Вопрос о первоначальной редакции Хождения архиепископа новгородского Антония в Царьград не был до сих пор затронуть, так как не были найдены списки, дающие более желательные чтения, чем тот список, по которому этот памятник был издан П. Савваитовым 1 . Но в настоящее время, когда открыть список Хождения, относящийся несомненно к XV веку и представляющий целый ряд разночтений, который – исправляя и дополняя изданный текст – служат несомненным доказательством принадлежности его к первоначальной редакции, вопрос этот может быть возбужден. Этот список – нашего собрания, приобретенный во время поездки по Румынии, в г. Яссах. В настоящее время нам известны следующие рукописи, содержащие Хождение архиепископа Антония: Сборник XV века, в четвертку, на 432 листах, из собрания А. И. Яцимирского в Москве 2 . Сборник в четвертку, около 900 листов, Библиотеки Антониева-Сийского монастыря, 196/57 3 . Тетрадка, содержащая Хождение архиепископа Антония, из сборника вырезана и хранится в Имп. Публичной Библиотеке. По этому списку Хождение издано П. Савваитовым . Сборник XVII века, в четвертку, на 770 листах, Копенгагенской Библиотеки 4 . Список неполный, издан И. И. Срезневским 5 . Сборник Имп. Публичной Библиотеки. XVII века, в четвертку, на 167 листах, 184, Q, XVII 6 . Сборник 1742-го года, в четвертку, Общества Любителей Древней Письменности, 240. Список неполный, издан Хр. М. Лопаревым 7 . Рассмотрим каждый из пяти указанных списков в отдельности и выясним отношение каждого из них к предполагаемой пока первоначальной редакции. Список из Антониева-Сийского монастыря был вырван из целой рукописи до 1834-го года. П. Строев говорить, что у него находится «тетрадка, на 13-ти листах» с Паломником архиепископа Антония 8 . Рукопись, из которой был вырезан Паломник Антония, была найдена и вкратце описана А. Викторовым ; описывая рукопись, А. Викторов говорит: «По оглавлению, перед Паломником Даниила игумена должно было быть: «Паломник о Царьграде и о сущих в нем святынях», Хождение архиепископа Антония новгородского. Оно действительно и было, но вырвано каким-то Пихлером». Далее А. Викторов делает предположение, не вырванная ли рукопись принадлежала П. Строеву и не по ней ли Хождение издано П. Савваитовым 9 . Описывая эту же рукопись, Н. В. Рузский положительно утверждает, что – судя по снимку, приложенному к изданию, – тетрадь, содержащая Хождение, вырезана из сборника Антониева-Сийского монастыря 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович), митр.Киевский и Галицкий Родился 17 марта 1863 года в семье старого новгородского дворянина-помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877–1878 гг. (в НЭС m.III, стб.67, БЭС m.I, стб.197 и БЭЛ m.I, стб.904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии» на 1917 г., стр.41). Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью, по глубокому влечению сердца к науке боговедения, поступает в С.-Петербургскую Духовную Академию. В ранней молодости Алексей Храповицкий находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же. В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 г. был рукоположен во иеромонаха. Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества. В 1885 г. по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1686 год. В 1886 г. назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию. В 1887 г. был избран исполняющим должность доцента Петербургской Духовной Академии по кафедре Св.Писания Ветхого Завета. В «Церк.Вестнике» за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре «Введение в круг богословских наук» той же Академии до 1890 г. В 1888 г. получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности.» В том же году утвержден в звании доцента Академии. В 1809 назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии. В 1890 получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую Духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Родился в родовом имении Ватагино Крестецкого у. Новгородской губ., в старинной дворянской семье. Сын генерала, героя русско-турецкой войны 1877—78. В 1881 окончил 5-ю С.-Петербургскую гимназию с золотой медалью. Уже в 14 лет получил разрешение участвовать в архиерейских богослужениях в качестве чтеца, читал преимущественно в Исаакиевском соборе. Несмотря на противодействие родных, которые были хоть и верующими, но вполне светскими людьми, после окончания гимназии поступил в С.-Петербургскую Духовную академию. С ранней молодости Алексей находился под большим влиянием Ф. М. Достоевского, часто его посещал, много с ним беседовал. Бытует версия, что именно Алексей Храповицкий стал прототипом Алеши Карамазова. В 1885 окончил Академию кандидатом богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. 18 мая 1885 еще в стенах Академии ее ректором еп. Арсением (Брянцевым), был пострижен в монашество с именем Антоний, 12 июня рукоположен во диакона, а 29 сент. во иеромонаха. В 1885—86 служил помощником инспектора СПбДА, в 1886—87 преподаватель гомилетики, литургики и каноники в Холмской Духовной семинарии. В 1887 иеромонах Антоний был избран и.о. доцента СПбДА по кафедре Ветхого Завета. В 1888 удостоен степени магистра богословия за работу «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» и утвержден в звании доцента. В 1889 назначен исполняющим должность инспектора Академии. В 1890 возведен в сан архимандрита и назначен ректором С.-Петербургской Духовной семинарии, а через несколько месяцев ректором Московской Духовной академии. Однако Московский митрополит Сергий (Ляпидевский) невзлюбил молодого ректора Академии, увидев в его деятельности якобы элементы либерализма. Он добился устранения деятельного архимандрита из Москвы в Казань, с 1895 он стал ректором Казанской Духовной академии. 7 сент. 1897 хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, а в 1899 стал епископом Чистопольским, 1-м викарием Казанской епархии (все с оставлением в должности ректора Академии). 17 августа 1900 избран почетным членом Казанской Духовной академии за литературные и научно-богословские труды. В том же 1900 назначен на самостоятельную кафедру епископом Уфимским и Мензелинским. Через 2 года, в 1902 переведен на очень важную Волынскую кафедру форпост Русского Православия в борьбе с католическим прозелитизмом, польским сепаратизмом и еврейским засильем. Одновременно состоял Экзархом Вселенского Патриарха для Галиции и Карпатской Руси. 22 апр. 1906 избран членом Государственного Совета, но 13 янв. 1907 сложил с себя это звание, как мешающее архипастырской деятельности. 6 мая 1906 возведен в сан архиепископа.

http://lib.cerkov.ru/authors/340

Антон Анатольевич Горский Глава четвертая. Приращение сил: Семен Иванович (1340–1353) Семен Иванович является «рекордсменом» среди московских князей по частоте поездок в Орду: за 13 лет своего княжения он побывал там 6 раз. Цели первых трех визитов ясны: в 1340 г. Семен ездил по смерти отца за ярлыком на великое княжение владимирское, в 1342 – за подтверждением своих прерогатив после вступления на ордынский престол нового хана Джанибека и в 1343 – чтобы оспорить права на нижегородское княжение. В отношении же причин остальных поездок (1344, 1347–1348 и 1350 гг.) единственное предположение было высказано Л.В. Черепниным: «Семен Иванович систематически ездил в Орду, очевидно, для внесения в ханскую казну дани и для выражения своего подданства хану» 403 . Такое объяснение явно неудовлетворительно. Во-первых, для отвоза дани совершенно не обязательно совершать вояж самому великому князю (в противном случае надо было бы допустить, что он должен был ездить в Орду ежегодно). Во- вторых, во всех трех случаях Семен и его братья возвращались «с пожалованием» 404 . Как было видно из изложенного выше (гл. 3), такая летописная формулировка говорит о конкретных приобретениях, которые получал ездивший в Орду князь. Следовательно, целью московских князей были не привоз дани и не некое абстрактное выражение покорности, а определенные владельческие притязания. В момент смерти отца Семен находился в Нижнем Новгороде. 2 мая 1340 г. он отправился в Орду вместе с обоими братьями, Иваном и Андреем; одновременно и «вси князи тогда въ Орде были» – кончина верховного правителя Северо-Восточной Руси вызвала необходимость переутверждения владельческих прав. В Орде Семен получил ярлык на великое княжение владимирское и 1 октября взошел на владимирский стол 405 . Ярлык, очевидно, стоил московскому князю дорого. Вскоре после возвращения он попытался собрать с входившей в Новгородскую землю Новоторжской волости ордынскую подать – «черный бор», что вызвало возмущение новгородцев 406 . Одновременно вспыхнуло восстание в Брянске против московского ставленника Глеба Святославича: 6 декабря 1340 г. брянский князь был убит; очень вероятно, что эти действия также находились в связи с побором в пользу великого князя 407 . С помощью военной силы и при поддержке митрополита Феогноста Семен привел Новгород в покорность 408 . Брянск же вышел из-под контроля, вернувшись в зависимость от Смоленска и через него – Литвы 409 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф.М. Антонов «Тайну цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно» ( Тов.12:7 ). Родился я в городе Кеми, Архангельской губернии, в 1804 году. Род наш один из самых старинных в той стороне. Один из предков наших принадлежал к дружине Новгородской; от этого в народе наша фамилия известна под именем Дружининых. Вероятно, предок наш заехал на дальний север еще в то время, как вся эта страна зависела от Великого Новгорода. Издавна также мои предки принадлежали к числу глаголемых старообрядцев – беспоповщинской секты 1 , Филипповского согласия 2 . В этой секте, одной из наиболее отдаленных от православия, был крещен и я. По общему обычаю, я учился грамоте у одной мещанки нашего города, женщины многосемейной и крайне бедной. Со мной вместо обеда отпускали из дома пирожков, булок. Большую часть из этого я отдавал моей учительнице, которая, в благодарность за угощение, отпускала меня бегать и играть с детьми, иногда на целый день. Немудрено, что в два года у моей наставницы я почти ничему не выучился: едва по складам и нараспев читал славянскую псалтирь старой печати. Затем я около двух месяцев учился у отца протоиерея соборной (единственной в Кеми) церкви. Для объяснения того, как меня отдали учиться к православному пастырю, надобно заметить, что в нашем городе глаголемые старообрядцы не имели ожесточенной вражды к православным, какую видал я в других городах. В домах наших бывали православные священники и принимались охотно и с ласкою. В семьях наших было много членов православных, и их не преследовали за разномыслие в вере. Даже сами глаголемые старообрядцы большей частью сначала до женитьбы или замужства числились по церкви; а потом уже, ради якобы спасения души, наши наставники перекрещивали их по-своему. Притом отец протоиерей, второй мой наставник, был нрава общительного и веселого, и пользовался общей любовью. Он заставлял меня читать псалтирь и объяснял прочитанное. Раз довелось мне прочесть: «рече безумен в сердце своем: несть Бог». Безумный человек помыслил сам в себе, что нет Бога, растолковал он мне. Это объяснение запомнилось мне более других, и я передал его своим домашним. Родителям моим не понравилось это истолкование, и они взяли меня от отца протоиерея.... Что они увидели вредного здесь, и доселе понять не могу... Вообще наши старообрядцы имели очень смутное понятие о разности своей веры с православною: далее внешности взор их не простирался. Борьба старообрядцев с православными, которая велась в других странах старообрядческого мира, в нашу глухую местность не проникала. Потому и отношения старообрядцев (когда упоминается это слово, я разумею «глаголемых», но не говорю этого во избежание многословия) к православным имели характер случайности: то совершенное согласие, как будто никакой и разности нет, то движение злобы, совершенно неожиданное.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание митрополита Фотия во Псков против стригольников. 23 сентября 1416 г. Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников Послание Фотия 1416 г. издавалось дважды: в «Актах исторических» (т. I, 21) и в «Русской исторической библиотеке» (т. VI, 42). «Послание» 1416 г. известно нам в следующих списках: 1) ГИМ, Синод. 562; 4°; нач. XVI в. «Послание», лл. 319—324. По этому списку это и последующие «Послания» были изданы в АИ; 2) ГИМ, Синод. 280; 1°; нач. XVI в. «Послание», лл. 429—433; 3) БИЛ, Рум. 204; 1°; перв. пол. XVI в. «Послание», лл. 406—412. По этому списку «Послание» было издано в РИБ; 4) ГПБ, Соф. 1323; 1°; перв. пол. XVI в. «Послание», лл. 350—351 об.; 5) ГИМ, Синод. 996; 1°; сер. XVI в. «Послание», лл. 621—623 об. В списке ГИМ, Синод. 182 («Царская Минея») этой и остальных грамот Фотия нет (после «Послания Антония» здесь следует «Сказание о срацынской вере» и «Пленение Иерусалима»). Список Синод. 280 (Хронографический список Новгородской летописи, см. выше стр. 231—232), до сих пор не привлекавшийся при издании данного «Послания», дает значительные разночтения текста — главным образом, в приводимых Фотием цитатах из постановлений вселенских соборов. Мы издаем «Послание» 1416 г. по списку ГИМ, Синод. 562 (С) с важнейшими разночтениями и исправлениями по списку ГИМ, Синод. 280 (X) и БИЛ, Рум 204 (Р). Послание Фотея митрополита Благословение Фотеа, митрополита киевьскаго и всея Руси, в Псков, о святем дусе детем моим, посадником и тысячкым, и старым посадником и тысячькым, и всему священническому и иноческому чину, и всему христоименитому господню исполнению, святому людству, обретающимся всем в богоспасаемей державе пьсковьской.

http://sedmitza.ru/lib/text/433553/

А. I. Письма митрополита новгородского Никанора Клементьевского к епископу-викарию старорусскому Антонию Шокотову (1851–1852) Сколько нам известно, в нашей церковно-исторической литературе не обнаружено особенного внимания к личности митрополита Никанора Клементьевского, – типические его черты, как иерарха, занимавшего некоторое время наивысший пост в русской церкви, и как человека, – остаются мало известными, чтоб не сказать совсем неизвестными. Роясь в некоторых литературных памятниках нашей старины, мы натолкнулись на человеческий облик Никанора – и он показался нам очень симпатичным. Именно – в бытность свою епископом калужским (1831–1834), Никанор выказал самые хорошие человеческие отношения к одному кишиневскому изгнаннику – игумену Антонию Жужинскому. Этот игумен Антоний был сначала инспектором кишиневской семинарии; но потом по разным наветам, будучи обвинен епархиальным начальством в строптивом и беспокойном характере, – был переведен на должность инспектора же семинарии в Калугу. Никанор обласкал опального игумена, как отец, и этим доставил ему великое утешение среди постигшего его, совершенно незаслуженно, горя от неправды людской. Об этом эпизоде мы узнали из писем игумена Антония на родину – в Кишинев, и расскажем о нем подробнее в другое время и в другом месте. Теперь, как материал для биографии Никанора, предлагаем письма его в бытность митрополитом новгородским и с.-петербургским к своему викарию – епископу старорусскому Антонию Шокотову. В письмах этих есть данные как для характеристики иерархически-правительственной деятельности Никанора, так и для истории новгородской епархии. 1 1 Ваше преосвященство, Скорым прибытием в Новгород вы много утешили и успокоили меня. Теперь не всякое дело, и не всякая просьба будет поступать ко мне. Тяжесть трудов вы разделите со мною. Мне очень приятно видеть ваше преосвященство, и побеседовать с вами о делах общего служения нашего. Прошу вас прибыть ко мне в С.-Петербург к 10 числу сего месяца, если не встретите препятствия. Помещение приготовлено для вас, и прогонные деньги получите в свое время из конторы архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

А.А. Половцов Леонтий (Лебединский), митрополит Московский Леонтий (в миру Иван Алексеевич Лебединский) – митрополит Московский; род. 22 января 1822 г., умер 1-го августа 1893 г. Сын священника села Новой Калитвы, Острогожского уезда, Воронежской епархии, начальное образование получил в Павловском духовном училище, а среднее в Воронежской духовной семинарии, в которой кончил курс с отличным успехом в 1843 году. В этом году на публичном экзамене в семинарии присутствовал Воронежский архиепископ Антоний; он так был растроган воодушевленною речью даровитого воспитанника семинарии Ивана Лебединского, что с особенным чувством благословил его и, возложив руки на голову оратора, заметно для всех, присутствовавших на экзамене, прочитал какую-то молитву. Этот знаменательный факт был предуказанием будущего высокого назначения молодого воспитанника семинарии. В этом же году Лебединский поступил в С.-Петербургскую духовную академию в число студентов XVII курса. В 1847 году молодой студент перед самым окончанием академического курса постригся в монашество с именем Леонтия, 8-го июня был рукоположен в иеродиакона, а 18-го июля – в сан иеромонаха. Сейчас же по окончании курса в академии молодой инок назначен был профессором и помощником ректора С.-Петербургской духовной семинарии, а затем в том же 1847 году инспектором и профессором богословия Киевской духовной семинарии, где и прослужил по 1852 г., когда был переведен инспектором в Киевскую духовную академию со званием экстраординарного профессора и 15 февраля 1853 г. возведен в сан архимандрита. В 1856 г. архимандрит Леонтий был назначен ректором Владимирской семинарии, в 1857 г. перемещен на ту же должность в Новгородскую семинарию, а с 17 мая 1859 г. до 5 марта 1860 г. был ректором С.-Петербургской семинарии, будучи в то же время членом конференции духовной академии и внешнего академического правления. И в академии, и в семинариях он оставил по себе наилучшие воспоминания как о талантливом наставнике, так и добром и авторитетном начальнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.В. Рындина. О литургической символике древнерусских серебряных панагий Литургическая деятельность митрополита Киприана на сегодняшний день достаточно хорошо известна. Однако не было ни одной серьезной попытки проследить ее плоды в предметном мире русской церковной практики, то есть в самой литургической утвари. Настоящая статья является едва ли ни первым опытом такого рода и потому претендует не столько на исчерпывающее раскрытие темы, сколько на постановку проблемы на достаточно узком материале, имеющем яркую типологическую и художественную специфику сравнительно с византийским образом. Речь пойдет о группе серебряных двустворчатых панагий конца XV вв., имеющих единственный аналог по технике исполнения и составу изображений в лице молдовалашских экземпляров конца XV–XVI вв. Надо заметить, правда, что в Новгороде серебряные и медные панагии появляются раньше, чем в Москве, примером чему – широко известный экземпляр Антониева монастыря первой трети XIV в., связываемый с именем архиепископа Моисея 625 . Однако новгородские памятники существенно разнятся с московским сюжетным составом наружной створки, где неизменно присутствует композиция «Распятие». Такова и панагия новгородского архиепископа Серапиона конца XIV в. из Троицкой лавры 626 . Исходя из этой детали, которая неизменно повторяется на многочисленных русских и южнославянских путных панагиях XV–XVII вв. из дерева и кости, можно предполагать, что Новгород издревле был знаком с афонским обычаем использования частицы богородичного хлеба в пути, известным по Типикам св. Горы 627 . В целом эта деталь новгородских памятников повторяет мотивы греческих костяных и каменных панагий XI–XII вв., на которых в ряде случаев имелось «Распятие», символизирующее искупительную жертву. Такова хиландарская панагия XII в. из гелиотропа и аналогичная ей по сюжетному составу и по надписям панагия Национального музея в Равенне 628 . Однако «Распятие» на них как бы «вплетено» в систему арок по краю тарелей, за ним еще не закрепилось то особое место по центру предмета, которое определяет устойчивую композиционную схему новгородских металлических экземпляров XIV в. и – позже – панагий резных.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МЕДЕМ АЛЕКСАНДР ОТТОНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Александр Оттонович Медем в годы Первой мировой войны Александр Оттонович Медем ( 1877 - 1931 ), мирянин , мученик Память 10 ноября , в Соборах новомучеников и исповедников Российских , святых Самарских и Саратовских Родился в 1877 году в городе Митаве Курляндской губернии (ныне г. Елгава , Латвия) в семье сенатора Оттона (Антона) Людвиговича Медема, лютеранина по вероисповеданию, члена Государственного совета, занимавшего многие видные государственные посты, в частности губернатора Новгородского. Это был человек, о котором народ сохранил самые добрые воспоминания. Во время беспорядков в Новгородской губернии в 1905 году он без всякого сопровождения выезжал на места происшествий. Подъезжал в тарантасе к бунтующей толпе, смело входил в середину ее, раскланивался с народом, снимал фуражку и начинал говорить тихим голосом. Его вид и манера говорить производили ошеломляющее впечатление, сначала поднимался шум, но вскоре все затихали, и люди с интересом слушали губернатора. В Новгороде ему пришлось заступиться за вдову, у которой один торговец обманом выудил векселя на крупную сумму. Приехав к нему, Оттон Людвигович попросил показать векселя и, получив бумаги, швырнул их в пылающий в камине огонь. И затем сказал торговцу: «Никакого права так поступать я не имел, и вы можете подавать на меня в суд». Торговец не стал подавать в суд, и вдова была спасена от разорения. В 1870-х годах Оттон Людвигович купил имение в шесть тысяч десятин земли в Хвалынском уезде Саратовской губернии. Впоследствии его сын Александр продал из них две тысячи десятин крестьянам по самой низкой цене. Александр окончил в Новгороде гимназию, а затем в 1897 году — юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но юридическая служба его не привлекла. С юных лет он привязался к земле. Почти ни одна сельскохозяйственная работа не проходила без его участия, что способствовало приобретению многих практических знаний в области сельского хозяйства и развитию глубокой любви к родному краю и народу.

http://drevo-info.ru/articles/21798.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010