Но зато Коммодиан, писатель второй половины III века по Р.Х., по словам Ренана, «ни на одно мгновение не сомневался», что Нерон дол­жен воскреснуть из ада и явиться в качестве антихриста. К сожалению, те сочинения этого писателя, которыми пользуется Ренан в настоящем слу­чае как документами для своего мнения относятся к гораздо позднейшему времени сравнительно с эпохою жизни Коммодиана. Книга Бытия и Апокалипсис  Начало Евангелия Иоанна, без всякого сомнения, стоит в тесном внутрен­нем соответствии с начальными словами кн.Бытия: «В начале сотвори Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Апостол видел в этих словах указание начала матери­ального мира. Слова эти – протест против всех теорий вечности материи, против умозрений, отождествляющих Творца с творением или считающих материю созданием низшей или враждебной Богу силы. Желая выразить свой взгляд на обширный мир Божий, соединяющий в себе духовные и материальные существа, и показать взаимное отношение их, евангелист говорит: «В начале было Слово и Слово было у Бога» ( Ин.1:1 ). Как в кн.Бытия первый момент существования видимого мира выражается словами: «И рече Бог: да будет свет: и бысть свет» ( Быт.1:3 ) и определяется отделением света от тьмы, так и евангелист называет вечное Слово действительно «Светом истинным, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), духовным Светом, освещающим духовную тьму, которая Самого Его «не объяла». Проводя параллель далее, мы найдем и в Апокалипсисе черты того же близкого знакомства с кн.Бытия, которая была всегда предметом его размышлений и слова и образы которой глубоко запечатлелись в нем. Что же мы видим здесь? В начале Апокалипсиса Господь открывает Себя ученику под теми именами, которые имеют особый смысл и значение для того, кто приготовился к пониманию их частым и напряженным размышлением об истории творения. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был, и грядет, Вседержитель... не бойся: Я есмь первый и последний» ( Апок. 1:8, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Но зрите торжество благочестия в лице Воскресшаго! Он «смирил Себе, послушлив быв до смерти крестныя, и вот Бог превознес Его и даровал Ему имя паче всякого имени, да о имени Иисуса всякое колено поклонится небесных, земных и преисподних!» ( Фил. 2:8–10 ). Он «богат сый, обнищал для нас» ( 2Кор. 8:9 ), «не имел где главы подклонить ( Мф. 8:20 ). И вот предана Ему всякая «власть на небеси и на земли!» ( Мф. 27:18 ). Он из любви к ближним отдал душу Свою, и вот души всех сынов человеческих предаются Ему во власть, яко Искупителю и Судии! И это еще только видимые для нас следы торжества невидимого. Если бы мы, по обещанию Спасителя, узрели небо отверстым ( Ин. 1:5 ), какое бы торжество Добродетелей открылось в лице Его пред очами нашими! Там увидели бы мы Сына человеческого, «за приятие смерти венчаннаго славою и честию» ( Евр. 2:9 ), сидящего одесную силы Божией ( Лк. 22:69 ), увидели бы двадцать четыре старца, повергающих венцы свои пред Агнцем закланным ( Апок. 4:10 ); увидели бы сонмы ангелов, не восходящих уже и нисходящих на Сына человеческого, а закрывающих лица свои от неприступной славы Его лица. Какое же сердце, любящее добродетель, может не радоваться при таком торжестве Сына человеческого? Это торжество истинно всемирное, в коем может участвовать самый язычник. Пусть он не верит в Божество Иисуса Христа; довольно, если он верит в Бога и добродетель, дабы радоваться о том, что святейший из сынов человеческих столь величественно награжден ныне самим Небом. Бог показал в воскресении Иисуса Христа, как Он прославляет любящих Его, показал пред всем родом человеческим, что Он никогда не забывает «труда любве», подъятого «во имя Его» ( Евр. 6:10 ), и что все торжества мира суть ничто пред торжеством праведника. III. Воскресение Иисуса Христа есть высочайшее торжество упования . Для угнетенного всякого рода бедствиями смертного рода человеческого ничего не может быть нужнее, как прозрение оком упования в ту страну, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. И действительно, мысли и желания человеческие во все времена и у всех народов устремлялись за пределы сей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Параграф I II III IV V VI VII VIII     Тетрадь первая сочинение Евгения Аквилонова «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Петр. 3, 15 ). Почтительнейшее приношение признательного сына глубоколюбящему отцу «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь Я победил мир» ( Иов. 16, 33 ). «В последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды.., жестоки, не любящие добра, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Но они не много успеют, ибо их безумие обнаружится пред всеми» ( 2Тим. 3, 1–9 ). «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, н злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи... Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть... Будь верен до смерти – и дам тебе венец жизни» ( Апок. 2, 9–10 ). По независящим обстоятельствам автор писал свои статьи с того лихорадочною поспешностью, которая обыкновенно служит насколько в высшей степени неприятною, настолько же п неразлучною спутницей журнального дела. Кто хотя несколько знаком со срочною работой, тот отчасти поймет наше заявление и отнесется к предлагаемым статьям не с высоты ученого критиканства, в форме непогрешимо строгого и беспощадного отрицания всего того, что не высижено годами в ученой келье, но, надеемся, встретит их дружески – братским сочувствием, радуясь тому, что в винограднике Божием, в котором призваны трудиться все верующие, наряду с прочими нашелся и такой, который пришел сюда «в третьем часе“ своего научного делания Мф.20, 3 . Первые шаги ребенка очень нетверды; точно также и христианский богослов не сразу приобретает знание своего предмета и навык в нем. Но ошибочно было бы отсюда заключать к необходимости для такого начинающего рекомендовать кабинетное уединенье. Правда, оно имеет свою прелесть невозмутимо-научного созерцания, но вместе и опасность совершенной отсталости от живого общения с другими тружениками науки, между тем как в этом последнем заключается залог и личного, и общественного развития. С посторонней помощью человек научается от робких шагов твердой поступи. Так и в научной области лишь благодаря серьезной критике и мудрым наставлениям старших младшие становятся более пли менее достойными их подражателями Евр. 13,7. 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Тоже объявил Он чрез ангелов и праведному Лоту (12:13). Пророкам Дух Божий открывал отдаленное будущее. Спаситель апостолам, другам Своим, говорил: вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам ( Иоан. 15:15 ). Поэтому не должно ли признать, что тем более Он делает св. небожителей причастниками Своих тайн, открывает им происходящее на земле и сообщает им о том, в чем мы молим их помочь нам своим предстательством пред Ним 623 ). Есть свидетельства о том, что святые, живя на небе, действительно знают то, что совершается на земле. Так, в притче Спасителя о богатом и Лазаре Авраам изображается знающим происходящее на земле, когда говорит богачу: братия твои имут Моисея и пророки, которые жили много спустя после Авраама, да послушают их ( Лук. 16:29 ) 624 ). Моисей и Илия, явившись к Иисусу Христу во время Его преображения на Фаворе, беседовали с Ним об Его страданиях и смерти ( Мф. 17:3 ), что показывает, что им было известно о начавшемся на земле деле спасения людей воплощением Сына Божия. В откровении Иоанна представляется, что души избиенных за слово Божие, находящиеся под алтарем, взывали к Богу: доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли? Души святых мучеников не могли бы молиться так, если бы им не известно было, что праведный суд Божий еще не совершался над пролиявшими их кровь врагами Божиими: и сказано было им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, докончат число ( Апок. 6:10–11 ). III. Церковь Христова, начиная со времен апостольских, признавала несомненным молитвенное предстательство Богоматери и св. угодников Божиих за живущих на земле братий, а посему вместе с молитвами к Богу, как Царю неба и земли и Подателю всех благ тварям, обращалась с молитвами и к святым. Об этом свидетельствуют древние литургии, записки современников о мученичестве святых, отцы и учители церкви и целые соборы. Из чинопоследования древних литургий можно видеть, что молитвенное призывание святых еще во времена апостольские вошло в состав общественного и частного богослужения, и что оно соединялось с убеждением в действительности предстательства святых за нас пред Богом. Так, в литургии ап. Иакова находится такое возглашение: «пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспоминаем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы» 625 ). Тоже находится и в других древних литургиях, напр., в литургии евангелиста Марка 626 ), в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о 627 ). Св. Кирилл иерусалимский , изъясняя чин литургии, существовавший, конечно, с древних времен в иерусалимской церкви, говорит: «поминаем (принося бескровную жертву) и прежде почивших патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог прошение наше» 628 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

90:30, 37, 48:5, 53:1; III Сивил. 49; апок. Вар. 72 ). По-видимому, язычники должны будут занять подчиненное положение; но нигде в апокалипсисах не говорится о грубом властвовании над ними со стороны иудейского народа, а лишь о добровольном, с их стороны, признании истинности Бога и святости Его закона. Состояние в мессианском царстве изображается как время мира, всякой радости и благополучия. Последует уничтожение войны, всякой ненависти и распри среди людей (Сивил. III, 371–380, 751–760; апок. Вар.73:4–5 ); мир водворится и среди животных (Сивил. III, 787–794; апок. Вар.73 ). Природа сделается необычайно плодородною (Енох. 10:18–19; Сивил. III, 620–623, 743–750; апок. Вар.29 ) 136 . Но эти последние материальные или вещественные, внешние блага не суть единственные блага мессианского царства, а скорее они суть только следствие того, что «мессианская община есть народ Божий, который Бог освятил, который Мессия привел к праведности» 137 . Так, говорится, в царстве Мессии не будет неправды, ибо будут все святы; не будет между ними человека, делающего злое. Все исполнятся радости, «ибо исполнилось число правды, и молитва праведных услышана». Мессия «будет жезлом для праведных и святых; и он будет светом народов и чаянием тех, которые опечалены в своем сердце. Пред Ним упадут и поклонятся все, живущие на земле, и будут хвалить и прославлять, и петь хвалу имени Господа духов» (Енох. 47:4, 48:4–5) и др. В этом будущем царстве Мессии примут участие не только рассеянные иудеи (и живущие язычники), но и все умершие израильтяне воскреснут, чтобы всем вместе насладиться благами Мессианского царства (Енох. 51). – В двух позднейших Иудейских апокалипсисах (Варуха и 3 Ездры) господство Мессии не считается последним и высшим, но имеет временное продолжение, а не вечное пребывание. Варух пишет: «будет, после того, как Он (Мессия) покорит всё в мире, и сядет навеки на престоле царства», своего то-то и то-то 138 …, а в конце 40-ой главы говорит: «И он (Мессия) будет начальником над ним (над народом) во век, пока не окончится мир порочный, и пока не исполнятся предсказанные времена» 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

По другому представлению, уничтожение врагов последует чрез суд над ними (ср. Енох. ХС, 18 и дал.) 453 . После уничтожения врагов и безбожников наступит мессианское время. Тогда на место старого земного Иерусалима сойдет с неба новый славнейший Иерусалим, существовавший в раю прежде греха Адама, показанный Аврааму в ночном видении и Моисею на г. Синае ( Bapyx. IV ), также виденный в видении Ездрою (10:44–59). Этот небесный Иерусалим отличается необычайным благолепием и величием (Енох. LIII, 6; ХС, 27–29; Вар. XXXII; 3 Ездр, 7:26) 454 . В царство Мессии соберутся рассеянные иудеи со всех сторон ( Bap. XXXIX, XL, LXXII ). Царство Мессии распространится и над язычниками. При чем, по кн. Сивилл (III, 716–726), языческие народы придут к сознанию истинности Бога и Его закона, принесут дары в храм Его, будут прославлять Его и поступать по Его закону. Язычники признают Месию и будут верны Ему, потому что они увидят ту великую силу, которую дарует ему Бог (Енох. ХС, 30, 37; XLVIII, 5; LIII, 1; Сивил. III, 49; апок. Вар. LXXII). По-видимому, язычники должны будут занять подчиненное положение; но нигде в апокалипсисах не говорится о грубом властвовании над ними со стороны иудейского народа, а лишь о добровольном, с их стороны, признании истинности Бога и святости Его закона. Состояние в мессианском царстве изображается как время мира, всякой радости и благополучия. Последует уничтожение войны, всякой ненависти и распри среди людей (Сивил. III, 371–380; 751–760; апок. Bap. LXXIII, 4–5 ); мир водворится и среди животных (Сивил. III, 787–794; Bap. LXXIII ). Природа сделается необычайно плодородною (Энох. X, 18–19; Сивил. III, 620–623; 743–750; Bapyx. XXIX ) 455 . Но эти последние материальные или вещественные, внешние блага не суть единственные блага мессианского царства, а скорее они суть только следствие того, что „мессианская община есть народ Божий, который Бог освятил, который Мессия привел к праведности“ 456 . Так, говорится, в царстве Мессии не будет неправды, ибо будут все святы; не будет между ними человека, делающего злое.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

По другому представлению, уничтожение врагов последует через суд над ними (ср. Енох.ХС, 18 и дал.) 452 . После уничтожения врагов и безбожников наступит мессианское время. Тогда на место старого земного Иерусалима сойдет с неба новый славнейший Иерусалим, существовавший в раю прежде греха Адама, показанный Аврааму в ночном видении и Моисею на г. Синае ( Вар.4 ), также виденный в видении Ездрой ( Ездр.10:44–59 ). Этот небесный Иерусалим отличается необычайным благолепием и величием (Ehox.LIII, 6; ХС, 27–29; Вар.32 ; 3Ездр.7:26 ) 453 . В царство Мессии соберутся рассеянные иудеи со всех сторон (Bap.39; Вар.40 ; Вар.72 ). Царство Мессии распространится и над язычниками. При чем, по кн. Сивилл (III, 716–726), языческие народы придут к сознанию истинности Бога и Его закона, принесут дары в храм Его, будут прославлять Его и поступать по его закону. Язычники признают Мессию и будут верны ему, потому что они увидят ту великую силу, которую дарует ему Бог (Енох.ХС, 30, 37; XLVIII, 5; LIII, 1; Cubuл.III, 49; апок. Bap.72). По-видимому, язычники должны будут занять подчиненное положение; но нигде в апокалипсисах не говорится о грубом властвовании над ними со стороны иудейского народа, а лишь о добровольном, с их стороны, признании истинности Бога и святости его закона. Состояние в мессианском царстве изображается как время мира, всякой радости и благополучия. Последует уничтожение войны, всякой ненависти и распри среди людей (Cubuл.III, 371–380; 751–760; апок. Bap.73:4–5); мир водворится и среди животных (Cubuл.III, 787–794; Bap.73). Природа сделается необычайно плодородной (Енох.Х, 18–19; Cubuл.III, 620–623; 743–750; Вар.29 ) 454 . Но эти последние материальные или вещественные, внешние блага не суть единственные блага мессианского царства, а скорее они суть только следствие того, что „мессианская община есть народ Божий, который Бог освятил, который Мессия привел к праведности» 455 . Так, говорится, в царстве Мессии не будет неправды, ибо будут все святы; не будет между ними человека, делающего злое.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

240 См. Иринея кн. I. гл. XXXV; Климента Александр. Стромата Lib. VII. pag. 649; Епифания Haeres. XXXVIII; Феодорита Fabul. Haeretic. Lib. 1. Cap. XV. Срав. Лумпера Cap. III. art. II. § III, Симона de Magistris (s. 127); Haeuell S. 40; Kimmel S. 45. 241 Hippolytus und seine Zeit. В. I, S. 198. Из новейших писателей то мнение, что Ипполит опровергал Каинитов, старается еще поддерживать Гарнак Quellenkritik Ss. 59, 178. 242 Предположение о том, что полемика Ипполитова была направлена против Кая римского, высказано Деллингером (S. 24), но недостаточно твердо мотивировано. Мы постараемся разъяснить существенные основания, на которых может держаться такое предположение. 243 Apocalypsis Ioannis (et Petri?) tantum recipimus, quam quidam ex nostris legi in Ecclesia nolunt. Мураториев отрывок у Миня т. X, pag. 33–36). Ценность этого памятника определяется тем, что в нем представляется одно из самых древних свидетельств о составе священного новозаветного канона во II веке. Принадлежность его ко II веку видна из прямых слов составителя, что пастор Эрмы написан (по мнению некоторых переведен на латинский язык) в Риме в очень недавние времена, при первосвященстве епископа Пия, который управлял римскою церковию 142–157 гг. (Pasmorem nuperrime temporibus nostris in urbe Roma Herma conscripsit, sedente cathedra urbis Romae Ecelesiae Pio episcopo fratre ejus). 244 Евсев. кн. III, гл. 28. To предположение, что Кай резко выражался не о церковном Апокалипсисе, а о другом, действительно составленном Керинфом и выданном под именем Иоанна Богослова, не имеет основания. 245 Это сочинение упоминается у Иеронима (De apocalypsi) и в надписании памятника Ипполитова (πρ το κατ Ιοαννην εαγγελιου κα ποκαλψεως). См . примеч . 1 93 . 246 Так напр. на Апокалипсис есть ссылка: в трактате против Ноэта в главе XXX на XIX гл. 11–13 стихи Апокал., в сочинении о Христе и антихристе в главе V на V гл. 5 ст. апок., глав. XXIX на XVII гл. 9 ст. апок., глав. XXXIX на XVII глав. 1–18 ст. апок. глав. XLII на XVIII гл. 1–24 ст. апок., гл. XLIII на XI, 3 апок., гл. XLVII на XI, 4–6 апок., гл. XLVIII на XIII, 11–18 апок., гл. L на XIII, 18 апок., гл. LX на XII, 1–6, 13–17 апок., гл LXV наХХ, 6, 14, XXI, 8, XXI, 8, XXII, 15 апок., в отрывке из сочинения περ πаτς οσας на XXII, 5 апок. Есть упоминание об Апокалипсисе, как о книге боговдохновенной, написанной св. Иоанном, и в философуменах, Lib. VII, cap. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

XII, и великой блудницы в главе XVII; противопоставление Вавилона и Иерусалима и др.); 4) loi de periodicité dan la position de l " antithese (в силу этого закона антитетические образы находятся или в конце подготовительного видения перед началом каждой седьмерицы, как, напр., VI, 1 – VII перед седьмерицею труб, и XIV, 6 – XV, 5 перед седьмерицею чаш, или в шестом моменте каждой седьмерицы, напр., IX, 13–21 и XI, 1–14, XVI, 14 и 15); 5) loidesdeuxphases, выражающийся в той двойственности, которая присуща Апк. в изображении града Божия, как Церкви и воинствующей и торжествующей в одно и то же время (пример: главы XII, XX и слд. чередование praesens и futurum в главе VII, и т.д.). Кроме этих законов, Allo наблюдает в построении Апк. образы, проходящие через всю книгу (напр., образ книги жизни, царства зла, как пародии на царство добра, упоминание белого цвета и т. д.). Седьмеричный принцип в построении Апк. совмещается с делением седьмерицы на группы по четыре и по три. В главе VIII дается план Апк., в основание плана Апк. положены принципы, установленные в главе VII. Allo различает в Апк. пролог ( Апок.1:1–9 ) и три основные части с эпилогом. Первая часть ( Апок.1:9–3:22 ) содержит видение ( Апок.1:9–20 ), имеющее значение вводное для всей книги, и семь посланий (II-III), обращенных к современным Иоанну малоазийским церквам ( ε σ ν – то, что есть, 1, 19). Вторая часть ( Апок.4:1–21:8 ) содержит эсхатологию в прямом смысле этого слова ( μελλει γενεσδαι με α τα τα – то, что будет после сего, 1,19). В третьей части ( Апок.21:9–22:5 ) видение нового Иерусалима изображает Церковь во времени и в вечности. Стихи Апок.22:6–21 являются эпилогом. В построении плана главной эсхатологической части Апк. Allo является сторонником теории рекапитуляции, которую считает возможным оправдать установленными им законами его литературной архитектоники. В главе XI дается сопоставление Апк. с другими книгами Нового Завета с точки зрения эсхатологии. По мнению Allo, эсхатологическое учение Нового Завета обнаруживает несомненное внутреннее единство, поскольку и в Апк.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

    3) Исполнение повеления — обрезание ягод. Ст.19. «И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия». Ст.20. «И истоптаны ягоды в точиле за городом». Здесь намекается на город Иерусалим, вне которого на Масличной горе много было точил, или тисков, в которых выжимали маслины и виноград. С этого взята и эта эмблема (см.под.Иоил.3:13). Обрезать грозды здесь значит поражать наголову нечестивых, врагов Церкви. Повержение их в точило и топтание означает то страшное поражение врагов Церкви, в котором ясно проявится гнев Божий, и которое будет произведено в жестокой войне, на которой будет проливаться кровь врагов Божиих. Точило означает какое-нибудь обширное место, отделенное от стана святых, называемого здесь городом, на котором (месте) будет производиться поражение противников Божиих, и которое в гл.16 называется Армагеддон.     4) Следствие выжимания винограда. Ст.20. «И потекла кровь из точила даже до узд конских на тысячу шестьсот стадий». Это гиперболическое изображение вообще показывает, что поражение врагов Божиих будет самое ужасное, так что кровь как будто реками будет течь. 1600 стадий есть число определенное вместо неопределенного и вообще означает обширное поле сражения. В Евр.стадии 125 шагов в 5 футов, всех 625 футов или около 90 саженей. Библиографический указатель к 14-й главе     1). Андреи Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1889. Гл.39. Об Агнце и ста сорока тысячах (Апок. 14:1—3). Сл.14. Гл.40. Об ангеле, предвозвещающем близость будущего суда (Апок. 14:6—7). Гл.41. Об ангеле, возвещающем падение Вавилона (Апок. 14:8). Гл.42. Об ином ангеле, предупреждающем верных не принимать антихриста (Апок. 14:9—13). Сл.15. Гл.43. Как сидящий на облаке серпом пожнет произрастания земли (Апок. 14:14—16). Гл.44. Об ангеле, обрезывающем лозу горечи (Апок. 14:17—20).     2). Ф.Яковлев. Апостолы. Вып.2. Толкование Апокалипсиса. Видение девственников, торжествующих в небесах (Апок. 14:1—5). Предвозвестники наступающего гнева Божия (Апок. 14:6—20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010