Ради Него они страдали, – боролись в жизни с соблазнами и побеждали их, – с Ним же они и воцарятся ( 2Тим.2:11 ) – в Его небесном царстве. Блаженному состоянию праведников по душе будет соответствовать в царстве небесном состояние их по телу. Нетленные и духовные тела их будут изъяты от всех нужд жизни настоящей. «Не взалчут ктому», – говорит Тайнозритель о Святых на небеси, – ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной ( Апок.7:16 ). И отнимет Бог всяку слезу от очию их, и смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет к тому» (21:4). Ко всему этому присоединится ближайшее блаженнейшее соотношение праведников между собой и с Ангелами. (12:22,23). Но если здесь доставляет нам удовольствие беседа с людьми умными и добрыми, – то можно себе представить, какое блаженство будет доставлять сообщество святых, соединённых между собой узами чистейшей взаимной любви? Вообще же блаженство праведников в Царстве Небесном будет так велико, что мы теперь не представить, ни вообразить не можем: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). Степени блаженства будут разные, смотря по тому, как кто здесь подвизался в добрых делах. Как в видимой природе «ина слава солнцу, ина слава луне и ина слава звёздам: звезда бо от звезды разнствуют во славе»; – такая же будет разность и в степенях блаженства праведников ( 1Кор.15:41 ). Но при этом каждый из праведников будет вполне доволен своим состоянием, хотя бы занимал и самую низшую степень блаженства. В вечно-блаженном царстве всё равно будут славословить Источника блаженства – Господа Славы. О, сколь возлюбленны, бр., небесные селения Господа Сил! О! если бы Господь даровал нам хотя бы «приметатися» у порога Чертога небесного ( Пс.83:21 )! Будем, бр., любить Господа более всего, будем благоугождать Ему, тогда и мы войдём в радость Господа Своего ( Мф.25:21 ), и получим участие в блаженстве вечном вместе со всеми святыми, – Ему благоугодившими. Аминь. Поучение 47-е (на двенадцатый член Символа веры). О вечных муках грешников Насколько, бр., блаженно будет состояние праведников в будущей вечной жизни, насколько же мучительно – состояние грешников. В чём же будут состоять муки грешников?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

   2. О том, что грешники будут лишены всех благ царствия небесного, которых удостоятся праведники. Сам Спаситель засвидетельствовал, что, тогда «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8:11-12; снес. Мф. 22:13); и, находясь в муках, будут зреть Авраама издалеча и праведников на лоне его (Лк. 16:23). «Это лишение благ, — рассуждает св. Златоуст, — причинит такую муку, такую скорбь и тесноту, что, если бы и никакая казнь не ожидала согрешающих здесь, то оно само по себе сильнее геенских мук может растерзать и возмутить наши души». И далее: «Многие безрассудные желают только избавиться геенны, но я считаю гораздо мучительнейшим; наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание» («Слов. 1 к Феодору падш.», в Хр. чт. 1844, 1, 370, 375).    3. О месте, куда удалены будут грешники, и об их сообществе. Место это называется то «бездною», страшною и для самих демонов (Лк. 8:31), то «адом» (Лк. 16:23), или «землею тьмы вечныя, идеже несть света» (Иов. 10:22), то «геенною огненною» (Мф. 5:22), «пещию огненною» (Мф.13:50) «озером огненным и жупельным» (Апок. 19:20, 20:14, 21:8). И в таком-то месте грешники, в продолжение целой вечности, не будут видеть вокруг себя никого, кроме отверженных; духов злобы, бывших главною причиною их погибели; (Мф. 25:41). «Кто на земле грешил, — говорит св. Ефрем Сирин, — и оскорблял Бога, и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света; кто таил в сердце своем лукавство, и в уме своем зависть, того скроет страшная глубина, полная огня и жупела; кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, далее до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение ангелам» («О страхе Бож, и о последн. суде», в творении. св. отц. XV, 308).    4. О внутренних мучениях грешников во аде . Тогда исполнится на них во всей обширности слово апостола: «скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злое» (Рим. 2:9). Воспоминание протекшей жизни, которую так безрассудно погубили они на порочные дела, непрестанные укоры совести за все когда-либо соделанные беззакония, позднее сожаление о том, что не воспользовались богодарованными средствами ко спасению, тягостнейшее сознание, что уже нет возможности покаяться, исправиться и спастись, — все это будет терзать несчастных непрестанно. «Те, — пишет св. Василий Великий, которые делали? зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, сделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти душ их» («Бесед. на пс. XXXIII, 6, в твор. св. отц.» V, 293).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Девственникам на небе предоставлена, по откровению Иоанна Богослова, особенная награда. Они будут воспевать пред престолом песнь, какой никто не может научиться, и следовать за Христом, куда бы Он ни пошел ( Апок.14:3–4 ). Нравственное достоинство нестяжательности Для высшего духовного совершенства ( Мф.19:21 ) необходимо оставить все имущество и избрать произвольную нищету. Ибо обладание земным имуществом сопряжено всегда с заботами, попечением, беспокойствами, а иногда с скорбями и страданиями, среди которых забывают люди о спасении души ( 1Тим.6:9–10 ). Сам Спаситель говорит: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидеть в царствие небесное, паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозь иглины уши проити, неже богату в царствие Божие внити ( Мф.19:23–24 ). Неотрекшись от имуществ, пишет св. Исаак Сирин , душа не может освободиться от возмущений помыслов (Слово об удалении от мира). Св. Максим исповедник , говорит: «чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот нелюбим Богом» (Сотн. 2 о любв. 1). «Как кто-нибудь, бросив перст на пламень горящей пещи, угашает оный, так и житейские заботы и всякое пристрастие даже к маловажной вещи истребляет воспламенившуюся в начале теплоту (Доброт. ч. 1, гл. 23). «Как волны в море никогда не утихают, так гнев и печаль от сребролюбца никогда не отступят, говорит св. Лествичник (ст. 17). Напротив, тот, кто ради Господа Иисуса сделался нищим, подверг себя лишениям, соединенным с нищетою, естественно отвергает всякие надежды на мир, отлагает все заботы и попечения о приобретении себе необходимого для жизни, вручая себя во всем промыслу Божию, пекущемуся о малейшей из тварей. Оставление земных всех имуществ поставляет подвижника в особенное высокое состояние, непонятное для мира». «Нестяжательность близ небес поставляет, избавляя нас не только от страха, печали и бедствий, но и других опасностей». (Златоуст, о девств. гл. 80). Нравственное достоинство послушания Хотя произвольная нестяжательность есть высокая добродетель, но девство выше её, а обоих выше послушание, если оно будет всеобщее, т.е. всегда и везде, как в легких, так и в самых трудных делах; охотное, т.е. без всякого ропота и неудовольствия, но с радостью и готовностью; чистое, т.е. не из страха человеческого, не из уважения к лицу, но ради Господа Бога, Который изрекает волю Свою чрез высших, – готовое, т.е. без всякого промедления и отлагательства, исполняющее распоряжение начальства. Нестяжательность господствует над имуществом вещественным, девство над плотью, а послушание над душею. Из всех жертв, какие только можно требовать от человека, жертва собственною волею и собственным разумением есть величайшая. Надобно иметь особенную решимость к самопожертвованию собою, чтобы сказать: я отрекаюсь от своей воли и от своего мудрования и обязуюсь повиноваться правилам и узаконениям иноческим и настоятелю и всей во Христе братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

доведёт до смерти, – и телесной, и духовной, – зло, которое он любил и которому служил в своей жизни (ср. Притч.11:19; 8:36 ; Сир.15:17 и 20). Смерть, как естественное следствие греха, и должна служить праведным возмездием грешнику ( Рим.6:23 ); если же одни из грешников по долготерпению Божию и доживают до глубокой старости ( Иов.21:7 и Пс.72:4 ), то у большинства других, зло греха постепенно разрушает телесный организм и преждевременно приближает их к смерти, или же, истощая долготерпение Божие, вдруг и совершенно неожиданно для них, как на Корея, Дафана и Авирона ( Числ.16:32–33 ), навлекает смертную казнь от Господа ( Иов.15:32–35 ; Пс.72:18–19 и 27; ср. Пс.1:4–6 стр. 80–81). Во всяком случае, за греховною жизнью неизбежно следует смерть духовная, – осуждение на вечное удаление от Бога и нескончаемые мучения ( Мф.25:41 и 46; Апок.21:8 ; Сир.11:26 ; ср. на Пс.6:6 стр. 124). – И ненавидящие праведного, т. е. грешники, которые не только любят зло, но и не терпят добра, и потому ненавидят и преследуют людей добродетельных (ср. Ин.3:20 ), те неминуемо погибнут по суду Божию (халд.: будут осуждены) преждевременною смертию (ср. Пс.1:4–6; 2:12; 36:9, 20, 35–36 ), подвергшись той гибельной опасности, которую готовили для праведиика ( Пс.7:16–17; 9:16–17 ), и затем наследуют вечную погибель во аде ( 2Сол.1:9 ; ср. Пс.30:18 ). В слав.-гр.-лат. пер. словам: смерть гршниквъ люта (=халд.), и првнаго прегршатъ, – дается несколько другой оттенок мысли, – именно, что грешники окончат жизнь свою ужасною мучительною смертию, и ненавидящие праведного обманутся в своих расчетах (еп. Феофан, Нечаев – объясн. Литургии) и вместо ожидаемой от преследования праведного выгоды, как ненавистники и гонители добра и правды, по преимуществу явятся грешниками, повинными лютой смерти (ср. Иер.2:3 ; Кирилл Алекс. у Зигабена). Люта смерть грешников не по сопровождающим ее телесным страданиям, которым нередко подвергаются и праведники при разрешении души от тела, но главным образом по испытываемым грешниками страшномучительным душевным страданиям (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

—534— произрастут десять рогов, т. е. восстанут 10 царей, «когда собственно и исполнится время этого зверя (т. е. время римского царства), и когда среди них (т. е. десяти рогов) внезапно появится малый рог, каковой есть антихрист, и (когда) правда на земле уничтожится и (когда) весь мир в данном случае придет к концу» (с. 115, рус. пер.). После того, как «три зверя прейдут и уничтожатся, тогда восстанет еще один (τι κμν, с ударением на τι, In Daniel, s. 208 ff.); когда же и этот прейдет, земное прекратится и откроется небесное» (Толков. на Дан. рус. пер. IV, 10, с. 119), тогда явится Небесный Царь со своими ранами (ξει μετ τν τραυμτων ατο, In Daniel, s. 210) 546 в качестве Судьи мира, и откроется тогда неразрушимое и вечное царство святых Всевышнего (Ib. с. 120, рус. пер.). Мы не знаем, когда это случится, так как это сокрыто от нас. Мы можем только предугадывать это, обращая своё внимание на признаки второго пришествия, указанные Господом. Самые признаки должны быть: «Ведь истина никогда не обманывает» (Ib. гл. 17, с. 127). Подобно тому, как исполнилось предсказание Господа относительно суда над Иерусалимом, точно также исполнится и предсказание Господа относительно мерзости запустения (βδλυγμα τς ρημσεως). «Так как мерзость запустения еще не наступала и царствует еще единолично четвертый зверь, то каким же образом, спрашивается, может быть и пришествие Господа?» (Ibid.). После этого, в глл. 18 и 19, Ипполит рассказывает о двух епископах, Сирийском и Понтийском, которые, не занимаясь усердно Писанием и доверяя более своим видениям, проповедовали о близости второго пришествия Господа, и так как ничего из того, что они говорили, не случилось, то они были пристыжены, как лжецы, а Писания оказались истинными. Верующие поэтому должны благоговейно повиноваться словам Св. Писания. Изречения Господа о кончине века вполне согласуются —535— со словами ап. Павла во 2Фес.2:1–9 (In Daniel, гл. 21, s. 236–237). Это место из 2-ой главы 2 Фесс. стих. 1–9 Ипполит цитирует здесь не так точно и подробно, как в сочинении: «De antichristo (гл. 63, s. 43) и, вероятно, на память. После этого Ипполит спрашивает: «Кто же этот удерживающий до (настоящего) времени (ως ρτι), как не четвертый зверь, по отшествии и удалении 547 которого и придет обольститель (πλνος)?» (IV, 21). О том, сколько лет еще остается четвертому зверю существовать на земле, лучше и полезнее для нас не спрашивать, как и говорит пророк: «οα ο πιθυμοντες τν μραν κυρου· να τ ατη μν μρα το κυρου: κα ατ στν σκτος κα ο φς κτλ» ( Ам.5:18–20 ). Все-таки вслед за этим Ипполит вычисляет время конца мира таким образом: от сотворения мира до второго пришествия Господа должно пройти 6000 лет ( Быт.2:3 ; Пс.89:5 ; Апок.17:10 ); 5500 лет уже прошло до первого явления Господа на землю; спустя 500 лет от Р. Хр., остающихся до исполнения шести тысяч, будет конец; с седьмого тысячелетия и начнется суббота (глл. 23 и 24).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Деян. 21, 40; 22, 2; Иоан. 5, 2; 19, 13, Апок. 9, 11 и др. 15 О Савеллие и его ереси см. творений св. Епифания ч. III, стр. 60–72. 16 Это место римские католики приводят, как самое ясное будто–бы доказательство учения св. Епифания об исхождении Святого Духа и от Сына (Filioque). Но напрасно. Здесь речь о единстве Божеского существа у Святого Духа с Отцем и Сыном, как то явствует и из приведенного в конце изречения Священного Писания: Дух есть Бог. 17 В книгах Против ересей просто: «Птолемеи», см. напр. Творений Св. Епифания ч. I, стр. 8. 18 См. св. Иринея, Против ересей, кн. I, гл. 17. 19 Здесь в подлиннике является незначительный пропуск. 20 Разумеется школа антиохийская, чуждавшаяся аллегорического толкования Священного Писания и наблюдавшая лишь контекст речи буквального смысла Писания. 21 Акила — иудейский прозелит II в. по Р. Хр., перевел ветхозаветную Библию с еврейского на греческий язык для обитавших в Малой Азии иудеев. 22 Собственно по еврейски: но еще задолго до времен св. Епифания вошел в силу между палестинскими и вавилонскими иудеями обычай — священное и неизреченное, по их мнению, имя Иеговы заменять в произношении, при чтении Библии, именем: Адонаи (-Господь мой) Шаддаи (-Крепкий) и т. д. 23 Употребление слова: угнездить, см. Сир. 1, 15. 24 В каком смысле безумно мнение манихеев, об этом можно читать в книгах св. Епифания против ересей, именно в рассуждении о 46 (66) ереси (Творений ч. 3, стр. 241 и дал.) 25 Такое же почти число глав или малых отделений насчитывает в четвероевангелии (именно 1163) и блаж. Иероним. Само собою разумеется, такое деление не соответствует теперешним ни главам, ни стихам. 26 См. подобное же сравнение в книгах против ересей, творений св. Епифания ч. IV, стр. 251. 27 Срав. св. Епифания протяв ересей, твор. ч. III, стр. 158–159. 28 Св. Отец не именует самого хлеба, в виду таинственности Евхаристии, не для всех понятной по своему высокому христианскому значению и в его время служившей предметом соблазна для язычников. 29 Страною Елимэев (Елимаидою) у древних называлась местность в Сузиане, при персидском заливе и в великой Мидии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Фαρμακεα собственно – злонамеренное употребление яда; но здесь значит употребление магических лекарственных средств, и вообще волхвования. Anok. 18:23. LXX . Исх. 1:11. 23 . Что магия известна была в малой Азии, на то есть исторические доказательства. Деян. 19:19 . см. Hug Einleitung in N. t. 2. Th. § 125. волхвования у язычников соединялись с идолослужетем. Втор. 18:10 . Исх. 22:17 . Еχθραι вражды застарелые. Апостол сим словом и последующими выражает разные виды нарушения любви к ближнему. Еρις – рвения, ссоры на словах, брань поносными словами. 1Кор. 1 ст. 11, 3. 2Кор. 12, 20 ζλοι – завиды вспышки ревнования о чести, как то зависть и ненависть 2Кор. 12:20 . 1Кор. 3:3 . Θυμο – ярости, вспышки гнева, Апок. 16:19. 19, 15 . Eριθεαι – разжения не точно, распри партий от εριθενειν – искать пользы своих, – хлопотать за свою партию Рим. 2:8 . Ин. 3:16 Διχοστασαι распри не точно, разделения на партии. Рим. 16:17. 3, 2 . соблазны слово лишнее, внесенное славянскими писцами. Aιρσεις – ереси, разногласия в отношении к предметам вери, домогающиеся отделения от церкви. 1Кор. 11:19 . Деян. 5:17. 25. 5. 2 . Пет. 2:1. 21. Фθνοι – зависти, убийства и по звуку и по духу одно подле другого, как Рим. 1:29 зависть и ненависть – убийство в душе, а внешнее убийство бывает делом зависти и ненависти. Быт. 4:8. 1 . Ин. 3:12 . Μθαι κμοι пиянства, безчинны кличи, последнее не точно, и напрасно опущено в русском переводе; κομωσ от κωμη, что значит деревня, отсель κομαζεν пировать по деревенски, ст. Рим. 13, 13 . Пет. 4, 3. у греков и Римлян пирушки были слишком обыкновенны и сопровождались песнями, плясками, бесчинствами вякаго рода. Св. Исидор Пелусиот (1 р. 456) такое делает замечание о слове κμος: «κωμος – занятие пьяницы застаревшего, которое нежит похоть, превращает пиршество в бесстыдное зрелище, тешит сотоварищей кимвалами и сладострастными органами». И подобная сим – тем делам, которые показаны ст. 20. 21. ибо можно ли перечислить все дела растления? Если рассмотреть ряд пороков, изчисленных апостолом: то не трудно заметить, что они непроизвольно собраны, а намеренно поставлены в связи и постепенности. После того как одобрена ст. 13 истинная свобода, изображение злоупотроблений ее естественно начинается безпорядочною любовью к себе и тварям; а крайность этой любви – отступление от Бога, – идолопоклонство. За тем следует и в душе и на деле вражда к ближнему и ее дела исчислены в постепенном нискождении от ссоры на словах до убийства. Последний степень разврата и ненависти к другим – жизнь пьяная без чувства и сознания, где теряется все человеческое ( 2Пет. 2:13 . Иуд. 10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

49 Колено Рувимово, занявшее землю за Иорданом (см. карту Палестины), действительно не первенствовало среди всего Израильского народа и не имело никакого политического значения. 51 Нужно иметь в виду, что неблагоприятное пророчество Иакова о судьбе потомков первых трех сыновей его не имело значения проклятия или даже лишения всякого благословения. Нет; патриарх благословил и этих сыновей своих, как и всех (см. стих. 28), но только пророчески указал на лишение их некоторых преимуществ, заслуженное их дурными поступками. 53 См. карту Палестины. О Галилее, где был удел колена Иссахорова, Иосиф Флавий говорит: «вся тучна, исполнена пажитей и всяк рода усаждена древами». 54 Пророчество о Дане исполнилось особенно при судие Самсоне, который хитростью и собственною силою истреблял Филистимлян. На эти же свойства потомков Дана указывают похищение ими идолов из дома Михи и завоевание Лаиса (см. Суд.17–18 ). Но ни хитрость, ни сила не спасли потомков Данаа, уклонившихся в идолопоклонство. В видении Апокалипсиса о запечатлеваемых рабах Божих из всех колен Израилевых колено Даново опущено ( Апок.7:3–8 ). 57 О судьбе потомков Иосифовых в Палестине Иаков предсказал уже при благословении Ефрема и Манассии (см. гл. XLVIII:19–22). 58 Стих 21 ныне с еврейского обыкновенно переводят так: «Неффалим-серна стройная; он говорит прекрасные изречения». По мнению некоторых, здесь пророчествуется об апостолах Галилеянах (из кол. Неффалимова Петр и Марк), которые прошли мир с прекрасною проповедью Евангелия. 59 Свою воинственность и хищность колено Вениаминово особенно показало в несчастной междоусобной войне, возникшей по случаю гнусного насилия, совершенного Гаваонитянами над женою Левита (см. Суд.19–21 ). При перном царе Сауле (из колена Вениаминова) это колено было, конечно, первым в войне и добыче. 61 Выражение в ст. 23-м: «родяшася при бедрех Исифовых» указывает на еврейский обычай, по которому новорожденного младенца отец должен был брать на руки и класть себе на колена в знак того, что признает младенца своим законным сыном и обязывается попечительно воспитывать его. Этот обряд совершался посторонним лицом, когда оно желало усыновить новорожденное дитя (см. Быт.30:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Вера без дел мертва есть о себе, по Слову Божьему ( Иак.2:17:14 ). А действенность Веры первее всего состоит в Тайнодействиях. «Иже веру иметь и крестится, спасет будет,» сказал Господь (Мк.16, 16.). «Аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе», сказал Он в другом месте. ( Ин.6:53 ). «Честна женитва во всех, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» ( Евр.13:4 ), напоминает св.Апостол. Христианство существует Таинствами. Оно не такое общество людей, которое стояло бы на каких-нибудь умозрениях, либо на внешнем только порядке, либо и на особливой глубокой, собственной нашей деятельности: нет, оно есть Царство Небесное на земле, живет жизнью небесной, высшей человеческой, общением с Небесами о Господе нашем Иисусе Христе. Тем, между прочими свойствами своими, и отличается оно от всякого другого образа отношений людей к Божеству. Иудей называет свой образ отношений к Богу законом; Магометанин (Татарин) – ураза, говеньем, воздержанием 10 ; язычники, – каждый по своим понятиям, напр. Римляне – религией. Христианство именуется Верой ( Деян.15:4. 24, 24. 25, 19 . Рим.1:5. 15, 13 . Kop.1:15, 14, 17. 16, 13. Гал.1:23. 3, 23. 25. 6 10. Ефес.4:5. 13 . Сол.1:3, 5. Тим.1:1, 2. 19. 3, 9. 4, 1. 5, 8. 6, 10. 12. 21.2:2, 18. Иак.1:26. 27 . Пет.2:1, 1. Иуд.1:3 . Апок.2:13. 14:12 ) 11 . «Есть же Вера», по слову Апостольскому, «уповаемых извещение, вещей обличение (осуществление) невидимых. Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвепник? Видиши ли, яко Вера споспешествоваше делом его, и от дел совершися Вера? И совершися Писание глаголющее: верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду» ( Иак.2:21. 22. 23 ). Между тем, в пользу мудрований века, которые пленяют некоторых особенной своей стороной, в самом деле красивой, не лицевой, однако же, и не существенной, стороной одной нравственности, равнодушие к догматам или учреждениям Веры, имеющим свою особливую, положительную действенность, тем более умножается, чем более множится общее чтение книг и разнородные сношения сынов одной Церкви с вероисповедниками других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

б) Внешний вид сапфирового трона поверх этой тверди и Сидящего на нем пророк описывает такими словами: «Поверх кристалловидного свода (над твердию), который над головою их (живых существ), как бы вид камня сапфира, на нем – подобие престола, на подобии престола – Некто, по внешнему виду своему, в верхней части (сверху) как бы подобен человеку (26 ст.), внутри же его кругом от того места, где – казалось – были чресла (от видения чресл), и выше я видел как бы вид илектра (ср. выше – 5 ст.), как бы вид огня, равно также и ниже того места, где казалось были чресла (от видения чресл), до полу (до полу) я видел подобие (видение) огня и его свет» (27 ст.). Яко видение камене сапфира (26 ст.) – это подобие камня сапфира, как видно из дальнейшего, служило как бы основанием, подставою для трона, на котором восседал Сам Бог . – Сапфир это драгоценный камень (очень часто упоминаемый в св. Писании – Исх. 24:10 ; Ис. 54:11 ; Апок. 21:19 ), небесно-голубого, лазуревого цвета, блестящий и прозрачный, добываемый в Эфиопии и Индии. – На подобии престола, подобие якоже вид человечь сверху (26 ст.) – на подобие престола был Некто, по внешнему виду своему, в верхней части подобный человеку. В таком внешнем образе благоволил Бог явить себя пр. Иезекиилю. Подобным образом созерцали Бога и другие пророки, например, Исаия (6:1) и Даниил (7:9). в) Пророк заключает описание бывшего ему видения кратким замечанием о состоянии света кругом всего виденного им. «Как, вид радуги, когда является она на облаках во время дождя, таково, говорит пророк, было состояние (тако стояние) света кругом всего виденного» 175 (28 ст.). Вторая половина настоящей главы (21–28 ст.). с присоединением 1-го стиха 2-й главы употребляется в церковном богослужении в качестве паремии на шестом часе во вторник страстной седмицы. В таком доступном наблюдению подобии или образе благоволил Бог явить пр. Иезекиилю Свою неприступную и неизреченную славу. Об этом свидетельствует сам пророк, говоря: сие видение есть подобие славы Господней (2:1). Этот необычайный и дивный образ явления славы Господней для пр. Иезекииля и для рассеянных в плену иудеев между прочим имел ту особенную цель, чтобы возможно сильнее напечатлеть в их сознании мысль о всемогуществе Божием, чтобы они не думали, что по переселении из своей земли в чужую они вышли из власти Иеговы и поступили во власть богов вавилонских: но чтобы знали, что владычество Всемогущего Бога не ограничивается никакими пределами. Это напоминание было особенно нужно в виду того, что иудеи, живя в рассеянии среди язычников, легко могли усвоить те ложные убеждения, которых держались последние, а именно – что каждая страна и даже место имеет своего особенного бога-покровителя, и что поэтому в какой стране живешь, такому и богу молись и служи (ср. 3Цар. 20:23, 28 , 4Цар. 17:25–27 ). 2. Призвание Иезекииля к пророческому служению. (Продолжение). Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010