Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Сошествия Святого Духа Архитектор Д. Трезини спроектировал восточную линию монастырского каре в виде двухэтажных корпусов, расположенных тремя уступами от собора в сторону Невы. В 1717 году под его руководством началось сооружение ближайшей к Благовещенской церкви части корпуса, предназначавшейся для приемов, для чего на первом и втором этажах после галерей были устроены просторные залы-трапезы. Два остальных флигеля планировались как келейные. Сооружение северо-восточного корпуса звершил Т. Швертфегер в 1725 году. На первом этаже располагались зал для собраний и монашеские кельи, на втором - также зал, покои наместника, кельи иеромонахов и братии. В 1760 году открытые галереи корпуса были застеклены. В 1819 году оба примыкавших к Александро-Невской Благовещенской церкви зала на первом и втором этажах были объединены в один двусветный зал, с востока к нему пристроили алтарь. Работы по созданию нового храма велись по проекту и под руководством лаврского архитектора В. П. Петрова. Освящение церкви во имя Сошествия Святого Духа совершилось 18 мая 1922 года. Духовская церковь использовалась для погребений вплоть до начала XX века. Всего в ней было совершено 172 захоронения. В церковном зале вблизи алтаря нашли упокоение столичные митрополиты Михаил (Десницкий), Серафим (Глаголевский), Антоний (Рафальский), Никанор (Клементьевский) и Григорий (Постников). При советской власти Свято-Духовский храм был закрыт последним на территории обители, в январе 1936 года, его интерьеры были полностью уничтожены, на месте усыпальниц размещена котельная. В 1950-е - 1960-е годы в Духовском корпусе располагались покои митрополита и Епархиальное управление. В 2001 году Духовской корпус вернули Лавре. В настоящее время в нем находятся покои наместника и братские кельи, а в помещении церкви - духовно-просветительский центр " Святодуховский " , начавший свою работу в январе 2003 года. Свято-Духовский храм будет восстановлен в качестве домовой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05276

«В них я нашел, говорит сам святитель московский, влияние латинского учения» 129 В этих грамотах, по отношению к вопросу о Св, Писании, проводится мысль о недозволении всякому и все в Писании без разбору читать 130 , так что святитель московский при исправлении этих грамот счел необходимым опустить «один из ответов на вопросы о Св. Писании, помещенных на конце после грамоты» 131 . С тою же целью действовавшим «по особенному направлению духовно-учебным управлением» 132 введена была в круг преподаваемых в духовно-учебных заведениях предметов Патристика, для ближайшего ознакомления воспитанников с отеческою письменностью или в видах церковной начитанности, как высказывается в отчетах обер-прокурора Св. Синода за 1837 и 1838 годы 133 . Затем под влиянием тех же побуждений, введено было в круг преподавания в духовно-учебных заведениях «Православное исповедание» Петра Могилы, некоторые части какового составлены были последним «из подражания латинским книгам», по замечанию Филарета 134 и потребовано было от Филарета, чтобы и в его Катехизис внесены были соответствующие тому добавления 135 . Наконец, действуя в том же, направлении, граф Протасов сделал в Синоде даже такое предложение, чтобы «утвердить исключительное церковное и учебное, общественное и домашнее употребление славянской Библии церковным авторитетом, как это сделано в римско-католической церкви относительно Вульгаты» 136 . Таково было положение дел в высшей церковной администрации в обер-прокурорство графа Протасова, продолжавшееся до смерти его, последовавшей в 1855 году. Если мы обратимся теперь к лицам высшей церковной иерархии, занимавшим по крайней мере старейшие кафедры в России за рассматриваемый период, то окажется, что и здесь было мало обеспечения дли заветной мысли святителя московского-о переводе Библии на русский язык. Кафедру новгородскую и с.-петербургскую занимали во все время царствования Императора Николая Павловича три иерарха: уже известный нам митрополит Серафим до кончины своей, последовавшей в 1843 году; Антоний Рафальский с 1843 по 1848 и Никанор Клеметьевский с 1848 по 1856 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

С членами Синода граф Протасов обращался заносчиво, грубо, позволяя себе кричать на них и даже пытался по-военному командовать ими. При этом он однако заботился о престиже Святейшего Синода и не позволял главам смежных министерств вмешиваться в церковные дела. Считая Русскую Православную Церковь своим ведомством, Протасов брал на себя инициативу в решении чисто церковных дел и даже вопросов богословского характера. В конце 1830-х годов он поднял вопрос об исправлении «Катехизиса» митрополита Филарета, в котором усмотрел протестантский оттенок, заключавшийся будто бы в отсутствии 9 церковных заповедей, заимствованных митрополитом Петром Могилой в «Православное Исповедание» из католических катехизисов. «Православное Исповедание» Протасов ставил так высоко, что ввел обязательное изучение его во всех семинариях и настаивал на том, чтобы оно было объявлено «символической книгой». Обер-прокурор решительно возражал против перевода Библии на русский язык и предлагал Синоду объявить славянский перевод каноническим, подобно тому, как Вульгата является канонической книгой для католической церкви. Этому намерению воспротивился Московский митрополит Филарет. Предложение Протасова было отвергнуто Синодом, но вскоре после этой неудачи, в 1842 году Протасов добился удаления из Синода в свои епархии Филарета, митрополита Московского, и Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова) . Московский святитель, однако, и после удаления из Петербурга никуда не выезжал из Москвы, продолжал оставаться средоточием церковной жизни. Русские иерархи смотрели на него как на своего вождя и, приезжая в Москву, шли к нему за советом и руководством. В 1843 году скончался митрополит Петербургский Серафим, который умел поддерживать хорошие отношения с самовластным обер-прокурором, потому что вполне сочувствовал протасовской церковной политике. Его преемником стал переведенный из Варшавы митрополит Антоний (Рафальский), который привлек внимание жителей столицы торжественностью и красотой совершавшихся им Богослужений. После его смерти в 1848 году на его место пришел митрополит Никанор (Клементьевский) .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Оно так, сказал генерал, но я знаю ваш верный взгляд на вещи». И, когда Рафальский сделал свои замечания, – генерал вполне согласился с ним и благодарил его за них. В 1830 г. военный губернатор Потемкин, присланный в Житомир во время польского восстания, увидевшись с Рафальским, так был очарован его светлым умом и всестороннею образованностью, что приказал жандармскому полковнику Фон-Дребушу составить о нем докладную к Государю записку, каковой, впрочем, не успел представить, скончавшись от холеры. Преемник Потемкина, генерал-губернатор Левашов, на обеде у фельдмаршала Сакела, в присутствии митрополита Евгения, сказал: «я нашел в протоиерее Рафальском такого умного и образованного человека, какого не встречал ни между белым, ни между черным духовенством». Вскоре после этого он отправил к Государю записку Потемкина и свою, с отличною похвалою о Рафальском, заслуживающем особенного внимания. Через это о. Григорий сделался известным Императору. По укрощении польского мятежа, униатам приказано было Почаевскую лавру, издревле принадлежавшую православным, передать православному духовенству. Присланные для этого из Петербурга чиновники просили епископа Амвросия назначить протоиерея Рафальского членом комиссии для принятия и устроения лавры. Хотя Амвросий усиленно отклонял их от их намерения, но они настояли на своем. О. Григорий действовал с великим благоразумием и тактом и ему удалось всех, живших в лавре униатов, обратить к православию. Синод предписал Амвросию склонить Рафальского к монашеству, но он отказался, несмотря на двукратное предписание. Тогда московский митрополит Филарет написал ему собственноручно письмо, в котором, стараясь подействовать на него, говорил, между прочим, что Государь Император желает видеть его наместником Почаевской лавры. Сильное слово Филарета подействовало. «Воля Государя моего, воскликнул тронутый письмом протоиерей, – есть воля Божия, и я свято повинуюсь ей». В 1833 году он был пострижен в монашество с именем Антония и возведен в сан архимандрита с званием наместника лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В соответствии с решениями Венского конгресса (1814 – 1815) на территории княжества Варшавского было создано Царство Польское под опекой России. В 1815 г. император Александр I ввел там конституцию, по которой в Польше появлялся наместник. Конституция вернула Польше многие польские исторические традиции: деление на воеводства, расширение полномочий сейма. С переходом большей части польских земель в подданство России гонения на православных, насильственное обращение в унию и латинская пропаганда были прекращены. Большинство приходов присоединенных к России земель составили одну епархию, получившую в 1793 г. название Минской (ранее епархия называлась Слуцкой). Число православных верующих стало увеличиваться особенно за счет возвращения униатов в лоно Православия. В 1834 г. по решению Священного Синода Русской Православной Церкви в Варшаве учреждено викариатство Волынской епархии, а в 1840 г. учреждена самостоятельная Варшавская епархия. Епископ Варшавский был возведен в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 г. – Холмско-Варшавского. На эту кафедру назначались лучшие русские архипастыри – Антоний Рафальский (из Почаевских архимандритов, в будущем митрополит Петербургский), Арсений Москвин (будущий митрополит Киевский), Иоанникий Горский, Леонтий Лебединский. В 1905 г. из состава Холмско-Варшавской епархии выделилась самостоятельная Холмская епархия, первым епископом которой стал Евлогий (Георгиевский) (в будущем – митрополит Парижский, ум. 1948). Мирная жизнь епархий в Царстве Польском, входивших в состав Русской Православной Церкви, была нарушена внутренними событиями в самой России 1917 – 1918 гг. – прежде всего распадом Российской империи, и получением Польши государственной независимости. 14.4. Православная Церковь в Польше в 1918 – 1948 гг. После Первой Мировой войны в 1918 г. было восстановлено независимое Польское государство. Согласно Рижскому договору 1921 г., заключенному по итогам советско-польской войны, Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав Польши. Таким образом, часть русских епархий оказалась за пределами России. В сентябре 1921 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви на Варшавскую кафедру был назначен архиепископ Георгий (Ярошевский), а в январе 1922 г. он был возведен в сан митрополита. Варшавской епархии была предоставлена широкая автономия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) IV. Епархия С.-Петербургская С.-Петербургская епархия учреждена в 1742 г. Четвёртая из первоклассных. 1. Никодим Сребницкий , еписк. С.-Петербургский и Шлиссельбургский, 1 сент. 1742 перев. с Черниговской епархии; с 2 февр. 1745 викарий Киевской митрополии (еписк. Переяславльский). 2. Феодосий Янковский , архиеп. С.-Петербургский и Ревельский, хирот. 10 мар. 1745, из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры; † 22 апр. 1750 и погребён в Александро-Невском мнтре. 3. Сильвестр Кулябка , еписк., 25 апр. 1750 перев. с епархии Костромской, 4 июля пожалован в архиеп.; † 17 апр. 1761 и погребён в Александро-Невском мнтре. 4. Вениамин Пуцек-Григорович , 15 сент. 1761, из еписк. Псковского, пожалован архиепископом; 25 июля 1762 перев. в Казанскую епархию. 5. Гавриил Кременецкий 25 июля 1762 из еписк. Казанского пожалован архиепископом; с 22 сент. 1770 митр. Киевский. 6. Гавриил Петров 22 сент. 1770 из еписк. Тверского пожалован архиепископом С.-Петербургским и Ревельским; 1 янв. 1775 наименован «Новгородский и С.-Петербургский»; 22 сент. 1783 пожалован в митр-та; 16 окт. 1799 переименован «Новгородский и Олонецкий». (См. Новгород. епархию). 7. Амвросий Подобедов 16 окт. 1799 перев. с Казанской епархии; с 19 дек. 1800 «архиепископ Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский»; 10 мар. 1801 пожалован в митр-та; 26 мар. 1818 оставлен на одной епархии Новгородской; 6 апр. уволен на покой; † 21 мая. Погребён в Александро-Невской Лавре (?). 8. Михаил Десницкий 26 мар. 1818 из архиепископов Черниговских пожалован в митр-та С.-Петербургского, с 25 июня и Новгородского; † 24 мар. 1821 и погребён в Александро-Невской Лавре. 9. Серафим Глаголевский , митр. Новгородский и С.-Петербургский, 19 июня 1821 перев. из Москвы; † 17 янв. 1843. Погребён в Александро-Невской Лавре. 10. Антоний Рафальский , митр. Новгородский и С.-Петербургский, 17 янв. 1843 перев. из Варшавы; † 16 нояб. 1848. Погребён в Александро-Невской Лавре. 11. Никанор Клементьевский 20 нояб. 1848 перев. из Варшавы; † 17 сент. 1856. Погребён в Александро-Невской Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Может быть, тут и были приняты во внимание заявления по крайней мере некоторых наставников, но во всяком случае перетасовка предметов довольно странная. Таким образом реформа тр. Пратасова не предусмотрела многих весьма важных обстоятельств для успеха учебного дела в семинариях. Еще пока жив был гр. Пратасов, духовные семинарии пользовались особым вниманием высшего начальства, особенно петербургская семинария, как «образцовая», с его же смертию, в некотором отношении в семинариях, может быть, и стало легче и свободнее, за то они на довольно долгое время остались в небрежении и все более приходили в расстройство. 198 Извл. из отч. об. -прок. за 1851 г. стр. 104, 105. Ср. за 1849 г. стр. 94, 95. 1855 г. стр 99. 199 Нововведение это находилось в связи с намерениями вновь учрежденного тогда министерства государственных имуществ (1837 г.), которое, встречая немалые затруднения в невежеств крестьян для улучшения сельского вообще хозяйства и видя беспомощность народа в гигиеническом отношении, решилось испробовать, не достигнет ли добрых результатов в том и другом отношении чрез священников. 201 Составление новых конспектов по разным предметам семинарского курса, как выше сказано (стр. 307), возложено было на особый комитет при спб. академии, но в тоже время и правлению московской академии поручено было заняться этим делом. (Смирн. Ист. моск. ак. 112). 202 Антоний (Рафальский), бывший архиеп. варшавский, состоял спб. митрополитом с янв. 1843 г. (по смерти м. Серафима) по ноябрь 1848 г. когда уволен по болезни: училищные дела на время его повторявшейся болезни поручались викарию, бывшему и ректором академии, в 1845 г. Афанасию, в 1848 г. Евсевию (Орлинскому) . С ноября 1848 г. митрополитом был Никанор Клементьевский (бывший архиеп. варшавский) – до сент. 1856 г. Его место занял Григорий Постников , архиепископ, а с 26 авг. 1856 г. митрополит казанский, ум. в июне 1860 г. С 1 июля 1860 г. митрополитом состоит Высокопр. Исидор, (см. стр. 26). 203 Извлеч. из отч. об. -прок. Син.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более ста лет владели униаты обителью Почаевскою (1720–1831). В это время стараниями Потоцкого (1771–1782) была построена на горе Почаевской нынешняя великолепная лаврская соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы; сооружен братский корпус со всеми принадлежностями; монастырские здания, обнесённые каменною стеною и т.п. Совместно с этим в 1774 году устроена, или точнее, переделана (novimer extructa) в Лавре, на самой окраине Почаевской горы, по южную сторону, теперешняя пещерная церковь с искусно-оставленною в оной, пещерою преподобного Иова. С дозволения тогдашнего униатскою Луцкого епископа Феодосия Рудницкого церковь эта была освящена в 1786 году местным супериором Лавры Иеронимом Братковским, одновременно с большою Успенскою церковью, и вследствие особенного памятного обстоятельства в Лавре посвящена во имя св. великомученицы Варвары. 417 Тогда же, по всей вероятности, перенесены сюда и нетленные останки преподобного Иова, и поставлены под навесом природной скалы, где и поныне почивают. В таком положении, между прочим, находились дела, когда в октябре 1831 года по высочайшему повелению императора Николая Павловича, базилиане были удалены из Почаева, и обитель Почаевская снова возвращена в ведение православной церкви, как искони законная святыня и несомненное её достояние. 418 Вместе с этим, снова возвращены были православной церкви и нетленные мощи преподобного Иова. В том же 1831 году, по описи составленной православными приемщиками Лавры, в числе которых участвовал, между прочим, и известный Кременецкий протоиерей Григорий Рафальский (в последствии высокопреосвященный Антоний митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский), под заглавием: «церкви», в 2 значится: « церковь пещерная алтарем на восток во имя св. великомученицы Варвары, занимающая пространство под галереей в длину на 87, а в ширину на 10 локтей, с резным, местами позолоченным иконостасом, и с большим на север отверстием, ведущим в пространную пещеру в скале, где в гробнице за стеклом почивают мощи преподобного Иова, игумена, Почаевского».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

156 Базилиане умели запасаться напитками: в погребах найдено питного меду 74 бочки, – разносортного виноградного вина, большей частью венгерского, 20 бочек, и в бутылках старого венгерского и других высшего сорта вин 415 бутылок. Водки 10 больших куф, – разных наливок несколько бочек, также известное количество бутылок с ромом, портером, старым медом и разными ликерами. 167 При приеме от базилиан Почаевской обители, в числе других сановников, был чиновник, командированный обер-прокурором Святейшего Синода князем мещерским, коллежский асессор Войцехович. Чрез все время нахождения в Почаеве он имел случай ежедневно видеть трудолюбие и способности в протоиерее Рафальском, как сотруднике по принятию монастыря, – и по возвращении в столицу достоинства его сделать известными Священному Синоду. 177 Братская молитвословная кружка в 1832 г. составляла только 5500 рублей ассигнациями, или на серебро, по тогдашнему курсу, 1378 р. 50 к., а в 1833 г. поступило в эту кружку 10141 р. ассигнациями. 178 Ректор Каменец-Подольской семинарии архимандрит Гедеон, – ректор Волынской семинарии архимандрит Флавиан, – настоятель Дерманского монастыря архимандрит Иерофей (бывший Волынский Викарий епископ Острожский) и наместник Почаевской лавры, архимандрит Антоний. 183 См. донесение Кременец. исправн. от 1 января 1839 года. Странно, что и прежде не узнали в этом Павле злонамеренного и коварного врага обители, когда поведение его обнаруживало это. Во все время пребывания своего в лавре он не служил, редко ходил в церковь , делал насмешки над православными обрядами, и предавался поступкам, унижающим иноч. чин. 185 Всеми глубокоуважаемый за благочестивую жизнь старец сей, в 1863 году принял великий образ иеросхимонаха, с наречением имени Зосима. 189 Воля есть предместье г. Варшавы, в двух верстах, за заставой по Калишской дороге. До 1830 г. там был Латинский приходской каменный костел с домом, хозяйскими строениями и обширным садом, принадлежавшими пробощу. Во время бывшего в 1831 году мятежа поляки сделали здесь укрепление. По взятии Варшавы и усмирении мятежников, это укрепление обращено в православное кладбище, а костел обращен в православную кладбищенскую церковь во имя Владимирской Божией Матери. Внешность и внутренность этой церкви напоминают, что здесь в 1831 году 26 августа в день Владимирской Божией Матери при взятии приступом укрепления, происходила кровопролитная битва. Наружность храма, с юго-западной стороны, вся усеяна ядрами. Внутренние стены украшены бронзовыми шестью таблицами, изображающими войну 1831 года. Между сими таблицами на стене совершенное подобие больших орудий, а в соответствие тому сделано было и сказанное паникадило в виде пушки, которое висело среди церкви: но когда в 1854 году известный русский вельможа Демидов сделал в Париже на свой счет другое подобное бронзовое паникадило, составленное весьма искусно из ядер, и пожертвовал в помянутую церковь : то прежнее оказалось лишним, а потому уступлено Почаевской лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

архиеп. Антоний (Рафальский; 5 окт. 1840 - 17 янв. 1843); архиеп. Никанор (Клементьевский; 17 янв. 1843 - 4 нояб. 1848); архиеп. Арсений (Москвин; 6 нояб. 1848 - 1 июля 1860); архиеп. Иоанникий (Горский; 17 июля 1860 - 16 нояб. 1875, с 1 мая 1875 Холмский и Варшавский); архиеп. Леонтий (Лебединский; 16 нояб. 1875 - 17 нояб. 1891); еп. Флавиан (Городецкий; 14 дек. 1891 - 21 февр. 1898, с 15 мая 1892 архиеп.); архиеп. Иероним (Экземплярский; 27 февр. 1898 - 2 нояб. 1905, с 16 июня 1905 Варшавский и Привислинский); архиеп. Никанор (Каменский; 9 дек. 1905 - 5 апр. 1908); архиеп. Николай (Зиоров; 5 апр. 1908 - 20 дек. 1915); в 1916 г. временно управляющим епархией назначен Дмитровский еп. Иоасаф (Каллистов), в управление не вступил; в 1918-1921 гг. епархией временно управлял Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий); митр. сщмч. Серафим (Чичагов; назначен 17 сент. 1918, не смог выехать в епархию); митр. Георгий (Ярошевский; 30 янв. 1922 - 8 февр. 1923); митр. Дионисий (Валединский; с 27 февр. 1923, 17 сент. 1925 возглавил Варшавскую кафедру неканонически провозглашенной ПАПЦ). Лит.: Корженевский И. , прот. Состояние Варшавской епархии под управлением преосв. Арсения//Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1879. 3; Лотоцкий А. , прот. Церк.-ист. и стат. описание Варшавской правосл. епархии. Почаев, 1863; Список церквей, часовен, приходов и священнослужителей Холмско-Варшавской епархии с показанием местностей, составляющих приходы, числа прихожан и количества церк.-приходских земель. Варшава, 1882. Прил. к 17/18 Холмско-Варшавского епарх. вестн.; Сидоров А. А. Русские и рус. жизнь в Варшаве, 1815-1895: Ист. очерк. Варшава, 1901; Козловский Р. Варшавская епархия РПЦ со времени ее учреждения до соединения ее с Холмской епархией (1875): Курс. соч./МДА. Загорск, 1959. Ркп.; Лысынкевич И. История Холмско-Варшавской епархии (1875-1905): Курс. соч./МДА. Загорск, 1960. Ркп.; Дубровский А. , свящ. Православная Церковь в Польше//ЖМП. 1971. 1. С. 45-48; Свитич А. Правосл. Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в XX ст. М., 1997; Сокол К. Г. Русская Варшава. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/150457.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010