Симеон (Сампсон) Хутынский, святой 1416–1421 Евфимий Бородатый 1424–1429 Евфимий Вяжицкий, святой 1434–1458 Иона, святой 1459–1470 Феофил, святой 1471–1482 Сергий 1483–1484 Геннадий Гонзов, святой 1484–1504 Серапион, святой 1506–1509 Междуархиерейство 17 лет Макарий I 1526–1542 Феодосий 1542–1551 Серапион Курцев 1551–1552 Пимен Черных 1552–1570 Леонид 1571–1575 Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие: 43 Александр 1576–1591 до 1589 года архиепископ Варлаам Банковский 1592–1601 Исидор 1603–1619 Макарий II 1619–1626 Киприан Старорусенников 1635–1649 Афоний 1635–1649 Никон Минин 1649–1652 Макарий III 1652–1663 Питирим 1664–1672 Иоаким Савелов 1672–1674 Корнилий 1674–1695 Евфимий 1695–1696 Иов 1697–1716 Феодосий Яновский, архиеп. 1721–1725 Феофан Прокопович , архиеп. 1725–1736 Амфросий Юшкевич, архиеп. 1740–1745 Стефан Калиновский, архиеп. 1745–1753 Димитрий Сеченов 1757–1767 с 1762 года митрополит Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800 с1783 года митрополит. С 1799 до 1800 он именовался Новгородским и Олонецким. Амвросий Подобедов 1800–1818 с 1801 года митрополит Михаил Десницкий 1818–1821 Серафим Глаголевский 1821–1843 Антоний Рафальский 1843–1848 Никанор Клементьевский 1848–1856 Григорий Постников 1856–1860 Исидор Никольский 1869–1892 Архиепископы Новгородские и Старорусские: 44 Феогност Лебедев 1892 Кирилловское викариатство Учреждено в 1892 году. Епископы (в Новгороде): Антоний Соколов 1892–1893 Назарий Кириллов 1893 Арсений Иващенко 1893 Олонецкая Учреждена в 1828 году. Кафедра в Петрозаводске. Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842 до 1835 года епископ Венедикт Григорович 1842–1850 Дамаскин Россов 1850–1851 Аркадий Федоров 1851–1869 Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877 Палладий Пьянков 1877–1882 Павел Доброхотов 1882 Оренбургская Учреждена в 1799 году. 45   Епископы Оренбургские и Уфимские (в Уфе): Амвросий Келембет 1799–1806 Августин Сахаров 1806–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Феофил Татарский 1819–1823 Амвросий Морев 1823–1828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благоприятный исход ревизии С.-Петербургской духовной Академии в 1843 г. для иеромонаха Макария. Присвоение иером. Макарию звания экстраординарного профессора Академии. Назначение иером. Макария на должность инспектора Академии, усвоение ему звания ординарного профессора и возведение его в сан архимандрита. Профессорская деятельность архим. Макария: преподавание им основного и догматического богословия и русской церковной истории. Отношение программ архим. Макария по богословским наукам к программам Димитрия и Иннокентия, его учителей по Киевской духовной Академии. Архим. Макарий, как инспектор Академии. Деятельность архим. Макария в качестве члена Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях и члена С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. Частные поручения ученого характера, дававшиеся архим. Макарию в эго время. Архим. Макарий, как ревизор духовных семинарий: Олонецкой, Орловской, Тульской и С.-Петербургской с подведомственными им низшими духовными училищами, Посещение архим. Макарием своей родины в 1848 г. Учено-литературная деятельность архим. Макария: характеристика архим. Макария, как проповедника, в Петербургский период его жизни. Частная жизнь архим. Макария: отношения его к высшему духовно-учебному начальству, к непосредственному своему начальству, в лице ректоров С.-Петербургской духовной Академии – преосвящ. Афанасия и преосв. Евсевия, к своим сослуживцам, подчиненным и знакомым. Первый год службы иером. Макария в С.-Петербургской духовной Академии закончился для него также счастливо и успешно, как и начался. В конце этого (1842–43) года С.-Петербургский м. Антоний (Рафальский), при содействии присутствовавшего тогда в св. Синоде преосв. Гедеона, еп. Полтавского, обозревал С.-Петербургскую духовную Академию по всем частям её управления. В своем отчете об этой ревизии м. Антоний, между прочим, свидетельствовал пред Св. Синодом, что он «нашел в воспитанниках Академии по догматической части твердое православное направление, в изучении св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

В 1843-1848 гг. Новгородской епархией управлял митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Антоний (Рафальский) , к-рый дважды посетил Новгородскую губ.: в сент. 1843 г. на 20 дней и летом 1845 г., прожив там около месяца. Он добился выделения свыше 10 тыс. р. на пособие сверхштатным священно- и церковнослужителям сельских церквей епархии, которые остались вне штата или были лишены средств к существованию. По его указанию были приведены в «безопасный вид» древние и ветхие церкви Новгорода - всего 14 храмов, из которых 5 (располагавшаяся близ Новгорода Успения Пресв. Богородицы, ап. Иакова на Яковлеве ул., Димитрия Солунского на Дослане ул., ц. Иоанна Предтечи бывш. Росткина монастыря и находившаяся «в совершенных развалинах» ц. Всемилостивого Спаса) в 1846-1848 гг. были разобраны. В связи с болезнью митрополита в июле 1848 г. по предложению обер-прокурора Синода Н. А. Протасова решение дел по духовно-учебным заведениям Новгородской епархии было передано еп. Старорусскому Леониду. 4 нояб. 1848 г. указом имп. Николая I на Новгородскую кафедру назначен архиеп. Никанор (Клементьевский) , за митр. Антонием была оставлена С.-Петербургская епархия, однако за то время, пока архиепископ ехал из Варшавы, скончался митр. Антоний, и 20 нояб. 1848 г. Никанор был определен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским. По офиц. данным, митр. Никанор находился в Новгородской губ. месяц в 1849 г., по 2 месяца в 1851 и 1852 гг., летом 1856 г. На протяжении всего своего управления он вел активную переписку с викариями, внимательно следил за епархиальными делами. После смерти митр. Никанора 17 сент. 1856 г. Новгородской епархией до назначения его преемника 1 окт. того же года по причине отсутствия викария руководила Новгородская духовная консистория. В 1856-1860 гг. Новгородская епархия находилась под упр. митр. Григория (Постникова) . Практически каждый год митрополит приезжал в Новгородскую губ. для обозрения церквей и мон-рей и проводил там около 3 месяцев. В 1858 г. в Званке, согласно завещанию вдовы Г. Р. Державина - Дарьи Алексеевны (урожд. Дьякова; 1767-1842), были начаты работы по устройству жен. мон-ря и уч-ща. В дек. того же года в Синоде был рассмотрен предложенный митрополитом проект устройства в бывш. имении гр. А. А. Аракчеева в с. Грузине Новгородского у. миссионерского ин-та (не реализован). После смерти митр. Григория епархией в июне-июле 1860 г. временно управлял еп. Старорусский Евфимий (Беликов).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Лаврская киновия. Фотография. Нач. XX в. Лаврская киновия. Фотография. Нач. XX в. Обязанности настоятеля Л. к. исполнял смотритель архиерейского дома, избиравшийся на Духовном соборе лавры и утверждавшийся Синодом. Первым (с 1 дек. 1820) был архим. Андрей (Смолин), ранее - насельник Юрьева новгородского мужского монастыря , флотский обер-иеромонах (РГИА. Ф. 815. Оп. 13. Д. 275. Л. 42-46). В числе первых смотрителей в 1826-1830 гг. были иером. Феодосий, ректор Псковской ДС, с авг. 1830 г.- правитель канцелярии лавры, игум. Никон (Кепишев), оставивший настоятельство в Коневском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре и избравший киновию местом пребывания на покое (1830-1835). В 30-х гг. у Л. к. появился крупнейший благотворитель - фридрихсгамский (впосл. с.-петербургский) первостатейный купец Ф. Ф. Набилков (из крепостных крестьян графов Шереметевых, Ярославской губ.), строитель Всесвятского скита в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре , основатель (вместе с братом) Набилковской богадельни в Москве. В 1840-1841 гг. на 25 тыс. р. ассигнациями, выделенных Набилковым, по проекту архит. А. З. Комарова в обители началось каменное строительство: со стороны Невы возведена небольшая (высотой 5,5 саж.) надвратная колокольня. На средства Набилкова под деревянной Всехсвятской ц. был устроен придел с уникальным посвящением в честь Всех явленных и чудотворных икон Божией Матери (1841). В мае 1844 г. он внес пожертвование на постройку каменных келий (6704 р. серебром). Летом 1845 г. вместо первоначально предполагавшихся одноэтажных каменных строений «наместником лавры с опытными архитекторами» было решено построить 2 симметричных 2-этажных корпуса - к югу и к северу от церкви. Проект составил академик архитектуры А. П. Гемилиан, вероятно, при участии лаврского архит. К. И. Брандта. На генеральном плане было показано и место буд. каменной церкви. 17 июля 1845 г. митр. С.-Петербургский и Новгородский Антоний (Рафальский) утвердил проект киновии. К 1845 г. «вчерне» был выстроен южный корпус с кельями, трапезной, а также квартирой смотрителя. В 1846 г. трудами смотрителя (1840-1847) иером. Вениамина был построен 2-й архиерейский корпус. В 1846 г. в сев. корпусе приступили к устройству домовой церкви, к-рую 19 окт. 1847 г. наместник лавры архим. Вениамин освятил во имя арх. Михаила и Всех бесплотных Сил (в память «первооснователя киновии» митр. Михаила). Эскизы отделки церкви составил Гемилиан. Одновременно формировалось буд. Киновиевское кладбище. С 1848 г. по инициативе смотрителя о. Паисия производились захоронения в юго-зап. части. Первоначально на кладбище погребали преимущественно иноков др. епархий, временно проживавших в лавре. К 1855 г. здесь были захоронены 150 чел., в т. ч. эконом Полтавского архиерейского дома иером. Антоний (1848), архимандрит Александрова Свирского в честь Св. Троицы монастыря Иезекииль (1855), духовник Валаамского монастыря иером. Игнатий (1860).

http://pravenc.ru/text/2462483.html

Утешение нашел я в том, что незадолго пред тем он написал ко мне письмо, которое при получении обрадовало меня... Между тем я пригласил духовенство вверенной мне епархии совершить о нем четыредесятидневное поминовение церковное, которое я в своей домовой церкви начал днем ранее погребения его. Как будто в изъявление за сие благоволение, он повидался со мною чрез несколько дней во сне, вначале по-обыкновенному, а потом во время самого сна имел я сознание, что вижу преставльшегося, тогда как другие, находящиеся тут же, в алтаре Казанского собора, не видят его. Господь да вчинит его в Церкви написанных на небесех!» На место скончавшегося Серафима назначили варшавского архиепископа Антония (Рафальского). Филарет давно знал его и сам в свое время благословил его принять монашество. В середине тридцатых годов, будучи наместником Почаевской лавры, Антоний прославился успешным обращением в православие униатов, в 1834 году возглавил Варшавскую епархию, где его слава еще более выросла – он не только продолжал обращать в православие, но и многое сделал для улучшения отношений между католиками и православными. Его полюбили и те и другие, но в Варшаве же эта слава стала губить владыку – он привык к добродушному общению с людьми за трапезами, которые становились с каждым годом все обильнее. Филарет пока еще не слишком был наслышан об Антониевых пиршествах и потому от души приветствовал назначение его митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским. Тогда это была такая обширнейшая единая епархия. Поначалу владыка Антоний деятельно взялся обозревать все петербургские храмы и подведомственные учреждения, сам совершал литургии, много бывал в учебных заведениях, где проверял знания учеников. Но показав себя с самой лучшей стороны, после Великого поста вернулся к образу жизни, приобретенному в Варшаве – стал устраивать пышные застолья, вызывающе роскошно отделал митрополичий дом, населив его позолоченной мебелью. Особенно бросалась в глаза петербуржцам чрезмерно пышная жизнь владыки, когда он выезжал куда-либо на великолепном экипаже, запряженном шестеркой, а то и восьмеркой лошадей, с кучером, двумя форейторами и двумя гайдуками.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

эконома. Эконом сей был никто иной, как вдовый священник Рафальский, который впоследствии достиг высоких степеней. В 30-х годах, когда из Петербурга послана была комиссия для приема Почаевской лавры от базилиан, в числе местных членов этой комиссии был и семинарский эконом, который действительно оказал немаловажные услуги делу, как местный житель, отлично знавший лавру (он во время помешал прежним хозяевам лавры скрыть или увезти монастырские богатства). В награду за эти услуги, священнику Рафальскому предложено было управление тою же Почаевскою лаврою, в качестве наместника и в сане архимандрита (1833). Через год Антоний возведен в епископа, викария Варшавского. Новые заслуги его по управлению епархией и особенно по делу воссоединения униат обратили на него внимание Императора Николая, который, после посещения Варшавы и личного знакомства с Антонием, в 1840 г. повелел учредить особую Варшавскую епархию, а Антония возвести в сан архиепископа. Впоследствии также по желанию государя Антоний действительно сделался митрополитом Петербургским, после смерти Серафима (1843 г.), но предсказание Смарагда исполнилось гораздо раньше этого случая: его перевели из Харькова в Астрахань еще при митрополите Серафиме, а при Антонии он переведен был из Астрахани в Орел. («Стран.» 1888 года I том). 26. К характеристике архиепископа Доната В «Историч. Вести.» за 1900 г. напечатана весьма интересная статья: «К характеристике архиепископа Доната», в которой указываются добрые, отеческие отношения преосвященного к семинарии. В начале статьи выводятся два ректора семинарии. Ректор – начальник семинарии; он дает тон жизни всей семинарии и учащим и учащимся. В семинарии в начале года один ректор сменил другого. Первый был из монашествующих, держался в стороне от внутренней, повседневной жизни семинаристов, предоставлял ее ведению инспектора. Сам же имел только общее наблюдение за семинарией. За одним он тщательно и неустанно следил – это за тем, чтобы не было высказано устно или письменно как учениками, так и учителями не православной мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРШАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской епархии РПЦ, существовало в 1834-1840 гг. на территории Царства Польского. К 1834 г. в Польше действовало 6 приходских правосл. храмов и правосл. Яблочинский прп. Онуфрия Великого муж. мон-рь . Православие исповедовали преимущественно греки, румыны и представители др. некоренных национальностей, число правосл. украинцев было незначительным - большинство проживавших в Царстве Польском малороссов (в основном в р-не Холма и Люблина) были униатами. С 1785 г. правосл. общины в Польше подчинялись Переяславскому и Бориспольскому епископу, викарию Киевской епархии, жившему в Слуцке; указом Святейшего Синода от 24 февр. 1825 г. эти общины перешли в ведение Минского, затем Волынского (с 3 нояб. 1827) архиерея. Причинами учреждения В. в. были удаленность приходов от епархиального центра и автономия Царства Польского внутри Российской империи; кроме того, участие католич. и униатского духовенства в Польском восстании 1830-1831 гг. послужило поводом для российского правительства к увеличению влияния правосл. Церкви в крае. Церковь в честь Преображения Господня в Люблине. Литография. 1896 г. (РГБ) Церковь в честь Преображения Господня в Люблине. Литография. 1896 г. (РГБ) Идея создания В. в. принадлежала наместнику Царства Польского (1831-1856) кн. И. Ф. Паскевичу. 17 мая 1834 г. указом Святейшего Синода епископом Варшавским (с местом пребывания в Варшаве) был назначен настоятель недавно возвратившейся из унии Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавры архим. Антоний (Рафальский) . 8 июля 1834 г. в Казанском соборе С.-Петербурга состоялась архиерейская хиротония, в окт. того же года архим. Антоний прибыл в Варшаву. Первоначально епископ совершал богослужения в единственном правосл. храме Варшавы - Свято-Троицком на Подвале, причт к-рого был преобразован в соборный, а настоятель, прот. Феофил Новицкий, назначен благочинным храмов Царства Польского. Штат клириков Варшавской кафедры первоначально состоял из 5 священников, 3 диаконов, 2 иподиаконов, 15 певчих и 3 причетников. 30 нояб. 1834 г. было образовано Варшавское духовное правление, с 1837 г. доклады о состоянии дел в вик-стве Варшавский епископ направлял не только Волынскому архиерею, но и обер-прокурору Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/150465.html

В 1835 епископ Антоний (Рафальский), возглавивший новоучрежденную Варшавскую и Ново-Георгиевскую епархии, посетил монастырь и увидел, что его деревянные строения обветшали и не подлежат ремонту. В следующем году в Яблочно приехал известный польский архитектор Анджей Голонский, который составил план и смету в 24 748 руб. на возведение новой каменной церкви, дома и ограды. В 1838 началось строительство собора и келий. 6 декабря 1840 архиепископ Антоний освятил новый собор во имя прп. Онуфрия Великого. Северный придел был посвящен Сретению Господню, южный – Успению Пресвятой Богородицы. Ризницу и утварь привезли из Москвы, иконы в иконостас на холсте написал Бланк, профессор бывшего Варшавского университета. Небольшое здание в стиле позднего ампира имеет в плане греческий крест и увенчано главой с полусферическим куполом на широком барабане. С запада его украшает четырехколонный портик с треугольным фронтоном, в котором изображены Спаситель, Божия Матерь и прп. Онуфрий. Чудотворный образ преподобного помещен у правого клироса. В 1837–1840 в обители возвели надвратную колокольню, ограду и братский корпус, где позднее была освящена церковь св. Иоанна Богослова. В 1863 обитель дважды подвергалась нападениям мятежных поляков, которые, ворвавшись в нее, схватили архим. Анастасия (Голдаревского), стали искать деньги даже под престолом и жертвенником, забрали серебряные вещи, часы, лошадей и белье. Не найдя денег (казну увезли в Брест-Литовскую крепость), бунтовщики решили повесить настоятеля на груше, и его в последний момент буквально вынули из петли. После подавления бунта у левого клироса храма поставили Казанскую икону Божией Матери с надписью «В память избавления от смерти настоятеля и братии Яблочинского монастыря от польских жандармов-вешателей». В 1875 холмские униаты были воссоединены с Православной Церковью, и в монастыре возросло число паломников и жертвователей. В 1878–1880 выстроен новый двухэтажный келейный корпус. При архим. Наркисе («Маркизе», как называли его крестьяне) около 1884 было изменено русло Буга, и монастырь, оказавшись после этого не на острове, а на левом берегу реки, больше не затапливался, хотя при весенних паводках к нему по-прежнему добраться можно было только на лодке.

http://sobory.ru/article/?object=26246

Его деятельность привлекла внимание военного губернатора Потемкина и генерал-губернатора Левашева, а через них и самого императора Николая I. Это послужило причиной назначения его на вдовствующую Санкт-Петербургскую кафедру после смерти митрополита Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского; † 1843). Будучи еще епископом в Варшаве, Антоний расположил к себе не только русское, но и польское население города своими высокими душевными качествами: благоразумием, любовью и отзывчивостью. Сами иноверцы считали его одним из редких людей своего края. Любовь , с которой действовал архипастырь, произвела то, чего не могла сделать сила. Уже через год те, кто считал его пришельцем, с радостью признали в нем не только достойного святителя, но и мудрого для них самих советника, любвеобильного помощника и миротворца. Поставленный в высокое положение первенствующего архиерея, ободренный явным вниманием высочайшей власти, митрополит Антоний на первых порах в Петербурге занялся обозрением всех церквей и подведомственных учреждений столицы. Сам совершал богослужения. Эта деятельность хотя и имела в основе лишь внешнюю сторону, но произвела на всех большое впечатление. Митрополит часто посещал и духовные учебные заведения столицы, сам вызывал и спрашивал учеников. Внешний характер деятельности митрополита выразился и в том, что он много внимания уделял отделке митрополичьего дома, приобрел великолепную золоченую мебель, выезды совершал очень пышно на 6-ти, а иногда и на 8-ми лошадях с кучером, двумя форейторами и двумя гайдуками. Эта выставка внешнего блеска вскоре породила мнение в Санкт-Петербурге не в пользу митрополита. Все поняли, что она не является основой внутренних достоинств: глубокого ума, широкого образования, обязательных для православных пастырей иноческого смирения и простоты, твердости и влиятельности власти. Вся эта пышная святительская грандиозность отжила свой век и пришла из Варшавы, из католичества. Всё в действиях митрополита стало вызывать критику. Он не смог установить нормальных деловых отношений и с обер-прокурором Святейшего Синода графом Н. А. Протасовым. Вследствие нравственного разрыва с энергичным обер-прокурором «голос митрополита Антония был мало слышен в высшем управлении Русской Церковью».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний (третий раз) 1229. Спиридон 1230–1249. Далмат 1251–1274. Климент 1276 –1299. Св. Феонтист 1300–1308. Давид 1309–1325. Св. Моисей 1325–1329. Василий Калейка 1331–1352. Св. Моисей (вторично) 1352–1359. Алексий 1360–1388. Иоанн 1389–1415. Симеон (Сампсон) Хутынский 1416–1421. Евфимий Бородатый 1424–1429. Св. Евфимий Вяжицкий 1434–1458. Св. Иона 1459–1470 . Св. Феофил 1471–1482. Сергий 1483–1484. Геннадий Гонзов 1484–1504. Св. Серапион 1506–1509. (Междуархиерейство 17 лет). Макарий I 1526–1542. Феодосий 1542–1551. Серапион Курцев 1551–1552. Пимен Черный 1552–1570. Леонид 1571–1575. Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие (c 1589 г.): Александр 1576–1591. Архп. до 1589. Варлаам Белковский 1592–1601. Исидор 1603–1619. Макарий II 1619–1626. Киприан Старорусенников 1635–1649. Аффоний 1635–1649. Никон Минин 1649–1652. Макарий III 1652–1663. Питирим 1664–1672. Иоаким Савелов 1672–1674. Корнилий 1674–1695. Евфимий 1695–1696. Иов 1697–1716 . Феодосий Яновский 1721–1725. Архп. Феофан Прокопович 1725–1736. Архп. Амвросий Юшкевич 1740–1745. Архп. Стефан Калиновский 1745–1753. Архп. Димитрий Сеченов 1757–1767. Архп. до 1762. Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800. Архп. до 1783. (С 1799 до 1800 он именовался „Новгородским и Олонецким“). Амвросий Подобедов 1800–1818. Архп. до 1801. Михаил Десницкий 1818–1821. Серафим Глаголевский 1821–1843. Антоний Рафальский 1843–1848. Никанор Клементьевский 1848–1856. Григорий Постников 1856–1860. Исидор Никольский 1869–1892. Архиепископы Новгородские и Старорусские 35 : Феогност Лебедев II 1892–1900. Гурий Охотин 1900–1910. Арсений Стадницкий 1910. Тихвинское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы (в Новгородском Хутынском мон.): Феодосий Феодосиев 1907–1908. Андроник Никольский 1908. Кирилловское викариат., учр. в 1892 г. Епископы (в Кирилло-Белозерском мон.): Антоний Соколов 1892–1893. Назарий Кириллов 1893. Арсений Иващенко 1893–1903. Феодосий Феодосиев 1903–1907. Иоанникий Дьячков 1907. Олонецкая, учр. в 1828 г. Кафедра в Петрозаводске.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010