Архим. Антонин (Капустин) Архим. Антонин (Капустин) В 1860-1865 гг. А. являлся настоятелем посольской церкви в К-поле. Это был период его наиболее плодотворной научной деятельности. В 1862 г. им был составлен каталог 624 рукописей б-ки иерусалимского Святогробского подворья в К-поле (опубл.: Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. К., 1890. С. 119-148), в к-ром А. впервые обратил внимание ученых на уникальный рукописный сборник, содержащий текст Дидахе . В апр. 1862 г. А. посетил г. Никею (Изник) и его окрестности (материалы о поездке в Вифинию и зарисовки опубл. в ХЧ в 1862-1863). Весной 1863 г. А., получив отпуск, единственный раз за более чем 40-летнее пребывание на Востоке смог совершить поездку на родину; по пути в Батурино к родителям он посетил крупнейшие научные центры Европы и России (Вена, Прага, Дрезден, Петербург, Москва) и книжные собрания крупнейших библиотек, познакомился с лучшими специалистами в области славяноведения и византинистики. В том же году по поручению Святейшего Синода А. исследовал на Афоне вопрос о подлинности Синайского кодекса Библии, подтвердив его древность, а в 1868 г. вел в К-поле переговоры об окончательной передаче этой ценнейшей рукописи рус. правительству. В мае-июле 1865 г. он совершил поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония, Фессалия, Эпир), собрав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории (В Румелию. СПб., 1879; Из Румелии. СПб., 1886). В 1865 г. А. был назначен временно заведующим делами Русской духовной миссии в Иерусалиме (5 июня 1869 утвержден в должности ее начальника). Миссия, основанная в 1847 г., находилась в это время в сложных отношениях с Иерусалимским Патриархатом и представителями др. конфессий в Палестине, а также испытывала крайнее стеснение в денежных средствах, необходимых для ее работы. А. благодаря тонкому пониманию политической и церковной ситуации на христ. Востоке, прекрасному знанию греч. и ряда вост. языков и дипломатическому таланту, сочетавшемуся с личным обаянием, сумел постепенно улучшить положение Русской миссии, укрепить ее авторитет в Палестине. Добившись более внимательного отношения к ней со стороны рус. правительства и Святейшего Синода, А. удалось создать серьезную материальную базу для деятельности миссии в Палестине и значительно расширить существовавшую систему рус. паломничества в Св. землю.

http://pravenc.ru/text/114026.html

В 1861 г. журнал «Христианское чтение» напечатал путевой очерк «С Востока». 106 Его автор, архимандрит Антонин (Капустин) , в эти годы служил настоятелем русской посольской церкви в Константинополе. «Христианское население Константинополя извещено было, что с 1 числа июля начнётся экзамен в Халкинском Богословском училище, – писал архимандрит Антонин. – Желая воспользоваться благоприятным случаем видеть в совокупности стольких иерархов греческих и вместе с тем взглянуть на училище в самое занимательное для него время, решился и я, вослед многим другим, отправиться на издавна славящийся в качестве патриаршего убежища остров». Далее следовали открывшаяся с моря панорама Константинополя и азиатского берега, живописные картины самого острова, лесной дороги к зданию богословской школы, яркие портреты греческих иерархов, прибывших на выпускные экзамены, описание устройства школы, её учебных программ, подробный анализ греческого богослужения, пения, церковных облачений в сравнении с принятыми в России. Читатель получил возможность настолько близко и глубоко познакомиться с Халкинским училищем, что публикация в «Христианском чтении», без преувеличения, смогла успешно заменить личное присутствие на праздничной церемонии. В 1864 г. «Херсонские епархиальные ведомости» поместили на своих страницах статью протоиерея Серафима Серафимова «Несколько слов о преподавании славянского языка в богословском Халкийском училище в Константинополе». 107 Как профессор греческого языка Херсонской духовной семинарии автор знал все слабые и сильные стороны учебного процесса и смог объективно оценить возможности и перспективы преподавания славянского языка в богословском училище на Халки. Этот аналитический обзор был в русле внимания Русской Православной Церкви к состоянию дел в греческом богословском училище на острове Халки. То отношение, которое поддерживалось и всемерно укреплялось святителем Феофаном, поднимало в право славном мире авторитет Халкинской школы как уникального духовного училища, остававшегося на протяжении всей своей истории важнейшим центром по подготовке клира Константинопольского патриархата в Турции. Приложения Архимандрит Антонин (Капустин) с Востока

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Разделы портала «Азбука веры» Описание В 1891 году Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) сопровождал снаряженную Императорским Православным Палестинским Обществом археологическую экспедицию академика Никодима Павловича Кондакова в Палестину и Сирию, откуда привёз немало этюдов, воспроизводящих святые места, природу и народный быт стран Ближнего Востока. Он был знаком с архим. Антонином, и в знак особого почтения и благодарности за его труды и пастырскую деятельность написал его портрет. Перед нами уже немолодой человек, в монашеском облачении, с наперстным крестом на груди. Его лицо добродушно и открыто зрителю, художник изображает пастыря таким, каким он был в жизни – очень открытым, добрым, обходительным священником, заботящимся о вверенной ему пастве. Вместе с тем в глазах его, искрящихся любовью, молитвенным горением, глубокая мудрость, свидетельствующая о его необычайно плодотворной научной деятельности, пытливом уме, необычайной работоспособности. Действительно,  вся жизнь этого удивительного человека была посвящена организаторской деятельности, строительству храмов, научным изысканиям. Его можно назвать основателем русской Палестины. Очень немногие исследователи Палестины, подобно отцу Антонину, так хорошо чувствовали Горнюю Силу Священной земли. Арх. Антонин Капустин верил, что каждый город, исторически связанный с жизнью Иисуса Христа-Спасителя и Библейскими событиями, имеет не только прошлое, но настоящее и будущее, — поэтому ее исследование было так важно для него и его соратников. Мы видим в скромном одеянии архимандрита простоту, необычайную деликатность. Он стремился откликнуться на просьбу простого человека, помогая бедным, жертвуя немалые денежные средства на строительство школ, больниц, приютов. Всю эту широту его служения художник смог отразить в этом простом и трогательном портрете, мастерски передав психологизм, черты характера этого выдающегося деятеля.   История Архимандрит Антонин – являлся выдающимся духовным деятелем, богословом, начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, возглавлявшим ее с 1865 по 1894 годы. Его имя связано с историей русского присутствия на Святой Земле. Большинство русских храмов, монастырей и зданий, которые сохранились до сегодняшнего дня, были построены при личном участии о. Антонина.

http://azbyka.ru/art/arhimandrit-antonin...

указание на ее пребывание в Святой Земле в письме В.Н. Хитрово к К.П. Победоносцеву от 1 июля 1894 г.). На пожертвованные ею в 1890 г. 5000 руб. и по ее поручению начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобрел в 1890 г. участок Эль-Атн в Вифлееме, переданный графиней после смерти Антонина Палестинскому Обществу (1896). 780 Халеби Николай (Никола) Егорович – почтальон РДМ, брат Якуба Халеби. С 1889 г. на службе в ИППО. 781 Кадышева Анна Ивановна (в монашестве Вениамина) – вдова титулярного советника, благотворительница, финансировавшая елеонские раскопки и постройки Антонина; на ее деньги построен архимандричий дом на Елеоне над большой мозаикой. Упоминается в иерусалимских документах с 1871 г. В списке пожертвований на благотворительные дела Миссии, «прошедших через наши руки с сентября 1865 по сентябрь 1875 года», Антонин указывает и 4048 кред. рублей, полученных от Кадышевой ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866–1891. М., 2010. С. 175). 782 Ошибка отца Арсения. Акт об учреждении вакуфа был подписан архимандритом Антонином 12 сентября 1889 г. 783 Этот пакет свидетельствует о заботе архимандрита Антонина о материальном обеспечении будущей Горненской общины. 785 Хури Яков Иванович – нештатный драгоман русского генерального консульства в Иерусалиме в конце XIX – нач. XX в. Сын Ханны (Ивана) Яковлевича Хури, драгомана русского консульства в Иерусалиме в 1870-х – 1880-х гг. 786 Хомси Абдо – драгоман Русского генерального консульства в Иерусалиме (1889–1901). В документах 1894 г. значится как «нештатный драгоман». Сын Дауда эфенди, турецкого подданного, православного жителя Иерусалима. В 1890 г. им был удостоверен французский перевод староосманского текста акта об учреждении вакуфа архимандрита Антонина (Россия в Святой Земле. Т. 2. М., 2000. С. 221). 22 июля 1899 г. он участвовал в процедуре утверждения вакуфа М.В. Миловидовой: в соответствии с обычаем, был сначала назначен ею «законным управителем» вакуфа, а затем уволен, так что вакуф перешел в управление самой учредительницы (там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Антонин любил вспоминать этот эпизод из своей семинарской жизни. Слышавшие это передавали, что однажды Андрей Капустин решил уже даже бежать от строгого и непреклонного дяди-ректора домой, но случившийся тут в семинарии пожар удержал его от этого; он побоялся как бы его не обвинили в поджоге. Оставалось лишь покориться дядиной воле и кое-как изживать свой последний год в семинарии. Так из того же письма узнаем о появлении в Екатеринославле приезжего зверинца, театра, какого-то безрукого артиста, все делающего ногами, новом инспекторе в семинарии ожидаемом новом архиерее 57 . И наряду с этим вдруг такой неожиданный вопрос: «Скажи, брат, на милость, можно ли, живя в Академии, иметь гусли и играть на них?» 58 . Или еще в следующем письме (13 марта 1839 г.): «Пьешь ли ты ныне чай? Или иначе – можно ли в Академии пить его? Или еще иначе – позволено ли пить ну, кто бы ни захотел? Не худо бы то для меня узнать. Я имел глупость привыкнуть к этой траве и ныне поутру, если не напьюсь, то целый день хожу как баран» 59 . Чаепитие и потом осталось слабостью о. Антонина. Сколько раз в своих дневниках он вспоминал «любимое питье далекой отчизны», и самовар, невиданная игрушка «москобов». не раз скрашивал ему отдых в путешествиях по Македонии, Эпиру и Синайской пустыне. Весной 1839 г. Андрей Капустин окончил Екатеринославскую семинарию. Глава III Академия. Подгурские. Пострижение. (1839–1850 гг.) «Поведения честного, в должности исправен и благонадежен». Отметка рукой митрополита Филарета Киевского на послужном списке о. Антонина. 1850 г «Мы, все равно, не можем сохранить Неумирающего счастья...» Блок Наступает для Андрея Капустина «четвертая седмина лет человеческих». Ему 22 года, и он по определению начальства Екатерино-славской семинарии отправляется в Киевскую Духовную Академию в состав XI ее учебного курса. Об его студенческих годах мы ничего не знаем. Время проходит, несомненно, в упорных трудах, серьезных занятиях науками, самообразованием. Большой университетский город, расширяющийся круг знакомств, профессора Академии, близость к духовному миру Киева – Лавре и Братскому монастырю, сравнительно независимое положение студентов способствуют духовному росту и развитию мировоззрения молодого Капустина.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

На этот раз виной всему было то же столкновение интересов Консульства и Миссии: консул и высшее иерусалимское духовенство решило, что от архимандрита избавиться будет проще, чем от епископа, оклеветав его и погубив его репутацию. Но митрополит Московский Филарет, будучи человеком умным и многоопытным в подобных интригах, принял архимандрита под свое покровительство и тот был переведен в Константинополь. А временным назначением архимандрита Антонина на должность Начальника Миссии митрополит подчеркивал свое неприятие произошедшего и советовал новому Начальнику принять Миссию в управление, «извлекая из несчастного опыта предшественника правила осторожности». После пребывания в Константинополе архимандрит Антонин уже понимал, как надлежит вести себя в крайне «нездоровой» среде греческого духовенства той поры. Кроме того, у него сложилось четкое представление о проблемах Церквей Православных и о мерах, которые стоило бы принять. Освящение воды на Иордане в Крещенский сочельник. Фото 1890-х гг. Освящение воды на Иордане в Крещенский сочельник. Фото 1890-х гг. Изучая Восток, отец Антонин стремился постичь стиль восточной церковной жизни: обращал внимание на сребролюбие греческого духовенства, объясняя его малообеспеченностью, скорбел об утерянной нами простоте богослужения, памятуя, что на Востоке она нередко превращалась в небрежное отношение к святыне, удивлялся тому, что то многое, о чем в России только мечталось православным, в Греции свободно осуществлялось под игом султана, а все, ставшее на Родине мертвым словом учебника по церковной истории, было на Востоке живо и действенно. К сожалению, в ту пору в России о Греческой Церкви судили люди, в этом вопросе малокомпетентные и далекие от Церкви по своему воспитанию. Именно они писали проекты преобразования греческого духовенства, обращая внимание на его отрицательные стороны и забывая о его роли в истории Православия. Подобные деятели и создавали трения между русским и греческим народами, желая покорить себе все и вся...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

метра , с прекрасным двухэтажным домом для паломников, часовней и кое-какими постройками и порядочным садом, представляет собой отличное место для отдыха богомольцев, идущих на Иордан. Этот участок, кроме такого чисто практического значения своего, небезызвестен и в археологическом отношении благодаря найденным в нем при раскопках фрагментам древних строений и очень интересной памятной мозаичной надписью. В Тивериаде, на самом берегу моря Галилейского, находится подворье нашей Миссии, приобретенное отцом архимандритом и предназначенное служить местом отдыха наших паломников. В Бет-Джале (библейской Ефрафе) о. Антонин купил в свое время два владения: одно наверху горы Рас-Она над селением, а другое в самом селении Бет-Джала. Это последнее имело  в свое время очень большое значение, потому что Бет-Джалу выбрал своей резиденцией и местом своей миссионерской деятельности Валерга. Им тут начата была постройка церкви, школы и других домов, и отсюда думали латиняне помогать своей пропаганде и в самом Вифлееме, в двух километрах оттуда. Но о. Антонин уже с 1866 года приобретает тут прекрасное место, строит школу для девочек-арабок и все необходимое и этим дает возможность сильно противодействовать латинским попыткам совращения арабского населения. Участок этот со школой отец архимандрит подарил со временем новообразованному Палестинскому обществу. Тут-то, в Бет-Джале, и выросла, и прославилась знаменитая женская учительская семинария Палестинского общества, давшая несколько поколений прекрасных, просвещенных учительниц-арабок, воспитанных в истинно православном духе и в любви к России. Бет-Джала была одним из любимых мест о. Антонина. Было тогда незабвенное и неповторимое время в жизни русского общества. Наш мощный порыв восторженной самоотверженности, растворенной в присущем русской душе романтизме, влек нас то на Кавказ попечеринствовать, то, вслед за Леонтьевым, к грекам, в Эпир и Фракию, то в народничество. Это все было в стиле XIX века, в духе «Великого ордена русской интеллигенции».

http://pravoslavie.ru/3100.html

Разное понимание своих целей и неразграниченность функций рус. учреждений в Палестине привели к соперничеству и конфликтам между консульством и миссией. Настоятель РДМ в 1863-1865 гг. архим. Леонид (Кавелин) был смещен с поста из-за раздоров внутри миссии, интриг консульства и Иерусалимского патриарха. Архим. Антонин (Капустин) , глава РДМ в 1865-1894 гг., долгое время находился в двусмысленном положении ввиду отсутствия поддержки Святейшего Синода Русской Церкви, враждебности консульства и святогробского духовенства. В 1879 г. в С.-Петербурге обсуждался вопрос об упразднении РДМ; ее удалось сохранить по настоянию имп. Марии Александровны ( Хитрово. 1881. С. 81-92; Суворин. 1898. С. 102-103; Лебедев. 1901. Т. 2. С. 829-830; Лисовой. 2006. С. 59, 101-134). Именно архим. Антонин более др. российских деятелей на Востоке понимал духовно-политическое значение Св. земли для России. Несмотря на недостаточную финансовую и политическую поддержку Петербурга и враждебность греч. духовенства, он расширил площадь рус. участков, покупая землю, поддерживал храмы и мон-ри. Он создал комплекс российских владений на Св. земле, к-рые впосл. получили название «Русская Палестина». На частные пожертвования архим. Антонин приобретал в разных местностях Палестины земельные владения; ввиду ограничений османского законодательства это часто приходилось делать через подставных лиц из правосл. арабов. Нек-рые земли, купленные архим. Антонином, в т. ч. участок близ Мамврийского дуба под Хевроном, были связаны с библейскими сюжетами, и за обладание такими объектами шла напряженная борьба др. христ. исповеданий с привлечением консулов европ. держав. На принадлежавших РДМ земельных участках в Яффе, Хайфе, Айн-Кареме (Горней), Хевроне, Иерихоне, у Тивериадского оз., на Елеонской горе в разные годы был выстроен ряд подворий и мон-рей, нек-рые из них и в наст. время находятся в российской собственности ( Хитрово. 1881. С. 95; Суворин. 1898. С. 36; Лисовой Н. Н., Платонова З. И., Савушкин В. А. Сводный каталог русских недвижимостей в Святой Земле//Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 691-719; Лисовой. 2006. С. 147-157).

http://pravenc.ru/text/293788.html

16 . Научившись грамоте по Псалтири 17 под руководством своего отца, от природы чувствительной, нежной души, весьма любознательный и впечатлительный «бедный парень», как он сам себя называет, отвозится в суровую бурсу Далматовского духовного училища (1826–30-х годов), напутствованный благословениями и слезами «пригорюнившейся и пристально смотрящей на увозимого в школу» родной семьи. Неприветливо встретила бурса новичка, и время, прове­денное в ней в течение пяти лет, покойный о. Антонин прямо называет «не веселым для себя». «Наука (латин­ская и греческая долбня) не давалась парню», пишет он. В классе 18 он сидел «низко», к злоименному порогу ходил часто, «без обеда» оставался чуть не по седми раз в неделю, «в нотате» почти постоянно значился под иероглифами N. В. (non bene) и οκ (ο καλς), в редкость ER(rans, ошибающийся) и M(αρτνων погрешающий), и почти никогда s(ciens, знающий) и Г(ινσκων) – до того, что наиболее туживший о нем имя-рек помышлял уже взять «тупицу» из школы и будущего археолога обратить в борноволока... Давно все это было и очень далеко от Ви­зантии, которую и тогда ленивый ум, впрочем, уже ловил под всяким подходящим образом, а наука, вооруженная «лозой» и «без обедом», постоянно искала закрыть от воображения, подставляя ему, вместо светлого видения, мрачный урок, урок и больше ничего». 19 Aurora musis amica, недаром мы когда-то «доказывали» это в своей уче­нической загадке, усыпая «еррорами» 20 свою цицеронщину. Не знаешь бывало, за чем смотреть боле – мысли ли чтобы были подходящая, латынь ли чтоб была без ошибок, переписано ли чтоб было аккуратно, тетрадка ли чтоб была чистенькая, задачка подана в свое время и проч. Поневоле должен был дружиться с музами, сочувствия к которым ничто не вызывало в тогдашней обста­новке жизни». 21 Но время – лучший врач всех невзгод и страданий, и на 53 году своей жизни, под кровом далекой от культурного Mipa Синайской обители, он нашел возможным сказать нисколько теплых слов и о Далматской обители, где прошло «нелегко» его золотое детство. «О, далекая по­лоса земли, с безвестным, но вещим для меня именем, – восклицает о. Антонин в своих «Записках синайского бо­гомольца», – с монастырскими стенами, девятиглавою синае­подобною церковью, троицкими березками, множеством детских лиц и хвалебных голосов, приготовившая почти за полстолетия пред сим восторгавшемуся от «Божественных песней» юному сердцу путь на Синай! Вижу тебя присно, говорившую мне и ревом волнующегося понта Чермнаго, и голосом зачинающей Мариамы с лики и тим­паны, и гулом громов синайских, и сладкою манною, и светлым облаком, вижу тебя даже здесь, на самой сей некогда покровенной Божественным мраком, трясшейся и курившейся горой Божией!» 22 Еще раз он вспомнил о дорогой ему Далматовской обители в час единонадесятый, пред самою смертью , отписав, по духовному завещанию Кабинетный крест 23 , который он носил до гробовой доски на своем многострадальном сердце...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Ориентировавшись, таким образом, вполне в своем действительном положении в Иерусалиме, о. арх. Анто­нин замкнулся в себя, оградился от окружающего Mipa стенами своей миссии, за черту которой он выходил лишь ex officio, по настоятельной необходимости. Но и в своем изолированном положении, предоставленный сам себе, он не сидел сложа руки, но весь день и большую часть ночи посвящал неустанному напряженному труду. Двери его кельи с раннего утра до позднего вечера не закрывались: рано утром он принимал туземцев-арабов, решая их споры, давая полезные советы, оказывая им материальную помощь предметами первой необходимости и деньгами; их сменяли учители и учительницы основанных им школы, члены миссии, испрашивая его советов и распоряжений; в каждую минуту свободно и доверчиво шли к нему русские паломники – сановники, купцы и крестьяне, богатые и бед­ные, стараясь найти у него разрешение волновавших их недоумённых вопросов, и о. Антонин охотно и по долгу беседовал с каждыми, чем успел многих из них привлечь на свою сторону и расположить быть активными пособниками ему в том деле, которому он отдался всей душой. Только поздним вечером он оставался один, но не одиноким: друзьями его и собеседниками были люби­мый им книги. В это время до позднего часа ночи он сидел то над какою-либо старинною рукописью или фолиантом, то вел ученую археологическую работу, то корреспондировал в газеты и к частным лицам, то, во­оружившись лупою и имея под руками капитальные нумизматические издания, напрягал все усилия своего зрения над чтением какой-либо старинной рукописи или грече­ской монеты 101 (о. Антонин был страстный нумизмат), то удалялся на устроенную им над миссией обсерваторию, чтобы там провести несколько времени, изучая дивную твердь небесную с её неисчислимым разнообразием светил 102 , то садился за свою повесть «временных лет», поверяя ей думы, чувства, мысли и впечатления прожитого трудового дня и, таким образом, давая будущему исто­рику нашего времени весьма данный материал для харак­теристики, то, наконец, вооружившись иглою, штопал свою ветхую рясу или дырявый чулок...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010