Но, сознавая свое сыновнее общение с Богом, сродство своего существа с существом Божиим, он вместе с тем сознает, что исполняя волю Божию, он поступает сообразно с своей собственной природой, что, поэтому, определения его воли должны постоянно согласоваться с определением воли Божией. В самом деле, в обществе людей отец и сын стоят между собою в ближайшей, непосредственной, кровной связи. Природы того и другого находятся между собою в сродстве, и сын унаследывает от отца такую или иную организацию тела, такой или иной психический склад. Влияние отца на развитие сына увеличивает сродство этого склада. Таким образом, сын является представителем отца в новом поколении. Далее, внутреннее общение природ сына и отца производит между ними общение во внешней жизни, общение интересов и действий. Очевидно, что воля отца в таком случае не составляет для сына отвне действующего на него закона, а является его внутренним самоопределением, следовательно, волю отца он выполняет, не по принуждению, как раб, но свободно. Таков должен быть естественный ход отношения сына и отца. Таково, конечно, и отношение человека к Богу должно быть. Если человек – сын Божий 122 , то, значит, он и наследник царства небесного 123 . Но это царство для него не есть еще нечто такое, что на самом деле принадлежит ему, чем действительно он обладает; нет, оно есть для него только будущее, только имеющее осуществиться. Следовательно, и участие его в нем есть не дар только, но и задача и обязанность, если можно так сказать, постепенно преуспевать в шествии к нему 124 . Затем, человек, как и всякое сотворенное существо не может жить отдельною, независимою жизнью. Он поставлен в разнородные отношения к другим существам, которые имеют на него неотразимое влияние и необходимы как для душевного, так и для телесного его существования. В этом отношении его можно уподобить растению. Для органической жизни растения необходимы – свет и теплота, которыми оно оживляется, согревается, под влиянием которых оно растет, зреет; потом воздух и почва, от которых оно получает питание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«А тебе что за дело, если это скажут, отвечал св. Серапион; ведь, ты говорила, что умерла для людей, а мертвецу нет никакой до того нужды, бранит ли его кто или смеется над ним, потому что он нечувствителен ко всему». Тогда затворница сказала: «прикажи мне сделать другой подвиг; теперь я еще не дошла, а только молюсь о том, чтобы дойти до такой степени». «Смотри же, сестра, сказал св. юродивый, не величайся, будто ты святее всех, и не хвались, что умерла для сего мира. Вот ты узнала, что жива еще и угождаешь людям. Я могу быть более мертвым, чем ты, и что я умер для мира, могу доказать делом, – именно тем, что равнодушно взираю на него, ибо не стыдясь и не соблазняясь, могу сделать то, что приказываю тебе» 716 . Таким образом, на основании рассказанного можно заключать, что св. юродивые, препобедив свою плоть, препобеждали естество и становились выше его, так что все окружающее не могло оказывать на них растлевающего действия и потому, они пребывали в миру бесстрастными. «Св. Симеон в толикое прииде бесстрастие, яко плоть его бяше, аки некое нечувственное древо, никакова же в себе вожделения ощущающа, умерщвленным бывшим удом его весьма» 717 ; он, посреде жен играющи пребывание, якоже чистое посреде огня злато, и множицею от безстудниц руце в недра его влагающих, скоктаемый сущи, пребывание яко мертв телом, древу нечувственну подобный 718 . Надо думать, что бесстрастность такая в св. юродивых была вследствие того, что они постоянно следили за своими душевными движениями и сохраняли свой ум от страстных помыслов непрестанным молитвенным созерцанием Бога, так как страсти, по учению преподобного Феона и Диокла, охватывают существо человека тогда, когда ум его перестает мыслить о Боге, и по необходимости подпадает человек под власть духа плоти 719 . Вот объяснение того случая, когда св. Симеон, однажды пройдя по городу нагой, зашел нагой же в женскую баню. Притом, он и сам другу своему Иоанну диакону объяснил свои чувствования в женской бане: «веру ими мне, брат, говорил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это смирение. Его истинный смысл в сознании человеком своего материального ничтожества в отношении к идеалу безусловного совершенства; но оно становится чувством надлежащей силы, лишь становясь смирением человека в отношении к другим людям, как говорит св. апостол Петр: «повинитеся вси друг другу, стяжите смиренномудрие» 467 . Смирение человека в отношении к людям и составляет «юродство». Христианину надлежит добровольно отказаться от всего, что ставит его внешним образом впереди других в направлении мирской жизни, в направлении к идеалам естественного достоинства и благосостояния, от власти, нарядной внешности, от репутации умного человека, от всего того, что ставит выше других и, напротив, стремиться к тому, что обезличивает человека, унижает, как учит Спаситель: «иже убо смирится яко отроча, той есть болий во царствии небеснем» 468 , «иже аще хощет вящший быти, да будет вам слуга и иже аще хощет быти в вас первый, буди вам раб» 469 , и Сам показал пример смирения, умыв ноги своим ученикам и заповедав им «творить такожде» 470 . В этом же настроении смиренномудрия христиане должны признаваться друг другу в проступках: «исповедайте друг другу прегрешения, яко да исцелеете» 471 . Величие «юродства» и открывается из величия христианского смирения, выражающегося в добровольном самоотречении; быть без всякой претензии на внешнее достоинство, быть униженнее тех, с которыми живешь и которые тебя знают и, что тоже, не выделяться из толпы, быть свободным от оков мира, жить так, чтобы внешний быт не препятствовал исполнению существенных требований христианской нравственности, а совмещался с христианским духом, питал его, – вот то, что, составляя величие смирения, возвышает подвиг «юродства», возвышает именно тем, что принявший его на себя должен побороть самого себя, искоренив из своего сердца трудно искоренимое, самое живучее чувство в душе человека – самолюбие. Многое может переносить человек, но с оскорблением своего самолюбия ему трудно мириться. Высоко над всем земным может подняться человек, но и тут самолюбие не покидает его и служит иногда причиной его гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, святые юродивые старались казаться и казались прежде всего не такими, каковы они были на самом деле. Сообразно ли это с достоинством разумной человеческой природы? Нельзя не согласиться с тем, что скрытность, которая внутреннюю срамоту хочет прикрыть благовидным покровом, во всяком случае отвратительна. Но несомненно и то, что скрытность святых юродивых совсем другого рода. Основание скрытности их, как видели, отчасти лежало в глубоком смирении, которое на самой высшей ступени нравственного совершенства представляет себя ниже всех. Совместность с нашею природою такого рода скрытности не подлежит никакому сомнению. Сознание собственного ничтожества и недостоинства пред Богом естественно человеку, – и когда сознание это доходит до высшей степени, тогда человек во всех своих действиях будет видеть одни только недостатки. Если Бог и в ангелах усматривает нечто стропотное 253 , то тем более это есть в человеке, даже самом благочестивом. Усматривая недостатки и в своих добродетелях, смиренный подвижник благочестия желает, чтобы и другие также· судили о нем, а отсюда рождается мысль – скрывать от взора других свои добродетели. Далее, известно, что семя добра в нашей душе гораздо удобнее утверждается, растет и созревает втайне, нежели когда оно выставляется на вид. Прывычка услаждаться собственными совершенствами и одобрение других легко могут ослабить одно из важнейших побуждений к нравственному усовершенствованию себя, – сознание собственного ничтожества. Человек тем сильнее возбуждается к исправлению нравственных своих недостатков, чем яснее усматривает их. Следовательно, лишь только человек начнет заниматься рассматриванием своих совершенств и в тоже время упускать из виду свои недостатки, – стремление к нравственному усовершенствованию себя необходимо слабеет, если не совсем прекращается. Приложим сказанное к святым юродивым. Предположим, что чувство собственного недостоинства и опасение, чрез обнаружение пред собою и другими своих совершенств, ослабить в себе стремление к усовершенствованию, были развиты у них до великой степени, и мы должны будем признать, что скрытность святых юродивых нисколько не противоречит достоинству природы человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, на основании приведенных толкований текстов 1-го послания к Коринфянам, можно заключить, что под «буйством» следует разуметь смиренную веру, которую надо предпочитать внешней мудрости; и если человек не уничтожил в себе гордости и высокомерия, а в замен их не приобрел покорности и преданности воле Божией, то спасение для него невозможно. Бог , лишив человека самохвальства, чтобы снабдить его духовными преимуществами самого высокого достоинства – каковы правда, освящение и избавление о Христе Иисусе 116 , помогает ему очищаться от грехов, руководит в борьбе с миром, плотью, диаволом и способствует ему достижению чрез это чистоты души, получив которую и, всегда хвалясь о Господе, христианин никогда не превозносится этим, но еще более смиряется. Вот смысл слова «буйство», употребляемого священными писателями, при свете толкований святых отцов и епископа Феофана. «Буйство» составляет неотъемлемый признак «юродства»; оно есть главная существенная черта, прежде всего замечаемая в св. юродивых; оно есть то свойство человека, которое делает его «не сущим» 117 , мало ценным для того, чтобы обращать на него внимание, «худородным», т. е. не таким, как другие в роде, а худым в роде, простым, не похожим на других и, значит, отличным от них, выделенным из среды других. В самом деле, «буйство» по своим проявлениям побуждает общество отделять из его среды всех тех лиц, которые обладают им; вот почему и Анхус Гефский не принял мнимо-безумного Давида в свое общество, вот почему и мир считал апостолов за ничто, признавая их безумными, и подобно сору («отреби мира») выметал из своей среды; этот особый класс людей, отделившихся от общества и самим им отвергнутый, представлял из себя лиц, преданных всестороннему уничижению 118 . Эти признаки «буйства» апостольского составляют существенные характеристические черты и «юродства». Что «буйство» (безумие, глупость) является главным признаком «юродства», это ясно видно из следующих мест священного Писания: Mф. V, 22 («аще речет уроде...), Mф. VII, 26 («уподобится мужу юродиву (безрассудному»), Mф. XXV, 2, 3, 8 («пять же бе юродивы»...), I Kop. II, 14 («юродство бо ему есть и не может разумети»...), Eфec. V , 4, Tum. III, 9 («буиих стязаний отступай»).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В «Памятниках древней письменности» издана «Повесть о Царьграде» по рукописи начала XVI века. Из послесловия этой Повести видно, что автором ее был Нестор-Искандер, взятый в молодости в плен и обрезанный; он был современником события. Это – та же самая повесть, что и в летописях, но в иных случаях более пространная; прибавки следующие: «яко рекы по степам; от вопля же и крычания... превратитися» (Пов, 14); «детей с царицею, понеже вси... Марию» (стр. 15); «пожгоша; крови же оставшеи... безбожный» (стр. 15); «Крепко. Баши же и воины.... вопияху на них» (стр. 28); «И пили; цесарь же... c Туркы на врагы» (стр. 28); «Егда же услыша... все град» (стр. 28); «Из града. Но Карач-бею... из града» (стр. 35); «падаху аки пияну... печаль велия» (стр. 35); «реченное: «вложит руце» ... погибели»» (стр. 39); «И судрежат Седмохолмнго Русы...» (стр. 41) до конца. В Ник. своде между повестью о построении Константинополя и об его взятии вставлен перечень царствовавших императоров православных и еретиков (V, 227–231). 111 Вставочные летописные известия за это время в Воскресенском своде следующие: под 6942 г. о смерти Максима Юродивого (VIII, 99); под 6945 г. о рождении у князя Василия сына Юрия (VIII, 106; V, 169; V, 267; Ник., V, 125); под 6954 – сына Андрея (VIII, 119; IV, 176; V, 268; Ник., V, 209); под 6956 г. о нападении Мамутека, царя Казанскаго, на Владимир и Муром, о приезде литовского пана Семена Едиголдова к великому князю, о море на коней и о смерти Василия Косого (VIII, 121; два последних известия находятся и в Софийской 1-й, V, 269); под 6957 г.. о поставлении Ионы в митрополиты, о рождении у великого князя сына Бориса и о нападении Татар (VIII, 121, 122; V, 269; Ник., V, 216); под 6958 г. все известия. начиная с заложения храма Воздвижения Владимиром Ховриным и кончая первым известием 6959 г. (VIII, 123; Ник., V, 217, 218; в Софийской 1-й – из другого источника, V, 270); под 6960 г. о женитьбе князя Ивана Васильевича (VIII, 125; Ник., V, 221). В Соф. 2 -й разбираемая повесть начинается с 6942 г и дословно сходна с помещенною в Воскресенском своде; разницы незначительны и заключаются в следующем: под 6942 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

      Летом студенты филфака ездили в диалектологические и археологические экспедиции. Как-то раз, во время очередной археологической экспедиции в Новгороде, отчаявшись найти что-либо ценное с точки зрения науки в куче грязи, Леночка в сердцах воткнула лопату в землю и, к всеобщему изумлению, попала прямо в берестяную грамоту. Потом все вместе пытались собрать воедино обрывки и прочесть их. Благодаря Леночке была найдена очередная берестяная грамота (а всего в настоящее время науке известны 964 грамоты), хотя документ и был обнаружен таким забавным образом.     Лена окончила  университет с «красным» дипломом, без единой четверки. Ее дипломная работа, сданная на «отлично», называлась » Функции слова в житии св. Андрея Юродивого». Она выучила несколько языков, ее прекрасные слух, голос и артистизм позволяли ей легко улавливать и точно воспроизводить интонацию и произношение разных языков. Но, пожалуй, интерес к английскому языку, английской культуре и театру занимал особое место в ее жизни. Лена никогда не пропускала гастрольные спектакли британского королевского театра в Москве. Особенное же впечатление на нее произвел концерт хора мальчиков Вестминстерского аббатства, который выступал в Большом зале московской консерватории.     Будучи по натуре человеком широкого круга интересов,  Лена увлекалась кинематографом, с ней было интересно поспорить, она могла поддержать беседу на любую тему. Очень любила природу. Рядом со зданием 1-го гуманитарного корпуса МГУ находится яблоневая аллея, каждой весной там расцветают яблони, и Леночка по пути в университет останавливалась почти у каждого дерева, чтобы им полюбоваться. Мы часто ездили к ней на дачу, подолгу там гуляли. Думается, что бы человек ни изобретал, это не сравнится с человеком как созданием Божиим, и насколько важны, важны все, даже мельчайшие детали нашей жизни, все то, как мы ее проживаем. Ведь просто жизнь человека — это произведение искусства, это целая книга. Помню, Леночка всегда, как только расцветали у них цветы на даче, будь то тюльпаны, пионы и т.д., приносила их просто так в университет и дарила нам, дарила радость людям.

http://pravmir.ru/pesnya-letyashhaya-v-v...

Это есть в точном смысле обожение, осенение божественной благодатной жизнью того существа, которому это не присуще и трансцендентно. Отсюда остается и вся разница между Сыном и Материю, между Его и Ее силою и славою. Первая беспредельна и неограниченна, абсолютна, как власть Божия в творении. Вторая производна, как благодатная данность, и в силу этой производно своей не безгранична, не абсолютна. Другими словами, Господь есть Бог по естеству, Богоматерь же н е есть Бог по естеству, сколь бы ни было полно и совершенно Ее обожение, но лишь по благодати. В Ее лице исполняется лишь предначертанное для всех человеков: «Аз рех: вы бози есте» ( Пс. 81,6 . Ср. 10. 10,345). Отсюда известная антиномичность в определении меры Богоматерней власти, как оно делается в молитвенных к Богоматери обращениях. С одной стороны Она возвеличивается как «Небесная Всегосподственная Царица», «вся стихии, небо и земля, воздух и море повинуются Тебе, и вси противнии дуси страхом обдержими трепещут, боящеся имени Твоего святаго», «вся бо можеши елика хощеши» 32 , к Ней христиане взывают тем же обращением, как и к Спасителю: «Пресвятая Богородице, спаси нас» (а ко всем святым обращаемся: «моли Бога о нас»). Но вместе с тем совершенно явственно указуется, что эта власть Богоматери – производная, обусловленная Ее «святыми и всесильными мольбами», которыми Она «непрестанно» «о всех молит Христа, Бога нашего, и всем творит спастися». И в этом качестве Богоматерь является лишь первой в ряду святых молитвенников, как это запечатлено, напр., во всех отпустах: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Твоея Матере» и т. д. Подобное же место Богоматери отводится в чине проскомидии. Она есть ходатаица за человеческий род и посредница между Богом и человеками, как прославленный и обоженный человек. Если Господь есть ходатай и Первосвященник, в качестве жертвоприносящего Себя Самого, то Она есть ходатаица перед Ним и носит в таковом качестве, согласно видению св. Андрея юродивого, архиерейский омофор как молитвенница пред Сыном, как человечество Его Богочеловечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Недавно мне вместе с игуменом А. довелось послужить в храмах Русской Православной Церкви заграницей, в Швейцарии. Побывали мы и в православных храмах   Германии . В Европе вообще все очень близко, там, куда мы приехали, чувствуешь это особенно. Через час после того, как мы прилетели в Цюрих, мы были уже в русской семье в немецком городе Констанце. В Констанце есть православный приход святого Христа ради юродивого Прокопия Устюжского , членами которого и являются приютившие нас на эти дни Андрей Андреевич и Лидия Андреевна Науманы. Андрей Андреевич происходит из немецкой семьи и до перестройки работал на Алтае автослесарем, его супруга трудилась в «Союзпечати». В перестройку семья приняла решение перебраться в Германию, но не утратила ни русский дух, ни, тем более, православную веру. Забегая вперед, скажу, что мы можем в большинстве своем гордиться нашими соотечественниками, хоть изменившими местожительство, но оставшимися именно соотечественниками. После этой поездки мне стало казаться, что Россию теперь больше любят издалека, – то есть больше, чем российские граждане. Жизнь здесь часто только кажется лучше, чем в России. Тут, конечно, больше «социализма». Например, дочь Лидии Андреевны и Андрея Андреевича Светлана и ее муж, православный поляк пан Владек, несколько раз принимали решение переехать на жительство в Польшу, и, отправляясь туда, оставляли муниципальную квартиру в Германии. Передумав, возвращались, и снова получали квартиру, и каждый раз довольно хорошую. Нам сейчас это представить трудно, но в Германии дела обстоят именно так. Но в то же время я не раз замечал панический страх перед любым изменением привычного порядка. И вечером нельзя громко говорить – соседи могут пожаловаться, да и вообще любое административное нарушение карается довольно жестко. И чуть что-то покажется современному бюргеру подозрительным – сразу звонок в полицию. Доносительство тут развито не меньше, чем в печальные годы в России. Кстати, продукты купить можно только в супермаркете, куда надо ехать через весь город на автомобиле. Я, например, закоренелый пешеход и не представляю, как жил бы в этом месте. Но, так или иначе, люди здесь трудятся, учатся, ведут активную приходскую жизнь, любят Россию и верят в ее будущее. Если российскую жизнь трудно назвать скучной, то европейская жизнь своею размеренностью навевает сон. Быть может, от этого в русском зарубежье так активна приходская жизнь.

http://pravoslavie.ru/60945.html

Видя это, святой вознес благодарность Богу, исполнившему его молитву. О могильном воре Спустя несколько дней преставилась дочь одного вельможи. А была она девицей, жившей жизнь свою в чистоте. Умирая, она просила своего отца, чтобы ее похоронили в их загородном имении в часовне посреди сада. И когда она скончалась, ее понесли хоронить на то место, которое она при жизни указала своему отцу. В то время был один могильный вор, который, разрывая могилы, снимал с мертвецов одежды. И стоя на пути, он наблюдал, куда ее собираются нести и хоронить. И узнав, где она похоронена, задумал и с ней сотворить то же. Случилось же проходить мимо святому, совершавшему Христа ради свои дела. И словно провидев сердечным взором, он постиг духом подлый умысел этого нечестивца. И желая отвратить его от этого деяния, ибо он знал, какое наказание тому уготовано, и грозно посмотрев ему в лицо, сказал ему с гневом: «Так говорит Дух, судящий похитителей одежд лежащих в гробах: “Не видеть тебе больше солнца, не видеть больше дня, не видеть больше человеческого лица. Ибо затворятся врата дома твоего и более никогда не отворятся. И померкнет день и вовеки не рассветет”». Тот же, услышав это, не понял, о чем говорит святой и, ни о чем не беспокоясь, отошел прочь. Святой же, посмотрев на него, сказал: «Иди, иди, кради, безумец. Клянусь Исусом, если сотворишь это, не видеть тебе солнца». Тот же, вполне уразумев, что сказал ему , стал хвалить его, называя праведником : «Право, несчастный бесноватый, и ты по дьявольскому наущению говоришь о неизвестном и тайном. Я пойду туда, чтобы увидеть, исполнятся ли твои слова». Святой же, юродствуя, продолжил свой путь. Когда настал вечер, безумец выбрал час и, придя к могиле, отвалил камень и вошел внутрь. И сначала взял саван и накидку, которые были красивы и драгоценны. И взяв это, хотел уйти. Но ненавистник человеческого рода демон подсказал ему снять и сорочку и оставить тело нагим, что он и сотворил. И когда он взял сорочку, по воле Божьей – ибо удивительна повесть эта – мертвая девица, подняв свою правую руку, ударила его по щеке. И тотчас его глаза ослепли. И ужаснувшись, он затрепетал так, что от страха стали стучать его челюсти и колени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010