Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 78. Субботний пост Можно ли по субботам поститься? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжим начатую прошлый раз тему и сегодня рассмотрим правила в отношении поста в субботу и воскресенье, тем более, что про это от вас поступал вопрос. По ранним свидетельствам в Иерусалимской Церкви, когда предписывались посты в течение года, то всегда делалась такая оговорка: «исключая дни субботние и воскресные». Это был древний и весьма распространенный церковный обычай, выражавший особое отношение к этим дням седмицы, так что согласно 64 Апостольскому правилу: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». Хотя, как вы уже знаете, у западных христиан в отношении субботы и поста сложился иной обычай, согласно которому суббота — это день скорби, ознаменованный погребением Христа. Но этот обычай Восточная Церковь не приняла, сказав: «Поскольку мы уведали, что обитающие в Риме, во святую четыредесятницу, в субботы ея постятся, вопреки преданному церковному последованию, то святому собору (речь идет о VI Вселенском) угодно, да и в Римской церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: если кто из клира усмотрен будет во святый день Господень, или в субботу постящийся, кроме единые токмо, да будет извержен, если же мирянин, да будет отлучен». (Ап. пр. 64). О богослужебнем значении этих дней мы уже достаточно много говорили ранее. Если кто подзабыл, переслушайте хотя бы 16 наше занятие посвященное «Великой Субботе». Там мы разбирали, почему суббота — это день не столько смерти, сколько победы над нею, которая совершилась в аду, а затем явной стала в день воскресный. Так что фиксация внимания на погребении Христовом, свидетельствует о поверхностном понимании происходящего, не умеющего, что называется, зреть в корень, в ту глубину, на которой происходило то главное, о чем Церковь велит радоваться, запрещая под страхом наказания поститься в эти дни, разрешая, впрочем, поскорбеть о смерти и погребении Христовом лишь один раз в году, в Вел. Субботу, т.е. в день, когда это случилось.

http://azbyka.ru/video/78-subbotnij-post...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Пасхальное бдение. Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени Публикация священника Михаила Желтова, доцента МДА, завершает цикл историко-литургических материалов, связанных с богослужениями Страстной седмицы и Пасхи.   Статья 1.Пасхальный пост Празднование Пасхи (в широком смысле - как воспоминания и Распятия, и Воскресения Господа Иисуса Христа) упоминается в церковной литературе со II века, но праздновалась она христианами, несомненно с самого рождения Церкви. Однако дата празднования Пасхи до I Вселенского Собора в разных местностях определялась по-разному и не везде была строго приурочена к определенному дню недели. Важнейшим отличием Пасхи от других дней церковного года, по-видимому, был пост (в смысле полного воздержания от пищи), продолжавшийся несколько часов или даже до двух дней и оканчивавшийся на рассвете, когда совершалась Евхаристия, служившая знаком радости о Воскресении Христовом. После I Вселенского Собора, когда римская практика празднования Пасхи непременно в воскресный день распространилась повсеместно, празднование Великой субботы как дня предпасхального поста также стало повсеместным установлением; так, согласно 64-му Апостольскому правилу (впоследствии подтвержденному 55-м правилом Трулльского Собора) и составленным около 380 года «Апостольским постановлениям» (VII. 23), Великая суббота - единственная постная суббота в году.

http://bogoslov.ru/article/399377

То, что евиониты (иудеохристианская секта II века) праздновали праздник Пасхи в тот день, когда это под угрозой проклятия было заповедано иудеям (Исх.12:6,14,18; Лев.23:5; Втор.27:26), т.е. в четырнадцатый день первого месяца (нисана), мы видели в толковании 7 Ап. правила. Такое верование евионитов относительно того, что именно в этот день, какой бы то ни было день недели, и надлежало праздновать этот праздник, разделяли многие христиане востока, которые в остальном, говоря вообще, были православны, особенно в церквах Малой Азии. На западе, а особенно в римской церкви, утвердился одно время обычай праздновать этот праздник в первое воскресение (die Dominico, υ ε) после четырнадцатого дня того же первого месяца. Малоазийские христиане, ссылаясь на ап. Иоанна, Филиппа и на некоторых Апостольских учеников, считали, что, следуя примеру Христа, когда Он со Своими учениками праздновал Пасху, должны и они в тот же день соблюдать воспоминание Его смерти ( υο), притом таким же образом, как то делал Христос. С этою целью они устраивали особую вечерю, которую ставили в связь с вечерей Господней, и делали это в то время, когда иудеи праздновали свою пасху, т.е. в 14 день первого месяца, причем прерывали на это время пост страстной седмицы. После этого они опять продолжали поститься до наступления третьего дня, в который и праздновали Воскресение Христово ( ο), не взирая на то, когда приходился этот третий день - в воскресение или в какой-либо другой день недели. Веруя, что в данном случае они поступают совершенно правильно, они считали обычай западной церкви новшеством, противным исторической истине. С своей стороны западная церковь оправдывала свой обычай общей свободой христиан, которые не должны держаться иудейского обрядового закона. По ее утверждению, если христиане не обязаны были праздновать иудейскую субботу, тем менее они могли быть обязаны праздновать иудейскую пасху, потому что ап. Павел не только вообще предоставил христианам свободу относительно празднования известных дней, но особенно сказал это относительно Пасхи (1Кор.5:7). Притом для христиан невозможно следовать во всем иудейской пасхе, как невозможно и сохранять все те обряды, которые с ней связаны и которые не соблюдались и малоазийскими христианами. Наконец западная церковь считала вполне самовольным и воспрещенным делом прерывание поста на страстной седмице, как то делали малоазийские христиане, потому что пост этот, по преданию Апостольскому, мог прекратиться только в день Воскресения Христова (трул. 89; Дионисия алекс. 1). По поводу упомянутых разногласий между церквами малоазийскими и западной возник большой спор, продолжавшийся несколько веков, причем все, следовавшие относительно времени празднования Христова Воскресения малоазийскому обычаю, названы были четыренадесятидневниками, о чем мы говорили в толковании 7 правила II вселенского собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

Часть III. Дни постные Причина помещения дней постных после праздников непреходящих и отличие сих дней от праздников Говоря о днях Богослужения в порядке более историческом, переходим от непреходящих праздников к постам, потому что учреждение их зависело от установления праздников, пред которыми они положены. Так пост пред праздником Рождества Христова установлен ради этого праздника; Богородичный – ради праздника Успения Пресвятые Богородицы; Апостольский – ради дня св. Апостолов; посты в день Воздвижения животворящего Креста и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи – ради событий, воспоминаемых Церковию в сии дни. Начала постов великого, среды и пятка, указаны хотя прежде и независимо от своих праздников ( Лк.5:35 ), но установлены не прежде и следовательно ради же праздников, коим они теперь предшествуют. По делам благочестия, коим мы должны посвящать дни постные и особенно время говения, т. е. время, избранное нами для особенного благоговения, самоиспытания и достойного приготовления себя к покаянию и причащению, дни поста приближаются к разряду праздников, как свидетельствует и слово Божие: посты будут для дома Иудина радостию и веселием и праздниками благими ( Зах.8:19 ). Но по чувству, которое посты первоначально поселяют в сердце нашем, они отличаются от праздников. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых, в праздники воспоминанием благодеяний Церковь прямо располагает нас к духовной радости и надежде, в посты – к сокрушению и слезам, от коих радость и веселие происходят впоследствии; в праздники, сообразно духовному веселию, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты – предписывает более скудную. " Пост есть дело Божие, говорит блаженный Сименон Фессалоникийский 1 , потому что Бог не нуждается в пище; есть образ жизни и добродетель Ангелов, потому что они существуют без пищи; есть умерщвление тела, потому что, изнеживая его, мы становимся мертвы (по душе); есть, наконец, средство удаления от страстей, потому что страсти возбуждаются чревоугодием и объедением. Брашна же, говорит Апостол Павел, чреву и чрево брашном» ( 1Кор.6:13 ). Важность и древность поста

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Это шестая встреча с протоиереем Геннадием Фастом в рамках курсов о пастырстве, проводимых Псковской епархией, и третья по счету беседа об Апостольской Церкви. Она посвящена «непрестанному пребыванию в преломлении хлеба (см.: Деян. 2: 42), то есть самому главному таинству Православной Церкви – Евхаристии. Как совершалось причастие в древней Церкви и как сложилась литургия в том виде, в каком мы имеем ее сейчас? Всегда ли подготовка к причастию включала в себя пост? Стоит ли причащаться, если ты считаешь себя «недостойным»? Почему литургия – это общее дело? Как современному священнику вовлечь народ в совершение богослужения? Что делать, если причастников за литургией нет? Протоиерей Геннадий дает ответы на эти и другие животрепещущие вопросы, а также делится небольшим списком книг о Евхаристии, обязательных к прочтению для каждого священника. Вечеря Господня – ужин Господень Добрый день, всечестные отцы и братья! Всех приветствую. Мы продолжаем наши размышления об Апостольской Церкви, о которой сказано в Деяниях: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42). Мы с вами уже беседовали о первых двух позициях: «о пребывании в учении апостолов» и «общении». Сегодня переходим к третьей: «И они постоянно пребывали… в преломлении хлеба». Таким образом, наша сегодняшняя тема – Церковь как евхаристическая община. «Непрестанное пребывании в преломлении хлеба» – это специфическая особенность нашей христианской Церкви. Такого не было в Ветхом Завете, такого нет и в других верованиях, близких к христианскому. Но так оно есть в христианской Церкви. Построим наши размышления, отталкиваясь от наименований этого священнодействия. Наименования различны. Первое – Тайная вечеря. «Вечеря» переводится на русский язык как «ужин» или даже «обед». В Евангелии от Луки сказано: «после вечери», то есть после ужина. Греческий язык нам дает «μσση» («месса») – то есть «вечеря». Само слово «δεπνο» означает обед, ужин или трапезу под вечер. В послегомеровские времена оно стало «ужином», «к вечеру», а при Гомере это слово употреблялось еще в значении «трапезы полуденной». И это соответствует нашему русскому наименованию «обедня». Мы называем это таинство обедней. Собственно, так оно было в гомеровские времена в греческом языке.

http://pravoslavie.ru/145579.html

На днях группа политических активистов пыталась провести “антипутинский молебен”. Широко известный в узких кругах Роман Доброхотов со своими друзьями пришел на площадь перед Храмом Христа Спасителя, чтобы, как он говорил, “по всем канонам” провести “молитву” за " за изгнание бесов из страны " . Эти слова говорят только о крайнем его невежестве в отношении церковных канонов - молитва в Церкви совершается “за”, а не “против”. Церковь не занимается черной магией, наведением сглаза и порчи. Церковь молится о “здравии, спасении и во всем благом поспешении”, а не о причинении вреда кому-либо. Если бы у оппозиции существовал лидер, теоретически способный занять президентский пост - молится за него было бы вполне возможно. А вот молиться “против” - довольно странно. Более того, святой Апостол Павел заповедует Церкви “совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. (1Тим.2:1-4)”. Когда Церковь возносит молитвы “за” (а не “против”) начальствующих, она просто и прямо следует слову Божию. Это - не что-то, что появилось позже, не “средневековое наслоение”, не “наследие синодального периода” - это непосредственно Апостольская заповедь. Православная Церковь не есть Церковь интеллигентская, или журналистская, или прогрессивно-общественная - Православная Церковь есть Церковь Апостольская, и именно Апостолам она и следует. Не желаете повиноваться Апостольскому слову? Дело ваше, но тогда не пытайтесь называть ваши действия “каноничными”. Более того, само слово “Христиане” означает, в библейском контексте (Деян. 11:26) именно “ученики Апостолов”. Оно не означает - и не может означать - людей, которые исполняют заповедь Апостола ровно наоборот. Апостол Павел пишет свое послание, находясь под властью языческой Римской Империи, которая вовсе не была безгрешной вообще и дружественной к христианам в особенности. “Цари и начальствующие” могли быть вопиюще грешными людьми или даже прямыми гонителями Христиан - но Церковь, отражая благость Божию ко всему творению, возносила молитву и за них. Эта молитва не означает - и не означала никогда - согласия со всеми действиям начальствующих. Священники и молящиеся миряне - не шаманы, обеспечивающие “своим” поддержку “тайных сил”. Молитва приносит страну, власти и воинства пред лицо Божие, прося, чтобы Он управил все, происходящее в нашей стране так, как это угодно Ему - а не самим по себе начальствующим и даже не нам, возносящим эти молитвы.

http://pravoslavie.ru/53350.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В день Святой Троицы посол Италии молился за Литургией в храме в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Большой Ордынке 23 июня 2013 года, в день Святой Троицы, Пятидесятницу, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На праздничном богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Итальянской Республики в Российской Федерации Антонио Дзанарди Ланди. По отпусте Литургии и 9-м часе была отслужена великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв. После богослужения архипастырь обратился к молившимся со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В молитве, которую мы только что слышали, праздник Пятидесятницы назван праздником завершающим. Он завершает долгий период церковного года, который начался в Рождество Христово, прошел через Великий пост, Страстную седмицу, Пасху Воскресения. И вот, наконец, вместе со всей Святой Церковью мы достигли праздника Пятидесятницы. Он называется завершающим потому, что в день Пятидесятницы завершились дела Иисуса Христа на этой земле. Физически Он уже не присутствовал со Своими учениками - за несколько дней до этого Он вознесся на небеса и вместе со Своей человеческой плотью воссел одесную Бога Отца. Еще на Тайной вечере Он обещал, что даст им другого Утешителя, и в день Пятидесятницы ниспослал Его на святых своих учеников и апостолов. Произошло удивительное чудо, которое не поддается описанию человеческим языком: все люди, которые пришли в этот день и слышали апостольскую проповедь, понимали каждое слово, которое произносили уста апостолов, вне зависимости от того, из какой страны пришли они сами. Но речь также идет о том, что сами апостолы именно в этот день Пятидесятницы окончательно поняли то, о чем им говорил Господь, но для чего уши их оставались закрыты: они призваны на апостольскую миссию. Господь их призвал не для того, чтобы после Его воскресения и вознесения они возвратились к своим рыболовным сетям, а для того, чтобы они стали ловцами человеков и в эти божественные сети спасения уловляли все человечество. Потому «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18, 5): начавшись в Иерусалиме в день Пятидесятницы, проповедь апостолов прошла по всему миру. А то, что апостолы не довершили, они передали своим ученикам так же, как и Сам Господь Иисус Христос после того, как кончилась Его земная жизнь, передал Свою проповедь ученикам - апостолам.

http://mospat.ru/ru/news/52532/

37. Сотрудник Братства св. Гурия. 18 июля 1910 года Апостольский пост 1910 года в Казани Во время апостольского поста в Казани ныне произошло событие, которое может быть очень памятным в истории русской церкви в Приволжье. Мы говорим о Казанском Миссионерском Съезде, имевшем целью обсудить назревшие вопросы просвещения приволжских инородцев светом святого Евангелия. Этот съезд начался в первый день святого поста в честь св. Апостолов и окончание его совпало с последними днями поста апостольского. Хотя это было, по-видимому, только совпадение, но совпадение высоко знаменательное: самые святые вопросы церковной жизни обсуждались и решались в дни церковного воспоминания о святых апостолах, великих и несравненных миссионерах... И ныне, восстановляя в памяти все подробности бывшего съезда, – вспоминая всё, чем жили в то время его участники, всякий может сказать, что только сила Божия, благодатная сила любви христианской могла направить съезд на тот добрый путь, который ныне пройден. Если какой-нибудь беспристрастный наблюдатель сравнит съезд миссионеров 1897 года в Казани, 1908 года в Киеве и нынешний Казанский, то, несомненно, должен будет отдать справедливость последнему: так он был сравнительно скромен по количеству участников и так он был серьёзен по их настроению. Здесь в 1910 году всё было гораздо проще, не было почти ничего лишнего, бьющего только на эффект; во время занятий съезда не было и особенного красноречия, – всё было очень деловито, продумано, прочувствовано и обсуждалось только ради дела без всяких партийных выступлений или соображений. Такому настроению миссионерского съезда помогло, несомненно, то обстоятельство, что участниками его были лица почти исключительно духовного сана. Поэтому один строгий наблюдатель и судия Казанского съезда нашёл возможным сказать, что участники съезда по своему деловому и даже иногда вдохновённому настроению оказались вполне на высоте своего звания, на той высоте, которой от них можно было требовать. Такое настроение на Съезде повлияло соответственным образом и на его работы. Огромное большинство предположений съезда, почти все его пожелания основаны на изучении жизни и её запросов и потому можно надеяться на осуществление всех этих пожеланий, как вызванных самой жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1), – писал Екклесиаст. Близость Великого поста, от которого нас отделяют уже даже не дни, но часы, заставляет сегодня сказать: пришло время спасаться. Спасаться по-настоящему, без всяких «я забыл» или «я не знал», без наших обычных «завтра» и «в другой раз». Пришло время спасаться явно, реально, изо всех сил. Именно это помогает понять нам Церковь, предлагая в нынешнее воскресенье такие апостольские слова: «Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:11–14). Почему «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали»? Потому что Великий пост есть само спасение в действии. В это время Церковь дает возможность всякому постящемуся почувствовать запах святости. Посещение уникальных великопостных богослужений, частое причащение, глубокая исповедь, чтение Писания, по-монашески скудная трапеза, внимательность к каждому своему слову и мысли, покаянный настрой души... Эти подаренные Богом средства отверзают перед нами двери спасения, и сквозь приоткрывшуюся щель мы угадываем очертания мира иного, так мало знакомого нам. В эти дни небо опускается на землю. «Ныне ближе к нам спасение» также и потому, что каждая минута земной жизни приближает нас к ее окончанию. А мысль о смерти для христианина должна вмещать в себя не только страх Суда Божьего, но и надежду на спасение. Смерть – это встреча с Иисусом Христом, а значит со спасением. Именно так переводится с еврейского языка имя нашего Господа. Вот почему спасение для всякого христианина становится все ближе и ближе по мере приближения к смерти. И еще потому «ныне ближе к нам спасение», что каждый день должен быть для нас ступенькой духовного роста. Мы пришли в мир, чтобы возрасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Христианство есть явление не статичное, но динамичное. Христианство – это вечное движение вверх, движение ежедневное и нескончаемое.

http://pravoslavie.ru/110802.html

     Продолжается Великий пост, но время его день ото дня всё больше сокращается, и всё ближе становится праздник Воскресения Христова. Между тем, многих христиан охватывает грусть оттого, что за прошедшие недели опять не получилось исправить как должно свою жизнь, справиться хотя бы с одной из терзающих душу страстей. Снова суета как паук опутала своей паутиной нашу жизнь, и мы, так пламенно вступившие в первую седмицу поста, уже угасли в своих стремлениях и можно сказать, вернулись в состояния покоя и сна. Но Церковь вновь и вновь призывает нас, как некогда Христос своих учеников, пробудиться от сна, и потрудиться для спасения своей души. Об этом нам напоминает книга, которую мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Вольный Странник» и называется – «Духовное пробуждение» . 1. Автор этой книги - иеромонах Игнатий (Шестаков) , насельник Московского Сретенского монастыря. Родился в Москве в 1974 году, окончил исторический факультет МГУ, где специализировался на балканистике и истории Сербской Церкви. Постоянный автор церковно-научного центра «Православная энциклопедия», член Союза писателей России, редактор сербской версии портала Православие.ру. Автор множества публикаций по истории Сербской Православной Церкви в церковных и светских изданиях. В основе этой книги — проповеди отца Игнатия, произнесенные им в 2009–2020 годах на богослужениях в Московской Сретенской обители. 2. Охватывая весь годичный круг: службы Великого поста, Пятидесятницы, двунадесятых праздников, дней памяти святых, — эти проповеди затрагивают многие насущные вопросы жизни христианина. Раскрывая смыслы апостольских и евангельских чтений, объясняя значения церковных праздников, знакомя с жизнью и служением святых, автор доступным языком, очень метко и живо, порой строго, а иногда с добрым юмором, но всегда с любовью и болью о современном человеке, - объясняет важнейшие аспекты духовной жизни. Открывают книгу проповеди, которые возвращают нас к уже минувшим подготовительным неделям Великого поста, где автор размышляет о том, как в нашей жизни отражаются такие евангельские персонажи, как мытарь и фарисей, блудный сын и его старший брат, что нас ждёт в день Страшного суда и почему нам нужно всех прощать.

http://pravoslavie.ru/145676.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010