Где Христос Господь и Царь славы, там и Царствие Божие (4:131, см. АПОСТОЛЫ , 11). В Царстве Небесном встретимся с Царем Небесным, ангелами и всеми святыми Мы недостойнии позваны от человеколюбца Бога к великой оной вечери. Приимем убо благодарно сию Царя небеснаго к нам милость, и поспешим с радостию на святую и преславную оную вечерю. Тамо мы увидим Царя небеснаго «лицем к лицу» ( 1Кор. 13, 12 ). Увидим пламеноносных слуг Его, Ангел и Архангел; увидим лик патриархов, лик Пророков, лик АПОСТОЛОВ, святителей, лик мучеников, лик преподобных отцев, и всех Богу угодивших, и со всеми ими любезно возъимеем дружество (4:59). БЛАЖЕНСТВО состоит в ЛИЦЕЗРЕНИИ Бога В мире сем на вечери гости пришедшии, насытившеся, более уже не хотят ясти и не едят. На вечери оной небесной не тако будет. Будут ясти и пити, но без сытости; будут вечеряти, но всегда с желанием. Непрестанная некая, но пресладкая алчба и жажда в них будет. Будут насыщатися небесныя пищи, но всегда ея будут хотеть. Будут видети Бога лицем к лицу и Того сладчайшим лицезрением насыщатися, но никогда не насытятся, но всегда всерадостнаго и пресладкаго того насыщения будут желать; и, чем более того будут лицезрения Божия насыщатися, тем более и более пожелают того. Божие бо лице видети есть радость паче всякия радости, утешение всякаго утешения, сладость паче всякия сладости. Се есть пища и питие святых Ангел и избранных Божиих! Отсюду, яко от источника приснотекущаго и животворящаго, река будет – непрестанное желание к зрению лица Божия, и от того непрестанная радость, веселие, утешение, наслаждение, восклицание и сердечное некое играние. И как река течет безпрерывно и непрестанно: тако непрестанно и непрерывно небесныя вечери блаженство потечет (4:64–65). Свет Царствия Небесного – слава Божия На богатой вечери в мире сем бывает, что поставляются светильники и свещи горящия. На небесной оной вечери не потребен будет таковый свет, ниже от солнца, ниже от луны, ибо и нощи не будет тамо: Слава бо Господня просветит вся. «Град не требуяй солнца и луны, да светят в нем: слава бо Божия просвети его, и светильник ему Агнец» ( Апок. 21, 23 ). «И нощи не будет тамо, и не потребуют света от светильника, ни света солнечнаго: яко Господь Бог просвещает я» ( Апок. 22, 5 ) (4:65).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

На них по преимуществу будут обращены все жестокости человека беззакония. „Тогда будет велие гонение и лютое мучение всем в вере живущим, православным христианам, иже воли его (антихриста) не послушают и печати на чело и на десную руку свою не приимут» (Б. Кат. гл. XXI, л. 102, сн. Кир. Иерусал. 15 оглас. поуч. чл. 12, л. 148, чл. 15, л. 149; кн. Кирил. л. 47 и 50 об., Кн. о вере, гл. XXX, л. 270 и др.). Они скроются от антихриста в места тайные и отдаленные, в горы и пустыни, но слуги антихристовы будут отыскивать их и здесь и приводить на поклонение врагу Христову, он же будет принуждать их отречься от Христа: „мученикам Христовым повелит, глаголя, отрецытеся Распятого (Собор. л. 136), и убо покаряющихся знаменает печатию своею, не хотящих же того послушати, томленьми и неисчетными муками лютыми и казнями изнурит, яже ниже быша, ниже око человеческое виде“ (там же л. 132). Особенным бедствием для людей во время царства антихристова будет голод. Ему сначала подвергнутся те, которые не поклонятся антихристу и не приимут его знамения. „Никтоже возможет ни купити, говорит св. ап. Иоанн Богослов, ни продати, токмо кто имать начертание, или имя зверя, или число имене его» (Апок. XIII, 17), потому что антихрист поставит «на всяком месте приставники немилостивы», и только тот, «кто имать на себе печать мучителеву на челе и на деснице, купит мало брашна от тех брашен и от обретающахся тогда“ (Ефр. Сир. сл. 105, л. 274 об.). Это обстоятельство будет для многих побуждением внимать внушениям слуг антихриста: „приидите вси и видите крепость его и силу. Сей бо живот вам подаст и вино вам дарует и богатство многоценно и чести великия», «и вси тесноты ради пишные к нему приидут и поклонятся ему, и примут печать его, и даст тем льстец малы снеди печати ради своей скверные» (Собор. л. 131). Впрочем, непродолжительно будет видимое преимущество поклонившихся антихристу пред теми, кои не поклонятся ему. Вскоре семь ангелов, по повелению Божию, излиют сем фиалов ярости Божия на землю, на море, на реки и источники водные, на солнце, на престол зверин, на реку велику Евфрат и наконец на воздух (Апок.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Так, Сидерий был признан Афанасием и собором подвластных ему епископов. Но кто из епископов православной церкви признал хиротонию Кирилла? С кем из православных патриархов он имел общение? 244 Так. обр. примеры единоличного рукоположения, указываемые австрийцами, не оправдывают незаконного деяния митр. Амвросия. Мало того, австрийцы не имеют и права ссылаться на них, так как примеры эти были в Церкви Христовой и имеют значение только для неё, а они к этой Церкви не принадлежат. Затем, и по существу в них нет подобия деянию митр. Амвросия. Последний совершил единоличное рукоположение пот., что другого старообрядческого епископа нигде во всем свете не было; между тем Церковь Христова в таком положении никогда не была и не будет. 74 С наибольшею тщательностью доказательства эти собраны в раскольнических сочинениях – Мече духовном и Стоглаве. 87 Мегорский, П., прот. О предтечах второго пришествия Христова, стр. 1; Пав., арх. Собр. соч. I, 72–3. 91 Это любимое возражение странников бегунов, которые на беседе обыкновенно спрашивают: скажите, как теперь живут Илья к Енох – в тленной или нетленной плоти? Если сказать – в тленной, то это противно писанию и здравому смыслу (как они пребывают неизменно в течение столь продолжительного времени); если же ответить – в нетленной, то как они могут быть убиты чувственно? 93 Слово об антихристе, помещенное в Соборнике, св. Ипполиту (III в.) не принадлежит, а принадлежит другому, неизвестному писателю. Это ясно доказано ученым К. И. Невоструевым . Найдя древнюю рукопись (XII или нач. XIII в.) слова св. Ипполита: «Сказание о Христе и антихристе», он занялся её рассмотрением и нашел, что она, при некоторых сходствах, имеет и большое различие со словом, помещенным в Соборнике. А между тем из исторических свидетельств известно, что св. Ипполит писал одно слово об антихристе. Которое же из двух слов подлинно? В Толковом Апок. Андрея Кесарийского , когда делаются ссылки на Ипполита, то имеется в виду первое слово (т. е. помещенное в рукописи, найденной Невоструевым), а не последнее, в котором, наоборот, делаются заимствования из Толкового Апокалипсиса (см. сл. 19 Апок. и Сл. Ипполита по изд. Невоструева, стр. 14–16 и Соборника л. 131). Кроме того, в слове из Соборника встречаются такие выражения, каких не мог употребить св. Ипполит, живший в III веке, напр., «иноки, черноризцы». Поэтому Невоструев и пришел к заключению, что найденное им слово и есть подлинное (Слово св. Иппол. об антихр. стр. 71 и дал. Москва, 1868).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Во 2-х, безпоповцы, на основании слов Толкового Апостола (л. 550): «Писание час лето тамо нарицает», утверждают, что три с половиною года означают такое число лет царствования антихриста, какое в трех с половиною годах часов. 103 Но а) выражение «писание тамо» означает ссылку на слова прор. Даниила (7:25), как это видно из предыдущих слов Толкового Апостола: «токмо толико дней будет царствовать антихрист, якоже выше от Даниила речеся» (550). б) Если переводить слово καιρς – словом час, т. е. согласно Толковому Апостолу, то нужно признать, что антихрист будет царствовать только три часа с половиною. в) Наконец, в Толковом Апостоле прямо сказано, что царствование антихриста будет продолжаться «три лета и шесть месяцев» и только еретики говорят, что оно будет продолжаться долее (л. 550). Очевидно, таким образом, что в указываемом безпоповцами месте Толкового Апостола допущена ошибка. Произошла она от неточного перевода греческого слова καιρς которое значит – время, час. 3) Ап. Павел пишет, говорят безпоповцы, что антихрист сядет в Церкви Божией, показуя себе яко Бог есть ( 2Сол. 2:4 ). Златоуст же говорит, что он сядет не в одной, а во многих церквах (Бес. 3 на 2 Сол. стр. 2334). Каким же образом один человек может сидеть во многих церквах и принимать поклонение. 104 Но в греческом языке, с которого переведены сочинения Златоуста, слово καθζω значит не только сидеть, но и владычествовать, господствовать. Поэтому, когда об антихристе говорится, что он будет сидеть во многих церквах, то это значит, что он будет господствовать над многими церквами. С другой стороны, по свидетельству Апокалипсиса, И. Златоуста и Андрея Кесарийского , антихрист, через своих слуг, поставит везде свои кумиры или изображения. Перед этими изображениями каждый и будет иметь возможность преклонять колена. 4) Возможно ли, говорят безпоповцы, в три с половиною года приобрести такую необычайную власть, какая приписывается антихристу в Св. Писании ( Апок. 13:7–8 )? Вполне возможно при его необычайных средствах. Сребролюбивейших и честолюбивейших из современников своих ( 2Тим. 3:1–2 ) он дарами преклонит на свою сторону ( Дан. 11:39 ), неопытных в духовной жизни – ложными чудесами (Ефр. Сир. сл. 105, л. 301 и на об., Апок. 13:14 ), а слабых в боязливых – лютыми и ужасными мучениями (Собор. л. 131 и на об.; Ефр. Сир. сл. 105, л. 302 и на об.). С такими последователями своими он скоро победит трех царей ( Дан. 7:7–8 ; Ефр. Сир. сл. 105, л. 301), с помощью которых тогда же покорит еще других семь царей ( Дан. 7:22–25 ). Затем, при содействии тех и других, он быстро распространит свою власть, употребляя для того всевозможные средства. 105 II. Учение безпоповцев о своем обществе, как о Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Безпоповцы, чтобы избежать такого вывода, стараются объяснить все ужасные бедствия рода человеческого и изменения в видимой природе в смысле несобственном. Так, под хлебом они разумеют хлеб духовный, т. е. Св. Писание, а под гладом – глад неслышания слова Божия, и утверждают, что этому голоду подвержена ныне наша православная Церковь . Но а) в слове Ипполита сказано, что голод будет по всей земле и голодать будут все: а по мнению безпоповцев, голодают духовно только православные. б) Во время этого голода проповедники антихристовы будут говорить людям: «приидите вси... сей (т. е. антихрист) живот вам подаст и вино вам дарует... и вси тесноты ради пищныя к нему приидут и поклонятся ему... и дарует им льстец малы снеди» (Соб. л. 131 и на об.). Когда же после этого они снова будут просить у него хлеба, тогда он с укоризною откажет (л. 132 на об.). Если под хлебом разуметь Св. Писание, а под голодом – глад неслышания его, то необходимо будет согласиться, что Св. Писание будет находиться только у антихриста, у истинных же христиан не будет его, что у них то и будет глад неслышания слова Божия. Чтобы получить «малы снеди», т. е. чтобы получить хоть сколько-нибудь Св. Писания, истинные христиане должны поклониться антихристу и принять печать его. Очевидная несообразность! в) Притом же в слове Ипполитовом находятся ясные указания на то, что в антихристово время Св. Писание будет. Так, прельщенные антихристом, познавши прелесть и обман, будут говорить: «како слышаще проповедники, ругахомся, како писания слышаще, не вразумихомся» (л. 133). Еще: «Слышащии Божественная писания и в руках тая имущии многи прелести избегнут» (там же). Следовательно, истинные христиане не будут иметь духовного голода, а будут голодать духовно только нечестивые. Между тем, по слову Божию ( Апок. 13:16 ) и учению св. отцов, больше всех будут страдать от голода в царство антихриста те, которые не покорятся ему и не примут печати его (см. Ефр. Сир. сл. 105: сл. Иппол. в Собор. лл. 131 и 133 об.). е) Продолжительность царствования антихриста

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Вышли в свет два номера научного журнала МДА «Библейские схолии» за 2022 год 29 декабря 2022 – 29 декабря 2022 События В издательстве Московской духовной академии вышли в свет два номера научного журнала кафедры библеистики «Библейские схолии», в которых размещены 19 статей и 2 рецензии на учебник и монографию. Значительная часть материалов посвящена тематике научной школы кафедры «Библейская экзегетика и святоотеческое наследие в современном мире». На страницах номеров журнала читатель может познакомиться с предложенными решениями следующих научно-богословских проблем: соотнесения Пролога Евангелия от Иоанна с остальным текстом Евангелия от Иоанна на примере изучения темы Творения; согласования родословий Господа Иисуса Христа по Евангелиям от Матфея и Луки; проблемы интерпретации 131-го псалма, соотнесения фрагмента текста Книги Исход (28, 15–21) и фрагмента текста Книги Откровения (21, 19–20); проблемы интерпретации значения ναγωγ в экзегетических произведениях свт. Иоанна Златоуста; согласования идей богословского персонализма со святоотеческим учением об образе и подобии Божиих в человеке; проблемы толкования слов «ноги Его подобны халколивану» (Апок. 1, 15 и 2, 18); лингвистического парадокса самообозначения фразы 2-го стиха 127-го псалма в дочерних версиях Септуагинты. Также в вышедших номерах подробно изучены следующие темы: библейский Шестоднев как благовестие; богословские аспекты Священства Христова в послании св. ап. Павла к Евреям; учение о Суде Божьем над язычниками в послании св. ап. Павла к Римлянам; исторический контекст учения ап. Павла о поведении мужчин и женщин на богослужении и во время молитвы; «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо в темнице был, и вы пришли ко Мне»: к вопросу о толковании Мф. 25, 31–46; пастырская проблематика в книге св. пророка Божия Иезекииля; образ пророка Валаама в христианской традиции; сравнительное значение христианских девства и брака: объяснение слов ап. Павла (1 Кор. 7, 26) отцами-доникейцами; идейное своеобразие толкований блж. Августина на избранные Евангельские притчи; примеры использования Оригеном Священного Писания для наставления христианской общины в «Гомилиях на Иеремию»; Карл Барт. «Послание к римлянам»: взлом либеральной парадигмы.

http://bogoslov.ru/event/6176677

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 9 Янв 2023 Вышли в свет два номера научного журнала Московской духовной академии «Библейские схолии» за 2022 год В Избранное Фото: shop.mpda.ru В издательстве Московской духовной академии вышли в свет два номера научного журнала кафедры библеистики «Библейские схолии», в которых размещены 19 статей и 2 рецензии на учебник и монографию. Значительная часть материалов посвящена тематике научной школы кафедры «Библейская экзегетика и святоотеческое наследие в современном мире», пишет «Cедмица.RU» . На страницах номеров журнала читатель может познакомиться с предложенными решениями следующих научно-богословских проблем: соотнесения Пролога Евангелия от Иоанна с остальным текстом Евангелия от Иоанна на примере изучения темы Творения; согласования родословий Господа Иисуса Христа по Евангелиям от Матфея и Луки; проблемы интерпретации 131-го псалма, соотнесения фрагмента текста Книги Исход (28, 15–21) и фрагмента текста Книги Откровения (21, 19–20); проблемы интерпретации значения ναγωγ в экзегетических произведениях свт. Иоанна Златоуста ; согласования идей богословского персонализма со святоотеческим учением об образе и подобии Божиих в человеке; проблемы толкования слов «ноги Его подобны халколивану» ( Апок. 1, 15 и 2, 18); лингвистического парадокса самообозначения фразы 2-го стиха 127-го псалма в дочерних версиях Септуагинты. Также в вышедших номерах подробно изучены следующие темы: библейский Шестоднев как благовестие; богословские аспекты Священства Христова в послании св. ап. Павла к Евреям; учение о Суде Божьем над язычниками в послании св. ап. Павла к Римлянам; исторический контекст учения ап. Павла о поведении мужчин и женщин на богослужении и во время молитвы; «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо в темнице был, и вы пришли ко Мне»: к вопросу о толковании Мф. 25, 31–46 ; пастырская проблематика в книге св. пророка Божия Иезекииля; образ пророка Валаама в христианской традиции; сравнительное значение христианских девства и брака: объяснение слов ап. Павла ( 1 Кор. 7, 26 ) отцами-доникейцами; идейное своеобразие толкований блж. Августина на избранные Евангельские притчи; примеры использования Оригеном Священного Писания для наставления христианской общины в «Гомилиях на Иеремию»; Карл Барт. «Послание к римлянам»: взлом либеральной парадигмы.

http://azbyka.ru/news/vyshli-v-svet-dva-...

Св. Тимофей, ученик и ревностнейший сотрудник Апостола Павла, родился в Ликаонии, малоазийской области, в городе или Листре, или Деверии. Отец его был еллин, мать Евника из Иудеи христианка ( Деян.16:1–4 , сн. 2Тим. 1:5 ). Попечением матери Тпмофей был наставлен сперва в законе иудейском ( 2Тимоф. 3:15 ), а потом и евангельском ( Деян.16:1 ). Когда Апостол Павел был в Дервии и Листре, тогда христиане тамошние представили ему Тимофея, как ученика отличного по сведениям и благонравию. Апостол принял Тимофея в число своих учеников и обрезал Иудей ради сущих на местех оных ( Деян.16:3 ), чтобы таким образом не подать им никакого повода к нареканию. С сего времени Тимофей сделался неотлучным спутником и исполнителем его поручений к разным церквам. Когда Павел освободился от первых уз и когда сам Тимофей, подвергшийся также узам, получил свободу ( Евр. 13:23 ), тогда Тимофей сопровождал Павла в последнем его апостольском путешествии и обозрении греческих и малоазийских церквей и, по свидетельству истории, сделался первым епископом ефесским или Τς ν φεσ παρακας, по выражению Евсевия, 206 быв рукоположен от Апостола Павла ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:1 ). Та же ревность, которой отличался Тимофей, как сотрудник, ознаменовала епископское его служение и была причиной мученической его кончины. Во время праздника (называемого Катагогиум, 22 января), когда язычники, как бы неистовые, бегали по городу с идолами и дреколием, раздраженная обличением Тимофея толпа напала на него и забросала камнями. Время мученичества Тимофея достоверно не известно. Полагают, что Тимофей епископом ефесским был около 15 лет. Поэтому кончину его надобно относить к 80 году по Р. X. А некоторые, думая в ангеле ефесской Церкви ( Апок. 2:1–7 ) видеть св. Тимофея, говорят, что кончина его последовала около 97 года по Р. Х., 207 В царствование Констанция св. мощи его перенесены в Константинополь и положены в храме св. Апостолов вместе с мощами Евангелиста Луки и Андрея Первозванного. § 131. Случай и цель написания первого послания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Виновник всех ересей и заблуждений, апокалипсический дракон, древний змий, обольщающий всю вселенную ( Апок. 12, 9 ), этот змий, несмотря на всю свою несомненную талантливость и обширную практику в течение 7419 лет, очень часто, можно даже сказать постоянно повторяется. Как гностики второго века в книгах Священного Писания искали оправдания своим религиозным системам, так и после нецерковные люди искали в них оправдания своим философско-научным построениям, а в последнее время – своим социально-экономическим и политическим учениям, ищут этого оправдания, «будто в ложном сонном мечтании вторгаясь в Писание», ищут и – находят, «искусно приспособляя к своим басням Божественные изречения». Как из рога изобилия сыплются самые ужасные обвинения Церкви в том, будто она исказила учение Христово; Церковь богохульно обзывается восстановительницей ада, разрушенного Христом. Взамен «церковного христианства» создаются новые учения, которые называются «единственно истинным», «Евангельским» христианством. Учения эти вырастают как грибы. И что же? Всем этим смелым и гордым реформаторам Церкви приходится пользоваться приемами древнего Маркиона с тем только различием, что они часто хотят служить лишь одной «свободной» науке и совсем умалчивают о религии 131 . Разве в самом деле не напоминает Маркионова меча вся эта новозаветная шперкритика, которая самодержавно и неограниченно господствовала в западной протестантской науке до конца прошлого века, когда началось утешительное обратное движение к традиции, особенно в трудах Цана и Гарнака 132 . И разве более совершенные научные методы удерживали от заблуждения тех, кто не хотел знать авторитета церковного? Нет, когда начинают толковать Новый Завет независимо от Церкви, то и без аллегорического метода достигают не менее неожиданных и произвольных результатов, чем гностики второго века. Над всеми веками в полной мере оправдывается мудрое изречение Климента Александрийского : «Люди, предавшиеся страстям, насилуют и Писание сообразно со своими пожеланиями» 133 . Разве гений немецкого народа не дал нам художественного образа «независимого», самостоятельного и ученого толкователя Нового Завета?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Спрашивается: какое из двух слов – подлинное? Учёный археолог с наглядностью доказал, что найденная им древняя рукопись и составляет подлинное слово св. Ипполита, а помещённое в Соборнике принадлежит другому, неизвестному писателю. В Толковом Апокалипсисе Андрея Кесарийского , когда делаются ссылки на Ипполита. то имеется в виду именно первое слово, а не последнее, в котором, наоборот, делаются заимствования из Толкового Апокалипсиса (См. Толк. Апок. слов. 13. Слов. Ипп. по изд. Невоструева, стр. 14–16, и Соборн., л. 131). Кроме того, в слове, помещённом в Соборнике, встречаются такие выражения, каких не мог употреблять св. Ипполит, живший в III веке, например, «иноки черноризцы» (л. 122; по Невоструеву стр. 183). Но кому бы означенное слово ни принадлежало, на самом деле в нём нет оснований для учения беспоповцев о том, что под антихристом следует разуметь нечто мысленное. И, во 1-х, выражение «непщую» (думаю, полагаю) обозначает не более, как частное мнение писателя, а не общепринятое учение св. отцов церкви. Во 2-х, мнение это касается не лица антихриста, – т. е. будет ли он определённый человек, или нечто мысленное, а – только плоти его, которая, по мнению писателя Ипполитова слова, будет не действительная, а призрачная, мечтательная. И, в 3-х, какова бы ни была его плоть, – по выражению самого слова, «плоть многим явится тогда», «начнут человецы зрети его истинно», поставят его царём; он будет даже обрезан, как и Христос (л. 127 и 130 об.). Стало быть, и в так называемом слове Ипполитовом антихрист представляется также видимым и определённым человеком, только не с действительной плотью; последнее обстоятельство в рассуждениях с беспоповцами никакого значения не имеет. Будучи определённым, чувственным человеком, антихрист и родится чувственно от девицы нечистой, жидовки сущей, от колена Данова ( Иоанн Дамаскин и в Книге о Вере, сл. 30). При этом, рождение его уподобляется Христову рождению, только от другого колена. «Якоже бо от колена Иудова рождается Христос, сице от колена Данова родится антихрист».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010