Сравним структуру месяцесловной записи Святцев 1646 г. с месяцесловами предшествующих изданий богослужебных книг – Святцев Бурцова (М., 1639) 909 , Устава (М., 1641) 910 35 и Псалтири следованной (М., 1642) 911 . Все эти издания имеют очень схожий в русской части месяцеслов, однако сама структура месяцесловной записи различна. В Святцах Бурцова назван только день памяти (без «летописи», тропарей и кондаков), Устав содержит указания чинопоследования Службы святому с полным текстом тропаря и кондака, в Следованной Псалтири также помещён текст тропаря и кондака. Таким образом, ни одно из предшествующих изданий не могло явиться источником Святцев 1646 г., так как не содержало «летописи», т. е. биографических сведений о святом. С другой стороны, структура памяти святого в Святцах ближе всего к записи в Следованной Псалтири. Имея в виду тему русских памятей, обозначим то новое (помимо «летописи»), что появилось в Святцах в сравнении с вышеперечисленными изданиями. Во-первых, это новые памяти: Иосифа Волоколамского (9 сентября), Киприана Московского (16 сентября), Сергия Обнорского (7 октября), Меркурия Смоленского (24 ноября), Филиппа митрополита (23 декабря), князя Георгия Всеволодовича (4 февраля), Кирилла Новоезерского (4 февраля), Арсения Тверского (2 марта) 912 , Варсонофия Казанского (26 марта), Александра Ошевенского (20 апреля), Корнилия Комельского (19 мая), Игнатия Вологодского (19 мая), Сретения образа Димитрия Прилуцкого (3 июня), обретения мощей князей Василия и Константина Ярославских (8 июня), Александра Куштского (10 июня), Андроника Звенигородского (13 июня), Стефана Махрищского (14 июля), перенесения мощей Зосимы и Савватия Соловецких (8 августа), перенесения мощей Феодосия Печерского (14 августа) 913 . Во-вторых, сравнительно с Псалтирью и Уставом добавлены тропари с кондаками в случаях, когда они прежде отсутствовали (Борису и Глебу 5 сентября, Иакову Ростовскому 27 ноября, Антонию Сийскому 7 декабря). В-третьих, меняется день празднования памяти Феодосия Печерского , вместо 11 января, который отмечен в Псалтири и Уставе, в Святцах празднование поставлено на 3 мая (у Бурцова так же).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А наша Православная Россия разве оскудела преподобными своими? Не во всех ли концах ее почивают нетленные, чудотворные мощи св. подвижников? Идите в Киев, в Москву и за Москву – в Троицкую Лавру, в Соловки, к Нилу Столбенскому, к Нилу Сорскому , Иосифу Волоколамскому, Антонию Сийскому, к Новгородским, Нижегородским, Ростовским, Смоленским Чудотворцам и иным, коим нет числа. Не свидетельствуют ли все они, и жизнью и чудесами своими о спасительности нашей веры по Божественном ее основателе: – но – довольно. С избытком безмерным оправдана вера православная христианская всеми бесчисленными чадами ее. Что нам остается при таком множестве неложных свидетелей делать? – Твердо веровать, держаться всеми силами своей веры и Церкви и спасать свои грешные души. Будем же, дорогие братья, твердо держаться своей св. веры, истина которой запечатлена бесчисленными свидетельствами – апостолов, мучеников, святителей, преподобных и всех святых, изучивших и прошедших делом и опытом всю истину, животворность веры Христовой, – и обновившихся через нее во всем своем существе, достигших вечного, тихого пристанища и блаженной жизни на небе; пора перестать нам заблуждаться в вере. Слишком пять тысяч лет до Христа мир заблуждался и поклонялся тварям вместо Творца. В лице Спасителя Сам Бог принес на землю истинную Веру и насадил ее в мире через Своих Апостолов. Будем ценить как должно свою Богооткровенную Веру и спасаться ею, взирая на пример ее и правило в лице Святителя Николая и всех святых, просиявших и прославившихся в вере и жизни христианской. Будем подражать Святителю в его вере, в святости, кротости, смирении, воздержании, милосердии, нищелюбии, в твердом исповедании. Сегодня Тезоименитство нашего Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, сияющего правою Верою и благочестием. Да сохранит Его Господь в нерушимом здравии и благополучии на многие, многие лета. Аминь Самодержавие Слово на день священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Василий Буслаев, по новгородским былинам, с шести лет учился четью-петью церковному – чтению с помощью пения по той же Псалтири, закладывавшей основы не только грамоты, а всего настроя души по высочайшим образцам молитвенной поэзии псалмов. Правда, вырос из него типичный новгородский ушкуйник. «Я не верую, Васенька, ни в сон, ни в чох, а я верую в свой червленый вяз» – таков его «символ веры». Иным предстает в былинах Илья Муромец, обращающийся к богатырям с призывом: «Вы постойте-тко за веру, за отечество,/Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град». Илья Муромец, а не Василий Буслаев погребен в Ближней пещере Киево-Печерской лавры и причислен к лику святых. Но сохранилась былина «Василий Буслаев молиться ездил» о паломничестве новгородского богатыря в Святую землю со словами: «Смолоду бито, много граблено, под старость надо душу спасать». Тема искупления грехов – одна из центральных в русской молитвенной поэзии. В основе пушкинского стихотворения «Отцы пустынники» – покаянная молитва Ефрема Сирина . К таким же покаянным принадлежат многие молитвы Кирилла Туровского , «Слово, написанное на утешение себе» Максима Грека , «Канон Ангелу Грозному Парфения Уродливого» – так подписал свое покаяние Иван Грозный. Мы знаем Ивана Грозного по его, как он сам выражался, кусательным посланиям к князю Андрею Курбскому – блестящим образцам православной публицистики, тоже, кстати говоря, ритмизованной. Менее известен Иван Грозный в монашеской ризе, создавший певческую академию, в которую собрал лучших церковных распевщиков, композиторов, гимнографов. Федор Крестьянин, братья Потаповы, Третьяк Зверинцев, Савлук Михайлов, Иван Каломнитин, крестовые дьяки Андреев и Иван Юрьев-Нос – вот далеко не полный список тех, кто вместе с царем сочинял церковные гимны, музыку к ним и потом исполнял их в александровской «хоровой капелле». Среди гимнографов был и сын Ивана Грозного царевич Иван, убитый им в 1581 году в порыве гнева в той же Александровской слободе. Сохранился его Канон Антонию Сийскому, приуроченный к канонизации святого в 1579 году. В предисловии царевич Иван сообщает подробности о созданном им Житии и Каноне: «… Любовию распаляем ко святому и, образ его изыскав от тех самовидцев и неложных свидетелей, и, еже слышах у отца моего о подобии лица его и возраста, и от вельмож знаем бяше был преподобный всеми, – часто прихожаше во град Москву; и от тех от всех испытно испытав, и напечатать повелел подобие воображения, а сам Канон изложи от житиа его, елико вразуми мя Бог и в разум мой прииде».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

993 Ркп. житие прп. Антония, описанное со слов очевидцев и сотрудников Антония царевичем Иоанном в 1589 г., у Царского 85, 80; иером. Ионою в б-ке общ. ист. 39, 40; у Ундольского первое под 285, второе под 284. Послесловие царевича см. в: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. IX, прим. 612. 994 Мощи блаженного Пахомия почивают в основанной им, поныне упраздненной, Кянской или Кенской пустыни (Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях); в ркп. святцах помещено имя его, но ни год, ни день кончины его не показаны. По житию прп. Антония можем полагать, что Пахомий скончался около 1520 г. 995 Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях. В службе на 7 декабря: «содержа в уме вечныя утехи Небеснаго Царствия, ты оставил все земное, терпел много напастей и изгнания и от всего избавил тебя Даровавший тебе Вечную жизнь» (Четьи-Минеи. М., 1645). 996 Об этом говорит и церковная служба: «не устрашила тебя, блаженный, ни долгота лет, ни скорби пустыни, ни нападение разбойников; у тебя одно было в виду – для Христа умереть в пустыни» (Четьи-Минеи. М., 1645). 997 Новый и полный географический словарь Российского государства/Под ред. Л.М. Максимовича: В 6 ч. М., 1788–1789. Ч. 1 (далее – Новый и полный географический словарь Российского государства). В Синодальной б-ке в ркп. XVI в. 814) есть устав Сийского монастыря, составленный по обиходу Сергиевой Лавры и монастыря Кириллова; но едва ли писан он прп. Антонием. 998 Пролог 7 декабря. Церковная служба: «единаго лета ко осмидесяти в течении своем не докончал еси, блаженный». По ркп. святцам, «преставися в лето 7065 декабря 7 дня». 999 Послесловие царевича: «списано бысть сие: канон его 8720, – а житие его – л. 8088-го… Во время то прииде игумен Питирим обители блаженного и с ним ученик преподобного Филофей, его жития первый списатель… Приидоша ко отцу моему, да повелит его благородствие почитати его, якоже и всех святых; при преосв. Антонии митрополите, иже первее бысть архиепископ граду Полоцку, – приидоша старцы. Он, по повелению царя и по соборном изложении, изложи праздновати прп. отцу Антонию» (Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. IX, прим. 612; Акты исторические. Т. 3, 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Никольский Н. К. Слово в похвалу святым, приписываемое митрополиту Клименту (Смолятичу)//Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892. С. 211–223. В середине XVI в. в связи с канонизаторской деятельностью святителя Макария иноком Григорием Суздальским было создано “Похвальное слово новым русским чудотворцам”, см. Архимандрит Макарий (Веретенников). Эпоха новых чудотворцев (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского)//Альфа и Омега. 1997. 2(13). С. 128–144. Несколько позднее, в 1579 г., сын царя Ивана Грозного царевич Иоанн сопроводил созданную им редакцию “Жития Антония Сийского” краткой “Похвалой” сийскому чудотворцу и всем преподобным отцам, “иже в Росийстем острове просиявшим”, см.: Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича//БЛДР. Т. 13. (в печати). В 40-е гг. XVII в. в связи с новой волной канонизаций при патриархе Иосифе соловецкий инок Сергий (Шелонин) создал еще одно “Похвальное слово русским преподобным”, которое затем дополнил другими “чинами” святости, превратив его во 2-й редакции в “Похвальное слово русским святым”, см. Панченко О. В. “Похвальное слово русским преподобным” — творение соловецкого инока Сергия (Шелонина). С. 204, сноска 2. Наконец, в 30-е гг. XVIII в. в связи с активной агиологической деятельностью основателей старообрядческой Выговской пустыни (выразившейся, в частности, в разыскании ими житий, служб и похвальных слов русским святым и в создании полного комплекта “четьих миней”) знаменитый выговский писатель Семен Денисов написал свое “Слово воспоминательное о святых чюдотворцех в Росии просиявших”. 26 См. Спасский И. Первая служба русским святым и ее автор//ЖМП. 1949. 8. С. 50–55. Согласно И. Спасскому, в рукописных сборниках “Служба” Григория Суздальского обычно была приурочена к 17 июля или к первому воскресенью по Ильине дне. Однако празднование “всем святым новым российским чудотворцам” не было внесено в общерусские святцы ни в XVI, ни в XVII вв.

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Самое большое отличие корпуса ТМ и от Макарьевских, и от Милютинских Миней в том, что статьи в ТМ приходятся не на каждый день. Существует представление, согласно которому ТМ - это корпус Житий русских святых, однако в Минеи включено большое количество не только Житий мучеников, но и Слов на дни памяти святых. Сравнивая набор текстов в Минеях с репертуаром книг, хранившихся в монастырской б-ке, можно прийти к заключению о том, что они чаще всего не совпадают. Вероятно, подготовленный иером. Германом (Тулуповым) корпус книг был призван «дополнить» те наборы минейных чтений, которые уже имелись в монастыре. Так, напр., в Минеях отсутствуют основные Жития преподобных (Феодосия Великого, Антония Великого, Евфимия Великого, Пахомия Великого, Онуфрия Великого, Петра и Афанасия Афонских и др.), имеющиеся в монастырской книгохранительнице в нескольких экземплярах (напр., в специальной книге «преподобнических» Житий, принадлежавшей митр. свт. Иоасафу (Скрипицыну) - РГБ. Троиц. 684). На дни памяти этих святых иером. Герман в некоторых случаях помещает не Жития, а тексты, с ними связанные. Так, в день памяти прп. Иоанна Дамаскина в декабрьской Минее помещены тексты 2 его Слов (РГБ. Троиц. 672. Л. 36, 57), в день памяти Онуфрия Великого в июньской Минее - Похвальное слово святому (РГБ. Троиц. 677. Л. 107). Однако гипотеза, согласно которой ТМ были «дополнительными» к бытовавшим в то время в книжном собрании Троице-Сергиева монастыря текстам, требует особого исследования. Характерная черта ТМ - увеличение количества памятей русских святых как часть более общего процесса. Включение в свод новых Житий святых связано также и с изменением репертуара Служебных Миней в связи с увеличением количества памятей русских святых в церковном месяцеслове. Этот процесс получил отражение не только в Ч.-М., но и в Служебных Минеях. Важнейшей чертой комплекта Служебных Миней, вышедших на Московском Печатном дворе в 1619-1630 гг., по мнению М. А. Лебедь, «было то, что в московские издания впервые вошли службы в честь почитаемых Богородичных икон и в честь большинства общерусских святых» ( Лебедь М. А. Деятельность Моск. печатного двора как фактор укрепления рос. государственности: На примере минейного комплекса 1-й трети XVII в.: АКД. М., 2011. С. 4). «В служебных Минеях 1619-1630 гг. были напечатаны 59 служб в честь русских святых и Богородичных икон» (Там же. С. 17). В 1628 г. иером. Герман (Тулупов) переписал Печатную Минею на дек. (РГБ. Троиц. 514), добавив к напечатанным службы Савве Сторожевскому (под 3 дек.), Антонию Сийскому (под 7 дек.) и Нилу Столобенскому (под 7 дек.). Соответствующие им Жития Нила Столобенского и Саввы Сторожевского он поместил в декабрьской Минее, а Житие Антония Сийского - в дополнительном относительно всего корпуса Миней томе (Троиц. 694). Всего в свои Минеи он поместил 63 памяти рус. святых и дней празднования Богородичным иконам, а в дополнительных томах - памяти еще 12 святых.

http://pravenc.ru/text/Миней Четьих.html

Говоря о законах внутренней жизни, святитель Ермоген дает в отдельных частях написанной им Службы чудотворцам Казанским свои богословские размышления. Очень редко он позволяет себе богословствовать о тайне Святой Троицы, говоря лишь кратко о пребывании святых в свете Ее. Во свете Святыя Троицы свеселяся , — пишет он в каноне святителю Гурию; во свете Святыя Троицы ликуеши, поя со Ангелы , — утверждает он в каноне святителю Варсонофию. Чаще святитель Ермоген обращает свою мысль к таинству воплощения Христова, как это отмечалось и в его Службе обретения иконы Божией Матери Казанской: Светоносен Тя свещник познахом, Богородице, Божественное сияние во утробе носила еси . Божия Мати, рождшая Единаго от Святыя Троицы, словесное ми недоумение разреши , — молит творец канона, а ниже свидетельствует: Богоневесто и Богомати, Плотоносца без болезни рождши, и по рождестве Дева явльшися . Святитель Ермоген опять вспоминает род человеческий и спасение его Христом, когда пишет: Адама древнейша, Агнца непорочнаго, Божияго Слова соприсносущнаго, святителю Гурие, моли . В Богородичнах 5–й и 6–й песней канона имеется упоминание об иконе Божией Матери. Можно допустить, что здесь святитель Ермоген вспоминает явление иконы Казанской Божией Матери. Люди… иконе Твоей Святей любезно покланяющияся, о Божия Мати, спаси , — пишет Святитель в 5–й песни; а в 6–й повторяет: Божественней Твоей покланяемся иконе, Богородице, просяще от Тебе великия милости . И воистину — подвиг патриаршего служения и исповеднической кончины священномученика Ермогена был тесно связан с великими знамениями, полученными русскими людьми от святой иконы Божией Матери Казанския в тяжелые годы смутного времени. Гимнография конца XVI — начала XVII века (князь Симеон Шаховской) Конец XVI и начало XVII века характеризуются тем, что очень многие лица принимают участие в церковно–богослужебной письменности. Пишутся послания, исправляются требники, сочиняются грамоты, появляются описания житий святых, летописи и пр. В число песнописцев включается даже царь Иоанн Грозный, который пишет канон Ангелу Хранителю и молитву князю Михаилу Черниговскому, а также и сын его, царевич Иоанн, сочинивший Службу преподобному Антонию Сийскому .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Из Жития известно, что Антоний «ядяше» лишь раз в день после захода солнца хлеб с солью и «воду едину». Никодим, как св. Иоанн Предтеча и афонские отшельники, питался «саморасленным былием»: «Пища же ему бяше – былия пустынная збираше и симъ питашеся» 596 . Учитывая условия приполярного климата (несравнимые с условиями Египта или Афона), а также суровость и продолжительность зимы, питаться одной травой, было подвигом на грани мученичества. Поэтому отшельник иногда употреблял рыбу, но предварительно доводил её до совершенно несъедобного состояния – «дондеже бы червем от нея исходити, и тако ядяше» 597 . Таким образом, в своём воздержании Никодим шествует путём крайностей, уподобляясь преп. Антонию. Преподобного Никодима сближает с великим пустынножителем не только крайняя степень воздержания, но и необычайная любовь к нему окружающих. Антоний, по свидетельству автора, «любим бяше от всех». Так и Никодим и в миру, и когда трудился в общежительствах, «бысть всми почитаемъ и хвалимъ добродтелнаго ради жития его» 598 . Проявление любви и почтения к святому – нередкий мотив для русской агиографии (см., например, жития Савватия Соловецкого, Антония Сийского и др.) 599 . Мотив земного почитания подвижника для пустынножительного жития имел немаловажное значение. Любовь окружающих святой воспринимал как серьёзное препятствие для своего спасения. Она была чуть ли не основным толчком для бегства в пустыню, где никто, кроме единого Бога, не мог оценить его монашеские добродетели. Так, Антоний Великий некогда оставил прежнее место, где возле него собралось множество монахов, видевших в старце великого подвижника. Никодим, слыша похвалы и видя почтение иноков монастыря, также решает незамедлительно оставить обитель. И автор здесь приводит знаменитые слова святителя Афанасия Великого о вреде славы человеческой для монашеского сердца: «И бысть ту всеми любим, и почитаем, и хвалим добродтелнаго ради жития его, иже к Богу Преподобный же Никодим, не хотя славою земною будущыя славы лишитися, и тяжко си внят о сем и вмняше се быти грх и студ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что же касается до чудес этого святого, то до 1579 года, когда совершена была его местная канонизация, их, как мы выше видели 535 , совсем не было. Ни откуда не видно, далее, чтобы они были и после 1579 года. Отсюда за отсутствием чудес и приложение предварительного обыска к канонизации этого святого было бы излишне, так как необходимые данные для совершения последней (житие и канон) были на лицо и всем известны. То, что здесь сказано о преп. Иосифе Волоцком , вполне приложимо и к преп. Антонию Сийскому. Мы видели, что игумен Питирим явился в Москву хлопотать о канонизации этого святого с готовым уже его житием, и, следовательно, необходимые для канонизации агиобиографические данные уже были готовы. Кроме того, известность святого в высших сферах церковной и гражданской власти, именно известность своею святою и благочестивою жизнию, своею деятельностью на благо Церкви, могла служить причиною, вследствие которой не прилагался предварительный обыск во всей его полноте. Это вполне применимо к преп. Иосифу Волоцкому , который известен был в свое время, как один из выдающихся церковных деятелей, которого за благочестивую жизнь, за общеполезную деятельность глубоко чтили и уважали и в. князь Московский Василий Иванович и митрополит Даниил. Что, действительно, последнее обстоятельство может иметь в этом отношении значение, это доказывается примером преп. Антония Сийского. Именно на это указывает царевич Иван, когда говорит, что „и образ его (Антония) изыскав от тех самовидцов и не ложных свидетелей, и еже слышах у отца моего о подобии его и возраста и от вельмож знаем бяше был преподобный всеми, часто прихожаше во град Москву» 536 и проч. Это близкое знакомство со святым при жизни и достоверность свидетелей, хорошо знавших святого, и было причиной того, что при канонизации обоих этих святых предварительный обыск, имевший своею главною целию собрание агиобиографических сведений о святом и их проверку, не прилагался. Нам остается описать еще один момент совершения канонизации святых в этот период, которым она и заканчивалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ап. Андрей Первозванный. Икона. 1669 г. (ГММК) Ф. Е. упоминается в числе иконописцев, участвовавших в 1657 г. в возобновленной росписи Архангельского собора Московского Кремля ( Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 104). В царской грамоте от 15 янв. 1660 г. о вызове иконописцев для завершения работ в Архангельском соборе по формулировке «Федор Евтихиев с товарыщи да брат его» ( Забелин. 1850. С. 27) Ф. Е. можно характеризовать как ведущего среди иконописцев-устюжан. Однако из грамоты Унковскому следует, что на тот период Ф. Е. жил «по городом в хоронах» и избегал вызовов в Москву, воеводе надлежало исправить положение, «тотчас» выслав иконописца из Ярославля. Это государево распоряжение от февр. вступало в противоречие с царской же грамотой от 1 марта 1660 г., в к-рой Ф. Е. по настоятельной просьбе игумена монастыря разрешалось написать иконы для Антониева Сийского мон-ря после пожара 1659 г. В итоге иконы для обители писал Богдан Зотиков. Несмотря на то что в мон-ре находилась икона «Св. Иоанн Предтеча» с дарственной надписью Ф. Е.: «Сею икону дал по себе в дом чудотворцу Антонию устюжник Федор иконник Усолец» (50-е гг. XVII в., Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), а в Сийский иконописный подлинник вошли прориси с икон его письма (см.: Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 110; Брюсова. 1985. С. 27), утверждать, что иконописец работал там, нельзя. Тем не менее в Москву Ф. Е. прибыл только в авг. 1662 г.; судя по работам, выполненным в этот 2-летний период, известно только, что он был оставлен в Ярославле до окончания написания икон для ц. прор. Илии (см. оборот царской грамоты от 10 февр. 1660 - Забелин. 1850. С. 38-39). В Ярославль после пожара 1658 г. Ф. Е. «с женою и детьми» прибыл по приглашению Скрипиных, строителей и благотворителей ц. прор. Илии, имевшей придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, вероятнее всего, что именно для этой церкви он писал «двери царские и местные иконы и деисусы». Ряд икон местного и праздничного рядов этого храма связывают с работой Ф. Е. ( Болотцева. 1984. С. 125; Брюсова. 1985. С. 44-45).

http://pravenc.ru/text/200105.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010