Н. был опытным распевщиком. В этом убеждает содержание крюковой части его рукописи, где записаны отдельные песнопения из богослужения литургии, утрени и др. служб суточного и годового круга. Большое число нотированных Н. фрагментов имеет на полях более пространный вариант; при этом киноварные крюки на полях дают не только др. варианты распева, но порой и справу (т. е. безвариантную замену одной нотации на другую); имеются также технические указания распевщика типа «выдержи» над знаком «змеицы» в песнопении «Свете тихий». В основном корпусе текста автор часто приводит др. муз. вариант и делает это в строке, повторяя слова стихиры, но пишет над ними совершенно др. нотацию. Отдельные песнопения он переписывает целиком дважды ради др. распева, предпосылая новому варианту определение «Инъ переводъ». Следов., Н. знал множество муз. вариантов одного и того же песнопения и творил музыку в процессе ее записи. Муз. творчеством Н. занимался до конца жизни: в марте 1662 г. он написал 1-й и 2-й покаянные стихи, в 1665/66 г. создал блок нотированных богослужебных песнопений и в апр. 1667 г., за месяц с небольшим до смерти, приписал уже нетвердой рукой к ранее написанным стихам последний покаянный стих. Эпистолярные и гимнографические сочинения Н. являются достоверным личным свидетельством о внутреннем мире человека, подвизавшегося ради Христа в юродстве. Ист.: Понырко Н. В. Письма юродивого XVII в. [публ. текста]// Лихачёв Д. С., Панченко А. М. Смеховой мир Др. Руси. Л., 1976. С. 195-199; она же. Письма юродивого XVII в. [публ. текста]// Лихачёв Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Др. Руси. Л., 1984. С. 205-213; она же. Стихи покаянные Галицкого юродивого XVII в. Стефана//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 596-600; Сочинения галицкого юродивого Стефана/Подгот. текста, коммент.: Н. В. Понырко//БЛДР. 2013. Т. 17. С. 411-426; Повесть о житии юродивого Андрея Тотемского//Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1989. Ч. 1. Вып. 3: Рукоп. книги XIX-XX вв. Вологодского обл. музея. Прил. 2. С. 268-269.

http://pravenc.ru/text/2565176.html

См.: Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легевды. С. 71, 78–80. Ср.: Житие Андрея Юродивого. 77, 80–81, 100–102: PG. 111. Col. 717AC, 720D-724A, 744С-748В. См.: Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легевды. С. 73. Следует подчеркнуть, что юродивый на самом деле уважает того, над кем смеется. Симеон особенно насмехается над монахами (Там же. С. 73), однако советует своему другу Иоанну никогда ни кем не пренебрегать, «особенно же монахами» (Там же. С. 81). Vie et recits de l’abbe Daniel. P. 60. Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 68. Там же. С. 80. Там же. С. 74. Ср.: С. 79. Там же. С. 79. См.: Там же. С. 71. См.: Там же. С. 69, 70–71, 73, 75, 76. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 172, 175, 176. Ibid. P. 179. Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 66, 67. Палладий. Лавсаик. 36 (рус. пер.: Указ. изд. С. 78). Евагрий Схоластик. Церковная история. I. 21 (рус. пер.: он же. Церковная история. Т. 1.С. 172). Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 69, 75, 81. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 169. Евагрий Схоластик. Церковная история. I. 21 (рус. пер.: он же. Церковная история. Т. 1. С. 173). Житие Андрея Юродивого. 19, 70–71: PG. 111. Col. 652BC, 712АС. Палладий. Лавсаик. 36 (рус. пер.: Указ. изд. С. 78). Евагрий Схоластик. Церковная история. I. 21 (рус. пер.: он же. Церковная история. Т. 1.С. 172). Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 70. Там же. С. 74. Житие Андрея Юродивого. 20–21: PG. 111. Col. 652C-653C. Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 54. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 181–182; Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 77; Житие Андрея Юродивого. 38–39: PG. 111.Col.672D-676A. См.: Палладий. Лавсаик. 37; Vie et recits de I’abbe Daniel. P. 61; Jean Rufiis. Plerophories. P. 178–179; John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 168–169,170,180; Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 55, 76.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Такими идеалами утешала себя византийская беднота, в таких образах отливалось сочувствие к ней стороны народничествующего книжника, который в житии пр. Андрея Юродивого, закрепил литературно тип нищего-протестанта, нищего социалиста, нищего, проникнутого гордым сознанием своей избранности перед лицом Божиим, во имя его нищеты. Но, в том же житии пр. Андрея, есть места, где автор, устами своего героя, идёт ещё дальше, где он вступается и за низший класс византийского общества – за рабов, и объединяет этих последних, вместе с бедняками, в одном порыве ненависти к бесчинствующей знати. Византийское рабовладение, как мы уже отмечали, едва ли было особенно сильно развито. Рабы, главным образом, являлись принадлежностью богатых домов, их служебной челядью, откуда и самый византийский термин οκτης, по преимуществу, употребляемый в агиографии, и слово τò οκτικòν, которым обозначается рабский персонал в доме знатного сановника, пр. Ксенофонта 1385 , и термин οκος, употребляемый для названия рабской челяди богатого дома в житии пр. Андрея Юродивого 1386 . Рабы являлись, прежде всего, принадлежностью горожан, и только в более редких случаях, во время какого-нибудь особенного наплыва рабов, как, например, было после завоевания Крита, рабский труд мог применяться и в сельском хозяйстве. Но даже и в городах рабство было скорее роскошью, чем необходимостью. Правда, как мы видели во главе, посвящённой ремёслам и торговле, крупные ремесленники пользовались в своих мастерских рабами, но большинство известий агиографии, говорящих об этом, относятся к ранним столетиям. В X в., о пользовании рабским трудом в торгово-промышленных эргастериях, говорит лишь Устав Эпарха 1387 , отражающий обстановку столицы, куда, конечно, по преимуществу, привозились партии рабов, и где они продавались на специальных рынках 1388 . Остановимся на некоторых известиях агиографической литературы, освещающей быт рабской челяди знатного дома 1389 . Так, в житии пр. Андрея Юродивого, мы читаем, что знатный константинопольский стратилат Анатолий имел многочисленных рабов (οκτας), к которым он прикупил ещё целую партию, и в том числе скифа пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как отметил С.А. Иванов в начале своей лекции, жанр путеводителя на редкость консервативен: сегодня гиды рассказывают туристам об истории Стамбула примерно то же самое, что и пятнадцать и двадцать пять лет назад. Между тем, объем научной информации о Константинополе в последние годы значительно вырос. Именно об этих последних научных открытиях и был рассказ на лекции. Предлагаем читателям подробный конспект выступления С.А. Иванова. Предсказание Андрея Юродивого В знаменитом житии Андрея Юродивого, которое написано в 10 веке в Константинополе, а потом послужило главным произведением русской литературы и образцом для всего древнерусского юродства, святой Андрей предсказывает гибель Константинополя: он говорит, что Константинополь когда-нибудь затопит море и «только колонны на форуме уцелеют, так что приплывающие корабли будут привязывать свои канаты, а матросы будут рыдать, говоря: " Увы нам, ибо наш великий город поглощен пучиной " ». «Пророчество Андрея Юродивого в высшей степени сбылось – Константинополя не существует. Он затоплен чужой цивилизацией, на его месте другой город, который иначе называется, в котором живет народ другой религии, другой цивилизации, другого языка, и то, что нам осталось – это ничтожные крохи былого Константинополя. Мы знаем по именам более 450 церквей в Константинополе, а существует на сегодняшний день может быть полтора десятка. Сотни названий улиц площадей, колонн, дворцов, бань, таверн дошли до нас по письменным источникам, отождествлению поддаются лишь доли процентов. Моя задача — рассказать, что нового найдено в последние 7-8 лет и как это может повлиять на наши представления о Константинополе. Традиционный туристический маршрут начинается со Святой Софии – это самый посещаемый памятник Турции. И, наверное, правильно начать наш рассказ с него». Святая София Несмотря на то, что кажется, что в святой Софии известен каждый кирпич, на самом деле, ученые все время открывают что-то новое. Во-первых, особняком стоят такие исторические факты и достопримечательности, о которых давным-давно известно, но которые никогда не показывают туристам по глупым бюрократическим причинам. Например, Зал патриарших секретов закрыт, потому что там хранятся архивы музея святой Софии. Туда невозможно войти, можно только заглянуть в щелочку неплотно прикрытых дверей и увидеть уникальные мозаики IX века.

http://bogoslov.ru/article/1976000

Объяснения такого странного способа благотворительности св. Андрея дается в его жизнеописании: «се же творяше св. Андрей, да не яве будет милостыня его» 548 . Значит, глубокое чувство смирения побуждало св. юродивых скрывать таким образом свои добрые дела. Вот с какими свойствами проявлялась деятельная любовь св. юродивых к ближним. Она носила характер, согласный с основными требованиями закона Божия о любви к ближнему, ибо в делах любви (милостыня) спасение 549 . А что именно так на милостивость смотрели св. юродивые, это ясно видим из наставления св. Симеона юродивого диакону Иоанну: «молю тя, брате, да никогоже от нищих, паче же от иноков презираеши, и укоряеши: да весть любовь твоя, яко мнози в них злостраданием очищени суть, и яко солнце сияют пред Богом. Молю тя, чадо и брате мой Иоанне, всячески тщися быти милосерд, ибо в грозный оный час милосердие паче иных добродетелей помощи нам может, пишется бо: блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь» 550 . На основании этих слов св. юродивого Симеона можно заключать, что он милосердие поставлял на самую высшую степень нравственного совершенства, так как милостивии и будут помилованы. Кроме того милостыня, по словам св. Симеона, оказывает сильное действие на очищение и просвещение души. В этом уверяет и учение св. отцев. «Как купель крещения угашает огнь геенский, так милостыня истребляет пламень греховный. И как в крещении однажды дается отпущение грехов, так непрестанное упражнение в благотворительности постоянно низводит на человека благоволение Божие говорит преп. Кассиан» 551 . «Милосердие одно все может, уверяет св. патриарх Иеремия, ибо кто милосердствует и любит бедных ради Господа, тот и освобождается от невыплатимого долга грехов и приобретает весь мир за ничтожную цену, и вдруг юнеет и делается бессмертным, и царствует в небесном царстве и, как верный раб, во всем последует Господу и царски богатеет по призванию Царя: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме мясных и рыбных лавок, на рынках сосредоточивалась и торговля овощами и фруктами, в изобилии привозимыми в Константинополь, и составлявшими наравне с рыбой главную пищу византийского простонародья. В житии преп. Василия Нового есть интересная бытовая подробность, как святой, вместе с посетившими его бедняками, утоляет голод чесноком (σκóρδον) 654 , a житие пр. Андрея Юродивого знакомит нас с дневным бюджетом и меню одного из бедных жителей столицы, купившего на один обол овощей, а на другой «горячее» (ϑρμια), вероятно рыбу 655 . Овощи и фрукты продавались на рынках, на лотках или в лавках. То же житие Андрея рассказывает, как однажды осенью святой зашёл в лавку дремавшего торговца и наелся отборных плодов, красовавшихся на выставке в стеклянных вазах 656 . На рынках и в прилегающих к ним переулках, было сосредоточено большинство константинопольских распивочных и закусочных (καταροπоτα), весьма охотно посещавшихся населением 657 . В житии преп. Василия Нового изображается одно такое заведение – ργαστριον το καϑαροπλου, с его бочками и амфорами вина, находящимися в отдельной кладовой (ποϑκη) 658 . Кроме вина, в этих трактирах можно было покупать и закуски (τ φα): хлеб, лепёшки (παξιμτια) и рыбу, которые здесь же и съедались 659 . Частое упоминание распивочно-закусочных заведений в житии преп. Андрея Юродивого, столь реалистически воспроизводящем жизнь константинопольской улицы, создаёт впечатление, что подобные харчевни-кабачки (другое название их – φουσκρια) были очень многочисленны, и являлись как бы клубами константинопольского простонародья, где любили проводить время не только пришедшие выпить и закусить, но и все праздношатающиеся люди. Недаром Устав Эпарха обращает особенное внимание на то, чтобы эти заведения были подчинены постоянному надзору, чтобы они в определённое время, во втором часу ночи, гасили огонь и запирали двери, для обеспечения ночного покоя обывателей от драк, и безобразия возвращающихся домой пьяных 660 . Несколько подробностей и картинок, почерпаемых из нашего агиографического источника, вполне оправдывают эти предусмотрительные предписания полиции. Так, однажды, толпа молодых гуляк затащила преп. Андрея в фускарий, купила вина и распивала его, забавляясь с юродивым, и нанося ему в виде злых шуток жестокие удары. Потом, просидев в кабачке целый день до вечера, компания вышла из него совершенно пьяной и отправилась в публичный дом, а оттуда, как уже мы видели выше, попала в немилосердные руки ночной стражи 661 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

юродивого, то едва ли кто бы ему поверил. В самом деле, почему он берет в пример одного юродивого? ясно, что причина и корень зла в самом человеке, в его дурной настроенности, при которой для него всюду соблазн. Но они, могут нам возразить, подавали повод к осуждению себя? Действительно, св. юродивые были постоянным предметом насмешек и поношения. Справедливо и то, что поводом к этому служили странные их поступки. Но виновны ли в этом св. юродивые? Они казались лишенными ума; но какое правило ума при обращении с такими несчастными? не насмехаться, но скорбеть о них повелевает долг человеколюбия; не презирать их должен христианин, но молить Господа, чтобы Он просветил ум этих несчастливцев, в которых страждет человеческая природа; не издеваться над ними, но в глубоком смирении повергаться пред Господом, чтобы Он не подверг нас подобному несчастию. После этого для кого св. юродивые могут быть предметом соблазна? Очевидно для тех, в ком совершенно утратилось чувство человеколюбия, такие люди вовсе не стоят того, чтобы из за них осуждать «юродство». Кто искушается от своей похоти, в ком владычествует грех, для того везде искушения, тот всегда грешит не потому, что повод к греху приходит извне, но потому, что в нем самом живет грех . Да если бы св. юродивые и сняли с себя покров безумия, то прекратился ли бы для нечестивцев повод к соблазну? напротив, еще увеличился бы. Открытое благочестие также не сносно для нечестия и разврата, как свет солнечный нестерпим для больного глаза. Поэтому, если бы св. юродивые в полном свете представили миру свои добродетели, то для нечестивых сделались бы еще большим камнем преткновения. Кто из святых Божиих, открыто светивших на свещнице мира, не был поносим и преследуем от грешного и развращенного мира? Если же кто и после этого хочет видеть в жизни св. юродивых повод к соблазну для других, тот пусть вспомнит, что св. юродивые всегда молили Господа, чтобы Он простил неведение поносивших их, а иногда, когда то находили нужным, и сами вразумляли соблазнявшихся их поведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Какая эта мерзость! Я даже предвижу, что психованные американцы пойдут к нашему памятнику просить о мужской силе. Конечно, с монументом, как и с памятью, ничего не случится, но этим известием оболванена часть американцев. Я не знаю, почему неймется отцу Андрею. Признаюсь, мне его очень жаль. Зачем так поступать и бросать агрессивную грязь в святыню? Мне обидно за отца Андрея. Само заявление протодиакона является дикостью! Многие люди в Америке будут ему верить как русскому православному священнослужителю. К сожалению, он паки и паки работает на врага нашего спасения. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 30. Ответ на 29., Сергей Швецов: Лёвин фонатизм крепчает. Скоро перейдет в терминальную стадию. В термальную стадию переходят те кто, как Вы, пьет из лужи. Не имею такой привычки, поскольку не дохожу до такого состояния. Однако же, шутки в сторону! Гей – радар Кураев сканирует историю! Никто и ничто не укроется от обличителя содомии всех времен и народов. Вот только отчего – то радар этот в упор не видит того, что его хозяин, Ходорковский, открыто объявил себя п…прошу прощения, содомитом. Может быть Вы, Швецов, знаете? Отчего – то содомитов Кураев ищет исключительно среди православных архиереев… http://diak-kuraev.livejournal.com/1364776.html Мальчики архиепископа Из Жития Андрея Юродивого: он делил еду с бедняками. Иногда ему дарили плащ, чтобы прикрыть наготу - " но другие бедняки, живущие как бессовестные разбойники, нападали на него ночью и, раздев, грабили и убегали, оставив нагим: это те, кого горожане обычно называют мальчиками архиепископа " (Житие, 19//Житие Андрея Юродивого. Спб.,2001, с. 46) 29. Re: «Нельзя оставлять без последствий выпад о.Кураева» Лёвин фонатизм крепчает. Скоро перейдет в терминальную стадию. 28. Re: «Нельзя оставлять без последствий выпад о.Кураева» Гениальный диакон, ведущий специалист в любой отрасли человеческих знаний, демонстрирует свое превосходство в области военного искусства над российскими военноначальниками. Так и видится картина: Кураев у карты, с указкой в руках, объясняет офицерам генштаба где должна быть военная база ВС РФ в Сирии... http://diak-kuraev.livejournal.com/1363747.html «В первую мировую турки не особо старались ликвидировать английский плацдарм в галлиполи. Они говорили, что это самый большой и причем бесплатный концлагерь для военнопленных в мире. В случае большой войны обречена и наша база в Сирии, и наш единственный авианосец, отправившийся туда сегодня».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/05/ne...

Думается, что такому человеку необходимо напомнить, прежде всего, что понятия – «странный», «грубый» – слишком широкие понятия, объем и содержание которых необходимо сузить, когда мы начинаем разбирать поведение и жизнь лиц иной среды, другого времени и, наконец, иного направления. Нравы и обычаи различны в разных классах общества и меняются с годами. Бесспорно для всякого, что человек высшего круга, вращающийся в сферах сложных и утонченных взаимоотношений между людьми, найдет много очень наивного в жизни наших прямодушных и простых крестьян. Не менее очевидно и то, что нынешнее время, – время утонченной вежливости и приличий, – далеко ушло от старины, и современный человек уже начинает стыдиться исполнять многие даже из добрых и естественных обычаев её; его щекотит то, к чему был равнодушен или даже, чем дорожил его предок. Но, кажется, всего более может отделять одного человека от. другого рознь в мыслях, чувствах, словом, в направлении всей духовной жизни. Когда эта рознь обнаруживается между тем, что принято всеми в обществе, как здоровое трезвое, и взглядами отдельного человека, не желающего подчиняться общественной логике, – то последний является оригиналом, эксцентричным. По сложившимся условиям людской, общественной жизни, насквозь пропитанной явною и скрытною ложью и неправдой, попасть в чин юродивого – самое легкое дело. В самом деле, стоит решиться только говорить всем и всегда правду без прикрас, без лицемерия и лести, стоит не дозволять себе ни одного из тех лживо-гнилых слов, которыми покрывают себя часто неискренность, обман и даже вражда, чтобы тотчас же прослыть за идиота, юродивого. Герои Достоевского – Лев Николаевич Мышкин и Алексей Федорович Карамазов («Идиот» и «Братья Карамазовы») рассуждают и действуют не по логике окружающего их общества, а потому и являются странными. Вот что на этот счет говорит у него старец Зосима своим прежним товарищам после того, как совершенно изменил свою жизнь: «где вам познать это (т. е. мою жизнь). Я раз в жизни поступил пред вами истинно, и что же, стал для вас точно юродивый: хоть и полюбили меня, а все-таки надо мной смеетесь» 770 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А Божий святой Нонн не сводил с женщины мысленных своих очей и, после того как она удалилась, повернулся и следил за ней. И, склонив лицо свое к коленам, всю грудь омочил слезами, и, громко застонав, говорит сидящим рядом епископам: “Вас не услаждает ее красота?”. Они хранили молчание и не ответили. И снова, склонив лицо свое к коленам, Нонн громко застенал, и, бия себя в грудь, всю свою власяницу омочил слезами. Потом поднял голову и говорит епископам: “Подлинно не услаждает? А я весьма сильно услажден и возлюбил красоту ее, потому что Бог поставит эту женщину в грозный час судить нас и епископство наше. Как вы думаете, возлюбленные, сколько времени она мылась в спальне, наряжалась, прихорашивалась и с какой любовью к красоте гляделась в зеркало, чтобы достигнуть своей цели и явиться возлюбленным красивой? И это она делала, чтобы понравиться людям, которые сегодня живы, а завтра уж нет. А мы, имеющие в Небесах брачный чертог, вечный и не преходящий во веки, имеющие Жениха бессмертного, бессмертие дарующего украшенным Его заповедями, имеющие богатое Небесное приданое, которого нельзя себе и представить, “не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его”, да что говорить? Разве в уповании вечно созерцать божественный лик и неизреченную красоту мы не наряжаемся, не смываем грязь с нашей жалкой души, а оставляем ее в небрежении?”».   Житие Симеона Столпника « Странное и дивное » житие первого столпника. Столпничество — парадоксальный подвиг. Это предел аскезы, крайнее умервщление плоти — его описания в житии Симеона почти чудовищны. С другой стороны, на своем столпе Симеона находится в центре мира, к нему ходят тысячи людей, он разрешает церковные споры, пишет «на равных» сановиникам и императору. Огонь Пустыни здесь словно достиг вершины и возвращается обратно в мир. Житие Симеона Юродивого Житие Симеона (VI в.), вместе с житием Андрея Юродивого — два главных жития юродивых вообще. Житие Симеона Юродивого ценно не просто как первое полноценное описание юродства — они были и до Симеона, да и многие деяния ветхозаветных пророков без натяжки можно назвать юродством.

http://blog.predanie.ru/article/kak_stat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010