Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Гомельской и Жлобинской епархии), в г. Гомеле. Гомельский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2005 г. Гомельский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2005 г. Основан в 1993 г. при кафедральном соборе св. апостолов Петра и Павла. Г. м. является наследником Чёнкского Макариева жен. мон-ря, учрежденного в Гомеле в 1899 г. Мон-рь жил по Саровскому уставу, в 1914 г. в нем проживали игум. Валерия и 80 сестер. В 1929 г. мон-рь был закрыт, в корпусах разместился детский дом. В 1943 г. трудами сщмч. Серафима (Шахмутя) в Чёнкском мон-ре возродилась иноческая жизнь, к 1945 г. в нем проживали игум. Поликсения и 30 насельниц. После 1945 г. обитель была закрыта. В 1992 г. по инициативе архим. Антония (Кузнецова) и оставшихся в живых сестер Чёнкской обители при Петропавловском соборе в Гомеле была организована жен. община, к-рая решением Синода Белорусского Экзархата МП от 1 апр. 1993 г. была преобразована в Г. м., настоятельницей стала игум. Неонилла (Ярешко), с 3 февр. 1996 г.- мон. Вера (Афонькина). Сестры проживали на 1-м этаже Гомельского епархиального управления. В сент. 2004 г. мон-рь получил отдельное 2-этажное здание на ул. Котовского в Гомеле. На 1-м этаже освящена ц. во имя св. Матроны Московской. К нач. 2006 г. в ограде мон-ря находились также детский сад и хозяйственные постройки. В нач. 2006 г. в Г. м. проживали игумения, 4 схимонахини, 7 монахинь, 6 инокинь, 5 послушниц. Сестры читают неусыпаемую Псалтирь, несут клиросное послушание в Петропавловском соборе, трудятся в епархиальном управлении, преподают в воскресной школе, окормляют жен. ИТЛ, детские дома, больницу в с. Дятловичи. В Г. м. устроены иконописная и пошивочная мастерские. В с. Бобовичи мон-рю принадлежит подворье с домовой Никольской ц., книжной лавкой, домом для сестер и земельным участком. В 2001 г. в с. Чёнки открыто подворье с домовым храмом, в к-ром по воскресным и праздничным дням совершаются литургии, по средам служится акафист в честь иконы Божией Матери «Знамение». Сестры проводят занятия в воскресной школе на базе профилактория в с. Чёнки. Святыни В Г. м. хранится чтимый образ Тихвинской иконы Божией Матери, иконы с мощами прав. Иоанна Кормянского, прп. Евфросинии Полоцкой, Киево-Печерских святых. В ведении мон-ря находится источник в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Гомеле, на к-ром в праздники Богоявления, Казанской иконы Божией Матери и в четверг Светлой седмицы совершается водоосвящение. Арх.: Арх. ЦНЦ. Игум. Савва (Мажуко) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166105.html

Архимандрит Савва (Мажуко) : Я скажу, что это победа всего народа была, не так ли? Юлия Друнина свою войну описала. Будучи санитаркой, она вытаскивала раненых. Разве то, что она не поднимала в атаку солдат, говорит о том, что она не причастна к Победе? Причастна. А те ребята, те школьники, которые работали в тылу на заводах, одиннадцатилетние, двенадцатилетние мальчики и девочки, недоедая, недосыпая, — они разве не внесли свой вклад в Победу? А православные попы, которые здесь, на оккупированной территории, были связными партизанских отрядов? Например, настоятель нашего храма отец Василий Копычко или же отец Александр Романушко? Они с риском для жизни зачитывали сводки информбюро во время проповедей, у себя дома тайно лечили раненых партизан, собирали для них продукты. Или отец Анатолий Гондарович, который служил недалеко от Гомеля, не просто лечил раненых партизан — у него еще и склад боеприпасов был в доме. Эти священники рисковали? Да. А рисковал священник, который во время войны помогал партизанам продуктами, медикаментами, которого сожгли в храме во время литургии вместе с молящимися? Рисковал. Он что, не участвовал в этой Победе? А староста Бобовичской церкви, тоже недалеко от Гомеля, которого расстреляли вместе с семьей за то, что тоже помогал партизанам, не участвовал в Победе? Это были верующие люди. Это были очень церковные люди. Среди них были предатели, мы не будем отрицать. Генерал Власов — это не советская армия разве? А это предатель самый настоящий. Его соратник Афанасьев ведь тоже был в окружении, но он почему-то остался верен. Он выбрался из этого окружения и до конца дней своих служил Родине. А Дмитрий Михайлович Карбышев, которого всячески фашисты склоняли даже на мирную научную работу — тем не менее, он сказал: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерной пище. Я солдат своей Родины, я буду ей служить до конца дней своих»? Это герои, безусловно. Но это Победа принадлежит всему народу. Почему священников, почему верующих непременно нужно из народа выбрасывать? Они были гражданами Советского Союза. Многие из них прошли войну с начала до конца, потом стали священниками или ходили просто в церковь, были скромными тружениками. Их потом преследовали, кстати. Отец Александр Романушко, который очень много сделал для партизанского движения Белоруссии, был посажен в тюрьму после войны. Ему инкриминировалось то, что он сотрудничал с эсэсовцами, с немецкой властью. За него ходатайствовали самые известные герои-партизаны, и в конце концов его отпустили через год, признали свою ошибку. Но отца Анатолия Гондаровича посадили, его не спасло то, что он помогал партизанам. Он отсидел, по-моему, десять лет. Были такие трагические случаи. Почему есть тенденция священников считать не гражданами?

http://pravmir.ru/arhimandrit-savva-mazh...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МУКАЧЕВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мукачевский Никольский монастырь Явление Ангела на р. Латорица кн. Федору Корятовичу. Картина архим. Василия (Пронина) Средоточие Мукачевской епархии Следующая известная страница в истории обители связана с деятельностью подольского православного князя Федора Корятовича . В 1339 году князь Корятович с многочисленным народом прибыл из Подолии в Угорскую Русь к королю Карлу I , который принял его с радостью и отдал во владение доминию Мукачевскую со всеми окрестными селами и городами. Сохранилось предание о том, что князь Федор Корятович, обходя земли, где теперь находится монастырь, подвергся нападению большой змеи. Князь призвал на помощь святителя Христова Николая и был спасён. Получив такую скорую и благодатную помощь он пообещался возвести в честь святителя храм. Некоторое время спустя князь проходя вдоль реки Латорицы выбирал место для постройки храма внезапно увидел светлого ангела который стоя над рекой указывал на Чернечью гору. Здесь князь и построил деревянную церковь, а также небольшой корпус для Мукачевских монахов, выведенных из пещер . 8 марта 1360 года он дал монастырю грамоту, в которой закрепил за обителью: две деревни - " Лавки " и " Бобовище " вместе со всеми повинностями, десятую часть виноградника с гор называемых " Иваном " и " Лемчовкой (Ловачкой), " и некоторые повинности с села " Оросвигова " и Мукачевского замка. В грамоте указана территория самого монастыря, мельница и другие земельные угодья . Период служения игумена Луки - первого известного игумена после переустройства обители - можно считать эпохой расцвета монастыря. С этого момента начинается ведение летописи и монастырь получает юридическое право на свои владения. Первым известным Мукачевским епископом, утвержденным грамотой от 31 июля 1491 года, был " местоблюститель Мукачевского монастыря " Иоанн .

http://drevo-info.ru/articles/17731.html

Иларий, епископ Свалявский, викарий Мукачевской епархии (Гаврилец Юрий Михайлович) Дата рождения: 3 апреля 1988 г. Дата хиротонии: 13 декабря 2022 г. Дата пострига: 17 августа 2007 г. Страна: Украина Биография: Родился 3 апреля 1988 г. в с. Копыновцы Мукачевского р-на Закарпатской обл. в семье рабочих. В 2005 г. окончил обучение в Бобовищанской общеобразовательной школе. 3 июля 2005 г. принят послушником в Покровский мужской монастырь с. Ракошино Мукачевского р-на. 5 апреля 2006 г. наместником Покровской обители с. Ракошино архимандритом Митрофаном (Шимоном) пострижен в монашество с именем Иларий в честь мученика Илария. 16 апреля 2006 г. рукоположен в сан иеродиакона, 6 декабря — в сан пресвитера. Хиротонии совершил епископ Мукачевский и Ужгородский Агапит . 17 августа 2007 г. архимандритом Митрофаном (Шимоном) пострижен в мантию с сохранением имени Иларий. 6 декабря 2009 г. епископом Мукачевским и Ужгородским Феодором возведен в сан игумена. 15 апреля 2013 г. назначен благочинным Покровского мужского монастыря с. Ракошино. 25 апреля 2013 г. в Покровской обители архиепископом Мукачевским и Ужгородским Феодором возведен в сан архимандрита. 19 июня 2014 г. назначен наместником Красногорского мужского монастыря в честь Всех святых г. Мукачево. В 2018 г. поступил на заочное отделение Киевской духовной семинарии, по окончании которой в 2022 г. поступил в Киевскую духовную академию . Также в 2022 г. поступил на богословский факультет Прешовского университета (Словакия). Решением Синода Украинской Православной Церкви  от 23 ноября 2022 г. избран епископом Свалявским, викарием Мукачевской епархии . Наречен во епископа 26 ноября 2022 г. в Свято-Троицком храме киевского Пантелеимонова женского монастыря в Феофании. Хиротонисан 13 декабря 2022 г. за Литургией в храме прпп. Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры . Богослужения возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий . Образование: Киевская духовная семинария (заочно). Епархия: Мукачевская епархия (Викарный архиерей)   E-mail: mpeinform@gmail.com Web-caйm: http://m-church.org.ua Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5984628...

Щир. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Щирской (Щырской) погост Шелонской пятины впервые упоминается в описях за 1498 г. Он возник на берегу Щирского озера, известного в ранних летописях под названием «Скир» (от др.-скандинавского - «чистый»). В описях за 1498 г. говорится: «Великого князя погост Щирской, а на нем церковь Егорей Великий, а людей нетяглых: двор поп Иван, двор дьяк церковный Якуш, двор сторож Онуфрейко, двор проскурница Лукерья». По писцовому счету 1498-1501 гг. к Щирскому погосту относились 84 деревни со 177 дворами, 5 пустых деревень и одна пустошь. В населенных дворах жили 258 «людей» - взрослых работников мужского пола. На территории Щирского погоста проживало около 1100 человек. После падения Великого Новгорода, кроме великого князя, землями в Щирском погосте владели московские помещики Истома Нащекин, Семен Воронин, Василий Лодыгин, Сувор Назимов, Судок Линев, Ивашко Щулепников и новгородские своеземцы (мелкие вотчинники. - А.Е.) Ивашка Мосе-ев, Васка Есипов, Ивашка, Гридя и Оксинья Без-гачевы и др. В описях 1498 г. упоминаются многие существующие сейчас деревни - Лог «у озера у Щиру» (совр. дер. Щир), Сковородка, Кочегоща (Кочегоще), Перехода (Перехожа), Заозерье, Кириково, Горка (Горушка), Бобови-ща (Бобовище), Тужерино, Добрила у часовни (Добриво), Горка Квашенкина «на рубеже на Пьсковском» (Красная Горка), Бродско (Бровск), Выборово, Обод, Нешова (Нишева), Ждана (Ждани), Рагозино, а также деревни, исчезнувшие в советское время, - Зачеренье, Лютая «на реце на Лютой» (Люта), Исаково, Овцино, Щаницы, Голубско, Миложа, Понаш-бор, Крокшино (Крукшино). Упоминается и деревня Струги, давшая название поселку Струги Красные. Между 1498 и 1582 годами на острове Черного (Вязковского) озера был основан Черно-озерский мужской монастырь. В описях 1582 г. сообщается: «На погосте на Щиру монастырь на озере на Черном на острову, от Литовских людей зжен и воеван. А на пожарище осталось: церковь древена Никола Чудотворец, стоит без пенья, да место, что была другая церковь Живоначальныя Троицы. А кельи пожгли Литовские люди, а игумена и братию побили и в полон поимали». По описаниям 1628 г., монастырь был сожжен шведами, а затем восстановлен и приписан к новгородскому Духову монастырю. По Штатам 1764 г. его упразднили. В 1996 г группа энтузиастов установила в западной части острова, где находилась обитель, православный крест и икону. Ранее весь остров состоял в составе Стругокрасненского района, с 1 января 2006 г. его восточную часть отнесли к Плюсскому району.

http://sobory.ru/article/?object=32486

Чёнки. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 2003. Адрес: Беларусь, Гомельская область, Гомельский район, н.п. Чёнки, ул. Октябрьская, 117А Координаты: 52.345438, 30.967724 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 24 июня 2001 года по благословению архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха состоялось воздвиженье Креста на месте будущего строительства храма Тихвинской иконы Божией Матери. До революции в Чёнках располагался женский монастырь, в котором проживали и молитвенно трудились около ста сестёр. В монастыре было два храма: зимний в честь Богоявления Господня и летний в честь Тихвинской иконы Божией Матери. После революции монастырь закрыли, сёстры разъехались. Летний храм разобрали и перевезли в д. Бобовичи. К 2001 году на месте святой обители сохранился только камень с надписью на церковно-славянском языке: «Блаженни чистии сердцем». Церковная жизнь в Чёнках возобновлялась усилиями игуменьи Веры (Афонькиной) и сестёр Свято-Тихвинского монастыря г. Гомеля. Первая Божественная литургия состоялась 25 августа 2001 года в оборудованном вагончике. 10 декабря того же года местный житель Владимир Николаевич Саченко пригласил для совершения богослужений иерея Александра Корниенко, сестёр монастыря и весь приход в свой дом на ул. Солнечная, который на следующие 3 года превратился в домовую церковь. Первый камень в фундамент храма заложен 25 марта 2003 года. Началось строительство монастырской церкви с нижним храмом в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и верхним храмом в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Строительством руководила монахиня Георгия (Кощенко), которая жила при храме. Первое Богослужение в нижнем храме совершили на Пасху 11 апреля 2004 года. Осенью 2005 года храм посетил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Первое Богослужение в верхнем храме состоялось на Пасху 8 апреля 2007 года. 22 мая 2010 года церковь стала приходской. http://chenki.cerkov.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=31165

Значительная часть «непоминающих» клириков на протяжении нескольких послевоенных лет продолжила открытое служение в возобновленных во время оккупации храмах. Весной 1946 г. настоятель гомельского Петропавловского собора прот. Косма Раина сообщил архиеп. Минскому и Белорусскому Василию (Ратмирову) о том, что на территории Гомельской обл. действуют клирики, не состоящие в единении с Московской Патриархией: свящ. Феодор Гончаров в с. Красном Гомельского р-на, иером. Серафим (Топтухин) в с. Ивольск Уваровичского (ныне Буда-Кошелёвского) р-на, иером. Феоктист (Ганжа) в с. Речки Ветковского р-на, свящ. Максим Голубев в дер. Прудок, иером. Антоний (Манин) в с. Причалесня и свящ. Феодор Рафанович в с. Обидовичи. Один из лидеров катакомбного движения, иером. Феоктист (Ганжа), скончался в 1948 г. без примирения с Московской Патриархией. Однако в янв. 1948 г. он благословил своего ближайшего помощника свящ. Андрея Поповича обратиться к архиеп. Минскому и Белорусскому Питириму (Свиридову) с просьбой о воссоединении с Московским Патриархатом. 15 февр. 1949 г. архиеп. Питирим совершил рукоположение Поповича и назначил его настоятелем Александро-Невского храма в дер. Нивки Добрушского р-на Гомельской обл. В 1949 г., из-за того что прихожане отказались принимать священнослужителей РПЦ и признавали только «непоминающего» иером. Полиевкта, власти решили закрыть Иоанно-Богословский приход в дер. Ямполь Речицкого р-на Гомельской обл. Аналогичная ситуация сложилась в дер. Бобовичи Гомельского р-на, где со 2-й пол. 1941 г. настоятелем Успенского храма являлся «непоминающий» иером. Иоанн (Матвеенко). Формально воссоединившись с Московской Патриархией в 1947 г., он продолжил критиковать действия митр. Сергия (Страгородского) и его преемников. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Гомельской обл. Е. Ф. Цуканов в 1949 г. лишил иером. Иоанна регистрации, тот переехал в Черниговскую обл., регулярно посещал Гомельщину для окормления «непоминающих». К кон. 40-х гг. XX в. на территории Гомельской обл. образовалось неск. нелегальных «непоминающих» жен. монашеских общин. К 1949 г. монашеские общины существовали в поселках Лоев (ныне райцентр Гомельской обл.), Уваровичи (ныне в Буда-Кошелёвском р-не) и дер. Огородня-Гомельская (Добрушского р-на). В 1950 г. уполномоченный зафиксировал нелегальную общину в Новобелицком р-не Гомеля, возникновение которой он связывал с деятельностью монахинь из закрытых в 1928 г. Чонкского и Макариевского (в Добрушском р-не) мон-рей. Нелегальные мон-ри становились центрами богослужебной жизни: из-за нехватки «непоминающих» священнослужителей монахини совершали богослужения мирским чином в домашних условиях.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Новые Бобовичи. Молитвенный дом Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:2012. Адрес: Новозыбковский р-н, с. Ст. Бобовичи Координаты: 52.62029, 31.73746 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В селе Новые Бобовичи в 2012 году открыт молитвенный дом, освящённый в честь Архистратига Михаила. 7 октября 2012 года установлен купол и Крест. При стечении местных жителей, в присутствии Главы Старобобовичского сельского поселения Заболоцкого Михаила Михайловича, Благочинный Новозыбковского благочиния Брянской Епархии протоиерей Владимир Похожай совершил Чин освящения новосооруженного Креста, который затем был водружен на Молитвенном доме. Крестово-купольная конструкция была изготовлена местными Новозыбковскими мастерами по инициативе и при финансовом обеспечении выходца села Новые Бобовичи директора ООО " Строй-Победа " Олега Павловича Ганжи. Для установки изготовленной конструкции мастерами использовалась специальная техника, предоставленная жителем города Новозыбкова Шевченко Валерием Петровичем. Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=23044

Бобовичи. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Приход образован в аг. Бобовичи в 1993 году и зарегистрирован решением исполкома Гомельского областного Совета депутатов 5 февраля 1993 года. В 1993 году начато строительство храма. 16 мая 2010 года Владыка Аристарх совершил освящение храма в честь святителя Николая Чудотворца. На данный момент на приходе проводятся внутренние работы и благоустройство территории. http://bobovichi.cerkov.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=31160

Грибовцы. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Год постройки:Между 1898 и 1904. Адрес: Украина, Закарпатская область, Мукачевский район, село Грибовцы Координаты: 48.538592, 22.692703 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В середине XVII века село имело собственную церковь и священника. В 1692 году грибовскую церковь вспоминают как филиал церкви села Бобовище. В 1733 году вспоминают старую деревянную церковь Св. Михаила с двумя малыми колоколами, которая стояла издавна. В 1915 году в селе еще стояла деревянная церковь, построенная в 1762 году. В начале XX века к селу Грибовцы присоединили поселение Воротницу, и население стало около 300 человек. Нынешнюю каменную церковь покрыли крышей и установили крест над алтарем в 1900 году. Соорудили ее с 1898 по 1904 год усилиями тогдашнего куратора Ивана Глаголы, который несколько раз ездил в Америку и все заработанное отдавал на сооружение храма. Из книги Михаила Сирохмана " Церкви Украины: Закарпатье " . - Льв.: 2000, стр. 181  Источник: сайт " Прадедовская слава " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33254

   001    002    003    004   005     006