Августейший Государь наш собственноручно удостоил написать тако: «согласен, препоручи хорошему архитектору сделать рисунки и наблюдать за сею работою». Возблагодарив Создателя за ниспослание к нам таковой высокомонаршей милости, одобрением и высочайшим соизволением на приведение в действо сего нашего предположения, с живейшею радостию о сем вам сообщаю, и покорнейше прошу: 1) Тотчас приказать снять рисунок с места в монастыре, где предполагается соорудить Церковь с окрестностями и прислать оной ко мне, за подписанием вашим. 2) Сообщить мне ваше мнение, в котором именно месте Церкви приличнее полагаете вы поставить обелиск для Графа Витгенштейна. 3) Известите меня какую сумму полагаете вы возможным соорудить сию Церковь и обелиск нащет того имущества Церковного, хранящегося в ведомстве вашем. По получении всего оного немедленно приступлю я к окончательному по сему предмету положению, и начав при святой помощи Божией сие столь приятное сердцу моему основание, будем просить всемогущего, дабы благословил все оное благополучным ивожделенным окончанием. Поздравляя вас от всей души моей с успехом столь радостного события, стократно считаю себя щастливым испросив у всемилостивейшего Государя соизволение на столь похвальный и Богоугодный подвиг чувств ваших. подписал Князь Шаховской. 1337. Псков Февраля 12 дня 1813 года. VIII. Поучение Архимандрита Аполлоса, впоследствии Архиепископа Вятского, по случаю возвращения Чудотворной Иконы Успения Божией Матери из г. Пскова в Псково-Печерский монастырь, во время крестного осеннего хода Великая милость Божия нам слушатели ныне явлена! Дорого для верноподданных посещение Земною Царицею их городов и весей. Ещё дороже посещение Ею домов, семейств их. А ещё выше – выражаемые при этом Ея любовь, ласки, внимание, исполнение желаний, удовлетворение нужд их. Нас же грешных – удостоила своего благодатного посещения Царица Небесная, – Царица всех Царей и Цариц, Владычица мира, Матерь Бога Вышнего, – посетила град наш, веси, домы наши и утешила своею любовию каждого с верою к ней притекавшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

84 «По Ионе же, первом Игумене обители Печерския, бе некий другий Игумен. И сей, невемы откуду вину прием, написал в поминании церковном инока Марка, Печерского монастыря старца (Стр. 2 на обороте). Здесь, разумеется, не тот Иона, который основал монастырь и был строителем его: это Игумен Иона, первый из Игуменов; он был настоятелем после трех строителей, как видно будет далее. 85 «Игумену Дорофею, восхотевшу гробницу большу соделати, обретоша гроб оного старца Марка весь распадшися, кости же его с составами и с ризами и с куколем корением земным обрастоша, и извиваясь около его, яко воилуком толстым обвит: и все состава его с головою вкупе, неразседшеся пребыша», – (Стр. 3). 86 Замечательно: преподобный Марк, молитвенными своими подвигами и слезами, положивший начало Печерской обители, к большему его прославлению, по неведению, исключен был из списка мертвых (в поминаньи) Преподобным Корнилием; равным образом и Корнилий Преподобный, утвердивший и прославивший сию обитель, исключен был из списка живых, также по неведению, царем земным и от тленного сего жития предпослан к Царю Небесному, для вечной славы. Дивны суды твоя Господи! 104 Описан, мон. 1832 г. стр. 33. Коляска эта и теперь хранится в обители, хотя от времени очень обветшала. 108 Летоп. мон. стр. 55, обор. и Празд. в Печер. трехсотлетия чудес, защ. при осаде в 1581 г. Псков 1882 г. стр. 32. примеч. 24. 109 Пушечное ядро, пущенное неприятелем 24 Октября 1581 г. в город, пало на то самое место, где стояла икона, и так тихо, что не повредило никого из стоявших там на стене и не разорвалось и ,,паде, по замечанию летописца, яко повинное“, что удивило многих. 110 По мнению придворного художника, Г. Мартынова, бывшего в Псково-Печерском монастыре в 1857 году, по поручению ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ, равно и по отзывам других лиц, хорошо знакомых с историею и самым искусством живописи – эта икона была писана в конце 11 или в начале 12 века; но в 1866 году, при Архиепископ Феогност, обновлена живописью.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

С другой стороны, Псково-Печерский монастырь, столько известный и славный на северо-западе России, остается малоизвестным для других краёв отечества. Знаменитейшие русские монастыри: Киево-Печерский, Троице-Сергиевский, Соловецкий и др. известны почти всякому, – и в каждой русской местности найдется человек, который ходил на поклонение святыне того, или другого из них. Между тем, Псково-Печерский монастырь, за пределами и ближайших ко Пскову губерний, известен очень не многим: большая часть не знает даже о существовании его, тогда как эта обитель, по своим великим заслугам, по своей чудотворной святыне, равно заслуживает внимание и уважение каждого, и, по справедливости, должна стоять на ряду первых русских монастырей во мнении всякого православного сына России. Желание дать, по возможности, полное и верное понятие о Псково-Печерском монастыре, засвидетельствовать пред всеми Божие благоволение к этой обители, открывшееся в судьбах её, и чрез то сделать известным святое место далее тех пределов, которыми, до сих пор, ограничивалась его известность, – это искреннее желание было побуждением к настоящему труду и вместе – целию труда. Сообразно предположенной цели историческое описание Псково-Печерского монастыря делится на две части: в первой – раскрывается прошедшая судьба его, во второй – изображается состояние его в настоящее время. Часть первая. История Псково-Печерского монастыря Соответственно тому, как изменялась судьба Псково-Печерского монастыря в продолжение четырехсотлетнего существования его, история его делится на три периода: Первый период: от начала Псково-Печерского монастыря до нашествия Батория на Россию (1470–1581). Второй – от нашествия Батория до присоединения Лифляндии к России (1581–1721). Третий – от присоединения Лифляндии до настоящего времени (1721–1892). Пособия для составления истории Псково-Печерского монастыря: 1) лучшее и почти единственное для первой половины истории – это монастырская летопись, полууставом списанная Иеродиаконом Питиримом в 1692 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Кроме «Богом-зданной пещеры», находящейся на восточной стороне Успенского собора, есть ещё одна пещера, с западной стороны того же собора, состоящая из одной прямой широкой улицы, служившей в прежнее время вторым входом в Успенский храм. Здесь также похоронены многие лица, как видно из сохранившихся надписей на их памятниках. Так как в упомянутых пещерах погребено много лиц знатного происхождения и таких, кои пали на поле брани при защите монастыря и вообще отечества, то мы не излишним считаем здесь, в особом V приложении, перечислить имена, по крайней мере, более из них известных, по сохранившимся надгробным и другим письменным памятникам. Святая гора Рядом со входом в пещеры устроен ход на Святую гору, в которой ископаны пещеры. На этой горе находится сад с плодовыми вишенными и яблонными деревьями. По выходе из пещер, где невольно овладевают вами грустные мысли о смерти, вы можете вздохнуть свободно на этой Святой горе. У ног ваших кровля Успенской церкви, как-бы выходящей из земли; пред глазами вашими кресты её – утешительные ручательства в том, что и в самых мрачных ущелиях земли не может долго царствовать смерть, побежденная Распятым на кресте, – что почивающие сном смерти восстанут некогда от сна, и взыдут на гору Господню. ( Пс.14:1 ). Сзади Успенской церкви, у самой кровли и как бы над кровлею её, с юго-западной стороны возвышаются остатки маститых величественных дубов, современных самому монастырю. Это памятники тех лесов, которые некогда покрывали горы Псково-Печерского монастыря, – и того времени, когда жили здесь пустынно-подвижники, – живые свидетели тех событий, о которых так мало сохранилось до нас свидетельств письменных. Они, эти старцы – дубы, прожили уже века, были свидетелями важнейших в истории Печерского монастыря событий и многих переворотов в судьбе его: но и до сих пор ещё крепко держатся их могучие, широко раскинувшиеся ветви и приветливо манят к себе под тень усталого богомольца, совершившего далекий путь для поклонения святыне Псково-Печерской. Оттеняя собою храм Успения, они как бы охраняют сон Богоматери и хранят эту могильную тишину, которую не смеют нарушать самые ветры. И тихо здесь, как будто всё живое погребено в пещерах!

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

19) Калистрат Андреев Бурцов † 23 Мая 7117 (1609) и его жена инокиня Александра Афанасьева † 25 Октября 7118 (1610). 20) «Лета 7165 (1657) Марта в 17 день... убиен бысть на государевой службе на бою за Государя Царя р. б. Ермолай Степанов сын Афросинов Пусторжевец под Печерским монастырем от Свейских немец». 21) «7158 (1650) Июня в 5 день убиен бысть... Псковской гость Никула Алексеев сын Хозин» (Фамилия не ясна). 22) Псковский помещик Окунев, Андрей Прокофьев † 7 Марта 7164 (1654). 23) Его жена Дарья Михайлова, дочь Деткова † 11 Апреля 7164 (1654). 24) Иеромонах Илларион да Параскева Букиных † 20 Мая 7200 (1692). 6 братская улица: У новейшей братской усыпальницы: 25) Иеромонах Елеазар † 10 Сентября 1856 г. 26) Далее – Иеромонах Антоний † (неизвестно), но около 1856 г. 27) Здесь положен в склепе внизу: «Архимандрит Павел, бывший настоятель монастыря, умерший 22 Декабря 1890 года. Далее поворот к древней братской усыпальнице, (до 1700) заложенной кирпичною стенкою с иконою Распятия Христова. Затем обратно направо по братской малой 6-й улице: 28) Московский дворянин Григорий Григорьевич Ириков † 13 Апреля 7187 (1674). 29) Псковский помещик Ефим Васильев Ломаков † 23 Августа 7202 (1694). Обратно направо, по длинной братской 5 улице: 30) Никифор Свечнин Тихвинец † Марта 7119 (1611). 31) Псковский гость Григорий Щокин, во иноцех Геронтий схимник † 31 Августа 7119 (1611). 32) «убыен бысть от немец Дмитрий Бугаков новокрещен Бойчинов Казанец» † 30 Мая 7079 (1671). 33) Инок Иосиф схимник Псковской гость Иев Максимов † 25 Февраля 7129 (1621). 34) Псковский помещик Иван Алексеев Бедринский во иноцех Иона схимник † 21 Января 7149 (1641). 35) Псковский помещик Иаков Иванов Неелов, во иноцех Иосиф схимник † 22 Декабря 7159 (1651) и его жена схимница Таисия, дочь Бедринского † 13 Апреля 7158 (1650). 36) Луцкий помещик Елеазар Родионов Бороздин † 23 Апреля 7159 (1651). 37) Иона Пушкин † 22 Декабря 7150 (1642). 38) Симион Васильев Пушкин, инок † 24 Января 7073 (1565). 39) Петр Степанов Пушкин 163 убиен от немец под Ельмано † 7 Апреля 7083 (1575).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

47 Лифляндские летописцы дополняют, что при сем случае монахи со стен, разговаривая с Борнемисою, Венгерским военачальником, укоряли его тем, что он, с ратниками своими оказывает храбрость над безоружным монастырем и храмом Божиим, и если желают они сражаться, то шли бы ко Пскову, где найдут себе приличных сопротивников. Они даже упрекнули его тем, что Венгерцы вероломны и в слове не устойчивы, а потому и нельзя осажденным решиться на сдачу им своей Обители (Ист. княж. Псков., часть I). 48 Рукописная летоп. монаст. стр. 55 и обор. Сей благочестивый обет в точности выполнялся монастырем добровольно, на сколько позволяли последующие обстоятельства, до 1601 года, когда он уже и высшею духовною властию (Епископом Геннадием) был узаконен, указавшею и определившею для совершения его устав или чин крестного хода в г. Псков. (См. брош. „Празд., в Печерах 8 Ноября 1881 г. трехсотлетия чудесн. защиты Псково-Печерского мон. Псков, 1882. г. примеч. под стр. 24). 50 Рукописная летопись, списанная Питиримом в 1692 году – это драгоценное и почти единственное пособие для составления истории монастыря, к сожалению, оканчивается нашествием Батория, присовокупляя к тому только сказание об учреждении крестного хода и некоторых чудесах, бывших в Печерском монастыре от чудотворных икон. О прочих событиях и дальнейшей судьбе монастыря в нём не имеется никаких записей, потому ли, что их не было или потому, что оне истреблены каким-нибудь несчастным случаем. Как бы-то ни было, только при изложении последующих событий в истории монастыря необходимо ограничиться кратким указанием «Истории княжества Псковского», (где эти события ограничены одним почти перечислением их в хронологическом порядке), – не находя никаких способов раскрыть эти события в подробностях и не имея возможности указать, как и от чего начались оне, при каких условиях и обстоятельствах совершались и какими сопровождались последствиями; только о нашествии Литвы на Печерскую обитель в 1611 году ещё довольно подробно передает нам „Псковская летопись“.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Если бы, братие, явился к нам уполномоченный от царя посланник, с объявлением великой царской милости, под известными, условием, исполнение которого выражало бы верноподданническую нашу преданность и покорность Державной Воле, то с какою радостью встретили бы мы такого посланника и с каким глубоким вниманием потщились бы усвоить себе объявленное им условие и исполнить оное, дабы достойно воспользоваться излившеюся от Престола милостью? Но радость наша несказанно усугубилась бы, если бы явился к нам с неба чрезвычайный, премирный посланник от Царя царствующих с объявлением такой величайшей милости, которая, составляя предмет изумления самых горних умов, простиралась бы на всю судьбу не только настоящей, временной, а и будущей, вечной нашей жизни и в которой заключалось бы бесконечное наше блаженство. Такова именно небесная милость объявлена ныне всему роду человеческому одним из величайших служителей Божиих, – Архангелом, который, с небесных кругов слетев в Назарет, со страхом предстал бедной и безвестной, но от век и от родов Богоизбранной, Деве Марии. Вот краткое содержание посольства Небожителя. Радуйся, так приветствовал Ее Архангел, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах. Как же приемлет Нетленная сие приветствие? Мария смутилась от сего Ангельского слова, недоумевая, каково будет сие целование. Не бойся, говорит Ей Ангел, Ты обрела благодать у Бога и вот зачнешь и родишь сына, и наречешь имя ему Иисус – Спаситель мира... Но Пречистая паки приходит в недоумение и вопрошает: как это будет, потому что Она не знает мужа, ибо дала Богу обет строжайшего девства? Ангел объявляет Пренепорочной сверхъестественное, чудесное Её зачатие и рождение Богочеловека, открывает он велию тайну: найдет Дух Святый на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя, а потому и рождаемое свято наречется Сын Божий. Здесь уже полную покорность Всевышнему выразила неискусомужная Богоотроковица; я раба Господня, сказала Она, буди мне по глаголу твоему, и тотчас соделалась пресвятые славы палатою; и затем посланный Небожитель. исполнив данное ему свыше поручение, возвратился от неё в горние селения. Как в малом сосуде цвета заключается сила плода, так в этом слове: буди, в устах Преблагословенной, запечатлевшей беседу Свою с Ангелом, заключается орудная сила от века утаенного и Ангелом неведомого таинства воплощения Бога Слова со всеми бесконечно благотворными плодами оного. Это буди было печатью живой веры и глубокого смирения, в лице Марии, всего рода человеческого, такой веры, по которой «Бог соделывается человеком, чтобы человека соделать Богом» (акафист Божьей Матери); это буди отирало вам двери рая, заключенные грехом прародительским. О, великое, неисповедимо-вожделенное и всерадостное буди, открывшее вполне Божию славу!

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Под путем же разуметь здесь должно образ мыслей, чувств и действий, согласных с волею Божией, выраженною в святом Евангелии и в Богосветлом учении Православной Церкви. Как внешнее действие человека в пути обнаруживается именно в его движении; нет движения, нет и действия: так и мы не действуем – не идем в небесное отечество, когда не исполняем воли Божией, когда нравственно засыпаем на опасном ложе беспечности, под обаянием благ земных, под коими, как змия под кустами роз, кроется древний, мысленный змий, ищущий уязвить и умертвить душу нашу. А если и действуем вопреки воле Божией, то блуждаем по распутиям греха, исполняющего зол душу и живот наш приближающего к аду. Если не хотим, братие, погибели души своей, непременно мы должны встать и идти, или, что тоже, исполнять волю Божию, свято жить, по святому Евангелию: возстани убо, возстани, спяй от мертвых! Пробудись, грешник, от страшного сна твоего; оттряси от очей души твоей нравственную дремоту! Возстани, иди! и освятит тя Христос. Что беспокоит тебя при вступлении твоем на поприще поста и молитв? Печальный ли глас колокола тяготит бренную плоть и дебелый слух твой? Но этот глас, возбуждающий в сердце твоем печаль по Боге, располагающий к нераскаянному покаянию, есть слезный вопль нежно любящей тебя матери, святой Церкви; – это её глас, ищущий тебя на распутиях греха и зовущий к Богу! О лишении ли брашен и удовольствий мира сетует грехолюбивая твоя плоть? Но помяли, что именно снедь запрещенная и изгнала человека из рая, самоволие и невоздержание лишило его блаженства. За снедь продал свое первородство Исав Иакову и погубил для себя царство. Помяни, что некогда и чрево, и брашно – оба Бог упразднит. Для чего же сластопитанием плоти умножать в ней смрад и пищу червей в могиле? Думаешь ли извиниться и прикрыть наготу души своей немощью природы, или некоторыми естественными, основанными на самолюбии, по-видимому, добрыми делами? Но таковое прикрытие не тоже ли пред правдою Божией, что и смоковничьи листья, коими Адам в раю, преступлением заповеди, совлекшись Боготканные одежды, хотел прикрыть свою греховную наготу?

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Пастырь от сего гласа исполнился неизреченной радости и провел всю ночь без сна на молитве. Жители града, узнав это чудо милосердия Божия, прославляли Бога и Пречистую Его Матерь и снова воодушевились мужеством. Архиепископ с клиром молился в соборном храме, Софии, Премудрости Божией, между тем как, по его повелению, протодиакон с певчими отправился за иконою Богоматери. Но когда, по совершении пред нею молитвы, коснулись иконы и хотели се взять, не могли сдвинуть с места, и принуждены были возвратиться без иконы. Тогда Святитель со всем собором поспешил в упомянутую церковь и пал пред образом Владычицы с молитвою: «О, Премилостивая Госпоже, Дево Богородице! Ты еси упование и надежда и заступница граду нашему, стена и покров и прибежище всем христианам. Тем же и мы грешные на Тя надеемся; молися, Госпоже, Сыну Своему и Богу нашему за град наш и не предаждь нас врагом нашим, грех ради наших; но услыши плачь и воздыхание людей Твоих и пощади, яко же иногда ниниветяне Сын Твой пощаде покаянного поста ради, такожде и зде милость Твою покажи Владычице!» По окончании сей молитвы, Святитель стал служить молебен и, когда, но шестой песни, клир воспел кондак: Предстательство христиан непостыдное..., икона Пречистой Богоматери внезапно сама собою подвиглась с места своего. Страшное это чудо всех предстоящих вызвало на единодушную, пламенную молитву: «Господи помилуй!» Святый Архиепископ с дерзновением принял на свои преподобные руки кивот Божий, чудотворную икону, и с нею совершил крестный ход внутри города, а за тем вознес ее на городскую стену и обратил лик заступницы против ратников, осаждавших город самым усиленным образом. Стрелы вражьи сыпались на осажденных, как проливной дождь. Честная икона Пресвятые Богородицы, вдруг отвратив лик свой от неприятеля, обратила оный на город, что принято было за знамение величайшего милосердия Владычицы к злостраждущим гражданам. Архиепископ, узрев слезы, как эдемский источник, текущие из очей Пренепорочной на иконе, собирал оные в свой фелонь и в умилении сердца исповедал: «о, чудо преславное! как от сухого дерева слезы истекают. Вот, Царица, Ты являет нам достоверное знамение, что со слезами молишься Сыну Твоему и Богу нашему о избавлении града». И весь народ, при виде сего чуда, возопил к Богу со слезами. И внезапно нанял страх на врагов и покрыла их тьма, и гнев Божий привел их в смятение, и стали они друг друга поражать. Новгородцы, помощью Пресвятые Богородицы, совершенную одержали победу. С этого времени Святитель Божий учредил светлый праздник совершать во имя предивного знамения Пресвятые Богородицы в великом Новгороде; а отсюда празднование это распространилось и по всей, отечественной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Все это ясно дает вам разуметь какая требуется любовь и благоговение от нас к храму Божию, и как дороги Богу любящие благолепие дома Его. Стоя в храме, мы должны представлять себя стоящими на небесах и образующими херувимов, животворящей Троице поющих трисвятую песнь, должны отсекать здесь все земные помыслы и житейские попечения; и, с каким усердием грудные младенцы емлются соссцов и водружают в них уста свои, с таким и мы, сподобившиеся толиких даров Божиих, приступать должны к сей святой трапезе, дабы привлечь Духа благодати. В заключение всего долгом пастырской любви побуждаюсь благодарить тебя, возлюбленная паства Вятская, за святую любовь, которую ты, являя сему храму Божию в благолепоте его, являешь и моему недостоинству. Чем же воздам тебе? Сколько раз я буду принимать здесь чашу спасения и призывать у святого жертвенника сего имя Господне; столько же раз призывать буду в молитве на вас и на всех отсутствующих пасомых благословения небесные и земные, да благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа, а с тем вместе и благодатный покров Божией Матери и молитвенное приосенение Преподобного Алексия – Божия человека пребудут со всеми вами отныне и до века. Аминь. Надгробная речь Восплачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии. Когда Ангел смерти восхищает брата нашего из среды живых, чтобы путем смерти провести его в иную область жизни, и там представить его на суд Божий; живые невольно содрогаются, с болезненным сердцем взирают на гроб; ибо от них отторгается родной им, по природе, сочлен их, по благодати; и доколе пред нами бренные останки почившего, с которым мы жили, которого любили, с которым делили и горе и радости жизни, мы, взирая трепетно на него, как бы слышим в грозном безмолвии умершего тайное, но действенное напоминание о смерти, всем грозящей, о мраке гроба, о суде Божием... И сердце сжимается от боли и ужаса; льются слезы за брата умершего, которого потрясающий вид говорит живо и о нашей последней участи на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010