Часть I. Митрополит Антоний (Храповицкий) Маленький старинный городок в Бретани. Древний замок XII в., кривые улицы, дома с высокими грифельными крышами. Колокольный звон с утра до вечера; на улицах монашки и кюре. Серенький осенний денек. И мне, приехавшему отдыхать в это захолустье, стало нестерпимо тоскливо от многих обстоятельств и переживаний. Вспомнив пожелание моих друзей, чтобы я написал свои воспоминания, я и взялся за перо. Может быть, это и предупреждение приближающейся старости, а может быть, и непривычка сидеть без определенных занятий. К тому же я давно пришел к убеждению, что единственная реальность – это прошлое. Настоящего, в сущности, нет; это только грань между прошлым и будущим, точка времени без измерения, почти фикция. А будущего может еще и не быть, а если и будет, то вероятно плохим, во всяком случае хуже, чем доброе прошлое, к которому постоянно влечет память. Этому учит весь опыт жизни. Поэтому только мне и приятно, что в прошлом, в истории... Ну, словом, я напрягаю свою память и решаюсь на стариковское дело писания мемуаров. Думаю, что хронологически последовательных воспоминаний мне не написать, тем более что детство и юность все еще – да, вероятно, и навсегда – покрыты слишком болезненными воспоминаниями тех «окаянных дней», которые отделяют от них мою жизнь здесь, в изгнании, то есть на свободе. Потому-то я и решаюсь скорее на запись о лицах, встречах и событиях так, как они вспомнились, а не пишу «Книгу бытия моего». Господи, благослови! Начинаю, а там, что Бог даст. Vitre, 1947. Первое воспоминание мое о митрополите Антонии, имевшем такое большое значение в моей жизни и так сильно повлиявшем на мое развитие, связано с моими отроческими годами. Моя мать, исключительно набожная и верующая женщина, в годы моей ранней юности постоянно проводила время, свободное от ее семейных обязанностей, в чтении духовных книг, посещении церквей, религиознонравственных собраний. Она много встречалась с духовными лицами и церковными деятелями. Летом она из имения нашего ездила то в Оптину, то в Саров, то в Тихонову пустынь (Калужской губернии) или к Тихону Задонскому и Митрофанию Воронежскому . В Петербурге она также любила ходить и брать меня с собой на богомолье: в Казанский собор, в часовню Спасителя в домике Петра Великого, к Скорбящей на Стеклянном заводе и в иные церкви и монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

О значении книги рассуждает в интервью «Русской народной линии» один из ее авторов, доктор исторических наук Андрей Александрович Иванов : Книга «Правая Россия» изначально задумывалась как исправленное и дополненное переиздание вышедшего в 2006 году «Воинства святого Георгия», поэтому не случайно, что подзаголовки у обеих книг одинаковые «Жизнеописания русских монархистов начала XX века». Однако в итоге получилась совершенно самостоятельная, новая работа. В «Правую Россию» вошло немало новых очерков (о П.Н.Дурново, В.М.Пуришкевиче, А.А.Кирееве, С.Д.Шереметеве, Г.А.Шечкове, митрополите Антонии (Храповицком) и др.), а лучшие из тех, что ранее публиковались в «Воинстве», были существенно обновлены. Исправлен и переработан был и словарик активных деятелей монархического движения, появилась в новой книге и краткая библиография, позволяющая читателю сориентироваться среди исследований, посвященных русскому правому движению. Но ценность книги не только в этом. На сегодняшний день это, пожалуй, единственное научно-популярное издание, дающее заинтересованному читателю возможность познакомиться с развернутыми биографиями наиболее видных русских монархистов начала XX века, написанных специалистами, занимающимися историей правого движения не один год. В какой-то мере «Правая Россия» восполняет пробел в известной книжной серии «Жизнь замечательных людей», составители которой, публикуя биографии таких «замечательных» персонажей как Калигула или Троцкий, категорически отвергают возможность издании книг о русских правых, слишком, по их мнению, «одиозных». Также, на мой взгляд, не менее важно, что авторы постарались подойти к героям своих очерков «без гнева и пристрастия», показав читателю как сильные стороны правого движения и его вождей, так и их недостатки и ошибки, которые сыграли не последнюю роль в поражении монархистов, ставшим очевидным уже накануне трагического 1917 года. Надеюсь, что книга найдет своего читателя и будет востребована как историками, так и всеми теми, кому интересна история русского монархического и национально-патриотического движения.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/01/av...

Скачать epub pdf Вступление 28 июля/10 августа 1986 г. исполнилось 50 лет со дня кончины Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) . Много было написано о великом святителе нашего времени, есть и многотомное жизнеописание, составленное архиепископом Никоном (Рклицким) , существуют и отдельныя брошюры, посвященныя его памяти, переизданы и сами труды сего великого русского богослова, но ни разу еще не издавались письма митрополита Антония. В качестве предисловия к издаваемым письмам мы помещаем краткое жизнеописание митрополита Антония, составленное по руководству труда владыки Никона. Не каждому под силу прочитать 8 томов пространного повествования о многогранной деятельности владыки-митрополита на пользу Русской и Вселенской Церкви, но каждому члену Церкви, у которого жив интерес к вопросам церковно-общественным, нравственным, к вопросам связанным с судьбами России, с трагедией захвата ее безбожной властью, к вопросам русской эмиграции и проч. вопросам волнующим душу каждого православного христианина, необходимо прочесть сие краткое жизнеописание нашего первого первосвятителя русского разсеяния. Велико значение Блаженнейшего митрополита Антония для современного Православия. Знаменитый сербский богослов и ревностный защитник чистоты церковного учения архим. Иустин (Попович) , о владыке Антонии писал: «Не должно заблуждаться, митрополит Антоний исключительное святоотеческое явление в наше время. Он всем своим существом вырос из свв. Отцов... он не мог говорить о них без умиления и слез. В новейшее время никто не оказал такого сильного влияния на православную мысль... Он православную мысль перевел с схоластическо-рационального пути на благодатно-подвижнический путь... Неустанно подвизаясь святоотеческими подвигами, митрополит Антоний евангельскую любовь, и кротость, и смирение, и милосердие претворил в свою природу. В этом Блаженный митрополит незаменимый учитель и вождь». Читая описание жизни митрополита Антония, убеждаешься в том, что это был святитель, посланный Божественным Промыслом России, чтобы указать истинный путь в самый критический момент ея истории. Голос его остался «гласом вопиющого в пустыни», и только сейчас, обернувшись назад, мы убеждаемся, что все, о чем предостерегал нас святитель, совершилось. Пусть же, начертанный митрополитом Антонием путь, остается безсмертным, потому что это путь, в котором заключается Истина и Жизнь – путь евангельский.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Скачать epub pdf Из тех, кто знал Владыку Антония (Храповицкого) , кажется, никто не оставался к нему равнодушным: его либо любили, либо отвергали. Одни звали его «великим аввой», «вселенским святителем», другие обвиняли в ереси и раскольничестве. И те и другие могли быть при этом его учениками и чадами. Однако теперь, когда время знавших его миновало, когда для Русской Церкви настало наконец долгожданное время мира, приходит пора сказать и о Владыке Антонии, стараясь не осудить или восхвалить его, но понять и воздать должное. При взгляде на его богословское творчество прежде всего обращает на себя внимание независимость суждений и монолитность целого 1 – в немногих ранних проповедях заметно еще подражание тем или иным образцам или просто изложение истин школьного богословия, но затем как-то вдруг он становится самим собой и уже не перестает быть таковым никогда. Он имеет дерзновение (или дерзость?) всегда говорить от первого лица 2 . Он ссылается на святых отцов не для того, чтобы вывести из их творений некие приличествующие случаю суждения, но для того, чтобы подтвердить свои собственные мысли. Он великолепен в сознании правоты своей веры. Кажется, что нелюбимый им Лютер сказал некогда не только о себе, но и о нем: «Ich stehe hier, ich kann nicht anders» 3 . Он велик и в своих заблуждениях, и было бы непростительной расточительностью просто отмахнуться от них: даже аргументированное несогласие с ними дает пищу для размышлений. Сказанное, впрочем, вовсе не означает, что Владыка Антоний не испытал никаких влияний, и, как ни странно, это даже и не влияние святых отцов, за возвращение к которым он так ратовал, но скорее влияние славянофилов и прежде всего Достоевского, Патриарха Никона , академического учителя Владыки А. Е. Светилина и академического же друга, рано скончавшегося епископа Михаила (Грибановского , † 1898). В то же время на него повлиял и Кант, и современные ему западные психологи, а также и те, кто вызывал его очевидное неприятие: Толстой, Соловьев, Шопенгауэр и вообще все западные богословы – иными словами, те, учениям которых он считал нужным противопоставить истинную церковно-православную точку зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Часть II. Епископ Челябинский Гавриил (Чепур) Преосвященного Гавриила я встретил впервые в Белгороде в мои студенческие годы. В России я даже и не слышал о нем, так как он, уйдя из Москвы с поста Синодального Ризничего, был назначен викарием Кишиневской епархии и там и жил безвыездно. Но в Белгороде я уже узнал, что где-то в одном из Фрушкогорских монастырей проживает какой-то очень толстый архиерей, очень нервный, раздражительный и необыкновенный знаток церковного устава. Имя его Гавриил. Но прошло, вероятно, года два-три со времени моего приезда в Сербию, пока я с ним встретился. Я уже знал, что его знание литургики совершенно феноменальное, что в бытность его в Бессарабии даже старообрядческие уставщики и начетчики страшились встречи с ним, его осведомленности в самых запутанных вопросах устава и его непогрешимости в этой сфере. Первый раз я увидел еп. Гавриила вечером в Белградской русской церкви, когда она помещалась в старом сарае (бывшей конюшне во время австрийской оккупации), на старом кладбище. Это было третье помещение, которое наша церковь занимала. Первое место ее пребывания была какая-то столовая, потом зал Сербской III гимназии на Негошевой улице и третье – этот сарай, на месте которого потом была воздвигнута каменная в Псковско-Новгородском стиле церквица Св. Троицы, рядом с сербской церковью св. Марка. Мы, студенты богословского факультета, толпились около этой церкви, кто помогая пением, кто прислуживанием, пономарством, чтением. Был конец второй седмицы Вел. Поста. В субботу вечером я вошел в алтарь нашего храма-сарая, чтобы заняться своими пономарскими и псаломщическими обязанностями. В церкви тогда служил обыкновенно сам настоятель, о. Петр Беловидов, или его помощник, недавно рукоположенный о. Владислав Неклюдов. Архиереи тогда у нас служили редко. Митр. Антоний бывал, но только наездом из Карловцев, а другие русские владыки жили по назначенным им монастырям на Фрушкой горе или в других местах. Войдя в алтарь и поклонившись, я был несколько удивлен присутствием постороннего лица, какого-то очень полного архиерея. Взял благословение. Владыка меня шумно расцеловал, спросил, кто я, что я делаю. Я отошел в сторонку и стал наблюдать.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Вот мнения двух крупнейших русских патрологов: «Вообще реакции русской богословской мысли конца XIX — начала XX века не хватало подлинного знания патристического предания в его полноте, положительного раскрытия на его основе догматов Православия. Отсюда ее односторонности и недостатки» ( Архиеп. Василий (Кривошеин) . Символические тексты в Православной Церкви//Богословские Труды. Сб. 4. М., 1968. С. 29). Или, еще раньше по времени написания: «...непобежденный привкус психологизма или пиетизма... Очень резко и несдержанно... отвергает «школьно-катихизическое» учение об искуплении, т. н. «юридическую теорию», действительно перенятую из западной схоластики... идет много дальше, находит неуместным и самое понятие «жертвы». Апостольские тексты... он толкует в переносном и описательном смысле. И впадает в самый нестерпимый импрессионизм, стараясь объяснить смысл Крестной Смерти... Очистительная кровь, спасительный крест, живоносный гроб, — все это только образы, означающие «общее понятие» искупительной страсти: «здесь берутся наиболее впечатлительные для нас моменты Его подвига»» ( Прот. Г. Флоровский . Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 434-435). В последней цитате говорится о непосредственном учителе св. Андроника будущем митрополите Антонии (Храповицком). Цитирование можно продолжить. Критикуя программу Антония, предлагавшего «обращение всего богословия в нравственный монизм», Флоровский сознается, что его «поражает рассудочность и примитивность доводов, какое-то богословствование от здравого смысла, который упрямо насилует свидетельства откровения... Онтологических предпосылок своего учения он не проверяет. Он ими точно и не интересуется... И образ Христа Спасителя остается в его изображении очень неясным...» (там же, с. 435-436). Флоровский упоминает и близкого ученика митр. Антония, написавшего книгу «О спасении», не прибегая к понятию благодати и доходя до отрицания обязательности таинств (там же, с. 438). Подводя итог, прот. Г. Флоровский пишет: «Есть упадочные черты и в русской школе «нравственного монизма». В ней не было созерцательного вдохновения, и слишком много психологического самоанализа. Это был несомненный отзвук западных богословских настроений, чрезмерного внимания к проблеме оправдания. К отцам нужно было вернуться полнее и с большим смирением» (там же, с. 439).

http://patriarchia.ru/db/text/339139.htm...

Затем со вступительным словом выступил председатель «Русского Собрания», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов. Он коротко изложил историю создания книги «Правая Россия» и фильмов «Русские герои-3». По словам одного из авторов книги «Правая Россия» и создателей фильмов «Русские герои-3», доктора исторических наук Андрея Александровича Иванова, составители сборника намеревались показать то ценное, что было в дореволюционном правом движении, и объяснить, почему оно проиграло. Виной тому стали дрязги и скандалы внутри движения. «Монархия пала не потому, что слишком сильны были ее враги, а потому, что слишком слабы были ее защитники», - привел А.А.Иванов слова одного из монархических лидеров того времени Н.Е.Маркова. В книгу вошли биографические очерки почти обо всех видных правых деятелях, в том числе о нескольких священнослужителях, в частности, о митрополите Антонии (Храповицком). Авторы сборника стремились через эти биографии показать историю правого движения, ибо благодаря описанию жизни правых деятелей картина предстает более полной, объемной и понятной. А.А.Иванов с сожалением отметил, что историческая наука уделяет недостаточное внимание персоналиям этого движения. Книжная серия «Жизнь замечательных людей» также игнорирует представителей правого движения, считая их «слишком одиозными личностями». «Правая Россия» - это попытка рассказать историю правого движения беспристрастно и объективно, не впадая ни в апологетику, ни в огульную критику правых деятелей, отмечая как их достоинства, так и недостатки. Сергей Игоревич Астахов, директор православного издательства «Царское дело», выпустившего книгу «Правая Россия», заявил, что правое монархическое движение для издательства всегда было интересно и важно. В наши дни, когда Российское государство переживает непростые времена, эта тема, по его мнению, особенно актуальна. России необходимо выработать определенную идеологию. Он выразил надежду на то, что представители власти обратят внимание на эту книгу, которая поможет им сформировать русскую национально-государственную идею, без которой развитие нашего Отечества представляется невозможным. Сергей Астахов признался, что вначале его смутило название книги, поскольку у современно человека оно ассоциируется с «Союзом правых сил» и «Правым сектором», однако затем он понял его важность. Пришло время реабилитировать понятие «правый», которое необоснованно было заимствовано российскими либералами. Кроме того, такое название можно считать, как выразился директор издательства «Царское Дело», «тонким маркетинговым ходом» , рассчитанным на привлечение внимания как консерваторов, так и сбитых с толку либералов, ошибочно отождествляющих себя с правыми.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/30/be...

В Сербии откроют памятную доску первому главе Русской Зарубежной Церкви 13 ноября, 2014. Новостная служба Памятная доска будет установлена при поддержке Фонда Андрея Первозванного. 13 ноября. ПРАВМИР. В субботу 15 ноября состоится освящение памятной доски митрополиту Антонию (Храповицкому), установленной на здании Патриаршего дворца в Сремских Карловцах (Сербия). В церемонии, которую проведут иерархи Русской и Сербской православных церквей, примут участие сербские и российские общественные, государственные, религиозные деятели, — сообщает Интерфакс-Религия Памятная доска будет установлена при поддержке Фонда Андрея Первозванного. Доска изготовлена из бронзы и представляет собой прямоугольник, в верхней части которого находится портретный барельеф митрополита Антония, а в нижней — надпись на русском и сербском языках: «Первоиерарху Русской православной церкви за границей митрополиту Антонию (Храповицкому). 17 (29) марта 1863 — 28 июня (10 августа) 1936». «О митрополите Антонии (Храповицком) в России, кроме узкого круга специалистов, знают очень немногие. Установка памятной доски может стать поводом для привлечения общественного внимания как в России, так и в Сербии к его личности», — заявили в пресс-службе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 сентября, 2022 18 мая, 2022 17 октября, 2020 14 мая, 2020 25 декабря, 2019 2 июля, 2019 29 апреля, 2019 19 октября, 2018 16 октября, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-serbii-otkroyut-pamy...

Митрополит Иларион (Капрал), отец Владимир Цуриков, Сергей Мироненко и архиепископ Михаил (Донсков) во время конференции. Фото Андрея Голубева. 5 февраля 2014 г. 20:00 Памяти доброго пастыря: неизученные страницы русского рассеяния В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына директор Фонда русской истории протоиерей Владимир Цуриков (США) представил собравшимся книгу «Митрополит Антоний (Храповицкий) — архипастырь русского рассеяния», основу которой составили доклады международной конференции памяти первого иерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Конференция состоялась в 2006 году в Свято-Троицкой духовной семинарии РПЦЗ в Джорданвилле. В ней участвовали покойный митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла), нынешний предстоятель РПЦЗ митрополит Иларион (Капрал), а также историки и богословы из разных стран: России, США, Германии, Италии. Помимо докладов, в сборник вошли статьи по истории РПЦЗ и фотографии из архива Свято-Троицкой духовной семинарии. Открывая мероприятие, Виктор Москвин, директор Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, отметил его особую значимость: «Впервые в Россию приезжает предстоятель Русской Зарубежной Церкви, и это событие, несомненно, войдет в историю. Дом русского зарубежья подписал договор с Джорданвилльской семинарией о сотрудничестве, и уже в предыдущие годы были видны его плоды: в мае 2012 года в Русском доме в Белграде состоялась выставка, посвященная сложной истории Русской Церкви в диаспоре. Она была приурочена к 5-летию подписания акта о восстановлении канонического общения между РПЦЗ и РПЦ Московского Патриархата. Впоследствии в течение года она побывала во многих городах Сербии и вызвала огромный интерес не только среди русских, но и у сербов.  Это сотрудничество будет продолжено в самых разных областях, в том числе и в области обмена архивными материалами. Мы постараемся сделать много важных дел, которые будут знаменовать развитие нашего Отечества». Выступивший затем предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Иларион (Капрал), отметил: «Это великое дело — собирать историческое, литературное и культурное достояние России. Новая книга о владыке Антонии имеет огромное значение, ибо он направлял русскую Церковь, русскую науку и русское сознание к святоотеческим истокам. Он возглавил великий исход русских в разные страны мира, благодаря чему Россия не только не ослабла, но напротив, укрепилась и духовно выросла». Размышляя о сотрудничестве с культурными и научными центрами России, он отдельно выделил широкую перспективу дальнейших исследований, способных углубить наши знания об истории русской диаспоры за рубежом.  «У русского зарубежья множество нераскрытых сокровищ, книг, документов, архивов. Все они ждут своего изучения. Надеюсь, что многие из них займут свое место в Доме русского зарубежья», — заключил владыка Иларион.

http://e-vestnik.ru/news/pamyati_dobrogo...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Председатель ОВЦС посетил кафедральный собор сербского города Сремски Карловцы Служба коммуникации ОВЦС, 06.03.2024. В ходе рабочего визита в Сербию председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний вечером 4 марта 2024 года прибыл в город Нови Сад, где имел братское общение с епископами Бачским Иринеем, Валевским Исихием и Мохачским Дамаскином. 5 марта митрополит Антоний посетил город Сремски Карловцы. В кафедральном соборе во имя святителя Николая иерарха Русской Церкви приветствовал епископ Сремский Василий. В числе собравшихся в храме были ректор семинарии протоиерей Йован Миланович, собор духовенства Сремской епархии. «У Вас будет возможность посетить некоторые монастыри горной гряды Фрушка Гора, а также приложиться к святым мощам, которые находится в этих обителях. В нашей епархии Вы всегда будете очень дорогим гостем», – сказал, обращаясь к председателю ОВЦС, епископ Василий. Он также рассказал об истории монашества на Фрушка Горе, отметив, что в определенное время на этом горном хребте насчитывалось до 40 обителей. Владыка также упомянул об оставивших свой след в духовной истории этого региона русских архиереях и монашествующих, в том числе митрополите Антонии (Храповицком). «Я очень рад Вашему приезду сюда и благословению, которые Вы принесли с собой из России, от Божиих угодников Святой Руси, которые молятся Богу о спасении и русского, и украинского, и других народов, о всех страждущих в эту тяжелую пору, исполненную искушениями, где бы люди ни жили, в том числе в Палестине, в Израиле, в Косово и Метохии, в других местах, – продолжил владыка. – Очень хорошо, что, встретившись здесь сегодня, мы можем обратиться ко Господу с молитвой о том, чтобы прекратились все войны в этом мире, попросить, чтобы Он подарил всем людям Божьим мир и благодать Духа Святого».

http://mospat.ru/ru/news/91481/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010