Основой этой структуры стало территориальное деление Римской империи на провинции (греч. παρχα), такие как Македония, Лидия, Вифиния, Понт, Пафлагония, Ликия, Сирия. С сер. III в. Соборы стали созываться по преимуществу в столичных городах провинций под председательством епископов этих городов: в эпоху гонений христианство распространялось по провинциям из их центров, где христ. общины часто были устроены самими апостолами или мужами апостольскими, подобно Церквам Антиохии, Рима, Коринфа, Эфеса. Христ. общины, обязанные своим рождением епископам и проповедникам из Церквей провинциальных столиц, чтили эти Церкви как своих матерей. Их авторитет перерастал в юрисдикционные полномочия, сохранявшиеся в межсоборный период. Этот новый порядок соответствует 34-му Апостольскому правилу: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения». В этом каноне речь идет о первых епископах «всякого народа», но из основ христ. экклезиологии и общепринятых норм канонического права, из сопоставления содержания этого правила с позднейшими канонами с очевидностью вытекает, что слово «народ» употреблено здесь не в этническом значении, а для обозначения провинции,- дело в том, что в названии провинции воспроизводился этноним народности, заселявшей ее до завоевания соответствующего государства или племенного союза Римом, в одних случаях сохранившейся, в большинстве других - ассимилированной греками или латинянами. Иоанн Зонара в толковании на 34-е прав. называет первенствующих «епископов всякого народа» «архиереями митрополии». 9-е прав. Антиохийского Собора, содержательно почти идентичное 34-му Апостольскому, вместо «первого епископа» говорит уже о «епископе митрополии», т. е. М. Первое известное упоминание титула «митрополит» содержится в канонах Вселенского I Собора (325) (правила 4, 6), окончательно определившего его место в церковной иерархии. Поместные Церкви в границах рим. провинций, возглавляемые М., по-гречески именовались одинаково с соответствующими им адм. единицами, епархиями. Поскольку на территории такой «епархии» находилось неск. епископий (епархий), то значения греч. слова παρχα и аналогичного рус. термина расходятся. Греч. епархии соответствуют совр. митрополии или митрополичьему округу .

http://pravenc.ru/text/2563394.html

Очерк истории церковного законодательства Скачать epub pdf Содержание 1) Начатки церковного законоположения 2) Распространение и умножение Церковных законов 3) Состояние церковного законодательства и законоведения в церкви Греческой с 9 века 4) Обозрение церковного законодательства в России     Чтобы права, существенно принадлежащие церкви Христовой, были приведены в действие, должен быть указан определенный порядок, по которому они могли бы быть осуществляемы на опыте в различных частях церковного управления; нужны известные постановления и правила, которые руководили бы членов Церкви в их действиях. Такое истолкование первоначальных прав Церкви в частных постановлениях и правилах есть предмет положительно законодаельства. Для сего « Церковь Святая, невеста Христова имеет полномощную власть всякие чиноправления уставляти». По сей власти, св. Церковь , от времени до времени, по требованию обстоятельств и нужд членов своих, делала постановления, изрекала правила, из которых и составился кодекс Церковного законодательства, в следующем порядке: 1) В продолжение первых веков Церковь руководствуется преданиями и обычаями апостольскими, которые собирает и предает векам грядущим в письмени. 2) От первого до 7-го вселенского Собора, Церковь , вступив в ближайшее общение с гражданским обществом, и покровительствуемая императорами, преимущественно заботится о внутреннем благоустроении (Эпоха развития и возрастания законодательства Церкви вселенской), 3) С начала 9-го века в Церкви Греческой заботятся не столько о распространении законодательства, сколько о приведении Церковных законов в систему, об изъяснением и приложении их к разным случаям (эпоха успехов церковного законоведения). К сему прибавим 4) обозрение Церковного законодательства в России. 1) Начатки церковного законоположения В продолжение первых трех веков христианства, Церкви частные управлялись во всем устными определениями епископов, которые, по совету пресвитеров, решали все возникающие дела по данной им власти. В случаях более важных епископы различных Церквей сносились между собой письменно, или же, если была возможность, собирались, по примеру св. апостолов, вкупе 1 и общим судом решали все дела. Руководством и основанием таковым решениям служили предания св. апостолов, хранившиеся в памяти верующих и в церковных обычаях 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Правило 26 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Поскольку в некоторых церквах, якоже нам соделалось гласным, епископы управляют церковным имуществом без икономов: того ради рассуждено всякой церкви, имеющей епископа, имели из собственного клира иконома, который бы распоряжал церковным имуществом, по воле своего епископа: дабы домостроительство церковное не без свидетелей было, дабы от сего не расточалося ее имущество, и дабы не падало нарекания на священство. Аще же кто сего не учинит: таковый повинен божественным правилам . ( Ап. 38 , 41 ; IV Всел. 25 ; Трул. 35 ; VII Всел. 11 , 12 ; Анкир. 15 ; Гангр. 7 , 8 ; Антиох. 24 , 25 ; Карф. 26 , 33 ; Двукр. 7 ; Феофила Алекс. 10 ; Кирилла Алекс. 2 ) . Апостольским 41 правилом установлено, чтобы епископ имел власть над церковным имуществом, так как говорится в этом правиле: «аще бо драгоценные человеческие души ему вверены быть должны, то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти», а чтобы он по совести распоряжался имуществом, 38 Ап. правило предписывает ему помнить, что Бог свидетель его поступков. Однако, хотя этими правилами власть распоряжаться церковным имуществом и вверена епископу, он всеже не мог этого делать по своему произволу, без всякой ответственности, а должен был в согласии со своим клиром управлять имуществом (Антиох. 25 пр.). Когда же церковные дела умножились и епископ лично не имел возможности ведать помимо прочих и дела церковной экономии, то управление этой экономией вверено было нарочитым клирикам, которые должны были исключительно ею заниматься; они назывались церковными экономами. Об этих экономах впервые упоминается в 10 правиле Феофила александрийского, которое требует, чтобы при каждом храме был свой отдельный эконом: «дабы церковное достояние употребляемо было на что должно ( πρς τ τ τς κκλησας ες δον ναλσκεσθαι)». И хотя мы, кроме настоящего, не имеем какого-либо другого соборного правила, в котором категорично упоминалось бы об экономах 936 , все же обычай, чтобы всякая церковь имела своего эконома, в V веке был повсеместный, в чем нас убеждает, между прочим, и 2 правило этого собора, которое, осуждая «гнусную жажду наживы» ( ασχροκρδειαν) у некоторых епископов, делающих благодать предметом торговли, что не должно бы быть, упоминает между прочим и об экономе, как общеизвестном и во всей церкви распространенном звании 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 47 Святых Апостолов Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников . ( Ап. 46 , 49 , 50 ; I Всел. 8 , 19 ; II Всел. 7 ; Трул. 84 , 95 ; Лаод. 32 ; Карф. 48 , 72 ; Василия Вел. 1 , 47 , 91 ) . Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в церковь и сделаться истинным ее членом 231 . Оно должно быть совершено по учению церкви (Ап. пр. 49, 50) 232 , и только такое крещение называется по этому правилу истинным ( κατ λθειαν). Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершенное крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом 233 . От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению церкви, и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила «от нечестивых оскверненного» ( τν μεμολυσμνον παρ τν σεβν). Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания Апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м Ап. правилах. Такое ложное крещение считалось недействительным, т.е. получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение, и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным. Главным основанием этого, по правилу, является то, что духовное лицо, повторившее правильно совершенное крещение или же признавшее правильным ложное крещение, поглумилось над крестом и смертью Господа, потому что, по словам ап. Павла, все крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились ( Рим. 6:3 ), и что сам крест, по словам Иоанна Златоустог о, называется крещением, которым и Он крестился ( Мф. 20:23 ), и что и Он будет креститься крещением, о котором ученики Его не знают ( Лк. 12:50 ) 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 181 2001 г. 29 марта. – Письмо Патриарха Константинопольского Варфоломея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 219 Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси, о Христе Боге возлюбленный и желанный брат и сослужитель нашей Мерности, господин Алексий, Ваше досточтимое Блаженство, братски о Господе обнимая, сладчайше приветствуем. Мы получили датированное 1 числом текущего месяца за 524 Ваше письмо, рассмотрев которое со вниманием и со всем добрым расположением, и сами и на заседании нашего Святого и Священного Синода, решили приобщить Ваше Блаженство к тем мыслям, которые оно вызвало у нас, с тем, чтобы путем искреннего диалога и углубленного рассмотрения вопросов и последствий, которые возникают после каждого предложения, а также принципов, следование которым предполагает каждое такое решение, мы пришли бы к результатам, опирающимся на принимаемые обеими сторонами канонические принципы. Полное понимание и правильное толкование священного 8 правила I Вселенского Собора и 12 правила IV Вселенского Собора влечет за собой следующее. Не подлежит сомнению каноническое предписание, чтобы в каждом городе не было двух епископов, и в каждом митрополичьем округе не было двух митрополитов. В исключительных случаях и по икономии 12 правило IV Вселенского Собора допускает, что те епископы, которые смогли переименовать посредством государственных законодательств свои епископии в митрополии, сохраняют простой титул митрополита, однако не имеют компетенции и юрисдикции митрополита [как главы митрополии, – Ред.]. В данном случае можно с очевидностью утверждать, что Патриаршим и Синодальным томосом 1923 г. Эстонская Церковь признана автономной, и имела своего митрополита и своих епископов, и что вследствие этого ее единственным каноническим митрополитом мог называться тот, кто поставлен в соответствии с упомянутым томосом, а в случае его кончины – восстанавливаемый в качестве его преемника согласно тому же томосу. Следовательно, после смерти в изгнании митрополита Эстонского Александра каноническим митрополитом Эстонии является, поставленный в соответствии с упомянутым томосом и Уставом Эстонской Апостольской Автономной Православной Церкви [митрополит, – Ред.]Стефан, поскольку Преосвященнейший Корнилий был поставлен подчиненной Вам Русской Церковью в нарушение упомянутого нашего Патриаршего и Синодального Томоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Димитрий Карпенко 10 января 2012 г. 01:00 Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии  Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы, братья и сестры! Если не будете есть Плоти Сына Человеческого И пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Ин. 6, 53-54) Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству. Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона " определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня " . Таким образом, мы видим, что причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви.

http://e-vestnik.ru/analytics/podgotovka...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 84. Пост домашней Церкви Может ли каждая семья или приход иметь свой устав поста? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, исследуя разносторонне область поста и воздержания мы с вами убедились, что пост в Типиконном варианте для нас НЕПРИГОДЕН ДАЖЕ В ПЛАНЕ ИДЕАЛА, к которому можно было бы стремиться. Следует составлять кардинально иной устав в отношении пищи. И об этом в общем-то говорят, но все разговоры обычно заканчиваются такой фразой: «Решение этого вопроса должно быть соборным». Мне, конечно, непонятно, почему вопрос, не имеющий отношение ни к догматам, ни к нравственности, требует непременно такого рода решения, хотя в принципе ничего не мешает нашему священноначалию для своей, местной (поместной) Церкви устанавливать свои же правила поста… К примеру, Римская Церковь давно пользуется этим правом, периодически меняя правила в отношении постов. При этом никто даже не призывает к тому, чтобы нарушать каноны, хотя Римская Церковь идет и на это, например, игнорируя 69е Апостольское правило о посте в среду, и узаканивая пост в субботу постановлениями своих соборов и папскими декреталиями. Но я хочу обратить особое ваше внимание на то, что можно не только соборно, но и вполне самостоятельно, сообразовываясь с теми или иными условиями, изменять формат и режим аскетических форм воздержания. Что в принципе и делают регулярно приходские священники, давая разрешения на «молочко» в пост своим прихожанам, когда те просят их об этом, ссылаясь на немощь и другие обстоятельства? Вы скажете, что, как правило, такое послабление дается престарелым и больным, а на это Церковь хотя бы своими канонами дает разрешение. Да, но ведь каноны дают всего лишь общее позволение, тогда как все частности, касающиеся степени и форм заболевания, сроков беременности, периода грудного кормления, возраста детей или стариков, видов труда, условий путешествий и т.п., остаются все-таки на самостоятельное решение.

http://azbyka.ru/video/84-post-domashnej...

Разделы портала «Азбука веры» Присоединение к Православной Церкви совершается в соответствии с решениями 1го ( 8е и 19е правила ) и II-ro ( 7е прав .) Вселенских Соборов, которые установили общие правила принятия в Церковь иноверных. В VII веке Шестой Вселенский Собор, подтвердив прежние церковные постановления, окончательно определил принципы присоединения к Православию ( 95е правило ). Различают три способа присоединения к Православной Церкви: Различие чиноприемов обусловлено степенью «сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни» ( Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию . I, 17). Существуют формальные условия признания действительности Таинств , исходя из которых, выбирается тот или иной способ присоединения к Церкви. Через Покаяние принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили апостольское преемство и приняли действительные Таинства Крещения и Миропомазания. Через Миропомазание принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили веру в основные христианские догматы, но не имеют законного апостольского преемства и, соответственно, права освящать и преподавать святое миро . Церковь признает Крещение, совершенное во имя Святой Троицы (если крестящий православно верует в единого Триипостасного Бога)  с троекратным погружением (окроплением) в воду, даже если оно совершается лицом, не имеющим священного сана. По мнению некоторых богословов, дополнительным важным критерием признания Крещения должно служить правильное учение о нем (о том, что оно совершается во оставление грехов). Через Крещение принимаются представители тех христианских сообществ, в которых кардинально искажены  догматы христианской веры (прежде всего, православное учение о Святой Троице и о двух природах во Христе). Схемы чинопоследований присоединения к Православию Чин присоединения через Таинство Крещения (1й чин) Чин присоединения через Таинство Миропомазания (2й чин) Чин присоединения через Таинство Покаяния (3й чин) Какими церковными определениями надлежит руководствоваться при присоединении к Церкви римо-католиков, армян-нехалкидонитов, протестантов и старообрядцев?

http://azbyka.ru/prisoedinenie-k-pravosl...

Скачать epub pdf 1. Старое и новое в православном понимании Предания 1.1. Традиционное понимание. В 1915 году профессор Петербургской Духовной Академии Николай Сагарда издал книгу «Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви» 1 . Это сборник святоотеческих цитат, «по-профессорски» квалифицировано подобранных к различным богословским темам и, в том числе, к теме «Священное Предание». Тематическую классификацию учения святых отцов профессор Николай Сагарда провел на основе традиционного систематического или, что то же, схоластического богословия. При этом он исходит из понимания Предания как источника вероучения равного по достоинству Писанию, то есть исходит из того понимания, которое было традиционным для схоластического богословия. Согласно традиционному для школьного богословия представлению, многое из того, чему учил Христос, не было записано и передано апостолами устно 2 . Предание, тем не менее, не сделалось излишним и после появления Писаний, включивших в себя «все потребное для жизни и благочестия». Оно продолжало играть свою роль в жизни Церкви, не меньшую чем Писание. Да собственно, если Предание и Писание это одинаковые источники Христова учения, то удобнее считать (и к этому католицизм в схоластике пришел), что само Писание является частью более обширного, хотя менее концентрированного Предания. Предание, не вошедшее первоначально в Писание, впоследствии также было зафиксировано в различных формах церковной письменности. Проф. МДА канонист Владимир Иванович Талызин разделяет формы, в которых выкристаллизовалось устное Предание, на основные исторические источники учения Церкви 3 : 1) Древние символы веры , 2) Правила апостольские, записанные мужами апостольскими или их приемниками, 3) определения и правила Вселенских и некоторых поместных соборов, 4) Древние Литургии, 5) акты мученические, 6) древние церковные истории, 7) творения отцов и учителей, 8) древняя практика Церкви: посты, воскресные и праздничные дни, устройство храмов, богослужебные чинопоследования. 1.2. Осмысление православными Предания в XX веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

Скачать epub pdf Документальныя данныя о начале раскола Русской Православной Церкви на «Советскую» и «Катакомбную» 1) Отложение Петроградцев. От 14–16 дек. 1927 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сие есть свидетельство совести нашея ( 2Kop. I, 12 ): непозволительно нам долее, не погрешая против уставов Святой Православной Церкви, пребывать в церковном единении с заместителем патриаршего Местоблюстителя – Сергием Митрополитом Нижегородским и его Синодом, и со всеми, кто единомыслен с ними. Не по гордости, – да не будет, но ради мира совести отрицаемся мы лица и дел бывшего нашего предстоятеля, незаконно и безмерно превысившего свои права и внесшего великое смущение и «дымное надмение мира» в Церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты и дань смиренномудрия (из послания Африканского Собора к папе Целестину ). И решаемся мы на сие лишь после того, как из собственных рук митрополита Сергия приняли свидетельство, что новое направление и устроение русской церковной жизни, им принятое, никакому изменению не подлежит. Посему, оставаясь по милости Божией, во всем послушными чадами Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и сохраняя апостольское преемство через патриаршего Местоблюстителя Петра, Митрополита Крутицкого, мы прекращаем каноническое общение с митр. Сергием и со всеми, кого он возглавляет, и впредь до суда «совершенного собора местности», т. е. с участием всех православных епископов, или открытого полного покаяния перед Святою Церковью самого митрополита, сохраняем молитвенное общение лишь с теми, кто блюдет – «да не преступаются правила отец... и да не утратим по малу неприметно тоя свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь Наш Иисус Христос освободитель всех человеков» (из 8-го правила 11-го Вселенского Собора). Аминь. Дмитрий, епископ Гдовский. 14 /27 декабря, 1927 года. 2) Отложение ярославских архипастырей. От 6 февраля 1928 г. Его Высокопреосвященству, Высопреосвященнейшему Сергию, Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Ваше Высокопреосвященство.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010