Как служитель и совершитель великой жертвы мира свышнего, я и желаю вам, братия, мира не земного и временного, а благодатного, небесного и вечного, – мира с Богом, с самими собою и с ближними вашими. Прежде и более всего желаю я вам мира с Богом; Он есть Отец мира и щедрот. Еще задолго до устроения на земле новозаветного царства благодати, Бог ревнителю славы Его, пророку Илии, знаменательно открылся именно – Богом мира и любви. Замечательно, откровению Божию в природе предшествовали явления грозные. Вдруг поднялась сильная и страшная буря, которая разоряла горы и сокрушала камни: но не в буре, сказано, Господь. Бурю сменило другое грозное явление – землетрясение, но не в трусе Господь. Затем последовал огонь, но не во огни Господь. И по огни глас хлада топка, или, что тоже, тихое колыхание воздуха, – и тамо Господь. Итак, чтобы находиться в живом общении с Богом мира и любви, светом и жизнию нашею, нужно быть с Ним в мире. Мир с Богом есть совершенное успокоение нашего сердца уверенностию, что Отец небесный, безмерно милосердый, ради заслуг возлюбленного Своего Сына, по живой вере нашей, простил все грехи и покрыл все неправды наши, из чад гнева, повинных смерти, соделал нас своими присными чадами, даровал нам все земные и небесные, настоящие и будущие, блага, – те, кои еще не открылись в этой жизни, но кои непременно откроются в царстве славы, где будем мы близки к Богу, – где узрим Его лицом к лицу и на всю вечность теснейшим образом соединимся с Ним. Да будет же мир наш с Богом тверд добродетелию и да не расторгается он нашими грехами. Вы знаете, какое ужасное смятение некогда произошло на самом небе от разрыва мира с Богом, нарушенного денницею и его клевретами. Затем, душевно желаю я каждому из вас мира- с самим собою, как прямого следствия мира с Богом; – желаю вам того глубокого, невозмутимого спокойствия совести, по которому мы, при всем том, что обложены немощию греха, как оправданные Иисусом Христом, в силу усвоения заслуг Его, смело можем взывать с Апостолом: кто может обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их: кто дерзнет осуждать? Христос Иисус, умерший и воскресший и одесную Бога седящий, ходатайствует о них. Мир с собою это есть блаженный в душе нашей покой, ничем невозмутимый, – ни скорбию, ни теснотою, ни гонением, ни гладом, ниже смертию. Этот внутренний покой вполне чувствовал в себе царь-пророк, когда выразил готовность бестрепетно встретиться с ужасами самой смерти: аще, сказал он, и пойду посреди сени, смертные, не убоюся зла, яка Ты, Господи, со мною ecu. Мир с собою есть успокоение доброй совести, неоскверненной грехами, – совести всегда чистой, открывающей в нас то светлое царство Божие, которое Апостол называет миром и радостию о Дусе Святе.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Вот лучший памятник бессмертия благодарных Богу и Царю сердец Русского народа! XI. Мысли пред иконою Богоматери Великая, христиане, неисповедимая к нам милость Божия! Дорого, чрезвычайно дорого для верноподданных посещение Царицею их городов и весей: – еще дороже посещение их домов, семейств; еще выше в посещении ее любовь, привет, внимание, исполнение желаний их, удовлетворение их нужд; а нас, – грешных, удостаивает своего высочайшего, благодатного посещения Царица всех царей и цариц – Владычица мира, Матерь Бога Вышнего, – удостаивает грады наши, веси, домы и каждого с верою к ней притекающего. Но мы не видим Царицу небесную; а нам бы, – готово помыслить испытующее сердце, – всего утешительнее было, если бы Она, Благодатная, видимо благоволила являться среди нас, и таким образом выслушивать молитвы каждого, утешать плачущих, врачевать болящих, ободрять унывающих и т. под. Потерпите не много, Бог даст, и увидим Ее, – и скоро; ибо вся наша жизнь, как сон, минет, – увидим, – если будем того достойны, – в ином лучшем мире, когда смерть освободит бессмертный дух наш от оков бренной и грубой плоти, препятствующей ему прозревать в мир духовный, увидим там, где одесную Бога постоянно пребывает в Боголепной славе Царица неба и земли, – куда мы день ото дня спешим, – и становимся ближе и ближе к этому незримому, славному миру. В настоящее время нашему видению Богоматери служит преградою противоположность мира, в котором мы живем, с тем, в который готовимся вступить. Здесь все видимое грубо и тленно, – все должно измениться, и самое небо, яко одежду ветхую, Господь некогда свиет и изменит в лучший и совершеннейший вид. Там, напротив, все духовно, чисто, нетленно, прекрасно. Каким же образом явление Богоматери во свете паче лучей солнца, в духовном, нетленном преславном теле Ее, вынесет ваша грубая, дебелая, немощная, бренная плоть? Как смогут взирать на Пречистую наши нечистые очи? Самые избранники Божии в этой жизни с благоговейным ужасом, проникавшим все существо их, сретали Славнейшую без сравнения Серафимов, Пречистую Богородицу и Матерь Света; – и их, очищенных и приготовленных к такому чрезвычайному явлению всегдашнею молитвою, бдением и постом, Сама Владычица мира предваряла в явлении Своем словом утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Радость христианина при освящении храма Бывают в жизни нашей минуты, когда -дух наш, совершенно отрешившись от земного, устремляется к небесному, воспламеняется желанием Божественным, – когда сердце обладаетъ таким высочайшим благом и наслаждается такою премирною радостию, пред которыми теряются и исчезаютъ все земные блага и радости. В эти минуты душа наша готова излиться пред Богом, в живом исповедании с пророком: что ми есть на небеси, и от Тебе что восхотел па земли? изчезе (тает) сердце мое, Боже сердца моего и часть моя, Боже, во век ( Пс.72: 25 ). Что мне все сокровища мира? Стяжав Тебя, Господи, – я стяжал все!... Не подобное ли состояние, в некоторые минуты, испытывает и христианин, при взоре на храм, благолепно устроенный и освященный наитием Святого Духа?.... Сам Дух Божий – Утешитель благий, – священно-тайне приникший и изливший дары Свои на дом молитвы, приосенив и храмину души нашей, животворит ее, восторгает сердце наше к пренебесной радости. Велика, – неизъяснимо велика бывает радость верноподданных, когда царь – отец народа, – победитель врагов царства, делает торжественный вход в свой любимый город, чтобы излить царские милости на жителей его. Но что сия радость, в сравнении с благодатною радостию христианина, при том сердечном убеждении, что Сам небесный Царь и Господь славы, Победитель смерти и ада, окруженный сонмом св. Ангелов и Архангелов, со всеми дарами своей Божественной благодати, благоизволил таинственно вселиться в святом храме для всегдашнего здесь присутствия, для раздаяния верным богатых своих милостей и щедрот, и для преподания в снедь божественного дара – Пречистого Своего Тела и Животворящей Крови? – Недаром, во время освящения храма, повторяются пророческие слова: возмите, врата князи ваша и возмитеся врата вечная, – и внидет Царь славы ( Пс.23:78 ). Что это значит, как не торжественное уверение в действительности исполненного благодати вселения здесь Господа, как не живодейственный призыв душ наших к восторженной радости? Эта радость ясно напоминает собою небесную радость предков наших, в Царь- граде, в храме -св.Софии, когда, во -время (Священнодействия и стройного пения, луч Божественной благодати проник в простые их души и сердца, озарил умы и вызвал их на трогательно-умилительную исповедь: «стоя в храме греков, сказали они, возвратясь в отечество, не знали мы – стояли ли на земле, или на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Итак, возлюбленные, познаем беззакония наши, прольем к Всещедрому Богу теплые слезы покаяния, оставим путь беззакония, позаботимся о спасении души, пока имеем время, дабы не плакать и не страдать нам вечно в будущей жизни, где уже не будет места покаянию. Взыщут там Господа нераскаянные грешники и не обрящут Его и не получат отпущения грехов во веки. О, Господи! да не будет сего с нами. Помилуй нас грешных и, ими же веси судьбами, спаси нас недостойных рабов Твоих, пока не заключились еще для нас двери милосердия Твоего. Размышление 2 Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя маты моя. Очевидно, здесь говорит пророк о грехе первородном, который соделали наши праотцы в раю, и который от родоначальников распространился на весь род человеческий чрез естественное рождение; – от грешных родителей рождаются и грешные дети, точно так же, как от худого дерева – худые и горькие плоды рождаются. Владычество над всеми нами первородного греха, который произвел в нас расстройство по душе и по телу, подверг нас вечному осуждению, столько же известно, сколько владычество смерти над всеми человеками; все, в большей или меньшей мере, чувствуем в себе действие сего греха и порожденной им в нас наклонности греховной. Крайне жаль, что у многих понятие об этом грехе первородном осталось и в уме и на языке только для того, чтобы жаловаться, роптать, винить праотца, – произносить словеса лукавые на своих родителей и на всеблагого и премудрого Творца и Господа. Ничего подобного не заключается в словах Давида: се Со в беззакоиих зачат семь, и во гресех роди мя мати моя. Представьте человека, который, оскорбив своего Господа, глубоко чувствует тяжесть грехов своих, и почитает себя совершенно безответным пред Богом: такому человеку до оправдания ли себя? В таком точно состоянии находился кающийся Давид. Побежденный страстию, обагрившийся пролитою им кровию, он стоит на суде Господнем, размышляет о тяжести преступлений своих, кои, как бремя тяжкое, тяготели на нем, взирает на прошедшую жизнь свою, и видит в ней беспрерывный ряд грехов разнородных «О, Господин Владыко, вопиет он из глубины сердца, теперь ясно вижу я злодеяния мои! И когда не был я грешником?? Зачатие мое студно, рождение греховно, младенчество бессмысленно, юность пылка, безумна и поползновенна ко злу, исполнена грехов тайных и явных, ведомых и забытых, вся прошедшая жизнь омрачена грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Цвиленева. Обернибесова. Полторана. Звездочетовых. Зеленых. Мизинова. Парского. Валуева. Новосильцевых. Гористицких. Обресковых. Тимашевых. Окуневых. Нееловых. Мотовилова. Бедарова. Костюрина. Шестунова. Маркова. Ежова. Языкова. Лисицына. Моклокова. Алексеевых. Александровского со свери. Блоковых. Троскина. Коптева. Байковых. Усовых Государева Ловчева. Хлоповых. Елеуферия. Хозигеевых. Яковлева. Казакова. Бородулина. Нелединских. Шелицакова. Жагалова. Пустошнина. Обрютина. Хрипуновых. Дубровиных. Переводчика. Солецких. Блана. Литневых. Ноздроватого. Скудина. Тверитина Московского жильца. Калехова. Рубцовых. Туровых. Хломовых. Гонцовых. Березнюковых. Клевцовых. Корсаковых. Алыских. Топильского. Бартлева. Кузнецовых. Козловых. Вохинских. Остерского. Лунева. Лугина. Сарпунова. Дубоцкого. Пыляева. Красноглебова. Микулина. Бибикова. Патрушевых. Горлана. Загорского. Ветряковых. Тручаловых. Ворыгиных. Хозина. Щукина. Порываева. Мордасова. Никулинца. Вязмятина. Рыбкина. Иероминых. Бурнашевых. Мшохина. Монькиных. Подберезного Атаманы: Дементий и Агафоник. Черносовых. Карлы Богдана. Ошитковых. Кляиковых. Букина. Буркова. Колтовских. Горяшиных. Кожевникова. Лакомцовых. Тарушинского. Моклокова. Егнутьева. Зайцева. Девчихина. Отрубского. Скобельцына. Нащокина. Титова. Пестова (Сергия). Левашовых. Трусеньева. Скупщиковых. Яблочникова. Кононова. Котехина. Тупичника. Рыбкина. Горылевых. Вруцких. Кораблева. Кудрявца. Жеглова. Филипьева. Бахтерова. Христианинова. Симонова (дьяка). Аминева. Сепергилвова. Дмитриева (дьяка). Неденева. Огрофенина. Евдокимова (дьяка). Сумарокова. Кубасова. Теплого. Пуляева. Махова. Шипова. Конопницына. Беклешова. Дюкина. Иголкина. Ипаналехова. Кадашеца. Коровника. Климентиева. Ларионова. Кулибакина. Петрова. Страхова. Постоева. Репы. Борзилова. Иевлева. Алексеева. Головиных. Ододуровых. Лошаковых. Чеглоковых. Порониных. Подберезковых. Ярышкина. Козмина. Чистова. Зиноева. Лапухиных. Неелова. Парского. Скобеева. Шамшова. Бакина. Строкина. Грязева. Криволединского.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Устами того же Апостола Дух Божий говорит: кто не любит Господа Иисуса, тот да будет проклят. Кто любит, говорит Спаситель, отца или матерь, или сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. Вот и отлучение. Далее еще сильнее и для греховной нашей природы поразительнее говорит: иже не возненавидит отца и матерь, и села, и други и прочее, не может быти мой ученик. Что это в устах вечной Любви за непостижимое слово о ненависти к родителям, коих заповедано не любить только, ибо любви учит сама природа, а и чтить, и почтительности обещано долголетие? Как сочетать ненависть с почтительностью? Лучшее объяснение на это представляют примеры избранных Божиих, особенно трогательно – поразительный пример Алексия Божия человека, который, выразумев волю Господню, выразил ненависть собственно не к лицу родителей и невесты своей, (ибо он за их земную, естественную любовь платил им небесною, в высшей степени, самоотверженною, беспредельною любовью), а к пристрастью к ближайшим, по плоти, предметам, к тому, что здесь греховного, чуждого воле Господней. И вот он, как истый последователь Господа, во всей силе исполнил заповедь Его: аще око твое соблазняет тя, исткни е и верзи от себе, т.е. удали от себя предметы, дорогие как глаз, чтобы не соблазняться ими, не пристраститься к ним, чтобы таким образом не погасить в себе чистого пламени любви Божией и не лишиться царства небесного; жил вместе с родителями и невестой в образе странного, гноем и струнами покрытого нищего, и незнаем был ими, даже презираем материю. Одна смерть, имеющая право дарить бессмертие, открыла цену бесценного сего сокровища, но и по смерти человек Божий отринул суетность своей матери, дерзнувшей в нарушение воли его украсить гроб его. Не все, конечно, обязываются к такому чрезвычайному самоотвержению; но все непременно к отсечению в себе всякого пристрастия даже к присным по плоти. Нужду сего можно объяснить подобием, если бы кто из близких к нам весь покрыт был гноем, заразительными струпьями и всевозможными нечистотами; кому бы из нас могло правиться подобное безобразие и зловоние? Но что все струпы и нечистоты наружные в сравнении с ужаснейшими язвами греха, коих мы, по душевной слепоте, и не видим и не сознаем и кои, вместо того, чтоб питать к ним ненависть, готовы нередко, в вожделении сердца, даже лобызать, меняя небо на землю? Таким образом основание и сила отлучения церковного заключается в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Благословен Господь, благоволивый так о рабе Своем Иоанне! Соделав его общником неисповедимых даров Своей благодати в Церкви земной, да приобщит его некогда и бесконечной Своей славе в Церкви небесной! Благословлял да благословит его и дом его всеми благами небесными и земными, ради блага многих алчущих и жаждущих правды и ради славы имени Своего пресвятого. Да ущедрит и умножит Господь достояния и всех верных рабов Своих, граждан Елабуги, кои засвидетельствовали и свидетельствуют так явно свое усердие к Богу устроением и благоукрашением святых храмов во имя Его, составляющих высокую честь и славу храмоздателей. Всевышний никогда не забывает труда любви к Нему; Он, видимо, воздает и да воздаст сторицею всем вам и здесь, на земле, и там – на небе не только за прекрасные храмы, а и за все ваши благие учреждения во благо меньших ваших братий – бедных и сирот, равно и на пользу общества и государства; да дарует вам Господь долгоденственное и мирное житие, здравие и спасение и в делах ваших благопоспешество; да процветает честная торговля ваша из рода в род до отдаленнейшего потомства; да житейскими, праведными куплями вашими стяжеваете иную, высшую куплю – Царство Небесное, и добрым употреблением всего временного приобретаете блаженную вечность. Конечно, не все из жителей здешнего города изобилуют благами земными. Знаю, что есть не мало между вами и бедных, таких, у которых одна беда ведет за собою другую беду, у которых следуют нужда за нуждою, лишения за лишениями. Но не плачьте, не скорбите излишне и вы, терпящие нужды и лишения. Хорошо богатство в руках того, кто хорошо, благоразумно умеет владеть им и не привязывается к нему; а кто обращает его в предмет страсти, тому нечего радоваться, когда умножаются блага ни блага. Радовался некогда упоминаемый в Евангелии обладатель земных сокровищ, не в Бога, а в себя богатевший, ликовал о умножении своего богатства, разламывал старые житницы и строил новые, ел, пил и веселился с друзьями, и больше ничего знать не хотел; о молитве и молитвенниках и подумал; ибо не понимал ни силы, ни отношения молитвы к устроению счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

твоим благодеянием ты пристыдишь, смягчишь его... Любящий врага, делающий ему добро просвещает умом слепотствующего или безумствующего. Где гнев уму наводит тьму, говорит св. Григорий, там Бог отъемлет луч знания Своего. Не безумен ли гнев царя Ксеркса на море, которому он повелел триста ударов нанести за то, что несколько кораблей с войском его потонуло в море? Незлобие и любовь то же для гнева, что вода для огня. Любовь гасит пожар вражды и заставляет слепца духовного познать свой грех, гнев на неповинного. Пример сего видим в незлобивом Давиде, которого гнал Саул и который отвечал гонителю незлобием, когда, имея возможность убить спящего в пещере врага, не коснулся его, а только урезал край ризы его во свидетельство своего незлобия. Пред Отцом небесным особенно угоден тот, кто славит Его Сына делами любви и милосердия. И Сын ходатайствовать будет, с особенною любовью, пред Отцом Своим за подражающего Ему в милосердии. Аще отпущаете, говорит Он, человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешении ваших. Души, зараженные злобою и ненавистью, не удостоятся даров благодати, если не прекратят вражды с ближними, если не дадут им руки примирения и лобзания святой любви. Строго наказал царь, упоминаемый в Евангельской притче, предав страшным мукам лукавого раба, который, получив от него прощение несметного долга, сам не хотел простить и малого своему клеврету, но повлек его в темницу. Некогда в Киево-Печерской Лавре, так богатой образцами духовной жизни, в примерном согласии и любви жили два инока – пресвитер Тит и диакон Евагрий; но после, по наущению все злобного врага человеков, так возненавидели друг друга, что не могли равнодушно видеться, сколько ни было им увещаний, со стороны братии, чтобы оставили вражду. Один из враждующих Тит раз так тяжко заболел, что отчаивался в жизни и тем смирился, пришел в раскаяние и склонился к миру с братом враждующим. Когда насильно привели Евагрия к умирающему, Тит, поднятый с одра окружающими, пал со слезами к ногам врага, умоляя его о прощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Но если бы и действительно ближний обидел нас, то ужели он вовсе не заслуживает нашего прощения? Не с тою же ли он, как и мы с тобою, падшею природою, не с теми же ли немощами и недостатками? А это не должно ли нас располагать к снисхождению и сожалению? Всем нам прирождено чувство правды; но кто похвалится, что всегда верен был этому чувству, что никого, никогда и ничем не обижал ни делом, ни словом? поскольку мы сами, возлюбленный, имеем нужду в прощении от ближних; то законом правды обязываемся к прощению и тех, кто оскорбляет пас. Так, возлюбленный брат, если случится, говорит св. Ефрем Сирианин, с тобою огорчение, то снести оное – еще не крайнее зло; но тяжело и опасно оставаться в огорчении. Если тебя злословил кто-либо в отсутствие твое, то скажи известившему тебя об этом – хотя оскорбил он меня; но он мне брат, да и я сам заслужил оскорбление. Да помилует Господь брата и нас да не оставит. Если опять и в лице будет оскорблен, не досадуй на это и не приходи в движение умом. Если же потерпишь оскорбление за худое дело, не досадуй на брата твоего. Ибо если ты оскорбленный воздашь оскорблением, то двойную нанесешь себе обиду: во-первых, тем, что не перенес оскорбления великодушно, а во-вторых, тем, что на бесстыдный поступок с тобою отвечал ты злословием. Помни, что огонь не гасится огнем. Гнев мужа правды Божией не соделывает ( Иак.1:20 ). Скажем ли, недоброжелатели наши более, чем мы, враждебны? Но, во-первых, и здесь суд наш, относительно беспристрастия, еще сомнителен; а во-вторых, если бы и в самом деле было так; то как же мы, признающие себя менее прочих склонными к несправедливости и обиде и между тем не удерживающиеся от гнева, как же, говорю, можем мы считать более виновными недоброжелателей наших, когда над ними наипаче тяготеет враждебная сила зла? Возможно ли ставить в непростительную вину дурной поступок одержимому горячкой, непонимающему, что он говорит, или делает? Враждующие против нас не суть ли несчастные больные, кои часто не понимают, как должно, своих поступков? Иной, в состоянии раздражительности, так говорит и действует, что совершенно уподобляется одержимому горячкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

И ты, Иакове, первый узриши над шеей твоей меч за имя Мое. Тебе, Иоанне, в дальние страны в Патмос-остров на изгнание пошлют. Тебе, Андрее, во Ахаии крест ждет; тебе, Филиппе, во Иераполи; а тебе, Варфоломее, во Армении быть пропяту с содранием с тебя кожи. Фоме во Индии копиями быть избодену. Прочих иные страны ждут с муками. Пойду ко Отцу, и пошлю вам Утешителя Духа истины, который наставит вас на всякую истину, содедает вас мужественными, дерзновенными, радующимися в страданиях. Мнози, и по вас, за имя Мое многоразличные муки и смерти претерпети ищут, камением побиваема, мечем посекаеми, «огнем сожигаеми, зверем на снедь вдаваеми, а инии и без мук самовольнии любве ради Моея, мученики обрящутся, презирая мир и вся сладости его, истребляя в теле своем страсти и похоти; многие верующие гонимы будут невинно и озлобляемы; и все сии востребуют Божественной помощи, наставления и утешения. Пойду ко Отцу, и пошлю им Утешителя». И всем нам как бы ни был тесен и труден путь на небо, ежели не хотим погибели себе, непременно нужно идти туда, под осенением того же всезидущего Утешителя – Духа. Вышних ищите, идеже Предтеча Христос. Действием Животворящего Духа ослабляйте и истребляйте в себе всякую страсть и привязанность к земному. В какой бы мере вы ни обладали земным и временным, все это не только не успокоит души вашей, а напротив еще великую скорбь принесет ей, если служить будет препятствием к вечному. Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? ( Мк.8:36 ). Временное делает ум человека землереющим, и препятствует стремлению души его к вечному, когда возбуждает и рождает в ней многие несмысленные желания и страсти, когда сердце привязывает и порабощает одному внешнему, скорогиблющему. Ищите вечного; сами знаете, что от временных благ ничего вы не возьмете с собою во гроб: наг, говорит древний праведник, изыдох от чрева матери моей, наг и отыду. А если в этой жизни ничего не приобретете для вечности, если бессмертный дух ваш любил более тленные блага, нежели высочайшее и вечное благо, нетленного Бога; если кто из вас имел в виду более славу человеческую, нежели славу Божию, и наконец с земными желаниями и порочною совестью предстанет на судище Христово; то какая участь ожидает таковых из нас в бесконечной вечности? Страшно делается от одного живого представления о сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010