13. 43) и когда будут иметь с Ним собеседование уже не о Кресте и позорной смерти, которую имел претерпеть в земном Иерусалиме, но будут непрестанно воспевать в небесном Сионе всерадостную песнь: Благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость Богу нашему во веки веков, аминь (Апок. 7. 12)». И еще далее: «О граде предивный, о граде преславный! Лучше есть един день пребывания в тебе (Пс. 83. 11), нежели тысяща лет плавания по сему непостоянному и бурному морю! О граде великого Царя (Мф. 5. 35), Иерусалиме небесный, мати всех нас (Гал. 4. 26)! О отечество наше возлюбленное и вожделенное (2 Кор. 5. 2)! О дом утешения, место непрестающего покоя, гнездо вечнопребывающих наслаждений, земля истинной свободы (Гал. 4. 26), сокровище неизменного блаженства! Блаженны те, которые возлюбили тебя (Тов. 13. 14), которые о тебе всегда помышляют, о тебе говорят (Пс. 83. 5), к тебе возводят очи и сердце из сей юдоли плача; о тебе всегда сетуют в сих узах (Пс. 141. 8; 2 Кор. 5. 4); к тебе всегда уготовляют себя в сем изгнании и пленении; к тебе всегда преселяются из сего странствия (Пс. 38. 13); к тебе предсылают все свои блага (Лк. 12. 33); в тебе созидают себе дом чрез добродетели и устрояют жилище чрез труды; к тебе шествуют тесным и прискорбным путем (Мф. 7. 14), неся на раменах великое бремя Креста (Мф. 16. 24); о тебе воздыхают с плачем и слезами (2 Кор. 5. 2; Рим. 8. 23); тебя приветствуют издалече, как свой отчий дом (Евр. 11. 13)! И опять скажу, блаженны те, которые возносятся к тебе высокопарящими крылами безмолвия и богомыслия от земных юдолей; те, которые чистым взором очищенного ока сердечного проникают в красоту и благолепие твое, которые ощущают сладость твоего наслаждения и благоуханную воню твоих ароматов (Песн. 1. 2)!» В приступе ко второй своей проповеди Леонтий Карпович говорит: «Глас радости и глас спасения (Пс. 117. 15)! Узнаем твой голос, матерь наша Церковь! От радости приводишь нас к радости, от веселия призываешь к веселию, от славы ведешь в славу, дабы созерцать ее.

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

—760— ственно сему требует ограничения и заметка автора о «бедных рыбарях» (стр. 5). Стр. 41. Название Иосифа Варсавою (очевидно «отчество», – ср. Деян.15:22 – вероятно разумеется Иуда родной брат Иосифа с тем же названием по отчеству) и прозвание Иустом (ср. Деян.18:7 , – Кол.4:11 , – часто у греков и римлян – в папирусах и в раввинской литературе). Стр. 314 сл. При сравнении Деян. 15 гл. с Гал. 2 гл. нет разъяснения того, почему Дееписатель не упоминает об Иоанне, названном Ап. Павлом рядом с Кифою и Иаковом в числе столпов ( Гал.2:9 ). На стр. 12. Нет ничего об одиннадцати апостолах и братьях Господа ( Деян.1:12–14 ), – на 262 стр. почти ничего о Симоне волхве, оставившем однако глубокий след в истории. На стр. 208–211 к Деян.4:1–3, 23 – о пресвитерах иудейских сказано слишком мало, а к Деян. 15 гл. стр. 309 сл. о пресвитерах христианских совсем ничего нет. На той же 208 странице ничего нет об ρχοντες – членах синедриона, – термин, неудачно передаваемый автором словом «архонт» и в то же время сближаемый с нашим «князь» (209 прим: «славянское князи лучше передает исторический смысл термина, чем русский буквальный перевод «начальники»: «архонты» – начальники из знатных родов, – ρχιερες в синедрионе были вместе и «ρχοντες»). Но наше «князь» указывает на род, а ρχον – на должность: одно другому прямо противоположно. Поэтому «начальники» – лучше (ср. Мф.20:25 , – Лк.8:41 , –12:58, – 14:1 член синедриона, – Ин.3:1 ср. 12:48, – Деян.7:27, 37 , – Рим.13:3 , – 1Кор.2:6, 8 , – Еф.2:2 , – Апок.1:5 ср. Deissmann, Biblst. 154). На странице 217 почему-то опущено толкование 4:13, где апостолы называются νθρωποι γρμματο κα διται. Нельзя понимать это выражение в смысле безграмотности или отсутствия всякого литературного образования. Этому противоречат: евангелие Матфея, писания Иоанна Богослова и послания Апостола Павла, который называет себя διτης τ λγ, хотя и учился у Гамалиила ( Деян.22:3 ). Также и διται 1Кор.14:16, 23–24 могли быть и литературно образованными людьми. Дело стало быть не в неграмот-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первых веков Христиане всегда умеренность, а в подобающее время пост с молитвою соединяя, за собственной между собою знак честного, гражданского, христианского жития ставили, от роскошной же жизни и от излишества всегда удалялися. О чем святой Климент Александрийский в книге 2, пед. в главе 1 и 2-й свидетельствует. 176 Но пост телесный содержа, непременно надобно содержать и душевный, то есть, постяся телеснее и моляся, должно удалятся вседушно от всякого беззакония и неправды и напротив того быть милостивым, и всякому делу Богоугодному прилежать. Благо бо молитва с постом, милостынею и правдою: Тов.12:8 . Если же бы кто и пост держал, да без любви и правды к ближнему, таковый пост Богу неприятен: не сицевого бо, сказует Господь, поста аз избрах, и дне еже смирити человеку свою душу, ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен.. Не такового (бо) поста аз избраз, глаголет Господь: но [постяся] разрешай всяк союз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушения в свободу, всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищие бескровные введи в дом твой: аще видиши нага, одей и от свойственных племене твоего не презри. Тогда воззвеши (моляся), и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се приидох. Исаии.58:5–7, 9. Подобное сему чрез пророка Захарию подает наставление Господь, в главах 7, 8. 138 177 Где же поста и трезвости не бывает, но вместо того всегдашнее пресыщение от брашен и пития, там бесчисленная злая не токмо телесная, но и душевная раждаются. Иакова.4:1 . Там святыни и чести, в коих апостол каждому завещает сосуд свой стяжевати. Места не обретается, 1Солун.4:4–5, 7 , но единое жилище люты скотским и бесовским страстям. Мф.12:44–45 . 139 Истину сию содомское развращение и погибель, и другие примеры, неоспоримо доказывают. 178 Дабы чин молитвы и все последование других должностей, с нею сопряженных, можно в целости соблюсти, то конечно надлежит в нас быть трезвости и бдения духовному, а притом и телесного не оставлять. Правило сие сам Господь наш Христос Иисус предписал: блюдите, рече, бдите и молитеся. А яже глаголю вам, всем глаголю, бдите. Марк.13:33, 37 . Мф.24:42 . И паки: се гряду яко тать: блажен бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходить. Апок.16:15 . В следствие словес Христовых и апостолы к тому же нас приводят: трезвитеся, рече, бодрствуйте. 1Пет.5:8 . И паки: да не спим якоже и прочии, но да бодрствуим и трезвимся. 1Солун.5:6 . Таковое бдение и трезвость столь нужно есть Христианом, сколь очи 140 в теле, и чувственный свет очесем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

5 . Пятое горе: на Ассура, спасение и прославление Иерусалима гл. 33. Ассирияне стоят уже в Иудее, опустошили страну и угрожают Иерусалиму. Пророк с оружием пророчества и молитвы является между Ассуром и своим народом, и горе обращается от одного к другому. Ассур некогда испытает сам, что делал другим ( Ис.33:1 ). Пророк молится за свой народ и созерцает духом, как Господь истребит его врагов и начнется новое время ( Ис.33:2–6 ). Но от будущего пророк снова возвращается к настоящему. Он горюет о бедственном современном положении и плачет с своим плачущим народом. Сеннахирим, хотя и получил за мир требуемую сумму, подступает однако к Иерусалиму и опустошает на пути страну ( Ис.33:7–9 ); поэтому Господь истребит Ассура: гнев Ассура на Иерусалим послужит ему в погибель ( Ис.33:10,11 ). Вполне погибнет, внезапно ( Ис.33:12 ), в научение как язычникам, так и Израилю ( Ис.33:13–16 ). Но народ Божий, наученный судом, увидит среди себя во славе своего Царя ( Ис.33:17 ). Горе исчезнет тогда подобно сновидению ( Ис.33:18,19 ); безопасно и спокойно будет стоять вечно Иерусалим и Господь будет жить в нем и служить ему защитой, как если бы он окружен был широкими реками и глубокими каналами ( Ис.33:20–22 ). Теперь Иерусалим подобен кораблю, носимому бурей; но тогда будет иначе. Ассур попадет на мель и Иерусалим, не прибегая к оружию, обогатится богатствами ассирийского лагеря. Но все это спасение основывается на прощении грехов ( Ис.33:23,24 ). Шестая Часть. Заключительная речь о суде над всем миром и о спасении народа Господня гл. 34 и 35. Предсказания пророка касаются всех народов, преимущественно в их отношении к бществу народа Божия. Поэтому пророк заставляет народы, a с ними и всю земную природу выслушать суд, идущий на них ( Ис.34:1–3 ). От этого суда погибнет нынешнее небо и нынешняя земля ( Ис.34:4 ; Апок.6:14 ). Наказующая сила истребляет враждебный народу Божию мир ( Ис.34:5–7 ), для отмщения вечным наказанием за грехи против народа Божия ( Ис.34:8–10 ). Враждебный Богу мир обратится в пустыню, исчезнет навсегда с своим богатством и славою ( Ис.34:11,12 ), он сделается развалинами ( Ис.34:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Верующие пророческому слову освободятся из Вавилона, a нечестивцы не будут иметь участия в будущем избавлении ( Ис.48:20–22 ; Апок.18:4 ). Второй части первая речь, гл. 49. Времена Мессии. Самосвидетельство о себе Отрока Господня, посрамление малодушия Сиона. Первая половина этой речи ( Ис.49:1–13 ср. Деян.13:47 ; 2Кор.6:2 ), изображает в Отроке Господнем Ходатая восстановления Израиля и обращения язычников, при чем небо и земля призываются к сорадованию с избавленным народом, во второй половине посрамляется малодушие Сиона, думавшего, что Господь забыл его, указанием на то, что Господь больше любит его, чем мать дитя свое и преисполнит его своими милостями; сомнение же Сиона в возможности избавления рассевается указанием на верность Господа своим обетованиям и всемогущество Бога Израилева, Который отнимет y халдеев их пленников и мучители их будут пожирать сами себя. Вторая речь, гл. 50. Самоуклонение Израиля и твердость в своем призвании Отрока Господня. Израиль сам оттолкнул себя своими грехами, особенно непослушанием слову Божию и неверием благовестью о спасении ( Ис.50:1–3 ). Отрок Господень приходит к своему народу как Спаситель с вестью спасения от Господа, Которому Он добровольно отдается в орудие Его божественных планов, ради чего Он радостно терпит страдания, потому что Он знает торжественный исход своих страданий ( Ис.50:4–9 ). Кто слушает этого Отрока, тот верит Господу, что Он освободит его; порицающие же Отрока Господня погибнут до основания ( Ис.50:10,11 ). Третья речь, гл. 51. Открытие спасения и отвращение чаши гнева. Пророк теперь снова обращается к жаждущим спасения. Свою веру в восстановление народа Божия они должны укреплять воспоминанием о спасительных действиях Божиих в отношении к Аврааму и Сарре ( Ис.51:1–3 ). Израиль будет восстановлен и от этого спасающего действия Божия спасение распространится на весь языческий мир ( Ис.51:4,5 ). Древний мир предназначен погибели; поэтому преследуемое общество верующих не должно боятся людей ( Ис.51:6–8 ). Это обещание возбуждает сильное желание его исполнения: да покажет Господь снова свое величие, как некогда при исходе из Египта ( Ис.51:9–11 )! Уверенность эту подкрепляет и Господь; угнетенное свое общество Он спасет своею силою ( Ис.51:12–15 ); обещание, которое Господь дал народу, и исполнение его ручаются ему за небо и землю с счастливым будущим ( Ис.51:16 ); пусть же подвергшийся гневу Божию, несчастный народ не теряет мужества и терпения, пока Господь не отнимет от него наказания и положить оное на врагов ( Ис.51:17–23 ). Четвертая речь, гл. 52:1–12. Перемена рабства Иерусалима на власть, плена на свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Сюда, прежде всего, должно отнести следующие указания Нового Завета: Мф. 24:14, 15; 26:13 ; 237 Мк. 1:1, 13, 14 ; 238 Лк. 1:1–5 ; 239 Ин. 20:31 и 21:24; 240 надписания евангелий 241 и взаимное отношение их, – особенно же четвертого евангелия к первым трем; 242 Деян. 1:1–3 ; 243 1Ин. 1:1–3 ; 244 1Кор. 7:10–12; 15:1–8 245 и Апок. 4:6–7 ср. 5:1–7. 246 Затем следуют писания, известные под именем Мужей Апостольских. Так а) св. Варнава дословно приводит изречение Господа Мф. 20:16 (22:14), как Писание. 247 б) св. Климент Римский в 1-м послании приводит в одном месте слова Господа, читаемые в наших евангелиях Матфея 26:24 ( Мк. 14:21 ; Лк. 22:22 ) и Луки 17:2 ( Мф. 18:6 ; Мк. 9:42 ) и в другом месте – изречения, сходствующие с Лк. 6:36–38 и Мф. 6:12–15; 7:1, 2, 12 ; 248 а во 2-м послании прямо указывает на евангелие письменное 249 и цитирует как синоптиков 250 так и 4-е Евангелие; 251 в) св. Игнатий говорит о евангелии, как письменных документах (ρχεα), 252 сопоставляет с законом Моисеевым, пророками и писаниями апостолов 253 и часто цитирует их 254 точно таким же образом, как и другие писания; 255 г) св. Поликарп приводит евангельские изречения Господа под формулою: «сказал Господь уча» и " как сказал Господь», которую он употребляет и для цитации из посланий ап. Павла; 256 д) безымянное послание к Диогнету говорит о евангелиях (во множественном числе, след. о письменных) рядом с законом, пророками и апостолами, в библейском порядке книг, а именно так: «страх закона воспевается, благодать пророков познается, вера евангелий утверждается (т. е. вера в учение и дела Господа, передаваемые евангелиями), предание апостолов соблюдается», 257 и содержит некоторые сходственные с евангельскими выражения, хотя и без нарочитого указания; 258 е) к этому же классу древнехристианских памятников можно относить Учение Двенадцати Апостолов, 259 в коем имеются довольно ясные указания на евангелие, как на нечто целостно-законченное, содержащее в себе учение и заповеди Господа, 260 – а также приводятся буквальные цитаты из евангелий. 261

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

5) Особенный нравственный закон и отдельная вера требуют и своей особенной жертвы ( Евр.7:12 ). Но христиане имеют свой евангельский закон и свою особенную веру Христову, отличную от религий – иудейской и языческой; поэтому должны иметь и соответствующую им жертву, какова и есть Евхаристия (822 а –823 а ). 6) Все христианские таинства священник принимает от другого иерархического лица; Евхаристию же сам преподает себе. Это значит, что она – не только таинство, но и жертва, в которой священник имеет значение и совершителя, и причастника. Та же истина доказывается и тем соображением, что все другие таинства совершаются одним действием; Евхаристия же совершается и действием, или освящением даров «и после действия, сиречь, после освящения, пребывает тайна тела и крове Христовы» (823 а –824 а ). 7) Где существует алтарь, там должен быть и священник, и жертва. В церкви Христовой есть свой алтарь или жертвенник; о нем говорит св. Апостол Павел ( Евр.13:10 ), и свидетельствуют многие св. отцы церкви. Поэтому христиане имеют и свою жертву – Евхаристическую (824 а –825 а ). 8) Наконец, доказательством мысли о значении литургии, как жертвы, служит глубокая древность и повсеместная распространенность христианского обычая совершать бескровную жертву Тела и Крови Христовых: с самого начала христианской церкви, во все времена и у всех народов, принявших веру Христову, приносилась бескровная Евхаристическая жертва; а быть не может, чтобы церковь вся предана была заблуждению, и только один Лютер постиг истину (825 а –826 б ). В полемической части трактата указываются и опровергаются следующие возражения протестантов против православного учения о литургии. (Гл. I). 1) Всякий верующий во Христа, по свидетельству Слова Божия, есть священник, и всякая христианская добродетель есть жертва ( 1Пет.2:5, 9 ; Апок.5:10, 20:6 ; 2Кор.3:6 ; Пс.50:19, 21, 140:2, 4:6, 49:14 ; Евр.13:16 ). Господь желает от нас, говорят протестанты, именно жертв духовных, добродетелей, а не бескровного приношения Тела и Крови Христовых (827 а –828 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

2) Кто суть служители, собирающие войско на брань? Представляемое здесь собрание войска можно разуметь или просто, как сокровенное действие промысла Божия, имеющего влияние на дела и обстоятельства человеческие, явными и сокровенными путями приготовляющего Мидян и Персов к брани с Вавилонянами; или как действительное употребление Им служителей Своих для внушения царям и начальникам военных предприятий. В первом случае служители праведных судов Божиих суть все силы природы, действующие по мановению воли Божией. Во втором случае служители эти суть Ангелы как добрые ( Евр. 1:14 ; Зах.1:8, 9 ), так и злые, которым Бог попускает в известной мере действовать к погибели погибающих ( Дан.10:13 ; Суд.9:23 ; 3Цар.22:21, 22 . Апок.16:13,14, 20; 6:8 ). Троякий способ собрания войска – посредством поднятия знамени, или вехи (о чем сказано в 5:26; 11:10, 12), голосом и рукою – здесь приспособляется к обыкновению людей, которые так же призывают к себе кого-нибудь, и означает вообще явное указание воли Божией или посредством известного расположения обстоятельств, или чрез тайное внушение военных предприятий царям. 3) Почему Мидяне и Персы (сн. ст. 17), не принадлежащие к Церкви Божией, называются освященными? Освящение на священном языке часто значит избрание, иди отделение, назначение кого-либо к исполнению важного служения, относящегося к славе Божией. Следовательно, Мидяне потому только называются освященными, что Бог избрал их орудием к совершению Своего праведного суда над Вавилоном. В таком же смысле это слово употребляют и другие Пророки ( Иер.51:27; 22:7 ; Соф. 1:7 ). Под воротами властелинов, в которые повелевается Мидянам входить, разумеются крепости и ворота Вавилона и великолепные палаты вельмож. б) Скорое исполнение повеления Ст. 4. Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе. Господь Саваоф обозревает боевое войско. Ст. 5. Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Те же, которые не имеют отношения к детям, должны обратить внимание на самих себя, и если они сознают, что в их собственном воспитании была сделана та роковая ошибка, что они возросли не согретые теплотою веры и любви к Богу, то им следует напрячь все силы, употребить все средства, чтобы пополнить свой недостаток. Иначе они явятся пред очами Господа в самом жалком виде, и Он может сказать им те же безотрадные слова, которые изрек подобным людям в Своем Божественном Откровении: ты говоришь, я ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг ( Апок.3:17 ). Библиографический указатель к Обрезанию и Сретению Господню (Лк.2:21–38) Толкования святоотеческие 1 . Мысли отцов и учителей Церкви об обрезании. «Воскресное чтение», 1824. 2 . Св. Афанасий Александрийский , из толкования на Ев. от Луки (2:22–24:29). Тв. св. Аф. Алекс. ч. 4. 498–501. «Творения свв. отцов», 1822. 3 . Прп. Исидор Пелусиот на слова: Всяк младенец мужеского пола, разверзая ложесна ( Лк.2:23 ), против феопасхитов и утверждающих, что во Христе одно естество. Ч.1. 16–17. «Творения свв. отцов», т.34.   Новейшие толкования в духовных журналах 4 . Изъяснение ст. 21 гл. Лк. «Воскресное чтение», 1818. 5 . Величие святейшего имени Иисус ( Лк.2:21 ) (с английского). «Воскресное чтение», 1874. 6 . Обрезание Господне, принесение во храм и пророчества Симеона и Анны. «Воскресное чтение», 1831. 7 . Орловский. Евангельское чтение в день Сретения Господня. «Воскресное чтение», 1831. 8 . Сретение Господне. «Воскресное чтение», 1879. 9 . Мысли при чтении повествования о принесении Иисуса Христа во храм и о сретении Его Симеоном Богоприимцем и Анною пророчицей ( Лк.2:22–40 ). «Христианское чтение», 1846. 10 . День Сретения Господня (размышл.). Стран., 1878. 11 . О свв. Симеоне и Анне ( Лк.2:25–38 ). «Воскресное чтение», 1809. 12 . Св. и праведные Симеон Богоприимец и Анна пророчица. «Воскресное чтение», 1880. 13 . Симеон Богоприимец – совершенный израильтянин ( Лк.2:25–35 ). «Воскресное чтение», 1808.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

С таким же правилом и мы должны вкушать пасху Агнца Божия, быть готовым к исходу из Египта, мира сего, в вечную обетованную землю, должны быть одетыми и опоясанными и иметь в руках своих жезлы, о чем Сам Иисус Христос ясно свидетельствует, говоря: «Да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии: и вы подобны человеком, чающим Господа своего» ( Лк.12:35– 37 ; Еф.16 ; 1Пет.1:13 ). Препоясание чресел обозначает готовность к исполнению воли Господней, а в руках жезлы обозначает наше временное здесь пребывание, и мы здесь находимся странники и пришельцы на земли, а отечество и жилище наше находится на небеси ( 2Кор.5:1, 2, 9, 10:8 ; Колос.3:2 ). А кто является чуждым храма Божия, и не причащается Агнца Божия, то таковой не имеет право именоваться наследником обетованной земли, небесного отечества, и мертв находится душою, над которою имеет власть вторая смерть ( Апок.21:8 ). Первая смерть именуется, разлучение души от тела, а вторая смерть именуется, разлучение души от Бога и вечного живота. Первою смертью все святые умирали, а второй смертью только одни отступники и нечестивцы умирают. 6) Обетованная земля служила прообразом новозаветной церкви Земля обетованная служила ясным прообразом церкви Христовой в следующих прообразах: как для изведения из Египта в обетованную землю, Сам Бог, сказано, сошел с небеси, чтобы чрез Моисея извести сынов Израилевых из Египта в землю обетованную ( Исх.3:8,10, 17 ); так и для изведения рода человеческого из духовного Египта, от рабства диавола, тот же Бог явился, в лице второго Моисея, Иисуса Христа, Который избавил нас от вечного плена вражия, и введе нас в новую небесную обетованную землю. И как первый Моисей по велению Божию устроил скинию, походный храм, при котором он руководил и спасал древнего Израиля, – так и второй Моисей Иисус Христос по избавлении и изведении нас от духовного плена Египетского, также устроил Свой христианский храм, чрез который Он ныне спасает нас, как нового Израиля, своих христиан. При изведении Израиля из Египта, Моисей перевел их чрез Черное море, чем совершилось над всеми Иудеями прообраз св. крещения от воды и духа о чем и Апостол свидетельствует, говоря: «Не хощу же вас не ведети, братие, яко отцы наши вси под облаком Быша, и вси сквозь море проидоша: и вси в Моисея крестишася во облаце и в мори» ( 1Кор.10:1, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010