Троицы. Их крылатые порхающие фигуры в развевающихся одеждах окружены золотым сиянием, являются в волнах неземного света. Но вот пролог заканчивается… Иллюзии уступают место несомненной реальности, театрализованные ангелы – простым людям, которые достойно разместились позади легкой балюстрады, очертившей пространственную границу купольного зеркала. …Посланцы рая окружают, «обтекают» земное средоточие, ликуют при виде того легендарного события, которое совершилось некогда на Пиренейском полуострове. Это – чудо в Лиссабоне, куда, как сказано в «Христианских анналах» отца Круассе, будто бы явился Антоний Падуанский, узнав о несправедливом обвинении в убийстве, предъявленном его отцу – португальскому дворянину дону Мартину Вуллоэс; Антоний воскресил убитого, и тот показал, что пал жертвой совсем другого человека. Торжество света, победа жизни над смертью, истины над несправедливостью, деятельного добра над тайно действующим и мнящим себя в полной безопасности злом – такова тема главной росписи Сан Антонио де ла Флорида. Все остальное – прекрасная оправа драгоценного средоточия этого фрескового ансамбля. Благой герой сокрушал здесь козни злых сил, а те бежали в страхе и бессильной ярости, надеясь скрыться или затеряться в толпе… Но Гойя тем не ограничился и заполнил оставшуюся часть купольного кольца еще пятью группами. Они, открывающиеся посетителю храма по мере того, как тот перемещался вдоль продольного нефа, вступал под купол, приближался к алтарю и оттуда поворачивал к выходу, были нужны Гойе прежде всего для того, чтобы создать ощущение неуклонного распространения благой вести на всю Испанию… ПРОКОФЬЕВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1928 –1982) – историк искусства, специалист в области западноевропейской живописи 18–20 веков. Доктор искусствоведения. М.С. Мостовский. Храм Христа Спасителя в Москве 74 …Император Николай Павлович выразил пожелание, чтобы живопись этого Храма напоминала о всех милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Воины усиливаются столкнуть Лучию, но напрасно. Толпа народа видит чудо и в душе уже верует во Христа. На заднем плане этой картины видны изящные строения. Тут много движения, естественности и гармонии. Отменно хороша последняя картина: в глуби храма израненная и умирающая Лучия причащается Св.Тайн, а на переднем плане тело ее лежит на богато убранном одре; в лице ее, при нежном освещении его, выражено блаженное спокойствие. У одра теснятся христиане обоего пола, желая почтить усопшую. Головы их уменьшаются по мере отдаления и видны сквозь мглу легкую и прозрачную. Аванцо хороший художник. У него естественны выражения лиц, и спокойных, и благоговейных, и встревоженных, и ужасающихся; мужчины красивы, одежды правильно обхватывают тела, а складки нарисованы неукоризненно. История св.Георгия начата: 1.поражением дракона и 2.крещением царственного семейства, удивленного этим чудом. Богатая содержанием картина! Под первой картиной 3.написан св.Георгий, невредимо выпивший яд, который поднес ему волшебник Анастасий, под второй 4.его кладут на колесо с железными крючками, но ангелы разбивают сие орудие мучения, и осколки от него повергают палачей на землю. Георгий остается невредим. А воины, старики, дети в ужасе бегут от колеса, но каждый ужасается по-своему: лишь вдали видны спокойные лица. На 5-й картине Георгий подведен к храму Аполлона, но силой молитвы его разрушаются идолы и самый храм этот. На 6-й картине мастерски написано усекновение главы страстотерпца. На всех этих картинах рисунки правильны, а краски положены ладно. О бок с Георгиевским храмом и входом в него стоит так называемая школа св.Антония Падуанского, – Scuola del Santo. Здесь изящные свежевки (фрески) Тициана и школы его представляют чудеса этого святого. Меня очаровала стенопись Тициана у самого выхода из школы. Тут св.Антоний чудесно повелел младенцу говорить в оправдание невинности его матери. Лицо ее дивно хорошо. В нем выражено спокойствие невинности. Это – красавица телом и душой. Вечная память Тициану! Он внушает высокое понятие о старинной итальянской живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Doctor Amoris (Доктор любви) – Тереза из Лизьё Doctor angelicus (Ангелический доктор) – Фома Аквинский Doctor apostolicus (Апостолический доктор) – Лаврентий Бриндизийский Doctor caritatis (Доктор милосердия) – Франциск Сальский Doctor communis (Общий доктор) – Фома Аквинский Doctor evangelicus (Евангелический доктор) – Антоний Падуанский Doctor eximius (Превосходный, исключительный, выдающийся доктор) -Франсиско Суарес Doctor invincibilis (Непобедимый доктор) – Уильям Оккам Doctor (ad)mirabilis (Чудесный доктор) – Роджер Бэкон Doctor subtilis (Остроумный доктор) – Дунс Скот Doctor universalis (Всеобъемлющий доктор) – Альберт Великий Doctor fundatisimus (Основательнейший доктор) – Эгидий Римский Doctor ecstaticus (Восторженный доктор) – Дионисий Картезианец Doctor solemnis (Торжественный доктор) – Генрих Гентский Doctor christianissimus (Христианнейший доктор) – Иоанн Жерсон Doctor seraphicus (Серафический доктор) – Бонавентура Doctor gratiae (Доктор благодати) – бл. Августин, еп. Иппонский Doctor Incarnationis (Доктор Воплощения) – свт. Кирилл Александрийский Doctor magnificus (Великолепный доктор) – Ансельм Кентерберийский Doctor marianus (Марианский доктор) – Ансельм Кентерберийский Doctor mellifluus (Сладкозвучный доктор) – Бернард Клервосский Doctor mysticus (Мистический доктор) – Иоанн Креста Doctor orationis (Доктор молитвы) – Тереза Авильская Doctor unitatis Ecclesiae (Доктор церковного единства) – Лев Великий , папа Римский Doctor zelantissimus (Ревностнейший доктор) – Альфонс Лигуори 829 Les Registres de Boniface VIII. Recueil des bulles de ce pape publiée ou analysée daprès les manuscrits originaux des archives du Vatican/G. Digard, M. Faucon, A. Thomas, R. Fawtier. T. 3. – Paris, 1921. Col. 888–890. 830 In margine legitur hie titulus, rubro atramento et eadem manu scriptus qua tenor capituli. Notatur ibidem crux nigro atramento scripta. Interpunctionis signa, quae in regesto reperiuntur, exscripsimus accurate. 831 PL 143, col. 1001–1004. См. Также: Acta et Scripta Quae de Controversiis Ecclesiae Graecae et Latinae Saeculo Undecimo Composita Extant, Leipzig &Marburg 1861, Documents VIII-X, pp. 150–154.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

п. – 9) Rupert, аббат Дейцский († 1155), автор многочисленных комментариев. 724 – 10) Hugues de Saint Victor, умерший в Париже в аббатстве св. Виктора в 1145 г., оставивший De scripturis et scriptoribus sacris praenotatiunculae и Annotationes elucidatoriae in Pentateuchum. – 11) Ланфранк (в 1005–1089), архиепископ кентерберийский, который имел учеником Анзельма, в аббатстве Бекском, и комментировал послания св. Павла. – 12) Анзельм Кентерберийский (1033–1109), замечательнейший муж своего века, преемник Ланфранка по его Беккской кафедре и архиепископскому трону. – 13) Бернард (1091–1153), писания которого представляют лишь свод мест св. Писания. 725 – 14) Gilbert de la Porree, епископ пуатьесский (в 1070–1154), истолкователь Апокалипсиса и Псалмов. – 15) Нопоге d’Autun, плодовитый писатель в XI и XII веке, составивший Elucidatio Psalterii. – 16) Петр de Blois (в 1130–1200), автор Compendium in Job. – 17) Петр Ломбард, епископ парижский († 1160) изъяснивший Псалмы, Евангелия и послания. – 18) Ричард де Сен Виктор, шотландец, ставший приором монастыря св. Виктора в Париже († в 1173), комментировал аллегорически Псалмы и составил изъяснение храма Иезекииля. – 19) Петр Коместор († 1178 или 1198), занимавший кафедру богословия в парижском Нотр-Дам, автор Scolastica historia super Vetus et Novum Testamentum cum additionibus atque incidentiis, 726 работы, которая была считаема в течение трех веков совершеннейшею в своем роде и получила название схоластики, 727 по причине употребления ее в школах, и т. п. Схоластические комментаторы Знаменитейшие схоластические учители изучали св. Писание, наравне с философией и богословием. 1) Альберт Великий, епископ регенсбургский (1205–1280), комментировал пророков и евангелистов. – 2) Александр Галес, неутомимый учитель († 1245), составил постиллы 728 на всю Библию. – 3) Антоний Падуанский (1195–1231), названный Григорием IX Ковчегом Завета, написал Exposition morale de la Bible и Cinq Livres de concordances morales sur la Bible. – 4) Бонавентура (1221–1274) изъяснил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

1 . Чин проповедников святого Доминика. Специальность – проповедь и чистое богословие. Из них замечателен святой Фома Аквинский, составитель Суммы. 2 . Меньшие братья святого Франциска Ассизского. Нищенствующий орден, проповедующий примером самоотречение и нравственные подвиги. Из них святой Антоний Падуанский, учредитель хлеба для бедных. На Западе имеют обыкновение обещать не свечку к иконе святого, а известную небольшую сумму на хлеб святого Антония, и на эти деньги, которые полностью идут на прокормление самых нуждающихся в этой местности, содержится и спасается от голода масса несчастных семейств. 3 . Святого Сюльпиция. Специальность: образование клириков. Во Франции все семинарии в их руках. 4 . Святого Иоанна Божьего (братья милосердая). Госпитали, больницы, амбулатории. 5 . Мерцедарии. Выкуп пленных, несчастных должников, лиц, почему-либо потерявших свою свободу, слуг и служащих, стесненных контрактами, долгами или обязательствами. Выкуп рабов от рабовладельцев, защита обиженных и рабочих от эксплуататоров. 6 . Тринитарии. Миссии среди язычников и магометан, помощь христианам в плену у язычников, выкуп их, замен их. Хождение за заразными больными. 7 . Братья народных школ, для детей бедного сословия в городах и селах. 8 . Сомаски. Подбирают покинутых детей. 9 . Братья святого Викентия Павлийского. Орфелинаты. 10 . Братья христианских школ дают начальное и среднее образование. 11 . Ораторианцы. Конгрегация священников, преследующих пастырские добродетели. 12 . Ассумптионисты. Издание газет, брошюр, книг религиозно-церковных. 13 . Мехитаристы. Издание богослужебных книг, исправление и сличение их. 14 . Трапписты. Возделывают почву и превращают пустыни в оазисы. Земледельцы. 15 . Августинцы. Изучают науки богословия. 16 . Кармелиты. Аптеки, целебные травы, при строгом иночестве. 17 . Иеронимиты. Изучение священного писания. 18 . Барнабиты. Изучение наук вообще. 19 . Камиллионцы. Уход за недужными. 20 . Общества Господня. Коллегии для воспитания юношества. Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Единственный фрагмент мозаики V в. из апсиды базилики (медальон с оплечным образом Христа Пантократора) был включен художниками Я. Торрити и Я. да Камерино в мозаику 1291 г. (в XIX в. древний фрагмент утрачен). Эта композиция представляла собой крест в центре, над ним - образ Христа, по сторонам - Деисус (справа предстоят: Богоматерь, папа Николай IV, св. Франциск Ассизский, апостолы Петр и Павел, слева - св. Иоанн Предтеча, св. Антоний Падуанский, ап. Иоанн Богослов и ап. Андрей). На кресте в месте пересечения ветвей был представлен медальон со сценой «Крещение». Основание креста покоилось на холме, из-под к-рого вытекали 4 райские реки. К их водам припадали олени и агнцы. Совр. мозаика в апсиде выполнена в 1883-1886 гг. по заказу папы Льва XIII. Согласно сведениям из Liber Pontificalis, имп. Константин I сделал в Л. к. много драгоценных вкладов. В частности, 7 серебряных престолов (где они размещались, не указано) с 3 подсвечниками на каждом из них, а также 169 серебряных подсвечников для освещения разных помещений базилики. Кроме того, им был заказан т. н. fastigium - специальная конструкция, поставленная на границе центрального пространства базилики и ее алтаря. Она представляла собой подобие триумфальной арки. На постаменте были установлены 4 яшмовые колонны, на которых лежал треугольный фронтон. На стороне фронтона, обращенной в центральный неф, были помещены 13 фигур в натуральную величину: Иисус Христос и предстоящие Ему апостолы с коронами в руках. С внутренней стороны, направленной к алтарю,- Христос и 4 поклоняющихся ему ангела с копьями. Вся конструкция была сделана из серебра, фигуры на фронтоне покрыты позолотой. Предположительно (гипотеза высказана Б. Бренком), изображение Христа с 12 апостолами на фастигиуме повлияло на популярность этого сюжета в раннехрист. искусстве (IV - 1-я пол. V в.), где сцена «Христос с апостолами» была широко распространена в живописи, скульптуре и мелкой пластике. Фастигиум имп. Константина был утрачен в 410 г., во время разграбления Рима вестготами, в 432-440 гг.

http://pravenc.ru/text/2463155.html

Вдохновителями флагеллантизма были также Антоний Падуанский (1195–1231), Райнер Перуджийский, Иоанн из Виченцы (оба – 13 в.), доминиканцы Вентурин (30–е гг. 14 в.) и Викентий Феррер из Валенсии (1350–1419), духовник короля Арагона и Валенсии Хуана I, и др. Имеются тексты флагеллантских гимнов, которые по большей части представляют собой пересказ популярного в Средние века сюжета о гневе Христа на людей, о просьбах Богородицы за человечество, о намерении Христа уничтожить весь мир за грехи, наконец, о согласии Его отложить эту всеобщую казнь, чтобы дать людям возможность покаяться и искупить свои прегрешения. В Страсбурге, Мюльгейме и других местах создавались целые общества флагеллантов с очень несложным уставом: маленький взнос и желание принимать участие в бичеваниях. См. также: Monumenta Germaniae Historica/Ed. G.H. Pertz. Bd. 17. 102–3, 105, 191, 402, 531, 714; Bd. 19. 179; Chroniken der deutschen Stadte. 37 Bde. Lpz., 1862–1968. Bd. 7. S. 204 sqq.; Bd. 9. S. 105 sqq.; Forschungen zur deutschen Geschichte. 1881. 21. S. 21 sqq.; Recueil des chroniques de Flandre. Vol. 2. Bruges, 1841; Fredericq P Corpus documentorum inquisitionis haereticae pravitatis neerlandicae. Vol. 1. Ghent, 1889; Dorn Berliere U. Trois traites inedits sur les Flagellants de 1349 600 Патерики составлялись в 4–7 вв. в монашеских общинах или создавались путешественниками–монахами, которые собирали по монастырям рассказы о подвижниках. Авторы патериков не придерживались строгих хронологических рамок. В доступной форме они стремились донести предание о великих подвижниках, жизнь которых стала бы примером для подражания. В основе патериковых рассказов лежат несколько основных мотивов: описание подвигов; сказания о загробных мучениях; рассказы о чудесных исцелениях; повести о животных, которые помогают отшельникам; рассказы о благочестивых девах, о борьбе с бесовскими кознями, о покаянии и спасении грешников, божественной награде, которой удостаиваются нищелюбивые монахи и миряне. 601 Также: «Изречения египетских отцов» ( Apophtegmata partum Aegyptiorum) . См.: Изречения египетских отцов: Памятники литературы на коптском языке/Введ., пер. и комм. А.И. Еланской. 2–е изд., испр. и доп. СПб., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

L., 1859. Nendeln, 1965r; The Opus Majus: In 3 vol./Ed. J. H. Briges. Oxf., 1897-1900. Fr./M., 1964r; Opera hactenus inedita: In 16 vol./Ed. R. Steele, F. M. Delorme. Oxf., 1909-1940; Compendium studii theologiae/Ed. H. Rashdall. Aberdeen, 1911. Farnborough, 1966r; Operis majoris pars VII: Moralis philosophia/Ed. F. M. Delorme, E. Massa. Zürich, 1953; Roger Bacon " s Philosophy of Nature: A crit. ed., with English Transl., introd., and notes, of «De multiplicatione specierum» and «De speculis comburentibus»/Ed. D. C. Lindberg. Oxf., 1983. Лит.: Little A. G. Roger Bacon: Essays Contributed by Various Writers on the Occasion of the Commemoration of the 7th Centenary of His Birth. Oxf., 1914; Carton R. L " expérience physique chez Roger Bacon: Contribution à l " étude de la méthode et de la science expérimentale au XIII siècle. P., 1924; idem. La synthèse doctrinale de Roger Bacon. P., 1924; idem. L " expérience mystique de l " illumination intérieure chez Roger Bacon. P., 1924; Crowley Th. Roger Bacon: The Problem of the Soul in His Philosophical Commentaries. Louvain, 1950; Easton S. C. Roger Bacon and His Search for a Universal Science. Oxf.; N. Y., 1952. Westport (Conn.), 1970; Heck E. Roger Bacon: Ein mittelalterlicher Versuch einer historischen und systematischen Religionswissenschaft. Bonn, 1957; Alessio F. Introduzione a Ruggero Bacone. R., 1985; Clegg B. The First Scientist: A Life of Roger Bacon. N. Y., 2003. А. В. Апполонов Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН ПЕКАМ († 1292), архиеп. Кентерберийский (с 1279), католич. церковный деятель, богослов, ученый и философ, член монашеского ордена францисканцев ОККАМ Уильям († 1347), англ. теолог, философ, церковный деятель; основоположник номиналистического направления в позднесредневек. схоластике; член монашеского ордена францисканцев АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (ок. 1195-1231), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви св. католич. Церкви (пам. 13 июня) ГАЛАТИНО Пьетро (ок. 1460 - после 1539), францисканец, провинциал ордена, богослов, знаток древних и вост. языков ГРОССЕТЕСТ (ок. 1168 или 1175 - 1253), еп. Линкольнский, богослов, философ, переводчик, фактический основатель Оксфордской школы

http://pravenc.ru/text/153757.html

Агафангел (Ксирухакис), еп. Кидонийский и Апокоронский. Фотография. Сер. XX в. Агафангел (Ксирухакис), еп. Кидонийский и Апокоронский. Фотография. Сер. XX в. Мн. представители младшего поколения эмигрантов из Канеа постепенно отходили от Православия. Так, сын Алоизия-Амвросия Граденигоса Антоний-Афанасий (1647-1674), окончив коллегиум св. Афанасия, стал священником-униатом и монашествовал в Гроттаферрате. Племянник игум. Филофея (Скуфоса) Франгискос Скуфос (1644-1697) также был униат. священником, преподавал в Венеции в Греческой школе (сочинения: «Техника риторики, философии и богословия», «Слова на Рождество св. Иоанна Предтечи», эпиграммы, письма). Василий Цангаролос (1624 - 2-я пол. XVII в.), племянник игум. Иеремии, по окончании коллегиума св. Афанасия служил каноником в церкви в Чивидале-дель-Фриули, являлся членом конгрегации Св. Девы, с 1650 г. профессор Падуанской академии, опубликовал множество слов, историко-археологических исследований и др. Нек-рые выходцы из Канеа, выросшие в Италии, впосл. занимали церковные должности в К-польском Патриархате и в Дунайских княжествах. Напр., Георгий Майотас, дидаскал в Венеции (с 1692), священник ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи (с 1694) и издатель сочинений Николая Сароса и митр. Максима (Маргуния), впоследствии стал иерокириксом Великой ц. и дидаскалом греч. и лат. языка при дворе валашского господаря св. Константина (Брынковяну; 1688-1714). Он написал «Слово на спасительную страсть Богочеловека» (изд. в 1706), переведенное и на румын. язык. Духовенство принимало деятельное участие в освободительном движении 1821-1829 гг. Дидаскал сщмч. Каллиник Верриец , иеродиак. Кидонийской епископии, являлся членом «Дружеского общества» и, будучи близким сотрудником сщмч. Каллиника, еп. Кидонийского, вовлек и его в эту орг-цию. В 1821 г., во время национально-освободительной революции, были брошены в тюрьму и подвергнуты пыткам Кидонийский епископ, его диак. Артемий, иеродиак. Каллиник, игумены мон-рей Гдернетту и Гонья и др. представители духовенства (см. в ст. Критские новомученики ). Еп. Каллиник умер в заключении, а еп. Мелхиседек (Деспотакис) Кисамский и Каллиник Верриец были повешены на платане в Ханье на пл. Спландзия. Мн. мон-ри и церкви епархии подверглись разорению. Инокини монастыря св. Иоанна Предтечи в Коракьесе были обесчещены и зарезаны турками, обитель сожжена. Только Мустафа-паша, к-рого егип. хедив Мухаммад Али назначил правителем Крита, умиротворил Церковь и разрешил восстановление храмов и мон-рей. В 1831 г. к Кидонийской епископии была присоединена Кисамская. В меньшем масштабе гонения на православных повторились во время протестов против тяжелого налогообложения, центром движения был Мурньес (1833).

http://pravenc.ru/text/1684323.html

Митрополит Тадеуш Кондрусевич был приглашен, чтобы рассказать о сотрудничестве в области благотворительности с Русской Православной Церковью. Описав вкратце историю Католической Церкви в России, митрополит подробно остановился на примерах плодотворного сотрудничества католических и православных благотворительных организаций. Он также рассказал о конференции, посященной д-ру Гаазу, в работе которой приняли участие представители Русской Православной Церкви. После доклада митрополит Кондрусевич ответил на вопросы участников конференции, которая, по его оценке, " носила поистине экуменический характер и проходила в контексте предстоящей III Европейской экуменической ассамблеи. Митрополит Кондрусевич особо отметил высокий уровень и теплоту межконфессиональных отношений в Румынии. Население этой страны – около 22 млн. человек, среди которых около 18 млн. православных, 1 млн. 100 тыс. римо-католиков (6 епархий), более 600 тыс. греко-католиков (5 епархий). Отношения Католической и Православной Церквей в Румынии получили новый импульс к своему развитию после визита в эту страну в 1999 г. Папы Иоанна Павла II и в настоящее время достигли хорошего уровня. В Румынии действуют католические школы, гимназии и детские сады, в которых абсолютное большинство детей – православные. " Даже православные священники нередко посылают своих детей в католические школы, которые отличаются высоким уровнем подготовки и воспитания в них, – рассказал после визита в Румынию митрополит Тадеуш Кондрусевич. – Во время недели молитв о единстве христиан по сложившейся традиции верующие молятся поочередно в храмах различных конфессий. Порядок устанавливает специальный межконфессиональный комитет. Здесь никого не удивляет то, что католический митрополит Бухареста проповедует в патриаршем православном соборе, а православный епископ – в католическом кафедральном соборе, где однажды даже проповедовал Патриарх Феоктист " . Митрополит добавил, что в Румынии широко почитается св. Антоний Падуанский. " Практически в каждом храме имеется его статуя, – продолжил он.

http://religare.ru/2_41236.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010