Такое же положение было в Италии и Германии. Когда король Люксембургский Генрих VII собрался в Рим для коронования, знаменитый поэт средневекового католичества Данте Алигьери приветствовал его трактатом «О монархии», в котором в числе прочего высказал такую мысль, что «папе мы подчиняемся не как Христу, но как Петру». Людовика Баварского в его борьбе с папой Иоанном XXII поддерживали многие публицисты. Лупольд Бебенбургский, Вильгельм Оккам, Марсилий Падуанский и Жан де Жанден были проповедниками власти светского государства против притязаний Римского папы. Марсилий Падуанский и Жан де Жанден были авторами политического трактата «Защитник мира», основной мыслью которого было утверждение, что «священство не имеет никакой деспотической власти; оно должно заботиться только о спасении душ». Автор «Восьми вопросов о папской власти» Вильгельм Оккам продолжил и углубил полемику Марсилия Падуанского и Жана де Жандена. Он не признает законным актом «Дар Константинов» папе на том основании, что император не может дарить собственность империи. В другом своем важнейшем сочинении — «Диалог между вопрошающим учеником и отвечающим ему наставником» — В.Оккам с особенной силой отвергает учение о папской непогрешимости и всемогуществе. В Германии нападки на римско-католическое духовенство первоначально отразились в эпических произведениях, например в сказании «О Рейнеке-лисе», появившемся в конце XV в. Немецкий писатель Себастьян Брант в «Корабле глупцов» также выступает с обличениями разврата духовенства. Голландская литература того времени тоже не щадит духовенства и раскрывает все нравственные язвы клириков. Еще в XIII в. Ван Марлант подвергал в своих произведениях строгой критике развратную жизнь епископов. «Свидетельство Яна» с большим сарказмом пишет о том, что «священники издали строгие законы для народа, а сами их не соблюдают». В Англии правительство и общество также стремилось к ограничению папской власти. Парламент часто противился вмешательству пап в дела Английской Церкви. Эдуард III издал два статута, из которых один давал королю право замещать церковные должности, а другой запрещал английским подданным обращаться к суду папы. Английская литература с самого своего возникновения бичует монахов и высшее духовенство. Замечательный английский писатель Вильгельм Лангданд в своем произведении «Видение Петра пахаря» выступает против продажи индульгенций, нравственной распущенности католических монахов и духовенства и их корыстолюбия. Чосер в «Кентерберийских рассказах» и Гауер в «Vox Clamanmis» также настойчиво указывают на испорченность слуг Церкви и требуют всесторонней реформы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Первые годы жизни и деятельности Галилея связаны с городом Пизой: здесь он родился (18 февраля 1564 г.), здесь провел часть своего детства, в пизанском университете он учился, в том же университете занимал потом кафедру математики. Натянутые отношения к некоторым влиятельным лицам, особенно из придворной сферы, сделали положение Галилея в пизанском университете шатким, он оставил занимаемую им кафедру и, по ходатайству своего доброжелателя и почитателя Гвидубальдо дель Монте, получил кафедру математики в падуанском университете. Блестящими лекциями в падуанском университете Галилей скоро приобрёл всеобщую известность; слушатели стекались к нему толпами, и число их быстро возрастало; приезжали послушать его даже высокопоставленные лица, как то: Фердинанд, эрцгерцог австрийский, Филипп, ландграф гессенский, князья Эльзаса, Мантуи и др. Несмотря однако ж на такую лестную популярность, университетская деятельность тяготила Галилея: лекции отнимали у него много времени и мешали научным исследованиям. Он стал искать такого положения, в котором бы, пользуясь содержанием, не был стеснён никакими обязательствами и на свободе смог бы заниматься изысканиями. Он вошёл в сношения с тосканским двором, и великий герцог Флоренции Козьма II согласился сделать его математиком и первым философом в пизанском университете (без обязанности читать лекции), а также при своей особе, с жалованием в 1000 скуди флорентийскою монетою. В 1610 г. Галилей переселился из Падуи, где он пользовался покровительством свободной венецианской республики во Флоренции, под защиту молодого государя, находившегося под влиянием Рима и иезуитов, которые держали в своих руках политику и науку. Этот в высшей степени неосторожный шаг Галилея имел роковое значение в его судьбе: он оставался до конца своей жизни (1642 г.) придворным математиком и первым философом, аккуратно получавшим свои 1000 скуди; но за то очутился во власти иезуитов и римской курии; флорентийское правительство не в состоянии было оказать ему такой защиты, какую могла оказать своим учёным венецианская республика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

И этого-то мученика за православие пристрастные историки, личные враги патриарха и враги православной церкви, называли и называют изменником своей веры, предателем восточной церкви. На сколько несправедливы все эти обвинения, мы покажем в последней части. 107 Так называли этот город арабы, а по-простонародному он назывался Кандия (Candia), от которого весь остров в позднейшее время получил название – Кандия. Geschichte des Protest. Pichler, стр. 37; Monumenta fidei Ecclesiae Graecae. Kymmel. Prolegomena, стр. 22 108 Другие говорят, что «Лукарис“ есть собственное имя его отца, обращенное в фамилию. См. Monumenta fidei Kymmel. Prolegom., стр. XXII. 112 Между греческими учеными из острова Крита можно упомянуть о Максиме Маргуние, бывшем после епископом цитерийским, Мелетие Пиге, александрийском патриархе, Мелетие Сириге и др. Monumenta fidei Kymmel. Prolegom. стр. XXII. 117 Есть свидетельство, что Кирилл Лукарис начал свое образование в Крите под руководством Мелетия Пиги. Monum. Fidei, Prolegom., – XXIII. 126 Chronicon Philip. Cypr., р. 431. Puto hune Graecum tantum eruditionis habere quantum hodie alium neminem. De fide quidem sua sustiliter disserit, sed ita, ut sincero animo sentire ac facere omnia videatur. 127 Пихлер не соглашается с признанием историков Маргуния за учителя Кирилла Лукариса в Венеции и опровергает это признание хронологическим описанием жизни Маргуния; но на каком основании он делает такое, а не иное распределение жизни Маргуния, – мы не знаем, а потому соглашаемся с общим свидетельством историков. Gesch. des Protest. – 43. 129 Gesch. des Protest. in der orient. Kirche, 44–45. Из наставников Кирилла Лукариса в падуанском университете более других замечены были два профессора: Косар-Кремонин и Франц-Пикколомений. Косар-Кремонин (Cosaras Cremoninus) слыл за знаменитого философа в падуанском университете. Он, будучи 40 лет от роду, до такой степени привлек к себе сердца своих учеников, что тем самым даже возбуждал зависть в своих сослуживцах. Вместе с товарищем своим Риккобаном (Riccobano) он восставал против иезуитских школ и настоял на том, что сенат, вследствие ходатайства университета, решил, в 1591 году, уничтожить иезуитские школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В Падуе, принадлежавшей к той же венецианской республике, греческая колония состояла собственно из учащихся и учащих. Падуанский университет в XVI веке считался одним из знаменитейших в Италии и Европе; кроме того, будучи ближайшим к Греции из всех увиверситетов западной Европы, он был местом образования, по крайней мере, для девяти десятых частей из всех греков, которые искали этого образования в западной Европе. Сильным приливом греков в Падуанский университет объясняется и происхождение падуанской гимназии для греков. Учреждение ее вызвано нуждой иметь под рукой среднее учебное заведение для приготовления к слушанию университетских лекций. Время открытия падуанской гимназии, как и венецианской, относят к началу XVII века. Наконец, многие из греков, жаждавшие просвещения, получали образование в римских коллегиумах. Но воспитание здесь греков не оставалось без вреда для их православных убеждений: римские коллегиумы были одним из средств распространения на востоке латинского влияния. В этом отношении особенно важное значение имел коллегиум св. Афанасия в Риме, основанный папой Григорием XVIII в 1577 году. Здесь предположено было давать высшее образование греческим юношам; даровое содержание и обучение за счет папы привлекали сюда молодых греков, особенно из Пелопонеса и с островов. В коллегиуме, казалось, не думали латинить молодых греков, напротив, оставляли их при своих обычаях, языке, греческих учителях, греческом богослужении, внушая им, что назначение их – возвратиться и нести свет образования на родину. Но дух воспитания был дух римской церкви, основа его – флорентийская уния. По окончании образования в означенном коллегиуме, многие из воспитанников греков возвращались на родину верными сынами Церкви православной; но много было и таких, которые, возвратившись на родину и сделавшись ректорами школ, священниками и епископами в разных греческих городах, являлись ревностными слугами римского папы, словом и делом содействовали распространению папской власти на востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По иронии судьбы, храм, из которого украли Распятие, освящен в честь св. Антония Падуанского, которого католики почитают как помощника в обнаружении украденных и потерянных вещей. 8 декабря. ПРАВМИР. Неизвестные преступники похитили из католической церкви в Нью-Йорке Распятие высотой 1,5 метра прямо во время службы. Воры действовали во время проведения Мессы беспрепятственно. Очевидно, во время более раннего посещения католической церкви они ослабили соединительные болты в основании Распятия,  — сообщает Седмица.Ru Крест находился в вестибюле церкви, где над ним было начертано: «Иисус хотел бы, чтобы мы все Ему поклонялись». По иронии судьбы, храм, из которого украли Распятие, освящен в честь св. Антония Падуанского, которого католики почитают как помощника в обнаружении украденных и потерянных вещей. Расследованием кражи занимается полиция. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 31 июля, 2018 1 декабря, 2014 31 августа, 2023 16 августа, 2023 14 декабря, 2021 10 декабря, 2018 20 ноября, 2018 8 ноября, 2018 2 августа, 2018 31 июля, 2018 1 декабря, 2014 31 августа, 2023 16 августа, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-nyu-yorke-raspyatie-...

В 1714 г. практика сдачи экзаменов экстерном прекратилась. Она была признана отступлением от устава университета ( GiomoG. L’Archivio antico dell’Università di Padova//Nuovo Archivio Veneto. T. 6. Parte 2. Padova, 1893. P. 42–43). Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. C. 50. О Коттуниануме как о месте учебы Лихудов упоминает Н. Хриссидис ( ChrissidisN. Op. cit. C. 23). В. Татакис в своем фундаментальном труде, посвященном жизни и творческому наследию митрополита Герасима Влаха сообщает со ссылкой на статью Г. Спиридакиса ( Σπυριδκης Γ. Γερσιμος Βλχος//Επετηρς του Μεσαιωνικο Αρχεου της Ακαδημας Αθηνν. 1949. τ. 21. Σ. 70–106), что Каллудий учился и преподавал в Коттуниануме. Сейчас, благодаря исследованиям Плюмидиса, известно, что Каллудий учился все же в Падуанском университете, где он фигурирует в матрикулярных записях, как magister Коттунианского коллегиума. Однако преподавал он только в последнем. Именно из него после 1680 г., согласно ходатайству своего дяди, призванного на митрополичью кафедру в Венецию, он был направлен на Корфу для исполнения послушания игумена монастыря Бородицы Палеопольской ( ΤατκηςΒ. Γερσιμος Βλχος ο Κρς φιλσοφος, θεολγος, φιλλογος. Βενετα, 1973. Σ. 21). ComnenoPapadopoliN. Historia Gymnasii Patavini, Venezia 1726. Кстати, Пападополи, будучи незаурядной личностью, преподавателем Падуанского университета и директором Коттунианума, оказался Лихудам не просто хорошим знакомым – именно ему они писали рекомендательное письмо для «первого русского доктора» П. Постникова, и именно у Пападополи последний жил в период своего студенчества. О письме Лихудов см.: ΚαραθανσηςΑ Ιωαννκιος και Σωφρνιος αδελφο Λειχοδη… Σ. 191–194; idem.Ο Ελληνικς κσμος στα Βαλκνια και την Ρωσα. Θεσσαλονκη, 2003. Σ. 303–305. ДАПУ (Древний архив Падуанского университета) Padova, Università degli Studi, Archivio storico, Archivio Antico, Collegio Veneto Artista, т. 281, л. 122, 122 об., 123. «1670 die martis 13 mensis maii. Coram illustrissimo domino Carolo Rinaldino dignissimo praeside comparuit excellens dominus Hieronymus Frigimelica promotor, et praesentavit dominum Sofronium Licudi Caefalenum, reverenterque petiit pro die veneris proximo hora 12 ac instetit ei assignari puncta in philosophia tantum pro subeundo examine, iuxta formam ducalium et cetera, cum integra et cetera.

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

Предположительно, Н. К. прибыл в Падую и приступил к занятиям в ун-те в кон. 1418 г. Документально его пребывание здесь в качестве студента фак-та церковного права засвидетельствовано 2 дек. 1420 г., т. к. этим днем датирована сохранившаяся в городском архиве долговая расписка, в к-рой он упоминается как свидетель. Из 2 др. расписок, датированных 8 дек. 1422 г. и 12 апр. 1423 г., известно, что Н. К. по распространенной средневек. практике квартировал вместе с несколькими др. студентами в доме своего учителя Просдоцима де Комитибуса (итал. де Конти; 1370-1438), проф. церковного права Падуанского ун-та (см.: Sambin. 1979). В этот период Просдоцим, происходивший из благородной семьи и имевший славу блестящего юриста и лектора, занимал ведущее положение на фак-те церковного права и был самым влиятельным человеком в Падуанском ун-те. Н. К. имел возможность общаться с Просдоцимом не только в учебной, но и в неформальной домашней обстановке, что способствовало формированию у Н. К. связей с членами корпорации Падуанского ун-та и посещавшими именитого преподавателя гостями. Вероятно, Н. К. также работал в богатой домашней б-ке Просдоцима, где помимо множества книг по церковному и светскому праву находились сочинения Цицерона, Аристотеля , Петра Ломбардского , Фомы Аквинского , Бонавентуры и мн. др. О признательности и благодарности, которые Н. К. испытывал по отношению к Просдоциму, свидетельствует сохранившаяся рукописная тетрадь, содержащая лекции Просдоцима по 2-й книге декреталий с многочисленными пометками Н. К. (Cusan. 220. Fol. 152r-276v; анализ содержания см.: Krch á k. 1962). Частично эти пометки (в число к-рых входят даже довольно талантливые зарисовки мужских и женских профилей) являются студенческим конспектом; на это указывает дата на полях - 12 апр. 1423 г. (Cusan. 220. Fol. 241r). Др. часть пометок была сделана позднее, по-видимому, при повторном обращении Н. К. к тексту лекций Просдоцима. В их числе встречается запись: «Просдоцим Комес, мой господин и исключительный отец» (Cusan. 220. Fol. 189v; ActaCus. Bd. 1. S. 5. N 15; также см.: M ü ller. 2013. S. 69-72, 188).

http://pravenc.ru/text/2566118.html

7 апреля 1627 г. во время строительства в базилике нового хора мощи св. Иустины, покоившиеся под алтарем, были временно изъяты, но 7 октября того же года во время торжественной процессии они вновь положены в главном алтаре. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что мощи св. Иустины покрыли золотой тонкой тканью и положили их в двойном саркофаге, один изготовлен из свинца, а другой – из кипарисового дерева. В ризнице базилики хранится изготовленный в 1815 г. бронзовый с позолотой реликварий, где также хранится часть мощей св. Иустины. Верхняя часть этого реликвария изготовлена в форме купола базилики, увенчанного статуей святой. В центральной его части хранится позолоченный ларец с мощами св. Иустины. Мощи св. мученицы Иустины Падуанской. Фото из архива базилики Св. Иустины      Почитание св. Иустины началось в Падуе в VII в., когда в 617 г. епископ Агрипин освятил в ее честь небольшую часовню. В XV в. ее значительно расширили и она стала называться церковью и известным монашеским центром. В 1418 г. монахи основали в этой церкви бенедиктинское реформаторское «Братство св. Иустины». Почитание св. Иустины приобрело особое значение в конце XVI в., когда в день ее памяти 7 октября 1571 г. произошло морское сражение в Патрасском заливе между флотами Священной лиги и Османской империи (битва при Лепанто). Поражение турецкого флота и победа Священной лиги над Турцией рассматривались как заступничество св. Иустины и как важнейшая победа христианства над исламом. После этого знаменательного события почитание св. Иустины быстро распространилось во всей Италии и в Венеции, а в городах Брешии и Фарраре были воздвигнуты церкви в ее честь. В Падуе св. Иустине посвятили перестроенную и украшенную девятью куполами огромную по размерам базилику, названная ее именем. На самом высоком куполе храмового здания установлена бронзовая фигура падуанской святой. На металлических дверях главного входа базилики ныне можно видеть горельефные изображения св. Просдокима и св. Иустины. В украшении интерьера базилики вложен труд многих итальянских мастеров скульптуры и живописи. Главный алтарь базилики украшает большая алтарная картина «Мученичество святой Иустины» работы П. Веронезе.

http://pravoslavie.ru/93364.html

Надобно сознаться, что предсказания Петрарки отчасти оправдались: Юлиан в лице итальянского гуманизма действительно вышел из ада, хотя, как и прежде, не победил Галилеянина. Истины христианские мало по малу совсем игнорируются, их стараются или заменить принципами язычества или смешать с этими принципами. Зародыш добра и истины, говорил Марсилий Фицин, составляют зерно всякой религии и разница в обрядах непротивна Богу. Стоя во главе флорентийской академии, он вместе с Салютато и Альберти задавался целью – примирить противоположности классической философии и средневекового богословия. Мало этого – Марсилий Фицин задумал составить книгу Платонова богословия и сделать доступными для народа Орфеевы гимны и жертвоприношения, но потом, изменив это намерение, приспособил Платонову теологию к христианским обрядам. Римская академия, членов которой прямо уже называли атеистами и циниками, сравнивая язычество с христианством, пришла к заключению, что основания истинности одинаковы для обеих религий. В падуанской школе существовало два философских направления: одно с Александром Пикколомини во главе, пыталось обосновать христианство на Аристотеле, другое, в борьбе с первым, развивало материалистическое учение, шедшее в разрез с христианством. Наставники падуанской школы Пендажио и Помпонаццо в своих чтениях совершенно отвергали бессмертие души, последний же написал специальное сочинение „о бессмертии души», в котором пришёл к полному отрицанию бессмертия и прямо заявлял, что „если законодатель и признал бессмертие души, то притом он не пощадил истины» 20 . Дело дошло до того, что Эразму итальянские учёные хотели доказать из Плиния, что между душою человека и животного нет никакого различия 21 . Нельзя конечно и предполагать, чтобы скептицизм и индифферентизм по отношению к религии были достоянием лишь школ и оставались в стенах аудиторий. Безверием проникнуто было почти всё общество в то время в Италии. Лаврентий Валла выражался, что для него решительно всё равно, во что веровать и что считать истинным в религии 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Все немало удивились необыкновенной смелости Владислава и хотя явно оспаривали его, втайне сочувствовали и желали ему успеха. Многие из присутствующих дам уже смотрели на польского рыцаря как на героя и не отказались бы подвергнуться искушению Дианоры – так понравилась им безумная решимость его, которую они громко, с притворным негодованием порицали. Среди придворных кавалеров был один друг Владислава – венгерский барон Альберт, юноша красивой наружности, с розовыми щеками, как у молодой девушки, и длинными золотистыми кудрями. Он одевался роскошно, по ломбардской моде, в шелковые разноцветные ткани с вырезами, фестонами, зубчиками, лентами и бантами, так что походил на редкую заморскую птицу с блестящими перьями; был придворным поэтом, краснобаем и любимцем женщин. Альберт присоединился к своему другу и объявил королеве, что ежели пари состоится, то и он вместе с польским рыцарем готов биться об заклад, поручившись всем своим имуществом, что одному из них удастся склонить к неверности добродетельную Дианору. Никакие увещания и доводы не могли сломить упорства обоих друзей – поляка и венгерца, которые стояли на своем, как будто от этого зависела их честь. В это время по саду проходил король Маттиас Корвин, наслаждаясь вечернею прохладою. Услышав громкие голоса споривших, он подошел и пожелал узнать, о чем они беседуют. Когда же ему все рассказали, король весело рассмеялся и молвил так своей супруге: – Я не советовал бы вашей милости настаивать в таком деле, слишком опасном для нашего общего друга, доблестного рыцаря Ульриха, которому вы, надеюсь, не менее, чем я, желаете блага. Воистину, кто поручится за добродетель самой добродетельной из женщин? Полагаю, что от такого неверного поручительства откажется и барон Ульрих, как человек благоразумный и предусмотрительный. Что может быть ненадежнее сердца женщины, муж которой отсутствует из дома почти два года? Оставьте же этот спор и лучше уступите. Шутливые слова короля задели Беатриче за живое. Она обратилась к присутствующему приезжему легисту из Падуанского университета, Курцию Аттелану, и спросила, можно ли придать этому делу законную форму. Доктор обоих прав, желая показать свое искусство, ответил, что ничего не может быть легче. Тогда королева с женским упорством и горячностью велела принести бумагу, чернила, перья и тотчас же, в присутствии короля, пригласила падуанского легиста составить необходимый нотариальный акт: пан Владислав и рыцарь Альберт обязываются отдать все свое имущество, движимое и недвижимое, знаменитому и доблестному рыцарю богемскому Ульриху в том случае, ежели ни одному из них не удастся склонить к неверности в течение двух месяцев от заключения этого договора супругу вышереченного Ульриха – Дианору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010