А какую любовь дал нам Бог в единородном Сыне Своем? Вся любовь Отца не есть ли и любовь Сына, Который, по единосущию, весь в Отце, как весь и Отец в Нем, и Который, побуждаясь тою же пренебесною любовью к нам, еще в вечности изрек: се иду сотворити волю Твою, Боже, т.е. спасти род человеческий крестом и смертью Своею; почему и называется Агнцем, закланным прежде, сложения мира. Одно крайнее снисхождение Сына Божия до восприятия рабьего зрака, чтобы Адама, вожделевшего быть Богом и не бывшего, соделать, по выражению акафиста, Богом, а с ним обожить и нас, потомков его, показывает Его чрезвычайную, бесприкладную любовь к нам. Единородный Сын Божий, Творец земли и неба, носящий всяческая глаголом силы Своей, пред Которым благоговеют, трепещут и покланяются самые Ангелы, оставил небо, сошел на землю и восприял на Себя уничиженный образ раба, и, вместо предлежащие Ему радости, за бесчисленные благодеяния людям, за наставление их в истине и добродетели и словом и примером Своим, за очищение прокаженных, исцеление одержимых всякого рода болезнями и духами нечистыми, воскрешение мертвых, отверзение слепым зрения, глухим слуха, за утоление глада духовного и телесного, за доставление рая и блаженства людям претерпел поругания, оплевания, заушения, биения, темницу и наконец крест и смерть, не есть ли это любовь, неслыханная, беспримерная, вечная, всепобеждающая и никакою злобою непобедимая и неистощимая, составляющая удивление и для ангельских соборов? Так, следовательно, каждое учение, которое Спаситель ваш проповедал, каждая помощь, которую Он оказал страждущему человечеству, каждый больной, которого Он исцелил, каждый печальный, которого Он утешил, каждый заблудший, которого он исправил, и наконец каждая радость, которою Он пожертвовал для нас, каждое бремя, которое он на Себя возложил, каждое страдание, которое он понес, каждая болезнь, которая уязвляла Его сердце, каждая слеза, которую он пролил за нас к Богу Отцу, все, все было неоспоримым доказательством, что Сын Божий весь есть любы.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Своим милосердием мы приближаемся к Богу милосердия и щедрот, как дети к Отцу своему. А дети, и преступные, не лишаются надежды на отеческую милость. И что за покаяние у того, кто не хочет примириться с ближним? Как грешник станет у Господа искать милости, когда сам не имеет оной? Он не только не получит желаемого блага, но еще преогорчит Создателя и усугубит свою вину. Покаяние требует сознания и раскрытия всех грехов; но он утаивать будет от Сердцеведца самый тяжкий грех – памятозлобие. Это не тоже ли значит, что больному скрывать от врача болезнь свою? Кающийся называть будет себя первым грешником, и в тоже время втайне питать будет в себе гордость, заключающуюся в презрении брата, как недостойного; он будет говорить, что оскорбил безмерное величие Божие, и в тоже время свои права поставлять будет выше правд Божеских, ища у Бога прощения и не прощая ближнему; как будто оскорбление человека значит более, нежели оскорбление Бога, безмерно великого, когда оскорбленный Бог готов прощать виновного, а человек не хочет сего. Он будет надеяться на ходатайство Искупителя, и вместе попирать заслуги Его; потому что, не разрешая оскорбившего, он преграждает не только ему, а и себе, путь ко спасению; между тем Бог всем человеком хощет спастися. Аще принесешь дар твой ко алтарю, говорит Господь, и ту помянешь, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой, и шед прежде смирнея с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой ( Мф.5:25 ), и чрез Апостола заповедует: мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никто же узрит Господа ( Евр.12:14 ). Все службы церковные: вечерние, утренние и дневные начинаются молитвою именно о мире и в мире: «миром Господу помолимся», «о свышнем мире», «о мире всего мира и соединении всех Господу помолимся»... Христианин! Прощением обид ближнему, еще незакосневшему в злобе, ты расположишь его к сознанию своей несправедливости, к раскаянию в ней и усвоению заслуг Сына Божия: аще враг твой взалчет, говорит Апостол, ухлеби его, аще ли вжаждет, напой его; сим бо углие огненное собиравши на главу врага твоего, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

погубит? Аще не покаетеся, погибнете. Ничто скверное не может внити в царствие Божие. Елика связана будут на земли, связана будут и на небеси. Елика же разрешена будут на земли, разрешена будут на небесех. Не верх ли безумия не воспользоваться такою чрезвычайною милостью Божией в таинстве покаяния и оставаться омраченным грехами в узилищах беззакония, тогда как столь удобный представляется способ освободиться из столь несчастного состояния? Приятно для добрых, благопокорных детей, если они чем-либо радуют своих родителей. Вожделенно для верноподданных составить радость царя своего. Сколько же восхитительно для истинно кающегося христианина, когда он с сокрушенным сердцем, исповедав грехи свои пред служителем алтаря, стяжевает мир Божий, превосходящий всяк ум, и составляет для самых Ангелов Божиих радость, и какую радость? – велию, т.е. чрезвычайную. Земля омывается слезами покаяния грешника, и небеса торжествуют... Что же сказать об отметающихся святейшего Таинства причащения, под какими бы то ни было, предлогами, кои все на суде вечной Божией правды ничтожны? Отлучающиеся для заработка могут и обязаны исповедоваться и причащаться каждогодно и представлять местному священнику свидетельства о бытии своем у исповеди и причастия. Всемерно убеждать, чтобы делали таким образом. Сколько дней и, может быть, недель в году иными потеряно в праздности и в делах непотребных, в самых отлучках? Так, последователи Господа, не другое что, а единственно кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. Аще, сказано, не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крове Его, живота не имаме в себе. Истинную, благодатную жизнь христианин не иначе может иметь, как только в общении с Господом в пречистых Его Тайнах. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, говорит Спаситель, податель пребожественного дара, во Мне пребывает и Аз в нем. Кто не имеет в себе Христа, в чье сердце верою не вселился Он, тот не христианин, а только носит звание христианина, каковое не заключает в себе животворящей силы духа, и потому не может спасти человека, тот в опасности быть звероуловленным от мысленного волка, как свидетельствует вселенский учитель св.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Святой Трифон однажды решился умереть греху и жить Богу, и этой святой решимости, при помощи Божией, никогда не изменял. Он пребыл в ней тверд и не поступен до конца, не преставал молиться, ратовать против греха, и о силе благодати побеждать его. Однажды он прешел от тьмы к свету, от чувственного к духовному, от земного к небесному, и вспять уже более не возвращался; а постоянный подвиг в добре ослабил и искоренил в нем наклонности к злу, направил все мысли, желания и действия его к единому Богу – верховному благу. Конечно, и угоднику Божию спасение души стоило многих усилий и борьбы, многих самопожертвований и побед над собою, многих слез и воздыханий молитвенных, пока его мысли и желания отрешились от земного и утвердились в Боге. Но как скоро любовь к Спасителю заняла место в его сердце, как скоро укрепился он в борьбе против греха; уже не трудно тогда было ему устоять и остаться непоколебимым на пути к царствию небесному. Любовь к Спасителю подобна огню. Как сей, когда разгорится, тотчас объемлет все вокруг себя и усиливается до того, что угасить его невозможно. Тоже бывает и с сердцем человеческим. Пока оно хладнокровно к небесному, дотоле трудно идти путем веры и добродетели, но как скоро огнем Духа Святого возгорелась в нем любовь к Богу; тогда для него ничего уже нет неодолимого, трудного и горького, иго заповедей Христовых делается для него благим и бремя легким; тогда христолюбца ничто не может отлучить от сей любви, непрестанно дающей ему новую силу и жизнь. От чего же мы, братия, так непостоянны в добродетели? Почему мы часто хромаем на оба колена – служим то Богу, то миру? Не потому ли, что многие из нас никогда, с полною решимостью, не начали жить по духу Евангелия? Нередко мы трогались, при слышании слова Божия, и в сердечном умилении обращались к Богу; но вскоре доброе впечатление в нас изглаживалось, и грех снова усиливался. Часто мы ходили на исповедь, каялись, нередко плакали о своих грехах, и снова потом являлись прежними грешниками. Не положив твердого основания в деле спасения, не сделав решительного намерения оставить путь зла и погибели и посвятить себя вполне добродетели, мы как бы разделяем сердце наше между Богом и миром, и, увлекаясь земным, нередко теряем небесное. Вспомните страшную участь жены Лотовой и уходившей из Содома, и обращавшейся к Содому.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Царь вавилонский предавался буйной радости, между тем как невидимая рука писала уже приговор погибели ему и его царству. Так, не надобно забываться и быть праздными ни на одну минуту; и одной минуты, если б Господь попустил, довольно было бы для нашей погибели, довольно дли того, чтобы враг человеков воспользовался ею для своих злых целей. Тогда как люди спокойно спят, враг их недремлющий сеет плевелы нечистых помыслов и вожделений, к погибели людей, и день и ночь заботится о том, как бы погубить нас. Должно ли нам менее принимать трудов и забот для своего спасения, нежели сколько враг наш предпринимает их для нашей погибели? Не безумно ли вести себя так, будто бы мы почитали душу свою недостойною всегдашних попечений, тогда как диавол ценит ее столь высоко, что употребляет все возможные усилия, чтобы овладеть ею? Потому-то так часто слово Божие заповедует нам непрестанно бодрствовать и подвизаться: бдите на всякое время ( Лк.21:36 ), говорит Спаситель. Если бы мы даже сделали и величайшие успехи в благочестии, и тогда отнюдь не должны ослабевать в своих подвигах: мняйсе стояти, говорит св. Апостол, да блюдется, да не падет. Кто был сначала Саул, царь израильский? Муж благ, на которого сходил Дух Господень ( 1Цар.9:2 ); и, однако же, что, наконец, постигло эту венчанную и святым елеем помазанную главу? Он однажды не внял вещаниям Господа и не раскаялся; и от того навсегда погиб, как раб, отверженный Богом. Давид был муж по сердцу Божию: однако один неосторожный взор некогда был причиною глубокого падения сего мужа. История великих подвижников Христовых представляет нам множество примеров, как часто одна злая мысль, одно слово или одна минута беспечности губили труды и подвиги целых лет; только милосердие Божие спасало падших от гибели, может быть, вечной. Посему неизвинительна беспечность наша, когда есть опасность потерять блаженную вечность. Так, по учению Евангелия и по примеру святых подвижников Христовых, нам должно, в продолжение всей жизни, неусыпно, неуклонно бодрствовать и подвизаться для своего спасения: подвизайтеся внити сквози тесная врата.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В настоящее время усовершенствований весьма уважается общественное мнение – гласность. Нельзя не дорожить и в звании судии таковым мнением. Что за удовольствие заслужить кому-либо общее бесславие или укоризну? Но на одном общественном мнении останавливаться еще не безопасно, потому что оно, при всей своей важности, имеет и недостатки, как мнение человеческое. Самые органы, или проводники мнений в обществе, часто действуют по своим понятиям, убеждениям, предубеждениям, страстям, или даже по излишнему доверию к тайной злоумышленности и злоречию, и таким образом неизбежно впадают в важные ошибки, – хвалят то, что заслуживает осуждения, и осуждают, что стоит всякой похвалы. Не общественный ли гласный суд самую вечную Истину предал на крест?.. И так, имея в виду общественный суд, судия, не останавливаясь на одном атом суде, должен иметь в виду другой высший, непогрешительный суд, – суд Божий, которым всего более должен дорожить... Не у многих ли из самых судящих, или, по крайней мере, у близких им по крови, по связям и дружбе, есть или предполагается дело, подлежащее рассмотрению судебному? А известен непреложный закон Божий: вимже меру мерите, возмерится вам ( Мф.7:2 ). Что, если в то самое время, как судия неправо «удит о деле ближнего, по неизменному закону правды Божией, над ним самим произносится в ином судилище приговор осуждения? Когда бы знал судия, что он неправедным судом своим призывает на себя и на род свой суд Божий, – и видел на собственных незаконных действиях надпись невидимой руки: измерил, исчислил, разделил, – когда бы прозрел, что и его жребий свершился, – подумал ли бы тогда о злоупотреблении своим судом? – Видители, как нужно судиям быть правдивыми, имее в виду даже собственную пользу и благо! Судия есть поборник правды, дело его есть великое, святое, Божие. Как же призванному для столь важного служения попирать святость своего долга? Сообразно ли блюстителю правды быть мстительным, к врагам своим, – защитником пороков друзей своих, или сильных земли! Если судия окажется несправедливым, то где же невинность найдет защиту свою? Если в судилищах будет обитать неправосудие, то не превратится ли чрез это общественный порядок в хаос-смешение?.. Пусть нелицеприятная правда, осуждающая беззаконие, возбудит против себя гнев сильного. – На небе есть всесильный Покровитель ее. Но Тот же всесильный Защитник ревнителей правды, есть грозный Мститель изменников ее. На каждом суде человеческом сам Бог невидимо присутствует, и каждого из судящих позовет некогда на суд Свой – вечный Судия... XV. Умиротворение Кавказа

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Предисловие Предлагаемые вниманию благочестивых читателей, «Пастырские Наставления» написаны были мною, большею частию, во время некраткого моего служения на духовно-учебном поприще в различных городах обширной Российской империи, от Астрахани до Пскова. Не искание литературной известности побуждает меня издать их теперь в свет, но сердечное желание хоть что-нибудь сделать для духовного назидания собратий моих о Христе в православной России. Достаточно вознагражденным сочту себя за труд мой, если он хоть чьей-нибудь душе принесет утешение и пользу; если, при виде нескудной сокровищницы нашей духовной литературы, я буду находить себя вправе сказать, что в ней «и моего хоть капля меду есть». 1. Рождество Христово Се вам знамение: обрящете младенца повита, лежаща в яслех. Лк.2: 12 Блаженна та чудная и единственная ночь, во мраке которой воссиял присносущный, всеобемлющий свет – Сын Божий – сияние славы Отчей ( Евр.1 ) рождением Своим в мир от Пречистыя Девы Марии. Блаженна земля, уготовавшая вертеп Неприступному. Благословенны ясли, в них же возлеже невместимый Христос – Бог , яко младенец! Блаженны пастыри Вифлеема, среди нощные стражи сподобившиеся видения Ангела, указавшего им знамение пришествия в мир Искупителя в младенце повитом, лежащем в яслях, – и удостоившиеся слышать неизъяснимо и невообразимо сладостное пение множества Вой небесных, славящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир: во человецех благоволение ( Лк.2:13–14 ). При тусклом мерцании разума, осуетившегося земными помыслами, конечно, в сем видении младенца ничего бы не открылось более, кроме бедности и убожества и Родившей и Рожденного: но для ока веры, очищенного благодатию, в этом, по видимому, простом зрелище, действительно, открывается высокое знамение крайнего снисхождения Божия к падшему человечеству. Земная слава может служить знамением явления в мир и земных царей: но что было бы за знамение для вечного Царя славы, Его же Воинства небесная славят, и трепещут Херувимы и Серафимы, Ему же покланяются солнце и луна, служат звезды небесные и повинуются бездны, если бы Он явился на земле во славе земной – в чертоге, в порфире, на троне и пр.? И чему бы обрадовались здесь бедные пастыри Вифлеемские, кои чужды были славы земной, и для коих недосязаема была сия слава? И что бы нашло для себя отрадного в таком великолепном явлении Сына Божия и все человечество, страждущее под игом многоразличных – внутренних и внешних – бедствий, если бы Всевышний Владыка неба и земли не соблаговолил смирить Себя до рабияго зрака, и понести все немощи людей, немоществующих и духом и телом?

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Но мы не видим, скажете, Царицы Небесной. Нам бы утешительнее было, если бы Она, Благодатная, благоволила видимо являться среди нас, выслушивать молитвы каждого, утешать плачущих, врачевать болящих, ободрять унывающих. и т. п. Потерпите немного, христолюбивые слушатели. Бог даст увидим Её, как желаете и скоро; ибо вся жизнь наша, как сон, минет, – увидим, если будем того достойны, в другом лучшем мире, когда смерть освободит бессмертный дух наш от оков бренной и грубой плоти, препятствующей ему прозревать глубоко в мир духовный, – увидим там, где она пребывает ныне в Боголепной славе Сына Своего, Царя неба и земли, – там, куда мы день ото дня, против воли нашей, все более и более приближаемся, – увидим за гробом. В настоящее же время мы не можем видеть Богоматерь во всем Ея величии, потому что живём не в таком мире в каком Она обитает. В нашем мире все грубо и тленно, а там, где Она соцарствует Своему Божественному Сыну, все духовно, чисто, нетленно, прекрасно. Каким же образом явление Богоматери во свете, блистающем паче лучей солнца, в теле духовном, нетленном, преславном, вынесет наша грубая, дебелая, немощная, бренная плоть? Как могут взирать на Пречистую наши нечистые очи? Некоторые избранники Божии, правда, удостаивались и в этой жизни, видеть Славнейшую Серафимов, Пречистую Богородицу, но как? С благоговейным ужасом, проникавшим все существо их, так что и их, очищенных и приготовленных к такому чрезвычайному явлению, всегдашнею молитвою, бдением и постом, нужно было Владычице мира предварять в явлении Своем, словом утешения. Так явившись Преподобному Сергию, Она укрепляла дух его материнским словом успокоения: «не ужасайся избраннике Мой»! Что если бы Она – превысшая небес, в эту самую минуту, как мы, с детским дерзновением, прибегаем к Ней, в чудотворных Ея иконах, явилась нам во всей Своей небесной славе и величии? О, в каком ужасе и трепете все мы – немощные и обремененные грехами – поверглись долу, не дерзая и очей возвести к Ней! Ученик Преподобного Сергия, Михей, был святой муж, однакож от светозарного явления Царицы Небесной поник взором и закрыл лице свое. Нам ли грешным открыто взирать здес на Ея божественную славу, когда и видимое солнце смежает немощныя наши очи... Обремененные грехами, полные нечистых помышлений, тайных порочных движений сердца, что мы почувствовали бы при видимом, славном явлении Ея? Нашу мысль, наши уста, язык сердца – все оковал бы в нас страх тогда, и не было бы места, как теперь, тихим детским молитвам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

По количеству и значению наибольшего внимания в издании заслуживают статьи, посвященные местной церковной и гражданской истории. С исключительным изобилием представлены биографические сведения об архиереях, др. местных церковных и светских деятелях, особенно XVIII в. Эти публикации основывались на документах, открытых Комиссией для разбора консисторского архива (учреждена в 1870), описавшей дела консистории за неск. десятилетий начиная с 1699 г. и опубликовавшей множество источников более позднего времени. В А. е. в. содержался обширный материал о местных иноверцах, старообрядцах и сектантах, о национальных христ. общинах Астраханской губ., о миссионерстве среди народов Кавказа, бурят, татар, казахов («киргизов»), особенно калмыков. Богословские и нравоучительные статьи в большинстве своем являются перепечатками из др. изданий. Наиболее значительные материалы были изданы в виде приложений к А. е. в.: «Обозрение мероприятий правительства к распространению христианства между калмыками» (1883); «Описание дел, хранящихся в архиве Астраханской духовной консистории, составляемое особо учрежденной по указу Святейшего Синода комиссией» (1886-1891); Аполлос (Беляев), архим. «Описание астраханских монастырей» (1909-1910); Летницкий И. Н. «Высокопреосвященный Георгий, архиепископ Астраханский и Енотаевский: К 50-летию пастырского служения: Биогр. очерк» (1911); Иннокентий (Кременский), еп. «Нагорная проповедь Христа Спасителя: Экзегетическое исследование» (1917). С 1991 г. в качестве офиц. епархиального издания выходила ежемесячная газ. «Астраханский православный собеседник». С 1996 г. офиц. издание Астраханской епархии - «Свет Православия». Лит.: Летницкий И. Н. Краткая история Астраханских епархиальных ведомостей за 25 лет их существования. Астрахань, 1900 (отд. отт. из Астраханских ЕВ за 1900); он же. Указатель неофиц. отдела Астраханских ЕВ за 25-летие их существования с 1 сент. 1875 г.- 1 янв. 1901 г. Астрахань, 1901 (прил. к Астраханским ЕВ. 1901. 20); Рункевич С. Г. Астраханские ЕВ//ПБЭ. Т. 2. Стб. 122-132; Андреев. Христианская периодика. С. 4-7.

http://pravenc.ru/text/76740.html

Все, что ни делаем мы из побуждений земных, есть земно и нечисто. Один молитвенный взор к небесам очищает, возвышает, облагораживает наши действия и намерения. Кто все делает для неба, того жизнь и на земле уже есть небесная. Телом он пребывает на земле, а духом, мыслями, желаниями и действиями всегда на небе. И лучшие из делателей в жизни духовной, самые подвижники Христовы, ослабели бы, поколебались бы на многотрудном и много скорбном своем поприще, если бы не оживляла их вера в будущую, бесконечную жизнь, и, если бы не утешало их воздаяние на небесах. Если мы только в этой жизни надеемся на Христа, пишет Апостол ( 1Кор.15:19 ), то мы несчастнейшие из всех людей. Какая борьба добра и зла на земле! Сколько искушений для добродетели! Сколько препятствий и неудач на поприще нашего делания на земле! Что может обеспечить борьбу, ободрить в искушениях, преодолеть все препятствия и затруднения, если не взгляд на иную, лучшую, вечно-блаженную, небесную жизнь, которая ожидает нас за пределами гроба? Чувствуете ли в себе борьбу плоти и духа? Вспомните, что вы бессмертны, и что вместо этого тела душевного, которое теперь носите и которое потом истлеет в могиле, возстанет тело духовное – нетленное, которое совершенно чуждо будет нечистых движений. Обуревают ли вас искушения к злу? Вспомните, что вы бессмертны и что каждое преступление закона здесь – на земле принесет бесконечно горькие плоды там – в вечности. Трудным ли считаете выполнять ваш долг? Вспомните, что одно, ревностное исполнение сего долга может сделать вас достойными неба и способными к радостям высшим, коих и одной капли не стоят все радости земные, оканчивающиеся томлением и крушением духа. Требует ли ваш долг самопожертвования? Вспомните, что вы бессмертны, что краткое бытие ваше на земле ничтожно в сравнении с ожидающею вас беспредельною вечностью, и что все потери, здесь вами понесенные, вознаградятся сторицею в будущей жизни. Подобные мысли и чувствования о небесном не сильны ли в сердцах ваших воспламенить небесный огнь, да с радостью течете на предлежащий вам подвиг спасения душ ваших? Какое мужество сильны эти мысли вдохнуть в вас к одолению всех препятствий к добру, всех искушений к злу?

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010