А. к. и Эдесское графство, находившиеся на севере владений крестоносцев, были наиболее уязвимы для ударов мусульман и с первых лет XII в. подвергались постоянным нападениям эмиров Халеба, Хамы и Мосула. После поражения при Харране (1104) крестоносцы перешли к обороне уже занятых территорий и занялись строительством и укреплением многочисленных пограничных крепостей. В 1-й пол. XII в. военные действия велись очень интенсивно и сопровождались постоянными грабежами территорий с обеих сторон. Тем не менее почти ежегодные вторжения эмиров (Мавдуда, Бурсука, Гази и др.) не приводили к к.-л. серьезным результатам: из рук в руки переходили лишь пограничные замки. Сами мусульм. правители зачастую были заняты вооруженной борьбой друг с другом, а в полевых сражениях рыцари, как правило, одерживали над ними победу. Но постоянная война постепенно истощала силы крестоносцев. После крупного успеха в битве при Телль-Даните (1115) Антиохийский кн. Рожер Салернский приобрел у мусульман славу непобедимого воителя, однако уже в 1119 г. его войско было разгромлено при Дарб-Сармаде и сам Рожер погиб. С нач. 20-х гг. XII в. А. к. нуждалось в постоянной военной поддержке более сильного Иерусалимского королевства, а в нек-рые периоды управлялось иерусалимскими королями. В 1130 г. в бою с мусульманами в Киликии погиб еще один правитель А. к., Боэмунд II, и эмир Мосула Зенги впервые дошел до самой Антиохии и разграбил окрестности. С 30-х гг. XII в. начинаются безвозвратные потери крепостей и территорий А. к. В 1144 г. эмиром Зенги была взята Эдесса, а вскоре его преемник Нур ад-Дин впервые сумел объединить все владения мусульман в Сирии, Палестине и В. Месопотамии. В 1149 г. Антиохийский кн. Раймонд из Пуатье погиб в сражении, а его войско было окружено и разгромлено. Победитель, эмир Нур ад-Дин, совершил поход через территорию А. к. и демонстративно искупался в море в знак победы над христианами. К нач. 50-х гг. все владения А. к. к востоку от р. Оронт были утрачены. Хотя военное превосходство мусульман становилось все более ощутимым, с 50-х гг. XII в. в Сев. Сирии установилось относительное затишье. Ресурсы сторон были исчерпаны в многолетней борьбе 1-й пол. XII в., и, кроме того, у христиан появился могущественный союзник - визант. имп. Мануил, к-рый установил дружественные отношения с Иерусалимским королевством. Тем не менее слабость А. к. проявлялась даже в относительно мелких столкновениях. Так, в 1164 г. кн. Боэмунд III был захвачен мусульманами и год провел в плену.

http://pravenc.ru/text/115778.html

   Большой интерес представляет идентификация многочисленных географических названий, содержащихся в договоре (к сожалению, она далеко не всегда возможна). Упоминание районов, отошедших к империи, и тех, на которые претендует Боэмунд, позволяет заключить, что у Алексея основная цель — отрезать Антиохийское княжество от моря, а у Боэмунда — в качестве компенсации обеспечить себе земли в районе Эдессы. Возможно, Боэмунд — враг графа Эдесского Балдуина — стремился присвоить себе его владения. Практически Девольский договор 1108 г. остался на бумаге: фактический властитель Антиохийского княжества Танкред отказался его признать (см. прим. 1406). В то же время договор сыграл определенную роль. Во-первых, он юридически зафиксировал поражение Боэмунда — отныне норманнское государство перестало быть грозным противником Византии. Во-вторых, отменив вассальную присягу Боэмунда 1096 г., он как бы создал новую правовую основу для отношений Византии с латинскими государствами в Сирии. Почти через 20 лет император Иоанн Комнин требовал у Раймунда Антиохийского возобновления вассальных отношений по образцу закрепленных Девольским договором.    Перевод текста договора вместе с вступительной статьей и комментарием был издан нами совместно с М. М. Фрейденбергом (Любарский, Фрейденберг, Девольский договор, карта на стр. 266, где отмечены районы, отходящие к Алексею и Боэмунду).     1398 По сообщениям Фульшера Шартрского (Fulch., II, 39), Ордерика Виталия (Ord. Vit., XI, 12), Вильгельма Тирского (Guil. Tyr., XI, 6) и Альберта Аахенского (Alb. Aq., Χ, 45), рыцари Боэмунда получили разрешение пройти через Византию в Иерусалим.     1399 Октябрь 1108 г. (Anon. Bar. Chron., s. а. 1109).     1400 Таким образом, согласно Анне, Боэмунд умер в марте 1109 г.    Западные хронисты указывают иные даты: Вильгельм Тирский — лето 1109 г., Ордерик Виталий, анонимная Барийская хроника, Альберт Аахенский — 1111 г., Ромуальд Салернский — 7 марта 1111 г. Современные исследователи датируют смерть Боэмунда мартом 1111 г. (см.: Безобразов, Боэмунд Тарентский, стр. 116, прим. 1; Jenal, Der Kampf um Durazzo..., S. 318, Anm. 1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Один из самых знаменитых анекдотов, но подлинных, рассказанных еще свидетелями этой всей истории, тем же Фульхерием Шартрским о бытовой жизни латинского Востока. Помните, мы про бороды говорили? Бодуэн II тоже отпустил бороду, потом является грустный к своему тестю армянскому и говорит: «Я весь в долгах, мне нечем заплатить своему войску. Более того, я заложил свою бороду». Потому что на Востоке очень четко понимали, что, если ты безбородый – ты либо евнух, либо еще хуже. Мужчина ходит с бородой. Бодуэн говорит: «Я заложил свою бороду, завтра придется брить». Гавриил говорит: «Это позор для моей семьи. Сколько нужно денег?» Вытребовал колоссальную у него сумму, естественно, обхитрив, никакую бороду он не закладывал. Потом, когда против Гавриила тоже поднялось восстание местного населения и пришли тюрки, Гавриила растерзали, как и его родственника Тороса, Бодуэн де Бург ничем не помог. Тем не менее, в целом он был очень хорошим правителем, хорошим графом Эдессы. В истории Бодуэна де Бурга важно помнить о двух людях, которые все время как-то присутствовали очень важно в его жизни. С одной стороны, это Танкред. С другой стороны, это кузен – мы уже точно знаем, что они были кузенами – прибывший из Франции тоже в рамках арьергардного крестового похода, Жослен де Куртенэ, который стал ближайшим соратником Бодуэна. Тот ему даже передал в качестве сеньории самый главный город своего государства на западе Евфрата Тель-Башир, или Турбессель, с которого начиналось создание графства Эдесского. Война против Антиохийского княжества, чтобы отомстить В один прекрасный летний день 1104 года князь Антиохийский Боэмунд и граф Эдесский Бодуэн де Бург идут воевать с тюрками к городу Харран. Тюрки-сельджуки вторглись на земли графства Эдесского, и у местечка Харран стоят. Ведут четыре полководца войско – Боэмунд Антиохийский и Танкред ведут антиохийское войско, а граф Бодуэн II и Жослен де Куртенэ – эдесское войско. Бодуэн II и Жослен начинают атаку, переправляются через речку, один из притоков Евфрата, атакуют тюрок. Антиохийцы стоят, смотрят на это дело. Эдессцев окружают, Бодуэн бился до последнего с Жосленом, но их берут в плен. Тюрки предпочитали брать в плен арканами – закидывали арканами, сбрасывали, потому что в плен надо взять, а тот жалеть никого не будет, то есть скручивали на расстоянии. Они попадают в плен.

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

Более угрожающим для православных стало нашествие латинян-крестоносцев, начавшееся с 1096 г. В 1098 г. на территории Сирии латинянами было основано графство Эдесское. Антиохийский Патриарх Иоанн IV Оксит (1089 – 1100) был заключен в тюрьму. В 1098 г. крестоносцы захватили Антиохию, власть над которой получил один из предводителей первого крестового похода Боэмунд Тарентский. Помимо латинского государства в Эдессе, на территории Патриархата, возникли графство Триполи и Антиохийское княжество. В самой Антиохии была основана латинская кафедра во главе с прелатом. Антиохийские Патриархи вновь стали рукополагаться в Константинополе и там же проживать. Об этих предстоятелях известно очень мало, даже многие имена этих первосвятителей вызывают сомнение. Почти все они были из греческого клира. Постепенно владычество крестоносцев было подорвано. Европейские крестоносцы, оттолкнув от себя потенциальных союзников – восточных христиан, были обречены на поражение в борьбе с исламским миром, обладавшим намного большими военными и демографическими ресурсами. В 60-е гг. XIII в. мамлюкский султан Египта Бейбарс совершил ряд завоевательных походов против крестоносцев в Киликийской Армении. В 1268 г. его войска взяли Антиохию – были разбиты и латиняне, и греки. Десятки тысяч антиохийцев были перебиты, остальные уведены в рабство. После событий 1268 г. Антиохийские Патриархи больше не возвращались в свою прежнюю столицу. Центр Патриархии, ставший номинальным, с середины XIV в. переносится в Дамаск. Эпоха крестовых походов и вторжение мамлюков стали переломным моментом в истории Патриархата. Христиане, составлявшие в XI в. основную часть населения Сирии и Палестины, через 200 лет превратились в реликтовые этно-конфессиональные группы. Господство мамлюков (1291 – 1516). К концу XIII в. вся Сирия вошла в состав египетского султаната мамлюков. Религиозная политика мамлюков в целом отличалась намного большим уровнем терпимости, чем это было свойственно прежним мусульманским династиям. Тем не менее, XIV – XV вв. – это самые «темные века» в истории Антиохийского Патриархата, характеризующиеся общим упадком, в частности, угасанием летописной традиции ближневосточных христиан, вследствие чего крайне мало известно о церковной истории православных в Сирии. Не сохранилось почти никаких сведений о Патриархах первой половины XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второй отрывок послужил ему материалом для статьи «Srosveniile cosacilor sub Hmelnitzchi in ani 1648–58», т. e. «Зверства казаков Хмельницкого в 1648–58 гг.», помещенной в букарештском издании румынского сиониста д-ра М. Шварцфельда. – В предисловии он касается вопроса о преследованиях и истязаниях евреев в разных европейских странах, главным образом, в Польше и придунайских княжествах в XVI и XVII вв. Третий отрывок под заглавием: «Евреи в Крайове и Тырговище в 1657-м году» (из сообщений в историческом Обществе Юлия Бараша) касается рассказа архидиакона Павла о крещенном хахаме еврейском Афанасии и его деятельности на почве крещения других евреев. Труд напечатан в «Ежегоднике для евреев» д-ра М. Шварцфельда в 1887–1888 г. (соответствующий перевод Г. Муркоса см. V вып., стр. 54–56). Перевод страдает также неточностями и даже пропусками. Нет сомнения, что приведенные труды могли иметь значение для Муркоса в его предприятии по переводу с арабского «Путешествия» архидиакона Павла. Достоверность записок Прежде чем говорить о значении записок Павла Алеппского, укажем на фактическую достоверность их. Московский архив Министерства иностранных дел сохраняет некоторые документы, относящиеся к этому историческому событию. В Посольском приказе разряда «Греческих дел» находим дело под заглавием: «7162 июля 21 – июль 7164 21. Приезд в Путивль, а потом в Москву, антиохийского патриарха Макария для испрошения милостыни» 59 . Документы начинаются с самого обстоятельства выезда сирийцев в пределы Московского государства и оканчиваются некоторыми челобитными патриарха Макария, присланными из молдавской страны уже на обратном пути его на родину. Всех дел 180. В этих документах с официальной точки зрения освещаются те же самые события, которые старается раскрыть со своей точки зрения Павел Алеппский. Если теперь мы обратим внимание на «характер отношений России к Православному Востоку в XVI и XVII столетиях», то увидим, что этот документ сообщает действительный факт. Обыкновенно просители всех стран Востока, направлявшиеся в Москву, разными путями добирались до пограничного русского города Путивля [на другие города ездить запрещалось]. В Путивле они обязаны были явиться к местному воеводе, который немедленно отбирал от них показания: кто они и откуда, зачем едут в Москву, что везут с собою, т. е. какую святыню 60 . He избежали этого обычая и наши путешественники, которые прибыли в Путивль 20 июля 1653 г. [вып. II, стр. 95], где прожили четыре дня, пока заготовлялись для них подводы. «Июля в 24 день отпустили мы, – пишет в Посольский приказ путивльский воевода, – антиохийского патриарха Макария» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот что случилось потом. Визирь двинулся тогда из Белграда; передовые отряды его сделали нападение на венгров, чтобы вытеснить их из окрестностей Бодома (Буды), но не могли одолеть их. Вследствие этих движений вся страна валашская пришла в сильное смятение; к довершению смуты распространился слух о скором прибытии татар под предводительством хана, путь коих лежал через Валахию. Венгры укрепили всю пограничную линию и напрягли все силы, готовясь встретить войну. Все это случилось к нашему злополучию. Константин воевода не заплатил нам сполна за соболей, которых мы привезли с собою из Москвы и отдали ему, и оставался должен нам девять кошельков реалов, кои он все время обещал нам уплатить. К тому времени, когда он принужден был бегством спасаться из страны, долг еще не был уплачен, ибо он водил нас от одного дня до другого, от одного раза до другого, пока не постигло его то, что случилось: он был крайне скуп и не совсем честен. После окончательного удаления и бегства его из княжества, мы очутились бы в самом беспомощном положении, если бы уплату всех долгов, сделанных Константином, не взял на себя новый господарь, согласно установившемуся среди господарей обычаю, у которых сделалось правилом, чтобы всякий, преемлющий это звание, платил долги, оставшиеся неуплаченными после его предшественника. Согласно с этим обычаем, господарь дал от себя обещание нашему владыке патриарху и просил его молиться Всемогущему, дабы Господу угодно было направлять его разум, и не было ни войны, ни смуты, могущих задержать уплату. Итак, мы пребывали в тревожном ожидании; озабочивало нас также другое обстоятельство. Дело в том, что Константин и все вельможи государства валашского не разрешали нам оставить их землю в то время, желая, чтобы мы подождали, пока ход дел и обстоятельства изменятся, главным образом из-за силистрийского паши, которым был тогда Мелик-Ахмед-паша. Всемогущему Богу угодно было, чтобы паша этот был смещен; место его занял Фазли-паша, но вскоре был казнен визирем за то, что отказался выступить в поход против Константина, обещавшего ему огромную сумму денег, и за то, что по своему произволу поощрял одного и отстранял других.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме этого, Михаил VIII Палеолог в 1270 г. отправил два посольства в Париж к королю Людовику IX Святому. Зная о благочестии француза, мечтавшего под конец жизни реабилитироваться в глазах потомков и организовать новый Крестовый поход против мусульман, он предложил тому свои услуги. Это предложение смутило короля: он не испытывал никаких симпатий к византийцам, но и не желал, чтобы военная мощь его брата, Карла Анжуйского, вместо того чтобы помочь благородному делу, увязла у стен Константинополя. Как ни странно, но византийская операция Сицилийского короля становилась препятствием для Людовика Святого. Как человек многомудрый, Французский король был солидарен с некоторыми кардиналами, на примере завоевания 1204 г. наглядно убедившимися, что одними военными действиями прекратить раскол между Западной и Восточной церквами невозможно. Поэтому Людовик IX отправил письмо Карлу, в котором изложил свои сомнения, рекомендуя воздержаться от войны с Михаилом VIII 312 . Надо сказать, что события в Палестине не оставляли христианнейшему королю Франции иного выбора. Латинский Восток все более и более слабел, единственной силой, которая еще держалась, являлись рыцарские ордена. Они не только скупали замки и земли обедневших баронов, но и благодаря финансовым операциям в Европе и денежной помощи могущественных особ имели возможность содержать внушительные вооруженные силы. Но им противостоял противник, которого с полным правом сравнивали с легендарным Саладином. Султан Египта Бейбарс, которого современники именовали «защитником ислама », поставил перед собой задачу не только расквитаться с христианами, поддерживавшими татар, но и, главное, перенести торговые центры из Сирии, которые там пока еще существовали, в Египет. В 1261 г. он овладел Алеппо и оттуда начал нападения на земли Антиохийского княжества. В 1263 г. мамелюк захватил и разграбил Назарет, а потом подошел к стенам Акры, где разыгралось большое сражение, в котором пал сенешаль Жофруа де Сержин. В феврале 1264 г. Бейбарс напал на Цезарею и 5 марта овладел городом и цитаделью. За счет этого маневра он отделил Арсуф и Яффу от остального Иерусалимского королевства. Следом пал Арсуф, который обороняли 270 рыцарей-госпитальеров, и в мае 1264 г. султан подошел уже к Акре, которую, правда, не смог одолеть 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вернемся, впрочем, к военным делам. Несмотря на смерть своих главных вождей, норманны все еще оставались серьезной угрозой безопасности Византийской империи. В 1112 г. Иерусалимский король Балдуин решил связать себя брачными узами с вдовой Рожера Отвиля, племянника Роберта Гвискара, Аделаидой. Вечно нуждаясь в средствах и военной помощи, Балдуин не смог пренебречь норманнами Сицилии. Аделаида поставила лишь одно условие: если от их союза с Балдуином не будет детей, ее сын от первого брака Рожер (1098–1154), граф Сицилии, получит корону Иерусалимского короля. Балдуин согласился, и в 1113 г. Аделаида отправилась в Священный город. Была сыграна пышная свадьба – за счет средств «невесты», кстати сказать, но тут внезапно выяснилось, что Римский папа не одобряет этого брака, поскольку Балдуин формально еще не был разведен со своей второй супругой, армянкой Ардой, и Иерусалимский (латинский) патриарх Арнульф категорически отказывается венчать Аделаиду королевой. Все закончилось тем, что разоренная ветреным мужем, оскорбленная в общественном мнении и морально сломленная Аделаида была вынуждена вернуться в 1117 г. на Сицилию. Но юный граф Рожер, которому предстоит вскоре стать первым Сицилийским королем, не забыл унижения и вовсе не считал свои права на Иерусалимский престол обесцененными. Он затеет активную борьбу за новую корону и войдет в жесточайшее противостояние не только с западными государями и папой, но и с Константинополем, где также не забыли, что Иерусалим традиционно относился к римским землям. Наступала пора новых вселенских противостояний 374 . Тем временем, произошли некоторые изменения на Востоке. В 1118 г., ввиду малолетства сына покойного Боэмунда Боэмунда II (1107–1130), Иерусалимский король сам принял регентство над Антиохией. И тогда Рожер де Принчипато решил основать собственное королевство. Его взор уже давно манил эмират Алеппо, где за смертью не очень удачливого Ридвана власть захватил узурпатор Бадрад-Дин Лулу (1113–1117), которому многие турки не желали подчиняться. В момент отчаяния тот обратился к своей последней надежде – Мардинскому эмиру Иль-гази I (1107–1122), который привел с собой около 40 тыс. конных туркмен. Умелый и опытный полководец, он не стал ждать, когда противник приготовится к битве, а 27 июня 1119 г. у местечка Белат, что располагался к юго-востоку от Алеппо, застиг войско Рожера врасплох и полностью его развеял. Затем Иль-гази, объединившись с Тугтегином, отбил у крестоносцев Атариб и Сардану. Положение Антиохийского княжества, куда направились два эмира, сразу стало крайне тревожным. Спас город новый король Иерусалимского королевства Балдуин II (1118–1131), сумевший в битве под Данитом сокрушить турецкую армию 375 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подводя общий итог, можно сказать, что масштабы влияния вселенского патриархата на жизнь ближневосточных церквей, а также уровень их эллинизации зачастую преувеличены в научной литературе. Историки ошибочно проецируют на XVI–XVII вв. ситуацию XVIII – начала XIX в., которая, действительно, характеризуется высокой степенью фанариотской гегемонии в православном миллете. Греческое доминирование в Иерусалимском и, отчасти, Антиохийском патриархатах имело как свои «плюсы», так и «минусы». К последним относится то, что православные арабы Палестины были лишены собственной элиты, на долгие века оказались отстранены от активной роли в истории, превратились из субъекта в объект политики. В Сирии положение арабов-христиан было намного лучше: у них всегда сохранялось «свое» высшее духовенство, интеллектуалы-богословы, учителя, проповедники, развивалась арабо-язычная православная культура. С другой стороны, сближение ближневосточных церквей с православным миром Балкан привело к притоку «свежих сил» в Иерусалимский и Антиохийский патриархаты. Это выразилось и в «кадровой подпитке» сиро-палестинского духовенства выходцами из Эллады, подчас энергичными, высокообразованными и, главное, авторитетными в православном миллете и всей империи. Их влияние способствовало материальной поддержке церквей Арабского Востока единоверцами с Балкан и, особенно, из Дунайских княжеств. Постоянные финансовые вливания, культурное взаимодействие, кадровая «подпитка» позволили духовенству Леванта не только выжить и отстаивать свои интересы у Св. мест Палестины, но и вести небывало активную в истории православного Ближнего Востока внешнюю политику. 1109 Отошлем читателя к новейшему исследованию отечественной паломнической традиции: Кириллина С.А. Очарованные странники. Арабо-османский мир глазами российских паломников XVI–XVIII столетий. М. 2010. 1111 Мелетий. С. 224–225. Трудно сказать, имел ли в виду автор под «сириянами» сироязычных православных Маалюли или же по ошибке причислил к православным сиро-яковитов или несториан-ассирийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1260 году Гулагу умер, и с этого времени начались неудачи монголов. Как быстро они явились, так быстро и были истреблены окончательно окрепшими мусульманами. И теперь перед христианами они стояли снова во всеоружии, готовые свести с ними последние счеты. IV. Султан Бибарс Победитель монголов султан Котуз в том же году был убит эмиром Бибарсом (Бейбарсом). Последний был замечательный в своем роде человек. Жестокий, бездушный, вероломный, – он всех заставлял трепетать перед собою. В свое время убил он султана Тураншу. Войска возвели Бибарса на султанский престол; вскоре ему подчинились Сирия и Египет. Мысль султана Саладина объединить под своей властью всех мусульман не давала покою и Бибарсу. Оставаясь жестоким и вероломным по отношению к своим врагам, Бибарс в то же время правил с редкой мудростью и благородством. Он был крайне строг, жил умеренно и воздержанно, подавая пример своим подданным, и, благодаря этому, создал народу жизнь безопасную и свободную. Главная задача его была полное уничтожение власти христиан на Востоке. Тем не менее, он не пренебрегал полезными союзами с некоторыми европейскими державами, как с Византией, с Сицилией. Христианам было невыносимо тяжело, тем более, что Запад положительно отказывался приносить еще какие бы то ни было жертвы для Святой Земли. Что касается папской власти, то она тоже охладела к этой мысли и проповедовала Крестовый поход против немецких государей. Единственно во Франции, по требованию короля Людовика IX, были собраны денежные суммы в пользу несчастных восточных христиан, и только таким образом все обстоятельства складывались как-то в пользу мусульман, которые могли теперь завершить дело совершенного истребления христианской власти на Востоке. V. Первые натиски Они начались с 1262 года, когда Бибарс сделал род испытания, насколько сильны еще христиане. Он опустошил Антиохийское княжество, часть Сирии и внушил великий страх гордому и надменному Аккону, который должен был вынести сильное нападение. Вскоре после того султан начал деятельно подготовляться к серьезной войне с христианами, подготавливая осадные машины, камнеметы и общее вооружение. И когда он твердо и решительно выступил в поход в 1264 году, то без особого труда одолел и разрушил до основания крепость Цезарею, а затем и Арзуар, не оставив камня на камне и захватив более тысячи пленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010