Безразличных поступков нет. В Св. Писании такое состояние человека, которое можно назвать безразличным, осуждается, как нравственно дурное ( Апок. 3:15–16 ). (См. христ. учение о нравственности Мартенсена т. I, 436 стр.). Глава 7. Жизнь Иисуса Христа, как образец и пример нравственной жизни Идеал нравственного совершенства слово Божие указывает в Самом Боге. ( Мф.5:48 ). Такой идеал необходим для человека: совершенства Божии служат сильнейшим средством к возбуждению в нас добродетели христианской. Душа наша, как образ Божий, должна стремиться к своему Первообразу путем уподобления Ему. Такой идеал нравственного совершенства явил в Себе Самом Сын Божий, сошедший на землю и принявший человеческую плоть. Земная жизнь Иисуса Христа поэтому должна быть образцом нашей нравственной жизни ( I Nemp. 2:21 ; Евр. 12:2 ; Филип. 2:5–6 ). «Образ дах вам, да якоже Аз сотворих, и вы творите такожде» ( Ин.12:15–17; 12–26 ; Мф.11:29 ). Существенные черты нравственного совершенства Иисуса Христа, высочайшая нравственная свобода и высочайшая любовь. Нравственные совершенства, какие явил в Себе Иисус Христос, описать и достойно оценить выше сил человека, но под руководством слова Божия можно отметить некоторые существенные черты нравственного совершенства Иисуса Христа. Каждое из душевных качеств его представляет для нас недосягаемое совершенство. Слово Божие указывает нам на два свойства Его нравственной жизни: высочайшую любовь и высочайшую нравственную свободу. Иисус Христос проявлял любовь ко всему, что носит образ Божий, особенно к людям. Любовь к Богу выражалась в безусловной покорности Его воле: «снидох с небеси не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» ( Ин.6:38 ). Мысль Его всегда была обращена к Богу Отцу, даже во время тяжких страданий на кресте. С любовью к Богу в Нем соединялась любовь к людям. Что иное, как не любовь к грешному человечеству, побудило Сына Божия смирить Себя даже до смерти крестной? По этой же любви Он Всего Себя отдал во время земной жизни на служение Своим братьям по плоти: «Сын человеческий не прииде да послужат Ему, но послужити и дать душу свою избавление за многих». ( Мф.20:28 ). Иисус Христос явил высочайшую свободу от грехов и страстей, свободу по· отношению к внешнему миру и по отношению к человеческому обществу. Будучи покорен воле Отца Небесного во время всей земной жизни ( Ин.6:38 ). Иисус Христос был превыше греха; Сам Иисус Христос свидетельствует пред врагами своими: «кто от вас обличит Мя о грехе» ( Ин.8:46 ) и те, при всем своем желании, не могли отыскать ни одного греха. Будучи безгрешным (Иоан. 14:30), Иисус Христос всегда обличал грех в других ( Мф.23 ), Он явил свободу по отношению к внешнему миру. Никакие блага мира внешнего не могли привлечь Его к себе. По отношению к требованиям духовно-телесной природы Своей Иисус Христос являл и другим заповедал во имя высших нравственных интересов, полную свободу ( Мф.6:33 ; Лук. 10:41–42 ; Мф.4:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

– Страшна смерть; но тому, кто не имеет печати спасительной, кто отрекся носить язвы Господа ( Гал.6:17 ), или чувствуя себя грешником, не прикрылся язвою всех исцелившею ( 1Пет.2:24 ). Страшна смерть; но тому, для которого смерть вторая ( Апок.20:6 ) последует за первою. Страшна смерть; но тому, коего грехи со дня на день умножаются, и никогда не омываются покаянием – суд коего отложен для вящего наказания ( 2Пет.2:9 ). Страшна смерть; но тому, кто ею никогда не занимается, и даже, может быть, скучает теперь и смеется, что мы ею занимаемся. Из того, что добрые и злые умирают равно, мы не смеем заключить, что все вечно счастливы или несчастны равно. Так говорить стыдились язычники, упования неимущие ( 1Сол.4:13 ); так не думают люди лишенные всякого просвещения: тем, иже Христовы, еже жити, Христос, а еже умерети приобретение ( Фил.1:21 ). Праведницы во вгеки живут (Прем. Солом.5:15): мука и смерть есть наследие нераскаянных». В заключение слова проповедник воспоминает о достоинствах умершего и говорит: «будет время когда процветут кости праведников. Процветут? Почтож еще печаль снедает сердце и теснит дух наш? Дщери Иерусалимские, плачьте о самих себе ( Лк.23:28 ). Взойдем в себя, – и узнаем, что мы теперь думаем, делаем: мы ужасаемся того состояния, которое уже испытал и нашел легким дух сего собеседника, недавно нашего, а ныне Божия. Господи! мы приносим Тебе жертву, Тобою Самим избранную; мы молнм, да успокоиши душу раба Твоего Петра в недрах Авраамовых, в селениях праведных! Мы веруем, что ангелоподобный дух видит и ныне небо отверсто, и отселе может зреть лице Твое: но мы еще и телом и духом отстоим от Тебя далече. Ты вечную жизнь начал для него еще во времени: ибо он, еще сый между нами, ничего столько не желал, как, прияв плоть и кровь Сына Твоего, соединиться с Ним, и в Нем с Тобою. Сотвори, да дух его, во уповании на Твою благость, разлучившийся с нами, не разлучен будет от нас:, утешит любовь, хотя тщетно, но искренно о нем сетующую; убедит невидимо, и научит нас быть более Тебя достойными. О сем молим, сего надеемся, по дару Христа Твоего. Аминь» 278 . В расположении проповедей Евграфа нет школьных приемов прежнего времени, нет деления, подразделений и всех так называемых реторических распространений. Он говорит свободно, говорит речью отрывистою, которая, впрочем, не препятствует внутренней связи между отделами поучений. Проповедь его не похожа на Рассуждение, составленное по всем правилам реторнческого искусства, что замечается в первых проповедях Платона. К особенностям речи Евграфа должно отнести то, что он любил аллегорические приспособления лиц и событий библейских, любил наполнять проповедь не столько целыми текстами св. Писания, сколько отдельными словами, вырванными из текста, иногда вовсе без нужды; впрочем, последний прием не доходил у него до гой крайности, какою отличался в этом случае Аарон Нарциссов, у которого в проповедях нет почти строки, где бы не было слова или слов Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   д) хвалят Бога за Его искупление: радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил (Пс. LXX, 23).    е) получат чрез искупление вечное блаженство: вот Бог ваш, Он придет и спасет вас. И возвратятся избавленные Господом, и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся (Ис. XXXV:4, 10).   12. Страдания и смерть Иисуса Христа суть истинная жертва    Вся земная жизнь Иисуса. Христа есть умилостивительная жертва за грехи мира, но преимущественно Его страдание и смерть суть истинная жертва для искупление людей (Евр. VII:27; X 8 – 11). В страданиях и смерти Иисуса Христа открывается не только высочайший пример послушание и самоотвержение, но они суть истинная жертва спасение. Чрез Свои страдания и смерть Иисус Христос удовлетворил правде Божией, примирил человека с Богом, и открыл в них ему источник оправдание и освящение. Иисус Христос Сам свидетельствует, что предал Себя на смерть для искупление людей. Сын человеческий не прииде да послужат ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (Матф. XX:28 сл. 1 Тим. II:6. Кол. I:14. Еф. I:7). Достоин еси прияти книгу и отверсти печати ея, яко заклался и искупил еси Богови нас кровию Своею (Апок. V:9. Матф. XXVI:28. 1 Иоан. I. 7. II:2. Евр. IX:13, 14).    Апостолы свидетельствуют, что I Христос Своею смертию восстановил падший род человеческий и примирил его с Богом: врази быеше примирихомся Богу смертию Сына Его (Римл. V:10 сл.; 2 Кор. V:19). В нем благоизволи всему исполнению вселитися: и Тем примирити всяческая к Себе, умиротворие кровию креста Его чрез него, аше земная, аще ли небесная (Кол. I:19, 20 сл., Иоан. XI:50 – 51; Ефес. I:9 – 10, II, 13 – 15); что Иисус Христос Своею смертию оправдывает человека и дарует ему вечную жизнь. Неведевшего греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божие о нем (2 Кор. V:21 сл., Римл. III:21; IV, 6, V, 10); что смерть Иисуса Христа есть для верующих источник освящение и всех благодатных даров Божиих. Той есть очищение о гресех наших, не о наших точию, но и всего мира (1 Иоан. II:2). Иже Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал ест его: како убо не и с Ним вся нам дарствует (Римл. VIII:32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Мельников. В скором времени молокане те пункты своего учения, которые были несогласные с законами гражданскими и общественными, развили еще более и подъискали для них основания из св. Писания. На основании слов апостола Павла: несть наша брань противу крови и плоти ( Ефес.6:12 ) молокане стали утверждать, что Бог не только запрещает вступать в военную службу, где должно проливать кровь и убивать тело, но и угрожает вступающим наказанием в следующих словах: иже аще в пленение ведет, в пленение пойдет; аще кто оружием убиет, подобает ему оружием убиену быти ( Апок.13:10 ); посту пивший в военную службу, во избежание суда по строгости человеческих законов, непременно должен отыскивать удобный случай к побегу: на нем же аще месте воя соберут, не иди тамо: уклонися же от них, и измени ( Притч. 4:15 ). На основании слов Спасителя: странен бых и введосте мене ( Мф.25:35 ) молокане поставили правилом принимать к себе и укрывать у себя всех, прибегающих под их покров, не исключая военных дезертиров, беглых помещичьих крестьян и даже преступников, коих выдавать властям будто бы строго запрещается следующими словами слова Божия: не предаждь раба в руце господина, да не когда прокленет тя, и изчезнеши ( Притч.30:10 ); да не предаси раба господину его, иже прииде к тебе от господина своего: с тобою да обитает, с вами да живет во всяком месте, идеже угодно будет ему ( Втор.23:15–16 ). Словам Спасителя: воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови ( Мф.22:21 ) молокане дали тот смысл, что те, которые принадлежат кесарю, должны платить ему подать, а которые принадлежат Богу, суть Божии; уклоняясь от присяги, они стали указывать на известные слова Спасителя ( Мф.5:34–37 ), которыми запрещается клятва в обыкновенных и частных разговорах 37 . Кажется, нет нужды доказывать, что и в этих рассуждениях молокан нет основания считать их исправными «исполнителями государственных» и общественных обязанностей. Правда, еще в конце царствования императора Павла стали появляться у молокан так называемые «обрядники», в которых излагалось вероучение сектантов и в которых о власти светской говорилось совершенно не то, что проповедовал Уклеин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/k...

Слово, которым до сих пор говорит к нам Бог, столько же общее, как свет видимый, всюду проповедуемое, призывает всех к славе, начинающейся на земле и не оканчивающейся на небесах. Кто бы ты ни был: человек порочный, раб греха, осужденный миром и самим собою, внемли, ежели желаешь, Богу, тебе говорящему: Он «освободил тебя от рабства тлению в свободу славы» (Рим. 8:22) Своей. Сознаешься, что не столько Богу, сколько человеку и себе угождаешь, не скрываешь сам от себя, что сердце твое, по большей части, там, где твое сокровище, где твое удовольствие, там, где честь или корысть твоя. Но Бог сердца твоего к тебе взывает: «Сыне! дай Мне сердце твое; Я в тебе и ты во Мне пребудешь» (Прит.23:26; Ин.6:56). Тело измождается страстями, предается нечистоте и осквернению, но голос правды взывает к тебе: «или не знаешь, что тело твое уже не твое, ибо куплено дорогою ценою» (1Кор.6:19—20) и должно быть храмом Божиим. Такое величие, предлагаемое нам во времени, хотя превышает человеческую славу, даже соразмерную продолжению всех времен и бытию мира, есть только начало славы, которую засвидетельствует всякое колено небесных, земных и преисподних. Царь славы обещает нам царское величие; «наследуйте» , — говорит,— «уготованное вам царство» (Мф.25:34). Судья веков дарует нам участие в Суде над миром: «не знаете ли, что святые будут судить мир» (1Кор.6:2)? Сидящий на Престоле величествия разделяет с телом нашим Престол Свой: «дам сесть» , — говорит,— «со Мною, как Я воссел с Отцом Моим» (Апок. 3; 21). Боже великий! Что есть человек, что так помнишь его? Или мы — сыны человеческие, что посещаешь нас столькими обетованиями? Бог хочет, слушатели, чтобы ни единое небесное зерно, вверенное земле, не погибло, но возросло в жизнь и славу вечную, чтобы человек смертный на земле жил для бессмертия. Вместо суетных надежд, из которых состоит вся жизнь наша и которыми ежеминутно обманываемся, Бог дает упование вечное, с которым каждый воин есть победитель, каждый судья — живой образ земного правосудия, каждый гражданин — защита Отечества, каждый человек превыше всего тленного, всего человеческого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

§ 269. Мздовоздаяние грешникам: а) в чем будут состоять их муки?    Мучения, на которые будут осуждены грешники праведным судом Божиим, Слово Божие изображает разными чертами и с разных сторон. Оно упоминает:    1) Об удалении грешников от Бога и их проклятии. Идите от мене проклятии (Матф. 25:41), скажет им грозный Судия, — не вем вас…, отступите от мене вси делателие неправды (Лук. 13:27; снес. Матф. 7:21). И это удаление от Бога и проклятие будет для несчастных само по себе величайшим наказанием. «Для имеющего чувство и разум, замечает св. Иоанн Златоуст, быть отверженным от Бога значит вытерпеть уже геенну». «Нестерпима геенна и мучение в ней; впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться оной блаженной славы, возненавидену быть от Христа и слышать от Него: не вем вас, и обвинение, что мы, видя Его алчущего, не напитали! Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас». Надобно помнить: а) что грешники будут удалены от Бога навсегда, т. е. навсегда лишатся этого высочайшего Блага, в котором одном только могли бы найти полное удовлетворение всех потребностей своей души, созданной по образу Божию; б) что они будут отвержены своим Отцом, своим Спасителем, который заботился о них с такою бесконечною любовию, излил на них столько милостей, и уже никогда не удостоятся узреть светлого лика Его, никогда не внидут в радость Господа своего; в) что не развлекаемые более ни миром, ни плотию, которые в настоящей жизни заставляли их постоянно забываться, они тем сильнее будут чувствовать томительную жажду души своей, по естеству стремящейся к Богу, — жажду ничем не удовлетворяемую. Тогда настанет для несчастиых смерть вторая (Апок. 20:14), смерть лютейшая в вечном удалении от Источника жизни.    2) О том, что грешники будут лишены всех благ царствия небесного, которых удостоятся праведники. Сам Спаситель засвидетельствовал, что тогда, как мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом в царствии небеснем, недостойные сынове царствия изгнами будут во тьму кромешнюю (Матф. 8:11. 12; снес. 22, 13), и, находясь в муках, будут зреть Авраама издалеча и праведников на лоне его (Лук. 16:23). «Это лишение благ, рассуждает св. Златоуст, причинит такую муку, такую скорбь и тесноту, что если бы и никакая казнь не ожидала согрешающих здесь, то оно само по себе сильнее геенских мук может растерзать и возмутить наши души " … И далее: «многие безрассудные желают только избавиться геенны: но я считаю гораздо мучительнейшим геенны наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание. «Знаю, что многие ужасаются только одной геенны; но я думаю, что лишение оной славы есть мучение жесточайшее, нежели геенна».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Указанному блаженному состоянию праведников будут способствовать два обстоятельства, собственная телесная природа каждого и окружающая среда. Известно, что в земной жизни возвышенные стремления духа человеческого часто парализуются телесным организмом. Расстройство, напр., нервной системы, и особенно центров ее головного мозга препятствует надлежащей познавательной деятельности и чувствующей. Но главное, плотские наши влечения и греховный склонности; они настолько господствуют в нас, что стремление нашей доброй воли к добру, но могут весьма часто победить их. Словом, тело наше является темною и тесною обителью, стесняющею душу в ее действиях. В будущей же жизни, напротив, тело будет способствовать только развитую духа, так как оно будет духовным ( 1Кор.15:43 ), т. е. всецело послушным духу и совершенным выразителем всех его стремлений и свободным от всякой греховной склонности, парализующей теперь нашу добрую волю. Словом, тело явится чистою и светлою храминою, где дух легко и свободно будет предаваться высшим стремлениям. Точно также проявлению истинных стремлений нашего духа часто препятствует окружающая нас среда, и наоборот окружающая среда может помогать доброму развитию нашей души: это, несомненно, и так понятно! С этой точки зрения блаженство праведников будет возвышеннейшем от взаимного духовного общения их между собою ( Ин.17:21 ), от общения со всеми праведниками, начиная с ветхозаветных и, наконец, с ангелами ( Евр.12:22–23 ). Все, высшие и чистейшие силы соединятся таким образом и при взаимной любви и радости будут прославлять Господа! Таковы условия вечного блаженства за гробом. Само собою понятно, что блаженство праведников будет иметь различные степени, сообразно степени нравственного совершенства и заслуг каждого: «Каждый получит свою награду по своему труду» ( 1Кор.3:8 ; ср. 15:41–42). Но такое разнообразие в будущих наградах нисколько не будет мешать полное блаженства каждого, так как каждый будет сознавать полнейшую справедливость Божью в награждении всех, и эго сознание устранит взаимную зависть ( Апок.7:16–17 ). Но, будучи многоразличными, награды праведников будут в то же время вечными: Сам Христос называл будущую жизнь вечною ( Ин.3:16 ), а ап. Петр наследством нетленным и неувядаемым ( 1Петр.1:4 ). Лицезря, по мысли блаженного Августина . Бога без конца, праведники будут Его любить без пресыщения и хвалить без утомления, так что вся их жизнь будет вечным песнопением, непрестанным благодарением, несравненною радостью и неизменным веселием! Вечность мучение грешников

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

1-я пол. 7-го ст. букв. с евр. читается «ненавижу хранящих» или «почитающих суеты лжи» (=пер. Амфилохия; ср. слав.-гр.-лат. хранщы вотщ; Ин.2:9 : xpahщiu и ложна), т.е. не люблю и отвращаюсь «приверженцев обманчивых сует» (Пумпянский), или тех людей, которые, вместо Бога, легкомысленно возлагают надежды свои на предметы ничтожные по своей сущности и силе, только напрасно увлекающие воображение, но не могущие сами по себе оказать никакой пользы и помощи. – К таким предметам принадлежат идолы и все вообще предметы ложных верований язычников ( Втор.32:21 ; Иер.2:5; 10:3, 8, 15; 16:19; 18:15 ; Пс.113:12–16 и др.), все суеверные человеческие средства ( Лев. 19:31; 20:2, 6, 27 ; 1Пар.10:13 ; Деян.8:9–11 ; Апок. 18:23 ; ср. Абен Езра у Rosenmülle. и толк. Иринея Архиеп. Пск.) и различные предметы земных привязанностей и надежд, как-то: богатство, слава, власть, сила и мудрость человеческая и т. п. ( Еккл.1:2 и дал.; Пс.38:6–7; 145:3–4 ; ср. св. Афанасия, бл. Август. Епагг. II; Златоуста на Пс.4:3 ). Сл.-гр.-лат. (=халд.) пер. разумели все это вообще, держав буквально евр. текста, только слово (шав) принимала в значении наречия – вотще (как Мал.3:14 и Иер.4:30 ), а глагол вм. 1-го л. (санэти) в отношении к псалмопевцу, читали во 2 л. (санэта)= возненавидлъ еси, в отношении к Богу, как продолжение 2-й пол. предшеств. стиха. Русск. пер.: ненавижу початателей суетных идолов – в последних своих словах есть объяснительный перевод и основывается на том, что выражение «суеты лжи» в таком именно смысле употребляется в кн. Ионы 2:9 и передается в сирском (numina falsa у Dathe) и у Кимхи (см. Сотт. Gejeri.) – Конец 8 ст. с евр. чит.: «узнал нужды (горесть) души моей»; гр.-лат.-слав. перевод: спслъ нждъ дш мою основан на том же чтении, но ведение Господом нужд души псалмопевца понимает практически, – в смысле божественного промышления и избавления (ср. Пс.1:6; 36:18–19; 137:6–7 ). – Начало 9 ст. в сл.-гр.-лат. нси мен затворилъ т. е. не заключил, не оставил в безвыходном положении, въ ркахъ – букв. соотв. еврейскому и точнее и картиннее изображает положение псалмопевца, чем в русск. пер. (=халд. и сирск.): не предал меня в руки врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

7. Благородство души обнаруживается в ея благонастроении. 8. Богочестив тот, кто себе не противоречит (живет сообразно требованиям разумной природы). 9. Храм Божий — человек безукоризненный. 10. Злейшее стяжание — жизнь непотребная. 11. Говори, что должно и когда должно, и не услышишь, что не должно. 12. Лучшее стяжание — друг верный. 13. Болезнь души — нрав тщеславный. 14. Странник и бедный — Божий коллурий (Апок. 3, 18). Коллурием помажи, очи твои, да видиши. Коллурий — милосердование к нуждающимся. 15. Принимающий их, скоро прозрит. 16. И всем благотворить хорошо, особенно же тем, кои не могут воздать. 17. Ритор правдивый — стакан холодной воды. 18. Целомудрие, и кротость души, — Херувим. 19. Честь в старости есть доказательство трудолюбия прежде старости. 20. Рачительность в юности есть залог чести в старости. 21. Светлица (мезонин) души — истинное созерцание. 22. Любя, что не должно, не будешь любить, что должно. 23. Лучше принять золото поддельное, чем друга (поддельнаго). 24. Душа чистая по Боге — Бог. 25. Горе от самолюбия, все ненавидящаго! 6. Его же — другия изречения. 1. Начало любви — υποληψις δοζης, — (взаимное оказание чести, или доброе друг о друге мнение, или предположение славных в другом достоинств). 2. Хорошо богатеть кротостию и любовию. 3. Гордый помысл—веяло добродетели. 4. Путь ровным делается от милостыни. 5. Несправедливый судия—оскверненная совесть. 6. Срамно рабствовать плотским страстям. 7. Если хочешь быть без печали, старайся угодить Богу. 8. Кто хорошо о себе печется, о том печется и Бог. 9. Целомудренное сердце есть пристанище созерцаний. 10. Если хочешь узнать себя, кто ты, не смотри каким ты был, но каким создан в начале. 11. Душа тщеславная—яма безводная. 12. Гордая душа есть вертеп разбойников; она не терпит гласа ведения. 13. Злое заблуждение мужа истиннаго—не знать Писания. 14. Боишься ли ты Бога, познай из слез. 15. Смирение души есть оружие несокрушимое. 16. Муж добродетельный есть райское древо. 17. Иисус Христос есть древо жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010