Через несколько лет в городе Острог открылась духовная семинария , куда и направился для дальнейшего обучения Яков Лобачевский. В 1799 году они с двоюродным братом Григорием Рафальским поступили сразу в класс риторики, поскольку уровень их домашнего образования семинарское начальство сочло весьма высоким. Семья Григория Рафальского была более зажиточной, поэтому дядя Якова, священник Антоний Рафальский, взял на себя содержание и своего собственного сына, и племянника. И здесь проявилось ещё одно качество будущего святителя: он, как и апостол Павел, не хотел никого обременять и питался от трудов рук своих: в свободное время, особенно во время вакаций (каникул) он давал частные уроки, зарабатывая на приобретение книг, канцелярских предметов и других необходимых вещей. Любовь Якова Лобачевского к наукам была столь велика, что помимо семинарской программы он изучил медицину, французский и немецкий языки. Исторические документы сохранили характеристики, данные ему семинарским начальством. Вот одна из них: " Благороднейший характер, обладает большим авторитетом среди молодёжи. В высшей степени прилежен, достиг большого прогресса, честнейший нравом " . По окончании Волынской семинарии в 1807 году Яков Лобачевский поступил в Киевскую духовную академию . Кроме собственной учёбы там, он занимался обучением детей некоего высокопоставленного чиновника медицинской службы, генерал-штаб-доктора, который был к нему очень расположен и принимал как собственного сына. У этого доктора была обширная библиотека, а также различные научные приборы - электрические машины, химические аппараты, анатомические инструменты и так далее. Всем этим разрешалось пользоваться и Якову. В результате будущий святитель приобрёл не только высшее духовное образование, но и стал специалистом в сфере естественных наук. Окончив в 1811 году Академию, Яков Лобачевский вернулся в Острог, в родную семинарию, где стал преподавать грамматику, немецкий язык и арифметику. 2 августа 1814 года пострижен в монашество с именем Иерофей; 6 августа рукоположен во иеродиакона , а 9 августа - во иеромонаха .

http://drevo-info.ru/articles/13680623.h...

Так, киевский генерал-губернатор граф Левашов, на обеде у фельдмаршала Сакена, в присутствии митрополита Евгения, сказал: «Я нашел в протоиерее Рафальском такого человека, что умнее его не встречал ни между белым, ни между черным духовенством». Потом, после стола, вспомнив, что он говорил это при митрополите, граф обратился к своим приближенным со словами: «Ах! что я сделал! мне из ума вон, что тут находился митрополит». Но и даровитейшие и способнейшие натуры часто исчезают с лица земли, не быв допущены обстоятельствами совершить свое призвание и ознаменовать свое существование чем-нибудь особенным. Тоже могло бы случиться и с Антонием, если бы не поблагоприятствовали ему особенные случайности. Известно, что вспыхнувший в Царстве Польском мятеж охватил и Волынь, и приехавшему в 1831 г. из Петербурга новому военному губернатору Потемкину необходимо было поставить себя в известность о настроении умов во всех сословиях. Когда речь зашла о духовенстве, то жандармский полковник фон-Дребуш, незнакомый лично с Рафальским, по случаю недавнего своего назначения в Волынскую губернию, между прочим, сказал, что был при консистории один очень умный и добросовестный человек, на которого можно было бы положиться, но он попал в немилость и переведен в Кременец. Здесь следует сказать несколько слов о гонении, воздвигнутом на Антония архиереем волынским Амвросием. До его приезда Антоний пользовался милостью его предшественника, преосвященного Стефана, до такой степени, что когда, в 1821 году, лишился жены, Стефан взял его к себе и поручил ему управление архиерейским домом. Это возбудило в некоторых лицах, особенно в секретаре консистории и одном из её членов, зависть к Антонию и, по проискам их, несмотря на то, что состоял на службе с 1809 по 1833 г. и прошел, в течение того времени, много должностей, он был награжден, вопреки отличной рекомендации епархиального начальства, лишь скуфьей. Когда Стефан переведен был из Волыни в Вологду, тогда враги Антония еще смелее и наглее стали против него действовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 16 октября 1799 года Имена Сведения бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 16.10.1799 по 19.12.1800 переименован архиепископ Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 19 декабря 1800 года Имена Сведения бывший архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Выборгский, с 19.12.1800 митрополит с 10.03.1801 по 04.12.1803 переименован митрополит Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 4 декабря 1803 года Имена Сведения бывший митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 04.12.1803 по 26.03.1818 митрополит Новгородский и Олонецкий бывший архиепископ Черниговский и Нежинский с 26.03.1818 по 25.06.1818 переименован митрополит Новгородский, Санкт Петербургский. Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 25 июня 1818 года Имена Сведения бывший митрополит Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 25.06.1818 24.03.1821 Дамаскин (Россов), епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии временно управлял с 06.11.1821 епископ Тульский и Белевский Серафим (Глаголевский), митрополит бывший митрополит Московский и Коломенский с 19.06.1821 17.01.1843 Антоний (Рафальский), митрополит бывший архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 17.01.1843 по 04.11.1848 на покое; 16.11.1848 бывший архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 20.11.1848 17.09.1856 бывший митрополит Казанский и Свияжский с 01.10.1856 17.06.1860 бывший митрополит Киевский и Галицкий с 01.07.1860 по 21.06.1865 переименован митрополит Новгородский, Санкт Петербургский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская и Финляндская С 21 июня 1865 года Имена Сведения бывший митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 21.06.1865 07.09.1892 Санкт-Петербургская и Ладожская С 18 октября 1892 года Имена Сведения бывший архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 18.10.1892

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Независимо от этого, архим. Макарий 10 мая 1847 года был награжден, по представлению Св. Синода, орденом св. Анны 2 ст. «в воздаяние отлично-усердной службы его», как говорилось в Высочайшей грамоте, данной на его имя 13 мая 1847 года 474 . Митрополиты Петербургские, бывшие главными начальниками Академии, относились к архим. Макарию неизменно благосклонно. За время инспекторства и профессорства архим. Макария С.-Петербургскую митрополичью кафедру занимали – Антоний Рафальский (до 1848 г.) и Никанор Клементьевский . Оба они всегда аттестовали архим. Макария в послужном списке с наилучшей стороны. Напр., в 1843 году Макарий был аттестован м. Антонием так: «поведения честного, исправен и благонадежен» 475 , в 1844 г.: «поведения честного, исправен и по всему благонадежен» 476 , в 1845 г.: «поведения очень честного, в должности ревностен и исправен и к продолжению оной весьма благонадежен» 477 , в 1846 г.: «поведения примерно честного, в должности всегда исправен и к продолжению оной весьма благонадежен» 478 ; за 1847 год: «поведения постоянно честного, в должности всегда исправен и вполне благонадежен» 479 ; в 1848 году уже м. Никанор так аттестовал архим. Макария: «поведения доброго, отлично исправен, благонадежен» 480 ; в 1849 г.: «поведения постоянно честного, в должности всегда исправен и благонадежен» 481 , и в 1850 г.; «поведения весьма честного, исправен и благонадежен» 482 . Кроме того, в 1849 г. м, Никанор обозревал, по поручению Св. Синода, Петербургскую Академию и, по его предложению, Св. Синод в том же году преподал благословение архим. Макарию за его отлично усердную службу 483 . Светское духовно-училищное начальство в лице обер-прокурора Св. Синода и высших чиновников Духовно-учебного Управления относилось во все это время к архим. Макарию в высшей степени благосклонно. Из писем преосв. Евсевия к А.В. Горскому, между прочим, видно, что Макарий некоторые из своих сочинений писал в это время; по нарочитому предложению со стороны светского духовно-училищного начальства 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

19 См. напр. стран. 10, 160, 186, 217, 221, 231, 233, 236, 241, 248, 311, 320, 349, 360, 361, 429, 432, 436 и мн. др., ради чего издатели в некоторых местах нашли нужным поставить многоточие (напр. стр. 596, 671 и др.). 22 Часть III-я начинается собственно описанием пребывания архимандрита Порфирия на Афоне и переезда его, чрез Константинополь, Валахию и Молдавию, в Россию. 23 Антоний Рафальский, тогдашний митрополит Новгородский и С.-Петербургский, первенствующий член Святейшего Синода († 1848). См. о нем в «Книге бытия» III, 101, 120, 126 и др. 24 Плиодор (Чистяков), архиепископ Курский и Белгородский, присутствовавший в то время в Святейшем Синоде († 1861). См. о нем и его отношении к архим. Порфирию в «Книгк бытия» III, 100, 101 и дал. 25 Гедеон, архиепископ Полтавский († 1849) также был в то время присутствовавшим в Священном Синоде. См. о нем там же, стр. 102. 26 Граф Н.А.Протасов († 1855), тогдашний обер-прокуроров Св. Синода. См. о нем и его отношениях к архим. Порфирию там же, стр. 103 и дальн., 107, 121 и др. 27 Разумеются, ближе всего, главные, более влиятельные чиновники графа Протасова по духовному ведомству директор канцелярии Св. Синода А.Н.Войцехович († 1881), директор канцелярии обер-прокурора Св. Синода К.С.Сербинович († 1874) и директор духовно-учебного управления, впоследствии исправлявший должность обер-прокурора Св. Синода (в 1855–1856 г.) А.И.Карасевский († 1856). См. о них там же, стр. 105, 134, 135 и др. 28 Полагаем, что так именно нужно читать это слово, а не «вооружены», как напечатано на стр. 101 части III-eй рассматриваемого издания. 29 «Книга бытия» преосв. Порфирия III, 140–141. Но еще и гораздо раньше того преосв. Порфирий замышлял это учреждение, о чем см. «Книгу бытия» I, 677 и 361–362. Сравн. «Богосл. Вестник» за 1894 г., ч. III, стр. 472–474, отд. IV. 30 «Книга бытия» III, 148–150. Далее и указывается при этом, что часть издержек на дело миссии должна была пасть на средства духовного ведомства, а другая, равная ей, часть на средства государственного казначейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Н. Муравьеву, стр. 118–120 и дальн. и б) к наместнику Лавры Антонию, ч. II, стр. 106–107, 188, 464. Затем, в 1844 году на Петербургском Троицком подворье, по распоряжению графа, сделан был не совсем вежливый обыск сундука владыки Московского для дознания того, «не заперты ли в сундуки ереси», как говорит сам владыка в одном из писем к наместнику Лавры Антонию (см. ч. 2 Писем, стр. 132) и под. Равным образом, когда по вступлении Антония (Рафальского) на кафедру С.-Петербургской митрополии, владыка Московский послал ему приветственное братское письмо, Антоний не отвечал ему также, как и на другие его письма (см. Письма Филарета к наместнику Антонию, ч. II, стр. 112–113; срав. Письма его же к А. Н. Муравьеву, стр. 39 и 123). Долго не отвечал на такое же приветствие и преемник Антония Никанор; «но потом одумался и написал свое» (см. Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 294. Срав. Письма Филарета к Григорию Постникову в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1877 г. Ч. III, стр. 152 и к Евсевию Орлинскому в том же журнале за 1882 г. 11–12, стр. 301. Что касается до подозрения и на доброжелателей Филарета Московского , то для сего, кроме безвозвратного удаления Филарета Киевского, срав. напр. слова Филарета Московского о Григории Постникове , архиепископе Тверском в письме к А. Н. Муравьеву от 13 января 1843 года: «он более требует особенного покрова небесных сил, нежели другой. Против него восставало сильное мнение, и не знаю, ослабело ли» (стр. 117). Очевидный намек на сочувствие Григория мысли о переводе Библии на русский язык, – заветной мысли Филарета Московского . 263 Так напр. в письме к наместнику своему в Сергиевой лавре Антонию от 14 мая 1848 года владыка Московский упоминает о Петербургском госте (графе Протасове), что он «быв» у него (владыки) «несколько раз, проводил от двух до четырех часов и как это было не празднословие, то и на промежутки посещений прибавлял» ему «дела» и затем добавляет: «благодарение Богу, сношения наши были мирные, и мне приятно было видеть попечение о благе общем, хотя не на все предметы взгляды наши были одинаковы» (Писем, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Рафальский Григорий Антонович; 19.02.1789, с. Нуйно Ковельского у. Волынской губ.- 16.11. 1848, С.-Петербург), митр. С.-Петербургский и Новгородский. Род. в семье правосл. священника Волынской епархии. Первоначальное образование получил в ДУ униатского Верховского базилианского (см. Базилиане ) мон-ря, затем в 1800-1809 гг.- в правосл. Волынской ДС в г. Остроге. Как лучший ученик Г. Рафальский был направлен в КДА, но по болезни не поступил и служил в Волынской ДС учителем поэзии в младших классах. 16 июля 1809 г. рукоположен во священника к Преображенскому собору Острога, одновременно с 6 сент. 1809 г. служил экономом Волынской ДС. В 1812 г. во время Отечественной войны переправил в глубь России архиерейскую ризницу, консисторский архив и б-ку семинарии. За успешное исполнение этого поручения 15 июня 1813 г. свящ. Григорий Рафальский был возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем собора Острога, затем благочинным. Восстановил уничтоженные пожарами 1809-1812 гг. здания архиерейского дома и Волынской ДС. В 1815 г. освобожден от преподавания в ДС и назначен экономом ДС и архиерейского дома. В 1821 г. овдовел. С 1823 г. являлся членом духовной консистории. Оклеветанный сослуживцами, прот. Григорий Рафальский в 1830 г. был переведен на служение в приходской храм г. Кременца Волынской губ. и законоучителем и благочинным Кременецкого лицея. Приложил немало усилий по обращению насельников Почаевской лавры из унии в Православие. По благословению свт. Московского Филарета (Дроздова) 20 нояб. 1832 г. пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита, назначен наместником Почаевской лавры и присутствующим Волынской духовной консистории. 8 июля 1834 г. А. был хиротонисан во епископа на учрежденное Варшавское вик-ство Волынской епархии. В Польше оградил правосл. паству от нападок со стороны католич. кругов, при этом благодаря свойственным ему благоразумию и такту сохранил хорошие отношения с польск. об-вом. С 5 окт. 1840 г. архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский. С 17 янв. 1843 г. митр. С.-Петербургский и Новгородский, первоприсутствующий член Святейшего Синода. Переведен в столицу по инициативе имп. Николая I , высоко оценившего деятельность А. по обращению Почаевской лавры в Православие. С первых дней служения в С.-Петербурге А. привлек к себе расположение паствы особой доброжелательностью к просителям, частым посещением духовных учебных заведений и пышностью богослужений. Будучи знатоком иконописи, на всех местах своего служения покровительствовал иконописанию. Многие современники А. не находили в нем ни выдающихся адм. и ученых способностей, ни аскетизма, обвиняя его в «светскости домоустройства». А. конфликтовал с обер-прокурором гр. Н. А. Протасовым .

http://pravenc.ru/text/116006.html

Андреев Феодор, свящ. 434 Андрей, митроп. 377 Андрей, епископ 47, 467 Андрей, преп. 87 Андрей юродивый 336 Андрей, игумен 119 Андрей Боголюбский 30, 37, 38, 87, 96, 100 Андрей Васильевич, князь 93 Андрей Боголюбский, князь 126, 127 Андрей Кесарийский , свят. 115 Андрей Курбский, князь 79, 125 Андрей Первозванный, апостол 8, 276 Андрей Полоцкий, князь 137 Андрей Рублев, преп. 464 Андрей Юрьевич, князь 93 Андрей, князь 129 Андриан-скопец 122 Андроник Невежа 92 Андроник Никольский , епископ 398 Андроник, епископ 381 Андроник, преп. 52 Андроников Алексей, прот. 397 Аничков 41 Анна, сестра Визант. Императора 11 Анна Иоанновна, императрица 270, 300, 302, 313, 324, 325, 328, 329, 338, 348, 365 Анна Всеволодовна 98 Анна Кашинская, преп. 129, 293, 352 Анна Леопольдовна 271 Анна Михайловна, царевна и великая княгиня (Анфиса) 217 Анна 88,129 Антиох Иерусалимский 115 Антоний, патриарх 53 Антоний II, Каталиков Грузии 374 Антоний, Экзарх Грузии 373 Антоний, митроп. 55, 84, 85, 257, 306, 395 Антоний Амфитеатров , архиеп. 317 Антоний Вадковский , митроп. 284, 285, 317, 364 Антоний Зубко, епископ 360, 361 Антоний Капустин, архим. 326 Антоний Алексеевич, юродивый 337 Антоний Амфитеатров , архиеп. 281 Антоний Васильев, епископ 445 Антоний Кралев, епископ 179 Антоний Пассевин, иезуит 142 Антоний Печерский, преп. 87, 97, 98, 101,106,127 Антоний Радивиловский, игумен 251 Антоний Рафальский, архиеп. 279 Антоний Римлянин 101,119, 158 Антоний Сийский 121 Антоний Смирницкий , архиеп. 281 Антоний Храповицкий , митроп. 283, 285, 317, 318, 341, 345, 352, 375, 379, 380, 381, 383, 468, 469, 470, 472, 473, 478, 479, 481, 495 Антоний, митроп. 395 Антоний, муч. 88,136, 292, 403 Антоний, архиеп: 120, 492 Антоний, епископ 51, 52,184, 454, 468 Антоний, архим. 264 Антоний, игумен 174 Антонин Грановский, епископ 414, 416,419,420 Анфим, чернец 348 Антоний, послушник 398 Атнотий, послушник 398 Анфиса, схимонахиня 217 Апполинарий, епископ 468, 469, 484, 486 Апполинарий 60 Апраксин П. граф 469 Аракчеев А. 278, 349

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Местный преосвященный, пребывавший тогда в городе Остроге, Стефан (Романовский) задумал направить его по пути монашества и взял его в 1823-м году к себе экономом Архиерейского Дома. Протоиерей Рафальский состоял и членом Консистории. Когда преосвященный Стефан был переведнн в Вологду и в Острог прибыл новый епархиальный владыка, епископ Амвросий (Морев), протоиерей Рафальский, пользовавшийся большим значением при прежнем владыке, был в 1828-м го-ду выжит из Острога и получил место при соборе в городе Кременце. В Кременце он был учителем в Лицее и присутствующим в Духовном Правлении. Здесь он также приобрел всеобщее уважение. Местные военные и гражданские Русские власти относились к нему с глубоким уважением, и военный губернатор Потемкин решился даже представить Государю о нем памятную записку. Он не успел этого сделать, но записка все же была представлена – его преемником, генерал-губернатором Левашевым, который однажды на обеде, в присутствии митрополита Киевского Евгения, сказал о протоиерее Рафальском: «я нашел в протоиерее Рафальском такого умного и образованного человека, какого не встречал ни между белым, ни между черным духовенством». Когда, после усмирения Польского мятежа в 1831-м году, решено был передать православным Почаевскую Лавру, принадлежавшую униатам, для приема Лавры, по настоянию гражданских властей и чинов, прибывших из Петербурга, в приемную Комиссию назначен был протоиерей Рафальский. В этом деле он выказал выдающейся такт и ему удалось Почаевских монахов – базилиан обратить в Православие. После этого Святейший Синод поручил епископу Амвросию склонить протоиерея Рафальского к монашеству. Но он отказался, «но смотря на двукратное предписание». Тогда Московский: митрополит Филарет написал ему собственноручное письмо о том, что Государь Император желает видеть его наместником Почаевской Лавры. «Воля Государя моего есть воля Божия и я свято повинуюсь ей», – ответил он на этот призыв и затем в ноябре 1832-го года представил новому Волынскому преосвященному Иннокентию (Сельнокринову) прошение о дозволении поступить в монашество. В 1833-м году, 8-го апреля, протоиерей Рафальский принял монашество с именем Антония, возведен в архимандрита и назначен наместником Лавры. Впрочем, был в этой должности не долго. В это время решено было учредить в Варшаве викарную архиерейскую кафедру, в составе Волынской епархии, и викарием в Варшаву избран был архимандрит Антоний. Хиротония его состоялась в Петербурге, в Казанском соборе, 8-го июля 1834-го года. Митрополит Серафим подарил ему свою митру и жезл. Государь, при представлении преосвященного Антония, сказал ему: «я слышал про вас много похвал и с нетерпением желал видеть вас, но вы превзошли все похвалы и мои ожидания». В 1840-м году он был назначен архиепископом Варшавским.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Рафальский сего приглашения не принял, – и преосвященный Амвросий поспешил представить Святейшему Синоду в наместники того же иеромонаха Феодосия. Когда же на место преосвященного Амвросия поступил епископ Волынской епархии преосвященный Иннокентий; то, по званию священноархимандрита лавры имел случай лучше увериться в достоинствах протоиерея Рафальского, а с другой стороны – ближе познать качества иеромонаха Феодосия; и потому опять предложил первому о том же. Рафальский на предложение нового архипастыря изъявил согласие, и преосвященный Иннокентий представил о сем от 20 ноября 1832 года Святейшему Синоду, который разрешил постричь его Рафальского в монашество и вместе с тем произвесть его в сан архимандрита с утверждением наместником лавры. Протоиерей Рафальский, в монашестве Антоний, архимандрит и наместник Почаевской лавры скоро оправдал выбор архипастыря и вполне заслужил доверие и внимание его к себе. Он всячески старался и умел облегчать труды преосвященного, по управлению лаврой. 8. Назначение нового внешнего эконома Обширное монастырское хозяйство, особенно по земледелию, требовало, чтобы внешний эконом имел опытность по этой части, знал здешнюю почву земли, способ возделывания оной, качество земледельческих орудий, время посева и уборки хлеба и сена, характер слуг и наемных рабочих, и другие имел бы нужные местные сведения. По совету протоиерея Рафальского, которые еще сам всем этим занимался, но уже был представлен в наместника лавры, вызван на должность такого эконома, как известный по собственному хорошему хозяйству, вдовый протоиерей Заславского уезда, местечка Белогородки Николай Немоловский и вместе определен членом духовного собора. 9. Отношение преосвященного Иннокентия к должностным лаврским лицам Чтоб лучше могли знать свои обязанности должностные лица, преосвященный Иннокентий предписал каждому из них правила к исполнению своей службы, – выдал им соответственные инструкции, велел завести приходо-расходные книги, указал образцы ежемесячных ведомостей и установил особый счетный стол для поверки записей прихода и расхода по всем частям.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010