«Радуйся, матерь во плоти видети не восхотевый. Радуйся, кончину святую от Бога матери твоей испросивый. Радуйся, мертву склабящуюся лицем сию видевый». д) Пример неуместных выражений: «Жегоша отдолу огнем, по хребту же палицами биша без милости, дóндеже изнемогоша сами биющии, и посем снемше со огня к колеси привязаша тя и обращающе коло, вся кости твоя сокрушаху и жилы терзаху» – о. цензором указано на неуместность в акафисте подобной картины, вызывающей не умиление, а раздражение. е) Примеры слишком искусственно составленных и нескладных выражений: «Радуйся, Пречудная Лозо, произведшая Божественный Плод живота небеснаго»; «Боже, Боже мой, простри ми руку, яко Петру, утопающему в сквернах» вместо «Боже мой, яко Петру, руку простри ми, утопающему в сквернах»; «Радуйся, глубино смирения, болезни омывающая»; «Великомученица чудотворная» и др. 339 307 Из 1-й главы Евангелия от Матфея в акафисте заимствованы и переработаны стихи: 18 (ик. 2 и конд. 3), 19 (ик. 3), 20–23 (конд. и ик. 4), 24 (конд. 5); из 2-й главы – стихи: 1 и 11 (ик. 5), 13 (конд. и ик. 7), 20–23 (ик. 8). Из 2-й главы Евангелия от Луки взяты стихи: 7–16, 20 (ик. 5), 21 (конд. 6), 25–35 (ик. 6), 40 (конд. 12), 42–47 (ик. 11), 51 (конд. 9–10). 312 Ик. 1 акафиста Варсонофию Казанскому; ик. 1 – Алексию, человеку Божию; ик. 1 – Александру Свирскому ; ик. 1 – Варлааму Хутынскому; конд. 2 – Геннадию Костромскому; конд. 2 – Димитрию Прилуцкому; ик. 1 – Анастасии Узорешительнице; ик. 1–2 – Евфросинии Суздальской и др. 313 Ик. 1 акафиста Антонию Сийскому; конд. и ик. 2 – Антонию Печерскому; конд. 2 – Варлааму Хутынскому; конд. 2 – Варсонофию Казанскому; ик. 1 и конд. 2 – Геннадию Костромскому; ик. 1 и конд. 2 – Григорию Пелынемскому; ик. 1 и конд. 2 – Евфросинии Суздальской; ик. 1 – Димитрию Прилуцкому; ик. 1 и конд. 2 – Кириллу Белоезерскому; конд. 2 – Евфросинии Суздальской; ик. 2 – Макарию Калязинскому; конд. 2–3, ик. 2–3 – Никодиму Кожеезерскому; конд. 2 и ик. 1–2 – Сергию Радонежскому (1-го акафиста) и ик. 1 (2-го акафиста); ик. 1 – Стефану Махрищскому; ик. 1 – Стефану Пермскому и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Вы же, господие, и отцы, и братие, друзи и сродницы, Господа ради моление вам предлагаем, прошение представляя о моем невжстве. Аще будет в котором слове есми прегршил или прописал, или хулу на святаго возложыл неразумием и малоумием своим, и вы Господа ради собою исправливайте малое недостаточьство, по апостолу, глаголющему: «Другъ другу тяготы носите». 1021 Тако и вы своим разумом мое недостаточьство исполняйте, а за мене, недостойнаго, молбы и моление ко Господу Богу сотворите и къ Пречистой его Богоматери и ко всм святым, паче же и ко отцу Антонию, еже не разсудих ума своего немощы и дерзнух на таковое великое дло, яже преписати житие преподобнаго отца нашего аввы Антониа. Но дасть ми Богъ оставление грхов вашими святыми молитвами. Аз, вседерзый и окаянный, дерзнух преписати о житии преподобнаго и о преставлении его лт 79, еже и ново слышах от чюдотворныя его ракы – яко рка струями текущы, тако и сего преподобнаго отца чюдеса от цлбоносныя его ракы непрестанно исцление творят всм с врою приходящым. Но, отче блаженне Антоние, аще пренебесных обителех пребываеши, не престай моляся о мне, гршнем раб своем Иоанне, и преиду сверпое море житиа нашего, и от князей под духом врагъ душъ и телесъ наших непредкновенъ, твоими молитвами окрыляем, да царя царьствующых и Господа господьствующих 1022 престолу достигну, идже шестокрылатии и многострашная серафими трепетом и ужасом предстоятъ, и божественую его крпкую и непобедимую десницу всескверная и окаянная душа моя придет. Да сподобит убо Богъ твоими, отче, святыми молитвами сих прежереченных избежати и достигнути Небеснаго Царствиа, иже твою, преподобне отче, память врою и любовию совершающих свтло от чиста душа и сердца, и еже собрателей святому житию, и сказателей, и слышателей, и послушателей, и внимателей, и ревнителей о твоем житии. А сие написах сего ради послди всх вышеименованных, яко не подобает похвалятися ни о чем же. Пророкъ рече: «Да не хвалится богатый богатьством своим, и да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится силный силою своею, но о сем да хвалится хваляйся, еже разумти Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радуйся, яко немощи немощных терпеливно понесл еси. Радуйся, преподобне отче наш Антоние. Кондак 9 Всяку славу и честь аще и праведне тебе воздаему от человек, непщуя быти виновну лишения славы Божия, предал еси власть твою единому от ученик твоих, и со единым от них тайно отшел еси во остров един, идеже вдал еси себе непрестанней молитве, трудом и пощению, бодренно воспевая Господеви: Аллилуиа. Икос 9 Ветия дивен был еси, присно от сердца исполнена любве глаголяй и помышления человеческая духом провидяй, единаго от ученик твоих предварив, наставил еси не отлагати обеты иноческия ради мирския прелести; и утешив его словесы Писания, возбранил еси злому помыслу возвратитися в сердце его. Сего ради зовем ти: Радуйся, изряднейший врачу духовный. Радуйся, верный наставниче умов заблуждших. Радуйся, сердец мятущихся упокоителю. Радуйся, злых начинаний разорителю. Радуйся, благих помыслов насадителю. Радуйся, святых желаний внушителю. Радуйся, разслабленныя воли укрепителю. Радуйся, искушений и соблазнов избавителю. Радуйся, от прилогов диаволих защитителю. Радуйся, унылых и отчаявающихся утешителю. Радуйся, усыпленных совестей возбудителю. Радуйся, путей покаяния и спасения мудрый сказателю. Радуйся, преподобне отче наш Антоние. Кондак 10 Спастися хотящии стужаху ти, приходяще в пустынную келлию твою; сего ради далечайше в дебрь отбегл еси, и во глубине гор, аки в конобе, водворился еси, и тягчайшыя подвиги подъял еси, презрев страхования демонов и обнажив до чресл тело мшицам, в молитве терпел еси, воспевая Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стеною крепкою и оплотом надежным был еси обители твоей, егда возвратился еси в ню ко учеником твоим, разсеятися хотящым, и добре пасл еси стадо твое; уста бо твоя, яко сот мед, искапаху словеса благодати, зрак же твой являше кротость и любовь отчу, седина извествоваше мудрость ума и чистоту сердца, согбенный вид твой, старче Божий, подобяше тя древу, красных плодов обилием долу преклонену. Сего ради зовем ти: Радуйся, красото Церкве Христовы. Радуйся, сосуде святыни.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

509. (506.) Минея служ. мес. декабрь, полууст., XI века, в четверть, 531 лист, последнего недостает. На первом листе небрежным почерком: Дмитрей руку приложил. 510. (482.) Минея служ. мес. декабрь, устав., XVI века, в четверть, 453 листа. 511. (534.) Минея служ. мес. декабрь, полууст., нач. XVII века, в четверть, 113 листов, оконч. 8 числом, впереди служба препод. Савве сторожевскому, без начала. 512. (532.) Минея служ. мес. декабрь, полууст., XVII века, в четверть. 496 листов, начин. с 10 числа. На верхней доске: С «Троецкаго подворья». 513. (566.) Минея служ. мес. декабрь, полууст., XVII века, в осьмую долю, 607 листов. 514. (435.) Минея служ. мес. декабрь, полууст., напис. 1628 года, в лист, 493 листа. Начальные листы по 12 число большею частию печатные. В конце ркп. два послесловия; в первом сказано, чшо Минея сия списана с печатной, издан. 7128 (1620) окт. 15, а во втором, что она переписана священноиноком Германом Тулуповым в лето 7136 (1628) ноября 12. В сем списке помещены особо службы русским Святым, коих нет в означенной печаш. Минее, именно: л. 431. Декабря 3, преп. Савве сторожевскому. л. 438. – 7, препод. Антонию сийскому. Припись после заглавия службы см. 628 л. 2. л. 465 об. – 7. препод. Нилу столбенскому. 515. (483.) Минея служ. мес. январь, полууст., XV века, в четверть, 374 листа, ветхая, без начала и конца. 516. (507.) Минея служ. мес. январь, полууст. небрежный, исх. XV века, в четверть, 259 листов. На первых листах внизу другим почерком: Лета 7094 (1586) мес. ноября в 12 день сию книгу Минею мес. генварь положил, в Троецкую вотчину Сергиева монастыря в село Муромцево к Николе чудотворцу петровския волости деревни Ковасилова государев крестьянин Григорей Иванов сын, прозвищо Веретеница, по своей душе и по брате своем по Кузме; и хто станет по сей книге пети, их (бы) души поминали, Григория да Кузму. Село Муромцево находится в дмитр. у. моск. губернии, в 20 верстах от Лавры. 517. (495.) Минея служ. мес. январь, полууст., напис. 1513 года. к четверть, 362 листа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Нонешние времена из правил вышли. Ещё Златоустый сказал, что можно спастись и в городах… Теперь «дом отдыха», «дача»… А бывало, чем красно было лето в моём родном городе… Город стоял на водах — порт, близ моря. Мало кто ездил «на дачу», но семья хоть раз в лето собиралась «на богомолье» — к Соловецким, к Антонию Сийскому, к Ивану и Логгину Яреньским, к Вассиану и Ионе Пертоминским… Особенная жизнь, особенная природа, особенный быт, не наши интересы и разговоры, не наш уклад, жизнь, не боящаяся смерти, и смерть, как праздник. Жили в монастырях люди, умершие для радостей мира, но как тускнели и умалялись радости мира перед святым иноческим житьем. На Соловках у многих из наших горожан были родственники монахи… и уже как бы в чине ангела почитали мы, например, материна двоюродного брата монаха Иустиниана. Омытыми, новыми возвращались мы из обители. И привезённые из обители образки, картинки, ложки, посуда, книги, просфоры — так это потом любо было… Кто-нибудь подмигнёт мне и скажет: «Знаем мы монахов — абие-ба-бие», «игумен вокруг гумен» и т. д. И я отвечу: «Всякой находит, что ищет, всякой видел в монастыре то, что он способен был видеть, что ему было дано видеть. Всяк видел то, что хотел. И жемчужну кучу разрывая, ухитрялись «навозное» зерно иные любители находить». 19 сентября. Вторник Липы мои, что через дорогу, за оконцем, поредели; ветер гонит жёлтый лист. Точно и не было густолиственной купы. Неба стало много видать, чему я рад. Вчера к сумеркам брёл Ивановским, Подкопаевским переулочками. Подойду да постою. Гляжу, не нагляжусь: старая стена уступами вниз, одинокий купол и высоко, высоко в тихом небе реденькие облачка. Тихость коснётся души и ума. И так властна эта тихость неба. Больше она толчков и пинков, властнее шипа, свиста и машинного лаянья… 20 сентября. Среда Говорят, война кончилась… Нет, мир сей, век сей, житуха наша — война нескончаема. О мире сем древле сказано: «Человек человеку волк». Воюют люди друг на друга люто и неустанно. Схватились в своей «борьбе за жизнь», и разве мёртвые отвалятся один от другого. Каждому надо урвать своё. Одни бьются и колотятся для того, чтоб ухватить корку хлеба для ребёнка или покрыть хоть тряпицей какой трясущегося зимою брата, воюют, плач и проклиная, чтоб ухватить ломоть да снести его в тюрьму, больницу сыну, мужу, отцу… А эти вот сражаются остервенело, чтоб удесятерить запасы вин, хрусталя, пополнить коллекции всяких редкостей и драгоценностей…

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Как потом рассказали, бойцы схватили меня за разгрузку и закинули в уцелевший БТР, а минут через десять подошли и два звена МИ-8, ракетами сбили огневые позиции с верхушек ущелья. «Шмели» ещё продолжали преследовать боевиков, а меня и других раненых уже полным ходом эвакуировали в Ханкалу. Привезли в медсанбат – глаза в крови, весь обожжённый. Был я без сознания 12 часов. Прихожу в себя и с ужасом понимаю: ослеп. Пустота... Как я жить-то буду? Без видения окружающего мира, без чтения, без Евангелия? Вот честно говорю: и о Евангелии подумал, и что на богослужениях теперь в темноте стоять буду. Ещё подумал о лицах дорогих мне людей – я ведь никогда их больше не увижу. В таком ужасе находился я двое суток, спать не мог, только думал... И вот что в таких ситуациях человек начинает делать? – Молиться? – Какое там... Молиться-то я не умею. В такой ситуации начинаешь не молиться, а просто клянчить, попрошайничать у Бога. Что просил? Чтобы Господь вернул зрение хотя бы немножко на один глаз. Хирург мой, майор медицинской службы Николай Валентинович, сразу честно сказал: «Всё, майор, ты отвоевал, глаза навсегда потеряны». И стал готовить меня к ампутации левого глаза. А я, цепляясь за последнюю надежду, просил Христа, Царицу Небесную, Царя-мученика и Женю Родионова – солдата, которого мне посчастливилось знать. И, конечно, молился своему небесному покровителю – преподобному Антонию Сийскому. Только на третьи сутки смог, наконец, уснуть. И вижу во сне палату нашу, расположение коек, на них четырёх человек – со мной ведь ещё три офицера лежали. Ещё вижу справа окно, оттуда падает луч света, из которого выходит Костя, который уже год как погиб. Спрашиваю: «Костя, ты?» Он такой же улыбающийся, как на фотографии, которую я с собой носил. Он: «Да, это я. Знаю, тебе сейчас очень плохо, но всё будет хорошо, Антончик». Он так прежде называл меня, как старший брат. Спрашиваю: «Костя, как тебе там?» Он: «Я тебе не передам, как хорошо...» Вот такой сон, к которому можно по-разному относиться, но он был вовремя и морально очень поддержал меня, фактически помог выздоровлению.

http://pravoslavie.ru/36506.html

Радуйся, яко на распутиих мира сего обрел еси правый путь в Царствие Небесное. Радуйся, яко оставив дом отца своего водворился еси в дому Господни. Радуйся, добрый рабе, яко был еси верен Владыце твоему. Радуйся, яко уже неси раб, но сын и наследник Божий. Радуйся, яко и в супружестве, како угодити Господеви, помышлял еси. Радуйся, яко в иночестве всецело Господеви себе предал еси. Радуйся, яко вожделения плоти обуздал еси. Радуйся, яко плоть духови покорил еси. Радуйся, яко раздав имения своя, нищыя ущедрил еси. Радуйся, яко нищетою богатство нетленное стяжал еси. Радуйся, яко убегл еси соблазнов мира и сетей диавола. Радуйся, горлице пустыннолюбная, исторгнувшаяся от сети ловчи. Радуйся, преподобне отче наш Антоние. Кондак 3 Сила Божественная яве укрепи тя, обнощевавша за пять поприщ до святыя обители Пахомиа; егда бо в соннем видении крестом осени тя старец святолепен, рекий ти: возми крест твой и гряди вслед мене, не бояся козней диаволих; ты, в радости востав от сна, всю нощь молился еси Господеви, благодарне воспевая: Аллилуиа. Икос 3 Имый сердце уготовано в службу Господеви, Сего пречистому образу со слезами радости и благодарения поклонился еси во вратех тоя обители, в нюже вселься, не солгал еси Святому Духу, но паче всех работал еси Господеви. Сего ради зовем ти: Радуйся, яко препоясался еси с высоты силою. Радуйся, яко крепце ополчился еси противу плоти, мира и диавола. Радуйся, яко приискренне принеслся еси Богови. Радуйся, яко сраспялся еси Христу. Радуйся, яко сладце понесл еси бремя Его. Радуйся, яко смирением украсился еси. Радуйся, яко вся, яже на земли, мудрования отринул еси. Радуйся, яко постническими труды Богу угодил еси. Радуйся, яко глаголы Божественными душу напитал и укрепил еси. Радуйся, яко бодренною молитвою и псалмопением дух твой окрылил еси. Радуйся, яко бдении всенощными и хранением сердца уготовал еси себе к зрению невечерняго света. Радуйся, яко образ жития иноческаго был еси. Радуйся, преподобне отче наш Антоние. Кондак 4 Бурю душегубительну непщуя быти славу человечу, из обители в пустыню удалился, идеже храм воздвигл еси, и тамо седмь лет непрестанными труды, молитвами и посты благоугождал еси Богови, немолчно воспевая: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Именно здесь читается: «ту бе съшлося от всее русьскы земле и от инех стран и много множество людии, и князи, вьсе болярство, и все стареишинство и воеводы вся русьскы земле и вьси предрьжащая страны вся и съпроста рещи – всяко множьство ту беаше и всяка область и ньси богатии, и убозии, съдравии же и болящии, яко исполнитися граду всему и по стенам градьним не въмститися». 2094 См. у Строева в Библиолог. Словаре, стр. 158 примеч. (Волоколамская рукопись, из которой сделана Строевым выписка, в настоящее время есть 381-й и находится в библиотеке нашей Академии). 2097 Мы приводили выше заметки о службах преп. Александру Ошевенскому и Антонию Сийскому: «А пети по общей минеи для того, что слог (собственной службы) худ добре…; а слог худ, пети лучше по общей минеи». Желающих ближе ознакомиться с житиями Русских святых и службами им отсылаем к прекрасному сочинению В. О. Ключевскаго : «Древнерусские жития святых как исторический источник». 2099 См. у Ключевск. стр. 424. О канонизации Паисия Угличского, неизвестно точным образом когда имевшей место, говорится в его житии: «Чюдеса преподобнаго явлены бысть (sic) парахиарному Ростовския епархии архиепископу, той же о сем благодарственныя возсла молитвы своя Господеви, прославляющему дивнаго в чюдесех святаго своего преподобнаго отца Паисея, и тако всевозжеленно архиепископ и свидетельствова чюдеса его и по соборному правилу и всероссийскаго священноначалия совету и благословению повелено священнослужителям вписати в синодик преподобнаго церковный и вкупе со святыми почитати и праздновати всеторжественне пресветлый день всечестныя и многочюдесныя преставления памяти его», см. Ярославских Епархиальных Ведомостей 1893-го г. 42 col. 665. В известии об установлении в 1715-м году архиепископом Великоустюжским местного празднования Максиму Тютемскому не говорится, чтобы он испрашивал дозволения на сие у местоблюстителя патриаршего престола (у Барсукова, col. 351). Может быть, испрошение дозволения должно быть подразумеваемо, а может быть, в исключительное время междупатриаршества архиереи позволяли себе и большую свободу действий, нежели какая принадлежала им в обыкновенное время.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еже есть в мир пребывающим нам или опечалим кого, или сами опечалимся от нкоих». 1017 И такыми бремены, яко желзы связаны, не мощно бо есть нашему уму и языку изрещы тх преподобных отець похваление в похвалу принести. Аще убо мочно будет морьскую глубину изчерпати, сице и возможно будет и нам то мры достигнути – аще ли же ни, то не возможем похвалити тх преподобных и богоносных отецъ наших, иже в Росийстем остров просиявше. Но яко бо нкыи хытрецы повдуют нам, нкую воду езеро имуще, еже Квикьсулъваръ нарицается. И тамо златокузнецем приходящым и ожыдающым времяни, егда обычай ему есть исходити, тогда творят около езера того нкии художества скважни, и егда распалится, тогда наполняются т оны скважни, и тогда приемлют ту воду художества своего. А не все езеро изчерпают, иже невозможно суть им и неудобно всего изчерпати. 1018 Сице и нам тх преподобных отець увясти похвалами, акы цвты, – но елико возможно суть нам, яко капля дождевная, – тх мало нчто похвалити, существеного же достигнути не можем, ихже сам внцодавець трудоположникъ Христос внцы внчя, ихже аггели похвалиша, и бси устрашишася, и человцы удивишася. Превыше бо есть человеческаго естества презимается, толико убо показався храборства и крпость на невидимаго врага, яко да до конца истниша его. И аще что принесем похвалу святому, ничтоже можем достойно сотворити противу труду их. Легкы бо суть нашы разумы, и Божия немощная крпчайши человеческаго мощнаго, немощная ли избра Богъ мира, да посрамит крпкая и мощная мирови – «где прмудръ, гд книжник, гд совопросникъ вка сего». 1019 Пророкъ рече: «Да не хвалится премудрый премудростию своею». 1020 Паче же и аз не похвалюся о сем, яко премудростию списах, вдый своя недостоиньства, яко грубичанъ есмь и неразумен пред Богом и пред всми людми. Не вм убо, как преполових препокоение Слово, обаче благодать Святаго Духа немощное человеческое естество исправляющи и наставляющи. Хвалю, благословлю, поклоняюся Господеви, пою и превозношу имя его святое, вразумивъшаго мя, и укрпившаго мя, и наставльшаго мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У Господа не было, куда голову приклонить. Он говорит, что лисицы имеют норы, и птицы — гнезда, а у Него покуда голову приклонить. Трудно идти за Христом, потому что надо быть готовым к лишениям, к преследованиям, надо быть готовым не иметь где голову свою приклонить, не иметь чем питаться. Но находилось много людей, не останавливавшихся перед тем, что на пути им негде будет голову приклонить, многие не задумывались, где и чем жить, как питаться. Много было людей, которые, не думая и не заботясь ни о чем, уходили в дикие глухие леса, где нет души человеческой, строили себе хижину и жили там. И Господь никого не оставлял, никто не умирал с голоду, всех Господь повел путем трудным, тернистым, но привел в Царствие Божие. Господь велел их питать: люди узнавали, что в лесу появился человек, предавший себя Богу; охотники случайно находили такого человека, — и находились добрые души, которые брали на себя заботу об этих предавших себя Богу людях. Но были и такие, которые жили в условиях страшных, в местах диких, о чем ни одна душа человеческая не знала. Были подобные Антонию Сийскому, которые питались только травой, корнями и не умирали, жили много лет, получили дары благодати Святого Духа. Чтобы идти за Христом, надо быть готовым на лишения, на поношения. Апостол Павел говорит: «Все; желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12), так как ненавидящих Христа так много, бесконечно много. В наше время особенно трудно идти этим тернистым путем. Первый, о котором повествует Евангелие, хотевший идти за Христом, хотел раньше похоронить отца своего. «Предоставь мертвым хоронить своих мертвецов, — ответил Господь. — Иди благовествуй Евангелие». Слова, казалось бы, жестокие. Как можно не похоронить отца своего? Сказаны слова эти Господом, значит, не жестоки они, а полны истины. Понять надо духовно: конечно, Господь не был так жесток, чтобы запретить хоронить отца, но надо было понять слова эти духовно. Как? Это значило: хочешь идти за Мною, — оставь все заботы о мертвом, о тленном, о погибающем; направь мысли к Богу, уйди от этой греховной земли, вознеси сердце горе, забудь о мертвых делах. Пойди и будешь проповедовать Евангелие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010