Международный круглый стол «Церковное служение в цифровую эпоху» прошел в Общецерковной аспирантуре 5 марта 2018 г. 19:43 2 марта 2018 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялся международный круглый стол на тему «Церковное служение в цифровую эпоху», организованный Общецерковной аспирантурой и докторантурой и Институтом святого Фомы. В работе круглого стола в качестве основных докладчиков приняли участие: священник Антонио Спадаро, теолог, писатель, директор журнала «La Civiltà Cattolica» («Католическая цивилизация»), советник Папы Франциска, автор книги-интервью с нынешним римским Понтификом; протоиерей Владимир Шмалий, кандидат богословия, доцент кафедры внешних церковных связей и общественных наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры; Константин Корищенко, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и государственной службы; Никита Панов, ведущий тренер по компьютерной криминалистике компании Group-IB. В мероприятии участвовали Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре; директор Института святого Фомы священник Томас Гарсиа Уидобро Ривас; проректор по воспитательной и социальной работе ОЦАД протоиерей Михаил Немнонов; руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации, главный редактор портала «Православное образование» иеромонах Геннадий (Войтишко); председатель совета директоров банка «Интеза» Антонио Фаллико; директор Центра медиакоммуникаций Российского православного университета, советник председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Е.В. Жосул; главный редактор официального сайта Учебного комитета Русской Православной Церкви О.А. Богданова; директор культурного центра «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири; руководитель информационной службы Молодежного отдела Московской городской епархии М.А. Соколов; представители Синодальных отделов Русской Православной Церкви, научно-педагогического сообщества, СМИ, студенты.

http://patriarchia.ru/db/text/5156987.ht...

Миссионер. Так как вы отступили от Православной Церкви и не хотите слушать увещаний здешнего приходского священника, то я хочу беседовать с вами о тех истинах православной веры, в понимании которых вы отличаетесь от православных. О чем же прежде всего желаете со мной беседовать? Предоставляю вам на сей раз право выбора предмета. Штундист. Более всего нас соблазняют иконы, и потому просим вас открыть первую беседу об иконах. Миссионер. Хорошо; желательно мне от вас слышать, почему они вас соблазняют? Имеете ли вы какие-либо доказательства того, что их не следует почитать? Штундист. Имеем в Слове Божьем, да еще настолько важные, что и дитя наше их понимает (они так ясны) и может обличить ими всякого почитател икон. Миссионер. Укажите мне эти места, прошу вас. Штундист. Вот они, пока 29 стих, 17 главы Деяний Апостольских и вторая заповедь Закона Моисея. Есть у нас и другие указания против употребления икон, напр. у прорр. Исайи, Иеремии, в Псалмах Давида пророка. Мы думаем, что тут напрасны даже будут ваши усилия, труды и речи, чтобы против сих мест что-либо возразить. Миссионер. Посмотрим. Но чтобы труд наш не был напрасным, прошу усердно внимать слову и честно относиться к делу, помня, что мы будем трудиться вести беседу истины ради, иначе успеха не может быть, как бы ни были ясны мои доказательства в пользу почитания икон и в опровержение ваших возражений. Успеха ради скажу еще: не забрасывайте меня разом многими вопросами, особенно не давайте их одновременно о разных предметах. Речь пойдет об иконах; помните, что о них только на сей раз мы и должны говорить. Чтобы скорее и лучше дойти до конца, советую вам не всем говорить, а избирать того, кто у вас сильнее в слове и больше других понимает. Ему доверьтесь, пусть он и говорит со мной, остальные будете вместе с православными слушать; а что ваш доверенный не выскажет, или скажет не так, о том в конце беседы мне скажете. Хорошо ли так будет? Штундист. Хорошо, значит, это чтобы был порядок. Миссионер. Да, верно. Кого же вы из среды себя выбираете для беседы со мной?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Умер вне общения с РПЦ, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Т. А. Богданова Церковно-общественные взгляды Став сторонником церковного обновления, З. высказывался за возвращение к «живому духу», апостольским и святоотеческим «корням» Церкви. З. считал тождественными понятия «православие» и «обновленчество» (Идеология обновленчества. 1927. 7/8(20/21). С. 32), поэтому, с одной стороны, резко критиковал каноническую Церковь, с другой - предлагал введение «реформ, вызываемых самою жизнью и нимало не вредящих существу православия, но ему внутренне соответствующих» (Итоги пленума Свящ. Синода. 1926. С. 14). Основными проблемами Русской Церкви З. считал отсутствие «живой проповеди», обмирщение, «окостенелость богослужебных форм», формальное отношение к своим обязанностям представителей клира. Церковное руководство упрекал за связи с самодержавием и «освящение» капиталистического строя (Патриаршая и Синодальная Церкви в СССР. 1930. С. 10). Поместный Собор 1917-1918 гг. З. критиковал за дух «церковно-общественной реакции», а свт. Тихона - «за антисоветскую борьбу, в которую он вовлек многих архипастырей, пастырей и верующих мирян» (Там же). Дореволюционные духовные школы и их достижения З. критиковал за пренебрежение насущными проблемами церковной жизни, за «изумительную картину контраста между мастерством научной техники и блеском внешней эрудиции, с одной стороны, и бедностью и ничтожеством полезных для церковно-общественных целей, выводов и достижений… с другой» (Подготовка обновленческого движения в Петербургской ДА. 1927. С. 19). З. считал, что Русская Церковь не выполнила своей освящающей миссии в Российской империи: «Если взять наше государство в период его соединения с Церковью, то можно убедиться, что оно было на 95% языческим» (Идеология обновленчества. 1927. 7/8(20/21). С. 39). В послереволюционной ситуации З. поддерживал отделение Церкви от гос-ва и считал, что новый общественный порядок, проводимый в жизнь социалистами и марксистами, сам по себе направлен на достижение евангельского идеала, а Церковь должна помогать власти в скорейшем его установлении. З. также полагал, что у Церкви и социализма одна цель, но идут они к ней различными путями: «Языком церкви, языком религиозным оправдана социальная революция, которая своим методом идет к цели освобождения человечества от социального и экономического неравенства, и не чужда задачам Царствия Божия» (Там же. С. 41). Христианство в свою очередь «тоже идет к социализму, но только другим путем, путем религиозно-нравственного воздействия» (Там же). Одну из главных причин неудачи обновленчества в Советской России З. видел в противодействии «староцерковнического» епископата и считал необходимым остановить его вмешательством К-польского Патриархата и Правительства СССР (Патриаршая и Синодальная Церкви в СССР. 1930. С. 11).

http://pravenc.ru/text/182635.html

См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает основатель и президент Фонда «Женщины России» Юлия Школенко //Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С.98-99. — (рубрика « Эпилог »). Вопрос номера: Мы рабы или дети Божьи? [ Вопрос читателя : Скажите, пожалуйста, почему в христианской религии люди — это «рабы Божьи», а в язычестве — «дети богов»? Возможно, я задаю глупый вопрос, но все же ответьте/ Михаил ]. Отвечает диакон Игорь Цуканов. Фото: Анны Богдановой; Валерии Елизаровой // Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С.14-19. — (рубрика « Вопрос номера »). Имеются две информационные врезки (С.19): « Языческие боги правда смотрели на людей как на детей? ». Ил.: Битва троянца с ахейцем. Амфора, 500-480 гг. до Р. Х.; « Как было устроено рабство в Древней Иудее? » Ил.: Ревекка у колодца. Миниатюра, «Венский генезис», Сирия, VI век. См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает основатель и президент Фонда «Женщины России» Юлия Школенко //Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С.98-99. — (рубрика « Эпилог »). Патриарх Кирилл. Какое рабство становится силой ? Из проповеди после литургии в Новодевичьем монастыре г. Москвы, 6 июля 2014 года. Заголовок дан редакцией. [«Может быть, кто-то скажет: а разве есть что-нибудь хуже рабства, даже если это не рабство как понятие античной или средневековой истории, а рабство как потеря самостоятельности? Сегодняшнее апостольское чтение, небольшой отрывок Послания апостола Павла к Римлянам, говорит о том, что может быть нечто еще более страшное — когда мы становимся рабами греха: Что же предлагает апостол Павел? А он говорит очень простые, но такие сильные слова: вы должны быть рабами Божиими. Вы должны жить по Божественному закону, потому что плод такой праведности — святость и жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. И если человек живет в этой святости, то он подлинно сохраняет свой собственный личный суверенитет. Таким человеком невозможно манипулировать, на такого человека невозможно воздействовать ни пропагандой, ни деньгами, ни хитросплетенными схемами, посредством которых сегодня осуществляется управление массами. Человек, живущий в рабстве Божественному закону, — это скала, это сила»]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С.20-21. — (рубрика « Вопрос номера »). На врезке к материалу (C.20) Послание к Римлянам [глава 6:18-23].

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-233-...

Действительно, ничем иным, как растерянностью „душами и животами», остается объяснить то, что расколоучители со своими последователями сваливали всю вину за исправление книг и обрядов на одного патриарха Никона . А между тем от начала веры вся история Христианской Церкви полна апостольских и святоотеческих деяний по борьбе против разных своевольных отступлений и искажений, появлявшихся в обычаях и писаниях церковных. Кроткий и любвеобильный Ев. Иоанн Богослов все третье свое соборное послание написал в обличение „первенстволюбца» Диотрефа. Ревностный провозвестник любви, смирения и терпения Ал. Павел поучал Ефесского епископа Тимофея: – „Умолих тя пребыти в Ефесе да завещавши неким не инако учити, ниже внимати баснем» ( 1Тим. 1:3–4 ). А затем во 2-м к нему же послании упоминает с гневом: – „Александр Ковач много ми зла сотвори; да воздаст ему Господь по делом его. От него же и ты себе блюди, зело бо противится словесем нашим» ( 2Тим. 4:14–15 ). Наконец, тот же апостол так ревновал о церковном порядке в недрах христианской семьи, что не скрыл малейшего случайного отступления Ап. Петра от бывшего у христиан того времени доброго обыкновения не сообщаться с язычниками, но прямо возвестил об этом: – „Егда же Петр прииде в Антиохию, в лице ему противустах яко зазорен бе» ( Гал. 3:11 ). Точно также и деяния вселенских соборов были исключительно посвящены предохранению чистоты писаний, понятий и обычаев церковных от всяких вольных и невольных повреждений. Вот раскольники любят хвалиться своим уважением только к одним Великим Святым, именно к Иоанну Златоусту , Василию Великому , преп. Иоанну Дамаскину и другим, часто твердят, что безусловно приемлют все вселенские и поместные соборы. Между тем всякий может легко убедиться, что Св. Отцы на каждом соборе непременно вводили что либо новое, чего в апостольская времена отнюдь не было. Например, соборами святых отец изменено празднование Пасхи, дабы не была вместе с иудейскою; изменена Божественная литургия, отменен брак епископов; введены в церковный обиход чиноположение и устав со стихирами, тропарями, кондаками, ирмосами и канонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

А в особенности введен в церковный круг октоих (или осьмигласник), сочиненный Иоанном Дамаскиным , который жил уже в VIII веке по Рождестве Христове. Он же сочинил и канон Пасхи. А раньше до него Св. Василий Великий и Иоанн Златоуст изменили Божественную литургию Св. Ап. Иакова, сократили очень продолжительное служение ее и вместо прежних молитв ввели многие новые молитвы своего сочинения. А равно были ими составлены молитвы ко Св. Причащению. Также не мало нового внесено в церковное богослужение Симеоном Метафрастом и другими святыми отцами. Ужели следует и этих светильников мира предать анафеме за то, что они ввели новое и изменили многое апостольское предание, тогда как Ап. Павел не дозволяет ничего изменять не только святым во плоти сущим, но даже и ангелу с небес ( Гал. 1:8 ). Погрешили ли святые отцы или нет, изменив и сократив апостольский чин Божественной литургии? На эти вопросы может быть только один ответ, что Св. Отцы своими нововведениями не нарушили нисколько веры православной. Следовательно и патриарх Никон со священным собором, действовавший по примеру отцов церкви во имя чистых интересов Церкви, ничуть не погрешил. А между тем вот раскольники ставят ему в вину даже то, что он приказал писать „во веки веков» вместо прежнего „во веки веком», и не желают сознаться, что это возлюбленное ими правописание совершенно безграмотно и бессмысленно. Также точно можно сказать и о четвероконечном кресте, о тройном „Аллилуиа» и о треперстном сложении. Мыслимо ли именовать четвероконечный крест „печатью антихриста», когда и сами раскольники, полагая на себя крестное знамение, изображают только четвероконечный крест и не могут изобразить восьмиконечного. Равным образом, и тройное „Аллилуиа», как и треперстное сложение, совершается в честь Св. Троицы, единосущной и нераздельной и сопрестольной. Это легко понять всякому, хотя бы о сем прежде не было писано (как раскольники клевещут) Глава 16-я. Духовная гроза Прощает, да! многое прощает Св. Церковь каждому искренне кающемуся, но прощает потому что „несть греха, побеждающаго человеколюбие Божие», – как говорится в молитве 7 на Елеосвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

„Понеже убо избра нас Святой Дух, и освяти его благодать в служение и строение тайн его, и устрои пасти словесное стадо свое, его же убо всяцем образом должни есмы соблюдати, елико и себе от навет смертных; по подобию стража... по словеси Христову: „Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» ( Ин. 10:11 ). И Василий Великий глаголет: „Учиненный на строительства слова, аще не радит известити яко убийца судится» (См. в „Постнических правилах» гл. 40-ую). „Сего ради известившеся о сих тяжких прещениях, да не постраждем искусом в сих: Молит и вопрошает смирение наше, Вашу Святыню, и премудрый разум? К вящему и твердому содержанию нам пастырем стада Христовых овец, вкупе и вам еже бы на лучшее пастырем же и пасомым происходити, к тому же и яко дани в малом чесом разстроятельни будем от себе, мы же и стадо, и отлучимся Главы нашея Христа. Ведуще же вас истинных подражателей учеников Христовых, и хранителей Апостольских и отеческих преданий, от онуду же и мы получили и просветихомся светом Богопознания. Сего ради вопрошаем вашу Святыню, яко неции в нас воздвизают прю, како убо персты имети десницею, и воображати на лице знамение креста. Они убо искуснии три великие персты совокупивше, глаголю, великий палец и указательный, и великосредний, во образ Святой Троицы, начертывают на лице своем образ креста, их же и мним добре творящих; они же, совокупивше указательный и великосредний перст: полагают на лице своем знамение креста, глаголюще изображати два естества Богочеловека. Треми же, первым великим пальцем и двема малыми: глаголют образовати Святую Троицу. И сие указующе, како разумеют теми тремя персты, о Святой Троице, образ неприличен имуще, зане же неравенства велия имут в себе великий с малыми, яко же слышим в писании равенство в трех ипостасей имети. И како разумети прочими двема указательным и средним смотрения таинство, яко да не возмится кому четвертое лицо в составех имети. Кия убо от сих истиннии: тии ли, иже первыми треми персты знаменуются, или втории, иже двема персты указательным и средним знамение креста творящии, а три персты великий и два малые, глаголющии во образ быти Святой Троицы. Молимся и просим вас о сем возвестите нам, достоблаженнии Архипастыри, кое есть истинное?»

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

С конца же XIV века св. Киприан, митрополит Московский, окончательно установил совершение „чина сборованья» в первый воскресный день великого поста. История анафематствования представляет обстоятельное выражение непогрешного разума Св. Церкви. Ничто существенное в христианской жизни не укрывалось от ее материнского ока и что она признавала важным в целях правильного воспитания христиан, над тем и выражала всегда свои решительные суждения. Анафематствованы иконоборцы, согласно воли VII Вселенского собора. Анафематствованы неверующие в истинность и спасительность Бескровной Жертвы. Анафематствован прародитель толстовства Иоанн Итал за учение, что древние языческие мудрецы выше Апостолов и Отцов Церкви, а также за буддийское истолкование тайны воплощения Сына Божия. Анафематствован в 1094 г. грек Нил за учение, что человеческое естество Христа было особо сотворено Богом. Анафематствованы Дмитрий Римлянин, Константин Булгарис и Ириник в 1166 г. за учение о неравенстве Бога Сына Богу Отцу. Анафематствованы в 1338 г. Калабрийский монах Варлаам и мизийский уроженец Григорий Акиндин за то, что проповедовали преимущественную правильность латинских догматов и призывали восточную церковь покориться под власть папы Бенедикта XII. Анафематствованы с 1395 г. обидящие Св. Церковь отнятием пожертвованных ей имуществ. Анафематствованы с XII века все уклоняющиеся в магометанство. Анафематствованы с XII века Богомилы за „ослушание и отметание писанного и устно преданного новозаветного Откровения». Анафематствованы с 1472 г. уклоняющееся в жидовство. Анафематствованы с XVI века все хулящие праздник Благовещения. Анафематствованы с XIV века насадители пьянства – корчемники. Анафематствованы издревле по Апостольским Постановлениям (Кн. IV, 6) все угнетающие вдов и сирот. Анафематствованы со II века все непокорные Св. Церкви и противящиеся ее постановлениям. Анафематствованы с V века все домогающиеся царского сана без прав на него и злословящие своего государя, а также бунтовщики и изменники.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Иконостас сооружался с 1776 по 1784 год резчиками из Тотьмы  братьями Тимофеем и Николаем Богдановыми, вместе с ними работали устюжанин М. И. Шурухин и москвичи С. С. Соколов и Н. Евстратьев. Участие в работе над иконостасом братьев Богдановых объясняет его столь ярко выраженный барочный характер: на 1770-1780-е годы приходится расцвет барокко в Тотьме. Напомним, что Великий Устюг именно в это время вовлекается в сферу художественной жизни Петербурга и ряд его памятников отмечен уже чертами нового стиля — классицизма. Золотил царские врата и, вероятно, возглавлял работы по золочению самого иконостаса Петр Лабзин. Расписывал фигуры ангелов и «крыласы» устюжанин Прокопий Андреев, фигуры евангелистов – устюжанин Семен Попов. К сожалению, имена создателей самих фигур евангелистов и ангелов неизвестны. Иконы нижнего яруса (на обороте их есть авторская подпись: «писал иконописец Алексей Колмогоров 1776 г.») и ряд верхних в 1776-1781 годах писал известный художник Алексей Колмогоров. В 1781 году после его смерти десять апостольских икон и ряд других написали Егор Шергин и Василий Афанасьевич Аленев, священник городского Успенского собора. Вот что пишет об иконостасе С. Васильев: «Церковь во имя Троицы по отделке иконостаса может быть причислена к лучшим по епархии, а из монастырских в здешней губернии ее можно почитать первою после церкви, построенной баронами Строгановыми в Соль-Вычегодске. Резной, по полименту вызолоченный иконостас, в царских дверях евангелисты, а над ними серафимы и по сторонам ангелы, вырезанные из дерева – можно почитать мастерским произведением в художественном отношении. Живопись итальянской школы, исполненная здешними иконописцами, делает честь устюжским художникам и особенно протоиерею Оленеву». В 1973 году под руководством Ю. А. Рузавина (Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации) реставрируется иконостас Троицкого собора. Монастырь был построен теми же зодчими, которые возводили Михайло-Архангельскую обитель. Поэтому сооружения обоих монастырей имеют между собой много общего. Троицкий собор Гледенского монастыря сходен с собором Михайло-Архангельского. Аналогичны композиции трапезных и связанных с ними церквей.

http://sobory.ru/article/?object=01861

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил XIII церемонию вручения премий Международного фонда единства православных народов 21 января 2013 г. 19:49 21 января 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил XIII ежегодную церемонию вручения премий Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Патриарха Алексия II за 2012 год. Лауреатами премии стали Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II , Президент Ливанской Республики генерал Мишель Слейман, президент ОАО «Российские железные дороги» В.И. Якунин . На торжественном мероприятии присутствовали: митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, митрополит Батумский и Лазский Димитрий и другие члены официальной делегации Грузинской Православной Церкви , а также митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай; супруга Президента Ливанской Республики Вафаа Слейман, вице-премьер Правительства Ливанской Республики Самир Мокбель с супругой, временный поверенный в делах Ливанской Республики в Российской Федерации Фади Хаджали и члены делегации Ливанской Республики; первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.П. Торшин ; заместитель министра иностранных дел РФ Г.Б. Карасин; заместитель министра иностранных дел РФ М.Л. Богданов; представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси — митрополит Киринский Афанасий ( Александрийская Православная Церковь ), архиепископ Филиппопольский Нифон ( Антиохийская Православная Церковь ), епископ Моравичский Антоний ( Сербская Православная Церковь ); апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович. Церемонию посетили также иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий ; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ; митрополит Омский и Таврический Владимир ; председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент ; первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве архиепископ Истринский Арсений ; руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк ; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий ; председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон ; заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов ; секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.

http://patriarchia.ru/db/text/2739961.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010