После кончины Ахмада Джаззара власть над сайдским и тараблюсским пашалыками получил один из его мамлюков Сулейман (1804–1819 гг.), а потом – молодой и амбициозный Абдалла-паша (1819–1831 гг.), не раз поднимавший мятежи против Высокой Порты и ввергавший Сирию и Палестину в пучину смут. В тот же период произошел радикальный сдвиг в османо-православных отношениях. Многовековой симбиоз дал трещину. С рубежа XVIII–XIX вв. в греческую среду начали проникать идеи Французской революции, в том числе националистические воззрения в их нынешней форме. Греческие националисты считали своими врагами не только османов, но и высшую церковную иерархию православного миллета, старую фанариотскую элиту, вполне довольную существующим положением вещей. 366 В начале XIX в. политическая ситуация на Балканах чем-то напоминала положение в Сирии и Палестине. Там сложились полуавтономные княжества, возглавляемые мусульманскими аянами. Эти властители окружали себя греческими советниками и даже войсками, набранными из греков. Централизаторская политика султана Махмуда II (1808–1839 гг.) положила конец процветанию греческих региональных элит и стала непосредственным толчком к Греческому восстанию 1821 года. После этого по всей империи, в том числе и на Ближнем Востоке, начался террор против православных. Города Палестины были заняты турецкими войсками, христиан заставляли обновлять укрепления, чистить рвы и т.п. Их дома и монастыри подвергались обыскам, изымалось оружие, власти облагали православных все новыми поборами. После известия о массовых казнях греческого духовенства в Стамбуле иерусалимская «чернь» и «любители смуты» стали открыто готовить погром греков. Напряжение достигло критической точки 8 июля 1821 года, но в ситуацию вмешался дамасский паша Дарвиш, запретивший убивать райю без своего позволения, и иерусалимский муфтий смог удержать мусульман от погрома. Тот же Дарвиш-паша спас от грозящей казни антиохийского патриарха Серафима. Но если в Дамасском вилайете православных еще спасало заступничество паши, то сайдский паша Абдалла сам был инициатором гонений в своих землях. «Не было того зла, которого бы нам не делали; бесчестие, похищение имущества, обиды, заключение под стражу... плети, все это применяли к нам и к нашим», – жаловались летописцы. 367 Бедствия христиан пошли на убыль лишь в конце 1820-х гг., после окончания русско-турецкой войны и поворота к веротерпимости в политике Махмуда II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На возвратном пути с Востока Мануил держал путь через владения иконийского султана и близ Котиэя, в долине Тембрис, имел горячее дело с турками, стоившее ему больших потерь. Вследствие того уже весной 1160 г. Мануил предпринял новый поход, на этот раз в Малую Азию, против Кылыч-Арслана. Этот поход сопровождался настолько благоприятным результатом, что побудил султана просить мира и дать согласие на поставку вспомогательных отрядов по требованию императора. Важным также последствием этого похода было посещение Константинополя Кылыч-Арсланом, о котором была речь выше. Нужно признать, принимая во внимание вышеизложенное, что к 1160 г. Мануил достиг самых блестящих успехов в Малой Азии, в Сирии и Палестине. Но ясное дело, данные ему обязательства христианскими и мусульманскими властителями были вызваны его военными успехами и присутствием многочисленного войска. Как скоро другие заботы отвлекли от Востока военные силы империи, положение изменилось к худшему. Далеко не ко благу империи привело и то обстоятельство, что интересы латинских княжеств стали руководящим мотивом политики Мануила на Востоке. Непосредственно за возвращением из похода Мануил отправил в Палестину торжественное посольство с деликатным поручением к Балдуину III просить для императора руки латинской принцессы. При этом имелась в виду или сестра графа триполийского Мелизинда 188 , или дочь антиохийского князя Раймонда Мария. Хотя как в Иерусалиме, так и в Триполи предложение царя было принято с совершенно понятным, впрочем, чувством удовольствия, которое выразилось и в поспешных сборах невесты к путешествию в Константинополь и в изготовлении ее приданого, тем не менее странным и неожиданным образом Мануил не давал своего ответа на посланное ему донесение. Целый год томились ожиданием положительных известий и наконец решились спросить царя через специального посла, как относиться к вопросу, о котором трактовали его послы. К чрезвычайному удивлению короля иерусалимского и графа Раймонда, получен был ответ, что царь не согласен на предположенный брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

78. 1091–1108 Возобновление войны с норманнами при кн. Боэмунде I. Продолжение территориальной экспансии норманнов. Война закончилась признанием Боэмундом сюзеренитета Византии над Антиохией. 79. 1110–1117 Возобновление войны с турками-сельджуками. Цель – завоевание территорий Византии. Первоначальные успехи Турции были отменены договором, заключенным после победы Византии в битве при Филомелионе. 80. 1124–1126 Война с Венецией Война началась из-за непродления торговых привилегий императором Иоанном II Комниным. Венецианский флот разорил побережье Греции, вынудив императора отступить. 81. 1127–1129 Война с Венгрией. По одной из версий, конфликт был связан с венгерской экспансией в Далмации и внутренних районах Балканского полуострова. Неудачные кампании против русских княжеств и Византии вызвали сильное недовольство знати, которая пыталась свергнуть венг. короля Иштвана II. После его смерти между Венгрией и Византией сохранялся мир. 82. 1136–1139 Завоевание армянской Киликии и вассализация Антиохийского княжества. Иоанн II Комнин предпринял масштабный поход в регион с целью покорения Киликии. Появление главных сил византийцев в Киликии резко изменило соотношение сил в регионе. Под угрозой византийцев армянская Киликия и Антиохия спешно заключили перемирие. 83. 1147–1148 Рожер II Сицилийский нападает и оккупирует Эвбею, Фивы и Коринф Второй крестовый поход (1147–1148) предоставил Рожеру возможность возобновить нападения на Византийскую империю, традиционного врага норманнов на Востоке. Разорение и покорение византийских земель. 84. 1149–1152 Сербское восстание. Сербы Рашки, побуждаемые Рожером II Сицилийским, вторглись на византийскую территорию в 1149 году. Восстание подавлено Мануилом I Комнином. Мануил также наносит поражение венгерской армии, пришедшей на помощь сербам. 85. 1155–1156 Война с Венгрией Цель Мануила I Комнина – покорение территории венгров вдоль Савы. Победа Византии. 86. 1155–1158 Итальянская экспедиция Мануила I Комнина. Мануил воспользовался множественной нестабильностью на итальянском полуострове и отправился в военный поход. Кроме того, Мануил пытался повлиять на пап, намекая на возможный союз между Церковью Восточной и Западной.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

В 1164 г., все еще поддерживая союз с Византией, Торос II участвовал в коалиции христ. сил (визант. дука Константин Каламан, кн. Боэмунд III Антиохийский), к-рая начала войну против Халеба. Однако силы мусульман слишком превосходили войска союзников, и в битве при Хариме Нур ад-Дин одержал над ними победу. Большинство предводителей коалиции попало в плен. Торос, видя неизбежность поражения, покинул место битвы. В 1170 г., после смерти Тороса II, в К. А. произошел переворот, в ходе которого в Ромкле был свергнут и убит малолетний сын Тороса Рубен II (1169-1170). Князем К. А. стал брат Тороса Млех (1170-1175), которого поддержал атабек Нур ад-Дин, отправивший войско в К. А. для утверждения его на престоле. Средневековые историки обвиняют Млеха в убийстве кн. Рубена II, указывая на его антивизант. и промусульманскую ориентацию, а также на его враждебность к Церкви. С началом правления Млеха влияние Византии в К. А. сократилось еще сильнее. В 1173 г. Млех вновь захватил у византийцев большую часть Равнинной Киликии, в т. ч. Адану, Мсис и Тарс, начал войну против Антиохии, помогал Григору IV Тха в 1173 г. взойти на престол католикоса в Ромкле. Вновь разорвав отношения с княжеством Хетумидов, Млех осадил их столицу Ламброн и принудил кн. Хетума III признать себя вассалом Млеха. В это же время Млех сделал своей резиденцией крепость Сис и начал ее перестройку. Но наступательная политика против государств крестоносцев и Византии не смогла объединить раздробленные силы К. А. Мн. феодалы противились союзу с Халебом, что вскоре привело к новому перевороту в К. А. В 1175 г. кн. Млех был убит заговорщиками. Развалины крепости Ламброн (Чамлыяйла) Развалины крепости Ламброн (Чамлыяйла) После переворота власть в К. А. перешла в руки сына погибшего в 1162 г. кн. Стефана Рубена III (1175-1185, ум. в 1187), к-рый был поборником превращения К. А. в могущественное гос-во и сохранения баланса остальных политических сил в регионе. По материнской линии его дядей был князь из рода Хетумидов, что дало возможность наиболее влиятельным фамилиям К. А.- Рубенидам и Хетумидам прекратить прежнюю вражду и создать союз. Деятельность Рубена III была сосредоточена на политике органичного объединения Горной и Равнинной Киликии. Для этой цели он искал союзников против Антиохии, непосредственного юж. соседа Равнинной Киликии. В то же время Рубен III старался не делать шагов, к-рые могли бы пробудить враждебность к К. А. со стороны соседних мусульм. гос-в.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

К 30-м годам X в. могущественный некогда халифат пришел в полный упадок и распался на ряд фактически независимых государств-эмиратов. Этим воспользовалась Византия, которая стала активно отвоевывать свои бывшие владения. В 969 году отряды императора Никифора II Фоки освободили Антиохию. С этого времени для Православного Антиохийского Патриарха наступает пора расцвета. Антиохия становится крупным центром христианской культуры как грекоязычной так и арабской. В окрестностях города развивались монастыри, разворачивалась активная литературная и богословская деятельность. Установившаяся в Сирии в 1-ой половине XI в. относительная политическая стабильность была разрушена появлением турок-сельджуков с их опустошительными набегами. В декабре 1084 г., в ходе внезапного удара, сельджуки овладели Антиохией. Само по себе установление сельджукского владычества на Ближнем Востоке в конце XI в. не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. В 1097 г. расстановка сил в Восточном Средиземноморье кардинально изменилась с появлением там крестоносцев, шедших освобождать Святую землю от ига мусульман. Крестоносцы захватили Антиохию после 7-месячной осады 2 июня 1098 г. Власть над Антиохией получил Боэмунд Тарентский, давний противник Византии. В июле 1099 г. после 5-ти недельной осады пал Иерусалим и на отвоеванных у мусульман землях возникли христианские государства: Иерусалимское королевство, графство Триполи, Антиохийское княжество, графство Эдесса - 3 последних располагались на территории Антиохийской Православной Церкви. Восточная часть Патриархата - Дамаск, Хомс, Хама, Халеб и др. - осталась под властью мусульман, а Киликия и ряд приевфратских областей - в составе Киликийской Армении. С победой крестоносцев положение сирийских христиан отнюдь не улучшилось: латиняне воспринимали своих восточных единоверцев как неполноценных христиан; не могло быть и речи о допуске их в правящее сословие, и уже в 1100 году Патриарх Иоанн Оксита был изгнан из Антиохии, а на его место поставлен латинский прелат Бернард из Валенсии, что явилось формальным установлением схизмы между Антиохией и Римом. Латинские патриархи вскоре начали замещать православных епископов католиками на территории Антиохийской Православной Церкви. При этом продолжалось параллельное преемство православных Патриархов Антиохии, проживающих в изгнании в Константинополе, о которых известно мало, даже многие имена их вызывают сомнение.

http://pravoslavie.ru/39846.html

Оценивая деятельность Боэмунда, мы должны признать, что он принес много вреда всему христианскому делу на Востоке, что он есть главный виновник всех бедствий, неудач и потерь крестоносцев. Христиане на Востоке должны были преследовать одну цель: твердо сохраняя солидарность между собою, они должны были заключить в то же время прочный союз с Византийской империей и направить все силы на мусульман. Между тем роковая ошибка христиан заключалась в их соревновании между собою и во вражде с Византией, и самая сильная ответственность в этом отношении падает на Боэмунда. Он своим честолюбием поселил антагонизм между Византийской империей и крестоносцами. Он первый ввел в практику тот странный прием, к которому впоследствии прибегали и византийские императоры; он первый начал заключать дружественные союзы с тем народом, против которого было направлено все крестоносное движение. Ввиду ложного направления, данного крестовому походу по вине Боэмунда, и слишком незначительных сил, какими располагали оставшиеся на Востоке вожди, естественно возникает вопрос: чем же держались основанные крестоносцами княжества Антиохийское, Иерусалимское и Эдесское? Главная волна крестоносцев, отхлынувшая на Запад, питала там чувство соревнования своими рассказами о подвигах и успехах, которые имели крестоносцы в Азии. Правда, эти же рассказы говорили об опасностях и лишениях, которым подвергались крестоносцы; но рыцарские роды, не владевшие землями на Западе и не имевшие надежды на приобретение военной славы и добычи на родине, охотно поддавались мечтам прославить себя военными подвигами и приобрести независимые владения. Таким образом возвратившиеся на родину из Азии крестоносцы оживили в своих европейских соотечественниках религиозный энтузиазм и чувство военной чести. Результат этого – прилив новых волн западных народов на Восток. В 1101 г. последовало первое движение. Бароны Италии, Франции и отчасти Германии составили сильное ополчение, которое только отчасти в лице своих отдельных весьма немногочисленных вождей было проникнуто религиозным энтузиазмом; большинство же рыцарей питали честолюбивые цели. Отряд этот, простиравшийся до 300 тыс. человек, направился в Азию обычным путем, которым шли все крестоносцы, – через Константинополь. Участь этого ополчения весьма печальна; его вожди, узнав, что главная опора восточных христиан – Боэмунд – находится в плену у мусульман, хотели силою освободить Боэмунда. В стычках с Килидж-Арсланом и султаном Каппадокийским Данишмендом они были почти все уничтожены; только весьма незначительная часть нх достигла Антиохии и Иерусалима и поддержала ослабленные силы Танкреда и Балдуина.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Близ города Тивериады, когда два враждебных войска стояли одно против другого, готовые вступить в битву, многие из князей, увидя, что мусульманское войско превосходит их численностью, и считая сомнительным и даже невозможным для себя успех битвы, перебежали на сторону Саладина, в том числе и Раймунд. Само собою разумеется, что при таком положении дела христиане не могли выиграть битвы. Все войско христианское было уничтожено; король иерусалимский и князь антиохийский попались в плен. Все пленные были обречены Саладином на смертную казнь; одному королю иерусалимскому была дарована жизнь. Ничтожная горсть христиан, которая спаслась от несчастной участи бегством, часть горожан и простых рыцарей, не могла принять на себя защиту христианских земель. Саладину в короткое время удалось овладеть всеми береговыми замками и крепостями, которыми владели христиане по берегу Средиземного моря. В руках христиан оставался пока только один Иерусалим, который, как внутреннее княжество, представлял собою не такой важный пункт в политическом отношении, чтобы Саладин мог им весьма дорожить; глубокий политический ум Саладина ясно понимал всю важность приморских торговых укрепленных пунктов. Завладев этими пунктами (Бейрут, Сидон, Яффа, Аскалон), отрезав христиан от сообщения с Западной Европой, Саладин без препятствий мог завладеть и внутренними пунктами. Отнимая приморские города, Саладин уничтожал везде христианские гарнизоны и заменял их мусульманскими. В руках христиан оставались еще, кроме Иерусалима, Антиохия, Триполи и Тир. В сентябре 1187 г. Саладин подступил к Иерусалиму. Горожане думали сопротивляться, поэтому отвечали уклончиво на предложение Саладина сдать город под условием дарования осажденным свободы. Но когда началась тесная осада города, христиане, лишенные организующих сил, увидели всю невозможность сопротивления и обратились к Саладину с мирными переговорами. Саладин соглашался за выкуп даровать им свободу и жизнь, причем мужчины платили по 10 золотых монет, женщины по 5, дети по 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

– Афон не обеднеет, если русские отнимут у него имения – обмолвился игумен. – Опять та же песня! Выслушайте же и мой прежний напев. Страхи ваши напрасны. Афон не лишится своих имений ни в княжествах, ни в пашей Бессарабии. Россия уважает св. места, и если чего домогается от них, то прекращения хозяйских злоупотреблений. – Обозревая св. места, вы заметили только недостатки тамошних людей Божиих. – Желал бы я видеть одни добродетели их. Но они кроются к тайне лица Божьего. – Беды нам от лжебратий. – Не те ли лжебратия, которые, нося кукуль и мантии, наживают в княжествах богатство, и потом бегут в Афины, женятся там и строют себе дома? – Беды от лжебратий, – вопиял игумен. Я не хотел более говорить с ним и откланялся ему, заканчивает о. Порфирий. Но он, выйдя за мной на крыльцо своего дома, и стоя тут, продолжал кричать: беды от лжебратий. За то и я из своей коляски еще раз пустил стрелу не в бровь 28 , а прямо в глаз его, крикнув: Вы – лжебратия, вы, которые, как саранча, поедаете благо румунов, и строите, не весть кому, доходные дома на Английском острове (Софроний – английск. подданный). Чтобы ведать, насколько был прав о. Порфирий в своем негодовании и ревности об идеале монашества и чисто монашеской жизни, видно из его слов о том, что представляли тогдашние княжества, Молдавия и Валахия. Вот что он говорит об этом под 14 числом (стр. 60–61): «В княжествах так много монастырей! В одних столицах их я видел двадцать, а их гораздо более тут. Сколько же всех их в большой и малой Валахии и во все Молдавии? Кроме местных митрополитов и епископов, патриархи Александрийский и Антиохийский, Сион, Синай, Афон, Албанские обители и митрополии и, быть может, и другие какие иераршеские престолы и монашеские обители владеют в княжествах метохами, скитами, монастырями и имениями. Посланник Титов говорил мне, что пятая часть тамошних наилучших земель принадлежит монахам. Верю и исповедую милость Божью, явленную восточной православно-кафолической церкви в отечестве румунов. Сам Бог внушал господарям и боярам княжеств ревность к поддержанию православия в Турции богатыми пожертвованиями в те несчастные времена, когда исламизм угрожал восточному христианству истреблением. По устроению Божьему, восточные иерархи и монастыри находили в Молдавии и Валахии утешение, ободрение и хлебную помощь. Есть народы-апостолы; есть народы-мученики; есть народы-работники для церкви Божьей. Эти работники – румуны! Да благословит же их Бог Отец щедрот всяким благословением! Да нисходит на поля их роса небесная и дождь ранний и поздний! Да усотерятся им все плоды земные, и да расширят их житницы! Да подаст им Творец многочадие и крепость сил!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В Эдессе Бодуэн вступает в свой следующий брак с дочерью одного из местных армянских, армяно-халкидонийских правителей, которого звали либо Тафнуз, либо Тафрок в латинских текстах. Мы его армянского настоящего имени не знаем, более того, мы не знаем имени второй жены Бодуэна. В поздних, очень поздних текстах она фигурирует как Арда, но во всех ранних современных текстах ее имя не называется. Он заключает франко-армянский брак. К этому времени крестоносцы берут Антиохию. Бодуэн не участвует. Проходят Ливан и Палестину, освобождают Иерусалим, Бодуэн не участвует. Но у него в государстве оседает все больше и больше франков. Рядом с ним появляется тоже очень мощный сосед, нормандский полководец Боэмунд I, который вопреки всем клятвам и обещаниям не отдает Антиохию византийскому императору, а создает там свое государство – княжество Антиохийское. Боэмунд, кстати, дядя Танкреда, и Танкред ему наследует потом. С Боэмундом были хорошие отношения у Бодуэна. Конечно, их начинают упрекать, что вы купаетесь в восточной роскоши, по сути, и латинские авторы очень яркие создают иллюстрации, как тот же Бодуэн в Эдессе погряз в восточной роскоши, что он завел себе отряд, подобно византийскому императору, меченосцев и щитоносцев с золотыми щитами. Это, видимо, какая-то латинская попытка передать традиции византийских протоспафариев, сановников, которые несли мечи, первых меченосцев, зачастую совершенно светских людей. Что он ездил на колеснице, что явное преувеличение, что он отпустил бороду, что важно, потому что борода вернется в моду Западной Европы, как раз в XII веке, благодаря тому, что многие крестоносцы на Востоке будут отпускать бороды. Она до XIII века задержится среди знати, потому что тогда латиняне выделялись своими бритыми лицами. Бодуэн I в Эдессе Я не надену золотой венец в городе, где Христос носил терновый Князя Боэмунда Антиохийского и графа, тоже князя Бодуэна Эдесского упрекают в том, что они ничего не сделали, они не исполнили своих обязательств пилигримов. Поэтому они радостно спускаются на Рождество 1099 года в декабре из Сирии в Палестину, ведут с собой около 10 тысяч человек. Старший брат Бодуэна Готфрид Бульонский, который был избран правителем франкским Иерусалима освобожденного, отказался принимать королевский титул, потому что сказал: «Я не надену золотой венец в городе, где Христос носил терновый».

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

Вероятно, в характеристиках, которые латиняне и византийцы давали друг другу, все же была определенная доля правды. Конечно, утонченность и дипломатичность византийцев с полным основанием могла показаться хитростью воинственным, малообразованным и грубоватым западным рыцарям, и такое отношение западного человека к восточному закрепилось надолго. Алексей I решил избавиться от рыцарей уже проверенным способом: он переправил их через Босфор в Малую Азию, в Никею, к туркам. Но в отличие от бедноты, возглавляемой Петром Пустынником, рыцари-крестоносцы были представителями высшего слоя западного общества, и отделаться от них византийскому императору было не так просто. Ему пришлось взять на себя определенные обязательства, оказывать им военную, дипломатическую и материальную помощь. Поэтому, когда крестоносцы переправились в Малую Азию, с ними были и довольно многочисленные, хорошо укомплектованные отряды византийского войска. Никея сдалась византийскому войску. Это вызвало недовольство европейских рыцарей. Общая атмосфера недоверия сгущалась. По мере продвижения европейских рыцарей по территории Малой Азии сокращалась им помощь со стороны Византии. В то же время рыцари-крестоносцы одерживали победы над турками-сельджуками. Войска крестоносцев вошли в Сирию. Был захвачен богатый город Эдесса, и в 1098 г . основано первое государство крестоносцев – Эдесское графство во главе с Бодуэном Фландрским . После долгой и трудно осады первоклассной византийской крепости Антиохии крестоносцы захватили ее. Однако после взятия Антиохии они сами же оказались в ней осажденными подошедшими свежими силами турок-сельджуков. Существует предание, что в этот критические момент, когда крестоносцы оказались в трудном положении, к Боэмунду Тарентскому пришел не то крестьянин, не то монах и говорит, что ему в снах являлся апостол Андрей, утверждавший, что в Антиохийской церкви св. Петра зарыта величайшая реликвия – копье, которым пронзили распятого на Кресте Иисуса Христа, и если воины Христовы найдут его, то спасутся от врагов. Начались поиски, и под плитами церкви св. Петра в Антиохии был найден проржавевший кусок металла, напоминавший наконечник копья. Находка воодушевила рыцарей настолько, что им удалось отбить Антиохию от турок. После этого Боэмунд Тарентский основал второе государство крестоносцев – Антиохийское княжество .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010