В Таинстве Крещения в человека входит сила Божия, человек приобретает глаза для того, чтобы видеть Бога, потому что видеть Бога можно только Богом. В Крещении человек одевается во Христа. В Миропомазании, во втором Таинстве, Дух Святой входит в человека. Миропомазание бывает один раз в жизни, после Крещения, и благодать действует в нем. Благодать Святого Духа дает человеку силу к творению добрых дел, угодных Богу. Ведь не всякое доброе дело угодно Богу, например, когда доброе дело делают ради корысти, оно Богу неугодно. Или доброе дело делают ради человека. Такое дело Богом не будет отвергнуто, но человека не спасет именно потому, что дело само к благодати Божией не приводит. И особенно благодать Божия дается через Святое Причастие, когда в нас входят Тело и Кровь Господни и делают наше тело частью Тела Христа, членом Тела Христова. Причащаться нужно как можно чаще, потому что в нас живет сила Божия, и благодать усваивается нами через добрые дела, ради Бога сделанные. Итак, каким образом человек спасается? Через добрые дела, через Святые Таинства, через веру. Если нет веры, все добрые дела пусты. А вера должна быть какая? Православная. Православная вера означает – «правильно славящая Бога», то есть не еретическая, изначальная вера, апостольская вера. Слово «православие» – это термин на самом деле искусственный, мы в Символе Веры даже не говорим, что мы веруем в Православную Церковь. Мы говорим, что веруем в Единственную Святую Соборную Вселенскую Кафолическую и Апостольскую Церковь. Но веру называем в данном случае православной, то есть неискаженной человеческими привнесениями. Об этом прямо говорит апостол Павел: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема » ( Гал.1:8-9 ). Вера должна быть только в Бога, чистая, без всяких человеческих примесей. Поэтому мы и говорим: «православная». Это означает то, что передано от самого начала апостолами.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Дорогие братия и сестры! Так ныне торжественно воспевает Святая Церковь. Раздавая каждому из нас ваий, она всем говорит: «Смотрите, эта ветвь неделю назад была мертва, а теперь ожила, уже распустились почки; так оживут и ваши мертвецы. Воскреснут мертвые, воскреснут матери, жены и дети, братья и сестры, сродники и знакомые». Какая отрадная истина! Этой истиной утешал себя Иов, когда страдал на гноищи. Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Ею воодушевляется святой пророк Исайя, когда восклицает: «Воскреснут мертвии и востанут иже во гробех». Ею укрепляют себя мученики во время страшных мучений. «Ты, мучитель, — говорили они, — лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной… умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит». Ею ободряют себя святые апостолы к перенесению трудных апостольских подвигов. «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков», — говорит святой апостол Павел. Вот основание нашей веры. Этой истиной мы веруем, живем и спасаемся. Эту истину многочастно и многообразно проповедовал Сам Господь наш Иисус Христос: «Грядет час, в оньже вал сущий во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут… из гробов своих», «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». Воскресив сына вдовы Наинской, дочь Иаира и даже четверодневного Лазаря, Он показал наглядный пример воскресения мертвых. Эту истину исповедовала всегда, исповедует ежедневно Святая Церковь в Символе веры: «Чаю (то есть ожидаю) воскресения мертвых». «Тот нехристианин, кто не верит воскресению мертвых», — говорят святые отцы. Наконец, эту истину возвещает нам видимая природа: весь мир растений, умирающих осенью и воскресающих весной, проповедует ее; каждая травинка, каждая былинка, прозябающая из земли, говорит нам: «Воскреснут мертвые». Каждая бабочка, пригретая светом солнечным и ожившая от благодетельной теплоты, говорит нам: «Подождите немного, явится Солнце правды, и воскреснут ваши мертвецы».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Священники, также называемые иереями или пресвитерами, помогают епископу в его работе. В настоящее время священники исполняют обязанности пастырей в приходских церквях, но в ранней Церкви это делали епископы. Священники предстоят во время совершения Евхаристии, учат, проповедуют, заботятся и наставляют свою паству в христианской жизни. Они назначаются епископами и принадлежат приходам, которым служат. Никто из них не получает дар священства лично для себя, вне служения церковной общине. В отрыве от своего епископа и от своей общины у священника нет никакой власти и никакого служения. Чтобы быть рукоположенным в священники Православной Церкви, мужчина должен быть женат, причем первым браком (соответственно и его жена). Вдовый же священник не может жениться вторично, продолжая служение. Если же в священство рукополагается неженатый мужчина, то он лишается возможности после этого вступить в брак. По изображению Книги Деяний апостольских, когда апостолы, действовавшие во всем по наставлению Христову и внушению Духа Святого, нашли нужным поставить в Церкви диаконов (диакон (διςκονος) – слуга, служитель), для служения трапезам – сперва обыкновенным, а впоследствии и трапезам Господним – для облегчения служения самих апостолов, они сперва предложили собранию своих учеников избрать из среды своей семь изведанных и исполненных Святого Духа и мудрости мужей; а когда те были избраны и поставлены перед ними, тогда они, двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян.1:2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Стяжать бы нам эту правду, которую стяжали Апостолы Петр и Павел, и с нею жить всегда… И тогда мы спасемся. Аминь. В день святых апостолов Петра и Павла Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы отмечаем память святых верховных апостолов Петра и Павла. И Церковь наша так и называется, Апостольской.  Когда мы произносим Символ веры, мы говорим, что веруем во Единую Соборную и Апостольскую Церковь. В Символе веры слово «верую» произносится четыре раза. Первый раз, когда мы воздаем поклонение Богу Отцу, второй раз, когда мы вспоминаем о втором Лице Святой Троицы, в третий раз, когда мы говорим о Святом Духе, и в четвертый раз, когда мы говорим о Церкви. Мы в Бога веруем, и в Церковь веруем. И когда мы говорим, что веруем в Святую Апостольскую Церковь, мы должны понимать эти слова не только в том смысле, что наша Церковь основана Апостолами. Апостолы получили благодатные дары в день святой Пятидесятницы и передали их всей полноте Церкви через иерархию, которую они установили, и поэтому наша Церковь хранит и апостольское Предание и благодатные дары Святаго Духа. Но не только поэтому наша Церковь называется апостольской. Все  члены нашей Церкви, кто являет собой частичку Тела Христова, должны иметь признаки апостольства. Каждый человек сам по себе и все вместе в совокупности Церковной, должны представлять собой ту единую апостольскую общину, которая была призвана Христом сначала в лице апостолов, а потом и всей Церкви. Церковь имеет признаки апостольской Церкви, тех самых апостолов, память которых мы сегодня совершаем, и прежде всего, святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Какие же эти признаки, которые наша Церковь в лице святых апостолов должна иметь? Чем мы должны апостольски являть себя миру? Давайте посмотрим, какими являются наши первоверховные апостолы Петр и Павел. Вот мы слышим сегодня в Евангелии, как Господь говорит апостолу Петру: «Ты Петр, что значит камень, на камне сем Я созижду Церковь Свою, и врата адовы не одолеют ее». Эти слова мы обычно относим к Апостолу Петру. Петр – он камень. Он есть основание Церкви. Он тот, кому доверили ключи, он даже на иконе изображается с ключами, которыми символически отворяет врата Царства Небесного. А сам апостол Петр в своем первом послании пишет такие слова, которые относятся к каждому из нас: «Вы – царственное священство, народ избранный». И еще такие слова: «Вы, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, то есть Церковь Божию». Те же слова, которые сказал ему Христос, Апостол благодарно передает каждому из нас. Вы – живые камни, на которых стоит Церковь. Вы – те самые камни, из которых состоит Церковь Божия. И еще апостол Павел говорит в своем послании: «Вы – храм Бога Живаго, вы – Церковь Божия и Дух Божий живет в вас». Вот два таких удивительных места. И врата ада не одолеют ее, и каждый из нас является этим камнем.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

1Кор 1:24 ), поскольку через Него Он (Отец) все совершил и устроил, и поэтому о Нем говорится: «Он мощно распростирается от одного конца до другого и все устрояет прекрасно» ( Прем. 8:1 ) 6 . Глава IV. Сын Божий не сотворен и не является меньшим по отношению к Отцу. Против ереси ариан. Боговоплощение и христология. Против заблуждения манихеев (§§ 5–10) 6 . Но поскольку «Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин 1:14 ), Та же Самая Премудрость, Которая рождена от Бога, соблаговолила быть сотворенной среди людей. Именно к этому относится и следующее выражение: «Господь создал Меня в начале путей Своих» ( Притч. 8:22 ) 10 . В самом деле, началом путей Его является Глава Церкви, то есть Христос, облекшийся в человека, и через Него (Христа) нам дается образец жизни, то есть верный путь, которым мы могли бы прийти к Богу. Ведь мы, которые пали из-за гордости (как сказано нашему первозданному человеку: «Вкусите их ; и вы будете, как боги» ( Быт 3:5 )), могли вернуться [к Нему] не иначе, как благодаря смирению. Поэтому пример такого смирения, то есть пути, которым следует возвратиться, соблаговолил показать в Своем Лице наш Восстановитель, Который, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Флп 2:6–7 ), чтобы Слово, «чрез Которое все начало быть, в начале путей Его» было сотворено человеком. Поэтому, согласно тому, что Он есть «Единородный», Он не имеет братьев, согласно же тому, что Он есть «Первородный», Он соизволил называть «братьями» (ср. Лк 8:21 ) всех, кто после Него и через Него в первую очередь возрождается благодатью Божией через усыновление, что подтверждает и Апостольское учение (ср. Евр 2:11 ). Таким образом, природный и единственный Сын был рожден из самой сущности Отца (de ipsa substantia Patris) 11 , будучи [по сущности] тем же, что и Отец, Бог от Бога, Свет от Света. Мы же не являемся светом по природе, но освещаемся этим Светом для того, чтобы сами могли светиться премудростью. Ибо, как говорит Апостол, «был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин 1:9 ). Итак, теперь давайте присоединим к вере в вечные реальности также и временное Домостроительство 12 нашего Господа, которое Он соизволил для нас совершить и исполнить ради нашего спасения. Ведь согласно тому, что Он есть «Единородный Сын» Божий, нельзя сказать, что Он «был» и «будет», но только, что Он «есть», поскольку того, что было, уже нет, а того, что будет, еще нет. Поэтому Он неизменен и не подлежит условиям времени и изменчивости. Я полагаю, что именно этим объясняется то, что Он открыл рабу Своему Моисею именно такое Свое имя. Ведь когда Моисей спросил Его: если его будет презирать народ, к которому он посылался, что ему сказать, от кого он послан, – тогда Бог сказал ему: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» ( Исх 3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

815 Ср. Евр. 9:6–7 : «В первую скинию всегда входят священники совершать богослужение, а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа». 820 Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine. P. 176; Taft R. F. The Great Entrance. P. 352–357. 822 Диаконы совершают целование с теми же словами на горнем месте, но в другой момент Литургии – непосредственно перед тем, как они будут причащаться Святых Тайн. 823 О происхождении обряда и его месте в раннехристианском и византийском богослужении см.: Ткаченко А. А. Лобзание мира. ПЭ 41. С. 329–331. 826 Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 827 То есть через уста. Златоуст проводит параллель между обычаем целовать дверь, входя в храм, и обычаем христиан целовать друг друга. Отметим, что в современной практике принято целовать двери при входе в алтарь. 828 Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Коринфянам 30, 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 833 Подробнее о закрытии и открытии царских врат в русской литургической практике см. в: Печатнов В. В. Божественная Литургия. С. 181–202. 836 Буквально «Верую в одного Бога» (возможный перевод: «Верую в одного единственного Бога»). Славянское слово «един» означает «один» (в отличие от русского слова «единый», означающего «цельный», «нераздельный»). То же относится к другим случаям употребления термина «един» в Символе веры (букв. «в одного Господа Иисуса Христа», «в одну Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », «одно Крещение»). 837 Предложенный вариант русского текста основывается на переводе из издания: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной академии. Казань, 1910. (3-е изд.) Т. 1. С. 119–120. 838 Смысл этих слов следующий: «хотя богами называют различные вымышленные существа на небе и обожествленные людьми предметы на земле, на самом деле есть только один Бог». 839 Этот термин не встречается в Новом Завете, однако в христианском богословии получил широкое распространение не позднее III века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Церковь всегда тщательно охраняла это богооткровенное учение, испокон веков в своих Символах исповедуя веру в Бога как Творца духовного, невидимого мира. Так, в древнем Символе Иерусалимской Церкви (а равно и в Символах Антиохийской, Кесарийской и Кипрской Церквей) говорится: «Верую во Единаго Бога... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Эта всеобщая вера нашла свое выражение в первом члене Никео-Цареградского Символа веры. Тем самым она навсегда утверждена единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Решением Седьмого Вселенского Собора о том, чтобы, наряду со святыми иконами Спасителя и святых, благочестиво почитались и иконы святых Ангелов, Церковь еще раз соборно исповедала и подтвердила свою вселенскую веру в бытие бесплотных Ангелов как существ реальных, личных, самостоятельных и святых.    2. Ангелы ни в коем случае не суть существа самородные и самобытные; их, как и все творения, создал Бог. Святое Откровение ясно свидетельствует о том, «что всё, что начало быть», — Богом «начало быть» (Ин.1:3; ср.: Рим.11:36; Евр.3:4; Еф.3:9; Откр.4:11), следовательно — и Ангелы. Кроме того, в Ветхом Завете ясно говорится о том, что Бог сотворил Ангелов. Ездра обращается к Богу со словами: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем.9:6). То, что здесь под «воинством небесным» подразумеваются Ангелы, видно из контекста (Лк.2:13), где Ангелы называются именно так. Апостол Павел свидетельствует, что Ангелов сотворил вечный Сын Божий: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол.1:16).    Святое Откровение ясно учит, что Бог сотворил Ангелов, однако в нем точно не указано, когда именно они сотворены. Судя по вышеприведенному месту из книги Иова, где говорится, что Ангелы восклицали от радости, когда Господь сотворил звезды (см. Иов.38:7), и на основе всего известного о первозданном небе и библейского повествования об искушении первых людей в раю змием, то есть падшим духом (см. Быт.3:1—19), а это предполагает, что мир духов существовал до того и что в нем уже произошел какой-то нравственный переворот, завершившийся отпадением от Бога ряда духов, — следует заключить, что Бог сотворил Ангелов прежде материального мира. Богодухновенные толкователи Божественного Откровения — святой Златоуст, святой Григорий Богослов и святой Дамаскин — учат, что Бог сотворил Ангелов раньше материального, видимого мира. А молитвенная мысль Церкви свидетельствует, что Ангелы — «тварем начаток».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     В апостольском чтении 7-й Недели по Пятидесятнице есть одно замечательное место. Приведя цитату из Ветхого Завета («злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Пс. 68:10)), апостол Павел прибавляет: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4). Замечательно это место тем, что здесь мы видим свидетельство Писания Нового Завета о Писании Ветхого Завета. Подобных строк в новозаветных книгах немало, и каждая из них прямо говорит о нужности и незаменимости ветхозаветных книг для христианина. «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1:19), – пишет об этом апостол Петр. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16), – поучает Павел своего ученика Тимофея. Сам Христос повелевает: «Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Конечно же, во всех случаях речь идет о старозаветных Писаниях – тексты Нового Завета тогда еще даже не были полностью написаны. Каждый раз на Литургии, в «Символе веры», мы поем: «Верую... во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Раз уж мы причисляем себя к Церкви «апостольской», то должны восстановить в нашей церковной жизни и апостольское отношение к ветхозаветному Писанию, отношение любви и интереса. Нет ни одной главы в апостольских посланиях, где не было бы отсылок, прямых или косвенных, на книги Моисея и пророков. Из этих книг апостолы брали доказательства о том, что Иисус есть Христос (см. Деян. 17:2–3). Строки из этих книг служили им для молитвы (см. Деян. 4:25–27). Из лоскутков ветхозаветных Писаний выстраивалась новозаветная апостольская проповедь (см. Деян. 4:11; 2:17; 2:25). Апостолы в Христе Воскресшем видели, прежде всего, исполнение закона и пророков. Когда Христос «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), ученики узнали, что на каждой странице там – Он, их Господь. Так и нам нужно научиться смотреть на Ветхий Завет. Он написан Христовым Духом и о Христе. Путешествие в мир Ветхого Завета – это паломничество ко Христу. Наше отношение к старозаветным книгам есть показатель нашей любви к Воскресшему Спасителю.

http://pravoslavie.ru/114405.html

     Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить. Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного]» (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца. Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.

http://pravoslavie.ru/115034.html

А Церковь , которая отделилась бы от Вселенской, лишила бы сама себя достоинства Истинной Церкви. «Христос возлюбил Церковь и Самого Себя предал за нее, чтобы освятить её, очистить водною банею посредством слова, чтобы представить её Себе славною Церковью , неимеющею скверны или порока» ( Еф. 5:25–27 ), – говорит Апостол, и Символ ради столь великого освящения называет её Святою. А тот же Апостол Павел внушает верным её чадам, еще сущим на земле, что они уже приступили к горе Сиону и ко Граду Бога Живаго, Небесному Иерусалиму и Тмам Ангелов, к торжественному собранию и Церкви Первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Новаго Завета Иисусу ( Евр.12:22,23 ). Ибо Кафолическая Церковь столь необъятна, что она простирается в мире видимом и невидимом и состоит из двух, хотя нераздельных, Церквей: одна, воинствующая на земле, которой члены проходят многие испытания очищения и страдания за имя Христово; другая, торжествующая на небесах, составлена из ликов Святых, угодивших Богу и верою во Христа прешедших от смерти в жизнь. Посему, ублажая похвальными песнями Святых, мы призываем их молитвенно на помощь, как служителей и друзей Божьих, не с той, однако же, мыслью, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но чтобы чрез их ходатайство ради взаимной небесной любви, связующей их с нами во Христе Иисусе, испрашивать себе благодать от Бога. Так некогда взывал и Давид к Богу Отцев Своих, испрашивая Его милость Авраама ради раба Его и за Исаака, возлюбленного Его, и Израиля ради Святого Его. Церковь , которая от начала мира существовала в лице Праотцов и Патриархов, веровавших в грядущего Искупителя, и называлась Патриархальной до Моисея, от Моисея до Христа – подзаконной,(ибо тогда руководили ею Закон и Пророки к Новому Завету Бога с человеками чрез Иисуса Христа) приняв от Него Свое новое имя, называется еще в Символе Апостольской, ибо она была вверена Апостолам, как пестунам её на земле и доныне сохраняет их учение и управляется Пастырями, которые прияли от них чрез непрерывное рукоположение благодать Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010