения выражением: «Господь наш Иисус Христос». Мы стали христианами с того момента, когда над нами были совершены таинства св. крещения и миропомазания. «Все вы, – говорит ап. Павел, – во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ). " Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог» ( 2Кор. 1:21 ). Как бы комментируя эти слова Отец Церкви II века св. Феофил, епископ Антиохийский, говорит: «Мы потому и называемся христианами, что помазываемся елеем Божиим» (К Автолику 1:12). Святой отец как бы напоминает нам, что мы потому становимся христианами, что получаем помазание от Того же «елея радости», т. е. от Духа Святого, Которым по человечеству был помазан Сам Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Но поскольку мы не можем достичь этого во всей полноте, и дух говорящего не может проявиться полностью, отсюда возникает возможность лжи. А Бог Отец и пожелал, и смог истинно открыть Себя духам, стремящимся к [Его] познанию, и для того, чтобы открыть Себя Самого, родил То, что есть Он Сам, [то есть Слово] Которое называется также Его Силой и Премудростью (см. 1 Кор 1:24), поскольку через Него Он (Отец) все совершил и устроил, и поэтому о Нем говорится: Он мощно распростирается от одного конца до другого и все устрояет прекрасно (Прем 8:1) 6. Но поскольку Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин 1:14), Та же Самая Премудрость, Которая рождена от Бога, соблаговолила быть сотворенной среди людей. Именно к этому относится и следующее выражение: Господь создал Меня в начале путей Своих (Притч 8:22) В самом деле, началом путей Его является Глава Церкви, то есть Христос, облекшийся в человека, и через Него (Христа) нам дается образец жизни, то есть верный путь, которым мы могли бы прийти к Богу. Ведь мы, которые пали из-за гордости (как сказано нашему первозданному человеку: Вкусите их и вы будете, как боги (Быт 3:5)), могли вернуться [к Нему] не иначе, как благодаря смирению. Поэтому пример такого смирения, то есть пути, которым следует возвратиться, соблаговолил показать в Своем Лице наш Восстановитель, Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп 2:6-7), чтобы Слово, чрез Которое все начало быть, в начале путей Его было сотворено человеком. Поэтому, согласно тому, что Он есть Единородный, Он не имеет братьев, согласно же тому, что Он есть Первородный, Он соизволил называть братьями (ср. Лк 8:21) всех, кто после Него и через Него в первую очередь возрождается благодатью Божией через усыновление, что подтверждает и Апостольское учение (ср. Евр 2:11). Таким образом, природный и единственный Сын был рожден из самой сущности Отца (de ipsa substantia Patris) будучи [по сущности] тем же, что и Отец, Бог от Бога, Свет от Света.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Основополагающие истины Православного вероучения (главные догматы ) отражены в Никео-Цареградском Символе Веры , текст которого начинается с выражения: «верую в...». Будучи истинами вероучительного характера, догматы являют учение о Боге и Его отношении к миру, раскрывают смысл и предназначение творения, высвечивают ориентиры и цели, в направлении которых должен двигаться христианин, чтобы спастись. Свойством «вероучительность» догматы отличаются от всех прочих положений христианской религии, таких как нравственные, дисциплинарные, исторические и др. Скажем, во фразе Евангелия от Луки – «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» ( Лк. 9:35 ) – первая часть («Сей есть Сын... Возлюбленный») – догмат, а вторая («Его слушайте») – заповедь. Свойство «богооткровенность» указывает на то, что догматы не являются плодом деятельности человеческого разума, а суть истины, провозглашённые и раскрытые Богом. По этому признаку догматы обозначались Святыми Отцами и учителями Вселенской Церкви: «Божьими» «Божественными», «Господними», «Христовыми», «евангельскими», «апостольскими». Об Божественном происхождении догматов свидетельствовал Сам Господь Иисус Христос : «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). А апостол Павел сказал: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» ( Гал.1:11–12 ). Признаком «богооткровенность» церковные догматы отличаются от постулатов науки и философии. По чистоте, глубине и возвышенности религиозного гносиса Божественное Откровение превосходит всё то, что умы всех философов и учёных, живших во все времена, во всех странах, могли поведать о высших тайнах бытия. Философская и научная мысль пребывает лишь в поисках истины, а христианство уже владеет ей. Философские умозаключения имеют обязательную силу лишь для ограниченного круга людей; зачастую их «истинность» подтверждается только согласием уважаемых лиц. Наука доказывает доводы теорией и практикой, однако многие религиозные истины затрагивают такие аспекты бытия, которые в принципе не могут быть выявлены и раскрыты естественно-научными средствами. А христианские истины открыты и подтверждены Самим Богом, Который никогда не лжет. «Откровения Твои, которые Ты заповедал, – взывает псалмопевец к Творцу, – правда и совершенная истина» ( Пс.118: 138 ). Вот почему философия и наука могут ошибаться, а церковные догматы непогрешимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Ответ. Эту Тайну нельзя вполне объяснить, используя какое-либо сравнение, так чтобы мы ясно поняли, как Бог , Который по Существу только один, Троичен в Лицах. А что никакое подобие не может в достаточной мере выразить Его, об этом Бог, имя Которого Иегова 8 , Сам свидетельствует через Пророка: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» ( Ис. 46:5 ). Так что никакой ум, не только человека, но и ангела, неспособен постичь или выразить [Его] языком; а потому мы должны мудро сказать вместе с Апостолом: «Мы сокрушаем умствования и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор. 10:5 ). Мы твердо верим, что Бог Отец, сущий от века и в век, и ни от кого не происходящий, рождает Сына и производит Духа Святого, как свидетельствует более подробно в своем Символе святой Афанасий. И, довольствуясь этой простотой веры, не будем исследовать [этот догмат] глубже, потому что любопытное исследование сокровенного в Боге запрещено в Писании: «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто» ( Сир. 3:21–22 ). Довольно для нас, что то же самое Священное Писание Ветхого Завета, свидетельствуя нам о едином Боге, учит нас и троичности Лиц: «Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ). И: «Вот, Адам стал как один из Нас» ( Быт. 3:22 ). Также: «Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11:7 ). И Пророк ясно показывает это, говоря: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ). И Священный Псалмопевец сказал: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). Об этом многократно говорят и Священное Писание и учители Церкви. Вопрос 11. Какие есть свойства Бога? Ответ. Как Бог непостижим, так и свойства Его непостижимы. И все же, насколько мы можем узнать о них из Священного Писания и от учителей Церкви, настолько можем размышлять и говорить о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Рассмотрев православное учение о происхождении и цели существования Церкви, мы подходим к вопросу: в чем же состоят существенные свойства истинной Церкви? Учение об этих свойствах в Символе веры излагается так: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », то есть Церковь есть единая, святая, соборная и апостольская. Свойство апостоличности Церкви указывает на ее историческую сторону: она насаждалась и укреплялась святыми апостолами ( Откр.21:14 ); а первые три свойства относятся к сущности ее, онтологичны; в них и апостоличность находит свою подлинность. I часть Церковь есть единая. Если, по учению слова Божия, Церковь есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), то есть, защита и фундамент, опора истины, то она, естественно, может и должна быть только одна. Ведь, и по требованию человеческой логики, истина может быть только одна, и все, хотя бы в малейшей степени не согласное с нею, есть уже неправильность, ошибка, ложь. Так, 2х2=4 есть истина, и всякое утверждение о том, что 2х2 есть не 4, а какое-то другое число, будет уже неправильно. Если, по аксиоме, прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками, то всякая другая линия, хотя бы в самомалейшей части не совпадающая с прямой линией, будет уже не кратчайшим расстоянием между двумя точками, а будет или кривой, или ломаной, но не прямой линией. Так и Церковь Христова: если истина Христова одна, и она вверена Церкви, которая есть ограждение истины, то, следовательно, и Церковь может быть только одна. Так учил о Церкви Своей Сам Господь. Он говорил не о многих церквах, а только об одной Своей Церкви «Создам Церковь Мою» ( Мф.16:18 ), говорил об одном Царстве Своем: «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» ( Мф.13:24 ), «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» ( Мф.13:47 ), об одном стаде и об одном дворе овчем: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Спаситель молил Отца Небесного о всех верующих: «Да будут все едино» ( Ин.17:21 ). Он повелел проповедовать одно учение ( Мф.28:19,20 ), установил одно крещение и одно причащение ( 1Кор.1:13, 10:17 ; Еф.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Следование Христу есть связь со Христом; поскольку есть Христос, должно быть и следование Ему. Идея о Христе, ученая система, всеобщее религиозное сознание благодати или прощения грехов не делают следование Христу необходимым, ведь они исключают себя из истины, будучи враждебными к следованию. К идее приходят в силу познания, воодушевления, а быть может, и осуществления ее, но никак не в силу личного послушного следования Христу. Христианство без живого Иисуса Христа неизбежно остается христианством без следования; христианство же без следования всегда есть христианство без Иисуса Христа, оно всего лишь идея, миф. Христианство, в котором есть только Бог-Отец, но нет Христа, Сына живого, оно отменяет следование. Здесь остается разве лишь доверие к Богу, но не следование. Поскольку Сын Божий был Человек, поскольку Он Спаситель, следование Ему есть единственно правильное отношение к Нему. Следование связано со Спасителем, и где правильно сказано о следовании, там сказано о Спасителе нашем Иисусе Христе, Сыне Божьем. Только Спаситель, Богочеловек может призывать следовать за Ним. Следование без Иисуса Христа является самовольным выбором, быть может, идеального пути; быть может, даже мученического пути, но оно лишено обетования. Иисус отвергнет это. «Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою. Господи! но прежде позволь мне простится с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». (Лк. 9:57–62). Первый ученик сам стремится следовать, но он не призван; ответ Христа указывает воодушевившемуся, что он не знает, что делает. И вообще не может узнать о том. В этом смысл ответа, в котором ученику показывается жизнь с Иисусом в ее действительности. Здесь говорит Тот, Кто идет к Кресту, Тот, жизнь Которого в апостольском символе веры обозначается словом «страдавший». Никто не может желать этого по своему выбору. Нельзя призывать самого себя, говорит Иисус, и Его слово остается без ответа. Различие между свободным предложением следования и действительным последованием — разительно.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Церковь едина , потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4:4–6 ). Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т. е. за всех верующих – членов Церкви), чтобы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т.е. крещальной водой и тайносовершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:25–27 ). Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной. 24.14. Как понимать «исповедую едино крещение во оставление грехов»? – Это значит признавать и открыто объявлять, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение – это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды. В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называется такое священное действие, через которое невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа. 24.15. Как понимать «чаю воскресения мертвых»? – Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю – ожидаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогущества Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. Воскресшие тела, хотя и будут они духовными и бессмертными, не утратят своей сущности – того, что тело делает телом; ведь воскресение – это не сотворение нового тела, а оживление и преображение прежнего (преподобный Иустин (Попович)) .

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Что же касается Его третьего великого дела, которое Он совершил, строительства Церкви, создания общины, то Евангелие очень радостно рассказывает о том, как это начиналось. Вы наверняка помните рассказ о призвании галилейских рыбаков. Когда Господь проходил близ моря Галилейского, он увидел Симона и Андрея, брата его, которые закидывали сети в море, потому что они были рыболовы. Иисус им говорит: «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. ( Мк.1:17-18 ). Затем Он прошел еще немного и увидал Иакова Зеведеева и брата его Иоанна, они также были в лодке, чинили свои сети. Он призвал их тоже. Они оставили свои сети, своего отца в лодке с работниками и последовали за Ним. Другой рассказ о призвании апостольском относится к евангелисту Матфею. Иисус видит человека, который сидит у сбора пошлин, и говорит ему: «Следуй за мной». Он встал и последовал за Ним. Если мы вспомним Евангелие от Иоанна, то увидим, что Симон, Петр и Андрей, может быть, даже видели Господа раньше, когда Он приходил на Иордан, но в данном случае неважно, первая это встреча была или не первая. Важно другое. Иисус говорит каждому из них: «Иди за мной». Ответ апостолов очень простой и определенный: они оставляют все и идут за Ним, и вот тогда Господь говорит: «Будете ловцами человеков». Как в Ветхом Завете Слово Божие возвещается Духом через пророков, точно так же и Евангелие, новозаветное Слово будут возвещать люди, которые избраны и призваны, они будут закидывать эту великую сеть в море житейское и спасать человеческие души. На самом деле, довольно трудно в такой простоте ответить на призыв Божий, но смотрите: Матфей, сборщик пошлин, это кто? Мытарь, налоговый инспектор, который оставляет свои деньги, всякие ведомости, должность свою важную и идет за Человеком, Который призывает его в никуда, потому что Господь ему ничего не обещает, Он просто говорит «Иди за мной», и все. Получается, что не всякий человек может ответить на этот призыв Божий, и однако же есть люди, у которых была такая внутренняя свобода, удивительная способность к любви, которая позволила им встать и пойти туда, куда Господь их зовет.

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

Это Богооткровенное учение Церковь всегда заботливо охраняла, и от древности в своих символах исповедовала веру в Бога как Творца духовного, невидимого мира. Так, в древнем Символе Иерусалимской Церкви (а подобно тому и в символах Антиохийской, Кесарийской и Кипрской Церквей) говорится: «Верую во единаго Бога..., Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым». Эта общая вера нашла свое выражение в первом члене Никео-Цареградского Символа веры и этим самым навсегда санкционирована Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью . Решением Седьмого Вселенского Собора о том, чтобы, наряду со святыми иконами Спасителя и святых, благочестиво почитались и святые иконы святых Ангелов, Церковь еще раз соборно исповедала и подтвердила свою вселенскую веру в существование бестелесных ангелов как существ действительных, личных, самостоятельных и святых. 2 . Ангелы не являются ни в коем смысле самородными и самобытными существами; их, как и все творения, сотворил Бог . Святое Откровение ясно свидетельствует о том, что все возникшее – Богом возникло ( «начало быть») ( Ин. 1,3 ; Рим. 11,36 ; Евр. 3,4 ; Еф. 3,9 ; Откр.4,11 ), следовательно, – и ангелы. Кроме того, в Ветхом Завете ясно говорится о том, что Бог сотворил ангелов. Ездра обращается к Богу со словами: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие и небесные воинства Тебе поклоняются» ( Неем. 9,6 ). То, что здесь под воинством небесным подразумеваются ангелы, видно из контекста ( Лк.2,13 ), где ангелы называются воинством небесным. Апостол Павел ясно свидетельствует, что ангелов сотворил вечный Сын Божий: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол. 1,16 ). Насколько Святое Откровение ясно учит, что Бог сотворил ангелов, настолько в нем неясно, когда они сотворены. Судя по уже указанному месту из книги Иова, где говорится, что Ангелы «восклицали от радости», когда Господь сотворил звезды ( Иов. 38,7 ), и на основании всего сказанного о первобытном небе, а также на основе библейского повествования о искушении первых людей в раю от змия, т.е. падшего духа ( Быт. 3,1–19 ), что предполагает, что мир духов существовал до того, и что в нем уже ранее произошел некий моральный переворот, завершившийся отпадением от Бога некоторых духов, – необходимо заключить, что Бог сотворил ангелов до материального мира. Боговдохновенные истолкователи Божественного Откровения – святой Златоуст, святой Григорий Богослов и святой Дамаскин – учат, что Бог сотворил ангелов до материального, видимого мира. А молитвенная мысль Церкви говорит, что ангелы – «тварем начаток».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010