иерей Даниил Маршал – представитель уже нового молодого поколения священнослужителей, приходящего на смену старого. Получив светское образование и проработав несколько лет журналистом, отец Даниил впоследствии закончил семинарию в Джорданвилле; в настоящее время является настоятелем Покровского прихода в Гошене, Индиана. Чтец Антоний Алексеенко: Расскажите, пожалуйста, о первоиерархах Русской Православной Церкви Заграницей? О митрополите Антонии (Храповицком) (1922-1936) Архиепископ Иларион: Митрополит Антоний Киевский был старшим среди свыше 30 иерархов, выехавших из России во время Гражданской войны с огромным числом русских людей. Он заботился об устроении и укреплении церковной жизни в сложных условиях эмиграции. Временная высшая церковная администрация была устроена на основании указа 362 Святейшего Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года. При Митрополите Антонии был созван первый Всезарубежный Собор в 1921 году. Митрополит Антоний сочетал в себе качества выдающегося богослова и любвеобильного архипастыря. Протоиерей Петр: Первой целью владыки Антония было объединить зарубежье, куда после революции попали самые разные слои населения Российской империи. Помимо богословского таланта, который вспоминают до сих пор, в нем раскрылся характер сильного лидера, собравшего осколки Церкви. Иерей Даниил: Митрополит Антоний смог построить единство во времена неспокойствия и неопределенности. Он заложил фундамент для будущего РПЦЗ. О митрополите Анастасии (Грибановском) (1936-1964) Арх. Иларион: В самом начале эмиграции, находясь в Константинополе, Владыка Анастасий наблюдал за расселением эмигрантов; представлял Русскую Церковь при Вселенском и Иерусалимском патриархатах. По просьбе Патриарха Тимофея Иерусалимского при его участии была восстановлена иерархия Иерусалимской Церкви. На долю митрополита Анастасия выпало вести РПЦЗ через трудные военные годы. Он находился под домашним арестом немецкой власти в Югославии, которая ему не доверяла за его самостоятельность и непокорство.

http://religare.ru/2_53499.html

На той исповеди, насколько помню, я не говорил о моем желании быть богословом. Мне надо было кончить юридический факультет, оставалось экзаменов 13–15. Не хотелось бросать раз начатого дела. Но, и будучи еще юристом, я принимал все больше и больше участия в обслуживании русской церкви. Сначала в зале гимназии на Негошевой улице, потом в сарае на старом кладбище, на каковом месте потом и была выстроена русская церковь , я помогал старосте Е. М. Киселескому в устройстве переносного иконостаса, в хранении и поддержании сначала весьма скромной, а потом и более богатой ризницы, в пономарстве, в чтении. Владыка все чаще и чаще приходил в нашу церковь , иногда просто стоял в алтаре, а иногда и служил. Диаконствовал у него все тот же его келейник, памятный всем беженцам в Белграде иеродиакон Феодосий, некогда послушник Киево-Печерской лавры, старший фейерверкер артиллерии, хохол, с тенорком и совершенно невероятной жесткой, черной гривой и бородой. Казалось, что отовсюду росли волосы, разве только из зрачков у него не росла борода. Был он и великий весельчак, выдумщик, хохотун и прекрасный, преданный келейник. О нем еще не раз будет речь впереди. На извозчике заезжал я в назначенный час в патриархию, и вместе с митрополитом и Федей отправлялись мы в русскую церковь . И по дороге митрополит что-нибудь рассказывал или отпускал острые и меткие замечания. Потом, изучая историю русской духовной школы и слыша от современников воспоминания о митрополите Антонии, я узнал о той исключительной мощи очарования, которой он обладал и которой он покорял себе без всякого усилия сердца молодых студентов Академии или семинаристов. На эту тему почти нет разногласий; это влияние владыки признают, кажется, все – и друзья его и недоброжелатели. Но тогда, совсем молодым и легко воспламеняющимся студентом, падким на всякое влияние, я, конечно, не понимал, а главное не анализировал этого его всепокоряющего очарования, я просто ему поддался; поддался нацело и без остатка. Очень быстро Антоний стал моим авторитетом, почти кумиром. Я им увлекся, в него влюбился, был им покорен. Я думаю, это же пережили в свое время все те поколения семинаристов и студентов, которые имели радость учиться под началом митрополита, которые им были спасены от угара революции, от пресноты безверия, от бесплодности рационализма; были – немало среди них – привлечены, чтобы не сказать увлечены, в монашество и потом составили целое поколение русского ученого иночества и епископата. Я не миновал обшей участи тех молодых богословов, которые встречались и беседовали с Антонием. В чем секрет этого очарования, скажу потом. Попытаюсь, во всяком случае, разгадать, в чем был этот секрет для меня лично, т.е. что дал митрополит Антоний лично для меня. Но «о том – потом», после того, как я скажу о нем побольше, вспомню факты, встречи, слова и долгие с ним беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Общ. Истории и Древностей Российских избрали его своим почетным пожизненным! и действительным членом. Составляя гордость и красу Казанской Академии, П. В-ч состоял почетным членом всех духовных академий. Ученая критика всегда с восторгом приветствовала появление в свет трудов П. В-ча. Популярнее всех книг П. В-ча было и остается его Руководство к Русской Церковной Истории, как известно, переделанное в 1896 году в учебное руководство по Истории Русской церкви, применительно к семинарской программе. Посредством своего «Руководства» Петр Васильевич издавна сделался учителем всего российского юношества, насадителем в русской духовной школе здравых неприкрашенных понятий о религиозности русского народа и православии Русской церкви. П. В-ч прослужил родной ему Академии 36 лет, служил при трех академических уставах (1814 г., 1869 г. и 1884 г.), при четырех ректорах (архим. Иоанн (Соколов) , Иннокентий (Новгородцев), Никанор (Бровкович) , прот. А. П. Владимирский) и при пяти казанских архиепископах (Афанасии – Соколов, Антонии – Амфитеатров, Палладии – Раев, Павел – Лебедев и Владимир – Петров). Два года он служил при ректоре Академии архим. АнтонииХраповицком, при чем один год служил, уже выйдя в отставку. По выходе из Академии он прожил двадцать лет; за это время управляли Академией в сане епископов – АнтонийХраповицкий, ныне на покое архиеп. Харьковский, Алексий – Молчанов, скончавшийся экзархом Грузии, Алексий – Дородницын, ныне архиеп. Владимирский, Анастасий–Александров, ныне еписк. Ямбургский, викарий Петроградский, ректор столичной Академии, и нынешний ректор Академии епископ Чистополский Анатолий, которому суждено благословить в последний раз в академическом храме незабвенного Петра Васильевича и проводить на место вечного упокоения. Казанской епархией, а вместе Академией за это время, после архиепископа Владимира, последовательно управляли ныне скончавшиеся архиепископы: Арсений – Брянцев, Димитрий Ковальницкий, Димитрий – Самбикин, Никанор – Каменский и ныне здравствующий архиепископ Иаков – Пятницкий, которому суждено встать во главе сонма духовенства при отпевании Петра Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Взволнованная паства владыки-митрополита, недавно лишившаяся одного своего архипастыря – зверски убиенного митрополита Владимира, горевала о новой утрате. О дальнейшей судьбе владыки Антония по городу ходили различные ужасные слухи. Митрополит Платон поверил им и отслужил в Одессе по владыке Антонии панихиду, предварив ее трогательным словом; в других местах также служили панихиды по убиенном митрополите Антонии. Но вскоре в Киеве получили от владыки письмо: «Я, слава Богу, жив, сижу в Бучаче, в Базилианском униатском монастыре. Пришлите мне облаченье и белье». Из Лавры были посланы два священноинока и один послушник к заключенным владыкам с передачами от любящей паствы. Посланники нашли владыку Антония радостным, веселым и ласковым. Он шутливо смотрел на свое заключение. «Я даже доволен, – говорил он, – по крайней мере имею возможность писать, этого мне не запрещают, а вот владыка Евлогий скучает, я ему советую писать хотя бы воспоминания и то будет легче». В своем вынужденном затворе владыка Антоний написал «Опыт православного христианского катехизиса», «Словарь к творениям Достоевскаго» и несколько служб и акафистов. Первыя две книги впоследствии были напечатаны заграницей. Томительное заключение в Бучаче длилось 5 месяцев. Об освобождении преосвященных Антония, Евлогия и их нового соузника епископа Никодима (впоследствии замученного большевиками) хлопотали разныя лица, однако, правительство Петлюры оставалось глухо к этим ходатайствам. Между тем положение Украины резко изменилось к худшему. Войска Петлюры терпели поражение за поражением и вскоре польския войска заняли Галицию. В самый праздник Св. Троицы польские офицеры и солдаты явились в Бучач и потребовали от узников немедленно собираться и ехать под конвоем в Монастыржиско. Преосвященным владыкам пришлось пережить много унижений, оскорблений и насмешек. По дороге повстречалась какая-то воинская часть, солдаты, подойдя к узникам, стали бранить святителей, хватать их за бороды, срывать очки. Они готовы были уже учинить над ними расправу, если бы во время не подоспел на помощь их офицер.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

К 40-ому дню со дня кончины пятого первоиерарха РПЦЗ Высокопреосвященнейщего митрополита Лавра (Шкурлы) Источник: Богослов.Ru Митрополит Лавр в алтаре Сретенского монастыря. Фото: В. Корнюшин/Православие.Ru Специально для портала «Богослов.Ru» в память о почившем первоиерархе – интервью с архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским Иларионом (Капралом), протоиереем Петром Бурлаковым и иереем Даниилом Маршалом. За 40 дней со дня кончины митрополита Лавра было много сказано в память о новопреставленном. С пятым первоиерархом уходит целая эпоха: 7 лет руководства Русской Православной Церквовью Заграницей, 31 год настоятельства в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле и ректорства в семинарии, 41 год архиерейского служения, 61 год монашества и 80 лет жизни. Какая из этих цифр может охарактеризовать человека и его служение? Верно сказать о нем смогут только те люди, которые находились рядом с этим подвижником в прошедшие годы. За время настоятельства владыки в центре Зарубежной Церкви – Свято-Троицком монастыре – прошло и воспиталось не одно поколение церковнослужителей. Авторитет почившего митрополита Лавра бесспорен, и его труды по воссоединению Русской Церкви бесценны – их невозможно переоценить. В связи с кончиной первоиерарха, специально для «Богослов.Ру» дали интервью: Чтец Антоний Алексеенко: Расскажите, пожалуйста, о первоиерархах Русской Православной Церкви Заграницей? О митрополите Антонии (Храповицком) (1922-1936) Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru Архиепископ Иларион: Митрополит Антоний Киевский был старшим среди свыше 30 иерархов, выехавших из России во время Гражданской войны с огромным числом русских людей. Он заботился об устроении и укреплении церковной жизни в сложных условиях эмиграции. Временная высшая церковная администрация была устроена на основании указа 362 Святейшего Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года. При Митрополите Антонии был созван первый Всезарубежный Собор в 1921 году. Митрополит Антоний сочетал в себе качества выдающегося богослова и любвеобильного архипастыря.

http://pravoslavie.ru/36683.html

868 Статья архимандрита Антония (Храповицкого) «Как относится служение общественному благу к заботе о спасении собственной души?» была напечатана в журнале «Вопросы философии и психологии» (1892. 2). Отец Антоний внял совету своего друга и перепечатал статью также и в академическом журнале (Богословский вестник, 1892. 6). Статья вошла в ПСС (СПб., 1911. Т. 2. С. 495–538); см. также: Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское богословие. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. С. 281–324. – Ред. 871 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Первая половина тома. М., 1997. С. 98–144 (глава «Митрополит св. Петр»). – Ред. 874 Антоний (Храповицкий), архим. Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1891. 9 (ПСС. Т. 2. С. 322–377). – Ред. 875 Имеется в виду статья архимандрита Антония (Храповицкого) «О правилах Тихония и их значении для современной экзегетики» (Прибавления к творениям святых отцов, 1891. Ч. 48. Кн. 3. С. 162–183; см. также: ПСС. Т. 3. С. 161–176). – Ред. 876 Речь идет об издании: Григорий (Борисоглебский), архим. Сказание о жизни Оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия. М., 1893. – Ред. 877 Сергий (Ляпидевский Николай Яковлевич; 1820–1898), митрополит Московский и Коломенский. Ректор МДА в 1857–1858 гг. С 1893 г. – на Московской кафедре. В 1895 г. выступил инициатором перевода молодого и популярного среди студенчества ректора МДА архимандрита Антония (Храповицкого) в Казанскую ДА под предлогом его «либерализма». По свидетельству архиепископа Саввы (Тихомирова) , на прощание митрополит сказал отцу Антонию: «Я вас люблю и уважаю; но мы с вами не сошлись. Вы – человек новшеств и кипучей деятельности, а я – ретроград; вы преисполнены любви, а я – человек строгой законности. Для Московской академии вы не годитесь, а в Казани будете полезны» (Савва (Тихомиров), архиеп. Автобиографические заметки. Т. 2. С. 496). Как вспоминал архимандрит Киприан (Керн) , «невзлюбил и Антоний сухого педанта митрополита Сергия и говаривал, что, если ему когда и снятся кошмары, то это только Сергий Ляпидевский » (Киприан (Керн), архим. Воспоминания о митрополите Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). М., 2002. С. 27). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

(...о новых назначениях на кафедры: Антоний Уфимский назначен Волынским, Димитрий, ректор Киевской академии, – епископом Тамбовским, Платон, инспектор Киевской академии, – ректором ее, Георгий Тамбовский – епископом Астраханским, архимандрит Климент, настоятель римской посольской церкви, – епископом Уфимским. – Антоний (Храповицкий Алексей Павлович, 17.03.1863–10.08.1936) – епископ Уфимский и Мензелинский (1900). 27.04.1902 г. был назначен епископом Волынским и Житомирским; с 06.05.1906 г. архиепископ. В дальнейшем митрополит Киевский и Галицкий (1918), председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей (1922–1936). Подробнее об Антонии (Храповицком) см.: Дневник. Т. 1. С. 505–506; Яковлев А.И. Церковный воитель// Антоний (Храповицкий) , митр. Избранные труды, письма, материалы. М., 2007.С. I–LI; Ходзинский П.В. Догмат любви//Там же. С. LII–CLII. Димитрий (Ковальницкий) – епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии и ректор КДА. 27.04.1902 г. назначен епископом Тамбовским и Шацким; также онем см. Примеч. к л. 1 об. Платон (Рождественский Порфирий Феодорович, 23.02.1866–20.04.1934) – архимандрит, инспектор и экстраординарный профессор КДА (1898). 27.04.1902 г. был назначен ректором КДА. 03.06.1902 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В дальнейшем митрополит Херсонский и Одесский (1918), митрополит всея Америкии Канады (1922). Подробнее о Платоне (Рождественском) см.: Дневник.Т. 1. С. 531–532. Георгий ( Орлов Георгий Поликарпович, 1843–11.06.1912) – архиепископ Астраханский и Енотаевский. Родился в семье диакона Пензенской епархии. Окончил Томскую ДС (1860). В 1861 г. рукоположен во иерея. В 1866 г. овдовел. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1874); назначен преподавателем Томской ДС. С 1881 г. – и. д. инспектора Благовещенской ДС. В 1883 г. возведен в сан протоиерея. С 1885 г. ректор Благовещенской ДС. В 1889 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 24.01.1893 г. хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии. С 12.03.1894 г. епископ Забайкальский и Нерчинский. С 27.09.1898 г.епископ Тамбовский и Шацкий. С 27.04.1902 г. епископ Астраханский и Енотаевский; с 01.04.1911 г. архиепископ. Скончался в Ялте. См.: Мануил (Лемешевский) , митр. 1981. Т. 2. С. 303; История иерархии. С. 637. Архимандрит Климент (Берниковский Константин Алексеевич, 02.02.1863–19.09.1909) – настоятель посольской во имя свт. Николая церкви в Риме. 26.05.1902 г. был хиротонисан во епископа Уфимского и Мензенского. С 26.11.1903 г. епископ Подольский и Брацлавский. 01.12.1904 г. уволен на покой с титулом епископа Винницкого, викария Подольской епархии и оставлением его присутствующим членом Св. Синода. 27.08.1905 г. освобожден от присутствия в Св. Синоде и уволен на покой с отменой наименования его епископом Винницким. Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 530; ум. Епископ Климент//ПрибЦВед.1909. С. 1831.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

архиепископа Анастасия (Грибановского) , выделявшегося своей большой стильностью. Помню видных батюшек: протопресвитера Любимова, о. Хотовицкого, архимандрита (впоследствии архиепископа – исповедника) Иллариона, тогда инспектора Московской Духовной Академии, бывшего на Соборе. Вспоминаю и светских деятелей: известного славянофила Аф. Вас. Васильева, профессоров кн. Е.Н. Трубецкого , Кузнецова. Почти не могу вспомнить Сергея Николаевича Булгакова, хотя знаю, что мне его показали. Это первое заседание, на котором я в качестве гостя присутствовал, касалось острого вопроса о «дележе братской кружки». Были резкие выступления с мест отдельных низших членов клира, были неосторожные слова. Когда мы уходили после заседания домой, я долго не мог найти в раздевальной мою меховую шапку. Спутники мои меня торопили. Швейцаров осаждали люди с требованиями одежды. Я ждал свою шапку и на повторные зовы моих друзей я нетерпеливо отозвался: «да вот свой шапо ищу, подождите». В это время на мое плечо легла чья-то рука. Я не обратил внимания, но когда обернулся, то перед собой вдруг увидел широкую седеющую бороду, белый митрополичий клобук и незабываемую улыбку умных, проницательных глаз. «Вы кто? Гимназистик или офицер?» «Я? Что?.. Я? Я, нет, я студент». Митрополит уже был в толпе уходящего народа, а мои спутники меня толкали: «Да вы что благословения не взяли. Эх вы!..» Когда на другой день, после лекции проф. Новгородцева, я встретил о. Михаила и поблагодарил его еще раз за билет на Собор, мои однокурсники ему рассказали про вчерашний случай с митрополитом. По нашим описаниям батюшка опознал владыку и заметил: «Ну, знаете ли, это неспроста. Ведь это – Антоний Храповицкий , великий уловитель душ в монашество. Быть вам, коллега, монахом. Это неспроста». «Кто? Я – монахом? Ну, тоже, батюшка, скажете...» Все мы рассмеялись. Еще несколько раз издали видел я на Соборе и во время торжественных служб в московских церквах этого архиерея в белом клобуке и с пронзительным взглядом умных глаз. Прошло два года.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Но служение его продолжалось недолго. В 1893 году его отзывают, как это, увы, часто имело место в нашей Церкви по отношению к ученым монахам, на преподавательскую работу в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Проходит буквально несколько месяцев, и далее следует поразительное назначение: его, 26-летнего игумена, назначают инспектором Московской Духовной академии, в которой ректором является 27-летний архимандрит Антоний (Храповицкий) . Это был очень интересный эксперимент, поставленный в тех условиях, казалось бы, такой стабильной синодальной церковной жизни, когда двум молодым энтузиастам была дана возможность преобразовать одну из ведущих Духовных академий. И они отчаянно бросились в эту свою новую миссию. Тут нужно было бы сказать несколько слов об Антонии Храповицком . Это был, действительно, поразительный человек, в своем роде харизматичный. Он видел будущее Церкви в доминировании в ней вот таких молодых образованных монахов, которые, в отличие от всегда обремененных, как казалось Антонию Храповицкому , суетными семейными житейскими заботами женатых священников, самоотверженно поведут Церковь по пути её преображения. Антоний Храповицкий терпеть не мог ту традиционную академическую профессуру – как он говорил, «пиджачников и сюртучников». А ведь большинство профессоров Духовной академии были мирянами, которые, готовя будущих священников, сами не знали, ни что такое священство, ни что такое монашество. И Антоний мечтал о такой спаянной монашеской корпорации Московской Духовной академии, призывая всех практически, мало-мальски талантливых студентов идти вслед за ним по пути монашеской жизни. Более того: начал он свою деятельность с того примечательного факта, что собрал всех профессоров-мирян Московской Духовной академии и поставил им условие в течение нескольких лет либо принять духовный сан, если они женаты, либо принять монашество, если они были одиноки – если, конечно, у них не было для этого канонических препятствий. Иначе, утверждал он, они не имеют права преподавать в Московской Духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 мая 1928 г. Всечестный и достолюбезный Батюшка, Отец Феодосий! Вчера я получил Ваше письмо с приложением выводов касательно нового стиля; прочитал с вниманием и сдал для напечатания в Церковные Ведомости, что и редактор желает исполнить. Христова Церковь раскалывается на куски. Истинно верные составляют, думается, численное меньшинство, как во время иконоборцев и монофелитов, но св. вера от сего не умаляется и Церковь не унижается. Прошу Ваших св. молитв о ней и о Вашем искреннем доброжелателе Митрополите Антонии. Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) . С. 210. 8 ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) UEPOCXIMOHAXY ФЕОДОСИЮ АФОНСКОМУ НА КАРУЛЮ 23 марта 1929 г. Достолюбезный и любимый Батюшка, Отец Феодосий! Спаси Вас Христос за мудрый и мужественный ответ студному Митрополиту Гурию 499 . Подобные ему господа просто не веруют в Бога, как множество современных архиереев и более половины иереев. Их нисколько не интересует догматическая, и каноническая, и историческая и даже научная правда, а только выполнение масонских поручений. Последние поняли, куда должно им направлять свои стрелы против Христовой веры и Церкви – на разрушение предания Церковного и св. канонов, а также на сеяние раздоров среди служителей Церкви. Увы, они не безуспешны, но преуспевают на горшее, и слово их, как рак, будет распространяться ( 2Тим. 2, 17 ). Но скажем: «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный, да творит правду еще, и святый да святится еще» ( Апок. 22, 11 ). Итак, я горячо сочувствую Вашей апологетической деятельности, а только печалюсь о том, что Вы убеждали братию не молиться за Патриарха Василия. Ну что хорошего быть под запрещением, хотя и не совсем законно? Да и монашество Афонское будет разделенное не как нешвенный хитон Христов. Молитесь, чтобы Господь вразумил старого безумца 500 . – А Гурий человек безнадежный; он еще в России посмеялся своему монашеству, и если бы не отделение Румынии от нашего отечества, то был бы лишен сана. Посему он так радовался автономии Бессарабии, что не постыдился появиться в облачении на том бесовском празднике, да еще с жезлом в руке. – Вообще, похоже на то, что св. Церковь численно умалится, как после Афанасия, когда правительство и едва ли не большинство паствы стало арианами или полуарианами; подобное же было и во времена иконоборцев и еще ранее – монофелитов при св. Максиме Исповеднике . Не гневайтесь на меня, но обаче помолитесь о моем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010