синодский указ о Временных правилах (от 30 ноября) был заслушан в заседании Совета СПбДА, куда были приглашены представители от студентов I−IV курсов. На указе стояла резолюция митрополита Антония (Вадковского) от 1 декабря: «Прошу Начальствующих и Профессоров приложить все свое усердие и заботу к восстановлению правильного течения академической жизни своим авторитетным воздействием на студентов Академии» 1876 . Чтение лекций было решено начать в субботу 10 декабря, что было поддержано на общестуденческих сходках 4 декабря и 7 декабря: «Принимая указ, как начало реформы высшей духовной школы, признали целесообразным восстановить занятия» 1877 . При этом, согласно Записке А. Демьяновича, «партия непримиримых» среди студентов пыталась сорвать принятие этого решения. Резолюция была принята 68 голосами против 46. «Но тут уже сами профессора, с которыми студенты находились в постоянных сношениях, пришли им на помощь и посоветовали во что бы то ни стало начать занятия. Синод, по их словам, против воли согласился на автономию, и студенты только сыграют ему в руку, отказавшись начать занятия: тогда он закроет академии и возьмет свой указ обратно. (...) Таким образом, студенты Петербургской академии приступили с 10 декабря к занятиям, а это должно было повлиять благоприятным образом и на другие академии». Однако лекции в СПбДА начались лишь в январе 1906 г. В декабре 1905 г. епископ Антоний (Храповицкий) подал в Синод свою «Третью записку», на этот раз посвященную духовной школе, доказывая, что профессора и студенты академий пользуются «не свободой вероисповедания, а свободой отрицательного отношения к Церкви» 1883 . Немалое место в ней уделялось и психологии «академических автономистов». Останавливаясь на Записке профессоров МДА (о необходимости даровать академиям автономию), епископ Антоний отмечал «Явное сочувствие революционному университетскому движению, явное желание уничтожить в России просвещенную иерархию чрез истребление в академии монашества», что, по его мнению, и являлось главной целью данной Записки профессоров и свидетельствовало о том, что «ее авторы проникнуты враждебным отношением к Православной Церкви и желали бы ее подчинить протестантскому влиянию...» 1884 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В это время на архиепископа Антония возложено было председательствование в образованной при Святейшем Синоде Комиссии по вопросу о соединении старокатоликов с православной церковью, и Комиссия при помощи лучших профессорских сил всесторонне разработала необходимый для решения этого вопроса церковно-научный материал. Одновременно с этим вопросом возникло стремление к сближению с православной церковью и англикан. В связи с этим вопросом высокопреосвященный Антоний получил поручение в 1897 году присутствовать в составе особого Российского посольства на 60-летнем юбилее царствования близкородственной Дому Романовых английской королевы Виктории. В Англии два старейших университета - Оксфордский и Кембриджский - поднесли владыке Антонию дипломы доктора богословия и права. Когда скончался владыка Палладий, в преемники ему общий голос назвал только одно имя архиепископа Финляндского Антония. И когда 25 декабря 1898 года появился высочайший рескрипт о призвании высокопреосвященного Антония на пост митрополита С.-Петербургского, рескрипт был встречен всеобщим удовлетворением. Административная деятельность владыки может быть охарактеризована чертами благожелательности всякому доброму начинанию и снисходительности к личным ошибкам и заблуждениям других. Святительствование митрополита Антония вызвало Лавру, после долгого перерыва, на путь научно-просветительского служения Церкви. Близкий науке по своему профессорству в Академии, нашедший себе просвещенного помощника в лице наместника, архимандрита Феофана, владыка Антоний оставил после себя в Лавре образцово устроенные учреждения по охранению старины: богатое Древлехранилище и научно оборудованный архив. Последние годы тяжкий недуг крушил надорванные силы владыки. Совершенно исключительные испытания последних лет надорвали силы митрополита и обострили его болезнь. Он надолго уезжал из Петербурга в Кисловодск, да и, будучи в Петербурге, не мог часто посещать заседания Святейшего Синода. 2 ноября 1912 года, в 5 часу утра, после продолжительных мучительных страданий, владыка почил о Господе.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Спустя несколько лет против засилья светского элемента в духовном ведомстве выступил митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев) . По словам А.В. Богданович, он «спокойно не мог говорить про все то, что творилось в духовном ведомстве». После смерти митрополита (1898) в обществе было распространено мнение, что его сгубили «интриги, происки и проделки» товарища обер-прокурора В.К. Саблера 740 . В 1901 г. с критикой сложившейся системы церковно-государственных отношений выступил один из старейших российских иерархов, давний сотрудник Победоносцева, консервативный проповедник и публицист архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев) . В епархиальном журнале «Вера и разум» он опубликовал письмо некоего «иеромонаха Преображенского», заявившего, в частности, что духовенство, приученное к подчинению светской власти, поддержит не только монархию, но и любой политический режим. Письмо немедленно перепечатали столичные периодические издания. Хоро шо осведомленный издатель А.С. Суворин считал публикацию материала прямым выпадом против Победоносцева 741 . В свою очередь, и обер-прокурор в письмах к доверенным корреспондентам все более критически отзывался об архиереях и их приемах управления. В подобной ситуации глава духовного ведомства приложил усилия, чтобы заместить столичную кафедру – важнейшую в русской церкви – человеком покладистым и уступчивым, хорошо ему знакомым. Таким человеком оказался архиепископ Финляндский Антоний (Вадковский) , сравнительно молодой иерарх, давний сотрудник жены Победоносцева по церковно-школьному делу. Однако и Антоний, по его собственному выражению, носил «камень за пазухой против засилья обер-прокурора» 742 , и видимо, только ждал момента, чтобы высказать свои чувства. Такой момент наступил в феврале 1905 г., когда встал вопрос о реализации включенного в указ 14 декабря 1904 г. пункта о расширении свободы совести. Председатель Комитета министров С.Ю. Витте обратился по этому поводу к митрополиту Антонию, который не только ответил (через голову обер-прокурора) на обращение Витте, но и придал своему ответу реформаторскую направленность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Речь Его то принимала нежный тон Отца и любвеобильного учителя, то дышала строгим величием с сильными движениями сурового нравообличения. Он не стеснял Себя никакою определенною и точною нормою и не говорил длинных методических проповедей, но только краткие, задушевные и вдохновленные речи и лишь изредка, в чрезвычайных случаях, говорил нечто вроде долгих речей. Оттого Его речи в синагоге, храме и при разных обстоятельствах, проповедь нагорная и прощальная речь – в своем внешнем построении и форме заметно отличаются между собою. Между ними особенно отличается превосходная во всех отношениях речь прощальная. Желание приготовить Своих ближайших учеников к их будущей деятельности и ожидающей их судьбе, проникающая ее любовь и нежное чувство, наконец, заключающая и горячая молитва – все это делает из нее образец безыскусственного, поучительного и нежно-трогательного красноречия. § 5. Проповедничество святых апостолов Все, что мы знаем о проповедничестве святых апостолов, мы почерпаем из правдивой и поучительной истории Деяний апостольских, написанных евангелистом Лукою, а также из Посланий, написанных самими апостолами проповедниками. Существенная задача их проповеди состояла в том, чтобы распространить веру в Господа Иисуса Христа как в стране иудейской, так и в других, между иудеями и язычниками. По примеру своего Божественного Учителя они вели свои собеседования в храме иерусалимском и в синагоге разных мест ( ), а также иногда по особым побуждениям в публичных местах ( Деян.4:8; 14:6; 7:21; 16:13; 17:22; 21:14 ) и в частных домах, в особенности уже при организованных христианских общинах ( Деян.10:34; 20:7; 24:10; 25:2 ). В Деяниях апостольских из произнесенных таким образом в разных местах и по различным побуждениям речей записано несколько, принадлежащих апостолам Петру и Павлу, речь архидиакона и первомученика Стефана и речь апостола Иакова на Соборе Иерусалимском. Эти апостольские речи составляют единственный исторический памятник их устной проповеди о Христе. Послания апостольские не могут служить таким памятником, потому что в них нет существенного элемента проповеди, который можно назвать моментом непосредственности, нет живого взаимодействия между проповедником и слушателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Примеры из проповедей также необходимы. Никакое изображение особенностей проповедника не может быть настолько живо, полно и наглядно, чтобы после этого подлинный образец мог быть излишним. Примеры должны выбираться такие, чтобы они усилили и подтверждали отдельные черты из характеристики рассматриваемого проповедника и в совокупности своей оправдывали общую картину века по отношению к проповеднику. Что касается до биографических сведений проповедника, то они также необходимы. Биография дает нам ключ для верного понимания и определения проповедных особенностей того или другого проповедника. Кроме этого значения, при изучении их проповедей биографические сведения важны и в другом отношении. Нередко успех проповеди зависит не столько от содержания своего, сколько от личности проповедника, его образа жизни и отношений к поучениям. Если история проповедничества действительно может служить образовательною школой для проповедника, то, без сомнения, жизнеописаниям особенно важных проповедников должно принадлежать в этом отношении видное место. § 6. Разделение истории проповедничества Так как история проповедничества есть не общая история Церкви, а одного из частных проявлений жизни церковной, то главное основание для деления ее должно заключаться в собственном ее предмете, а не вне его. Хотя христианское проповедничество стоит в тесной связи с прочими обстоятельствами и явлениями жизни церковной, но в нем самом есть собственная самостоятельная сила, определяющая различные фазы его развития. Блестящие эпохи проповедничества не всегда были в нераздельной связи со счастливыми положениями Церкви во внешнем отношении. Когда христианская вера имела наибольшую силу в направлении и жизни христиан, церковные поучения были тогда далеки от изысканной и изящной формы. В то время, напротив, когда внешняя история Церкви достигала наибольшего блеска, христианская проповедь удалялась от евангельской простоты, чистоты и силы. Более общепринятое деление церковного проповедничества насчитывает следующие отделы в его истории:

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

История проповедничества есть существенная часть общей истории христианской религии и Церкви. Предмет ее – проповедь , явившаяся одновременно с появлением христианства, была одним из могущественных средств для распространения, сохранения и дальнейшего раскрытия христианского учения. Она производила нередко великие перевороты в церковной жизни и никогда, даже в самых невыгодных для нее условиях, не оставалась без влияния на судьбу христианской религии и Церкви. Содержание христианской проповеди и вообще состояние церковного красноречия известной эпохи находится в ближайшей связи со всеми обстоятельствами, стремлениями и событиями жизни религиозной и церковной. Оказывая на них известное влияние, проповедь в свою очередь сама бывает плодом существующих в известное время суммы религиозных знаний и направлений христианской жизни. Поэтому в проповеди находится верный ключ для объяснения многих важных и богатых своими последствиями обстоятельств жизни религиозной и церковной; в ней же заключается весьма точный масштаб для определения степени религиозного развития в разные эпохи различных христианских народов. В силу такого значения изучение истории проповедничества полезно во многих отношениях. Предмет этой истории по самому существу своему вследствие близкого отношения к важнейшим действиям и благороднейшим потребностям человечества должен быть важен и интересен для всякого мыслящего человека, в особенности же для просвещенного члена общества христианского. История проповедничества составляет драгоценное вспомогательное средство для изучения человека. Она знакомит нас с тем громадным влиянием, какое оказывает религия на образование и нравственное улучшение человека. Еще более изучение проповедничества в его истории полезно и необходимо для ученого богослова, так как он находится в ближайшей связи с историей богословской литературы вообще. Преимущественную же пользу история проповедничества доставляет, бесспорно, христианскому проповеднику. Она не только возбуждает в нем горячее стремление к доставлению своим общественным поучением наибольшего совершенства, наглядно показывая, какое громадное влияние оказывало содержание проповеди на нравственное состояние христиан, но вместе с тем во множестве примеров и образцов дает ему весьма ясное и испытанное руководство к тому, чтобы образовать из себя достойного христианского учителя и проповедника. Словом, история проповедничества служит проповеднику богатою образовательною школой для усовершенствования его в христианском красноречии. § 4. Трудности составления этой темы

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

После этого приступа, внушенного оратору особым обстоятельством, Ориген рассказывал в нескольких словах начало первой книги Царств, чтение которой только что было окончено чтецом. Окончив это повествование, он вдается непосредственно и прямо в аллегорическое толкование, стараясь отыскивать под простою и нагою буквою целый ряд моральных приложений. «Был один человек из Армафема, так начинается книга. Что это значит «один человек», восклицает тонкий толковник? И вот он пускает в ход все свое тонкое аллегорическое толкование. Так как мы остаемся рабами греха, то каждый из нас не представляет в себе одного, но нескольких. Мы переходим попеременно от печали к радости, от беспокойных хлопот к спокойствию, от забот о духовных наших интересах к исканию богатства и почести. Диск луны не подвергается стольким переменам, как наше сердце, обуреваемое тысячью страстей, его возбуждаемых. Один означает праведника, всегда себе равного, так сказать, тождественного; он есть причастник Божественной неизменяемости; у него одна мысль, одно чувство и одна воля, короче: он обладает совершенным единением как в своей личности, так и в своей жизни». Правда, мысль прекрасная, но сам по себе текст не представляет никакого повода к подобным размышлениям. Проповедник продолжает все в том же тоне. «Был один человек с горы Ефремовой». Итак, праведник не выходит из равнины или вообще из какого-нибудь низкого места, но сходит с горы, с высот, где пребывает Бог . И еще, с какой горы? Ефрем, или Ефраим, означает «гору плодоносную». Высоты, откуда нисходит праведник, обильны плодами. Также праведник, о котором говорит Писание, называется Елкана, что значит «владение Божие». В самом деле человек, не разделяющийся с самим собою, твердо пребывающий в единстве добра, такой человек есть владение Божие, а не владение демонов. Писание прибавляет также, что Елкана имел двух жен: Анну и Феннану. Но мы не останавливаемся, так сказать, на поверхности текста. Феннана означает «обращение», Анна – «милость». Каждый, желающий быть владением Божиим, должен соединиться с этими двумя супругами, то есть привести себя к обращению посредством милости. Плоды этого двойного супружества духовного будут делами правды и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

В июне 1900 года первое место среди российских иерархов занял высокопреосвященный Антоний. Митрополит Антоний Вадковский – сын священника тамбовской епархии, высшее богословское образование получил в Казанской духовной академии, в которой, по окончании курса, остался доцентом по кафедре пастырского богословия и гомилетики. Вскоре женившись, молодой доцент зажил счастливой профессорской жизнью, в счастливой, нежно любимой и любящей семье. Но жизнь счастливая продолжалась недолго. В 1879 году умерла жена, а через три года пришлось схоронить и обоих детей, умерших от дифтерита. Через год после этого, 4 марта 1883 года, принято было монашество. Академия встретила пострижение своего сотоварища с особенно искренним чувством и с высокими надеждами. Академический журнал «Православный Собеседник» писал: «веруем, что идеал монашества найдёт в новопостриженном художественное воплощение со своими лучшими и светлыми сторонами». В этих словах чувствовалось отношение к совершившемуся пострижению, как к явлению, выходящему из ряда других. И, действительно, прошло едва пятнадцать лет, и высочайший рескрипт 25 декабря 1898 года призвал преосвященного Антония на петербургскую митрополию, а через полтора года, 9 июня 1900 года, владыка назначен первенствующим членом синода. Прежнее служение – профессором, инспектором и ректором академии, затем с 1892 года архиепископом небольшой финляндской епархии: с присутствованием в синоде, давшее владыке твёрдую научную и административную основу и избавившее его от поглощения тиной канцеляризма в необозримом море десятков тысяч консисторских бумаг, наконец, главное – направление владыки, его уважение к науке, широкая христианская терпимость, обнаруженная в его речах, получивших широкое распространение и известность, – всё это ставило назначение высокопреосвященного Антония на пост первоиерарха российской Церкви в совершенно исключительные условия. Назначение его вызвало, не совсем, правда, определённые, но всеобщие ожидания и надежды. Но деятельность владыки принадлежит уже новому веку. В городах в последние годы стал устанавливаться обычай среди верующих встречать новый год в церкви, причём и обычное новогоднее молебствие совершается уже в полночь. В Петербурге в газетах не раз высказывалось желание общества, чтобы все церкви, по крайней мере, приходские, были открыты для встречи нового года, но покойный митрополит Палладий предоставил этот вопрос усмотрению настоятелей церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В июне 1900 года первое место среди российских иерархов занял высокопреосвященный Антоний. Митрополит Антоний Вадковский – сын священника тамбовской епархии, высшее богословское образование получил в казанской духовной академии, в которой, по окончании курса, остался доцентом по кафедре пастырского богословия и гомилетики. Вскоре женившись, молодой доцент зажил счастливою профессорской жизнью, в счастливой, нежно любимой и любящей семье. Но жизнь счастливая продолжалась недолго. В 1879 году умерла жена, а через три года пришлось схоронить и обоих детей, умерших от дифтерита. Чрез год после этого, 4 марта 1883 года, принято было монашество. Академия встретила пострижение своего сотоварища с особенно искренним чувством и с высокими надеждами. Академический журнал «Православный Собеседник» писал: «веруем, что идеал монашества найдет в новопостриженном художественное воплощение с своими лучшими и светлыми сторонами». В этих словах чувствовалось отношение к совершившемуся пострижению, как к явлению, выходящему из ряда других. И, действительно, прошло едва пятнадцать лет, и высочайший рескрипт 25 декабря 1898 года призвал преосвященного Антония на петербургскую митрополию, а чрез полтора года, 9 июня 1900 года, владыка назначен первенствующим членом синода. Прежнее служение – профессором, инспектором и ректором академии, затем с 1892 года архиепископом небольшой финляндской епархии с присутствованием в синоде, давшее владыке твердую научную и административную основу и избавившее его от поглощения тиною канцеляризма в необозримом море десятков тысяч консисторских бумаг, наконец, главное направление владыки, его уважение к науке, широкая христианская терпимость, обнаруженные в его речах, получивших широкое распространение и известность, все это ставило назначение высокопреосвященного Антония на пост первоиерарха российской Церкви в совершенно исключительные условия. Назначение его вызвало, не совсем, правда, определенные, но всеобщие ожидания и надежды. Но деятельность владыки принадлежит уже новому веку. В городах в последние годы стал устанавливаться обычай среди верующих встречать новый год в церкви, причем и обычное новогоднее молебствие совершается уже в полночь. В Петербурге в газетах не раз высказывалось желание общества, чтобы все церкви, по крайней мере приходские, были открыты для встречи нового года, но покойный митрополит Палладий предоставил этот вопрос усмотрению настоятелей церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Дело в том, что я говорил уже, что с 1881 года Толстой отказывается от авторского гонорара за свои произведения. Это, между прочим, очень примечательный факт: Толстой был единственным писателем в мире, который не брал денег за свои работы. И при подготовке романа «Воскресение», который опубликован был в 1899 году, он этому правилу изменил, он решил этот гонорар получить. Причем, каким был этот гонорар, вы можете себе представить, зная масштаб Толстого. Небольшая иллюстрация: когда одно американское издательство получило информацию о том, что Толстой готовит новый роман, Лев Николаевич получил из Америки письмо, в котором сказано, что если он на листочке, на половине листочка изложит краткое содержание этого нового романа, то он немедленно получит чек на четыре тысячи рублей, а если он содержание романа изложит более подробно на трех листочках – его план и какую-то аннотацию, то он получит чек на десять тысяч рублей сразу с обязательством, что этот роман будет опубликован в Америке. Вы можете себе это представить? И представляете ли вы, что такое десять тысяч рублей в 1899 году? Это, вообще говоря, небольшое состояние. Такова была его власть над людьми, что ему достаточно было написать полстраницы – и ему присылали чек на четыре тысячи. Роман «Воскресение» играет очень большую роль в финальной стадии подготовки отлучения Толстого, но есть еще одно обстоятельство – это появление новой молодой плеяды архиереев, то есть появление тех священнослужителей, которые оказались готовы взять на себя ответственность за этот акт. О некоторых из них я в следующий раз расскажу. В первую очередь я просто назову два имени – это будущий митрополит Антоний Храповицкий и первенствующий член Синода митрополит Антоний Вадковский. Я стараюсь не отягощать вас ни датами, ни именами, чтобы каша не возникла в голове. Эти люди сыграли колоссальную роль в подготовке акта 1901 года. И очень значительную роль сыграл обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев. Это вообще отдельная невероятно интересная история – история взаимоотношений Толстого с Победоносцевым.

http://pravmir.ru/lev-tolstoy-i-tserkov-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010