- в 251 году . Карфагенский собор под председательством Киприана (27) . - между 251 и 253 годами. Карфагенский собор, отлучивший Фелициссима, требовавшего обратного принятия " падших " без рассмотрения дела (28) . - около 253 года. Карфагенский собор, созванный относительно смягчения отношения к " падшим " (29) . - в 255 году. Карфагенский собор, решающий вопрос о крещении еретиков (30) . - весной 256 года . Карфагенский собор из 70 епископов по вопросу крещения еретиков (31) . - осенью 256 года. Карфагенский собор из 87 епископов по вопросу крещения еретиков (32) . - в 264 году. Антиохийский собор против ереси Павла Самосатского (33) . - между 264-268 годами. Антиохийский собор против ереси Павла Самосатского (34) . - в 268 году . Римский собор против ереси Павла Самосатского (35) . - в 268/269 годах. Антиохийский собор, окончательно осудивший ересь Павла Самосатского и лишивший его Антиохийской кафедры (36) . - в III веке. Два Аравийских собора против Вирилла Вострийского, раскаявшегося на соборе монархианина, и против еретиков, утверждавших, что душа после смерти тела разрушается и уничтожается, но она снова оживет, когда воскреснет тело (37). - в 305 году. Нумидийский собор в г. Цитре - в Африке (38) . - в 305 году. Эльвирский собор в Испании под председательством епископа Кадикского (39) . - в 312 году. Карфагенский собор из 70 епископов под председательством Секунда Тигизийского (40) . - 1 октября 313 года. Римский собор из 15-ти италийских и 3-х галльских епископов под председательством папы Мильтиада против донатистов (41) . - 1 августа 314 года. Большой Собор в Арле вновь осудил донатистский раскол, решал вопрос непозволительности диаконам присваивать честь пресвитеров (42) . - в 314 году. Анкирский собор (38 его канонов вошли в Книгу Правил) (43) . - в 315 году. Неокесарийский собор (15 его канонов вошли в Книгу Правил) (44) . Реально же поместных Церковных Соборов в первоначальную христианскую эпоху, наверняка, было в несколько раз больше: ведь Апостольские правила говорят о неоходимости двух Соборов в год в каждой области, следовательно, даже если это правило имело силу во втором-третьем веках хотя бы на протяжении несколько десятилетий, ведь не могло возникнуть правило всего на несколько лет, то учитывая количество известных поместных Церквей и областей (митрополичьих округов), таких Соборов могло быть сотни. Однако, нас сейчас интересуют не количественные характеристики, а взаимосвязь между церковно-административным строительством и римским государственным устроением того времени.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Подобное правило соблюдалось по всему Египту, хотя более совершенные, которым закон не писан, тайно (дабы не смущать немощных) пели ежедневно по 30–50 псалмов, а иные чуть ли не всю Псалтирь. Вследствие этого, даже однажды возник спор, который был решен опять же Ангелом. По свидетельству преп. Кассиана Римлянина (5 век): «Когда в один день достопочтенные мужи, заботясь о благе потомков, собрались, чтобы определить, как нужно во всех братствах совершать ежедневное богослужение… На собрании этом возник спор: одни требовали, чтобы прочитывалось 50; другие – 60 псалмов, а иные больше. И спор этот не был решен до вечернего собрания. Когда же они по обыкновению хотели начать вечернюю молитву, то некто вышел на середину петь псалмы Господу, и пропев единообразно 12 псалмов, сделался невидим, чем и положил конец спору о богослужении. Из этого собор уяснил, что Господь через ангела постановил общее правило для молитвенных собраний, потому и определил, чтобы как в вечерние, так и в полуночные собрания читалось по 12 псалмов; от себя же добавил, чтобы желающие постоянно размышлять о Св. Писании к этому присовокупляли два чтения – одно из Ветхого, а другое из Нового Завета, в субботы же и воскресные дни, а также и в Пятидесятницу, два чтения – одно из апостольских посланий или Деяний, а другое из Евангелий». Возможно, к этому иноческому обычаю восходит и то богослужебное последование, основу которого составляют 12 определенных псалмов под названием «Чин пения 12-ти псалмов». И хотя в принятом ныне в Православной Церкви Типиконе и других текстах, регламентирующих литургическую практику, Чин пения 12-ти псалмов не упоминается, он тем не менее включен во многие издания Следованной Псалтири и Каноника. Вот в Канонике читаем… В современном виде этот чин состоит из 4 трехпсалмий. Открывается этот чин обычным началом и заканчивается обычным отпустом. 1е: Пс. 26, 31, 56 2е: Пс. 33, 38, 40 3е: Пс. 69, 70, 76 4е: Пс.101 , а далее псалмы заменяются молитвами иудейского царя Манассии, вседневного славословия и еще одной молитвой, которая принадлежит св. мученику Евстратию, осужденному на сожжение в царствование императоров Диоклетиана и Максимина. Согласно жизнеописанию эту молитву «Величая, величаю Тя, Господи» св. Евстратий произносил по пути к месту казни.

http://azbyka.ru/video/55-chin-12-psalmo...

Они раскаялись и по молитве святой прозрели. После этого И. и П. бросили в глубокую яму, наполненную раскаленными углями. Видя их невредимыми, мн. жители уверовали во Христа. Тогда император велел закидать святых камнями, но в этот момент засверкали молнии, раздался гром и появилось огненное облако, откуда раздался глас, что Аврелиану уготована геенна огненная. Император и весь народ были напуганы этим явлением, святых подняли из ямы и заключили в темницу. Через 7 дней Аврелиан снова призвал мучеников и склонял их к жертвоприношению. Затем И. и П. привязали к столбам и опаляли их лица огнем. Видя, что в народе нарастает возмущение, император решил обезглавить И. и П. Святые приняли казнь с радостью и благодарили Господа. Их тела оставили без погребения, но ни звери, ни хищные птицы не прикоснулись к ним. 7 дней их охраняла стража, а затем христиане с честью похоронили неповрежденные тела. В Мученичестве (BHG, N 964) днем кончины И. и П. обозначено 17 авг., в слав. переводе этого текста в Супрасльской Минее XI в. и в ВМЧ - 4 марта. В др. Мученичестве (BHG, N 964b) дата смерти И. и П. не указана. Кроме этих 2 основных дней памяти И. и П. в визант. календарях они упоминаются также 26 или 27 мая и 2 июня, а в груз. календаре Sinait. iber. 34 (X в.) отражающем древнюю богослужебную традицию Иерусалимского Патриархата,- 3 дек. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 108). Ист.: BHG, N 964-964f; ActaSS. 1737. Aug. T. 3. P. 448-454; PG. 115. Col. 575-588; SynCP. Col. 905-908; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 179-184; Страдания св. Иулиании и Павла, в Птолемаиде пострадавших//ППС. 1913. Т. 60. С. 106-122. (Сб. палестинской и сирийской агиологии; 2); Halkin F. Paul et Julienne martyrs à Ptolémaïs de Phénicie//VetChr. 1983. T. 20. P. 93-110; ЖСв. Март. С. 86-103; Авг. С. 306. Лит.: ActaSS. 1737. Aug. T. 3. P. 446-448; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63, 157, 159, 249; Т. 3. С. 92-93; Латышев В. В. Страдание св. Павла и Иулиании: [Исслед.]//ППС. 1913. Т. 60. С. XIX-XXIII; Sauget J.-M. Paolo е Giuliana//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 303-305. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/1237865.html

Мч. Василий Анкирский пострадал за исповедание веры во Христа (ок. 362 г.), а наши раскольники-странники стараются скрыться в разных тайниках, чтобы не попасть в руки властей. 2 . Предпразднство Богоявления. Свт. Сильвестра, Папы Римского (335). Прп. Сильвестра Печерского (XII). Прав. Иулиании († 1604). Из-за своей любви к бедным прав. Иулиания часто оставалась без средств к жизни. Однажды во время зимы, не имея средств купить теплую одежду и обувь, она не ходила несколько дней в церковь , и вот священник той церкви услышал голос от иконы Богоматери: «скажи вдове Иулиании, чтобы она ходила в церковь : домашняя молитва угодна Богу, но не так, как молитва в храме. Уважайте ее: Дух Божий почиет в ней». Согласно с этим говорится и в книге о вере: «Возможно и в дому помолитися, но не тако, якоже в церкви. Идеже в собор общий ангел и человек и Самого Господа ради пречистых словес Его: идеже бо, рече, два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их. А наипаче же при Божественной Литургии теплейше молитвы на небо возносятся» (л.20). Особенно же ясно эта черта из жития св. Иулиании обличает так называемых духовных христиан и сектантов, которые отвергают храм и молитву в нем. 3. Прор. Малахии, мч. Гордия. Изобразив исповедание св. мученика Гордия, пострадавшего в начале века, свт. Василий Великий говорит о нем: описав на себе образ креста, пошел он под удар, не переменившись в цвете тела и нимало не изменив светлости лица (Василия Вел. Кн. , стр. 203, в русск. переводе). И так свящ. важность крестного знамения запечатлена мучениками, шедшими на смерть за Христа с Его крестом на челе. 4 . Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, основателя обители свт. Николая близ Кукума (в Сицилии); прмч. Зосимы монаха и мч. Афанасия комментарисия, т.е. смотрителя за узниками, ведшего им запись. 5 . Сщмч. Феопемпта и Феоны волхва, прп. Синклитикии, прор. Михея, св. Аполлинарии девицы, подвизавшейся под именем Дорофея; прпп.: Григория Акритского, Фостирия и Мины. Сочельник . 6 . Богоявление Господа нашего Иисуса Христа .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Деве во Египет (Церк. служба 26 дек.) и отличался строгим исполнением закона Моисеева, почему прозван был «праведным» (Облиас). Уверовав в Иисуса Христа, как Сына Божия и Спасителя мира уже после Его крестной смерти, он удостоился узреть Его по воскресении ( Гaл. I гл. 18–19). Иаков Самим Господом был поставлен во Епископа Иерусалимского, во главу всех апостолов и верующих во Христа; он был, по выражению ап. Павла столпом церкви ( Гaл. II. 9 ); председательствовал, на Иерусалимском апостольском соборе ( Дeяh. XV, 13 ); к нему, как первенствующему среди апостолов, являлись сами апостолы (например Павел) с отчетом о проповеди среди язычников. ( Дeяh. XXI, 18 , ср. Дeяh. XII, 17 ). Св. Иаков пользовался глубоким уважением не только у христиан, но и у иудеев; скончался мученическою смертью (63–64) в дни праздника Пятидесятницы; Св. Иаков за всенародное исповедание Иисуса Христа Мессией был низвергнут с церковной кровли; перед кончиной он молился за своих убийц. Егезит (историк II века), описывая подробно кончину его, говорить, что Иакова за праведность столько уважали все, что мудрейшие из иудеев мученическую его смерть считали причиной немедленной осады и разорения Иерусалима, как Божие наказание (Евсевий, Ц. Ист. т. I, кн. 4, стр.94–97 и Иосиф Флавий – Древности). Память св. ап. Иакова в православной церкви совершается 23 октября (день кончины его), 4 января – в Соборе 70-ти апостолов и в неделю по Рождестве Христовом (у католиков 1 мая). На месте кончины св. ап. Иакова в Иерусалиме построен монастырь в его имя. Св. ап. Иаков написал соборное послание, поставленное первым между другими соборными посланиями. Церк. предание приписывает ему составление первой Литургии, сокращенной впоследствии св. Василием Великим и Иоанном Златоустом . Ему же приписывают так называемое Первоевангелие, в котором повествуется о Пресвятой Деве и рождении от нее Иисуса Христа, а также несколько посланий и молитвы (при Елеосвящении). О св. ап. Иакове, брате Господнем, помещены сведения во всех церковных историях; довольно и отдельных о нем житий и ученых сочинений, перечень которых помещен в 3 выпуске о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Всем известно, что на юге Италии, у основания «каблука» Аппенинского «сапога», находится город Бари, где в глубокой крипте вот уже девять веков почивают честные мощи святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Мощам великих святых можно поклониться и в Милане (св. Амвросий Медиоланский), Венеции (св. апостол Марк), Амальфи (св. апостол Андрей).  Многие из нас отдыхали в Турции и впредь собираются проводить там отпуск. Напомним, что неподалеку от популярного курорта Кушадасы можно побродить по сохранившимся улицам древнего города Эфеса, знакомого нам по Апостольским Посланиям, поклониться пустой гробнице св. ап. Иоанна Богослова, побывать в пещере св. Семи Отроков Эфесских, а также на месте, где происходил Третий Вселенский Собор. На Средиземноморском турецком берегу, в Анталии, находится гробница свт. Николая Чудотворца, откуда его мощи были перенесены в г. Бари. В местном краеведческом музее хранится частица мощей Святителя. Богат православными святынями Кипр. В городе Ларнаке находится гробница св. Лазаря, воскрешенного Господом, а впоследствии ставшего первым кипрским епископом. В городе Пафос сохранилась Колонна Бичевания, служившая местом страдания св. ап. Павла. В одноименных монастырях, расположенных в горах в центре острова, хранятся чудотворные иконы Киккская и Троодитисса. Чтобы перечислить все православные святыни Греции, потребуется не одна страница. Поэтому остановимся  только на островах, которые служат традиционными местами отдыха многих европейцев. На Корфу находятся мощи свт. Спиридона Тримифунтского, св. царицы Феодоры, а также апостолов от 70-ти Сосипатра и Иасона. На Крите сохранились древние византийские церкви с замечательными фресками критской школы. Множество святых мощей находится в монастыре Топлу. На Патмосе можно посетить монастырь св. ап. Иоанна Богослова и пещеру Апокалипсиса. В последнее время все большую популярность приобретает такой удивительный уголок православного мира, как Черногория. В Черногории находится просто удивительное для такой маленькой страны количество великих православных святынь: частица Животворящего Креста Господня, десница Иоанна Предтечи, мощи святых: святителя Василия Острожского, святителя Петра Цетинского, мученика Феодора Стратилата, мученика Трифона. В каждом городе, на каждой улочке - древние храмов, монастыри. Около десятка святых обителей расположены по берегам Скадарского озера.

http://pravoslavie.ru/159.html

14 января. Святейший Патриарх Кирилл посетил Счетную палату Российской Федерации, где совершил малое освящение домового храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Затем в конференц-зале Счетной палаты РФ прошла встреча Его Святейшества с коллективом Счетной палаты. В ходе встречи Предстоятель обратился к собравшимся с развернутым выступлением на тему взаимоотношений Церкви и общества, после чего ответил на вопросы сотрудников Счетной палаты. 16 января. Святейший Патриарх Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в Республику Казахстан. 17 января. В неделю пред Богоявлением и в праздник Собора 70-ти апостолов Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Успенского кафедрального собора столицы Казахстана — города Астаны, после чего возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. От имени председателя Сената Парламента Республики Казахстан К.К. Токаева во Дворце торжеств «Салтанат Сарайы» в Астане был дан прием в честь Его Святейшества. Днем Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Алма-Ату. В аэропорту Святейший Владыка ответил на вопросы представителей СМИ, после чего направился в Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая, где состоялась встреча Его Святейшества с общественностью города. Вечером Святейший Патриарх посетил Никольский собор города Алма-Аты, где поклонился честным мощам священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. 18 января. В навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) Предстоятель Русской Церкви совершил вечерню с чтением тринадцати паримий, Божественную литургию святителя Василия Великого и великое освящение воды в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты. Затем в резиденции Президента Казахстана в Алма-Ате состоялась встреча Его Святейшества с Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, после чего Первосвятитель возложил венок к Мемориалу славы казахстанцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Днем 18 января Святейший Патриарх Кирилл вылетел из Алма-Аты в Москву.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

В музее Хамы размещены античные находки: скульптура и знаменитая мозаика IV века с изображением древнего (найдена в 1968 году в селе Марьямин). Город знаменит своими нориями — древними гигантскими деревянными колесами, поднимающими воду для орошения садов. Традиция их возведения восходит к византийской эпохе. В мухафазе (области) Хамы находятся памятники архитектуры и искусства разных эпох. Ниже по реке Оронт расположен античный город Апамея, отстроенный Селевком I около 300 года до н.э. и названный в честь его жены персиянки Апамы. Сохранились величественные руины этого значительного культурного центра и очага неоплатонизма, построенные преимущественно во II веке, стены с воротами, театр (крупнейший в Сирии), форум, храм богини случая Тихе, главная улица с вымосткой и уникальной колоннадой с витыми каннелюрами, дома горожан. До землетрясения и захвата персами в VI beke здесь было построено несколько церквей с напольными мозаиками. Одним из первых епископов Апамеи был апостол от 70-ти Аристарх Фессалоникский. Окончательно город был покинут жителями в XII–XIII веках (по мнению большинства ученых, это произошло после набегов мамлюков, монголов, Тамерлана, когда изменились торговые пути и городское хозяйство пришло в упадок). В 1930 году в город приехали бельгийские археологи. Четыре года спустя в руинах храма с атриумом V–VI веков они обнаружили два реликвария, в которых когда-то хранились мощи святых Космы и Дамиана. Один из храмов Апамеи, так называемый Восточный собор с планом в виде тетраконха (в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с четырехлепестковым планом), был заложен b V beke, но затем перестроен в 533 году, после землетрясений 526 и 528 годов. В этом соборе хранилась часть креста Господня. Во время турецкого правления в XVI веке в городе построен караван-сарай. Поскольку он сохранился лучше других зданий в Апамее, в 1976 году в нем открыли музей с мозаиками и находками. В ходе гражданской войны в руках боевиков оказался и знаменитый музей в городе Маарат-аль-Нуман со скульптурой и мозаиками IV–VI веков, расположенный в крупнейшем в Сирии (площадь 7000 м2) караван-сарае XVI века. А также село Хаварти с монастырем (предположительно Архангела Михаила). Эта обитель была основана около 483 года архиепископом Фотием над одним из поздних митреумов (храм Митры) 360–380-х годов. Обнаруженный в 1996–1997 годах под полом церкви митреум сохранял превосходные фрески, ныне оказавшиеся под угрозой уничтожения. Напольные мозаики церкви 480-х годов были вывезены в Апамею и Дамаск.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

Христиане, члены Святой Церкви, как разумно-свободные существа, стремясь и постоянно поднимаясь до единства и святости церковной, должны сознательно и твердо стоять на особом свойстве Церкви и это свойство есть соборность, или кафоличность. Перевод с греческого языка на славянский Никео-Цареградского Символа веры ведет свое происхождение от первоучителей славян - святых братьев Кирилла и Мефодия. В их время еще живо понимался истинный смысл слова " кафолический " , и они точно передали его в славянском переводе Символа веры. Хотя греческое слово кбиплйкьт, может иметь значение всемирности, однако не в таком узком смысле оно было принято славянскими первоучителями. Они не стали определять Святую Церковь географически или этнографически. Святые Кирилл и Мефодий остановились на слове соборный, а не на словах " всемирный или вселенский " , которыми могли бы воспользоваться, ибо собор выражает идею собрания не только в смысле проявленного, видимого соединения многих в каком-либо месте, но и в более общем смысле всегдашней возможности такого соединения, иными словами, выражает идею единства во множестве. Нет нужды подробно останавливаться на филологических изысканиях вокруг слова кбиплйкьт, в греческом языке. Следует только заметить, что это понятие встречается уже у античных авторов, у Аристотеля и других, служа к выражению мысли о чем-либо всеобщем в противоположность частному, личному или единичному. Но его нет ни в переводе 70-ти, ни в Новозаветном Писании. Оно входит в Церковный лексикон только в святоотеческой литературе, будучи впервые употреблено (насколько известно это в науке) святым Игнатием Богоносцем. Очевидно, сама жизнь древней Церкви, когда, с одной стороны, перед ней стояла перспектива проповеди Евангелия всей твари (Мк.16:15) и, с другой, в ней самой стали появляться ереси, о чем упоминает еще апостол Иоанн Богослов в своем Откровении (Апок.2:14-15,20,24), побудила христианских писателей обратиться к этому слову, как к наиболее подходящему для изложения учения о Святой Церкви, тем самым внося в сам термин кбиплйкьт, новый, собственно церковный смысл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/415/...

Вальсамон . Епископы каждой страны поставлены в образе учеников Господа, то есть 12-ти Апостолов, которые прияли и благодать Святаго Духа, чтобы вязать и решить. А поскольку во время спасительной проповеди, когда 12-ти Апостолов было недостаточно для научения Евангелию и для прочих служений приходящим к Богу, были взяты еще 70 мужей, которые хотя назывались служителями и учениками Господа, но не имели власти отпущать грехов, как не приявшие благодати Духа; то отцам угодно было, чтобы во образ этих 70-ти учеников епископы поставляли хорепископов с тем, чтобы чрез них совершалось раздаяние бедным и расходование церковного имущества, которое называется и имуществом бедных. По этому-то они и не могут рукополагать пресвитеров и диаконов, ни даже отпущать грехов, как не могли и 70 учеников. Но как нужно было, чтобы они имели честь за их труды, то отцы определили, что они не должны делать ничего другого, как только священнодействовать в качестве сослужителей. А в 10м правиле Антиохийского собора постановлено, что хорепископы производят чтецов и иподиаконов и заклинателей . Итак, заметь и из настоящего правила, что священники не могут принимать помыслов и отпущать грехов, если это не будет дозволено им от епископа, потому что и хорепископы не могут делать этого, и притом, когда они имеют более преимуществ в сравнении со священниками. А что 70 учеников Господа не имели власти отпущать грехи, это ясно из книги Апостольских Деяний, в которой повествуется о Филиппе, одном из семи диаконов, что он сошел в Самарию и крестил многих, к которым Апостолы послали Петра и Иоанна, и они, пришедши, возлагали руки на крестившихся и те прияли Духа Святаго, еще бо ни на единаго их бе пришел ( Деян.8:18 ). Славянская кормчая . Сельстии епископи пресвитера и диакона не поставляют . Сельстии же епископи, суть убо по образу седьмидесяте апостол, якоже служебницы суще, потщания ради иже ко убогим почитаеми, да служат в градстей церкви. Толкование . Епископи убо градстии, по образу суть двоюнадесяте апостолу.

http://azbyka.ru/pravo/neokesarijskij-so...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010