В настоящее время в Краснохолмском монастыре не ведают, где погребено тело основателя их обители; по мнению одних, он был погребён у жертвенника начатого им постройкой Никольского собора, а другие полагают могилу пр. Антония в малом приделе, пристроенном к юго-западной стороне Николаевского храма, посвящённом Всем Святым. Думают, что посвящение Всем Святым этого придела (в коем под спудом почивает пр. Антоний) сделано было с целью, что и его имя, как святого, будет прославляться с ними. От времени пр. Антония сохранилась только чудесно обретённая им и местно чтимая икона св. Николая Чудотворца. В обители ныне 5 храмов (древних). К этой обители питал особенное уважение патриарх Никон и делал в неё вклады (на кадиле есть надпись, свидетельствующая о том, что оно подано было им в Краснохолмский монастырь). Не сохранилось в Краснохолмском монастыре и изображения пр. Антония. В «Соборе Св. Тверских» он изображён старцем с седой круглой бородой, – в монашеском одеянии и схиме; в правой руке держит пяти-купольный храм, а левая рука приподнята вверх. – Есть его изображения (но недавно написанные) в иконостасе училищной церкви в Бежецком духовном училище и в Апостольской церкви Тверского архиерейского дома; в последнем храме – пр. Антоний изображён только по груди (один бюст его). (Архиепископ Димитрий, месяцеслов русских святых, январь, 136–137 стр.). Описание Антониева Краснохолмского монастыря составлено в 1883 году. 18. Преподобный Нектарий Бежецкий В книге, глаголемой «Описание о российских святых» в числе святых града Твери упоминается пр. Нектарий. «Преподобный Нектарий, Начальник Введенского монастыря Пресвятойе Богородицы, преставился в лето 7000 апреля в 3-й день ( М. В. Толстой ), стр. 188). Год кончины пр. Нектария относят то к 1490 г. (у Толстого), то к 1492 г. (архиепископ Сергий, II, 85), то к 1494 г. (Месяцеслов архиепископа Димитрия, 3 апреля). Ничего не известно о сем пр. Нектарии, основателе существовавшего в г. Бежецке Тверской губернии Введенского мужского монастыря; некоторые считают его за одно лицо с пр. Нектарием, основателем упразднённого Покровского мужского монастыря в с. Нектарьеве (в 15 вёрстах от г. Твери).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

3) В городе Торжке – в Борисоглебском монастыре открыто покоятся мощи основателя обители преподобного Ефрема, а под спудом, ученика его, блаженного Аркадия. – В Спасо-Преображенском соборе г. Торжка, под правым приделом находится гробница св. Иулиании, княгини Новоторжской – в церкви, её имени посвящённой. – На соборной площади существует старинная часовня, построенная, по местному верованию, на месте погребения Новоторжского блаженного – Константина. 4) В городе Кашине – в Воскресенском соборе – почивают мощи благоверной Великой княгини Анны, супруги св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича, в правом приделе. 5) В городе Колязине – в Троицком Колязинском мужском монастыре открыто почивают мощи основателя обители, пр. Макария, а в притворе – под спудом покоятся мощи местно чтимого святителя Серапиона, митрополита Сарского и Подонского. 6) В Ниловой пустыни, на Столобенском острове озера Селигер (в 7 вёрстах от города Осташкова), открыто почивают мощи пр. Нила, первоначальника обители; здесь же, в монастыре, под соборным храмом, погребено тело благотворителя и восстановителя Ниловой пустыни – местно чтимого святителя Нектария, митрополита Тобольского и Сибирского. 7) В городе Ржеве – местно почитаются Ржевский князь Владимир и его супруга Агриппина, погребённые в городском соборе; – в этом же г. Ржеве подвизалась и игуменья Параскева, но в каком монастыре она жила, – не известно, не известно где и погребена. 8) В городе Бежецке, в приходской Введенской церкви, обращённой из монастыря подгороднего, покоится основатель обители пр. Нектарий. 9) В Краснохолмском (Никольском) монастыре (близ заштатного города Красного Холма, Весьегонского уезда) под спудом погребён основатель обители пр. Антоний Красно-Холмский (место погребения его в обители неизвестно). Эти святые, без сомнения, могут быть признаны принадлежащими к собору Тверских угодников Божиих, так как они окончили земную жизнь («родились для вечной жизни») в пределах Тверской епархии. Что же касается до остальных, которые скончались вне Тверской епархии, то одни из них по своему родопроисхождению принадлежали к Твери и вообще к территории Тверской епархии, как то:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Так и вы, положивши доброе начало, должны постоянно трудиться и продолжать своё благоделание. Никто из вас да не ослабевает на избранном поприще, но все друг друга неусыпно подвизайте к «почести вышняго звания» ( Флп.3:14 ). Только благий и вожделенный конец венчает начало и продолжение всякого дела. Посему все мы, предстоящие здесь, желаем и усердно молим Господа: да начный дело вашего общежития Господь, Той и совершит [Ср. ( 2Кор.8:6 )] ко славе пресвятаго имени Его, ко спасению душ ваших и к назиданию всех ближних ваших. Аминь. 21 (14) 104 23 Сент. 1853. Знают ли в Орле, что 20-го числа Сент. здесь была сильнейшая буря, нагнавшая много воды в прибрежные части столицы? Между прочим и на наш Васильевский Остров (на большой проспект оного) бурею пригнано с финского залива большое двухмачтовое судно и множество дров. Тревога от возвышения воды продолжалась до самого утра 21-го числа. Но слава Богу! теперь несколько затопленные улицы уже высыхают. Вчера служивши с своим Ректором Митрофаном 105 во Владимирском соборе, по случаю Кавалерского праздника, к прискорбию узнал я от него, о. Митрофана, что Полоцкий Ректор, Архимандрит Поликарп скончался, после 8-ми-дневной болезни, должно быть от холеры. Такова-то наша жизнь! Помолитесь о нём Господу Богу, чтоб упокоена была душа его с праведными! Объявите о сем печальном случае Орлянам, кои любили его за произношение проповедей, чтоб вознесли они к Богу духов надгробные молитвы – о прочтении его к лику избранных Христовых. О. Митрофан сказал, что в Академии получено формальное донесение о смерти о. Поликарпа. – Неутешная мать его, старушка, помещена Преосвященным Василием в Полоцкий, Спасо-Евфросиньевский монастырь, чтобы удобнее оплакивать внезапную кончину своего сына 106 . Также по Синоду вижу, что и о. Паисий, бывший Полоцкий Архимандрит, недавно действительно помер в Краснохолмском монастыре 107 , куда теперь назначен Архимандритом Эконом Тверского Архиерейского Дома. Сейчас был у меня новоназначенный Уфимский Епископ Антоний (Шокотов) 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Макарием. Подвижническими трудами, постом, молитвой, безропотным послушанием, Паисий вскоре превзошёл всех иноков; ему было откровение, что он будет наставником многих. Угличский князь Андрей Васильевич умолил пр. Макария отпустить к нему Паисия для основания обители в его княжестве. Паисий, в 3-х вёрстах от Углича, на берегу р. Волги, поставил келью, затем, когда около него поселилось несколько любителей иноческого жития, построил деревянную в честь Богоявления Господня церковь ; в 1479 г. при пособии князя (Андрея Васильевича) построил каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (храм был освящён в 1482 г.). Князь любил пр. Паисия, часто приглашал к себе для душеполезных бесед и для принятия от купели св. крещения его сыновей Димитрия и Иоанна (последний скончался в монашестве с именем Игнатия). Пр. Паисий скончался в глубокой старости (107 лет) в 1504 г. 6 июня. Мощи пр. Паисия почивают под спудом в Покровском монастырском соборном храме. В 1609 г. монастырь пр. Паисия был разорён поляками и избито ими более 40 иноков, а мирян до тысячи. В 1610 г., вследствие совершавшихся от мощей св. Паисия чудесных исцелений больных, мощи его были освидетельствованы, и тогда же была составлена служба ему и Покровская обитель вскоре возобновилась. В «Иконописном Подлиннике» под 6 июня замечено: «Преподобный отец наш Паисий, Угличский чудотворец, подобием сед, плешив, брада аки Савватия Звенигородского, круглая, продолговатая, ризы монашеские и на плечах схима». (Филимонов, стр. 57). На иконе «Собор Тверских святых» он изображён согласно с Подлинником, в руках его находится трёхкупольный храм, в ознаменование, что пр. Паисий был основателем монастыря. Тропарь пр. Паисию; глас 8-й: «Христа ради любве отечество и род оставил еси, ангельскому житию поревновав, духовному твоему отцу преподобному Макарию подражатель быв; града Углича достигл еси и близ того при водах в пустыню, – ангелом показанную, вселился еси и обитель прекрасну Матери Божией воздвигл еси и множество монахов собрал еси, им же и наставник ко спасению быв, и чудес дарования от Бога приял еси, Паисие, преподобие, моли Христа Бога спастися душам нашим». Есть и другой более краткий тропарь пр. Паисию (гл. 8): «Христа ради любве отечество и род оставил еси, ангельскому поревновав житию, в пустыню вселился еси, в ней же многотрудное житие явил еси, и чудес дарования от Бога приял еси, Паисие преподобие, моли Христа Бога спастися душам нашим». 17. Преподобный Антоний Краснохолмский

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

На южной стороне церкви в ограде пруд. Один придел в Вассьянском храме посвящён пр. Вассиану (память коего совершается 10 октября) в тот же день, когда православная церковь воспоминает пр. Вассиана игумена, «иже в Константине граде обители устроив, учеников до трехсот собра, в его же монастыре пр. Матрона, мужским одеяньем прикрывшись, иночествова время довольно» (память её 9 ноября). Пр. Вассиан жил в 5 веке. Трудно объяснить, почему в селе Вассианском (в предполагаемой Троицкой Рябовой пустыни) придел посвящён малоизвестному (а может быть и неизвестному для сельских прихожан) святому греческой церкви. Думается, под его именем почитался свой, местный, святой Вассиан, основатель Рябовой пустыни, как в селе Тутани под именем пр. Ксенофонта, чтимого всей православной церковью, чтился свой преподобный Ксенофонт Тутанский, или в селе Савватьеве вместо пр. Савватия Соловецкого праздновали своему пр. Савватию Савватьевскому, или в селе Саввине принимали своего св. Савву, основателя Саввина монастыря, за пр. Савву Освященного и т. п. – тем более что дни кончины – пр. Ксенофонта (Тутанского). Савватия (Савватиевского), Саввы (Саввинского), Вассиана Рябовского (или Вассиянского) были не известны, а памяти святых, дни кончины коих не известны, в нашей православной церкви приурочиваются к дням празднеств святых, чтимых всей церковью, как, например, пр. Антоний Леохновский и др. (Черноезерский, Краснохолмский, Дымский) воспоминаются 17 января, в день памяти пр. Антония Великого ; или Афанасия (Ростовский, Лубенский, князь Афанасий и др.) воспоминаются в дни св. Афанасия Великого 18 января, 2 мая – и т. д. (см. Месяцеслов русских св. архиепископа Димитрия, 17 и 18 января, 2 мая, 12 и июня. Пр. Вассиан был родом из села Рожалина, находившегося в Кесовской волости г. Бежецкого Верха (ныне г. Бежецк) Тверской губернии, – происходил из рода князей Шестихинских, а по другим из рода князей Шаховских; (как Шестихины, так и Шаховские родоначальником своим считают св. Благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, 19 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Волги, на поместье боярина Ивана Коляги. Боярин этот, из опасения, чтобы на его земле не основался монастырь, решился убить пр. Макария, но, вразумлённый Богом, через тяжкую болезнь, сознал свой грех и затем был исцелён от неё преподобным. По выздоровлению Иван Коляга отдал пр. Макарию все свои поместья, на которых и была основана Троицкая обитель, названная Колязинской (по фамилии жертвователя). Обитель пр. Макария вскоре прославилась строго благочестивыми подвижниками (о коих даёт прекрасный отзыв пр. Иосиф Волоколамский в сказаниях о святых отцах). Пр. Макарий, строгостью своей жизни и высокими своими иноческими подвигами, при жизни своей получил от Бога дар прозрения и чудес; по смерти на его теле нашли тяжёлые вериги. Пр. Макарий скончался 17 марта 1488 г. в глубокой старости (83 лет). В «Иконописном Подлиннике» Филимонова (стр. 295) под 17 марта записано: «Преставление преподобного отца нашего Макария, игумена Колязинского монастыря, нового чудотворца; подобием стар и сед, брада поменьше Власиевой, не раздвоилась; риза преподобническая, рязка празелень с белилы». На иконе «Собор Тверских Святых» пр. Макарий написан по означенному подлиннику, но на правой руке у него небольшой храм, в обозначение, что он был основатель монастыря; на упоминаемой иконе и все другие преподобные основатели обителей, как то: Антоний Краснохолмский, Паисий Угличский, Савватий Савватинский и другие изображены держащими в руке церкви. Краткая заметка о пр. Макарии была составлена в 1524 г. (т. е. вскоре по открытию его мощей) со слов его родственницы. «Лета 7032, марта во 2-й день пытал князь Юрий Иванович Сретенские старицы (в Кашине существует доныне Сретенский монастырь, а Юрий был Кашинский князь) Евфросинии Васильевской, жена Кожина, о житии преподобного Макария чудотворца, от каковых родителей родися и каково бысть житие его». (Ключевский, Древние русские жития, стр. 239). Пространное житие пр. Макария было написано в Волоколамском монастыре монахом Дорофеем Топорковым по рассказам пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Антоний Краснохолмский, прп. Описания иконы Антоний Краснохолмский, прп. - житие Преподобный Антоний Краснохолмский основал в 1461 году близ города Красного Холма, в 30-ти верстах от Бежецка, обитель, известную под именем Краснохолмского Бежецкого Николаевского монастыря. Единственным источником сведений о преподобном Антонии Краснохолмском является «Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей и бояр и прочих благодетелей», составленный предположительно в конце XVI века. Время и место рождения его неизвестны. Антоний в 1461 г. уже в сане иеромонаха прибыл из Белозерской стороны на пустынный берег реки Мологи и здесь (при слиянии рек Неледицы и Могочи, впадающих в Мологу) владелец этой местности краснохолмский боярин Афанасий Васильевич Нелединский-Мелецкий ласково принял благочестивого старца, который вскоре в его доме заболел. Не имея средств и больной, прп. Антоний испросил у доброго помощника участок земли, на котором построил деревянную часовню и при[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона «Собор бежецких святых» На иконе «Собор бежецких святых» изображены: в вернем ряду слева – святой благоверный князь-мученик Георгий (Юрий) Всеволодович. Он принял мученическую кончину в битве с татарами на реке Сить в пределах Бежецкого Верха. Память св. блгв. князя празднуется 4/17 марта. В верхнем ряду справа - святой благоверный князь-мученик Василий (Василько) Константинович Ростовский, племянник князя Георгия Всеволодовича. Он тоже принимал участие в битве на Сити, был пленен и поз[...] Файл 16958.jpg:   Размер: 425x639, 0.27 MPix, 178 Kb. Дата: 2012-04-17, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (152) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1220

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 2 (133) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2012-04-17) Происхождение изображения: Загружено 2012-04-17, анонимно. Описание: Икона «Собор бежецких святых». На иконе «Собор бежецких святых» изображены: в вернем ряду слева – святой благоверный князь-мученик Георгий (Юрий) Всеволодович. Он принял мученическую кончину в битве с татарами на реке Сить в пределах Бежецкого Верха. Память св. блгв. князя празднуется 4/17 марта. В верхнем ряду справа - святой благоверный князь-мученик Василий (Василько) Константинович Ростовский, племянник князя Георгия Всеволодовича. Он тоже принимал участие в битве на Сити, был пленен и позже казнен неприятелем. Память его празднуется также 4/17 марта. В верхнем ряду в центре – отец и сын, преподобные Иона и Нектарий Застолбские. Свой духовный подвиг они совершали в Казанской епархии, но житием и деяниями прославили свою родину – Бежецкий Верх, отчего и вошли в Собор Бежецких святых. В первом ряду в центре - князь Димитрий Юрьевич Красный. День празднования памяти святого князя не установлен и празднуется в день Собора Тверских святых - в следующее за 12 июля воскресенье. В первом ряду слева - преподобный Антоний Краснохолмский. Празднование его памяти – 17/30 января. И, наконец, справа в первом ряду – небесный заступник и покровитель Бежецка – преподобный Нектарий Бежецкий. День памяти святого – 3/16 апреля. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Нектарий Бежецкий, Тверской, прп. " .

http://pravicon.com/image-16971

Вероятно, уже к концу XIX в. древний рукописный монастырский архив сохранился лишь частично. Тогда же был утрачен и оригинал главного монастырского источника – «Летописца о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию от великих князей и боляр и прочих Интерес А. К. Жизневского к источникам монастырского архива Николаевского Антониева монастыря был обусловлен не только их древностью и редкостью. Изучение истории Тверской губернии, сохранение местных вещественных и письменных памятников древности и старины было основой деятельности Тверской ученой архивной комиссии первым председателем которой был избран А. К. Определенный интерес вызвали источники монастырского архива и у архиепископа Тверского и Кашинского Саввы большого знатока древних рукописей: описи Краснохолмского Николаевского Антониева вошли в серию «Историческая библиотека Тверской издаваемой с 1879 г. В начале ХХ в. Тверским епархиальным историко-археологическим при содействии краснохолмского настоятеля иеромонаха были изданы «Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева Во введении к изданию священник В. Некрасов писал: «Одним из замечательных монастырских архивов Тверской епархии, как по количеству рукописного материала, так и по тому интересу, какой этот последний представляет для областной бытовой истории, является архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… Нет никакой возможности простым перечислением исчерпать весь исторический материал, заключающийся в этих интересных документах, потому что он обнимает собою всю будничную жизнь монастыря со всеми многочисленными разветвлениями хозяйственной деятельности его, начиная от храма со всеми его принадлежностями и кончая последним гвоздем, вбитым в борону или соху, или ремнем, употребленным на шлею лошади. Мало этого; этот материал касается не одного только монастыря, но и целого района, прилегающего к нему. Вот почему, мы думаем, он представляет из себя благодарную почву для исследователей местной Однако в дальнейшем монастырский архив как самостоятельный объект изучения у исследователей интереса почти не вызывал: привлекались, изучались и публиковались лишь отдельные его

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010