С.Г. Петров Указатель имен А дибеков Г.М. Акишин М.О. Алексашина М.Е. Алексеев В.А Альбинский И., священник Петроградской епархии, лидер обновленческой группы «Союз общин Древлеапостольской церкви» Альский А.О., заместитель наркома финансов А.Н. – см. Назаретян А.М. Андрей (Ухтомский А.А.), архиепископ Томский Анемподист (Телегин) – см. Макарий (Телегин М.Н.) Аникеев В. В. Антоний – см. Антонин (Грановский А.А.) Антоний (Храповицкий А.П.), митрополит Киевский и Галицкий, председатель ВЦУ за границей Антонин (Грановский А.А.), епископ, лидер обновленческой группы «Союз церковного возрождения» Анцелович Н.М., представитель ВЦСПС в АРК при ЦК РКП(б) Арсений (Стадницкий А.Г.), митрополит Новгородский и Старорусский Артеменко Е., секретарь заместителя председателя СНК РСФСР и СССР Ахапкин Ю.А. Б аделин В.И. Бажанов Б., помощник генерального секретаря ЦК РКП(б) Базилевич Г.Д., заместитель особоуполномоченного СНК по учету и сосредоточению ценностей Бакунина Е.Н., врач Бакунины, владельцы московской больницы (лечебницы) Бардунова – см. Баркунова Е.М. Баркунова Е.М., студентка, осужденная по московскому процессу Башкарев А.А., студент, осужденный по московскому процессу Башкарев В.А., студент, осужденный по московскому процессу Башкиров А.А. – см. Башкарев А.А. Башкиров В.А. – см. Башкарев В.А. Бек М., председатель Московского ревтрибунала Белавин, Беллавин В.И. – см.Тихон (Беллавин В.И.) Белков (Толшемский) Е.Х., священник Петроградской епархии, лидер обновленческой группы «Союз религиозно-трудовых общин» Белобородов А.Г., член ЦК РКП(б), заместитель наркома внутренних дел Белявин – см. Тихон (Беллавин В.И.) Бердяев Н.А. , религиозный философ Бобаль – см. Боболь Андрей Боболь Андрей, иезуит, католический святой XVII в. Богоявленский Л .К., протоиерей, осужденный по петроградскому процессу Борисов И., священник, обновленец Боярский А.И., протоиерей Петроградской епархии, член обновленческой группы «Союз общин Древлеапостольской церкви» Бранденбургский Н.Я., заместитель наркома юстиции

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Детство. 17 марта 1863 года, в день преподобнаго Алексия, человека Божия, в дворянской усадьбе, в с. Ватагино Крестицкаго уезда, Новгородской губернии, в семье Храповицких, принадлежавшей к старинному русскому роду, родился третий сын – Алексий, наш будущий Владыка – Блаженнейший Антоний, Митрополит Киевский и Галицкий, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Отец Владыки, Павел Павлович Храповицкий, прошел курс физико-математическаго факультета Петербургскаго университета и посвятил себя деятельности на пользу народа во вновь открытых земских учреждениях. Он был умеренный либерал и не сошелся во взглядах со своими сослуживцами, делившимися на революционеров и крепостников. Поэтому он вскоре оставил земскую службу и поступил сначала в Волжско-Камский Банк а затем по открытии правительством Дворянскаго и Крестьянскаго Банка, предназначеннаго к благоустройству дворянства и крестьянства, незадолго до этого освобожденнаго от крепостной зависимости, перешел на службу в этот банк. Здесь он не жалел своих сил и здоровья и скончался 58 лет от роду, оставив по себе память человека, славившаго своей честностью и благородством. Мать Владыки – Наталия Петровна, урожд. Веригина – дочь малороссийскаго Харьковскаго помещика. Она получила широкое образование с французским влиянием и пользовалась в обществе исключительным уважением за свою чистоту и благочестие. Она любила посещать церкви и монастыри, много молилась Богу дома по большому молитвослову Киевской печати, 17 века и читала своим четырем сыновьям вслух Евангелие. Скончалась она 70 лет, в своем поместьи Ватагино. Когда мальчику Алексею исполнилось 7 лет, его отец получил должность секретаря губернской земской управы в г. Новгороде и вся семья переехала в этот город, сняв большую квартиру в двух шагах от Софийскаго Собора. Новгородский Софийский Собор X века – один из самых знаменитых исторических храмов в России. В нем, среди других святынь, почивали св. мощи великаго учителя Церкви святителя Кирилла Александрийскаго , утвердившаго учение о двух естествах Спасителя. Храм этот был средоточием русской жизни при Александре Невском во время покорения Руси татарами. Из него вышли – вдохновитель русской государственности и воспитатель перваго Московскаго Царя Иоанна Васильевича Грознаго – Московский Митрополит Макарий и Всероссийский Патриарх великий Никон и он явился главным источником религиознаго вдохновения нашего современнаго Святителя Блаженнейшаго Владыки Митрополита Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

сост. О.А. Платонов Основная литература и источники Аввакум Петров, протопоп. Об иконном писании. Пустозерская проза. М., 1989. Айналов Д.В. Византийская живопись XIV столетия. П., 1917. Айналов Д.В. Лекции по истории древнерусского искусства. Симферополь, 1919. Алдошина Н.Е. Благословенный труд. Московская Духовная Академия. М., 2001. Алпатов М.В. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978. Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII–XVI веков. Л., 1990. Андреев Н. «О деле дьяка Висковатого». Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый Институтом им. Н.П. Кондакова . Прага, 1932. Т. 5. Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. Сб. ст./Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1983. Антоний митрополит. Из истории новгородской иконографии//Богословские труды. М., 1986. Антоний (Храповицкий) , архиепископ. Как сооружать иконостасы в новых храмах?//Хоругвь/Сб. статей. Вып. 1. М., 1993. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1996. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи (Гос. Третьяковской галереи). Опыт историко-художественной классификации. Т. 1–2. М., 1963. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре//Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее/Под ред. Г. Филимонова . М., 1873. Бакушинский А.В. Палехские лаки. М., 1926. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1932. Бакушинский А.В. Русские художественные лаки//Искусство, 1933. 6. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1934. Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934. Балакин П.П. Древнерусское искусство в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород, 1999. Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XVII–XVIII вв. М., 1996. Безобразов В. Из путевых заметок от Владимира до Вязников//Русский вестник, 1861. Т. 34, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Хутынь и Антониев монастыри Если оставить Торговую сторону, которая кипела всею гражданскою жизнию Новгорода, с ее летописными церквами, и следовать вниз по течению шумного Волхова, вдоль его правого берега, там откроется начало и развитие иноческой жизни нашего Севера в двух обителях – Антония и Варлаама, – подобно как лавра Печерская была колыбелью оной на юге России. Уже несколько иноков Печерских один за другим восседали на кафедре Софийской и с ними вместе пришли монашествующие в Великий Новгород. Но это не образовало там решительной эпохи иночества до явления преподобного Антония Римлянина, как равно и в Киеве, несмотря на существовавшие там обители, преподобный Антоний Печерский почитается отцом иночествующих. Таинственно было явление Римлянина в пределах Новгородских; оно облечено всею поэзиею юношеской поры Новгорода и может казаться странным, если верующее сердце не оградит себя мыслию о великих знамениях, которыми не раз прославлял Господь Своих угодников, чтобы посредством их утвердить веру в народах. Старый Рим был отечеством Преподобного, в бедственную годину для Церкви Православной, когда уже последовало отпадение Римского епископа по духу превозношений и возникли вместе с крестовыми походами гонения на державшихся правого исповедания отцов своих. Антоний, сын богатых родителей, с юного возраста пожелал жития иноческого и, раздав все родительское наследие нищим, заключил некоторые священные сосуды и драгоценности в бочку и бросил ее в море, по таинственному движению сердца, а сам бежал из Рима в пустыню, в обитель иноческую. Там провел он в строгом посте и молитве более двадцати лет, проходя самый тяжкий искус; когда же и оттоле изгнало его гонение латинян, разграбивших обитель, он скрывался некоторое время в горах; наконец, пришедши на берег моря, основался, как некий древний столпник, на камне, омываемом морскою водою, без всякого покрова от непогоды. Образ Божий всегда был начертан в его сердце и, как отражение сего дивного образа, ему непрестанно виделась на облаках икона Предвечного Младенца на лоне Своей Божественной Матери, осеняющая его от бурь житейских и стихий. Невидимо протекло годичное время в таком духовном созерцании, и вот однажды, нечувствительно для Святого, волна морская отторгла от берега камень, на котором он стоял, и понесла далеко в пучину без всякой для него туги или боязни, без расчета дней и ночей, ибо во свете небесного Лика, исполнявшего веселием его сердце, день единый казался ему как тысяча лет и тысяча лет как день единый; а восторженная молитва с воздеянием рук служила ему пищею во время сего чудного плавания без ладии и кормила, с единым надежным кормчим Господом Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Всеми этими чертами, которые премудрый сын Сирахов приписывает или внушает любителю премудрости, вполне обладал в Боге почившим 7 сентября сего 1892 года маститый иерарх, высокопреосвященнейший митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский, Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры священно-архимандрит Исидор, который, вышел из более чем скромного положения и бедного состояния, в каком находился во время своего детства и юношества, мало по малу, путем всегдашнего смирения, при уповании на помощь Божью, при твердости правил действования и неуклонном соблюдении меры во всем, достиг того, что с царями беседовал, среди вельмож занимал почетное место и среди братии по архиерейству пользовался честью старейшинства, возвысившись до звания первенствующего члена Святейшего Синода. Благодаря этому возвышению, высокопреосвященнейший Исидор сделался высшим руководителем управления всею Российской церковью и сильно влиял, особенно после кончины блаженная памяти святителя Московского Филарета в 1867 году, на все течение церковной жизни в нашем отечестве, не только самой по себе, но и в связи с жизнью гражданской. Такое влияние было весьма важно, ибо совпало с периодом реформ прошлого царствования, когда, при всеобщей почти ломке, трудно было сохранить устойчивость и нужна была большая осторожность и глубокая мудрость практическая, чтобы удержать от падения то, что по неизменным церковным канонам, требовалось сохранить от ломки, и чтобы, с другой стороны, уклониться от напора влияний сильных мира сего, чрезмерно зараженных духом западничества при проведении реформ в законодательство и жизнь. И высокопреосвященнейший Исидор, образцовый блюститель меры во всем, и в этом отношении вполне соблюдал меру, тихо, но неуклонно шествуя путем золотой середины между крайностями либерализма и ретроградства, что было тем более важно, что духом либерализма в известной степени заражены были от светских и некоторые лица, даже стоявшие более или менее близко к высшему церковному управлению. Если же принять во внимание, что такое руководствование делами высшего церковного управления со стороны высокопреосвященнейшего Исидора продолжалось не 5–6 лет, как то было в отношении к значительному числу его предшественников, каковы митрополиты: Михаил (1818–1821), Антоний (1843–1848), Никанор (1848–1856) и Григорий (1856–1860), а целых почти 33 года (1860–1892) 1 , причем высокопреосвященнейший Исидор, обладал свежестью и ясностью мысли до последних минут жизни, крепко держал в своих руках кормило управления церковью за все это время 2 : то мы не можем не признать, что в таком событии Господь явил великое знамение во благо Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Иосиф (Петровых Иван Семенович), митрополит Одесский и Херсонский Родился 15 декабря 1872 года в г. Устюжне, Новгородской губернии. Окончил Устюжское духовное училище и Новгородскую семинарию. В 1895 году поступил в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьезному труду и ученым занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии. 9 сент.1900 г. утвержден исполн. должность доцента академии по кафедре Библейской истории. 26 авг.1901 г. епископом Арсением (Стадницким) , ректором академии, был пострижен в монашество. 30 сент. рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. В феврале 1903 года удостоен степени магистра богословия и утвержден в звании доцента. 9 дек.1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии. 18 января 1904 года возведен в сан архимандрита. В июне 1906 года назначен настоятелем Яблочинского Свято- Онуфриевского первоклассного монастыря, Холмской епархии. С 1907 г. – настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии. 15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро- Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит СПБ Антоний, митрополит Московский Владимир, митрополит Киевский Флавиан и другие. На этой кафедре пребывал много лет и был возведен в сан архиепископа. В 1905–1910 гг. архимандрит Иосиф издал свой дневник под заглавием: «В объятиях Отчих. Дневник инока”. Дневник состоял из двенадцати томов, из которых первые семь томов вышли в свет в 1905 году, т.е. не более чем через четыре года после пострижения. Отсюда видно, как внимательно автор дневника углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение. В дневнике много говорится и о взлетах его духа, и об искушениях – приливах гордости и самомнения, и о других духовных переживаниях. Из этих записей ясно, что архимандрит Иосиф был человек аскетически настроенный, опытный, как инок, но горячий, резко реагирующий на внешние раздражения; энергичный, но неприспособленный к административной работе, которой много выпадает на долю настоятеля монастыря и еще больше на долю епископа. Архимандриту Иосифу больше подходила тихая монастырская жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830, с. Шамовка Александрийского у. Херсонской губ.- 18.02. 1903, Новгород), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, историк Церкви, византинист, агиограф. Из семьи священника, с 1843 г. учился в Херсонской ДС, с 1849 г.- в КДА. 5 июля 1853 г. принял монашеский постриг с именем А., 21 июля рукоположен во иеродиакона, 16 авг.- во иеромонаха. С 7 окт. 1853 г. по июнь 1854 г. инспектор Одесского ДУ, с 24 июня 1854 по 14 марта 1859 г. преподаватель Волынской ДС. С 1859 г. преподаватель Воронежской ДС, с 1863 г. игумен, инспектор Воронежской семинарии. С 1868 г. архимандрит, ректор Полоцкой ДС. С 1872 г. член С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. В 1886-1889 гг. настоятель Заиконоспасского московского мон-ря . Со 2 дек. 1889 г. член Московской синодальной конторы. 30 мая 1893 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии. С 18 дек. 1893 г. епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. Почетный член КазДА (1897). Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский А. отличался широкой образованностью и трудолюбием, хорошо знал греч., лат., нем., франц., итал., испан. языки. Главный труд А. по церковной истории - «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до...», основанная как на опубликованных сочинениях, так и на архивных материалах (в изложении рус. истории),- выдержал 5 изданий (в последних 3 изданиях хронология доведена до 1898). Др. церковно-исторические исследования А. посвящены малоизученным вопросам истории Православия в Греции, Венгрии, Персии, Сербии, Крыму, на Сицилии, Крите, Родосе и т. д. Многие из использованных А. документов были впервые введены им в научный обиход. Большое место в деятельности А. занимали переводы и издание памятников визант. лит-ры, в основном из собрания московской Синодальной Патриаршей б-ки .

http://pravenc.ru/text/76230.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Богородицкий, в Свияжске, основан в 1555 г. Ныне первоклассный. [VI, 53.] Архимандриты Св. Герман Садырев и Полев 3 февр. 1555 перев. из Старицкого Успенского, а 12 мар. 1564 хирот. в архиеп. Казанского. Иеремия , 1564 и 65. Иларион , 1566–68. Иосиф , 1572–76. Авраамий , 1579–84. Мисаил , 1588–93. Сергий , 1598–1613. Корнилий , 1613–1620, 6 февр. хирот. в архиеп. Вологодского. Иоаким , 1620–24. Левкий , 1624–34. Герасим определён 16 июля 1634; до 1639. Пафнутий , 1639 и 40. Гермоген , 1641–47. Иона , 1648–50. В 1651 келарь управлял. Антоний , 1652–63. Иосиф определён 13 мая 1663–67, перев. в Соловецкий. Варфоломей перев. из Соловецкого 1667–69. Евфросин , 1669 и 70, мар. Гавриил , 1674–86. Паисий , 1688–96. Два? Симеон , 1696–1724. (Не так.) [Свияжский архим. Симеон перев. 12 сент. 1698 в Ипатиевский (sic).] Гавриил Русской в авг. 1725–31, перев. в Владимиро-Рождественский. Алексий Раифский определён 3 сент. 68 1731–38. Димитрий Сеченов опред. 11 дек. 1738–42, 12 сент. хирот. в еписк. Нижегородского. Сильвестр Гловатский , 1742–49, 6 июля хирот. в митрополита Сибирского. Евмений Скаловский с 7 февр. 1750; до 1767. Иероним Формиковский в 1767 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 25 дек. 1770 хирот. в еписк. Владимирского. Дорофей 4 окт. 1770 перев. из Новгородского Антониева, а 14 мая 1778 – в Иверский. Иосиф 1778 перев. из Нижегородского Печерского, а 13 окт. 1785 – в Симонов. Платон Любарский 30 окт. 1785 перев. из Казанского Преображенского, а 21 июня 1788 – в Новый Иерусалим. Вениамин Багрянский в 1788 перев. из Новгородского Антониева, а 9 дек. 1789 хирот. в еписк. Иркутского. Гедеон Замыцкий 9 янв. 1790 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 24 мая 1794 – в Цареконстантинов. Сильвестр Лебединский 27 мая 1794 перев. из Астраханского Спасского, а 25 сент. 1799 хирот. в еписк. Полтавского. Ксенофонт Троепольский 24 авг. 1799 перев. из Казанского Преображенского; 15 янв. 1800 хирот. в викария Казанского, а 24 февр. перев. во Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

42. Разделение Русской митрополии на Московскую и Киевскую. Начало самостоятельности Русской Церкви под управлением Московских митрополитов. Митрополит Иона Несмотря на то, что патриархи Константинопольские не благоприятствовали разделению Русской митрополии, попытки к этому настойчиво продолжались как со стороны галицких великих князей, так особенно со стороны могущественных князей литовских, и иногда имели успех, неизбежно внося вместе с собой смуты и нестроения в дела Русской Церкви. Так, при митрополите Феогносте (преемник святого Петра) были в Галиче особые митрополиты Феодор и Феодорит; в правление митрополита Алексия – митрополит Роман, а в последние годы святителя были даже два митрополита: в Галиче Антоний, в Киеве Киприан. По смерти же святителя Алексия произошла и в течение 11 лет продолжалась великая смута в Российской митрополии. Великий князь Димитрий Иоаннович, еще при жизни святителя Алексия, наметил в преемники ему своего духовника архимандрита Михаила (прозванного Митяем по сокращению мирского имени его Димитрий). Святитель Алексий, не желая видеть Митяя своим преемником, предлагал преподобному Сергию после себя престол первосвятителя и после отказа преподобного Сергия как бы уже примирился с волей великого князя, так что архимандрит Михаил тотчас по его кончине, еще не посвященный в сан митрополита, уже усвоил себе права этого высокого сана и начал действовать так, как бы был действительно митрополитом; великий князь отправил его для посвящения в Константинополь, но Митяй умер в виду греческой столицы, и посвящение, предназначенное ему, восхитил один из членов его свиты, архимандрит Пимен. В Москве, однако же, не хотели принять ни поставленного в Константинополе митрополитом Пимена, ни Киевского митрополита Киприана. В то же самое время два раза ездил в Константинополь для посвящения в митрополиты Дионисий, епископ Суздальский, и в первый раз получил только сан архиепископа и многокрестную (как у Новгородского архиепископа) фелонь, во второй же раз получил согласие от патриарха быть митрополитом в России, но на обратном пути из Константинополя в Москву был задержан в Литве и скончался там в темнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010