Вторая часть. Церковь Христова среди язычников (гл. 13–28) I. Первое путешествие апостола Павла 27 (13, 1–15, 35) 1. Распространение Церкви Христовой на острове Кипр (13, 1–12) По умирении Церкви, возмущенной на некоторое время гонением, воздвигнутым в Иерусалиме Иродом Агриппою, и по смерти этого последнего открылся новый период в истории христианства: начинается распространение Евангелия главным образом среди язычников. Таким образом, свет Христовой истины переходил в страны языческие по мере того, как возрастала злоба иудейства против Христа и Его Церкви. Иудеи сами гнали от себя этот свет и делали себя более и более недостойными его, и апостольская деятельность сама собою должна была переноситься к язычникам (13, 46). На место Иерусалима главным, средоточным и исходным пунктом апостольской деятельности является теперь Антиохия; главным деятелем в распространении Евангелия – святой апостол Павел, на то и призванный, чтобы возвещать имя Христово среди язычников (9, 15; 22, 21). а) Начало апостольских путешествий святого Павла Глава 13. 1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. 2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. 3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Глава 13: 1–3. Антиохийская Церковь в то время достигла уже такого духовного совершенства, что в ней были уже свои пророки и учители 28 . Из них первым дееписатель называет Варнаву, который, вероятно, пользовался особенным уважением среди христиан, как устроитель Церкви Антиохийской по поручению самих апостолов (11, 22), а последним – Савла, который после других вошел в общение с Церковию Антиохийскою и в состав ее членов. Когда однажды все члены Антиохийской Церкви были в собрании при богослужении и постились, Дух Святой (чрез одного или нескольких пророков) сказал: «выделите Мне из среды своего общества Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Призвание апостола Павла быть апостолом язычников было, конечно, всем известно в Церкви Антиохийской, а потому все понимали, к чему призывал теперь Варнаву и Савла Дух Святой. Все понимали также важность и величие подвига, к какому призывались эти апостолы, а потому не просто отпустили их в путь, но после особенного поста и молитвы о проповедниках Христовых и возложив на них руки, то есть после общего поста и молитвы, посвятив их на новое, особенное служение, призвав на них вспомоществующую немощам человеческим благодать Святого Духа. б) Обращение проконсула Сергия Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Глава 13 Путешествие Варнавы и Савла в Кипр и обращение проконсула Сергия Павла (1-12). Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую и речь апостола Павла в синагоге (13-41). Действие апостольской проповеди на язычников и на иудеев и гонение на апостолов со стороны иудеев (42-52). Путешествие Варнавы и Савла на Кипр (13:1-12). В первенствующей христианской Церкви особенными дарами Св. Духа, которых сподоблялись лишь некоторые избранные, были пророчество и учительство (см. 1 Кор. 12:28 и Ефес. 4:11 ). Антиохийская церковь к описываемому времени достигла такого духовного преуспеяния, что в ней были уже свои пророки и учители. Из них на первом месте Дееписатель называет Варнаву, вероятно по особенному к нему уважению в первенствующей Церкви и по особенному участию в устройстве церкви Антиохийской, а Савла - на последнем месте, так как он позднее всех вступил в общение с Антиохийской церковью да и самая его Апостольская деятельность только что еще начиналась. Упоминает Дееписатель еще троих, о которых в новозаветных книгах ничего неизвестно: Симеона, называемого Нигер, что значит " черный, " вероятно, из римских прозелитов, как можно догадываться по прозвищу; Лукия, или Луция Киринеянина, - может быть одно лицо с тем Луцием, кого упоминает Ап. Павел в послании к Римлянам 16:21 (сравни Деян. 13:1 ), - Манаила, или Манаима, совоспитанника Ирода четвертовластника, то есть Ирода-Антипы, тетрарха Галилейского. Это примечание характерно: воспитание при дворе Ирода Великого не оказало, следовательно, на него влияния. " Когда они служили Господу " - греческое слово, употребленное здесь относится к храмовому священническому служению: вероятно, это была Евхаристия. Важно отметить при этом, что они " постились. " ? современные сектанты, уверяющие, что они во всем следуют Священному Писанию, отвергают пост. Во время этого богослужения Дух Святой, вероятно, через одного или нескольких пророков, повелел " отделить Варнаву и Савла на дело, к которому Он призвал их, " то есть на особенное благодатное служение Церкви Христовой. Как видно дальше, это было миссионерское служение для обращения ко Христу язычников.

http://sedmitza.ru/lib/text/430544/

Глава VIII. Дорога от Иерусалима в Яфу «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус, и разговаривали между собою о всех сих событиях». ( Лк 24:13–14 ) …После первой высоты Иерусалим закрывается!.. Со второй видна только вершина горы Элеонской! Через груды камней, разбросанных по дороге, спускался я в задумчивости по красной, безжизненной почве в ущелье. Вправо высилась дикая гора Самуилова; в стороне, в лощине, видна деревенька Лифта. Через час с четвертью пути мы подъезжали к селенью Салония через каменный мост, под которым едва струился ручеек; эта долина оживлена несколькими виноградниками и маслинами. В Салонии сохранился остаток любопытного древнего здания; стены сложены из искусно тесанных камней, параллелограммами, с выпуклою гранью. Значительность здания, расстояние места от Иерусалима и древний большой путь, пролегающий мимо, заставляют нас предполагать, что здесь находилось «селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус» ( Лк 24:13 ), где Спаситель по Воскресении Своем явил Себя двум ученикам при преломлении хлеба. Шестьдесят стадий составляют около 10 верст, – это именно расстояние между Иерусалимом и Салониею. Доселе ничего определительного не сказано о положении этого места, где происходило трогательное событие, рассказанное святым евангелистом Лукою. Полагают, что Клеопа, один из двух учеников, шедших от Иерусалима в Эммаус и беседовавших с Иисусом о великом событии Его Воскресения, имел дом в Эммаусе и что в этом доме произошло преломление хлеба, о котором в Деяниях Апостольских упомянуто в особенности: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении, в преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян 2:42 ). Плиний и Созомен говорят об источнике в Эммаусе 109 , и это показание здесь оправдано 110 . Далее, влево, сквозь ущелье, виднелся горний град Иудов, потом, также налево, на горе, развалины, называемые Кастан. На этом месте мог быть Кариаф-иарим, куда был перенесен Кивот Господень из Вефамиса и где он пробыл двадцать лет ( Нав 18:14 ; 1Цар 7:1–2 ). Неподалеку отсюда был Вефорон верхний; Иероним определяет его на пути от Иерусалима к Никополису, в 1000 стадиях или 17 верстах от Иерусалима. Это был укрепленный пост во время войны Маккавеев, на границе колена Венияминова и Эфраимова. Здесь сражался Иисус Навин против пяти царей ( Нав 10:11 ), а Иуда Маккавей с Никанором; здесь же римлянин Цестий был разбит иудеями 111 . Оба Вефорона, верхний и нижний, были основаны Соломоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие» Православная Церковь празднует День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 11.07.2011 1442 12 июля Православная Церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивается Петров пост. Апостол Петр — уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он все время находился рядом с Христом, особенно сильно был привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу. Христос, утвердив Петра в апостольском звании, троекратно повторил: «Паси овец Моих» (Иоанн. 21, 16). И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек. Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Он побывал в разных странах Востока и Запада. По преданию, во время гонения римского императора Нерона на христиан апостол Петр был распят на перевернутом кресте в 64 году (по другой версии — в 67—68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Апостол Павел носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный», и только спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан. Воспитывался при Гамалииле, известнейшем иудейском законоучителе того времени. Савл вырос неистовым защитником еврейского закона и преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных их гонителей.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/11/ap...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Порфирий (Перич) избран Сербским Патриархом Сербская Православная Церковь обрела нового Предстоятеля 18.02.2021 2030 Как уже сообщалось , сегодня утром более 40 архиереев Сербской Православной Церкви (из которых 39 имели право быть избранными) совместно отслужили Архиерейскую литургию в храме святого Саввы Сербского в Белграде. Затем была совершена панихида по блаженной памяти Патриарху Сербскому Иринею , и после призвания Святого Духа в нижней церкви (крипте), посвященной святому князю Лазарю Косовскому, в полдень (14.00 Мск) начался Архиерейский собор. Согласно сербской церковной традиции сначала архиереи выбирают из своих рядов трёх кандидатов, которые наберут как минимум 50% плюс один голос из голосов всех присутствующих. Затем их имена в конвертах помещаются в Евангелие, затем проводится жеребьёвка: один из конвертов «вслепую» извлекается духовником одного из монастырей. В этот раз им оказался архимандрит монастыря Сысоевац архимандрит Матфей (Ристанович). Предполагалось изначально, что исполнять апостольскую жеребьёвку будет архимандрит Иоанн (Радосавлевич), но он не получил благословения епископа Жичского Иустина. Наиболее часто назывались следующие кандидаты на пост Предстоятеля: митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, епископ Бачский Ириней, епископ Баня-Лукский Ефрем и епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий. Собственно говоря, именно они (за исключением епископа Иоанникия) и вошли в тройку. Апостольский жребий пал на митрополита Загребско-Люблянского Порфирия. Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий возглавляет Загребско-Люблянскую митрополию с 2014 года. Некогда епархия была достаточно значимой, с большим числом святынь, храмов и монастырей, но после войн 1992-1995 годов и последующего изгнания сербского населения практически разорена. Владыка Порфирий, закончив Богословский факультет в Белграде, долгое время учился в Афинах. А потому был тесно связан с Греческим миром, что может свидетельствовать о его близости с Фанаром.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/18/vl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Добровольный мученик и гордец Является ли сейчас поход в храм на литургию и причащение добровольным мученичеством? 28.11.2020 4424 Время на чтение 7 минут Мученик — это «свидетель» в переводе с греческого, то есть это свидетель и свидетельство стойкости исповедания христианства вплоть до кончины от издевательств и мучений. Такой кончины, что даже все грехи человека (кстати, как христианина, так и не христианина, который, претерпевая мучения, получает крещение своей кровью) смываются пролитой мученической кровью. Претерпевающий подобные мучения сберегает душу свою ради Христа (Мф. 10:39). Первые мученики были уже в апостольские времена, а на Руси — в конце первого тысячелетия. Вполне естественно, что к мученикам не могут быть причислены еретики (9е и 34е правила Лаодикийского собора). У мученика, идущего вослед за Христом, жизнь никто не отнимает — он её отдает сам и добровольно, как и наш Господь. Мученичество в том и состоит, что человек оказывается способным по дару Христа и подобно Ему, вольно принять страдания и самую смерть, неизбежную для каждого из нас. Вот какую классификацию видов мученичества даёт протоиерей Александр Шаргунов : «Святитель Киприан Карфагенский говорит, что есть мученичество красное и есть мученичество белое. Мученичество красное - когда христианин приносит свою жизнь в жертву во времена гонений за Христа. Мученичество белое - когда он в деятельной любви и сострадании совершает свой подвиг в дни мира для Церкви ... и вольно отвергается того, что дороже ему всего на свете, для того чтобы стать странником и вольным изгнанником на земле ради Христа. Отцы древней Православной Ирландской Церкви говорили о том, что наряду с мученичеством красным и мученичеством белым, есть мученичество зелёное, когда человек подвигами поста, труда и молитвы достигает освобождения от всех греховных страстей. И это есть подвиг преподобничества. Не случайно в дни памяти преподобных цвет облачений у нас (священнослужителей) (когда не пост) бывает зелёный. Подвиг преподобничества - это подвиг, который говорит о тайне приобщения Самому Источнику жизни - Святой Троице. Все эти виды мученичества едины». И избираемый нами образ жизни вполне способен приобщить каждого из нас, как будущих мучеников, к вольному страданию Господа: это монашество и жизнь в браке, и подвиг уединённой молитвы как подвиг бескровного мученичества, а и иная жизнь тоже. В монашестве человек «сам отказывается от своей свободы, совершая первый акт добровольного мученичества ради Христа, с тем, чтобы приобщиться Его Кресту».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/28/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > О праве на ошибку Еще раз о юлианском и григорианском календарях 16.01.2023 570 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлено автором 6 января на РНЛ были опубликованы два материала по традиционной для новогодних дней теме: какой календарь точнее – юлианский или григорианский: перепечатка доклада на Московском Всеправославном совещании 1948 года « О старом и новом стиле » святителя Серафима (Соболева) и ответ А.Д. Степанова на обращённое к нему письмо Д.Е. Боброва из Германии. Этот ответ привёл к довольно оживлённой полемике в комментариях, на которые главный редактор РНЛ отреагировал через неделю статьёй « Григорианский календарь приводит к утрате понимания русской истории ». Главное возражение против перехода на григорианский календарь в обоих случаях не в том, что им руководствуются католики, хотя и такой аргумент встречался, а в том, что «если Пасха поздняя, то практически исчезает (или сводится к минимуму) Петров пост, поскольку празднование в честь первоверховных апостолов Петра и Павла празднуется не 12 июля, а 29 июня (по григорианскому календарю). Это очень весомое возражение. Оно неизбежно вытекает из традиции праздновать Пасху не просто в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, но вдобавок только после иудейского праздника Песах. Именно по этой причине поздняя Пасха иногда попадает на майские дни по григорианскому календарю. При этом святитель Серафим ссылается на 7-е Апостольское правило и на 1-е правило Антиохийского собора. Но если вдуматься в оба текста, которые он приводит, там речь идёт не о запрете православным отмечать Пасху в тот же день, в который иудеи празднуют Песах, а о запрете праздновать вместе с ними («прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати», «со иудеями совершати Пасху»). А это далеко не одно и то же, если руководствоваться нормами современного русского языка. Можно представить себе, что во времена Антиохийского собора, а это 341 год от Рождества Христова, на Ближнем Востоке существовала опасность случайного смешивания на улицах празднующих представителей разных религий и проще всего было подстраховаться и развести эти два праздника во времени, если не очень получается в тесных пространствах тогдашних городов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/16/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отходная самому себе и другие сахалинские реалии 27.09.2023 394 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.ру Отец Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Южно-Сахалинске, развеивает миф о своем острове: Сахалин-де – не более чем место ссылки и каторги. По словам батюшки, у острова богатое христианское наследие, и хорошо, если мы будем в первую очередь помнить именно об этом богатстве. Рассказывает батюшка и о ненависти, с которой ему как православному священнику приходится сталкиваться в своем служении. Отходная молитва самому себе Павел Савабэ Такума и святитель Николай – В 1861 году, еще до основания каторги, на Сахалине побывали два выдающихся миссионера. Это Николай Касаткин , будущий равноапостольный просветитель Японии. В 1860 году он отправился в Японию, но поездка была долгая, и он заехал к владыке Иннокентию (Вениаминову) , который был известным миссионером Дальнего Востока, а позже был переведен на московскую кафедру. Он долгое время служил на острове Уналашка, среди алеутов, а потом стал первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. То есть Камчатка, Курилы, Сахалин, Приамурье – эта огромная территория – место его апостольских трудов. Все ли знают, что город Благовещенск был назван в честь храма, в котором он служил? Муравьев-Амурский, генерал-губернатор, спросил: «Владыка, а как мы этот город назовем?» – «А давайте его назовем в честь праздника Благовещения», – предложил владыка Иннокентий. Авторитет владыки на Дальнем Востоке был непререкаем. Памятный знак Кусунайского постаИ вот по пути в Японию будущий святитель Николай заехал к владыке. Тот его принял очень тепло, рясу ему пошил: едешь к японцам – надо выглядеть прилично. А уже летом, в июне 1861 года, отправился на корабле из Николаевска-на-Амуре в Хакодате, потому что это единственный город, который был открыт для иностранцев в Японии. Остановку он сделал на Сахалине, в посту Кусунай, а это такой пограничный, таможенный российский пост. Сейчас это место называется село Ильинское. Военные узнали, что на борту корабля есть священник, попросили его выйти. Он вышел, освятил заставу, закладной камень православной часовни, отслужил молебны и панихиды и отправился дальше на Хакодате.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/27/othodn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путём созидания Апрельские тезисы Священного Синода 05.04.2019 848 4 апреля на очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви продолжена системная работа по развитию церковной жизни: назначены на новые кафедры архиереи, была проявлена забота о духовной и семейной жизни молодых священников, определена главная тема будущих Рождественских чтений («Великая Победа: наследие и наследники»), прославлены новые святые. Не обойдён вниманием украинс кий церковный вопрос: синодалы поддержали полное достоинства и силы заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви, в котором в т.ч. констатируется, что авантюры Константинопольского патриархата не получили рецепции среди Поместных Церквей. Из новых назначений хотелось бы особо отметить поставление правящим архиереем недавно учреждённой Корейской епархии архиепископа Кызыльского и Тывинского Феофана (Кима), который уже служил ранеее в Корее, а в последние годы апостольски трудился в Тыве. Принятое решение в очередной раз показывает, что курс на развитие внешней зарубежной миссии, на проповедь Евангелия всем народам является не случайностью: он продуман священноначалием и является ответом Церкви на таинственное указание Духа Святого. Вспоминаются священные слова Деяний святых апостолов: « Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие » (Деян. 13:2-5). Ну а с церковно-«политической» точки зрения Московский Патриархат показывает несостоятельность «вселенских» притязаний Константинопольского патриархата - по крайней мере конкретно в Юго-Восточной Азии. Относительно же Кореи следует сказать, что именно Русская Церковь начала проповедь Православия в Корее в 1897 г. И только спустя многие десятилетия, после исторических потрясений, Русская Церковь потеряла возможность окормлять Корею, территорию которой «подобрал» Константинополь. Ныне же, после отмены Фанаром документа более чем 300-летней давности о Киевской митрополии и выхода Константинополя из канонического поля, ничто не мешает Русской Церкви восстановить свою юрисдикцию над Кореей. Причём сразу на уровне архиерея, к тому же корейской национальности (напомним, ранее русскую духовную миссию в Корее на месте возглавляли лица в сане не выше архимандрита, и никогда - корейцы).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/05/pu...

Закрыть О празднике светлого Христова Воскресения Событие праздника и его эортологическая динамика 15.04.2023 1923 Время на чтение 18 минут 1 часть Воскресение Иисуса Христа (греч. anasmasis; лат. resurrectio) - возвращение Иисуса Христа к жизни после Его смерти через распятие на Кресте и после Его погребения. Одноименное название носит установленный в память этого события величайший христианский праздник, именуемый светлым Христовым Воскресением, или Пасхой. Евангелисты повествуют о крестной смерти Спасителя в пяток, накануне еврейской Пасхи, и о том, как испросивший у Пилата тело Спасителя Иосиф Аримафейский, член синедриона, но тайный ученик Христа, похоронил тело Его в пещере. Но когда по прошествии субботы благочестивые жены пришли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело Его благовониями, они увидели гроб пустым, а во гробе юношу в белой одежде, который сидел на правой стороне. Он сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет - Он воскрес, как сказал... Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28: 5-7; также: Мк. 16: 6-7; Лк. 24: 5-8). В воспоминание смерти Христовой Пасха в Церкви I века праздновалась форме поста. К этому же времени относится и начало формирования Великого поста. А круг праздников Церкви апостольского времени, по-видимому, исчерпывался лишь воскресными днями. При этом положение поста было неустойчивым: одни оставляли его в самый день еврейской Пасхи, а другие - в следующее за ней воскресенье. При этом, по свидетельству Сократа (V в.), совершавшие праздник Пасхи в 14-й день месяца нисана, то есть в один день с евреями, утверждали: так им предписано апостолом Иоанном. Праздновавшие же в следующее воскресенье говорили, что свое обыкновение получили они от апостолов Петра и Павла. На протяжении II века совершался неуклонный переход к твердым литургическим нормам. Именно в это время устанавливается особое - самостоятельное - почитание годового дня смерти и Воскресения Христова, то есть праздник Пасхи. Следует подчеркнуть следующее обстоятельство: если ранее Пасха осмыслялась как пост в честь смерти Спасителя, произошедшей именно в день еврейской Пасхи, то теперь возникла настоятельная необходимость в соединении с ней и радостного воспоминания о Воскресении Христовом. Это, разумеется, с одной стороны, совсем не сообразуется с пощением, а с другой - соответствует исключительно воскресенью, а не какому-либо иному дню недели.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010