Период третий. От возвращения Почаевской Лавры на лоно православия (1831 г.) до наших времен «Взбранной Воеводе, избравшей гору Почаевскую в место селения своего, похвальная восписуем ти, рабы твои, Богородица, яко от, лет древних прославила еси место сие Богоносное, явлением цельбоносная стопы Твоей и Твоего Божественного образа чудоденствием; темже, яко избавльшая иногда обитель Твою от нашествия агарянского, от всяких нас бед и напастей свобода, да всегда Твоей помощью избавляемые, из глубины душевные вопием Ти: Радуйся похвало Почаевская, надежда наша и утешение». (Из рукописного акафиста в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской). 9-го октября, 1831 года, накануне святых мученик Евлампия и Евлампии, возсияла 1) новая благодатная заря в лавре Почаевской. В этот день православные служили первое водоосвящение с вечерней в большой лаврской Успенской церкви по возвращении лавры на лоно православия и потом первый торжественный православный молебен пред чудотворным ликом Почасвской иконы Божией Матери. На другой день, в том же храме, совершена была первая, по возсоединении, православная обедня в лавре, а с тем вместе и св. икона ее и все имущество обители возвратились в недра Церкви православной, как ее исконная и неотъемлемая собственность и достояние 2). 1) Евлампий значит Благосветлый, а Евлампия–Благосветлая. 2) Рассказывают, что еще в мае 1831 г. в лавре Почаевской, во время утрени, послышатся однажды необыкновенный гром, подобный пушечному выстрелу, которого грохот и гул разнесся мгновенно в Успенском соборе по сводам зданий и монастырским корридорам. Это произошло от того, что Как значится в описи, составленной православными приемщиками лавры (в числе которых, между прочим, был и кременецкий протоиерей Григорий Рафальский, впоследствии Антоний митрополит новгородский и с.– петербургский), св. икона Почаевская была принята православными в углублении того же запрестольного униатского киота, в котором она была поставлена униатами в 1791 году, в медной посеребренной, узорчатой доске и в ризе из крупного и мелкого жемчуга, с двумя золотыми венцами на Спасителе и Богоматери, украшенными рубинами и алмазами (должно быть, теми самыми, которыми св. икона была коронована в 1773 году 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Р Рабангский Спасо-Преображенский монастырь Мужской, упразднённый. До Штатов 1764 года находился в Вологодской Епархии, Вологодском уезде при реке Сухоне и Рабанге, от Губернского города Вологды к северо-востоку в 32 вёрстах, а от Лопотова монастыря к югу в 10 вёрстах. Он основан в 6955/1447 году Преподобным Филиппом, первым Игуменом этого же монастыря. Но откуда он сюда пришёл, кто был родом, и в котором году скончался, неизвестно. В церковном Синодике записан только вышеупомянутый год начала монастыря и кончина сего первого Игумена Ноября 15 (но о годе не сказано) и погребения его в этой же обители, и места также не означено. По крепостям церковных земель видно, что этот монастырь снабжён был вотчинами и грамотами на оные в 7072 году от Царя Ивана Васильевича, и всё то подтверждено грамотами Царя Михаила Феодоровича в 7121 и 7126 годах. Строения монастырские все были деревянные, а Настоятельство до самого упразднения – Игуменское. Крестьян за монастырём имелось 192 души. По упразднению же церковь оного обращена в приходскую села Рабангского, и определён Священник с причтом. В этой церкви имеются два придела: 1) во имя Св. Апостола Филиппа; 2) во имя Св. Николая. Рабежская Троицкая пустынь Мужская, упразднённая и в приходскую церковь обращённая. Находилась в Новгородской Епархии в Валдайском уезде на левом берегу реки Рабежи, расстоянием от Новгорода в 205, от Валдая к югу в 40, от Осташкова к западу в 41 версте. Пустынь сия основана по благословению Преосвященного Митрополита Новгородского Иова в 1697 году Иеромонахом Иоилем. Иоиль родился в городе Вязьме от родителей духовного звания. Отец его был Антоний, а мать Елисавета. В совершеннолетнем возрасте сочетался браком, но по склонности своей к уединению, оставив супругу, отошёл в пустыню Препод. Нила Столбенского, где Игуменом Пахомием пострижен в монашество, а потом произведён и в Иеромонаха. Вскоре после того потребован в духовники Преосвященного Иова, Митрополита Новгородского, который и дозволил ему по желанию его искать место, способное для построения пустыни на Белом море или в других странах. Иоиль по многим странствованиям быв в Анзерском ските, в Кожеозерском монастыре и в Унженских пределах, возвратился в Нилову пустынь, пребывая в которой узнал через звероловов о месте, в Валдайском уезде близ сёл Полновского и Вельевского, на берегу реки Рабежи, весьма красивом и к уединению способном, и в 7205/1697 году поставил тут кельи, а в них поселил четырёх монахов. Преосвященный Митрополит Иов, услышав о возвращении его из путешествия, паки взял к себе духовником и произвёл в Архимандрита Новоторжского Борисоглебского монастыря и вскоре перевёл в Новгородский Антония Римлянина. В 1700 году соорудил он на реке Рабеже церковь во имя Св. Троицы деревянную по следующей благословенной грамоте:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Разделы портала «Азбука веры» Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский Рюрик (862 – 879), в Новгороде Равноапостольный Мефодий, учитель Словенский Олег (879 – 912), в Киеве Равноапостольная вел. кн. российская Ольга Святослав Игоревич (946 – 972) Первомученик Феодор варяг, Киевский Св. Владимир I Святославович (980 – 1015) Первомученик Иоанн варяг, Киевский, сын св. Феодора варяга Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси Равноапостольный блгв, вел. кн. Киевский Владимир-Василий Мученик блгв. кн. Борис-Роман Ростовский Святополк I Ярополкович (1015 – 1019) Мученик блгв. кн. Глеб-Давид Муромский Мученик Георгий Угрин, брат прп. Ефрема Новоторжского Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский Ярослав I Владимирович (1019 – 1054) Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский Преподобномученик Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах Ок. 1043 Блгв. кн. Анна Новгородская Блгв. кн. Ирина Киевская Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский Преподобный Ефрем Новоторжский Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси Ок. 1053 Святитель Лука, епископ Новгородский Изяслав I Ярославич (1054 – 1073) Преподобный Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Иларион схимник, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Иеремия прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Дамиан пресвитер, целебник, Печерский, в Ближних пещерах Святитель Леонтий, епископ Ростовский Преподобный Антоний Печерский, первоначальник монашеского жития на Руси, в Ближних пещерах Преподобный Аврамий Ростовский, архимандрит Ок. 1073 – 1077 Святослав Ярославич (1073 – 1075) Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский Ок. 1077 Изяслав Ярославич (1076 – 1078) Преподобный Матфей прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Всеволод Ярославич (1078 – 1093) Блгв. кн. Ярополк (Петр) Владимиро-Волынский Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах До 1088 Преподобный Никон, игумен Печерский, в Ближних пещерах Святитель Иоанн, митрополит Киевский Преподобный Симон варяг, Печерский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Савва архиеп Сербский В 1198 или 1199 году новгородский паломник Добрыня Ядрейкович (будущий архиепископ Антоний), подробно описывая святыни и памятники Константинополя, упомянул злободневную деталь, явно поразившую его воображение. Повествуя о монастыре Богородицы Евергетиссы, он отметил среди прочего: «А здесь живет инок Савва, сербского князя сын». Добровольное принятие монашеского пострига представителем царствующего дома, отречение в юном возрасте от «сладости мира сего» было в глазах русского паломника событием настолько неординарным, что автор счел уместным сообщить о нем землякам наряду с рассказами о самых известных святынях и диковинах столицы православного мира. Добрыня явно не был до этого на Афоне, да и позднее в Новгороде, трудясь над созданием своего хождения, не слыхал рассказов русских святогорцев о Савве, иначе, несомненно, добавил бы к упоминанию о нем несколько колоритных деталей. Савва к тому времени, несмотря на свою молодость (ему было около 24-25 лет), был живой легендой Афона, а русским монахам он был здесь особо памятен. Сам приход на Афон — эту своеобразную средневековую интернациональную монашескую республику — осенью 1191 года младшего сына сербского великого жупана Стефана Немани — шестнадцатилетнего Растимира (впрочем, по молодости лет его еще уменьшительно именовали Растко) был напрямую связан с русскими монахами. Мысль о бегстве от мирских соблазнов и отшельнической жизни окончательно оформилась у него под влиянием бесед с русским иноком, пришедшим с Афона вместе с другими монахами ко двору его отца за милостыней. Понимая, что его горячий порыв не встретит сочувствия у родителей, Растко отпросился у отца на многодневную охоту в горные леса, а сам отправился с монахами на Афон. Благочестивый обман вполне удался, юноша выиграл время — погоня (в которой он не сомневался) не настигла его по пути, и он благополучно добрался со своими спутниками до русского Пантелеймонова монастыря. В ту пору он располагался не на берегу моря, как сейчас, а примерно в часе ходьбы от современной огромной приморской обители, на пологом горном склоне. Ныне это скит Старый Руссик, в котором мало что осталось от древности. Определенное представление о том, как выглядел русский монастырь на Афоне в средние века, дает (с учетом того, что изображенный собор возведен в 1628 году в традиционных для Святой горы формах) рисунок паломника Василия Григоровича-Барского, побывавшего здесь в 1744 году. Обитель идеально подходила для молодого славянского инока. Здесь говорили на понятном языке (не исключено, что в числе братии были и сербские монахи) и одновременно была возможность усовершенствовать познания в разговорном греческом, на котором общалось между собой многоязычное монашество Святой горы.

http://pravoslavie.ru/37863.html

Сказание о Вавилоне Подготовка текста, перевод и комментарии Н. Ф. Дробленковой «Слово ο Вавилоне»... – самое раннее произведение из цикла сказаний ο Вавилонском царстве, возникшее на рубеже XIV–XV вв.; цикл сказаний ο Вавилонском царстве формируется с XVI в. до начала XVIII в. и широко распространяется на Руси, сохраняясь в течение пяти столетий в рукописных копиях XVI–XX вв., а также и в устной передаче в виде легенд ο Федоре Бармине, устных рассказов и сказок («Вавилонское царство», Ο Борме Ярыжке и других). «Слово ο Вавилоне» является центральным звеном в цикле и претерпевает в течение веков значительные преобразования. Публикуемый текст «Слова ο Вавилоне» представлен древнейшим списком конца XV в.; он выдержан в жанре «слов» и следует композиции посольского церемониала. «Слово ο Вавилоне» повествует ο легендарном посольстве греческого царя «Левкия» («Леукия», «Улевуя»), именуемого во святом крещении Василием, за «знамением» κ трем вавилонским отрокам Анании, Азарии и Мисаилу (см. коммент. 1). Ведомые гласом свыше из церкви, от гробов трех вавилонских отроков, κ царским палатам, посланцы греческого царя обретают там регалии первых царей вселенной – царские венцы Навуходоносора и его царицы с сопроводительной грамотой κ ним на греческом языке. Следуя данному обещанию, греческий царь, увенчанный вавилонскими царскими венцами, остается верным Иерусалиму, являющемуся символом чистоты христианской церкви, и становится поборником «рода христианского»: он внимает мудрому совету критского царя Давида вместо похода в Индию пойти против «врагов иноверных» в северные страны на защиту «рода христианского». Β основу памятника, как установлено академиком Α. Η. Веселовским, положена устная византийская легенда ο византийском императоре Льве VI Премудром (Философе) (886–911 гг.), известная на Руси уже в начале XIII в. в записи новгородского путешественника Антония (в миру Добрыни Ядрейковича); Антоний слышал ее в Константинопольском Софийском соборе, где находился портрет-икона императора. Опираясь на эти сведения, русский автор создает свою версию легенды ο посольстве некоего «греческого» царя «Левкия»-«Василия» в Вавилон и посланцами его делает представителей трех православных стран: русского, грека и «обежанина» (из Абхазии–Грузии–Иверии), которые только все вместе, втроем, могут прочесть на вавилонской лестнице ту надпись на трех языках, которая указывает путь κ «знамению».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf (К 50-летию священнослужения и 75-летию жизненного пути) Митрополит Анастасий – в мире Александр Алексеевич Грибановский – родился 6 августа 1873 г. в селе Братках Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где его дед по матери (Карамзиной), и потом отец были священниками. По окончании Тамбовского духовного училища, а потом духовной семинарии, он был на казенный счет послан в Московскую духовную академию, ректором которой был в то время Архимандрит Антоний (Храповицкий – впоследствии Митрополит Киевский), а инспектором сначала Архимандрит Григорий (Борисоглебский) , а потом Архимандрит Сергий (Старогородский – впоследствии Митрополит и Патриарх Московский). Почти через год по окончании академического курса, в апреле 1898 г., он был пострижен Тамбовским Епископом Александром в Тамбовском Казанском монастыре в монашество с именем Анастасия. 23 апреля был посвящен тем же Преосвященным во иеродиакона и вскоре затем во иеромонаха. В августе того же года Ректором Московской Духовной Академии, Архимандритом Арсением (впоследствии Митрополитом Новгородским) был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в каковой оставался 2 года. В 1900 году был назначен инспектором Вифанской духовной семинарии (близ Троицкой лавры), а в июле 1901 года, по представлению Митрополита Московского Владимира (вопреки проникшим в печать неверным сведениям, он не был родственником последнему, как и Епископу Михаилу (Грибановскому) , хотя происходил из одной губернии с ним), был переведен на должность Ректора Московской семинарии после посвящения во епископа его предшественника Архимандрита Трифона (князя Туркестанова), с возведением в сан Архимандрита. После 5 лет службы в Московской семинарии, был назначен Епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, каковым до него был Епископ Никон, переме /с. 16/ щенный на вологодскую кафедру (впоследствии бывший Членом Государственного Совета). Хиротония его состоялась 29 июня в Московском Успенском Соборе, а место пребывания ему было указано в Московском Даниловом монастыре, где жил и его предшественник. В круг его обязанностей входило, кроме совершения очередных праздничных богослужений в Большом Успенском Соборе, храме Христа Спасителя и многих других Московских монастырях и храмах и посещение приходов епархии по поручению Митрополита, заведывание духовно-учебными мужскими и женскими заведениями, наблюдение над преподаванием Закона Божия в светских школах Замоскворецкого района, председательство в миссионерском Братстве Митрополита Петра, руководство работами Комиссий по устройству церковных торжеств прославления Святителя Гермогена, празнования 100-летия Бородинской битвы, 300-летия царствования Дома Романовых, в участии в благотворительной работе разных церковных и общественных организаций в заведывании комиссией чтений для рабочих и ея издательством и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Скачать epub pdf Проф. И. М. Андреевский († 1976 г.) Светлой памяти Великого Святителя Митрополита Анастасия. 6 августа 1873 г., в семье скромного сельского священника Тамбовской губернии Грибановского родился сын Александр. Об его детских годах мы имеем мало сведений. Но по плодам узнается доброе древо. А плодом домашнего воспитания отрока Александра было непрестанное устремление его души на служение Православной Церкви и Родине. Начальное образование он получил в Духовном Училище. В 1893 г. – окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. Во время прохождения курса в Семинарии он пережил чрезвычайно знаменательный духовный порыв, о котором, незадолго до своей кончины, поведал некоторым близким ему людям. Вот как об этом недавно сообщил Владыка Архиепископ Никон в своем Слове в сороковой день кончины Митрополита Анастасия (см. «Православная Русь», 1/14 июля 1965 г.). «Когда ему (т. е. семинаристу Александру Грибановскому) исполнилось 15 лет от рождения, он, отдаваясь своему юношескому порыву, решил принести свою жизнь Богу, отказавшись даже от своего образования, так как в его сознании все, кроме вечности, было «суетой сует». В таком состоянии духа он прекратил свое учение в Духовной Семинарии, где он был первым учеником в классе и тем, конечно, вызвал живейшее безпокойство и своих родителей и преподавателей. В таком состоянии он пробыл целый год и после своих уединенных размышлений понял, что образование не только не будет препятствовать его служению Богу, но и будет способствовать ему. Благочестивый юноша возвратился к учению, но уже как посвятивший себя в своем сердце служению Богу». По окончании Семинарии, юноша Александр Грибановский, как один из первых учеников, был послан на казенный счет в Московскую Духовную Академию, которую окончил блестяще в 1897 г. Наставниками его были выдающиеся русские богословы. Ректором Академии был Архимандрит Антоний Храповицкий , перешедший через три года Ректором Казанской Духовной Академии. Заместителем Архимандрита Антония стал Архимандрит Арсений (впоследствии знаменитый Митрополит Новгородский).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

сост. Александр Ратшин Черниговской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ЕЛЕЦКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в губернском городе Чернигове, на горе, называемой издревле Болдиною; находится под управлением архимандрита, который вместе с тем есть и ректор Черниговской семинарии. – Св. Антоний Печерский, быв изгнан из Киева в. к. Изяславом, удалился в 1069 году к Чернигову – и там, в необитаемом месте, в Болдиной горе, ископал пещеру, для уединенного пребывания своего. В это время обретена им на сем месте икона Божией Матери, стоящая на дереве ели – и Препод. основал тут обитель, в честь Успения Богородицы, названную после Елецкою, из которой однако ж он вскоре переселился обратно в Киево-Печерский монастырь. Существование обители с тех пор продолжается и доныне. Здесь две церкви: 1) Соб. Успения Божией Матери, достопримечательная своею древностью; ибо, быв сооружена св. Антонием еще в 1069 году, находится до сих пор в том же виде, кроме приделов, устроенных, в позднейшее время: а) Архангела Михаила, б) Иакова Брата Божия, в) Рождества Иоанна Предтечи и г) Великомученика Георгия, на хорах. В этом знаменитом храме находится и помянутая обретенная св. Антонием икона Божией Матери, известная под названием Елецкой-Черниговской, которой празднество совершается 5 февраля. 2) Теплая, Апостолов Петра и Павла; существует с 1673 г. В XVII веке, в числе архимандритов сей обители, был св. Димитрий, в последствии митрополит Ростовский. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Новгород-Северском; состоит под управлением архимандрита. Основан в конце XVI века. – В 1785 году обитель эта была сделана кафедральною архиереев Новгородо-Северской епархии. – Здесь соб. церковь Преображения Господня, в которой находится явленная икона Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1301 году, и называемая Новгородскою; празднество ей совершается 20 декабря. В числе архимандритов сей обители был с 1699 по 1701 год св. Димитрий, хиротонисанный потом в митрополита Ростовского. В половине XVIII века здесь жил на покое, и скончался первый архиепископ Переславль-Залеской епархии, Арсений Могилиоланский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Частные вопросы Догматические темы 1742. Никитин В. А. Пасхальный догмат в русском богословии//БТ. 1990. Сб. 30. С. 279–304. См. также 1405, 1434, 1451, 1452, 1865, 1866, 1890, 2258. Апологетические темы 1743. Гумеров А., свящ. Три четверти академического богословия: (Духовное наследие «Прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника»)//БВ. 1993. [Т.] 1. 1. Вып. 1–2. С. 21–39. 1744. Дронов М. , прот. Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXI в.//АиО. 1998. 4(18). С. 255–271. 1745. Задорнов А. Академическая школа русского богословия и проблема основания науки//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 39–59. 1746. Осипов А. И. Богословие и «Богословский вестник»//БВ. 1993. [Т.] 1. 1. Вып. 1–2. С. 7–20. Итоги развития рус. богословия к 1917 г. и отражение их в «БВ». 1747. Панков Г. Д. Вопрос об отношении философии к религии на страницах харьковского журнала «Вера и разум»//BiP. 2000. 1. С. 87–89. См. также 1063, 1680, 1699, 3084. Персоналии (в алфавите имен; см. также ИУ) Булгаков С. Н. – см. также ИУ. 1748. Елена (Казимирчак-Полонская), мон. О сборнике С. Н. Булгакова «Два града»//ППр. 1996/1997. 5. С. 48–55. К 125-летию со дня рождения прот. Сергия Булгакова . 1749. Елена (Казимирчак-Полонская), мон. Профессор протоиерей Сергий Булгаков (1871–1944)//БТ. 1986. Сб. 27. С. 107–194. Список трудов прот. С. Н. Булгакова: С. 179–194. 1750. Денисенко И. Н. Взгляды Т. И. Буткевича на сущность и происхождение религии//BiP. 2000. 1. С. 66–70. 1751. Митрофанов Г., прот. Религиозно-философские воззрения К. Леонтьева и их значение для русской религиозной культуры//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 26–29. Лосский В. Н. – см. также ИУ. 1752. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Предисловие [к сб. 8 «Богословских трудов», посвящ. В. Н. Лосскому ]//БТ. 1972 Сб. 8. С. 5–6. 1753. Асмус В. В., прот. Богословие В. Н. Лосского //ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 249–252. 1754. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Нам его не хватает больше, чем когда-либо: Памяти В. Н. Лосского : Пер. с фр.//ВРЗЕПЭ. 1979. 101/104. С. 98–99.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. Ю.П. Зуев Именной указатель Алексей (Алексий) (Бяконт Елевферий-Симеон; около 1304–1378) – митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г.; фактически глава московского правительства при малолетнем князе Дмитрии Донском и сподвижник князя в борьбе за укрепление политического единства Руси. Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970) – Патриарх Московский и всея Руси (1945–1970); ему выпало быть предстоятелем РПЦ в годы хрущевских гонений на религию. Алексий II (Ридигер Алексей Михалович; 1929–2008) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1990 г.); возглавлял Церковь в первые годы ее институционального возрождения в постсоветский период. Андрей (Шептицкий Роман; 1865–1944) – митрополит Галицкий, предстоятель Украинской греко-католической церкви в 1901–1944 гг. В 1941 г. приветствовал вторжение немецких войск на территорию СССР; в 1942 г. выступил против геноцида евреев фашистами, организовал кампанию спасения евреев; в 1944 г., сразу после вступления во Львов Советской армии, направил Сталину поздравительную телеграмму. Антоний (?–1581) – митрополит всея Руси (1572–1581); при нем по воле Ивана IV церковными соборами 1572 и 1580 гг. были приняты установления о запрете Церкви приобретать или брать в качестве вклада земельные владения. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936) – архиепископ Псковский (1903– 1910), Новгородский (1910–1920); один из трех кандидатов на Патриарший престол на Поместном соборе 1917–1918 гг.; осужден на три года (1927 г.) за антисоветскую деятельность с высылкой в Среднюю Азию; митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933–1936). Бердебек – хан Золотой Орды в 1357 г. Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) – Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960–1964), Первый (с 1964), Генеральный (с 1966) секретарь ЦК КПСС. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – философ, богослов, депутат 2-й Государственной Думы (февраль – июнь1907), православный священник (с 1918), выслан из СССР (1923). Вениамин (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич; ок. 1700–1785) – архиепископ (с 1762), митрополит (с 1775) Казанский, проводил активную миссионерскую работу среди коренных народов Казанского края, разоблачал Ем. Пугачёва как самозванца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010