37. Сотрудник Братства св. Гурия. 18 июля 1910 года Апостольский пост 1910 года в Казани Во время апостольского поста в Казани ныне произошло событие, которое может быть очень памятным в истории русской церкви в Приволжье. Мы говорим о Казанском Миссионерском Съезде, имевшем целью обсудить назревшие вопросы просвещения приволжских инородцев светом святого Евангелия. Этот съезд начался в первый день святого поста в честь св. Апостолов и окончание его совпало с последними днями поста апостольского. Хотя это было, по-видимому, только совпадение, но совпадение высоко знаменательное: самые святые вопросы церковной жизни обсуждались и решались в дни церковного воспоминания о святых апостолах, великих и несравненных миссионерах... И ныне, восстановляя в памяти все подробности бывшего съезда, – вспоминая всё, чем жили в то время его участники, всякий может сказать, что только сила Божия, благодатная сила любви христианской могла направить съезд на тот добрый путь, который ныне пройден. Если какой-нибудь беспристрастный наблюдатель сравнит съезд миссионеров 1897 года в Казани, 1908 года в Киеве и нынешний Казанский, то, несомненно, должен будет отдать справедливость последнему: так он был сравнительно скромен по количеству участников и так он был серьёзен по их настроению. Здесь в 1910 году всё было гораздо проще, не было почти ничего лишнего, бьющего только на эффект; во время занятий съезда не было и особенного красноречия, – всё было очень деловито, продумано, прочувствовано и обсуждалось только ради дела без всяких партийных выступлений или соображений. Такому настроению миссионерского съезда помогло, несомненно, то обстоятельство, что участниками его были лица почти исключительно духовного сана. Поэтому один строгий наблюдатель и судия Казанского съезда нашёл возможным сказать, что участники съезда по своему деловому и даже иногда вдохновённому настроению оказались вполне на высоте своего звания, на той высоте, которой от них можно было требовать. Такое настроение на Съезде повлияло соответственным образом и на его работы. Огромное большинство предположений съезда, почти все его пожелания основаны на изучении жизни и её запросов и потому можно надеяться на осуществление всех этих пожеланий, как вызванных самой жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1), – писал Екклесиаст. Близость Великого поста, от которого нас отделяют уже даже не дни, но часы, заставляет сегодня сказать: пришло время спасаться. Спасаться по-настоящему, без всяких «я забыл» или «я не знал», без наших обычных «завтра» и «в другой раз». Пришло время спасаться явно, реально, изо всех сил. Именно это помогает понять нам Церковь, предлагая в нынешнее воскресенье такие апостольские слова: «Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:11–14). Почему «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали»? Потому что Великий пост есть само спасение в действии. В это время Церковь дает возможность всякому постящемуся почувствовать запах святости. Посещение уникальных великопостных богослужений, частое причащение, глубокая исповедь, чтение Писания, по-монашески скудная трапеза, внимательность к каждому своему слову и мысли, покаянный настрой души... Эти подаренные Богом средства отверзают перед нами двери спасения, и сквозь приоткрывшуюся щель мы угадываем очертания мира иного, так мало знакомого нам. В эти дни небо опускается на землю. «Ныне ближе к нам спасение» также и потому, что каждая минута земной жизни приближает нас к ее окончанию. А мысль о смерти для христианина должна вмещать в себя не только страх Суда Божьего, но и надежду на спасение. Смерть – это встреча с Иисусом Христом, а значит со спасением. Именно так переводится с еврейского языка имя нашего Господа. Вот почему спасение для всякого христианина становится все ближе и ближе по мере приближения к смерти. И еще потому «ныне ближе к нам спасение», что каждый день должен быть для нас ступенькой духовного роста. Мы пришли в мир, чтобы возрасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Христианство есть явление не статичное, но динамичное. Христианство – это вечное движение вверх, движение ежедневное и нескончаемое.

http://pravoslavie.ru/110802.html

     Продолжается Великий пост, но время его день ото дня всё больше сокращается, и всё ближе становится праздник Воскресения Христова. Между тем, многих христиан охватывает грусть оттого, что за прошедшие недели опять не получилось исправить как должно свою жизнь, справиться хотя бы с одной из терзающих душу страстей. Снова суета как паук опутала своей паутиной нашу жизнь, и мы, так пламенно вступившие в первую седмицу поста, уже угасли в своих стремлениях и можно сказать, вернулись в состояния покоя и сна. Но Церковь вновь и вновь призывает нас, как некогда Христос своих учеников, пробудиться от сна, и потрудиться для спасения своей души. Об этом нам напоминает книга, которую мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Вольный Странник» и называется – «Духовное пробуждение» . 1. Автор этой книги - иеромонах Игнатий (Шестаков) , насельник Московского Сретенского монастыря. Родился в Москве в 1974 году, окончил исторический факультет МГУ, где специализировался на балканистике и истории Сербской Церкви. Постоянный автор церковно-научного центра «Православная энциклопедия», член Союза писателей России, редактор сербской версии портала Православие.ру. Автор множества публикаций по истории Сербской Православной Церкви в церковных и светских изданиях. В основе этой книги — проповеди отца Игнатия, произнесенные им в 2009–2020 годах на богослужениях в Московской Сретенской обители. 2. Охватывая весь годичный круг: службы Великого поста, Пятидесятницы, двунадесятых праздников, дней памяти святых, — эти проповеди затрагивают многие насущные вопросы жизни христианина. Раскрывая смыслы апостольских и евангельских чтений, объясняя значения церковных праздников, знакомя с жизнью и служением святых, автор доступным языком, очень метко и живо, порой строго, а иногда с добрым юмором, но всегда с любовью и болью о современном человеке, - объясняет важнейшие аспекты духовной жизни. Открывают книгу проповеди, которые возвращают нас к уже минувшим подготовительным неделям Великого поста, где автор размышляет о том, как в нашей жизни отражаются такие евангельские персонажи, как мытарь и фарисей, блудный сын и его старший брат, что нас ждёт в день Страшного суда и почему нам нужно всех прощать.

http://pravoslavie.ru/145676.html

§1. Что есть литургия преждеосвященных? Литургия преждеосвященных даров есть такое богослужение, в котором предлагаются для приобщения верующим Св. Дары, освященные на литургии Св. Василия Вел. или Златоустого, в воскресный день. §2. Когда она совершается? Эта литургия совершается только во дни св. Четыредесятницы, исключая, впрочем, суббот и недель, и праздника Благовещения. Так говорит 52-е правило шестого вселенского собора: «во весь великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, преждеосвященными службу да содевают». §3. Кем составлен чин сей литургии? Симеон митрополит солунский ( 1428), в ответе на 55-й вопрос говорит: «Преждеосвященная литургия издревле существует, от преемников апостольских, как и молитвы свидетельствуют». Тоже говорит и древнейший Симеона отец, св. Софроний, патриарх иерусалимский ( 639): да и шестой вселенский собор (Трульский 691) не узаконил начально, а только подтвердил древний обычай совершения литургии преждеосвященных. Но в настоящий вид чин сей литургии приведен уже в IV веке св. Василием Великим , который стяжал славу тем, что позаботился сверить различные чиноположения и письменно изложить чин литургии сколько можно ближе к чину апостольскому. Потому-то в древних рукописях греческих, сирских и наших славянских сия литургия надписывается именем сего святителя (О литургии Прежд. Даров стр. 51. Москва. 1850). §4. Откуда взялось мнение, что чин сей литургии написан св. Григорием Двоесловом , папой римским? Из неправильно понятого известия в греческом житии св. Григория, писанном около XII столетия. Говорится тут, что он «законоположил совершать полную литургию у римлян в постные дни, что исполняется у них до сего дня». Так как слово ωμαω в средние века на востоке означало греков, а римляне больше известны были под именем латинян, то у читателей и последующих писателей вышло смешение понятий; именно некоторые приняли слово ромен за греков, и самую литургию за литургию преждеосвященных. (Тамже, стр. 56 и дал.). §5. Для чего установлена литургия преждеосвященных?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Богослужения на русском языке и раскол в Украинской православной церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 20 декабря выступил с докладом на ежегодном Епархиальном собрании города Москвы в Храме Христа Спасителя. «Правмир» публикует краткие выдержки из его речи.  О богослужениях на русском языке Патриарх уверен, что идеи перевести все богослужение на современный русский язык и сократить его изменяемые части не принесут пользы. — В последние годы Священный Синод неоднократно давал указание, чтобы при составлении новых богослужебных текстов на церковнославянском языке их авторы и редактирующая эти труды Синодальная богослужебная комиссия избегали малопонятных, архаичных грамматических или лексических конструкций. …Главная сложность в понимании мирянами богослужебных текстов проистекает из самого их содержания, из высоты догматического учения, поэтических особенностей и насыщенности библейскими образами, которые непросто понять тем, кто обладает поверхностными знаниями о церковном учении и о библейской истории. Поэтому важнейшая задача для священников — это через просвещение прихожан помочь им понимать содержание и смысл православного богослужения. Также полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб и при уставном прочтении всего текста Четвероевангелия на Страстной седмице, которое на практике нередко распределяется на весь Великий пост.  … В некоторых храмах прихожанам раздают тексты праздничных, а иногда и воскресных богослужений, или хотя бы канонов, с параллельным русским текстом и подстрочным пояснением сложных мест. Такие тексты можно печатать недорого, в самом простом виде, без специальной верстки или цветного оформления. Пользу они приносят очень большую. Важно помнить, что здесь главная цель священника не в том, чтобы реализовать нечто, что представляется ему теоретически правильным, но в том, чтобы помочь прихожанам преумножить в себе любовь к богослужению. О расколе в Украинской православной церкви

http://pravmir.ru/eparhialnoe-sobranie-g...

Будем ли мы готовиться к Великому Посту? «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!...» Вот и вновь безмерная милость Божия, желающая «всем человеком спастися и в разум истины приити», вводит нас в преддверие Великого Поста. С будущего воскресного дня 1023 февраля начинаются так называемые «приготовительные» к Великому Посту недели, и за всенощным бдением, в канун этого дня, мы услышим впервые в этом году глубоко-умилительное песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!.. " Что значит это песнопение и каков смысл этих «приготовительных» недель? Великий Пост – это время всеобщего нашего духовного очищения и освящения. Но такое очищение и освящение возможны не иначе, как под условием совершенного оставления нами прежних наших греховных навыков, полного изменения к лучшему всех наших мыслей, чувств, желаний, всего нашего поведения и образа жизни – совершенного обновления и возрождения духовного. В этом и  только  в этом – в такой самой решительной и коренной  перемене  лишь и состоит то истинное и нелицемерное  покаяние,  к которому постоянно призывает нас св. Церковь , следуя примеру и повелению Своего Божественного Основателя Господа нашего Иисуса Христа, Который начал Свое общественное служение великому делу спасения людей именно  таким  призывом: «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное!»  ( Матф. 4, 17 ). Там, где не слышится такого постоянного призыва к покаянию, там нет и истинной Церкви Христовой. Пастыри, которые не призывают свою паству к покаянию, а только льстят ей и ублажают ее, и учат о чем-то ином, а не о покаянии, суть лже-пастыри, а не истинные пастыри. Без покаяния нет спасения , и кто не помышляет о покаянии, то есть о полном своем обновлении и духовном возрождении, не стремится покаяться всем сердцем, – тот и не христианин. Церковь Христова основана Единородным Сыном Божиим, пришедшим на землю, ради спасения людей, именно для того, чтобы дать им возможность покаяться и тем улучить вечное спасение. Никаких других задач Церковь Христова никогда себе не ставила да и не может ставить: Она их и не знает, ибо их и не найти ни в Слове Божием ни в Предании Апостольском. Под модным же теперь стремлением приписать или даже насильственно навязать Церкви какие-то чисто-земные цели или задачи в действительности скрывается просто-напросто  неверие  в ожидающую нас за гробом вечную жизнь. По совершенно-ясному и неоспоримому учению Слова Божия, Церковь «не от мира сего», а потому Она не может и не должна себе ставить никаких земных целей и задач, но идя к своей цели – вечному спасению людей, – Она тем самым и земную жизнь людей совершенствует – преображает, возвышает и облагораживает, по слову Христа-Спасителя:  «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся»,  то есть все необходимое для вашей земной жизни,  «приложатся вам» ( Матф. 6, 33 ). Всякая  иная  точка зрения на Церковь вполне  чужда истинного христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В истории распространения и утверждения православия в Японии имя высокопреосвященнейшего начальника Японской миссии Николая должно занять самое первое место. Назначенный, по окончании курса со степенью кандидата богословия в С.-Петербургской Духовной Академии 8 июня 1861 года настоятелем Консульской церкви в Японии, Николай Касаткин тогда же, 30 июня, был пострижен в монашество и рукоположён в иеромонаха. Через девять лет в 1870 году он был определён начальником Японской миссии и возведён в сан архимандрита. 22 марта 1880 года состоялось высочайшее повеление числиться архимандриту Николаю епископом Ревельским и, по возведении 30 марта в сан епископа, он оставлен начальником Японской миссии. Марта 24 1900 г. епископ Николай пожалован в сан архиепископа. Всецело посвятив себя делу христианской проповеди в далёкой Японии, архиепископ Николай в течение своего полувекового служения имел не только ревностных помощников и сотрудников своему апостольскому делу, но и искренне преданных друзей. В числе сих последних был скончавшийся в декабре 1907 г. настоятель Московского придворного Верхоспасского собора и благочинный Московских придворных соборов и церквей, протоиерей Николай Васильевич Благоразумов . Тесные узы дружбы покойного о. Благоразумова с Николаем не прерывались до самой кончины первого. В годы академического студенчества Н. В. Благоразумов и сам искренне желал посвятить себя миссионерской деятельности и именно в Японии. Только снисходя просьбам своего отца, священника в одном из селений Пензенской епархии, должен он был оставить это намерение. 8 апреля 1906 г. архиеп. Николай писал, между прочим, Благоразумову: «Вот ещё просьба: помощника шлите, т. е. молодого, доброго миссионера; просьба эта многие десятки лет повторяется мною в разные стороны и до сих пор остаётся мёртвою. Как быть? Мне 70 л., одна нога в гробу, ужель так и отправлюсь на тот свет, не дождавшись смены? А ведь правду говоря, друг Николай Васильевич, наше время куда как лучше было. Припомните: лишь только явился лист на столе с вызовом, да ещё на какой пост – настоятеля Консульской церкви, как этот лист забросали именами и какими ещё! Вы, М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

В первенствующей христианской Церкви особенными дарами Святого Духа, которых сподоблялись лишь некоторые избранные, были пророчество и учительство (см. 1Кор. 12:28 и Еф. 4:11 ). Антиохийская церковь к описываемому времени достигла такого духовного преуспеяния, что в ней были уже свои пророки и учителя. Из них на первом месте Дееписатель называет Варнаву, вероятно по особенному к нему уважению в первенствующей Церкви и по особенному участию в устройстве церкви Антиохийской, а Савла – на последнем месте, так как он позднее всех вступил в общение с Антиохийской церковью, да и самая его апостольская деятельность только ещё начиналась. Упоминает Дееписатель ещё троих, о которых в новозаветных книгах ничего не известно: Симеона, называемого Нигер, что значит «чёрный», вероятно из римских прозелитов, как можно догадываться по прозвищу, Лукия, или Луция, Киринеянина, может быть одно лицо с тем, кого упоминает апостол Павел в послании к Римлянам 16:21 (ср. 11:19), Манаила, или Манаима, совоспитанника Ирода четверовластника, то есть Ирода Антипы, тетрарха Галилейского. Это примечание характерно: воспитание при дворе Ирода Великого не оказало, следовательно, на него влияния. «Когда они служили Господу» – греческое слово, употреблённое здесь, относится к храмовому священническому служению: вероятно, это была Евхаристия. Важно отметить при этом, что они «постились». А современные сектанты, уверяющие, что они во всём следуют Священному Писанию , отвергают пост. Во время этого богослужения Дух Святой, вероятно через одного или нескольких пророков, повелел «отделить Варнаву и Савла на дело, к которому Он призвал их», то есть на особенное благодатное служение Церкви Христовой. Как видно дальше, это было миссионерское служение для обращения ко Христу язычников. Знаменательно возложение рук на Варнаву и Савла, предварённое опять постом и молитвой. Это было рукоположение их на апостольское служение. Конечно, возлагало руки не всё общество, а его предстоятели, сообщившие таким образом поставляемым на апостольское служение особые благодатные дары, необходимые им для успеха их дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вдовы и диакониссы История церковного служения женщин распадается на два периода, из коих каждый имеет свои характерные черты, отразившиеся и на самом названии этого служения. Первый период, простирающийся примерно до половины III века, был периодом служения вдов, второй – периодом служения диаконисс. Но служение вдов сменилось служением диаконисс не сразу, благодаря какому-либо перевороту, а постепенно, благодаря целому ряду исторических причин, и потому между этими двумя периодами была и переходная эпоха, когда одно служение только возникло, а другое еще не исчезло, так что было время, когда и то, и другое служение существовали совместно. Таким образом, наше исследование будет состоять из двух глав, из коих первая будет посвящена церковному служению вдов, вторая – церковному служению диаконисс. I. Вдовы Добровольное, недолжностное служение женщины в апостольское время. – Вдовы как первые должностные церковнослужительницы. Их права и обязанности. – Вдовы как единственные церковнослужительницы в первые два века. Положение их в клире. Их состав. Их обязанности прежние – пост, молитва и благотворительность, и новые – проповедь среди женщин, обязанноети литургические. – Прекращение церковного служения женщин на Западе и появление чина диаконисс на Востоке. – Постепенное вытеснение на Востоке церковного служения вдов служением диаконисс. – Церковные вдовы-нецерковнослужительницы на Востоке и Западе. О церковном служении женщин не раз говорится в Новом Завете, и особенно подробно в пастырских посланиях апостола Павла. Уже в самом начале первая христианская Церковь в Иерусалиме собиралась у матери Марка Марии ( Деян 12, 12 ). В Филиппах колыбелью христианства был дом Лидии ( Деян 16. 14–15 ), а главными сотрудниками ( σνεργοι) апостола в деле проповеди – Еводия и Синтихия ( Фил 4. 2 ). В Колоссах открыла апостолу свой дом Нимфа, а в Афинах – Дамарь ( Деян 17. 34 ). В Коринфе на пользу Церкви работали Хлоя и особенно жена Акилы Прискилла ( Рим 16. 3 ; 1Кор 16. 19 ; 2Тим 4. 19 ; Деян 18, 18 ), имевшая в деле проповеди более важное значение, чем ее муж 1 . В Кенхрейской Церкви служила Фива ( Рим 16, 1 ). Подобные услуги Церкви оказывали также Мариам, Трифена, Персида, мать Руфа, сестра Нирея и Юлия ( Рим 16. 12–15 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – единственный из чреды двунадесятых (т.е. 12-ти наиболее значимых) праздников церковного года, который посвящен не новозаветному событию, но переломному моменту церковной истории – окончанию эпохи гонений и началу эпохи христианской империи. Он установлен в память событий, связанных с чудесным явлением Креста святому равноапостольному императору Константину Великому в 306 г. (после чего Крест Христов становится защитным оружием и символом победы христианского государства) и с последующим обретением животворящего древа Креста Господня в 326 г. в Иерусалиме по инициативе святой равноапостольной царицы Елены, матери Константина. В основе праздника лежит исторический факт – «всемирное воздвижение» (т.е. возвышение при великом стечении народа) Честного и Животворящего древа Креста свт. Макарием Иерусалимским на все стороны света, предпринятое для того, чтобы все собравшиеся могли увидеть святыню. В воспоминание об этом в кафедральных и других соборных храмах в сей день совершается особый чин воздвижения образа Креста Господня. Поскольку в связи с Крестом Господним воспоминаются также и спасительные страдания Христовы, в день праздника положен пост (но с дозволением вина и масла). Последняя тема праздника – Крест Христов, стоящий на защите христианской государственности, поэтому праздничные тексты изобилуют молитвословиями за христианских царей, за христианское государство как совокупность граждан – христиан (греч. «политевма», слав. пер. «жительство») и за всю империю (греч. «экумена», слав.пер. «вселенная»). Празднование совершается 14 (27) сентября, на следующий день после ежегодного литургического воспоминания об освящении («обновлении») храма Воскресения Христова над Гробом Господним и Голгофой в Иерусалиме (335 г.). Своего рода предвосхищением праздника является богослужение 1 (14) августа – день изнесения («происхождения») частицы древа Креста Господня из царского дворца во Влахерне в Константинополь для поклонения верующих: с этого дня (за исключением периода празднования Успения Богоматери) на катавасиях утрени поются ирмосы канона Воздвижению Крест начертав Моисей. Предваряющие праздник суббота и воскресенье (т. н. суббота и неделя пред Воздвижением) имеют особые апостольские и евангельские чтения. Самому дню Воздвижения предшествует один день предпраздства, когда воспоминается и освящение иерусалимского храма Воскресения). Вечером в день праздника на великой вечерне поется прокимен великий Бог наш на небеси и на земли. За Воздвижением следуют 7 дней попразднства с отданием праздника в конце. Суббота и воскресенье по Воздвижении также имеют особые чтения, связанные с темой Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010