Апостол. Евангелие. – Св. испов. Евфимия, еп. Сардийск. Преп. Евареста. 27 Первомч. и архид. Стефана. Апостол. Евангелие. –. Пр. Феодора начертанного. 28. 20.000 Муч., в Никомидии сожженных (Муч. Гликерия, пресв. Зинона, Петра, Индиса, Домны, Агафии, Феофилы и др.) Апостол. Евангелие. 29. 14.000 младенец, от Ирода избиенных Апостол. Евангелие. Преп. Маркелла. – Фаддея испов. Преп. Марка и Феофила Печерск. 30. Мчц. Анисии, и Пр. Зотика, пресвитера, сиротокормителя. Преп. Феодоры и Мч. Филетера, Никомидийск. 31. Пр. Мелании Римлянки, и отдание праздника Рожд. Христова. Μ. ианнуарий, или январь. х 1 Обрезание Господа нашего Иис. Христа, и памлть св. Василия велик., архиеп. Кесарии Каппадокиииской. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) 2. Предпразднество Просвещения, или Богоявления (продолж. до 5 Января). Св. Сильвестра, папы Римского. Апостол. Евангелие. 3. Прор. Малахии. Муч. Гордия. Апостол. Евангелие. 4. Собор 70-ти Апостолов: Иакова, брата Госп., Марка еванг., Луки ев., Клеопы, Варнавы, Иуста, Фаддея, Ананин и др. И преп. Феоктиста, игум. 5. Муч. Феопемпта ен. и Феоны волхва. Преп. Синклитикии. Преп. Аполлинарии, девицы. Преп. Мины. Прор. Михея. Навечерие Богоявления Господня. На часах: Апостол. Евангелие. На литургии с вечернею: в Сб. или Воскр. Апостол. Евангелие. На освящение воды (Пар. особ.): Апостол. Евангелие. 6 Св. Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Апостол. Евангелие. (Повечерие великое). х 7. Собор св. Иоанна Крестителя. Апостол. Евангелие. 8. Преп. Георгия Хозевита и Емилиана испов. – Пр. Домники. Муч. Иулиана и Василиссы, Келия, Антония пресв., Мариониллы и р. Преп. Григория, чуд. Печерск. С.мч. Картерия пресв. – Пр. Илии. 9. Мч. Полиевкта. –+ Св. Филиппа, митр. Московск. Апостол. Евангелие. (Пар. особен.). Преп. Евстратия. 10. Св. Григория, еп. Нисского и блаж. Феозвы диакониссы. –. Пр. Дометиана, еп. Мелетинск. И преп. Маркиана пресвитера. – Пр. Павла Комельского. Апостол. Евангелие. 11+ Пр. Феодосия, общих житий начальника. Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Институт хорепископов для многих соборов IV в. послужил предметом ограничительных определений. Так собор неокесарийский (пр. 14) говорит, что хор епископы поставлены в образ 70 апостолов, а не 12-ти, как епископы. Собор анкирский (пр. 13) запретил хор епископам поставлять пресвитеров и дьяконов. Собор антиохийский (пр. 10) предоставил хорепископу посвящать чтецов, заклинателей и иподиаконов, диаконов же и пресвитеров только с особого дозволения епископа. Собор сердикский (пр. 6) запретил на будущее время поставлять епископа в какое-либо село или в малый город, а собор лаодикийский (пр. 57) определил вместо хор епископов ставить периодевтов. Институт хор епископов развит был главным образом на востоке. Но в VIII веке, и на западе, во франкском государстве хор епископы явились в виде развитого института, и притом как института, отличного от восточных хор епископов, Имея епископский сан, западные хор епископы не были должностными церковными органами для определенной сельской общины, но действовали как помощники и представители главных епископов в смысле позднейших викарных архиереев. Франкские епископы и короли имели причины покровительствовать развитию этого института: епископы потому, что, запутавшись в массу мирских дел, слагали бремя церковного управления на этих своих помощников короли потому, что хор епископов они могли назначать сами непосредственно, даже и при вакантности епископских кафедр, без канонических выборов, и обращать в свою пользу доходы с вакантных кафедр. В IX в. со стороны строго настроенных франкских епископов была открыта борьба против института хор епископов, причем противники его ссылались на вышеуказанные греческие каноны, а в лжеисидоровском сборнике (см. ниже § 53) оказался уже подложный декретал (папы Дамаса), прямо направленный на искоренение этого института, который действительно к концу IX в. прекратил свое существование. Образование приходов из богослужебных пунктов в городах, как на востоке, так и на западе, вообще принадлежит более позднему времени, чем образование сельских приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Глава II. Развитие церковного устройства от IV в. до разделения церквей восточной и западной § 14. Образование церковно-приходских общин 108 Епископская церковная община (παροκια, parochia)109 постепенно покрылась сетью приходов, парохий в тесном и собственном (нынешнем) смысле слова. Образование приходов шло двумя путями: во-первых, путем низведения хорепископов на степень приходских священников, подчиненных епископу городскому, и, во-вторых, путем превращения отдельных богослужебных пунктов, с временно назначавшимися в них членами епископского духовенства, в приходские церкви с приуроченным к ним приходским духовенством. Институт хорепископов для многих соборов, начиная с IV в., послужил предметом ограничительных определений, в основании которых лежала тенденция сосредоточить около городского епископа, как около центра, возможно больший географический район, в видах большого единства в управлении церковном, тем более что политическая организация римской империи, с которой вообще при христианских императорах стала сообразоваться церковная организация, не знала каких-либо самостоятельных, независимых от городов сельских административных округов110. Так собор неокесарийский111 говорит, что хорепскопы поставлены во образ 70 апостолов, а не 12-ти, как епископы. Собор анкирский112 запрещает хорепископам поставлять пресвитеров и дьяконов. Как собор местный, анкирский собор не мог предписать обязательных для всей церкви правил. Поэтому в 10-м правиле позднее состоявшегося (в 311 г.) антиохийского собора хорепископу, как получившему епископское рукоположение, предоставляется поставлять чтецов, заклинателей и иподьяконов, а с дозволения городского епископа – даже дьяконов и пресвитеров. Еще позднее сардикский собор 843 г. запретил на будущее время поставлять епископа в какое-либо село или в малый город, а лаодикийский (между 343 и 381 гг.) определил вместо хорепископов ставить периодевтов, т. е. странствующих с целью наблюдения визитаторов, поставленным же раньше хорепископам ничего не делать без воли епископа городского113.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_8.html

366-367 367-368 АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) 368-369 370-371 АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице 371-381 381-382 382-383 383-384 АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата 384-387 387-388 АКЕЛДАМА с нач. I в. по Р.Х. название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот 388-389 389-390 390-391 АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) 391-392 392-393 АКИЛИНА Степановна Дубовская (1892-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 393-394 АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) 394-395 395-396 396-397 397-399 399-400 400-401 АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение 401-402 АКРИВИЯ способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения АКРОСТИХ формальный прием организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии 403-407 АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии 408-409 АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик 409-410 410-411 411-413 413-414 414-415 АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во

http://pravenc.ru/vol/i.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАИЙ, ФАВСТ, ЕВСЕВИЙ, ХЕРИМОН, ЛУЦИЙ, ПЕТР, ПАВЕЛ (III в.), мученики Александрийские (пам. 4 окт.). Пострадали во время гонений имп. Валериана. О них упоминается в сохранившихся фрагментах послания свт. Дионисия Великого , патриарха Александрийского (247-265), к еп. Герману, а также в послании к Дометию и Дидиму, к-рые цитируются в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Во время гонений рим. имп. Деция Г., Ф., Петр и Павел вынесли свт. Дионисия из г. Тапосириса. Во время гонений Валериана свт. Дионисий вместе с пресв. Максимом и диаконами Ф., Е. и Х. предстал перед префектом Египта Эмилианом, к-рый приказал им отречься от Христа. Они отказались это сделать и были сосланы в дер. Кефро, где вокруг них образовалась христ. община. Через нек-рое время Эмилиан отправил их в район Маредотиды, но, как сообщает свт. Дионисий, его, Г., Ф., Е., Петра и Павла похитили из конвоя и он, Г. и Петр оказались в Ливийской пустыне близ Паретония. По сведениям Евсевия Кесарийского, Ф. пережил гонения Валериана, но впосл. был обезглавлен ( Euseb. Hist. eccl. VII 11). Возможно, эти данные послужили источником для создания агиографической традиции, объединившей этих мучеников в одну дружину (состав имен и дни памяти варьируются). В греч. синаксарях упоминаются свт. Дионисий и 8 его спутников. В К-польском Синаксаре X в. под 3 окт. перечислены свт. Дионисий, Ф., Г., Петр, Павел, Е. и Х. (в нек-рых рукописях Синаксаря упом. о др. мучениках). В рукописи Vat. gr. 1613 память Дионисия, Г., Ф., Х. и Е. отмечена 4 окт. День памяти этих мучеников, вероятнее всего, восходит ко дню памяти свт. Дионисия (3 окт.). Из греч. синаксарей сведения об этих мучениках попали в Римский мартиролог. Там под 3 окт. упомянуты Дионисий, Ф., Г., Петр, Павел и еще 4 мученика, имена к-рых установить невозможно. Там же под 19 нояб. упомянут Ф. Отождествление Ф. с диаконом Александрийского патриарха вполне возможно, а со священником, упомянутым в Римском мартирологе под 26 нояб. и в Сирийском мартирологе под 8 элула (8 сент.),- сомнительно. По всей видимости, составитель Римского мартиролога имел в распоряжении текст мученичества Ф. с указанием дня его казни. Ист.: Euseb. Hist. eccl. VI 40; VII 11; ActaSS. Oct. Vol. 2. P. 26-31; SynCP. Col. 102-104; MartRom. P. 432, 434, 534, 546. Лит.: Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 25, 34, 62-64, 83; Lucchesi G. Gaio, Fausto, Eusebio, Cheremone, Lucio, Pietro e Paolo//BiblSS. Vol. 5. P. 655-657. А. А. В. Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/161453.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААКИЙ, АПОЛЛОС И КОДРАТ [Исакий; греч. Ισακιος, Απολλς κα Κοδρτος] ( 303), мученики Никомидийские (пам. 21 апр.). Сведения о них содержатся в визант. Синаксарях; И., А. и К. были слугами мц. Александры Царицы , жены имп. Диоклетиана, к-рая пострадала за Христа вместе с вмч. Георгием , однако в пространных Житиях великомученика на греч. и др. вост. языках эти святые не упоминаются. По примеру царицы И., А. и К. обратились в христианство и смело обличили императора, за что тот приказал схватить их и бросить в тюрьму. Всю ночь правитель размышлял, какой смерти предать мучеников. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) говорится, что на рассвете трое слуг были обезглавлены, однако в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и в «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса сообщается, что И. и А. были заморены голодом в темнице. В нек-рых визант. Синаксарях (напр., Paris. gr. 1589, XII в.) память И., А. и К. отмечена под 22 апр. В Римском Мартирологе (XVI в.) 21 апр. указана память мучеников Аполлина, Исакия и Кротата (Apollin, Isacius, Crotat), пострадавших в Никомидии в Вифинии при имп. Диоклетиане. Вероятно, составитель Римского Мартиролога кард. Цезарь Бароний передал т. о. имена 3 слуг царицы Александры, заимствованные им из греч. Синаксарей. Х. Тамайо де Саласар внес имена 3 мучеников в т. н. Испанский Мартиролог (1655) и, следуя поздней зап. агиографической традиции, указал в качестве места их казни г. Акци (ныне Гуадикс на юго-востоке Испании). В 1629 г. Хуан де Араус, еп. Гуадикса, официально установил почитание И., А. и К. в своем диоцезе. Ист.: BHL, N 637; ActaSS. Apr. T. 2. P. 842-843; MartRom. P. 148; PG. 117. Р. 417 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 619-620, 622; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 329-330; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 254-255; ВМЧ. Стб. 639; ЖСв. Апр. С. 319. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117; Т. 3. С. 152; MartRom. Comment. P. 149; Αλεξνδρα//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 44; Lambert A. Apollo//DHGE. T. 3. Col. 999; Brandi M. V. Alessandra, Apollo, Isacco e Codrato//BiblSS. Vol. 1. Col. 761-762; Aubert R. Isace//DHGE. T. 26. Col. 110-111; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 23-24. А. Н. К. Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/674784.html

Они раскаялись и по молитве святой прозрели. После этого И. и П. бросили в глубокую яму, наполненную раскаленными углями. Видя их невредимыми, мн. жители уверовали во Христа. Тогда император велел закидать святых камнями, но в этот момент засверкали молнии, раздался гром и появилось огненное облако, откуда раздался глас, что Аврелиану уготована геенна огненная. Император и весь народ были напуганы этим явлением, святых подняли из ямы и заключили в темницу. Через 7 дней Аврелиан снова призвал мучеников и склонял их к жертвоприношению. Затем И. и П. привязали к столбам и опаляли их лица огнем. Видя, что в народе нарастает возмущение, император решил обезглавить И. и П. Святые приняли казнь с радостью и благодарили Господа. Их тела оставили без погребения, но ни звери, ни хищные птицы не прикоснулись к ним. 7 дней их охраняла стража, а затем христиане с честью похоронили неповрежденные тела. В Мученичестве (BHG, N 964) днем кончины И. и П. обозначено 17 авг., в слав. переводе этого текста в Супрасльской Минее XI в. и в ВМЧ - 4 марта. В др. Мученичестве (BHG, N 964b) дата смерти И. и П. не указана. Кроме этих 2 основных дней памяти И. и П. в визант. календарях они упоминаются также 26 или 27 мая и 2 июня, а в груз. календаре Sinait. iber. 34 (X в.) отражающем древнюю богослужебную традицию Иерусалимского Патриархата,- 3 дек. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 108). Ист.: BHG, N 964-964f; ActaSS. 1737. Aug. T. 3. P. 448-454; PG. 115. Col. 575-588; SynCP. Col. 905-908; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 179-184; Страдания св. Иулиании и Павла, в Птолемаиде пострадавших//ППС. 1913. Т. 60. С. 106-122. (Сб. палестинской и сирийской агиологии; 2); Halkin F. Paul et Julienne martyrs à Ptolémaïs de Phénicie//VetChr. 1983. T. 20. P. 93-110; ЖСв. Март. С. 86-103; Авг. С. 306. Лит.: ActaSS. 1737. Aug. T. 3. P. 446-448; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63, 157, 159, 249; Т. 3. С. 92-93; Латышев В. В. Страдание св. Павла и Иулиании: [Исслед.]//ППС. 1913. Т. 60. С. XIX-XXIII; Sauget J.-M. Paolo е Giuliana//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 303-305. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/1237865.html

Павел называет его по имени и включает в число «братии». Имя этого апостола – Ерм греческое, но в то время многие и из природных иудеев нередко носили греческие имена (в числе апостолов были: Петр, Андрей, Филипп и др.) и с большею вероятностью можно думать, что он был по своему происхождению римлянин. Кем был обращен из язычества в христианство, св. Павлом или другим апостолом, неизвестно. Церковное предание считает ап. Ерма епископом Филипп (или Филиппополя), того ли города, где епископствовал ап. Епафродит или другого одноименного города, неизвестно. У Дорофея (греческ. Минеях) сказано, что св. ап. Ерм был епископом Филипп во Фракии. В Четьи Минее св. Димитрия Ростовского (под 31 мая) сказано: «св. ап. Ерм в послании св. ап. Павла с прочими, иже от 70 апостолами воспоминается сице: „целуйте Асигкрита… Ерма… и сущую с ними братию“ ( Puмл. XVI, 14 ). Сей Ерм в Филиппополе бысть епископ и многие во Христовом благовестии показа подвиги и труды, а ныне наслаждается покоя, но благих Господа своего» (142). Как можно заключить из слов святогорца Никодима (греч. Синаксарь), св. Ерм, скончался в мире, а не мучеником (см. под 8 марта). Церковная служба (8 апр. и 4 янв.) не сообщает исторических сведений о св. ап. Ерме. Если же св. Ерма считать составителем «Пастыря», то некоторые хотя скудные сведения об его жизни можно извлечь из этой книги. В пользу того, что «муж апостольский», ученик ап. Павла, один из 70-ти был писателем «Пастыря», много свидетелей, начиная с Оригена ( Περι των αρχων стр. 44, Казань). Евсевий пишет, что ап. Павел в послании к Римлянам (XI, 14) упоминает и об Ерме, которому, говорят, принадлежит книга «Пастырь» (Церк. история III, 3), блаж. Иероним называет Ерма, упоминаемого в послании к Римлянам, составителем означенной книги (Пастырь) и ставит её наравне с книгами Премудрости Соломона, Юдифи и др., св. Афанасий Великий (Творения его, Сергиев Посад, 1902, I т. 196 и др.); ещё раньше на книгу «Пастырь», без указания на автора, ссылались: Ириней Лиоиский (т 190), Тертуллиан , Климент Александрийский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИСАНИЙ [Греч. Λυσανας], в Евангелии от Луки тетрарх Авилинеи, при к-ром Иоанн Предтеча начал служение (Лк 3. 1). В НЗ имя тетрарха более не упоминается, но его имя неск. раз встречается в сочинениях Иосифа Флавия. Правитель по имени Лисаний, согласно Иосифу, умер в 36 г. до Р. Х. Многие исследователи на этом основании утверждают, что Лука в указании на Л. зависел от свидетельства Иосифа, но, допустив ошибку в хронологии, упомянул в 28 г. по Р. Х. уже умершего тетрарха Л. Проблема усугубляется еще и тем, что евангелист подчеркивает, что тщательно проверял использованный материал (Лк 1. 3). С учетом этого исследователи, поддерживающие точность хронологических сообщений Луки, предполагают, что были 2 Лисания, в разное время управлявшие одной областью. Более ранний Л., о котором сообщил Иосиф Флавий, был сыном некоего Птолемея ( Ios. Flav. Antiq. XIV 13. 3; XV 4. 1; Idem. De bell. I 13. 1), он управлял Халкидой в Ливане ( Idem. Antiq. XIV 13. 3). В других упоминаниях Л. у Иосифа, а также у евангелиста Луки нет ссылок на его отца, поэтому, возможно, в этих случаях говорится о другом человеке. Т. к. Халкида охватывала большую территорию, чем Авилинея, этими областями могли управлять разные правители. Т. о., в Авилинее, вероятно, был др. тетрарх по имени Лисаний. Согласно Иосифу Флавию, римский имп. Калигула передал иудейскому царю Агриппе I Ироду всю территорию, которая принадлежала царю Ироду Великому , и добавил к ней Авилинею ( Idem. Antiq. XIV 5. 1; Idem. De bell. II 11. 5). О 2-м Л., правившем в Авилинее в более позднее время, может свидетельствовать найденная недалеко от Авилы надпись, датируемая не позднее 14 г. до Р. Х. В ней сообщается о некоем Нимфее, вольноотпущеннике Л., построившем в Авиле улицу. Возможно, Иосиф говорит о 2 правителях по имени Лисаний, но уже не может ясно отделить одного от другого, тогда как евангелист Лука упоминает только последнего из них. Лит.: Carroll S. Lysanias//ABD. 1993. P. 425. Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/2110550.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010