2) ЧАСОВНЯ, в которой почивают под спудом мощи преподобного Антония (память его совершается Января 17); 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) ОГРАДА; 5) несколько КЕЛИЙ, в которых ныне живут священник с причётниками, довольствуются же они доходами, получаемыми с пахотной и сенокосной земли, которой за пустыней сей считается да 130 десятин. Антониева Мужская пустынь Вологодской Епархии, упразднённая ещё до Духовных Штатов 1764 года. Находилась в Вологодском уезде, на северо-западном конце Кубенского озера, при береге, расстоянием от Губернского города Вологды в 75 вёрстах к северо-западу, по Кирилло-Белоезерской дороге. Она была вся деревянного здания, а когда и кем построена, не известно. Ныне там две деревянные ЦЕРКВИ, тёплая Введенская с приделом, и холодная Спасская. При них белый священник с двумя причётниками, имеющие в приходе 12 окрестных деревень, и владеющие прежними монастырскими землями. Антониев Бежецкий Николаевский монастырь См. Бежецкий Николаевский. Прибавление из VI тома Антониев Городецкий монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии в местечке Городце; упоминается в конце XVII столетия. Антониевский на Ваге (реке) монастырь Мужской. То же что Антониева пустынь Вологодской Епархии. Антониевский Покровский монастырь Находился во Владимирской Епархии в уездном городе Покрове, и существовал в 7192/1684 году (см. Географический Словарь Российского Государства, изданный Щекатовым, т. IV, стр. 1202). Антониев Дымский монастырь См. Дымский Антониев. Антониев Краснохолмский Николаевский монастырь См. Краснохолмский Антониев Николаевский. Антониев Любецкий монастырь См. Любецкий Антониев. Антониев, Антониевский монастырь Или Антония Римлянина Новгородский , 2 класса мужской монастырь, находящийся в Великом Новгороде от Кремля в трёх вёрстах, вниз по течению реки Волхова, на правом берегу оной, построен преподобным Антонием Римлянином, прибывшим в Новгород в 6614/1106 году, при Новгородском Князе Мстиславе Владимировиче и при Епископе св. Никите; по имени сего основателя своего и называется этот монастырь Антониевым, Антониевским или Антония Римлянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Преподобномученик Макарий, в миру Михаил 3 (по другим данным – Макар 4 ) Федорович 5 Миронов, родился 3 июля 6 1878 г. 7 в деревне Филино Егорьевской волости Дорогобужского уезда Смоленской губернии 8 . О семье и ранних годах его жизни нам пока ничего неизвестно. Клировых ведомостей, в которых, как правило, содержится подобного рода информация, по Смоленской области сохранилось крайне мало, а за интересующий нас год их и вовсе нет. Возможно, «Клировые ведомости церквей Дорогобужского уезда за 1880 год» 9 смогут в дальнейшем приоткрыть эту тайну, а пока «Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря» сообщает нам, что происходил он из крестьян 10 . Сам отец Макарий в своем «Послужном списке» указал, что получил домашнее образование, но игумен Дамаскин (Орловский) приводит сведения, что он окончил 3-классную сельскую школу 11 . Действительно, в ближайшем к Филино селе с церковью – в Ново-Михайловском (Михайловском) – во вт. пол. XIX ст. имелась школа 12 . Известно, что в брак Михаил не вступал, избрав путь монашеского служения. 8 октября (здесь и далее по ст.ст.) 1909 г. был зачислен послушником Кишиневского Архиерейского дома и 9 декабря пострижен в монашество в Крестовой церкви с именем Макарий. Выбор имени, по всей видимости, соответствовал первой букве имени мирского, такое имянаречение для монашествующих уходит корнями в начало XV ст. 13 . 13 декабря того же года новоиспеченный инок был рукоположен в иподиакона, а 26 декабря – в иеродиакона. 28 марта 1914 г. по личному прошению зачислен в число братии Тверского Архиерейского дома. 25 апреля 1917 г. рукоположен в иеромонаха, 21 июля зачислен в число братии Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 11 апреля 1917 г. 14 резолюцией преосвященнейшего Серафима, архиепископа Старицкого, назначен исполняющим должность монастырского казначея, 14 декабря утвержден в этой должности. И его же резолюцией 20 сентября 1918 г. по случаю ареста настоятеля монастыря Иоанна (Гречникова) назначен управляющим Николаевского Антониева монастыря. 26 ноября 1919 г. награжден набедренником. В отпусках не бывал, под следствием и судом вплоть до революционных событий не состоял.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Фаустово (Красный холм). Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь, Соловецкое подворье Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1694 и 1698. Адрес: Россия, Московская область, Воскресенский район, п.Фаустово Координаты: 55.437153, 38.479851 Проезд:с Казанского вокзала до ст. «Фаустово» (время в пути 1,5 часа) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Соборная церковь во имя Живоначальной Троицы строилась в 1670-1680-е годы. В ее облике сочетаются композиционные приемы середины XVII века с белокаменным декором стиля московского барокко. Пятиглавый храм с трехчастной апсидой поставлен на высокий подклет. В нижнем ярусе находится трапезная палата с теплой церковью, освященной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Алтарная часть этой церкви, сильно выступающая, придает восточному фасаду ступенчатые очертания. С южной и западной стороны здание окружают открытые галереи на аркадах с деревянным настилом вместо сводов. У северо-западного угла поднимается трехъярусная шатровая колокольня, перестроенная в 1870 году. Внешний, частично утраченный декор храма, был нарядным и разнообразным: каменные наличники с колонками и фронтонами, роспись на стенах. Парапет гульбища украшали полихромные изразцы, некоторые из них с изображением двуглавых орлов. Тесовые кровли и черепичные главы храма в XVIII-XIX веках заменены металлическими. Иконостасы и вся церковная утварь утрачены. По материалам Официального сайта Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . Троицкая церковь сооружена из кирпича в 1696-1698 годах. Облик храма складывается из построенческих приёмов середины 17 века и убранства в стиле московского барокко. Двустолпный пятиглавый храм, перекрытый системой лотковых сводов, поставлен на высокий подклет, в котором в своё время помещалась трапезная палата со своей церковью; её трёхчастная апсида сильно выдвинута к востоку. Собор с трёх сторон окружали открытые галереи - гульбища на аркадах, сохранившиеся вдоль южного и западного фасадов. Перекрытия их плоские, деревянные. Парапет гульбища украшен полихромными изразцами. Художественный облик храма искажён устройством покрытий над гульбищами, скрывшими нижний ярус здания и изменившими его пропорции. В 19 веке перестроена колокольня. Масляная живопись в интерьере собора - 1910 года. Источник: Подъяпольская Е.Н. " Памятники архитектуры Московской области " . 1975 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14093

Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь. Собор Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Наличие значительных средств позволило Антонию приступить к сооружению в монастыре каменного соборного храма во имя Николы. Здание было заложено в 1481 г., однако старец не дождался окончания работ. В 1482 г. он умер, а строительство продолжил избранный из числа братии его преемником Герман. Стараниями Германа строительство собора было закончено, причем здание было украшено многими иконами, обильно снабжено книгами и богатой утварью, после чего освящено. Несмотря на отдельные переделки и достройки, он сохранялся в сравнительно хорошем состоянии вплоть до 1930-х гг. В эти годы здание сильно пострадало, лишившись всех сводов с главой, апсид алтаря и столбов внутри. К настоящему времени от него остались только три стены — северная, западная, южная – почти на всю свою высоту. От завершающих их закомар сохранились нижние части примерно на половину—треть прежней своей высоты. А от апсид остались лишь небольшие фрагменты северной и южной стен, примыкающих к соответствующим стенам храма. Древнейшие монастырские описи XVI в. хранят молчание о каких-либо перестройках собора, которые, как показывают документы, активно предпринимаются лишь с XVII в. Сопоставление этих описей с монастырской летописью, которая также охватывает весь XVI в. и ни словом не упоминает о каких-либо работах по собору, дает основание считать, что в указанном столетии здание не подвергалось существенным изменениям. Известно лишь по описи 1585 г., что в собор были пожертвованы резные царские врата для иконостаса архимандритом новгородского Юрьева монастыря Варфоломеем (1558—1564), который перед этим был игуменом Краснохолмского Антониева монастыря. Всевозможные переделки начинаются с 1606 г., когда была устроена новая тесовая кровля собора, а его главы обиты белым немецким железом, купленным в Вологде. После пожара 1634 г. в течение двух лет собор был вновь покрыт тесом, сделаны новые «деревянные главы», обитые белой жестью, а большой крест вызолочен.

http://sobory.ru/article/?object=06817

В сентябре 1846 г. Краснохолмский протоиерей Симеон Разумовский с причтом и церковный староста купец Петр Аникин Кожевников с почетными прихожанами подали прошение Архиепископу Григорию об освящении главного храма: " в новопостроенном нашем Троицком соборе, - писали они, - иконостас поставлен и храм благолепием украшен, но еще не освящен " . Престол этот освящен был самим Архиепископом Григорием 10 сентября 1846 г. Храм был характерен для культовой архитектуры Тверской губернии в стиле позднего классицизма. Кубический объем, украшенный четырехколонными тосканскими портиками, завершался световой купольной ротондой-барабаном с полуколоннами по периметру. По углам четверика возвышались глухие цилиндрические барабаны. С запада примыкала более широкая трапезная со скругленными восточными углами. Огромная по высоте, монументальная по формам четырехъярусная колокольня Троицкого собора (ул. Октябрьская) была выстроена в конце 1860-х - начале 1870-х гг. Ее архитектура, несмотря на позднюю дату, обладает полнокровными классическими формами, отличаясь выразительной пластикой объемов и богатым декоративным убранством. Возможно, был использован более ранний проект, одновременный самому собору. Вертикаль колокольни стала главной архитектурной доминантой в силуэте города. Главным деятелем по созданию грандиозной Троицкой колокольни был Краснохолмский купец Василий Матвеевич Бородавкин Меньшой (2-й). Как видно из дел архива Тверской Духовной Консистории, мысль о постройке колокольни при Троицком соборе возникла у граждан г. Красного Холма еще за много лет до ее осуществления. Еще в своем прошении в декабре 1854 г. о разрешении сделать к Троицкому собору пристройку, они писали, что при соборе " предположено быть колокольне, которой ныне еще нет " . Тверская Духовная Консистория своим журналом постановила дозволить построение новой каменной колокольни на собственное иждивение прихожан, взяв с церковного старосты купеческого сына Василия Матвеевича Бородавкина подписку с обязательством выстроить в течение 2 лет для притча 2 каменных дома.

http://sobory.ru/article/?object=10995

Конец XVI – первая треть XVII века ознаменовались сильнейшим экономическим кризисом, вызванным опричниной и событиями Смутного времени , эпидемией и неурожаем. Как следствие имел место резкий демографический спад и значительное запустение земель, что привело к оскудению монастырской вотчины. Опричные погромы монастырь не затронули (такие документы неизвестны), преимущественно он пострадал в годы Смуты, поскольку был неоднократно разоряем ватагами поляков и казаков. В 1611 году были убиты монахи (в старинном синодике записано 26 убиенных монахов), монастырские села и деревни сожжены . Во второй половине XVII столетия начинается подлинный расцвет Николаевского Антониева монастыря, ознаменовавшийся активным каменным строительством. К этому времени относится начало формирования монастырского Некрополя, составляется монастырский «Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей». В XVI–XVII веках Николаевский Антониев монастырь стоял в одном ряду с крупнейшими обителями того времени – Троице-Сергиевым, Чудовым, Симоновым монастырями . XVIII–XIX века Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Фотогравюра последней четверти XIX века московской фирмы «Шерер, Набгольц и Ко». Опубликовано: Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883. Фото на отдельном листе в начале книги В этот период проводилось дальнейшее архитектурное благоустройство обители: строились и перестраивались монастырские стены и башни, братские и настоятельские кельи; благоустраивался, поновлялся и видоизменялся храмовый комплекс; расширилась площадь монастыря. Во владении монастыря находились: скотный двор, на котором содержались козы, лошади, коровы и быки, овцы и ягнята; пять мельниц; несколько подворий (в т. ч. Антониев монастырь участвовал в строительстве подворья для новгородских архипастырей и настоятелей в Санкт-Петербурге); приписной монастырь и две пустыни; земельные угодья.

http://drevo-info.ru/articles/13677672.h...

Интереснейшим на территории области памятником московского зодчества является Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (сохранился в руинах). По поводу его датировки существуют два различных мнения исследователей. Согласно первому (В.П. Выголов, Вал. А. Булкин, А.М. Салимов), собор был построен в 1481 - нач. 1490-х гг., согласно второму (С.С. Подъяпольский) значительно позднее, предположительно в кон. 1550-х гг. Крупное четырехстолпное и трехапсидное здание из белого камня (лишь своды и глава кирпичные) отличается тонкостью фасадных профилировок, характерных для московской архитектуры кон. 15-16 в. (лопатки, порталы с колонками, украшенными дыньками и сноповидными капителями, архивольты закомар). Основной четверик венчала мощная глава, дополненная по столичной традиции еще одной, малой главкой над приделом в юго-восточном углу. Необычность храму придавали отрезающие закомары тонкие пояски, а также крестовые своды над угловыми, западными компартиментами и импосты у пят основных подпружных арок. Применение этих форм, появившихся в Москве в Успенском соборе и в последовавших за ним других постройках приехавших итальянских зодчих, позволило исследователям предположить и здесь работу какого-либо " фрязина " (Выголов) или русского мастера, знакомого с " итальянизмами " московской архитектуры (Булкин, Салимов). В случае справедливости более ранней датировки собор Краснохолмского монастыря следует признать уникальным памятником кон. 15 в. При более поздней датировке (которую поддерживают также А.Л. Баталов и Вл. В. Седов) постройка органичней включается в общий процесс развития русской архитектуры кон. 15-сер. 16 в. По материалам книг: Край Краснохолмский. Сборник статей. Исследования краеведов. Хроника событий. Серия СИТЕС " Города Тверской Земли " . Тверь: Издательство Студия-С, 2004. и Свод памятников архитектуры и монументального искусства России/Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2. 2006.

http://sobory.ru/article/?object=06817

Наибольшее число людей, находившихся на содержании мон-ря, пришлось на 20-е гг. XVIII в.: монашествующих - 72 чел. (в т. ч. 10 иеромонахов) и проч. служителей - более 100 чел. По 1-й переписи населения, проведенной в 1722 г., за К. м. числилось 4031 крестьянин муж. пола, а по 3-й - 1762 г.- 4620 чел. Во владении также находились скотный двор, 5 мельниц, неск. подворий, приписной мон-рь и 2 пустыни, земельные угодья. Однако с началом преобразований имп. Петра I благосостояние К. м. постепенно ухудшалось. С 1724 г. К. м. был фактически приписан к Новгородскому архиерейскому дому. Только в 1727 г. по прошению сановитых и именитых вкладчиков (в т. ч. сенатора Ю. С. Нелединского-Мелецкого) мон-рю были возвращены самостоятельность и архимандрития. В 1764 г. К. м. был отнесен ко 2-му классу. В 1766 г. мон-рю принадлежало 14,6 тыс. (вместе с лесными угодьями) дес. земли. На протяжении XVIII в. неск. раз менялось адм. подчинение Бежецкого Верха: он входил в состав Ингерманландской, С.-Петербургской, Московской губерний, Тверского наместничества, затем Тверской губ. Одновременно изменялось и административно-территориальное положение мон-ря. В ходе губ. реформы имп. Екатерины II в 1764 г. монастырское с. Спас-на-Холму перестало быть вотчиной обители. В 1776 г. села Весьегонское и Спас-на-Холму были преобразованы в города и присоединены к Тверскому наместничеству. В 1778 г. был утвержден регулярный план нового города, по к-рому мон-рь вошел в городскую черту Красного Холма. Уже в 1796 г. Краснохолмский у. был упразднен, а его территория поделена и включена в состав Бежецкого и Весьегонского уездов Тверской губ. В 1836 г. К. м. был переведен в 3-й класс штатных мон-рей Весьегонского у. Тверской губ.: состоял в епархиальном управлении, надзор за обителью осуществлял благочинный над монастырями. В 1783 г. в мон-ре была открыта церковноприходская школа, а с 1809 по 1834 г. действовало ДУ. В XIX в. монастырская б-ка насчитывала более 300 печатных книг и 2 рукописи, имела богатый старинный рукописный архив XVI-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2458965.html

Шаплов А. Е. Указ. соч. С. 32–36. Савва (Тихомиров; 1819–1896 гг.), с 1859 г. ректор Московской духовной семинарии, с 1861 г. ректор и профессор богословия Московской духовной академии. 4 ноября 1862 г. хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской епархии, с 1866 г. епископ Полоцкий, с 7 декабря 1874 г. епископ Харьковский, с 23 апреля 1879 г. епископ Тверской и Кашинский. 20 апреля 1880 г. возведен в сан архиепископа. В это издание вошли «Описи» XVI–XVII вв. (1564, 1575, 1584, 1586, 1631, 1639, 1653, 1686 гг.), описанные А. К. Жизневским. Описи заключают в себе перепись всего монастырского имущества, как в самом монастыре (например, опись соборной церкви со всеми ее иконами, утварью, библиотекой, ризницей; кельи казенной с хранившимися в ее сеннике грамотами, крепостями, кабалами, запасным столовым бельем и казною и проч.), так и в вотчинах (например, церкви, построенные и обустроенные монастырем, а не от прихода); вклады, сделанные в монастырь. Все описи разделены издателем на 3 группы: 1) описи от 2-й половины XVI в. до начала XVII в.; 2) описи XVII – 2-й половины XVIII в.; 3) описи за XIX в. ( Жизневский А. К. Древний архив… С. 44–60; Описи Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, относящиеся к XVI столетию//Историческая библиотека Тверской епархии. Т. 1. Тверь, 1879. С. 327 и след.). «Историческая библиотека Тверской епархии» – приложение к «Тверским епархиальным ведомостям», издаваемое по инициативе архиепископа Саввы (Тихомирова) с 1879 г. В этом приложении печатались те старинные рукописные памятники, в которых содержались исторические и статистические сведения о монастырях и церквях Тверской епархии, например, писцовые книги, монастырские и церковные описи, приходо-расходные записи, жалованные грамоты, синодики, летописцы, сказания о некоторых местно чтимых иконах и т. д. Многие из этих памятников, по мнению п рофессора Киевской духовной академии, академикаН. И. Петрова, представляли собой только местный «епархиальный интерес для жителей всей Тверской епархии», однако были и такие, которые представляли интерес для «всей Русской церкви». Открыта «Историческая библиотека Тверской епархии» была изданием описных книг Старицкого Успенского монастыря ( Петров Н. И. Историческая библиотека Тверской епархии (библиографическая заметка)//Исторический вестник: Историко-литературный журнал. Т. 1. СПб., 1880. С. 642).

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

Фаустово (Красный холм). Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь. Соловецкое подворье Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1654. Ссылки:   Адрес: Московская область, Воскресенский район, Фаустово (Красный холм) Координаты: 55.437178, 38.479823 Проезд:с Казанского вокзала до ст. «Фаустово» (время в пути 1,5 часа) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Пустынь известна с середины XVII в., в 1764 г. она была упразднена, а ее храмы обращены в приходские. Из монастырских построек уцелели две церкви, обладающие выдающими художественными достоинствами: Троицкая соборная церковь сооружена из кирпича в 1696-1698 гг. Композиционные приемы, характерные для середины XVII в., сочетаются здесь с убранством в стиле московского барокко. Двустолпный пятиглавый храм поставлен на высокий подклет и перекрыт системой лотковых сводов. В подклете в свое время помещалась трапезная палата со своей церковью. Собор с трех сторон окружали галереи-гульбища на аркадах, сохранившиеся ныне только с вдоль южного и западного фасадов. Парапет гульбища украшен полихромными изразцами. Облик храма искажен устройством покрытий над гульбищами, скрывших нижний ярус здания. Колокольня пристроена в XIXb. В интерьере сохранилась масляная живопись 1910 г. Кирпичная церковь Зосимы и Савватия выстроена на рубеже XVII-XVIII вв. в формах московского барокко. Бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом одноглавый храм с равновеликими объемами апсиды и притвора поставлен на открытой террасе над южными воротами монастыря, массив которых служит монументальным стилобатом. Гульбище вокруг церкви огорожено парапетом. Ярусная композиция сооружения симметрична и уравновешена. В декоративном убранстве встречаются элементы ордерных форм. Несмотря на статус памятника архитектуры, церкви сильно пострадали в советское время. В настоящее время переданы верующим и возрождаются. Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в селе Фаустово Московской области учреждено в 1995 году Указом Святейшего Патриарха Алексия II. В настоящее время настоятелем подворья является иеромонах Василий (Чавчанидзе). Подворье находится на месте существовавшей до 1764 года Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=00421

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010