Прп. Феодосий родился в городе Васильеве (Василькове) в Киевском княжестве, где отец его был тиуном (судьей). Умер он в Курске, куда перешел на службу. Тогда юный сын его, с детства богобоязненный и начитанный в Священном Писании, весь отдался заботе о спасении своей души: он стал одеваться бедно, избегать развлечений и особенно любил печь просфоры для Божественной литургии, — пшеницу он покупал сам и сам молол ее. Мать мешала ему, как могла, и не раз его била. Тогда он тайно ушел в другой город и поселился у одного священника, но мать нашла его и заставила вернуться. Не удаласьему и попытка уйти со странниками в Святую Землю. Раз градоначальник, любивший его, позвал его на званый обед. Когда отрок переодевался, мать обнаружила, что он носит железный пояс, врезавшийся в его тело. Она избила его и заставила снять пояс. Однако же этот случай не нарушил его душевного мира. Наконец евангельские слова, услышанные им в церкви: «Аще кто не оставит отца или матере и в след Мене не идет, тот несть Мене достоин» (Мф. 10, 37) и «Мати Моя и братия Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8, 21), заставили его окончательно порвать с миром. Он пошел в Киев к прп. Антонию, отшельнику Печерскому (память его 10 июля), и со слезами умолял его принять. Преподобный сказал: «Отрок, ты видишь, как мрачна и темна эта пещера, ты не выдержишь здешних неудобств». Юноша отвечал: «Бог привел меня в твою пещеру, ясно предуказывая, что мне должно спастись через тебя!» Тогда прп. Антоний принял его и приказал прп. Никону (память его 23 марта) его постричь. Это было в 1032 г. Прп. Феодосию было тогда 23 года. Но мать и здесь нашла его. Только повинуясь воле прп. Антония, сын вышел к ней, но сказал твердо, что если она хочет хоть изредка видеть его, то должна постричься в местном женском монастыре. Мать уступила. Прп. Антоний сам наставлял ее к иноческой жизни. И через несколько лет она мирно скончалась. При игумене Варлааме, когда прп. Антоний уже затворился в дальней пещере, а прп. Никон ушел в Тмутаракань, прп. Феодосий был рукоположен в иеромонаха, а когда прп. Варлаам (память его 19 нояб.) был назначен настоятелем Свято-Димитриевского монастыря, прп. Феодосий заместил его. В пещерном монастыре было лишь 12 братии, но на горе невдалеке от пещеры он создал обитель с небольшой церковью Успения Пресвятой Богородицы, и число братий в ней дошло до 100 человек. Прп. Феодосий ввел в ней Студийский устав и строго следил за исполнением его. Он постоянно посещал прп. Антония, который не переставал руководить им и всем монастырем.

http://sedmitza.ru/lib/text/437144/

Рок-музыкант, руководитель международной общественной организации «День Крещения Руси» Олег Карамазов рассказал о ключевом событии праздничных мероприятий в столице – встрече мощей святого равноапостольного князя Владимира. 12 июня. ПРАВМИР. 11 июня участники пресс-конференции в Свято-Покровском Голосеевском мужском монастыре в Киеве презентовали мероприятия, которые пройдут в столице рамках празднования 1025-летия Крещения Руси на городском и церковном уровнях. Об этом сообщает  УНИАН-Религия . По словам управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского Антония (Паканича), основные праздничные мероприятия в Киеве откроются 27 июля молебном в честь Крестителя Руси на Владимирской горке. В тот же день в Киево-Печерской лавре состоится вечернее богослужение, а утром 28 июля – праздничная Божественная литургия. По словам митрополита Антония, в этом году в юбилейных торжествах в столице примут участие представители 15 поместных православных церквей. Также в Киев в эти дни ожидается прибытие большого количества паломников, которых разместят в монастырях. Рок-музыкант, руководитель международной общественной организации «День Крещения Руси» Олег Карамазов рассказал о ключевом событии праздничных мероприятий в столице – встрече мощей святого равноапостольного князя Владимира. Святыню доставит в Киев международный Крестный ход, который 29 мая стартовал во Владивостоке, пройдет по территории России, Беларуси, и в начале июля пересечет украинскую границу. 27 июля, на Крещатике, ковчег с мощами Крестителя Руси встретят Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Митрополит Владимир и иерархи поместных православных церквей. «Это будет не просто концерт. На Крещатике мы создадим праздник с глубоким смыслом. Крещение Руси — важное духовное событие для нас, православных людей. Это повод рассказать молодежи о том, что мы знаем об Отечестве и истории. Наши Предстоятели выйдут на праздничную сцену, поздравят и благословят народ, после чего состоится масштабный концерт», — рассказал О.Карамазов.

http://pravmir.ru/v-kieve-prezentovali-p...

Т.Р. Руди Пустынножители древней Руси (из истории агиографической топики) 1562 Т.Р. Руди Монашеские жития занимают особое место в агиографической традиции Древней Руси. Более двух третей всех почитаемых русских подвижников составляют преподобные 1563 . Неудивительно, поэтому, что именно в иноческих житиях сформировалась самая, пожалуй, разработанная литературная топика 1564 . Целью настоящего сообщения является анализ одного из мотивов древнерусских житий преподобных, а именно, мотива пустынножительства, который реализуется в жизнеописаниях святых монахов в совокупности различных литературных топосов 1565 . Пустынножительство (или отшельничество, анахоретство) – одна из трёх основных форм монашеского жизнеустройства, которая исторически предшествовала двум другим – общежительству (или киновии) и скитничеству, из-за его промежуточного положения именуемому также «средним», или по слову Иоанна Лествичника , «царским» путём 1566 . То обстоятельство, что уединённое жительство вдали от мира было исходной формой монашеской жизни, нашло отражение в языке. Собственно, сами термины «монашество», «монах», «монастырь» восходят к греческим μονζειν (быть одному, жить уединённо), μοναχς, μοναστς (живущий уединённо), μοναστριον (уединённое жилище) 1567 . Пустынножительство Древней Руси, ведущее своё начало от одного из основателей русского монашества, Антония Печерского, получило в течение последующих веков довольно широкое распространение (особенно на Русском Севере) и просуществовало в различных формах до самого конца Средневековья. Преподобный Антоний 1568 , уроженец города Любеча, по сведениям его Жития, принял постриг на Афоне 1569 , после чего, вернувшись в Киев в начале 50-х гг. XI в., поселился уединённо в пещере на берегу Днепра. Отшельническая жизнь Антония, с одной стороны, стала истоком русского пустынножительства, с другой – послужила началом русского монашества в целом. Когда через некоторое время вместе с Антонием поселились Никон Великий и Феодосий Печерский , будущий основатель русской киновии, это дало начало первому на Руси монастырю, Киево-Печерскому 1570 . Антоний и Феодосий Печерские , таким образом, представляют на русской почве две основные линии древнего монашества. Они продолжили дело своих великих предшественников, которым символическим образом оказались тезоимённы – отшельник Антоний Печерский последовал в своём подвижничестве основателю пустынного монашества Антонию Великому , а первый русский игумен Феодосий Печерский уподобился отцу палестинского общежительного монашества Феодосию Великому 1571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тамбов. Вознесенский женский монастырь. Храмы монастыря: Утраченные храмы: Карта и ближайшие объекты Вознесенский женский монастырь по преданию был построен в 1690 году на северной окраине старого города при устье двух речек, Студенца и Гаврюшки. Монастырь жил своим трудом и скудными церковными доходами. Деревянные монастырские постройки часто горели. Сильный пожар 1724 года превратил весь монастырь в пепелище, но уже к 1744 году монастырь возродился на прежнем месте. В 1764 году Вознесенская церковь была выстроена из соснового бруса и покрыта тесом. В распоряжении монахинь было 18 курных изб. Заметной вехой в жизни небогатой обители была закладка в 1791 году каменной церкви во имя Вознесения Господня. Она строилась на средства местных благотворителей и жертвования прихожан. Архитектором называют бывшего послушника Саровского монастыря - Нафанаила, а также местного мастера Ивана Кругликова. К 1816 году в Вознесенском монастыре было 150 монахинь и послушниц. Строительство второй монастырской церкви начато 29 мая 1816 года. В 1820 году церковь была расписана и освящена в честь иконы Божьей Матери " Всех скорбящих Радость " . К началу XIX века территория монастыря частично была обнесена каменной оградой. Последние десятилетия XIX века отмечены строительством новых монастырских построек. Все они связаны с деятельностью игумении Антонии (в миру Анны Михайловны Аносовой). Свою деятельность в качестве игумении она начала со строительства двухэтажного дома - просфорни. Вместо ветхих деревянных сараев Антония в 1885 году выстроила каменный каретный сарай, каменную конюшню и деревянный рубленный амбар для ссыпки хлеба. По южной линии монастырской ограды она поставила деревянный дом на каменном основании со светлыми комнатами для бесплатных квартир монастырскому причту. В 1887 г.по ее решению построили новые каменные ворота с аркой. А в 1891 г. она заложила трехэтажный общежительный корпус и домовую церковь во имя преподобного Антония Киево-Печерского. В общежительный корпус на полное монастырское содержание принимались престарелые сестры, потерявшие способность к труду.

http://sobory.ru/article/?object=08711

21 февраля Киев, вид на Лавру с немецкого понтонного моста. Фотография военных лет 1946 год – На епископскую хиротонию в Киев из Львова прибыла представительная делегация. В состав делегации входили: о. Тимофей Марко, о. Иван Крук, о. Василий Дрели, о. Мирон Крутяк, о. Константин Добрянский, о. Роман Дорик, о. Юрий Ванчицкий о. Никита, о. Гавриил Костельник, о. Антоний Пельвецкий, о. Михаил Мельник, о. Евгений Юрик, о. Иосиф Маринович, Павлосюк. Экзарх Украины митрополит Иоанн (Соколов) не успел возвратиться из Москвы, куда был срочно вызван. Члены делегации вечером осматривал красоты города. Митрополит Иоанн смог утвердить программу дальнейших мероприятий только 22 февраля. Акт присоединения к Православной Церкви состоялся во время литургии, совершенной митрополитом Киевским и Галицким Иоанном. Богослужение проходило в Воздвиженской Малой церкви Киево-Печерской Лавры. После воссоединения делегация приняла участие в Божественной литургии. С речью к экзарху обратился о. Гавриил Костельник, отметивший историческую важность происходящих событий. После литургии было совершено пострижение в монашество о. Антония Пельвецкого и о. Михаила Мельника. Вечером того же дня в кафедральном соборе во имя св. равноапостольного князя Владимира было совершено торжественное всенощное бдение, во время которого и совершился акт наречения во епископы. Бесспорно, патриарх Алексий знал о насильственном присоединении униатов. Но пошел на попытку канонически оформить этот факт: это была единственная возможность спасти Церковь на униатской земле Западной Украины от полного истребления. Униаты оказались гонимы советской властью, а не Православием, в то время как ныне православных на Западной Украине гонят униаты. 1977 год – Скончался А. Л. Казем-Бек. Родился он в Казани 15 (2) февраля 1902 г . в старинной дворянской семье с традиционно православным бытом. В Ревельской немецкой гимназии изучил немецкий язык, благодаря домашним занятиям свободно владел французским и английским. В феврале 1920 г . семья Казем-Беков выехала за границу. Александр Казем-Бек учился в университетах Белграда и Мюнхена. В 1925 г . в Париже сдал экзамены в Высшей школе политических и социальных наук.

http://pravoslavie.ru/5364.html

I. О местоположении и названии сего монастыря ПЕЧЕРСКИЙ, или ПСКОВО ПЕЧЕРСКИЙ, Псковской епархии, первого класса мужеской монастырь находится в бывшем Печерском, а ныне Псковском при заштатном городе Печерах, состоящем на большой Рижской дороге, от Пскова к северо-западу в 56; от озера Псковского к югу в 18; от реки Пивжи (которая была и Лифляндской границей), впадающей в озеро, в З, от устья ручья, называемого Каменец, впадающего в речку Пачковку, к северо-западу в одной версте; на том же ручье Каменц, разделяющем своим течением сей монастырь на две части, на южную и северную, между гор, Сей монастырь название свое имеет от пещер, которые, как и сама Соборная церковь во имя Успения Божией Матери с приделом Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Чудотворцев, в горе на южной стороне ручья Каменца ископаны. II. О начале сего монастыря Время начала сего монастыря неизвестно, а только первым сей пустыни отшельником и строителем издревле по преданию почитается монах Марк, неведомо откуда пришедший, которого гроб при самом входе в пещеру доныне всем входящим видим. Но его там пребывание было скрыто от мирян, или, может быть, по смерти его надолго забыто, ибо место сие нашли и заметили уже как одичавшее через несколько лет жители пригорода Изборска, ловцы зверей, из которых один был сын, а другой отец его, по именам неизвестные, а по прозванию Селиши. Они, бывши некогда там, где ныне находится Богородичная церковь , и услышали пение, подобное Ангельскому, и исходящее благоухание, возвестили о том окрестным жителям. Но и сие в котором году было, предание точного времени не сохранило. Потом ближние жители приобрели у областных начальников сие место куплей, а от оных по жребию досталось оно некоему Иоанну Доментиеву, который после вскоре и поселился в подгорье на речке Пачковке недалеко от пещер. Сей владелец некогда рубил лес, густо покрывавший всю пещерную гору; и когда одно из подрубленных им деревьев, упав на другое, стоявшее близ самого края той горы, сшибло оное, и за ним другие деревья с корнями сдвинуло, тогда открылось отверстие пещеры: а над оным, где ныне вход в пещеры, усмотрена была надпись: «Богом зданная Пещера».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В. Истомин В юго-западной части Замостского уезда Люблинской губернии, в 32 верстах от уездного города Замостья и в 12 верстах от заштатного города Щебрешина, располагается на горе, изобилующей многими родниками, образующими довольно значительной величины пруд, в весьма живописной местности, среди буковой рощи и множества разного рода садов, село Радочница, в котором и находится Радочницкая обитель, преобразованная в 1899 году в женскую из бывшего в означенном селе мужского монастыря с церковью во имя преподобного Антония Киево-Печерского. Судьба названного монастыря и его значение в исторической жизни Холмской Руси на столько вообще замечательны, что ознакомление с прошлым и настоящим Радочницкой обители является существенно важным и необходимым для всякого истинно русского человека. Во второй половин XVII столетия, именно в 1667 году, в селе Радочнице был основан католиками бернардинский монастырь, имевший целью ополячивание и окатоличивание совращенного в унию православного народа Холмской Руси. Миссию свою названный монастырь исполнил вообще с полным успехом и, потому население села Радочницы, русское по происхождению, является ныне вполне ополяченным и окатоличенным, забывшим свою веру православную, свою русскую народность и говорящим исключительно лишь по-польски, не смотря на то, что в соседних с селом Радочницею местностях, именно в город Щебрешине и в селах: Седлиске, Тарнове, Туробине, Отрое и др., еще и в настоящее время, до известной, по крайней мере, степени, удержалась с православным обрядом и русская речь, а также не смотря и на то, что в местностях этих, согласно исследованию Лонгинова1, русская народность даже и теперь является господствующим типом, при чем указанные местности всегда были главнейшим центром русской народности и сильнейшим оплотом православия в Холмской Руси. В виду сказанного, значение бернардинского монастыря в селе Радочнице всегда хорошо сознавалось католиками, успевшими отстоять его существование даже и тогда, когда австрийское правительство, временно владея названными местностями, закрыло не мало в них римско-католических монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Георгий Коваленко: Предстоятель избирается пожизненно. Права на ошибку нет Церковь и новый Предстоятель должны найти пути прекращения кровопролития в стране и продолжить служение по исцелению тех ран, которые наносит война. 11 августа, 2014 Церковь и новый Предстоятель должны найти пути прекращения кровопролития в стране и продолжить служение по исцелению тех ран, которые наносит война. 13 августа – состоится одно из самых важных событий в истории Украинской православной церкви Московского патриархата – избрание нового Предстоятеля. Собор состоится на 40-й день после ухода в иной мир Блаженнейшего Митрополита Владимира, который управлял церковью 22 года. О том, как проходит подготовка к Собору, есть ли давление на епископат со стороны Российской православной церкви, «Главком» рассказал спикер Украинской православной церкви Московского патриархата, протоирей Георгий Коваленко. Где и как состоится избрание нового Предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата? 13 августа в Киево-Печерской Лавре в Трапезной палате Храма Преподобных Антония и Феодосия Печерских состоится Собор епископов Украинской православной церкви, который изберет нового Предстоятеля. Это будет сороковой день после ухода Блаженнейшего Митрополита Владимира. Поэтому этот день начнется с заупокойного богослужения, с панихиды на месте погребения Блаженнейшего, и уже после панихиды начнется регистрация участников Собора. В Соборе будут участвовать все епископы Украинской православной церкви, включая заштатных — 52 правящих архиерея, которые являются руководителями епархий, 22 викарных епископа – епископы-помощники и 9 заштатных епископов, которые по разным причинам, например, по состоянию здоровья, уже не несут служение, но являются частью епископата. Выборы будут проходить в два тура путем тайного голосования. Сам Собор будет проходить в Трапезной палате. Кабинки для голосования и урны будут установлены в храме. В первом туре епископы получат бюллетени, в котором будут имена всех действующих архиереев УПЦ – 74 кандидатов.

http://pravmir.ru/georgiy-kovalenko-pred...

Закрыть itemscope itemtype="" > На Украине разыгрывается религиозный фарс, но фарс кровавый О выступлении митрополита Онуфрия на собрании Киевской епархии как свидетельстве трагического положения канонического Православия 16.12.2022 3908 Время на чтение 4 минуты Фото: УПЦ В среду, 14 декабря, в храме в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось ежегодное епархиальное собрание духовенства Киевской епархии, на котором выступил блаженнейший митрополит Онуфрий. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. В своём выступлении митрополит Онуфрий рассказал о положении дел в епархии, о появлении и убытии клириков и архиереев в епархии, об участии в различных мероприятиях. Но главное внимание было посвящено военным действиям и юридическому статусу Украинской Православной Церкви. Митрополит Онуфрий сообщил, что в ходе боевых действий было разрушено четыре и повреждено пятнадцать храмов. Также он подробно рассказал о благотворительной помощи, которую оказывает Киевская епархия людям, пострадавшим в ходе боевых действий. Конечно, пристальное внимание было обращено на первую часть его выступления, в котором он сделал ретроспективный анализ ситуации вокруг канонической Церкви на Украине. Он напомнил о собрании епископата, духовенства и мирян УПЦ МП 27 мая, которое решило преобразовать себя в Собор, на котором было принято незаконное решение о выходе Украинской Православной Церкви из Московского Патриархата. Дальнейшие действия священноначалия УПЦ МП были нацелены на демонстрацию своей независимости, о чём и напомнил митрополит Онуфрий: по итогам Собора были направлены документы в государственные органы Украины, внесены изменения в устав Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которые закрепили её самостоятельный статус. Митрополит Онуфрий рассказал и о прекращении поминовения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла как Предстоятеля Церкви. И о том, что планируется начать собственное мироварение.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/16/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Надо воздержаться от участия в этом Соборе» Митрополит Онуфрий опасается, что Всеправославный Собор может превратиться в балаган и соблазн для верующих 04.01.2016 1430 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , 28 декабря в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Свято-Успенской Киево-Печерской лавры состоялось ежегодное епархиальное собрание духовенства Киевской епархии. Заседание возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, который затронул тему грядущего Всеправославного собора в Стамбуле, передает портал « Украина .Ру» . «Этот вопрос, наверное, сегодня самый главный, — отметил владыка. - Собор намечен на июнь следующего года. По этим планам на Троицу он должен быть уже завершен. Вообще, всегда вопросы, выносимые на Соборы, обсуждались заранее. Для этого проводились предсоборные совещания, на которые выносились те вопросы, которые Собору оставалось только утвердить. Не было такого, чтобы Собор уже начался, и только после этого начинали " вбрасывать " вопросы, о которых большинство не подозревает, вопросы заведомо спорные и вызывающие рознь. Позиция нашей Церкви состоит в том, что вопросы, выносимые на Собор, (например, о новом стиле в Церкви), должны быть обсуждены на таких предсоборных совещаниях. Затем их должны все Церкви утвердить, и тогда уже согласованные позиции выносятся на решение Собора. Если хоть одна Церковь выступит против, тема снимается с повестки дня. Это называется правилом консенсуса — полного согласия. И наша Церковь настояла на том, чтобы строго придерживаться этого правила. Это гарантия того, что не случится расколов. Ибо даже если некоторые вопросы будут выносить большинством голосов, разделение таким образом уже произойдёт — еще до Собора. И с таким подходом согласились все Поместные Церкви. Но когда начали рассматривать вопросы диптиха, автокефалии, календаря, второбрачия для духовенства, то оказалось, что ни один из них не доведен до конечного вида».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/04/na...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010